Дизайн полиграфии

Со времен Кирилла и Мефодия дизайн выполняет визуальную функцию в оформлении печатного слова. Первые книги, вышедшие из-под пера летописцев, были щедро украшены замысловатой вязью орнаментов, что отражало стремление автора не только донести слово, но сделать его запоминающимся в эстетике и символике своего времени.

На заре развития массового печатного дела в роли дизайнеров выступали художники. Гравюры Дюрера до сих пор считаются непревзойденными шедеврами изобразительного искусства, а способ печати гравюр предельно прост и стал одним из первых ласточек механизированного способа печати, соединенного с художественным гением. Всего один цвет, использовавшийся в печати гравюр, передавал эмоции, мысли и вызывал ответные чувства у обывателя, делая его ближе к искусству и отрывая от повседневности. Мы с огромным удовольствием рассматриваем знаменитые плакаты, театральные афиши, меню или этикетки, созданные ярким представителем модерна Альфонсом Мухой. Изобразительный талант Маяковского, периода октябрьской революции и НЭПа и сегодня вдохновляет дизайнеров на использование простых форм и чистых цветов для донесения информации в сжатой и меткой форме плакатного листа.

Со времен создания первого печатного листа прошло много времени, появились технические средства для массовой печати и дизайн полиграфии приобрел оформившиеся течения и формы.

Дизайн полиграфии имеет несколько основных направлений

  • Дизайн, иллюстрирование и верстка книг.
  • Дизайн акцидентной полиграфии (буклеты, визитки, листовки, брошюры и т. д.).
  • Дизайн, иллюстрирование и верстка журналов, газет.
  • Дизайн упаковки.

Основной задачей качественного дизайна полиграфии является донесение информации до читателя в удобной и легкой форме на печатном носителе.

Каждое из направлений дизайна имеет свои правила для создания той или иной полиграфической продукции. Так дизайн книги предполагает не только иллюстрации, но и разделение книжного блока на составляющие с последующей сшивкой и верстку, согласно которой последовательность повествования не может нарушаться. Дизайн газет и журналов также имеет свою дизайнерскую специфику в разбивке текста на колонки и иллюстрирование изобразительными материалами, подтверждающими или усиливающими текстовое наполнение газетной или журнальной полосы. А рекламные материалы для компаний и организаций предоставляют дизайнеру огромное поле для креативности в решении задачи о донесении коммерческой информации до потребителя.

Специалист по дизайну полиграфической продукции должен не только владеть специальными программами для создания иллюстраций или верстки готовых макетов. Хороший дизайнер должен знать всю «кухню» каждого цикла печатного дела от вывода пленок до выхода готового собранного печатного материала.

Дизайн полиграфии не заканчивается только созданием макета с помощью специализированных программ, в это понятие входит размер, форма, цветовое сочетание, а также возможные дополнительные эффекты, которыми может быть снабжен готовый печатный материал. Послепечатная обработка полиграфической продукции может включать в себя:

  • Фигурную высечку: придает эксклюзивную форму печатной продукции.
  • Конгрев, тиснение: могут быть выполнены с помощью нанесения разноцветной фольги или нанесением цвета на выпуклые (тисненые) поверхности.
  • Лакировку: листы готового изделия могут покрываться полностью УФ-лаком или покрытие может происходить только на поверхности отдельных изображений.
  • Ламинирование: позволяет нанести защитную пленку на всю поверхность бумажного листа, защищая его от разрушения.

Печатные технологии всегда развиваются и тяга людей к печатному слову и изображению, пожалуй, не иссякнет никогда. Качественный креативный дизайн полиграфии привносит в нашу жизнь возможность увидеть обыденные вещи в праздничном свете.