Секта «анастасия». личный опыт и анализ

История культа Анастасии

В апреле 1998 г. ЧП «Мегре» выбирает наиболее экологически чистый район в Новосибирской области, в 2-х километрах от сибирской тайги, и организует цех по переработке кедрового ореха. В 2005 г. была основана компания ООО «Мегре». В последующие годы география поставок значительно расширилась (Европейский Союз, Великобритания, Турция, Кипр и т.д.). Компания стала ведущим производителем и поставщиком кедрового масла.

В 2006 г. сообщество предпринимателей “Чистые помыслы”, основанное на идеях Мегре, объявило о создании необходимых условий для реализации программы экологических поселений. Для реализации авторского мифа об Анастасии 13 марта 2006 г. была создана общественная организация “Звенящие кедры России”. Продукция под знаком «Звенящие кедры России» появилась в аптеках и многих городах России. В декабре 2009 г. была создана собственная рознично-оптовая торговая сеть под знаком «Звенящие кедры России». За первые полгода открылись дилерские отделы в Казани, Новосибирске, Новом Уренгое, Челябинске, Елабуге. Экономическую основу проекта составило акционерное общество открытого типа – “народная компания” “Родовые поместья” с заявленным уставным капиталом в размере 100 млн. рублей. Компания намерена финансировать ипотечные программы выкупа земельных участков с рассрочкой выплат по кредиту в течение 15 лет, инвестировать различные проекты, связанные с внутриобщинной организацией экологических поселений и установлением сетевых связей между ними. В планах компании реализация акций ОАО “Родовые поместья” на рынке ценных бумаг.

Примечания[править | править код]

  1. http://book.anastasia.ru/
  2. http://book.anastasia.ru/
  3. ↑ http://lib.ru/URIKOVA/MEGRE_W/01_anastasia.txt
  4. https://archive.is/20120803151557/www.iriney.ru/sects/anastasia/001.htm
  5. книга первая, с.35
  6. <iframe width=»425″ height=»350″ frameborder=»0″ scrolling=»no» marginheight=»0″ marginwidth=»0″ src=»http://maps.google.com/maps?q=28.539722,33.973333&hl=ru&ie=UTF8&ll=28.548338,33.977537&spn=0.00303,0.004807&t=h&z=14&iwloc=addr&output=embed&s=AARTsJrTAXTdH_MC0D7o18WzW6fUdpepWA»></iframe><a href=»http://maps.google.com/maps?q=28.539722,33.973333&hl=ru&ie=UTF8&ll=28.548338,33.977537&spn=0.00303,0.004807&t=h&z=14&iwloc=addr&source=embed» style=»color:#0000FF;text-align:left»>Просмотреть увеличенную карту</a>
  7. ↑ http://spasi-i-sohrani.com/start.php?m=evangelie
  8. http://antianastasia.narod.ru/
  9. рхиепископ Августин издал указ по епархии в связи с распространением секты Анастасии
  10. http://antianastasia.narod.ru/
  11. http://antianastasia.narod.ru/
  12. http://book.anastasia.ru/
  13. http://book.anastasia.ru/
  14. ↑ http://www.ill.ru/news.art.shtml?c_article=1361 Ошибка цитирования Неверный тег : название «Переохлаждение» определено несколько раз для различного содержимого
  15. ↑ http://book.anastasia.ru/ Ошибка цитирования Неверный тег : название «книги» определено несколько раз для различного содержимого
  16. http://antianastasia.narod.ru/
  17. http://zhurnal.lib.ru/z/zawackaja_j_j/anastasy.shtml
  18. http://zhurnal.lib.ru/z/zawackaja_j_j/anastasy.shtml
  19. http://religion.ng.ru/problems/2008-07-02/7_neopagan.html
  20. http://religion.ng.ru/problems/2008-07-02/7_new-age.html
  21. http://www.k-istine.ru/sects/anastasia/anastasia_about.htm
  22. https://archive.is/20120803151557/www.iriney.ru/sects/anastasia/001.htm

Противникиправить | править код

  • Алексей Ивакин. АнтиАнастасия ISBN 5-98083-048-0
  • Критика движения Мегре на сайте А. Дворкина
  • Яна Завацкая. Секта «Анастасия». Личный опыт и анализ
  • Центры Анастасия. Центр Апологетических Исследований

Ключевые образы мифологии[править | править код]

В мифологии этого движения ключевое место занимают две фигуры: Анастасия и кедр. Они не сакральные в том смысле, который придаётся этому понятию в традиционных религиях. Анастасию не почитают как божество, а кедры не называют священными деревьями.

Анастасияправить | править код

Анастасия — молодая сибирская отшельница. Как утверждает Владимир Мегре, она хранит мудрость древней расы ведруссов, проживавшей на территории Евразии тысячи лет назад. (Ведруссы — представители «золотого века» прошлого, когда человек был совершенным и мог общаться с Богом напрямую.) Живёт Анастасия в поместье, которое её род обустраивал тысячелетиями. Мегре посещает её поместье несколько раз в год и узнаёт от неё части древней мудрости, а потом передаёт их миру в своих книгах.

Анастасия описана как пророчица и ясновидящая; кроме того, она знает все языки, никогда не болеет. Она способна исцелять мыслью, владеет телепатией, телекинезом. Анастасия органично сосуществует с природой: её кормят белки, она постоянно поглаживает листья растений. Несмотря на это, Мегре постоянно утверждает, что Анастасия является обычной женщиной, не божеством. Анастасия очень редко вступает в прямой контакт с цивилизацией, хотя знакома со всеми текущими мировыми событиями и достижениями техники.

Для представителей движения Анастасия — образ владеющего древними знаниями человека, живущего «правильно», то есть в согласии с природой. Некоторые считают её существующей в реальности, некоторые считают, что Мегре местами исказил её слова, а некоторые рассматривают её как образец для подражания в своих родовых поместьях.

Звенящие кедрыправить | править код

Въезд в кедровник

В своей первой книге В. Мегре писал: «Бог создал Кедр как накопитель энергий Космоса Кедр принимает исходящую через Космос от человека энергию, хранит и в нужный момент отдаёт».

«Звенящими» называются кедры, которые в течение жизни только накапливали, но ни разу не отдавали космическую энергию. Таким кедрам должно быть примерно 550 лет. Они, как утверждается, издают едва слышный звон — «так они подают знак людям, чтобы взяли их люди, спилили для использования накопленной энергии на Земле». Если такой кедр не спилить в течение трёх лет, то звон прекращается и кедр начинает сжигать накопленную энергию, что ведёт к его долгой и мучительной смерти через 27 лет. Поэтому анастасийцы стараются найти максимальное количество «звенящих кедров» и спасти их.

Многие анастасийцы носят на теле кусочки кедра и время от времени трут их пальцами с целью избавления от болезней, достижения долголетия. Продукты кедра (такие как кедровое масло, кедровая каша) применяются в лекарственных целях. В среде последователей Мегре популярны поездки на юг России с посещением местных кедровых рощ. Популярным ремеслом является изготовление изделий из кедра.

Кедры во множестве сажаются в «родовых поместьях» анастасийцев и символизируют крепость, долговечность, красоту и силу природы.

Ключевые образы мифологии

В мифологии этого движения ключевое место занимают две фигуры: Анастасия и кедр. Они не сакральные в том смысле, который придаётся этому понятию в традиционных религиях. Анастасию не почитают как божество, а кедры не называют священными деревьями.

Анастасия

Анастасия — молодая сибирская отшельница. Как утверждает Владимир Мегре, она хранит мудрость древней расы ведруссов, проживавшей на территории Евразии тысячи лет назад. (Ведруссы — представители «золотого века» прошлого, когда человек был совершенным и мог общаться с Богом напрямую.) Живёт Анастасия в поместье, которое её род обустраивал тысячелетиями. Мегре посещает её поместье несколько раз в год и узнаёт от неё части древней мудрости, а потом передаёт их миру в своих книгах.

Анастасия описана как пророчица и ясновидящая; кроме того, она знает все языки, никогда не болеет. Она способна исцелять мыслью, владеет телепатией, телекинезом. Анастасия органично сосуществует с природой: её кормят белки, она постоянно поглаживает листья растений. Несмотря на это, Мегре постоянно утверждает, что Анастасия является обычной женщиной, не божеством. Анастасия очень редко вступает в прямой контакт с цивилизацией, хотя знакома со всеми текущими мировыми событиями и достижениями техники.

Для представителей движения Анастасия — образ владеющего древними знаниями человека, живущего «правильно», то есть в согласии с природой. Некоторые считают её существующей в реальности, некоторые считают, что Мегре местами исказил её слова, а некоторые рассматривают её как образец для подражания в своих родовых поместьях.

Звенящие кедры

Въезд в кедровник

В своей первой книге В. Мегре писал: «Бог создал Кедр как накопитель энергий Космоса Кедр принимает исходящую через Космос от человека энергию, хранит и в нужный момент отдаёт».

«Звенящими» называются кедры, которые в течение жизни только накапливали, но ни разу не отдавали космическую энергию. Таким кедрам должно быть примерно 550 лет. Они, как утверждается, издают едва слышный звон — «так они подают знак людям, чтобы взяли их люди, спилили для использования накопленной энергии на Земле». Если такой кедр не спилить в течение трёх лет, то звон прекращается и кедр начинает сжигать накопленную энергию, что ведёт к его долгой и мучительной смерти через 27 лет. Поэтому анастасийцы стараются найти максимальное количество «звенящих кедров» и спасти их.

Многие анастасийцы носят на теле кусочки кедра и время от времени трут их пальцами с целью избавления от болезней, достижения долголетия. Продукты кедра (такие как кедровое масло, кедровая каша) применяются в лекарственных целях. В среде последователей Мегре популярны поездки на юг России с посещением местных кедровых рощ. Популярным ремеслом является изготовление изделий из кедра.

Кедры во множестве сажаются в «родовых поместьях» анастасийцев и символизируют крепость, долговечность, красоту и силу природы.

Учение о сущности человека

Бог раздал половину Себя человечеству,
поэтому человек — Творец, подобный Богу (4, с. 48). «Бог во
плоти, но только наполовину. И плоть Его — все люди Земли» (4,
с. 174). Человек — Властитель Вселенной (5, с. 119). У человека
Божественное «я», (4, с. 136). Бог хотел, чтобы сын его,
творение-человек, был сильнее Его (6, с. 19). Человек может
творить и совершенствовать мир силой своих мыслей (4, с. 7).
Человеческая мысль способна создавать иные миры или менять
сотворенное. Человек через подсознание движет всеми планетами
(3, с. 163). Человек — властелин всех энергий Вселенских (7, с.
219). Вскоре землю будут населять Боги, то есть те люди, чья
«осознанность» позволит принять энергию (7, с. 222).

Дух — это энергетический комплекс,
состоящий из множества энергий. После прекращения плотского
существования человеческого индивидуума, некоторые из этих
комплексов подлежат распаду на отдельные энергии, потом
используемые в растительных, животных соединениях, необходимых
природных явлениях (5, с. 36).

Ада или рая в том смысле, как это понимают
христиане — не существует. Человеческая душа или навсегда
засыпает, или воплощается в новом теле. Вновь воплотиться душа
может лишь в том случае, если человек на одном гектаре земли
устроил рай (родовое поместье, Родину или «Пространство Любви»),
возделав его по проекту Анастасии, и похоронен на этом участке
(7, с. 7). Хоронить надо не на кладбище, а на родовом куске
земли. Тогда душа сможет вновь воплотиться в материи, в земном
раю. Похороненные на кладбище не могут попасть в рай. Души их не
могут воплотиться в материю, пока существуют мысли родных и
друзей, думающих об их смерти. Надгробие — это памятник смерти (7, с. 7).

1. Характерные учения и практики Движения
Новой Эры, встречающиеся в книгах Мегре: астрология («Анастасия
творит гороскопы», (5, с. 67), контактерство, телепортация,
летающие тарелки и инопланетяне, учение Рерихов («Живая Этика»),
Огонь Зороастра, медитация, реинкарнация, шамбала, биоэнергетика.

2. Все религии говорят об одном Боге (6, с. 5).

3. «Все Божественные творения вечны,
самодостаточны, сами себя воспроизводят. Все живущее на земле,
от травинки до человека, представляет собой гармоничное единое
целое и вечное» (7, с. 7).

4. Смерть — это сон (7, с. 230).

5. Любая мать может родить Христа (или
Мухаммеда), если поверит, что у нее родится Христос (или
Мухаммед) (5, с. 338).

6. Человек может переместить свое тело на
другую планету вместе с частью атмосферы и жить там (6, с. 112-113).

7. Светлые силы — это светлые мысли,
когда-либо произведенные людьми. Ими заполнено все пространство (5, с. 47).

8. Физические болезни в человеке появляются
вследствие его самоустранения от окружающей Природы и темных
чувств, которые он допускает в себе (4, с. 26).

9. На Солнце не происходят самостоятельные
реакции горения. Свет солнца создается людской любовью. Энергия
Чистой Любви — самая сильная энергия во Вселенной (5, с. 48).

10. Растения производят мысли и чувства
(Вишня хочет, слышит, мыслит (4, с. 39)).

11. «Для посадки саженцев обязательно
необходимо в выкопанной лунке своими руками и пальцами босых ног
помять землю, плюнуть в лунку. Через потение ног из человека
выходят вещества, содержащие информацию о заболеваниях
организма. Эту информацию получают саженцы. Они передадут ее
плодам, которые будут способны бороться с недугами» (3, с. 73).
Необходимо общаться с растениями, а в полнолуние дотронуться до них (1, с. 72).

12. Топливом для летающих тарелок служат
микроорганизмы, которые превращают газообразные вещества в
твердые. Скорость летающей тарелки равна 1/19 скорости мысли
среднестатистического сегодняшнего человека Земли (3, с. 44).

13. Раньше на земле жили прентазавры,
которые исчезли, потому что человек не нашел им предназначения.
Прентазавры были больше, чем слоны, из их пасти исторгалось
пламя. Прентазавр был огромным шаром заполненный газом от пищи,
который легче воздуха с тонким скелетом и маленькими
внутренностями. Подпрыгнув, махая крыльями, прентазавр мог
лететь. Когда накапливался избыток газа, прентазавр изрыгал его
через пасть. В пасти торчали клыки из кремня. Создавая зубами
искру, прентазавр поджигал газ из брюшной полости (6, с. 20).

История создания

Весной 1994 года Мегре совершил
коммерческую экспедицию «Купеческий караван» по реке Обь.
Корабли каравана оказались в «маленькой деревушке, на десятки
километров удаленной от больших населенных пунктов» (3, с. 6). С
этого момента началась похожая на сказку история, которую Мегре
излагает на страницах своих книг.

Во время стоянки к Мегре обратились два
местных старика (119 и 93 лет) с просьбой помочь им спилить в
тайге «Звенящий Кедр», обладающий, по их словам, чудотворными
свойствами. Они объяснили, что кедр живет 500 лет, а затем
начинает «звенеть», излучая особую энергию, благотворно влияющую
на человека. Если кусочек этого кедра носить на груди и
шлифовать его пальцами, то «человек, обладающий этим кусочком,
становится добрее, удачливее и талантливее» (3, с. 7). Мегре
приписывает сибирскому кедру божественные свойства, применяя к
нему слова Евангелия: «… в Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков… » (3, с. 116).

Критика и оценки деятельности

В и 2004 годах на двух международных научно-практических конференциях под председательством Александра Дворкина движение «Звенящие кедры России» отнесли к «наиболее известным и опасным современным деструктивным культам» . Сам Дворкин полагает, что организация «Звенящие кедры России» представляет угрозу национальной безопасности.

3 июля 2003 года архиепископ Львовский и Галицкий Украинской православной церкви (Московского патриархата) Августин (Маркевич) официально сообщил о наличии противоречий между идеями движения «Звенящие кедры России» и догматическим вероучением Православной церкви в своём указе:

В 2004 году вышла книга Алексея Ивакина «АнтиАнастасия. По ком звонят кедры».

В 2005 году диакон Андрей Кураев со студентами Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета пикетировали гастроли театра «Встреча» в Южно-Сахалинске. Некоторые мероприятия и встречи, организуемые читателями книг Мегре, осуждаются представителями Русской православной церкви.

«Российская газета» отмечала, что некоторые поселения представителей движения «Звенящие кедры России» во Владимирской области созданы с нарушением земельного законодательства и вызывают протесты местного населения. Как установила областная межведомственная комиссия, поселенцы используют земли не по назначению, не имеют регистрации по месту жительства, не получают квалифицированной медицинской помощи, их дети не посещают образовательные заведения. Впоследствии к. и. н. Федотова писала, что в 2007 году 13 детей поселенцев пошли в школу, общее же количество детей школьного возраста остаётся неизвестным из-за несоблюдения родителями правил регистрации. По её мнению, на территории Владимирской области последователи Анастасии осуществляют псевдорелигиозный план, настоящей целью которого является скупка земель сельскохозяйственного назначения, их самовольная застройка и перепродажа по спекулятивным ценам.

Доктор исторических наук Александр Ярков, профессор и заведующий сектором изучения этноконфессиональных отношений Института гуманитарных исследований Тюменского университета, обозначил последователей Мегре как неоязыческое движение. По его мнению, под прикрытием привлекательных экологических лозунгов организаторы мошенническим способом занимаются собственным обогащением за счёт рядовых членов движения.

Доктор философских наук Игорь Кантеров (в то время заместитель председателя Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Федеральной регистрационной службе), полемизируя с Ярковым, отнёс «Звенящие кедры России» к категории синкретических «движений Нью-эйдж», или «», при этом заметив, что мошеннический характер движения должен устанавливаться правоохранительными органами и судами.

Эксперты швейцарской организации по изучению нетрадиционных религий InfoSekta отмечают, что идеология анастасийства включает в себя оккультизм, эзотерику, антисемитизм, теорию заговора, культ расы, пересмотр истории.

Критики используют также эмоционально окрашенный пейоратив «кедрозвоны» по отношению к участникам этого движения.

Уикенд без убийства

В тот день в атмосфере явно творилась
борьба добра со злом: бесконечный дождь с холодным
ветром лишь на короткое время давал робкому солнцу
выглянуть из-за туч. Наша машина в последний раз
хрюкнула какой-то сломанной деталью и осталась умирать
среди непролазной грязи бездорожья. Сопровождавшие меня
мужчины разбрелись по лесу в поисках подмоги. Треск
ломаемых веток, доносившийся откуда-то сбоку, невольно
вывел меня из транса. Вышедший из леса парень окинул
меня равнодушным взглядом и пошел было мимо. Но моя
журналистская привычка приставать к людям не дала этому
партизанского вида юноше уйти.

Ильхам — так звали прохожего — долго и
недоверчиво рассматривал меня, потом долго прощупывал
мою идеологическую почву, расспрашивая, зачем я ищу
анастасиевцев. И даже не пытаясь скрыть недоверие на
лице, все-таки согласился проводить меня к себе в
общину. Мы прошли уже огромное поле, миновали какой-то
полуразрушенный хутор, снова вошли в лес, а Ильхам все
брел, не разбирая дороги, по лужам.

— Здорово мы здесь перепачкались, —
попыталась завести разговор я. Ответ меня ошеломил:

— Это все во благо, — настоятельно
сказал он, — это не просто грязь, как ты думаешь, а
энергетически ценная субстанция… Нужно почаще общаться
с землей и с дождем,- продолжал он, — или ты книги про
Анастасию не читала?

— Читала-читала, — спешно отвечаю я. И
чтобы мой проводник не усомнился в твердости моих
намерений вступить в секту, добавила:

— Боже, как они мне нравятся, как я хочу
быть похожей на Анастасию, жить на природе, очищать свою
душу, общаться с Солнцем…

В этом месте я определенно
перестаралась, потому что Ильхам как-то странно на меня
посмотрел и заметил, что «так высокопарно разговаривать
— это признак гордыни, которой подвержены все городские
жители». Сам же Ильхам три года назад уехал из Москвы
сюда. Ему 27 лет. Он музыкант, окончил консерваторию по
классу фортепиано. Работал тапером в ресторане и еще в
какой-то музыкальной группе. Решение уехать из города
пришло как-то внезапно. После прочтения книг Мегре. За
то время, что он стал его последователем, семейство
парня заметно увеличилось. К одному рожденному в городе
ребенку прибавились еще двое — «экологически чистых».

— Ведь мы живем без электричества, —
смущенно поведал он мне, — вот дети и появляются как
грибы после дождя. Малышей в общине гораздо больше, чем
взрослых…

Вообще же мой проводник больше молчал,
чем разговаривал, шквал моих вопросов он пресек быстро:
«Сейчас придем в Общий дом, там и поговорим».

Объект поклонения

Через год после первой экспедиции Мегре
повторяет экспедицию по Оби в надежде разыскать Звенящий Кедр. В
той же деревне он встречает лесную красавицу — Анастасию.
История об Анастасии и диалоги с ней составляют большую часть
пяти книг Мегре (ожидается, что их будет девять). По словам
Анастасии, их прочитают многие люди, и «приоткроется им Истина»
(3, с. 150). Анастасия в книгах Мегре — сибирская отшельница,
красивая молодая женщина, очень сильная физически, обладающая
невероятными способностями. Она, подобно Маугли, круглый год
обходится без жилища и одежды, не признает никаких достижений
цивилизации, питается исключительно лесной пищей, которую ей,
зачастую, приносят животные. В 1995 году Анастасии было 26 лет,
хотя выглядела она значительно моложе. Мегре с восхищением
рассказывает, как он, забыв про свою собственную семью,
оставшуюся в Новосибирске, вступил с Анастасией в плотскую
связь. У них родился сын Владимир, которого эта женщина оставила
жить с собой в тайге. Анастасия дала Мегре способность писать
книги и поручила ему таким образом рассказать о встречах с ней,
ее учениях и невероятных способностях всем людям. На нижеприлагаемом снимке
якобы сфотографирована сама Анастасия как всегда загадочная и полуголая.

Анастасия якобы обладает неким всемогущим
«Лучом», при помощи которого может творить, исцелять, видеть
настоящее и будущее, изменять судьбу, перемещаться в
пространстве, посещать другие цивилизации и влиять на них (6, с.
108, 109). Она знает не только все языки, но и устройство любой
современной техники, вплоть до летающей тарелки, хотя прожила в
тайге всю жизнь. Инопланетяне уже приземлялись у нее на поляне,
и Анастасия вместе с Мегре побывала у них в гостях на другой
планете. Мегре подробно описывает быт инопланетян и заводы по
производству летающих тарелок и пищи (6, с. 118-121). По
пророчеству Анастасии, в будущем на территории России высадится
«десант инопланетян» (6, с. 133). Инопланетяне подчинят себе все
человечество. Останутся лишь материальные тела, и каждый человек
будет походить на биоробота (6, с. 133).

На службе у Анастасии находится светящийся
голубой шар — сгусток энергии, обладающий интеллектом, который
приходит на помощь по ее первому зову (4, с. 159-165).

Структура и организации[править | править код]

Реализация продукции из родовых поместий на ярмарке

В движении отсутствует какая-либо жёсткая структура, централизованная организация, иерархия или авторитарные руководители. Самостоятельные объединения единомышленников возникают спонтанно. Участникам движения самим приходится, опираясь на идеи книг, разрабатывать прикладные организационные и идеологические материалы, не имея для этого какой-либо предварительно проработанной унифицированной базы.

Вместе с тем существуют следующие связанные с движением организации:

Владимирский фонд поддержки культуры и творчества «Анастасия» — некоммерческая организация — частный фонд, учреждённый В. Н. Мегре, выполняет функции центрального информационного и координационного центра общественного движения «Звенящие кедры России». Офис фонда расположен во Владимире.

Общество с ограниченной ответственностью «Мегре» — коммерческая организация, производитель продукции под товарным знаком «Звенящие кедры России» (одноимённым с общественным движением и серией книг).

В городе Ковров (Владимирская область) группа сторонников движения — «Объединение — Пространство Любви» попыталась зарегистрировать движение «Звенящие Кедры России» в качестве религиозного. Подали в местную администрацию уведомление о начале своей религиозной деятельности. Религиоведы «Совета по вопросам религиозных объединений при администрации Владимирской области» провели религиоведческую экспертизу, которая установила, что «вероучение, положенное в основу этого объединения, не носит самостоятельного характера, а представляет собой смешение образов, заимствованных из других религий, в частности, христианства и язычества». В результате Совет отказался признать данную группу людей в качестве религиозной.

Организации движения также существуют и в других странах, преимущественно на постсоветском пространстве, и в местах значительного проживания русскоязычных диаспор. Так анастастийцы зарегистрированы в Болгарии, Нидерландах, Германии и ряде других стран Европы. Согласно заявлениям самой организации, в 2020 году родовые поселения анастасийцев существуют в Белоруссии, Германии, Венгрии, Казахстане, Латвии, Молдавии, Польше, США, Франции, Эстонии и на Украине.