Апофеоз войны верещагина

История создания

Римско-католический костёл являлся частью монастыря Седлеца, основанного в 1142 году. Часовня была воздвигнута в XIV столетии неподалёку от кладбища, территория которого впоследствии стремительно увеличивалась. Этому способствовал настоятель монастыря, совершивший паломничество в Иерусалим. По возвращению он привёз в родную обитель горсть земли с холма, где был распят Иисус Христос. Аббат развеял над кладбищем святую почву, после чего место захоронения приобрело известность среди аристократов Богемии, предпочитающих для своего упокоения сакральную землю.

На рубеже XIV-XV веков, когда Чехию накрыла эпидемия чумы, и разгорелись религиозные распри, территория кладбища значительно разрослась. Болезнь и войны привели к большому количеству смертей. Здесь были погребены более 40 000 человек, в результате чего мест для новых захоронений стало не хватать. Руководство монастыря приняло решение извлечь старые кости и перенести их в подвал часовни. Человеческие останки аккуратно складывали в специальное хранилище, именуемое склепом. Согласно легенде, некий полуслепой монах художественно выложил из костей шесть больших пирамид, четыре из которых до сих пор можно увидеть в церкви. После этого к аббату якобы вернулось зрение.

В 1784 году правитель Священной Римской империи Иосиф II распорядился закрыть Седлецкое аббатство и кладбище. Церковь с прилегающей территорией монастыря перешла в собственность аристократической семьи князей Шварценбергов, являющихся на то время крупными землевладельцами Богемии. Нового хозяина имущество церкви в виде горы черепов и костей не впечатлило. Он нанял местного резчика по дереву Франтишека Ринта, чтобы ремесленник создал декоративные элементы для часовни из груды скелетов.

Князя не беспокоило, что эксцентричная базилика будет символом кощунственного издевательства над останками человеческих тел и оскорбления христианских обрядов. В то время один из его родственников являлся австро-венгерским кардиналом, поэтому одобрение со стороны церковных деятелей было обеспечено. Вскоре многие жители Богемского королевства стали считать костницу сакральным местом. Они верили, что люди, чьи кости украшают интерьер часовни, первые воскреснут в Судный день. Результат работы Франтишека Ринат превзошёл все ожидания.

После полирования и дезинфицирования хлорной известью, Ринт умело принялся превращать кости в произведения искусства для интерьера церкви. Художник делал замысловатые фигуры из костей, включая четыре люстры, огромный потир, декоративную цепь из десятков черепов и многое другое. В знак благодарности своим покровителям, Франтишек Ринт украсил одну из стен часовни семейным гербом Шварценбергов. Множество мелких деталей костной композиции воспроизводили элементы княжеской эмблемы.

Труды Ринта сохранились практически в первозданном виде. В XXI веке зданию часовни и костным украшениям понадобились реставрационные работы. Строение опасно просело, а в подвалах склепа постоянно скапливалась сырость. Восстановительные мероприятия были начаты в 2014 году и продолжаются по сегодняшний день. Однако, несмотря на ремонт костница остаётся открытой для посещения туристов.

«Я бью с размаху и без пощады»

За свои 62 года жизни Василий Верещагин успел принять личное участие в трех крупных войнах и кампаниях, которые вела Россия, и побывать во множестве мест, где вели боевые действия иные государства. Китай, Индия, Филиппины, Куба — путешествуя по этим странам, живописец то и дело сталкивался с последствиями войн и восстаний, которые и стали лейтмотивом многих его полотен. Он не воспевал войну — он воевал с нею, стремясь отдать дань тем, о ком редко вспоминали его коллеги-баталисты, изображавшие торжественно развернутые знамена и войска, радостно приветствующие своих командиров. Не случайно одну из самых гениальных своих картин Василий Верещагин назвал «Апофеоз войны», а на раме сделал приписку: «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим». Творческим кредо художника было почти документальное изображение того, что он видел лично, а его взгляд был взглядом рядового солдата и линейного офицера, взглядом из окопа, из первой линии, откуда война всегда выглядит совершенно непарадной и беспощадной. Таким же беспощадным по отношению к войне был и сам Верещагин, который однажды так сформулировал свою позицию: «Передо мной, как перед художником, война, и ее я бью, сколько у меня есть сил; сильны ли, действительны ли мои удары — это другой вопрос, вопрос моего таланта, но я бью с размаху и без пощады».

«Апофеоз войны», 1871 год

Скандальная слава

Не все современники Верещагина понимали и принимали его творчество. Почему так происходило, объяснить нетрудно. Одна из самых известных картин мастера была названа «Апофеозом войны». На ней изображена целая гора человеческих черепов, над которыми кружат стаи воронов. Вокруг — выжженная, опустошенная земля. Никаких тебе триумфальных шествий, маршей и бравых офицеров-победителей!

Верещагинская трактовка апофеоза войны пришлась тогда по душе не многим. Слишком уж откровенно, предельно трагически и без прикрас он писал. Особенно не понравились картины Василия Васильевича бравым офицерам, всей душой ратовавшим за славу русского оружия. Художника начали травить.

Самое большое возмущение вызывала его картина «Забытый». На ней изображено тело погибшего в бою русского солдата, о котором все забыли. Труп клюют ненасытные падальщики. Героя, отдавшего жизнь за Российскую империю, некому даже похоронить по-человечески.

Картина «Забытый» была настолько явным упреком имперским устремлениям России, что официальные власти заклеймили творчество Верещагина. Солдатам запрещали посещать выставки его работ, настолько те были провокационными и попахивали бунтом. Элита полностью игнорировала Верещагина. Галереи не хотели выставлять его полотна. Не было на них и покупателей.

Ночь: Аксел Вальдемар Йоханнессен, 1920

От полотна «Ночь» исходит ощущение безнадежности, безысходности, беспросветного мрака. Художник пишет ночь как время кошмаров, бредовых снов и галлюцинаций, время безграничного человеческого одиночества. Именно ночью человек осознает, что он — никто и ничто; вот основная идея живописца.

НочьАксел Вальдемар Йоханнессен

У каждого художника свое видение прекрасного и свое восприятие ужасного. Эти картины можно ненавидеть, но знать об их существовании необходимо. Возможно, один взгляд, брошенный на такое произведение искусства, заставит человека задуматься о важных вещах. Поэтому даже самые страшные картины в искусстве, несомненно, имеют право на существование. И чем дольше смотришь на них, тем больше понимаешь художника.

Адольф Менцель: «Верещагин может всё!»

В мире искусства имя Василия Васильевича Верещагина связывают с изображением батальных сцен. Однако батальный жанр был не единственным в широком диапазоне его работ. Он работал над бытовой, исторической, портретной и пейзажной живописью. О нем немецкий художник Адольф Менцель говорил, что Верещагин может все.Детство в семье помещика, где все семейство жило за счет крестьянских оброков, наложило отпечаток на его творчество. Он рос добрым и впечатлительным мальчиком, его гуманное отношение к людям еще больше укрепилось во время учебы в кадетском корпусе.Рисованием Верещагин увлекался с детства, в кадетском корпусе его стремление непременно стать художником только укрепилось. Несмотря на сопротивление родителей, молодой офицер оставил службу, чтобы начать учиться живописи. Однако, его бунтарский характер восставал против классических традиций в живописи. Верещагин считал, что обучение оторвано от жизненных реалий общества. Он решил отойти от классицизма. Основу его творчества составило желание рисовать настоящую жизнь, давать ей оценку. Художник уходит из Академии и начинает работать на натуре, изображая сцены народной жизни.В начале своего самостоятельного творчества Верещагин много путешествовал по Кавказу, наблюдая и зарисовывая жизнь местных жителей. В то время художник много работает над психологическими портретами. Он использует карандаш и акварель, для масляных красок не хватало опыта и знаний технологии.Полученное наследство позволило художнику поехать в Париж, чтобы обучаться мастерству масляной живописи. Отсюда он снова отправляется на Кавказ, где продолжил работать над картинами из народной жизни. Художник наблюдает за религиозными обрядами и старается отобразить на картинах то ощущение, которое оставляло у него невежество, темнота, фанатизм людей. Интерес к жизни разных народов вылился в зарисовках, эскизах и картинах, которые отличались психологической точностью. Художник старался передать свои чувства через многочисленные персонажи, наполняющие сюжетную линию картины. Он стал приверженцем критического реализма.Не меньше, чем бытовые темы, художника интересовали военные баталии, среди которых живут и трудятся простые люди. Своими картинами он протестует против низких чувств фанатиков веры, их невежества и жесткости, против ужасов войны. На вопросы знакомых о том, что толкает его в гущу военных событий, Верещагин отвечал, что необходимо самому прочувствовать то же, что чувствуют люди в сражениях, иначе картины будут ненастоящими. Его картины баталий отражают победы и поражения армий, тяжелый труд и мучения солдат и народа.Верещагин до конца жизни оставался неутомимым тружеником, человеком, чья любознательность не угасла с годами. Он пишет быт, мифологию и пейзажи Востока, Ближнего и Дальнего, а также те военные события, в которых ему довелось участвовать, когда началась Русско-японская война. На этот раз судьба не была к нему благосклонной, смерть застала его на боевом посту — на корабле «Петропавловск», когда он вновь изучал войну изнутри, стремясь поведать о ней правду людям.

  • Интерактивная галерея Верещагина
  • Знаменитые картины Верещагина
  • Направления творчества Верещагина
  • Жизненный путь художника В. Верещагина

С этим читают

Полотно-откровение

Картину невозможно описать словами: она потрясает. Сила ее воздействия на нормальных людей так высока, что прусский генерал советовал Александру II сжечь ее, дабы все видевшие картину не превратились в пацифистов. Да и русский император был очень недоволен произведением, очевидно, он считал, что подобные полотна убивают патриотизм, желание воевать вообще, в том числе и защищать Родину. Вот какого апокалиптического звучания достиг в этой своей работе В.В. Верещагин. «Апофеоз войны», картина, написанная в 1871 году, входит в Туркестанскую серию (1871-1874), появившуюся в результате поездок художника в 1867-1870 годах. В. Верещагин принимал участие в военных действиях и был награжден орденом св. Георгия за бой под Самаркандом.

Все картины этой серии очень хороши («Ворота Тамерлана», «Портрет бачи», «Смертельно раненный»). Но, разумеется, центральным произведением была картина-откровение «Апофеоз войны». Василий Верещагин, показавший уже серию в Лондоне (выставка была в Хрустальном дворце), поставил условием приобретение всей серии целиком. В 1874 году П.М. Третьяков купил ее за 92 тысячи серебром.

Описание

Пирамида Черепов — картина, написанная маслом на холсте в 1901 году. Объект был изображен в бледном свете на темном фоне. Композиция отличается близостью черепов к зрителю.

Поль Сезанн. Три черепа , 1902–1906, бумага, графит, акварель. Художественный институт Чикаго .

Интерес Сезанна к этому предмету мог иметь корни не в созерцании смерти, а в иных мыслях. Его могли привлечь объемные формы черепов, как и формы фруктов и ваз, и он якобы воскликнул: «Как красиво череп рисовать!» У них также есть физическое сходство с его автопортретами: «черепа прямо смотрят на зрителя в манере, напоминающей портреты художника». В обоих наборах работ подчеркнута масса черепа: на автопортретах нижняя половина лица закрыта бородой, а на черепах нижняя челюсть отсутствует

В обеих сериях внимание сосредоточено на круглой лапке и глазницах

У Сезанна была и другая причина для интереса к предмету: черепа были видны в домах католиков, а Сезанн был набожным католиком, хорошо осведомленным в древних христианских текстах. Человеческие черепа также издавна были обычным аксессуаром в мастерских художников. Действительно, было известно, что содержимое мастерской Сезанна включало «три черепа, (и) Христа из слоновой кости на кресте из черного дерева», расположенные рядом друг с другом на каминной полке.

Позже Иоахим Гаске , друг художника, вспоминал:

Пирамида Черепов была написана в студии Сезанна в Эксе , где он работал до своего переезда в новую студию Les Lauves в сентябре 1902 года. Посетитель студии в июле 1902 года написал: «В его спальне, на узком столе посередине. «Я заметил три человеческих черепа, обращенных друг к другу, три прекрасных полированных слоновой кости. Он рассказал об очень хорошо расписанном кабинете, который находился где-то на чердаке. Я хотел его увидеть». Но Сезанн не смог найти ключ от мансарды и обвинил свою горничную в том, что он потерял ключ.

Акварельный этюд « Три черепа» в Институте искусств Чикаго похож по композиции, но относительно более изящен в обработке.

Смерть скупца: Иероним Босх, 1490

Показывая жестокие мучения умирающего, один из великих художников Босх осуждает скупость — один из самых страшных смертных грехов. Своим полотном мастер пытается донести до зрителя идею о том, что скупой человек, умирая, не будет знать покоя и покаяния, одолеваемый мыслями о своем богатстве.

Смерть скупцаИероним Босх

Вероятно, произведение было написано для украшения одной из створок алтаря в католическом храме. Об этом говорит своеобразная композиция картины, ориентированная по диагонали.

Смерть человека, запертого в маленькой комнате и постоянно тревожащегося за свое богатство, не вызывает сочувствия; скорее, образ скупого вызывает отвращение и горячее осуждение.

Описание

Костёл является типичным примером барочно-готического архитектурного стиля. Базилика с простой формой строения и строгими линиями внешне довольно неприметна. Скромный каменный фасад строения с арочными окнами увенчан двумя шестигранными башнями. Между ними имеется фронтон со статуей Девы Марии. Небольшую церковь визуально удлиняет пристройка перед входом.

Убранство Костницы представляет наибольший интерес. Подвальное помещение часовни расположено на глубине трёх метров. В царящей прохладе и полумраке нижнего яруса церкви сложены четыре гигантские насыпи костей в форме колокола с отверстием для вентиляции посередине. Над каждыми трёхметровыми курганами висят деревянные короны, олицетворяющие символ победы над смертью. Вблизи эти «холмы» выглядят особенно устрашающе.

Между сводчатым потолком и арками основного зала натянута гирлянда из костей ног и черепов. В центре часовни стоят четыре пирамидальные колонны, обрамлённые черепами. Сверху них установлены небольшие гипсовые херувимы (ангелы) с золотыми крыльями. Таким образом, формируется странный контраст довольно зловещей атмосферы. В нишах стен базилики, обложенных перекрещёнными костями, расставлены кубки, вазы, бокалы и канделябры. Для создания церковных предметов были использованы тысячи мелких фрагментов человеческого скелета.

Главный алтарь храма состоит из небольшого кирпичного постамента, на котором возвышается крест с распятым Иисусом. Чаши и кресты, расставленные вдоль стен, выполнены из тазобедренных костей

Можно обратить внимание на стеклянные шкафы с черепами, имеющими трещины. Повреждения указывают на насильственный характер смерти

Самым выдающимся предметом интерьера церкви является грандиозная центральная люстра, состоящая из всех костей человеческого организма. Её диаметр составляет более двух метров. Подсвечники стоят на белоснежных черепах, «смотрящих» на смелых посетителей костницы. Люстра подвешена к потолку на цепи, звенья которой сделаны из челюстей. Под ней расположена каменная плита, служащая входом в склеп, где покоятся 15 дворян. На одной из стен церкви можно увидеть автограф главного художника, оформлявшего интерьер храма. Как подобает стилю этой церкви, инициалы выложены из костных материалов.

Над входом в часовню можно увидеть надпись на латинском языке из фрагментов человеческих костей. Она обозначает напутствующие слова, обращённые посетителям костницы: «Мы были вами, а скоро вы будете нами».

Могильные Товары: Джефф Кристенсен

Кристенсен — один из самых известных представителей направления сюрреализм. В своих полотнах он развивал и продолжал идеи Сальвадора Дали, изображая жуткие сны, кошмарные видения, парадоксальные фантазии душевнобольных людей.

Вид могильных товаров заставляет зрителя задуматься о том, что человеческая жизнь преходящая, а смерти избежать невозможно. Жуткий натюрморт написан в темном, зловещем колорите, создавая у зрителя ощущение безысходности бытия, отчаяния и беспросветного мрака. Продолжая традиции сюрреализма, художник намеренно искажает и деформирует формы отдельных предметов, чтобы усилить гротеск и довести картину до абсурда.

Что скрыто в «Апофеозе войны»?

«Я всю жизнь горячо любил солнце. И я бы с радостью писал только одно солнце, если бы люди не убивали друг друга» (В.В. Верещагин).

«Главный пацифистский манифест в истории живописи», «самая известная картина Верещагина» — это о полотне «Апофеоз войны» (1871), что хранится в Третьяковской галерее. Василий Васильевич ответственно подходил к экспонированию своих картин: нередко просил вырезать на рамах надписи, поясняющие и сюжет, и его чувства. Так, на раме к «Апофеозу войны» он попросил написать:

«Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим».

Полотно выделяется среди других славных работ художника символичностью: посреди выжженной пустоши высится пирамида из человеческих черепов. Верещагин тщательно выписал каждый из них: тут след от пули, а там — от сабли. Если долго вглядываться в полотно, черепа представляются лицами с гримасами боли, ужаса, страдания и муки. А вокруг груды человеческих костей все кружат и кружат вороны — безучастные к людским страданиям, они закончили свой страшный пир.

Среди исследователей нет единого мнения по поводу того, как создавалась картина. Часть искусствоведов называет «Апофеоз войны» единственным полотном Верещагина, на котором он изобразил то, что никогда не видел своими глазами. Художник был впечатлен событиями XIV века — завоеваниями Тамерлана. Так, взяв арабскую крепость Себзевар, жестокий полководец приказал возвести башню, замуровав в нее 2000 живых пленников.

С мирными жителями Дели Тамерлан поступил еще бесчеловечнее: по его велению обезглавили 100 000 несчастных. Из голов убитых возвели огромную пирамиду. А завоевание Багдада кровожадный захватчик отметил в истории 120 башнями из голов 90 000 несчастных. Зачем? Тамерлан считал, что таким образом демонстрирует свой полководческий талант. Возможно, Василия Верещагина поразил его цинизм и жестокость.

По другой версии, сюжет на картине реальный. Среднеазиатские ханы, современники баталиста, продолжали возводить по примеру Тамерлана пирамиды из отрубленных голов побежденных. Есть сведения, что одним из убитых оказался немецкий исследователь Адольф Шлагинтвейт. Узнав о подробностях его смерти, Верещагин сделал первые наброски. Хотел назвать будущее полотно «Торжеством Тамерлана», но затем остановился на более философском названии.

К сожалению, Туркестанская серия Верещагина, частью которой стал «Апофеоз войны», вызвала далеко не однозначную реакцию современников. Ряд критиков называл художника-баталиста клеветником. Писали, что он якобы восхваляет торжество туркменов над русской армией. Говорили, что Василий Васильевич специально «смакует» страшные подробности сражений. «Апофеоз войны» и вовсе называли «гимном подвигам врагов». А сам живописец в это время писал:

«Слезы набегают, когда вспоминаю весь этот ужас, а «умные люди» уверяют, что я холодным умом сочиняю небылицы».

Много споров и раздумий вызывает картина и в XXI веке. Ей посвящают не только статьи, исследования, но даже и пародии, мемы. В кинокартине «Выживший» (2015) мы можем увидеть своеобразную «цитату» шедевра русского живописца — гору из черепов бизонов.

Источник

Георгиевский кавалер Верещагин

Резкий в оценках и суждениях, часто излишне строгий и к себе, и к окружающим, называющий себя «лейденской банкой», то есть аккумулятором, накапливающим энергию и внезапно разряжающимся ею в окружающих, Василий Верещагин ненавидел официальную систему званий — неважно, воинских или художнических. Он открыто отказывался от всех наград, которые ему присуждали академии живописи на родине и за ее пределами, и за свою жизнь принял лишь две. Первой была серебряная медаль, которой его удостоила в начале 1860-х годов петербургская Академия художеств: свидетельство о награждении понадобилось художнику, чтобы подтвердить свое обучение и завершить курс в Академии изящных искусств в Париже

Второй наградой стал орден Святого Георгия Победоносца IV степени, которым прапорщика Верещагина, живописца при Туркестанском генерал-губернаторе Константине фон Кауфмане, наградили после осады Самарканда восставшими бухарцами. Боевую награду художник получил за то, что в самый опасный момент увлек за собой солдат-туркестанцев к воротам, в которые уже вламывались осаждающие, и тем самым помог остановить натиск противника. Георгиевский офицерский крест Верещагин, как и требовал статут ордена, носил не снимая — и больше никаких наград за свою жизнь не принял

Первой была серебряная медаль, которой его удостоила в начале 1860-х годов петербургская Академия художеств: свидетельство о награждении понадобилось художнику, чтобы подтвердить свое обучение и завершить курс в Академии изящных искусств в Париже. Второй наградой стал орден Святого Георгия Победоносца IV степени, которым прапорщика Верещагина, живописца при Туркестанском генерал-губернаторе Константине фон Кауфмане, наградили после осады Самарканда восставшими бухарцами. Боевую награду художник получил за то, что в самый опасный момент увлек за собой солдат-туркестанцев к воротам, в которые уже вламывались осаждающие, и тем самым помог остановить натиск противника. Георгиевский офицерский крест Верещагин, как и требовал статут ордена, носил не снимая — и больше никаких наград за свою жизнь не принял.

«У крепостной стены. «Пусть войдут». Картина Василия Верещагина, 1871 год

Картина В. Верещагина «Апофеоз войны»

В. Верещагин «Апофеоз войны» (1871). Холст, масло. 127 х 197 см.  Государственная Третьяковская галерея (Москва)Эта картина – одно из самых ярких произведений Верещагина и, пожалуй, самое известное. Она поражает своей лаконичностью и сильным психологическим воздействием на зрителя, несмотря на то, что современного зрителя уже сложно удивить сценами кровавых и жестоких событий – настолько «преуспело» в этом наше телевидение. И всё же: пирамида из человеческих черепов не может никого оставить равнодушным и не задаться вопросом: что это?Пирамида из человеческих черепов изображена на фоне разрушенного города, обугленных деревьев, среди раскалённой степи. Война стёрла с лица земли всё, что когда-то украшало её. Ни травинки, ни кустика, ни живой души – только вороны вьются вокруг. Вороны охотно питаются падалью, поэтому часто ассоциируются со смертью.Всё в картине символизирует смерть: жёлтый цвет, засохшие небольшие деревца, безлюдье… Одно только вечное небо над этой мертвенностью сияет чистым синим цветом.

Смысл названия картины

Army and military photos

Что означает название картины, вернее, слово «апофеоз» в её названии?Апофеоз в переводе с древнегреческого означает «обожествление, прославление, возвеличение какого-либо лица, события или явления». Но со временем термин приобрёл переносное значение и стал значить «прославление, хвалу чего-либо вообще». В театральных постановках для финальных, торжественных сцен произведений он приобрёл значение кульминации, венца событий. Именно в этом значении и употребил это слово художник В. Верещагин: кульминация войны, результат войны. Вот что остаётся от людей в результате войн. Тем самым он выразил свой протест против всех и всяческих войн, оставляющих после себя выжженную землю и гору безличных черепов… Это картина-аллегория, картина-протест.

Об истории создания картины

Картина Верещагина «Апофеоз войны» первоначально называлась «Торжество Тамерлана». На её раме сделана надпись: «Посвящается всем великим завоевателям – прошедшим, настоящим и будущим».Именно войска Тамерлана оставляли за собой такие пирамиды черепов, но картина не носит конкретно-исторического характера, это обобщённый образ итога любой войны.Картина была написана в 1871 г. В 1867 г. Верещагин уехал в Туркестан, где он состоял прапорщиком при генерал-губернаторе К. П. Кауфмане. Россия тогда покоряла эти земли, и Верещагин насмотрелся на смерть и трупы, вызвавшие у него сострадание и протест против уничтожения людей друг другом. Здесь и появилась известная «Туркестанская серия», где художник-баталист изобразил не только боевые действия, но также природу и сцены быта Средней Азии. А после поездки в Западный Китай в 1869 г., где войска богдыхана безжалостно усмиряли восстание местных дунган и уйгуров, и появилась картина «Апофеоз войны».