Анубис

Аид

Главный бог смерти в греческой мифологии — это Аид. Он считался олимпийским божеством, братом самого громовержца Зевса. После разделения мира к Аиду отошло подземное царство, заселенное душами мертвых. Мрачный мир, в который никогда не проникали лучи солнца, Аид назвал своим именем. Согласно мифологии, проводником в царство бога смерти являлся старый лодочник Харон, который переправлял души мертвых через реку Ахеронт. А ворота подземного мира охранял злобный пес Цербер с тремя головами. Причем впускал он всех, кто пожелает, а вот выйти не удавалось никому.

Согласно мифам и легендам, царство мертвых — это мрачный мир, полный пустынных полей с цветущими дикими тюльпанами и асфоделами. Над полями бесшумно проносятся тени мертвых душ, издавая лишь тихие стоны, подобные шелесту листвы, а из недр земли бьет источник Лета, который дарует забвение всему живому. В загробном мире нет ни печали, ни радости, ничего, что свойственно земной жизни.

Гера (богиня брака)

Серия God of War основана на древнегреческой мифологии, однако она очень вольно обращается с первоисточником. Исключением из этого правила стала богиня брака Гера, которую в классических мифах всегда изображали ревнивой женой Зевса и которая в играх чуть ли не открыто ненавидит многочисленное потомство бога грома.

Пьяная Гера совершает смертельную ошибку, в сердцах назвав Пандору «мелкой шлюхой». Ослеплённый яростью Кратос в ответ сворачивает ей шею, чтобы Гера навсегда умолкла. Довольно мрачная судьба для богини, характер которой почти не раскрыли за короткое экранное время.

Геракл (полубог)

Во время своих похождений Кратос сталкивается и с Гераклом – его единокровным братом, которого тоже зачал Зевс. Знатоки древнегреческой мифологии и серии God of War прекрасно знают о любвеобильности Зевса, поэтому такое родство никого не должно удивить. Однако Зевс откровенно презирал Кратоса и куда сильнее гордился Гераклом.

Интересно, что Геракл, как и Кратос, убил свою семью и пытался найти искупление, выполняя приказы богов. Именно поэтому он с радостью согласился расправиться с Кратосом, стремясь задобрить богов. Привело это к одной из самых шокирующих смертей в God of War III.

В этой схватке у Геракла практически не было оружия – лишь его могучие кулаки и Немейские Цестусы (трофейные кастеты полубога). А оставшись без брони, Геракл принялся бросать в противника скульптуры, однако даже это ему не помогло. Кратосу удалось забрать у Геракла его кастеты и забить сына Зевса насмерть его же оружием. Брутально.

На кресте

Самые последние и тяжелые часы земной жизни Спасителя начались с момента распятия. Смерть на кресте вообще во всем древнем мире считалась рабской, позорной и, в тоже время, самой жестокой и мучительной. Пригвожденный ко кресту умирал медленно сразу от нескольких причин. Он испытывал страшную жажду, терял сознание и снова приходил в себя, страдал от боли, но главное, постепенно задыхался. Именно задыхался, так как вес его собственного тела, в частности грудная клетка, постепенно сдавливал легкие и сердце, которому жизненно необходим кислород. Даже в обычном состоянии человек от нехватки кислорода чувствует себя плохо и быстро утомляется, что же тогда говорить о висящем несколько часов на кресте.

В шестом часу дня(по-нашему около полудня) Господа пригвоздили к кресту, который Он принес на Голгофу на Своих плечах. По преданию Церкви, это был шестиконечный крест, где вертикальную линию пересекает две поперечных, одна из них – нижняя – косая. Верхняя (и самая длинная) перекладина была непосредственной частью креста, именно к ней и прибили руки Спасителя. Нижняя косая перекладина представляла собой подпорку для ног. К ней распинатели прибили обе стопы Господа. Руки и ноги Христа прибили к древу железными гвоздями, тем самым сбылось пророчество, которое предсказал царь-псалмопевец Давид: «Пронзили руки мои и ноги мои» (Пс. 21, 17). Вместе с Господом были распяты и двое разбойников, и в этом также сбылось еще одно пророчество: «И к злодеям причтен был» (Ис. 53, 12). Божественная любовь Спасителя к людям проявилась в самом начале Его крестных мук, ведь когда Его распинали, Он уже простил распинателей: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23, 34). На крест Господа по приказу Пилата прибили дощечку с надписью на трех языках — еврейском, латинском и греческом – «Иисус Назорей Царь Иудейский». Многим из Синедриона она не понравилась, так как провозглашала Христа Царем, однако Пилат не позволил поменять текст, настояв: «Что я написал, то написал». В то время пока Господь умирал на кресте, римские воины кидали жребий о Его одежде. Верхнее платье они разодрали на четыре части – каждому по одной, нижнее же – хитон – которое было единым, решили разыграть. В этом действе также сбылось одно из ветхозаветных пророчеств царя Давида о Христе: «Делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий» (Пс. 21, 19). Люди, проходившие мимо и видевшие все происходящее, злословили и смеялись над Господом: «Других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий» (Лк. 23, 35). Однако Господь делал все наоборот – в этот момент Он спасал не Себя, а все человечество. Вместе с народом над Ним смеялись и воины, и даже один из распятых разбойников. И только второй преступник, еще сохранивший в себе остатки разума и совести, сказал своему подельнику: «Мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал» (Лк. 23. 40-41). Спасителя он попросил помянуть себя в Царствии Небесном, на что Господь ответил: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23, 43). Кроме римских воинов под крестом остались и самые близкие Христу люди – Его Пречистая Матерь, Ее сестра, две Марии – Клеопова и Магдалина, а также Его любимый ученик Иоанн (Имя сестры Божией Матери неизвестно; Мария Клеопова, согласно преданию, дочь праведного Иосифа Обручника; Мария Магдалина – покаявшаяся блудница, которую простил Христос; ученик Иоанн – святой апостол и евангелист Иоанн Богослов). Увидев Свою Матерь и Иоанна, Господь заповедовал им оберегать друг друга после того, как Он покинет этот мир: «Жено! се, сын Твой… се, Матерь твоя!» (Ин. 19, 26 -27). В дальнейшем они исполнили Его наказ, Иоанн взял Божию Матерь жить к себе домой, где и ухаживал за Ней.

Путь, пройденный за всех

Отданный на казнь, Христос еще много пострадал до нее самой. Поруганию, избиению и насмешкам Спасителя предали римские воины, которые должны были сопровождать Его на место казни. Возложив на голову Господа терновый венец, впивавшийся своими колючками в плоть, и дав Ему тяжелый крест – орудие казни, они вышли на путь к Голгофе. Голгофой или лобным местом называлась возвышенность к западу от Иерусалима, на которую можно было пройти через городские Судные ворота. Этим путем и пошел Спаситель, пройдя его в итоге за всех людей. На пути к месту казни Христа сопровождало множество людей, как Его врагов, так и друзей. Женщины, которые следовали за Господом ранее, шли и теперь, рыдая и плача о Нем. Однако Спаситель сказал им, чтобы они плакали не о Нем, а о себе: «дщери Иерусалимские! Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие! Тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас!» (Лк. 23, 28-30). Тем самым Христос предсказал будущую катастрофу Иерусалима и всего Израиля. (В 70 году по Рождеству Христову Иерусалим был захвачен и полностью разрушен войсками римского императора Веспасиана и его сына Тита.) Когда Господь совсем обессилел от тяжести креста и поруганий, римские солдаты вырвали из толпы одного человека – Симона Киринеянина, и заставили его некоторое время нести орудие казни. На Голгофе же все уже было готово. Солдаты даже приготовили особый напиток для осужденных на смерть – смесь из кислого вина, уксуса и других веществ. Это питие вводило распятых в одурманенное состояние, при котором они частично не чувствовали боли. Вместе с Господом казнь на кресте ожидала еще двоих – преступников.

В фантастике

Смерть — главный герой научно-фантастического романа « На бледном коне» , первой книги из 8-ми книг « Воплощения бессмертия ».

В романе «Книжный вор» рассказчик повествует Смерть.

Смерть — это имя одного из « Бесконечных » во вселенной DC .

Смерть — повторяющийся персонаж в серии « Плоский мир », написанной Терри Пратчеттом . Книги с участием Смерти включают Морта , Человека-жнеца , Душевную музыку , Отец-кабан и Вор времени . Он также появляется в эпизодической роли в « Интересных временах» .

В «Песне льда и огня » Джорджа Р. Р. Мартина гильдия убийц, известная как Безликие, полагает, что все божества смерти — это просто разные воплощения одного и того же бога, известного им как Многоликая Бог или Он Многоликая, в то время как Вера Семи поклоняется Незнакомцу как одному из Семи Аспектов Бога, олицетворяющих Смерть и Неизвестное.

В произведениях Дж. Р. Р. Толкина , особенно в «Сильмариллионе» , Намо АКА Лорд Мандос — это Судья Валар, Судья Мертвых и Повелитель Залов Мандоса (где эльфы ждут реинкарнации, а люди отступают, прежде чем совершить Путешествие в Запредельное).

В шоу CW TV Supernatural , делает решающий вид. Он изображается существующим рядом с Богом с незапамятных времен и настолько древним, что не может вспомнить, когда он появился; он может быть даже старше Бога. В шоу он является самым старым и самым могущественным из Четырех Всадников (Смерть, Голод, Война и Моровая язва). Он не изображается злодеем.

Во франшизе Sailor Moon последний представленный Sailor Guardian (системы Sol) — Sailor Saturn . Ее силы вращаются вокруг разрушения, разорения и смерти, и ее можно рассматривать как своего рода «бога» (все Сейлор-Стражи могут). Ее оружие — Глефа Безмолвия, способная полностью стереть с лица земли и уничтожить целые миры / планеты, если использовать ее на максимальном уровне.

Во вселенной Marvel Comics олицетворением смерти является Госпожа Смерть .

В мифах о Трансформерах присутствует персонаж Мортилуса, кибертронского божества, олицетворяющего смерть, который позже предал своих собратьев и был уничтожен, что привело к долголетию расы Трансформеров. Похожий персонаж — Падший , член Тринадцати Праймов, которого называют хранителем энтропии .

В манге и аниме « Тетрадь смерти» боги смерти (синигами) существуют в своем собственном царстве и являются владельцами «Тетрадей смерти», которые используются для убийства людей. Когда записка попадает в человеческий мир, человек, который сначала прикасается к ней, становится новым владельцем записки, может распознать бога смерти, которому она принадлежит, и бог следует за ним до конца их жизни. Однако синигами больше похожи на Мрачных Жнецов с причудливой внешностью, чем на божества, которым поклоняются. Это связано с тем, что синигами — довольно недавнее понятие в японском фольклоре, непосредственно вдохновленное европейской фигурой Мрачного Жнеца, и, следовательно, не являются «настоящими» богами смерти. Несмотря на свое западное происхождение, многие люди будут ссылаться как на персонажей « Тетрадь смерти», так и на фольклорные синигами, используя японское имя вместо английского перевода или даже «Мрачный жнец». О подобных случаях, когда синигами больше похожи на Мрачных Жнецов в аниме, см. Bleach (аниме) и Soul Eater (аниме) .

В первой кампании ролевого приключенческого подкаста The Adventure Zone персонаж Кравиц — охотник за головами, который задерживает людей, нарушающих естественный порядок жизни и смерти. Он даже отмечает, что в некоторых обществах его называют Мрачным Жнецом. В то время как Кравиц начинает как второстепенный антагонист в истории, он возвращается как союзник героев. Кравиц — гей и романтический любовный интерес Таако, одного из главных героев.

В опубликованном Nintendo в 2018 году названии Kirby Star Allies показано, что Бабочка является воплощением смерти, правящей подземным миром после распыления и поглощения Галакта Рыцаря, чтобы стать Морфо Рыцарем . О нем известно очень мало, но он ждет того, что называется Судным Днем .

Культ Аида

Древний бог Аид (Плутон) пользовался огромным влиянием во все времена. Неудивительно, что существовал и соответствующий культ. Правда, распространенным его нельзя назвать — по суди, почитали бога царства мертвых лишь в Элиде.

Причем построенный храм открывался лишь раз за год — это символизировало тот факт, что и смертным суждено спуститься в царство Аида всего раз в жизни. И входили в храм исключительно священнослужители — для простых людей на это существовал строгий запрет.

Однако большую популярность он приобрел, когда стал ещё и богом плодородия. Тут уже он выступал подателем земных благ — неудивительно, что популярность Аида резко возросла. Теперь люди собирались почитать могущественное божество не только в храме, но и в других местах. Это могли быть глубокие пещеры, а также расщелины в земле — считалось, что все они могли быть входами в царство смерти. Не обходилось и без жертв. Обычно для этого выбирались чёрные животные.

Кельты и Германия

Хель – хозяйка загробного мира, плод любви Локи и гигантской девы Ангрбоды. Её описывали как великаншу (в маму пошла), кто-то говорит, что одна половина тела у нее черная, а вторая синяя, кто-то настаивает, что она  черно-красная. Есть версия, что сверху она – живая женщина, а снизу – разлагающийся труп.

«Уйти к Хель» = умереть (что не грозило смелым героическим  воинам, которых Валькирии забирали в Валгаллу – небесный чертог в божественном Асгарде).   

Пеколс – прусский «сердитый, злой» глава подземного мира, уполномоченный насылать на живых землетрясения и прочие несчастья. Ассоциируется с чёртом.

Патолс – еще один прусский бог подземного мира и смерти, изображался как мертвенно бледный старик, носящий седую бороду и покрывающий себя белым платком.

Аид – не только бог, но и правитель

Верным помощником и спутником Аида является Цербер. Этого трёхглавого страшного пса можно увидеть на нескольких древних скульптурах, сохранившихся до нашего времени. Именно Цербер был стражем у ворот подземного царства, не позволяя душам покинуть его.

На первый взгляд, это кажется негуманным, но всё не так. Только представьте, во что превратился бы мир, если бы все умершие стали возвращаться на землю. Аид не допускал такого хаоса, однако порой делал исключения.

Яркий эпизод, характеризующий Аида-правителя, мы встречаем в мифе об Орфее. Знаменитый музыкант отправился в подземное царство, чтобы освободить свою возлюбленную Эвридику, умершую от укуса змеи. Попав в мир душ умерших, Орфей поразил его обитателей своей превосходной игрой на арфе.

Питер Пауль Рубенс (и мастерская) «Орфей и Эвридика уходят из царства Аида», 1636 – 1637 годаМестонахождение картины: Музей Прадо, Мадрид, Испания

Аид и его супруга тоже были тронуты песней юноши о погибшей красавице-невесте. По приказу Аида Эвридика была освобождена. Существовало лишь одно условие: душа девушки должна следовать за Орфеем, но тот не должен смотреть на неё, пока не выйдет из мрака подземного мира. Увы, уже выходя на поверхность, Орфей обернулся к возлюбленной. Запрет был нарушен, а потому невидимая сила повлекла Эвридику обратно, в мир мёртвых. Вины самого Аида в этом не было.

У Аида были и интересные атрибуты. Например, в некоторых сказаниях есть упоминание о волшебном шлеме бога. Надевая его на голову, он становился невидимым. Согласитесь, это очень напоминает шапку-невидимку из русского фольклора. Чудесный шлем Аида пригодился не столько ему, сколько его соратникам. Его использовал Зевс во время войны с титанами, а также Персей, убивший Медузу Горгону.

Аид и Персефона. Краснофигурная вазопись. Ок. 440-430 до н. э.Находится в Британском музее, Лондон, Великобритания

Итак, какой же он – Аид? Мне кажется, в этом боге тесно переплетаются черты простого человека и мудрого правителя. Аид мог забыться в порыве страстей, но в своих делах он оставался хладнокровным и справедливым. Несмотря на то, что под его властью находился самый мрачный мир, самого Аида нельзя назвать злым и излишне суровым.

Афина (богиня мудрости и военной стратегии)

Афина, известная как богиня военной стратегии и мудрости, в серии God of War почти всегда изображалась как благородное божество. В оригинальной God of War она исполняла роль наставницы Кратоса и косвенно помогла ему убить Ареса. Она также появляется в God of War II и в God of War (2018), правда, в последней уже в качестве иллюзии.

Однако Афина пытается отговорить Кратоса от битвы с Зевсом в попытке спасти Олимп. Их конфликт перерастает в борьбу, в ходе которой Афина пытается выхватить оружие Кратоса, а спартанец случайно пронзает её своим мечом. Кратос восклицает: «Зачем ты пожертвовала собой?», на что Афина в своей благородной манере отвечает: «Чтобы спасти Олимп».

Танатос и Сизиф

Совсем иной стала встреча Танатоса с Сизифом. Хитрый царь сумел заковать бога смерти в цепи, а потом оставил его в заточении на несколько лет. Освободителем Танатоса стал Аид, который заметил, что новые души не появляются в царстве мёртвых, ведь люди перестали умирать. Даже обезглавленные и смертельно раненые воины продолжали жить, что нарушило основные принципы жизни и смерти.

Освобождённый Танатос сразу же набросился на Сизифа, душу которого унёс в царство мёртвых. Правда, позднее хитроумный царь снова сумел обвести вокруг пальца Аида. Он заранее приказал жене не приносить дары богам подземного мира, после чего попросил отпустить его на поверхность, чтобы “образумить” женщину и вернуться назад. 

Конечно, получив желаемое, Сизиф и не подумал идти обратно, после чего за ним снова пришёл Танатос. На этот раз бог смерти был начеку и потому сразу отправил царя-ловкача в Тартар.

Танатос уносил души умерших в иной мир

Танатос – не просто покровитель смерти, он воплощает неизбежность и неумолимость судьбы. Не знаю, стоит ли называть его тёмным богом, ведь Танатос лишь поддерживает вечную гармонию мира, поддерживая хрупкий баланс между жизнью и смертью. Бог, равнодушный к любым дарам, является сущностью самой жизни, ведь независимо от достижений и богатств человека, он должен помнить, что его век не бесконечен.

дальнейшее чтение

Ницше как предшественник теологии «смерти Бога»

  • Хайдеггер, Мартин . «Nietzsches Wort ‘Gott ist tot’» (1943) переведено как «Слово Ницше: ‘Бог мертв’» на Holzwege , ed. и пер. Джулиан Янг и Кеннет Хейнс. Издательство Кембриджского университета, 2002.
  • Кауфманн, Вальтер . Ницше: философ, психолог, антихрист . Принстон: Издательство Принстонского университета, 1974.
  • Робертс, Тайлер Т. Соревновательный дух: Ницше, Утверждение, Религия. Принстон: Издательство Принстонского университета, 1998.
  • Бенсон, Брюс Э. Благочестивый Ницше: упадок и дионисийская вера . Блумингтон: Издательство Индианского университета, 2008.
  • Голуб, Роберт К. Фридрих Ницше . Нью-Йорк: Туэйн, 1995.
  • Магнус, Бернд и Кэтлин Хиггинс. Кембриджский компаньон Ницше . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1996.
  • Пфеффер, Роза. Ницше: ученик Диониса . Кенбери: Associated University Press, 1972.
  • Уэлшон, Рекс. Философия Ницше . Монреаль: UP Макгилл-Куин, 2004.

Богословие «смерти Бога»

  • Габриэль Ваганян , Смерть Бога. Нью-Йорк: Джордж Бразиллер, 1961.
  • Томас Дж. Дж. Алтизер , Евангелие христианского атеизма. Филадельфия: Вестминстер, 1966.
  • Томас Дж. Дж. Алтизер и Уильям Гамильтон , Радикальное богословие и смерть Бога. Индианаполис: Боббс-Меррилл, 1966.
  • Бернард Мерчленд, изд., Значение смерти Бога. Нью-Йорк: Рэндом Хаус, 1967.
  • Гамильтон, Уильям, Поиски постисторического Иисуса. Нью-Йорк: Continuum, 1994. ISBN  978-0-8264-0641-5
  • Размышляя о смерти Бога: критический товарищ Томаса Дж. Дж. Алтизера , изд. Лисса Маккалоу и Брайан Шредер. Олбани: Государственный университет Нью-Йорка, 2004.
  • Джон Д. Капуто и Джанни Ваттимо , После смерти Бога , изд. Джеффри В. Роббинс. Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета, 2007.
  • Воскрешая смерть Бога: истоки, влияние и возвращение радикального богословия, под ред. Дэниел Дж. Петерсон и Г. Майкл Збаращук. Олбани: Государственный университет Нью-Йорка, 2014.

Боги смерти в культуре разных народов

Античность характеризуется большим количеством богов и богинь. Древние греки и римляне верили в то, что все явления природы и сферы деятельности человека контролируются высшими силами. Царством мертвых в античной культуре правил бог смерти Аид и его супруга Персефона (Прозерпина) – повелительница темных созданий и душ умерших людей. Славяне в древности называли свою богиню смерти и темных сил Мара, или Морана. В Древнем Египте царством мертвых управляли сразу Анубис, Меритсекерт, Селкет и некоторые другие божества. Своя богиня смерти имеется и в индуизме. Ее имя Кали, она считается одной из ипостасей Великой богини матери-Деви.

Рождение Плутона

В поэмах Гомера бог подземного царства Плутон (Аид) описан как Зевс мира мёртвых. Нельзя найти более могущественного бога в ином мире, куда уходят души умерших. Долгое время древние греки и римляне боялись произносить вслух его имя. Страх этот был продиктован не столько жестокостью Плутона, сколько его величием.

Как несложно догадаться, владыка потустороннего мира, самой загадочной “стихии”, и сам был полон тайн. Как рассказывают римские предания, основная часть сюжетов которых была заимствована у греков, в детстве Плутон был проглочен собственным отцом. Великий правитель мира Сатурн узнал, что будет свергнут собственным ребёнком.

Себастьяно Риччи Цикл «Олимпийские боги», «Плутон», около 1700 годаМестонахождение: Картинная галерея старых мастеров, Дрезден, Германия

Из-за этого испуганный властелин стал съедать каждого из своих новорожденных детей. Плутона постигла участь его братьев и сестёр. К счастью, находчивая мать детей, Опа, придумала, как спасти одного из своих детей. Когда на свет появился Юпитер, она спасла малыша, предложив вместо него своему супругу огромный камень.

Сатурн не заметил подвоха, Юпитер вырос и, одержав победу над отцом, вызволил старших сестёр и братьев, среди которых был и Плутон. Молодые боги разделили сферы власти, и Плутону достался подземный мир. Был ли рад такому исходу он сам? На этот вопрос нет ответа, однако стоит признать, что Плутон действительно стал мудрым и надёжным правителем такой сложной части Вселенной.

Плутон в подземном мире / Anton Vitus Westerlund / antonvitus.artstation.com

Мифология Юго-Восточной Азии

  • Батара Кала ( балийская мифология ), бог подземного мира в традиционной яванской и балийской мифологии, правящий им в пещере вместе с Сетесуяра. Батара Кала также назван создателем света и земли. Он также бог времени и разрушения, пожирающий незадачливых людей. Он связан с индуистской концепцией Калы или времени. В мифологии он вызывает затмения, пытаясь съесть Солнце или Луну.
  • Shingon (nat) ( бирманский )
  • Тонгалель ( мифология манипури )
  • Понг Лалондонг ( Тораджа ), бог смерти

Филиппины

  • Тагбаян (мифология Ифугао): божества, связанные со смертью, питаются человеческими душами, охраняемыми двуглавыми монстрами, называемыми кикилан.
  • Фулор (мифология Ифугао): дерево, на котором вырезано изображение мертвого человека, сидящего на стуле смерти; антиквариат, в котором есть дух, приносящий болезни, смерть и неудачный урожай, когда жертвы не приносятся
  • Кабунян (мифология Калангуи): всемогущий творец; также упоминается как Агматтебью, дух, которого нельзя увидеть; ритуал мабаки проводится в честь божества во время посадки, сбора урожая, рождения и смерти людей, а также других мероприятий для получения средств к существованию
  • Бинангеван (мифология Aeta): духи, приносящие перемены, болезни и смерть в качестве наказания
  • Аринг Синуккан (мифология Капампангана): бог войны и смерти, бог войны и смерти, научил первых жителей металлургии, резки дерева, выращивания риса и даже ведения войны.
  • Лакандануп (мифология Капампангана): богиня-змея, приходящая во время полных затмений; последовал голод; съедает тень человека, что приведет к увяданию и смерти; дочь Аринга Синукуана и Дапу
  • Сидапа (мифология Бисая): богиня смерти; соправитель среднего мира по имени Камаритаан вместе с Макаптаном
  • Сидапа (мифология Хилигайнона): бог, живущий на священной горе Мадиа-ас; определяет день смерти человека, отмечая продолжительность жизни каждого новорожденного на очень высоком дереве в Мадья-ас.
  • Хангин (мифология Хилигайнона): духи ветра смерти; забирает жизнь пожилых людей
  • Патагаес (мифология Суладнон): ждет до полуночи, затем входит в дом, чтобы поговорить с живым младенцем; если он обнаружит, что кто-то подслушивает, он задушит ребенка до смерти; их разговор определяет судьбу ребенка, то, как долго ребенок хочет жить и как ребенок в конечном итоге умрет, где ребенок всегда будет выбирать ответы; Сделав это, Патагаес достает свою мерную линейку, вычисляет продолжительность жизни ребенка и уходит, решая судьбу ребенка.
  • Памулак Манобо (мифология Багобо): верховное божество, контролирующее хороший урожай, дождь, ветер, жизнь и смерть; в некоторых мифах главное божество просто упоминается как мужское божество Дивата.
  • Малакал Маут (мифология Маранао): ангел смерти; забирает души кого-то через три-семь дней после падения листа человека со священного дерева Садиаратул Монтаха в царстве под названием Сорга; появляется либо прекрасным принцем, либо гротескными чудовищами, в зависимости от того, исходит ли душа от грешника или от добродетельного человека; наказывает души грешников до последнего суда, вознося души добрых на небо
  • Кумакаток — предвестники смерти в капюшонах и плащах, которые стучат в двери умирающих в тагальской мифологии.
  • Магваен — богиня загробной жизни и первое божество океана, согласно висаянской мифологии. Известна как богиня, которая собирает души и берет их в Сулад на своей лодке. Изначально души передаются ей через Пандаки, который получает душу от Сидапы.
  • Ситан — бог и хранитель подземного царства злых душ, известный как Касамаан в тагальской мифологии. Макой, царством добрых мертвецов, правят Ситан и Батхала.
  • Мандуяпит — перенесите души через красную реку в мифологии Манобо.
  • Мама Гуайен — переправляет души на край света в мифологии Илонгго
  • Бададум — божество в мифологии Варай, которое собирает членов семьи в устье реки, чтобы попрощаться с умершим.

Сине-белая Хель

У древних скандинавов миром мёртвых правила Хель, дочь коварного бога Локи и великанши Ангробды из Железного леса. Выглядит Хель весьма непрезентабельно — высокого роста, половина тела — черно-синяя, половина — мертвенно-бледная. В некоторых версиях мифа есть упоминание о том, что бедра и ноги Хель покрыты трупными пятнами. Очевидно, внешний облик Хель — как и, например, представление смерти в виде скелета — это перенесение черт трупа на образ самого бога смерти. Царство Хель — Хельхейм — место довольно унылое: там темно и холодно. Правда, не все умершие попадают в царство сине-белой Хель. Скандинавская мифология создала образ так называемой Валгаллы — своеобразного рая для доблестных воинов. Под руководством Одина они каждый день сражаются, убивая друг друга. Но лишь завершается битва — и павшие воскресают, чтобы, сев за один стол со своими победителями, начать пир. Воины — люди, несущие смерть, но и сами рискующие своей жизнью, — в итоге как бы побеждают смерть, вечно умирая и воскресая.

Реакция

13 апреля 2009, крышка из Newsweek журнала

Публикация статьи сразу же вызвала общественную реакцию. Редакционные страницы газет получали многочисленные письма от разгневанных читателей, а священнослужители яростно протестовали против содержания статьи. Несмотря на то, что в самой статье были глубоко исследованы богословские и философские вопросы, « любые люди … слишком поспешили судить о журнале по его обложке и объявили Время убежищем безбожия». Для Time на этот выпуск было отправлено около 3500 писем в редакцию — наибольшее количество откликов на любую статью в истории журнала. Критика со стороны читателей была направлена, в частности, на Томаса Дж. Дж. Алтизера. Альтизер покинул Эмори в 1968 году, и к концу десятилетия движение «Смерть Бога» потеряло большую часть своего импульса. В номере от 26 декабря 1969 года Time напечатал следующую обложку с вопросом: «Вернется ли Бог к жизни»?

Обложка журнала также вошла в сферу поп-культуры: в сцене из фильма ужасов 1968 года «Младенец Розмари» главная героиня Розмари Вудхаус поднимает вопрос в приемной врача. «Бог мертв?» вопрос должен был занять прочное место в американской журналистике. В 2008 году газета Los Angeles Times перечислила этот выпуск в популярной статье под названием «10 обложек журналов, которые потрясли мир». В апреле 2009 года журнал Newsweek выпустил специальный репортаж об упадке религии в Соединенных Штатах под названием «Конец христианской Америки». В этой статье также упоминается радикальное теологическое движение «смерть Бога» середины 1960-х годов. На передней обложке красными буквами на черном фоне было написано красными буквами заголовок «Упадок и падение христианской Америки», напоминающий обложку Time 1966 года . На обложке Time от 3 апреля 2017 года была обложка с вопросом: «Правда ли мертва?». в стиле, аналогичном культовому «Is God Dead?» cover, в статье о предполагаемой лжи, увековечиваемой президентом Дональдом Трампом .

Появление в культуре

Поэты Эллады всерьез опасались гнева Аида, поэтому практически не упоминали его в стихах и сказаниях. Пожалуй, одним из немногих исключений является комедия «Лягушка», созданная комедиографом Аристофаном, в котором бог подземного царства оказался одним из главных персонажей.

Да и сегодня, когда тема мифологии довольно популярна, бог Древней Греции Аид не может похвастать многочисленными экранизациями своей интересной биографии. В основном он появлялся только мельком в художественных и приключенческих фильмах, а также сериалах.

К ним можно отнести «Удивительные странствия Геракла», «Зена — Королева воинов», «Геракл в царстве теней», «Геракл в подземном царстве».

И в каждом из этих фильмов или произведений Гадесу отведена в лучшем случае второстепенная, а то и эпизодическая роль.

Сюда же можно отнести немногочисленные появления в компьютерных играх. Например, поклонники серии экшенов God of War знают Аида как одного из героев игр. Также он появляется в Age of Mythology, но здесь он выступает в роли противника одного из девяти могущественных врагов, противостоящих атлантам.

Конечно, о боге Царства мертвых можно рассказывать очень долго — легенд и сказаний о нем сложено всё-таки не так уж и мало. Но и уже сказанного вполне достаточно, чтобы расширить кругозор любителя легенд и мифов Древней Греции.

Общая информация

Родители Кронус и Рея
Жена Персефона
Бог Бог смерти, царь подземного мира
Дом Аид
Символы Царский скипетр, рог изобилия
Священные животные Сипуха
Священные растения Асфодель, мята, белый тополь
Свита Судьи мертвых, Эринии, Цербер
Другие имена Плутон, Адонеус
Римские имена Плутон, Диспатер, Орк

Стихия: земля.

Объекты: луна, ночь.

Деятельность: смерть, плодородие.

Тэги: смерти, плодородия, зла, тьмы, загробного мира.

Место жительства: подземный мир

Американская мифология

Шипе Тотек

Mictēcacihuātl как изображено в Кодексе Борджиа

Ацтеков

  • Чихуатетео ( ацтекская мифология ), божественные женщины. Духи женщин, умерших во время родов.
  • Коатликуэ ( ацтекская мифология ), младшая богиня смерти, а также богиня жизни и возрождения.
  • Итцлаколиуки ( ацтекская мифология ), олицетворение зимы как смерти
  • Миктекачихуатль ( ацтекская мифология ), главная богиня смерти; Королева Миктлана (преисподняя) или Леди Мертвых
  • Миктлантекутли ( ацтекская мифология ), главный бог смерти; повелитель подземного мира
  • Тлалок ( ацтекская мифология ), бог воды и младший бог смерти; правитель Тлалокана, отдельного подземного мира для тех, кто умер от утопления
  • Шипе Тотек ( ацтекская мифология ), бог-герой, бог смерти; изобретатель войны и повелитель эпидемий
  • Ксолотль ( ацтекская мифология ), бог заката, огня, молнии и смерти

Латиноамериканский народный католицизм

  • Эль-Тио , властелин преступного мира, в Серро-Рико , Боливия
  • Санта-Муэрте , народная святая и богиня смерти в Мексике.
  • Сан-ла-Муэрте , народный святой и бог смерти в Парагвае, Аргентине и Бразилии.
  • Сан Паскуалито , народный святой и бог смерти в Гватемале и Мексике.

майя

  • Камазоц , бог летучих мышей, обитающий в преисподней
  • Cizin
  • Ixtab
  • Xtabay
  • Боги смерти майя, известные под разными именами (Хунхау, Уакмитун Ахау, Ах Пуч, Кисин, Юм Кимил)

Смерть и сон

Поскольку древнегреческая мифология хорошо известна современному человеку, мы коротко расскажем о её богах смерти. Это властелин царства мёртвых Аид, проводник душ в загробный мир Гермес (он же — бог торговли, плутовства, обмана, воровства и красноречия, в общем, довольно многофункциональное божество), а также непосредственно бог умирания — Танатос. Среди прочих богов Танатос не пользуется уважением, кроме того, считается, что он равнодушен к жертвам, приносимым человеком, ибо смерть, как известно, неумолима. Танатос — брат Гипноса, бога сна. Греки часто изображали их — смерть и сон — рядом, в виде белого и чёрного юношей. Чёрный держал в руке погасший факел, символ закончившейся жизни. «По мрачным полям царства Аида, заросшим бледными цветами асфодела, носятся бесплотные лёгкие тени умерших. Они сетуют на свою безрадостную жизнь без света и без желаний. Тихо раздаются их стоны, едва уловимые, подобные шелесту увядших листьев, гонимых осенним ветром. Нет никому возврата из этого царства печали», — так описывает царство Аида Николай Кун в книге «Легенды и мифы Древней Греции». Малоприятное место, в которое жизнелюбивые греки совершенно не хотели попадать.

Боги первого поколения

Древнегреческие боги первого поколения – древние сущности, давшие начало всему живому и неживому, считаются создателями мира. Они вступали в отношения, благодаря чему на свет появились другие боги, которые тоже относятся к первому поколению, а также титаны. Прародителями всех древнегреческих богов были Скотос (Мгла) и Хаос. Именно эти две сущности дали начало всему первичному пантеону Древней Греции.

Первичный пантеон богов древней Греции:

  • Нюкта (Никта);
  • Эреб (Мрак);
  • Эрос (Любовь);
  • Гея (Земля);
  • Тартар (Бездна);
  • Уран (Небо).

Практически не сохранилось описания каждого из этих божеств, поскольку впоследствии Олимпийцы стали ключевыми для мифологии Древней Греции.

Божества второго поколения – титаны, благодаря которым на свет появились олимпийские боги. Это 6 сестер и 6 братьев, которые активно вступали в брак между собой и воевали за власть. Самые почитаемые титаны – Кронос и Рея.