Особенности буддийских храмов

Египетские храмы

Луксорский храм , Египет

Древние египетские храмы предназначались как места для проживания божеств на земле. Действительно, термин, который египтяне чаще всего использовали для описания храмового здания, ḥwt-nṯr , означает «особняк (или ограждение) бога».

Присутствие бога в храме связывало человеческое и божественное царства и позволяло людям взаимодействовать с богом через ритуал. Считалось, что эти ритуалы поддерживали бога и позволяли ему продолжать играть надлежащую роль в природе. Следовательно, они были ключевой частью поддержания маат , идеального порядка природы и человеческого общества в египетской вере. Поддержание маата было единственной целью египетской религии , а значит, и целью храма.

Древние египетские храмы также имели экономическое значение для египетского общества. Храмы хранили и перераспределяли зерно и стали владеть большими участками пахотных земель страны (по некоторым оценкам, до 33% к периоду Нового Царства ). Кроме того, многие из этих египетских храмов использовали трехсторонний план этажа, чтобы привлечь посетителей в центральную комнату.

Немного истории

История храма Боробудур начинается в 8 веке нашей эры, в период правления династии Шайлендров. Власть этой семьи была сосредоточена именно на острове Ява, что и стало причиной возведения храма именно здесь. По одной из версии, семья Шайлендров прибыла в Индонезию из Индии, но некоторые историки считают, что семья была родом с острова Ява. Несмотря на это, в тот период правящая семья Шайлендров поддерживала тесные связи с Индией, являясь сторонниками буддизма Махаяны. Именно это направление распространялось на территории правления династии.

Пиком правления семьи Шайлендров стало строительство храма Боробудур. Предположительно, храм был возведен в период с 750 года по 850 год. Для строительства было привезено более 2 миллионов камней, которые собирались из местных рек и ручьев. Проект храма был создан поэтом и мыслителем Гунадхармой, который на сегодняшний день считается одним из важнейших людей в мире.

После окончания строительства, Боробудур был главным местом паломничества, куда съезжались верующие из Индии и Китая. Однако в 1500-е года храм был внезапно брошен. Историки связывают это с тем, что центр жизни острова сместился на восток. К тому же, примерно в то время на территории Индонезии появился ислам. Пока Боробудур был заброшен, вокруг него выросло немало растительности, а сам храм погряз в вулканическом пепле.После прихода британцев на остров Ява, было принято решение восстановить храм. В первую очередь был удален многолетний слой пепла и удалена часть растительности.

Сила и красота святых мест

Храмы в стране улыбок редко стоят в одиночку – обычно это целый храмовый комплекс, который буквально утопает в зелени и благоухании собственного сада, часто имеет школу, дома для монахов, крематорий, библиотеку. На тайский манер он именуется «ват» и по обыкновению состоит из нескольких обязательных построек:

  • ступа (пагода, чеди) – высокое здание, напоминающее колокол, в котором хранятся вещи, некогда принадлежавшие Пробужденному, его изображения, реликвии, мощи святых;
  • убосот – отдельное сооружение, где вход разрешается только монахам, а те, в свою очередь, проводят традиционные обряды;
  • вихарн – открытая часть вата, куда могут заходить паломники для молитв, поклонения, а также обычные туристы, которые хотят прикоснуться к неизведанной ими религии. Она всегда располагается восточнее самой пагоды.

При посещении родных чистым тайским сердцам мест не нужно пренебрегать главными правилами.

Зато истинным приверженцам религии будет приятно внимание иностранцев к их вере, поэтому можно принести подношение в виде цветка, ароматической палочки или листка сусального золота к статуе подобно тому, как это делают сами тайцы

Индонезия [ править ]

Боробудур в Центральной Яве , крупнейший буддийский храм в мире.

Буддизм — вторая старейшая религия в Индонезии после индуизма, пришедшего из Индии примерно во втором веке. История буддизма в Индонезии тесно связана с историей индуизма, поскольку ряд империй под влиянием индийской культуры были основаны примерно в тот же период. Самым старым буддийским археологическим памятником в Индонезии, возможно, является комплекс ступ Батуджая в Караванге, Западная Ява. Считается, что самая старая реликвия в Батуджайе датируется II веком, а самая поздняя — XII веком. Впоследствии значительное количество буддийских памятников было обнаружено в провинциях Джамби , Палембанг и Риау на Суматре, а также в Центральнойи Восточная Ява . Индонезийский архипелаг на протяжении веков был свидетелем взлета и падения могущественных буддийских империй, таких как династия Сайлендра , империи Матарам и Шривиджая .

Согласно некоторым китайским источникам, китайский буддийский монах И-цзин во время своего паломничества в Индию стал свидетелем могущественной морской империи Шривиджая, основанной на Суматре в VII веке. В Индонезии можно найти ряд буддийских исторических наследий , в том числе памятник мандалы Боробудур 8-го века и храм Севу на Центральной Яве , Батуджая на Западной Яве, Муаро Джамби , Муара Такус и храм Бахал на Суматре, а также многочисленные статуи или надписи с более ранняя история индонезийских индуистско-буддийских королевств.

Канди тингги, один из храмов на территории храмового комплекса Муаро Джамби .

В эпоху империй Кедири , Сингхасари и Маджапахит буддизм, известный как Дхарма ри Касогатан, был признан одной из официальных религий королевства наряду с индуизмом. Хотя некоторые из царей могли отдавать предпочтение индуизму, тем не менее, гармония, терпимость и даже синкретизм поощрялись , как это проявляется в национальном девизе Бхиннека Тунггал Ика , выдуманном из Какавин Сутасома , написанном Мпу Тантуларом для поощрения терпимости между индуистами (шиваитами) и буддистами . Классическая эпоха древней Явы также породила некоторые из изысканных образцов буддийского искусства., такие как статуя Праджняпарамиты и статуя Будды Вайрочаны и Бодхисттвы Падмапани и Ваджрапани в храме Мендут .

В современной индонезийской буддийской перспективе Канди относится к святыне, древней или новой. Некоторые современные вихары в Индонезии, например, содержат точную копию фактического размера или реконструкцию известных буддийских храмов, такие как копию Pawon и Plaosan «s perwara (маленькие) храмов. В буддизме роль канди как святыни иногда взаимозаменяема со ступой , куполообразной структурой для хранения буддийских реликвий или праха кремированных буддийских священников, покровителей или благотворителей.

Внешнее и внутреннее устройство

Храм, как правило, является комплексной постройкой. Дацан наглухо отгораживается от внешнего мира прочным забором, с южной стороны которого располагаются ворота.

Они бывают внешние и внутренние, защищаемые изображениями или статуями животных, свирепых божеств и воинов, чтобы отогнать злых духов.

Постройки могут быть в несколько этажей со скошенными крышами. Их поддерживают тщательно украшенные карнизы с живописной росписью.

Внутри главного зала – кодо – вдоль стен есть особые устройства – молитвенные барабаны, которые непрерывно вращаются.

Туда можно положить свою молитву на листочке. Считается, что она будет прочитана столько раз, сколько оборотов совершит барабан. В храме перемещаются по часовой стрелке. В прямоугольном помещение алтарь находится напротив входа.

Центральное место на нём занимает Будда, окружённый дымящимися благовониями, зажжёнными свечами, образами других знаменитых будд, бодхисаттв и дэвов, подношениями. Как выглядит Учитель, зависит от течения, которому принадлежит храм.

На алтаре есть ящички, в которых хранятся старые священные описания. Для поклоняющихся и монахов в кодо тоже отведено пространство.

Танки на стенах изображают божества. Они выполнены в ярких тонах на шёлковой основе.

Центральный зал часто соединён с лекционным, где послушники собираются, чтобы изучать и декламировать сутры, слушать музыку для медитаций. В других зданиях комплекса располагаются библиотека, жилье членов общины, их столовая.

При входе нужно мысленно поздороваться с божествами и затем, подходя к интересующему образу, складывать руки в молитвенном жесте и кланяться по желанию столько раз, чтобы число поклонов было кратно трём.

При этом, поднося руки ко лбу, просить ясного разума, ко рту – совершенной речи, к груди – любви ко всему живому. Во время посещения нужно позитивно настроиться и усиленно желать избавления от страданий всем в этом нуждающимся.

Дамбулла

Еще более древний храм – Дамбулла, построенный в первом столетии до нашей эры. Он также известен под названием «Золотой храм». Все благодаря тому, что именно тут расположилась огромнейшая коллекция статуй великого Учителя Шакьямуни, а больше семидесяти из них покрыты настоящим золотым напылением.

Дамбулла находится на острове Шри-Ланка, бывшем Цейлоне, в полутораста километрах от столицы Коломбо, близ городка Матале. Это крупнейший пещерный храмовый комплекс на просторах юга Азии.

Храм Дамбулла, Шри-Ланка

Дамбулла также строился не один век, и в его возведении участвовали многие поколения царствующей династии. Пять главных пещер и руины двадцати пяти монашеских домов раскинулись на высоте почти полкилометра – на высшей точке холма.

Местную природу сложно описать словами, чтобы передать всю прелесть: снизу простирается гора, почти полностью покрытая лесом, густой растительностью, свежий воздух перехватывает дыхание, а все вокруг дышит древней цивилизацией.

Стены уцелевших зданий покрыты росписью с буддийскими мотивами. Здесь же таятся больше 150 статуй Шакьямуни, три изваяния правителей острова, скульптуры, слепленные по подобию божеств буддизма. Суммарная площадь произведений живописи достигает две тысячи квадратных метров.

Статуи Будды в храме Дамбулла

Все пещеры-храмы отличаются друг от друга, тая в себе «изюминку»:

  • Девараджалена – тут лежит Будда 15 метров длиной, у ног которого восседает Ананда. 4 изваяния Будды соседствуют с индуистским богом Вишну, часовенка которого находится неподалеку.
  • Махараджалена – это крупнейшая пещера всего комплекса. Главная ступа окружена многочисленными скульптурами, одиннадцать из которых – воплощения Будды.
  • Маха-алут-вихара – здесь спит Будда длиной в десять метров. Кроме того, тут же расположились тринадцать Будд, сидящих в падамасане, и сорок два, стоящих на ногах.
  • Паччима-вихара – небольшой храм, в середине которого находится ступа.
  • Девана-алут-вихара – здесь раньше располагался склад, а сейчас – одиннадцать Будд, один Вишну, один Катарагама и божество Девата Бандара.

Дамбулла – буддийская жемчужина прошлого всего острова и обязательное место для посещения, если вы оказались неподалеку от ланкийской столицы.

Архитектура буддийских храмов и монастырей

Что означает быть буддистом? Если объяснить с точки зрения этого религиозного учения, то быть буддистом – это искать прибежища у «Трех Сокровищ». «Три сокровища» – это Будда, его учение и община, образовавшаяся вокруг этого учения. Строение спроектировано таким образом, чтобы воплощать все «Три Сокровища». Они представлены все в одном месте, но при этом разделены на части, каждая из которых несет свою смысловую и религиозную нагрузку.

Храм Махабодхи

Буддийский храм – это священная комплексная постройка, представляющая религиозную ценность, место паломничества, поклонения и обитания буддийских монахов. Он должен быть защищен от внешних воздействий, беспокоящих это святое место – посторонние звуки, зрелища, запахи и другие влияния. Территория закрыта со всех сторон, а при входе расположены мощные ворота.

В «золотом зале» (кондо) помещаются любые изображения будды (Будда Шакьямуни, сострадательный Амитабха и др.) – вышитые, рисованные, в виде скульптур. В том же помещении могут находиться любые изображения разных почитаемых существ, бодхисаттв.

Пагода – это постройка, предназначенная для хранения останков тела (земного) Будды Шакьямуни. Практически каждый буддистский храм имеет свое предание о том, как останки попали в него. Зачастую пагода состоит из трех или пяти ярусов, а в центре размещен главный столб. Под ним или на самой его верхушке и хранятся останки Будды.

С VIII столетия появляются ками – места для почитания «родных богов». Их размещают как на территории храма, так и за ее пределами. Богов почитают как защитников храма.

В общину храма входят монахи, их ученики и миряне, временно поселившиеся в галереях.

Монастырь Таванг

Региональные строительные традиции

В более широком смысле, независимо от их формы или размера, все территории, здания или комнаты считаются храмами буддийской школы, которым был присвоен этот статус на церемонии открытия согласно правилам соответствующей школы.

Известные буддийские храмы включают храм Махабодхи в Бодхгайе (2 век), Тодаидзи в Японии 8 века, Боробудур на Яве 9 века и храмовые комплексы Баган в Мьянме 11 века.

Индия

Вихара является актовый зал монахов , вокруг которых группируются живые клетки монахов. Они собираются там для чтения сутр , традиционных церемоний и других общих праздников. Будучи центром религиозной практики, ступа , первоначально представлявшая собой насыпь из земли, которая была построена над останками мертвого человека (от санскритского « ступа» : «накапливать, собирать »), была отправной точкой для буддийских храмов в Индии. . Монастырский комплекс был устроен вокруг буддийского храма ( зал Чайтья ). Он состоял из прямоугольного открытого двора с окружавшими его жилыми кельями для монахов.

Пещерные храмы Индии, которым подражали во многих странах Азии , представляют собой раннюю особую форму буддийского храма .

От индийской ступы различные строительные традиции буддийских храмовых комплексов развивались на региональном уровне в Центральной , Восточной и Юго-Восточной Азии , включая китайскую пагоду , чортен в Тибете , Пайю в Мьянме и чеди в Таиланде .

Юго-Восточная Азия

Даже в храмах Юго-Восточной Азии обычно есть несколько отдельных зданий на обширной храмовой территории, которая часто также содержит одну или несколько ступ. (См. Также: Ват )

Восточная Азия

Монастыри в Восточной Азии сильно отличаются от монастырей в Индии. Центральным святилищем восточноазиатских храмов является пагода . Рядом с пагодой находится богато украшенный зал, в котором преобладают статуи различных Будд . Остальные основные здания восточноазиатских храмов окружены преимущественно прямоугольным двором, который граничит с монастырскими постройками.

До появления буддизма в Японии в VI веке центр храмового комплекса уже переместился из пагоды в главный зал (японское хондо ), в котором находится главное святилище ( хондзон ) — в основном статуя Будды. Вместе с этим началось отграничение от симметрии китайских храмов, которое характерно для современной японской храмовой архитектуры.

Как уйти буддийский монастырь?

Второе, важное условие необходимое чтобы попасть в буддийский монастырь, чтобы человек не бежал от жизни, чтобы Сангха была его естественным выбором. Тот, кто бежит от жизни, скорее всего испытывает недовольство и претензии и избегает трудностей

А духовная брань настолько трудна, что избегающий трудности потерпит поражение сразу же. Поэтому таких людей не принимают

Более того, важно чтобы человек был не лентяй, трудолюбив. Избегающий труда не допускается в общинники

Что такое отделенность?

Третье на что обращается внимание, это индивидуализм, насколько человек отделяет себя от окружающего, чувство отделенности. Если в человеке воспитана эта отделенность, стать общинником ему будет очень трудно

Европейцы настолько сильно отделены от всего сущего, что найти общность в своем сознании им практически невозможно. Именно поэтому среди европейцев и американцев настоящих буддистов не наблюдается.

Третий пункт самый важный. Часто бывает такое, что человек уже выбрал Учителя, уже помогает ему благой друг и все же в Сангху его не принимают. Он готовится, учится находить единство со всем сущим.

Единство со всем сущим — обязательное качество буддийского монаха

Это качество, единство всего сущего необходимо развить в себе, это обязательное качество буддийского монаха, о мировоззрении и духовных практиках которых мы недавно говорили в отдельной статье. Ведь любое противостояние приводит к розни и умствованиям, а они к невежеству.

Невежество же — это источник всех бед. Уничтожая в себе раздельность, обретая чувство единства со всем сущим, тем самым закладывается фундамент для познания, лишенного искажений.

Когда человек научился не разъединяться с познаваемым, он познает «по естеству», и не искажает своими неправильными представлениями то что он познает. Чистое познание начинается у родника единства. И этому единству надо научиться до того, как пришел в Сангху.

Как развить в себе единство со всем сущим?

И это первый урок, который получает будущий общинник. Если он сможет выучить урок единства всего сущего, значит он способен к общинной жизни. Он поймет, что значит быть частью единства, не будет отделять себя от других изучающих буддизм и в Сангха будет гармония.

Если же он не научится единству всего сущего, но в Сангху поступит, он будет источником розни и распрей, противостояния и осуждения в буддистком монастыре, и не будет в Сангха мира.

Ощущение единства всего сущего должно проступить, и кандидат должен описать его так, что наставник поймет, что это чувство проступило в человека. Затем кандидат должен закрепить этот взгляд в себе, начать так жить в обычной жизни, не теряя это чувство.

Это первая Дхарма в его жизни. И насколько он сможет к ней бережно отнестись, не потерять, но приумножить, зависит его дальнейшая судьба. Сможет удержать, и его примут, и станет он общинником.

Обеты при вступлении в буддийский монастырь

Дальнейшее принесение обетов при вступлении в Сагнгха является лишь следствием того, что основой человека стало чувство единства.

Он говорит: «Я вверяю себя Сангхе, Будде и Дхарме». Но этого вверения по сути не может произойти, если в человеке не воспитано четкое чувство неразделенности, единства. Вверение и принадлежность — это то, что вырастет в душе, где единство уже поселилось. Если же его там нет, то и вверения не получится.

Поэтому Сангха это не просто монастырь для всех буддистов. В обычном монастыре могут быть разные люди. Они могут дружить, но могут ссориться и ругаться. Они могут осуждать и предъявлять претензии и обижать друг друга.

Почему в монастыре духовное развитие происходит быстрее?

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Обычно в жизни люди противостоят друг другу и на это тратится множество сил. Но если есть единство, нет противостояний, то силы тратятся на развитие, больше им не на что идти.

Эта простая истина была известна уже 2500 лет назад. И с тех пор миллионы буддистов получают развитие в преизбытке чистоты, потому что они начинали свое развитие правильно. С постижения единства всего сущего.

И кто не мог пройти этот экзамен, в Сангха просто не допускались. Потому что Сангха это и есть единство. Настоящее. Остальное духовное и прочее развитие всего лишь следствия существования этой необычной и чудесной среды.

Естественно я не говорю, что всем для саморазвития срочно требуется уйти в Сангху и монастырь, но надеюсь этот рассказ даст вам хотя бы повод задуматься о том, что в действительности мешает вашему быстрому духовному росту и саморазвитию, и какие шаги можно предпринять для улучшения своей жизни.

Wat Rong Khun, Таиланд

На севере Таиланда, в Чианграе, есть весьма необычный буддийский храм Ват‑Ронг‑Кун. Грандиозное творение из алебастра и зеркал принадлежит художнику Чалермчаю Коситпипату, который планирует закончить строительство к 2070 году, причем на собственные средства.

Wat Rong Khun, Таиланд

Как доехать_:_ Etihad Airways до Чианграя через Абу-Даби и Бангкок, 20 часов, от 29 000 руб.

Где остановиться_:_ Four Seasons Tented Camp Golden Triangle, Chiang Rai, +66 53 910 200, от €1 925.

Маршрут: зайдите в Hall of Opium (Golden Triangle Park, Wiang, Chiang Saen, Chiang Rai, €5) — музей, рассказывающий об опасном сырье все, включая эффекты его воздействия и способы контрабанды.

Как добраться?

Лежащий Будда находится на восточном берегу излучины реки Чаупхрая, в районе Ко Раттанакосин. С ним соседствуют: Китайский квартал, район Каосан и часть Риверсайда. Из этих мест Бангкока до Королевского дворца и храма Wat Pho можно дойти пешком.

Добраться до храма Будды в Бангкоке можно разными способами: на тайском такси, автобусе, но самым романтичным будет путешествие по реке. На надземном метро Бангкока доезжаете до станции Saphan Taksin, где пересаживаетесь на речной трамвайчик (Express Boat) и следуете до пристани № 8. Причал № 9 – это Королевский дворец, но они рядом. Речное путешествие обойдется в 15 бат.

Храм Ват в Бангкоке можно посетить в любой день недели с 8 утра до пяти вечера. Плата за вход 100 бат.

История

Первые буддийские монастыри (монг. Бурханы шашны хийд) монголов, джунгаров и бурят представляли собой комплексы соответствующим образом обустроенных юрт, кочевавших вместе с родами их владельцев-лам или ставками феодалов.

Первый стационарный монастырь в северной Монголии (Халхе), — Эрдэни-Дзу, — был построен Тушэту-ханом Абатаем в 1585 году. Со времени Дзанабадзара, первого монгольского Богдо-гэгэна, в Халхе началось массовое строительство новых монастырей. Монастыри основывались и содержались всеми слоями общества — от общеимперской администрации и халхаских ханов до мелкой знати и сомонных аратских сообществ.

К моменту социалистической революции 1921 года в Монголии насчитывалось свыше тысячи крупных и мелких монастырей и храмов. В период религиозных репрессий Чойбалсана большая часть их была разрушена и заброшена; имущество конфисковано. К настоящему времени монгольским буддистам возвращена часть уцелевших монастырей и храмов. К 1997 году в стране насчитывалось более 160 храмов и монастырей, включая заново построенные.

Это интересно: Храм Сарасвати: все нюансы

Пять самых интересных буддийских храмов мира

Все здания  буддизма очень красивые и необыкновенные. Но народ выделяет пять храмов, от  которых просто захватывает дух.

  1. Монастырь истины в Таиланде. Монастырь выстроили без гвоздей, из дерева. Его украшают множество статуй Будды, разные животные, демоны, короли. Самое интересное, это то, что строительство не прекращают и на сегодняшний день, и люди могут увидеть, как создаются те или иные шедевры.
  2. Золотая ступа в Лаосе. Монастырь – главная святыня страны, которая удивляет всех своим внешним видом. Здесь храниться волос Будды.
  3. Монастырь изумрудного Будды в Таиланде. Один из самых известных храмов. Здесь находиться статуэтка Гаутамы – 65 сантиметров в высоту, изготовлена из жадеита. Она считается, главным национальным достоянием.
  4. Ват Ронг Кхун в Таиланде. Местные называют это место – чудом света. Он создан из белого мрамора и зеркальной мозаики. Внутри вместо стандартных изображений, там можно увидеть нью-йоркские башни близнецы, Аватара, Человека-паука и еще много разных героев кино.
  5. Ват Арунратчаварарам или Ват Арун. Здание стоит на берегу речки Чаопрайи. Главным зданием является 80 метровая ступа, с которой открывается вид на Бангкок.

Таким образом, мы узнали, как называется храм в буддизме, что он собой представляет и где находятся самые известные монастыри.

Смотрите еще видео рассказ о храме в честь Будды:

Многоликий Будда

В Индонезии буддийские храмы и храмовые монументальные комплексы обычно сооружены из каменных украшением. Их блоков служат филигранно выточенные каменные Будды скульптуры и рельефы с его изображениями. Ступы – элемент неотъемлемый индонезийских храмов.

На архитектуру китайских сооружений религиозных буддизм оказал менее значительное они, влияние мало чем отличаются от даосских: это обычно жилые дома, перевоплощенные в храмы. буддийских Залы храмов строились в строгом соответствии со функциями своими: обязателен в них зал Небесного часто (императора расположенный напротив центрального входа), с сторон обеих его окружают барабанная башня и павильон, колокольня для хранения буддийских сутр и для зал изучения буддизма. Облик прямоугольных подчеркнуто зданий симметричен. Архитектурный ансамбль завершают национальный (пагоды вариант ступы) – башни из нескольких характерной с ярусов формой крыши. Последние сильно уголки, а их выступают загнуты вверх. Весь комплекс связан непременно с ландшафтным оформлением.

История дацана

Строительство дацана Гунзэчойнэй в Петербурге инициировал бурятский лама Агван Лобсан Доржиев: он приобрел для этой цели около 3 000 кв. метров в северной части города. Несмотря на то, что официальное разрешение властей на строительство дацана было получено в 1900 году, строительные работы начались только спустя девять лет. Пожертвований самого Агвана Доржиева, а также денег, переданных на строительство храма из Тибета, оказалось недостаточно. Потребовалось время на сбор дополнительных средств среди бурятских и калмыцких буддистов. 

Разработкой архитектурного проекта храма занимался специальный комитет. В него вошли не только зодчие, но и светила русского востоковедения – Василий Радлов, Сергей Ольденбург и Николай Рерих. Строительными работами руководил архитектор Гавриил Барановский.

Первое богослужение в недостроенном храме прошло зимой 1913 года. Посвятили его юбилею дома Романовых. Освящение и открытие храма состоялись в 1915 году. Примечательно, что две алебастровые статуи Будды (сидящий Шакьямуни и стоЯщий Майтрея), установленные в двух алтарях нового дацана, были подарены Санкт-Петербургу королевской семьей Сиама.

Здание храма возвели с учетом канонов классической архитектуры Тибета. Для его строительства вместо дерева или кирпичей использовался колотый гранит, что обусловило огромные денежные затраты. Также весомой статьей строительного бюджета выступила позолота и облицовка архитектурных деталей дацана. Витражи с изображениями буддийских символов выполнил сам Николай Рерих. Храм в Санкт-Петербурге и поныне считается одной из самых дорогих буддийских культовых построек Европы. В храмовый комплекс вошло общежитие для монахов и паломников.

Религиозные гонения, принесенные революцией, а также гражданская война не обошли стороной дацан Гунзэчойнэй. Последнее богослужение состоялось в 1916 году, после чего все монахи покинули город, а три года спустя дацан полностью разграбили. В итоге были утрачены уникальные культовые принадлежности, погибла храмовая библиотека, а документальный архив бесследно исчез. Здание же осталось в ведении Тибето-монгольской миссии. На некоторое время работу дацана удалось возобновить, но с приходом 35-го года, антирелигиозная политика СССР ударила по нему с новой силой. Группа лам была арестована НКВД. Во время планового ночного разгрома в храме ЧК продолжил аресты среди монахов и верующих. Под «расстрельную» статью попали и несколько выдающихся востоковедов, находившихся в дацане в ту ночь. В ноябре 1937 года был арестован основатель храма Агван Доржиев, которому на тот момент исполнилось 85 лет. Он скончался в Улан-Удэ после первого же допроса.

После жестокой ликвидации буддийской общины храмовые реликвии пополнили коллекцию Музея истории религии, а само здание было отдано под спортивную базу. Впоследствии здесь размещались радиостанция и лаборатория Зоологического института.  

В 80-е годы прошлого века Санкт-Петербург посетил с визитом Далай-лама XIV, результатом чего стало решение о передаче дацана Ленинградской буддийской общине. В 1990 году в храме возобновились богослужения.

Здания и павильоны возле храма

На территории уместилось множество статуй, керамических башен, высокая колокольня. В открытых павильонах, сала, возведенных во время правления короля Рамы I, можно не только укрыться от дождя, зажечь свечку или ароматическую палочку и предаться мыслям о возвышенном. В этих павильонах находятся уникальные предметы и символы религии острова Явы и Камбоджи.

Королевский дворец

В прошлом веке там еще жили представители королевской династии. Сейчас они живут в гораздо более удобных условиях, а здание осталось как символ власти, место проведения официальных церемоний и приемов на высшем уровне. Отдельные здания в непосредственной близости от дворца также считаются частью резиденции, но выполняют совершено иные функции:

  • Боромбхиман холл служит гостевым домом для иностранных послов;
  • Зал Амариндра используется для официальных приемов и церемоний;
  • Чакри Махапрасат совмещает функции усыпальницы, где хранится прах правителей и членов королевской семьи, тронный зал, приемную и музей оружия с богатейшей коллекцией предметов.

Отдельного восхищения заслуживает сад, заложенный Рамой IV и представляющий годы и долины страны в миниатюре.

Библиотека

Здание построено практически одновременно с дворцом, предназначена для хранения старинных буддийских рукописей и изображений королей. Внутри установлены книжные шкафы, созданы специальные условия для обеспечения сохранности свитков.

Снаружи здание богато украшено резьбой и орнаментами, идущими по стенам и колоннам. Многоярусная крыша в традиционном стиле увенчана высоким шпилем. Даже снаружи она производит незабываемое впечатление тонкостью и изяществом отделки.

Изваяние отшельника

Статуя расположена недалеко от входа в отдельной беседке к западу от храма. Она выполнена из темного, почти черного камня и, по уверениям служителей и местных жителей, может исцелять недуги. С молитвами и подношениями к ней идут сами больные и их родственники. В качестве даров у подножия статуи кладут благовония, цветы, фрукты, ароматические палочки и свечи.

Что посмотреть?

Храм лежащего Будды в Бангкоке – это территория древнего монастыря, расширенного по приказу короля Рамы I. Его архитектурной доминантой являются четыре ступы – зеленая, белая, желтая и голубая. Площадь храмового комплекса разделена улицей Thanon Chetuphon на две части – южную, хозяйственную и жилую, а также северную, которая собственно и является приманкой для туристов.

Статуя лежащего Будды находится в северо-западном вихарне храма

Обратите внимание на то, что ее ступни покрыты 108-ю перламутровыми орнаментами, имеющими сакральное значение и отражающими разные реинкарнации Верховного Божества

Не ограничивайте экскурсию только Буддой. Посмотрите на картины, которыми украшены стены храма и мраморные барельефы балюстрады храма – сцены из эпоса «Рамаяна». И на странные бородатые существа в шляпах – хранителей храма. Эти статуи привезены в XIX веке из Китая. Еще на территории храмового комплекса есть парк и традиционный для ландшафтов Юго-Восточной Азии пруд, украшенный водопадом.

Лежащий Будда в Бангкоке – это действующий сакральный центр Тайланда. Поэтому при его посещении выказывайте должное уважение его стенам и соблюдайте дресс-код. Обязательно снимайте обувь, когда входите в помещения. Откажитесь от маек, шорт, мини-юбок и пляжной обуви.

Lang Kuat

Очень неординарное и потому любимое туристами местечко находится в провинции Сисикет. Тут располагается Храм миллиона бутылок. Такому названию он обязан тому, что в действительности сделан из полутора миллионов стеклянных пивных бутылок.

Коричневое стекло использовали местные пивоварни, зеленое – иностранные. Так фасад приобрел буро-зеленый цвет.

Пивные крышки также пригодились – из них монахи сотворили мозаики. Строительство и обустройство территории продолжается, возводятся туалеты, кельи, крематорий. Постояльцы будут рады вкладу в виде пустых бутылок не меньше, чем денежному пожертвованию.

Как называется буддийский храм

Храм Будды может иметь разные названия: дацан, или, непосредственно название самого храма, сочетающееся со словами дзи, дэра, тэра, гаран.

В том случае, если храм называют по местности или в честь основателей, то в названии присутствует тэра или дэра. Например, Асука-дэра так называется в связи с тем, что храм расположен на равнине Асука. А Татибана-дэра является храмом рода Татибана.

Если же в названии строения используется величание учителя или имя почитаемого божества, то используется дзи. Например: Якусидзи – храм Бхайшаджьягуру или будды-целителя Якуси.

Дополнительное название гаран применяют для обозначения древних храмов. С санскритского «сангхарама» – «общинное жилище».

Если в сооружении для проведения обрядов нет всего, что необходимо для такого помещения, то такое здание называется молельней.

Храм буддизма штата Махараштра