Содержание
Знакомство с Надеждой Филаретовной фон Мекк
С детства отец привил ей любовь к музыке, а волевой и цепкий характер она получила от матери. В семнадцать лет ее выдали замуж за предпринимателя, который неустанно строил в России железные дороги и заодно стал главным монополистом по перевозке зерна. Это сделало семью миллионерами. В 1876 году супруг скончался, оставив Надежде Филаретовне огромное состояние. Из 18 родившихся в браке детей выжило одиннадцать, но денег хватало на всех.
Написав первая письмо П. Чайковскому, музыка которого глубоко воздействовала на ее внутренний мир, она с 1878 года оказывала ему материальную поддержку в 6 000 рублей в год. Они заочно подружились, но Петр Ильич никогда не хотел с ней встретиться лично. Их переписка продолжалась 13 лет почти ежедневно. Надежде Филаретовне посвящены 4-я симфония и 1-я сюита для оркестра. Их духовная связь была очень велика. Н. Ф. фон Мекк всегда настраивала композитора на продолжение работы, хотя современные ему критики постоянно преследовали его самого и его сочинения. После разгрома Пятой симфонии Надежда Филаретовна упрашивала композитора не обращать внимания на все выпады, а упорно продолжать свой путь в музыке.
Детство
Петр родился в 1840 году, 7 мая, в поселке Воткинске, где управляющим большого завода служил его отец Илья Петрович. У маленького Петруши уже был старший брат Николай, затем родилась сестра Саша, брат Ипполит и много позже – близнецы Анатолий и Модест. У них был большой дом с мезонином, в котором жили дети. Вместе с ними жили три близкие родственницы главы семейства: его тетушка и две племянницы. Семья была состоятельной и хлебосольной. В гости приезжало окрестное дворянство, молодые инженеры, прибывавшие на практику.
Мать Александра Андреевна и отец будущего композитора любили музыку. Она звучала в их доме постоянно. Слышались звуки арфы, рояля, исполнялись романсы. Была в доме и оркестрина, на которой были записаны фрагменты произведений зарубежных композиторов. Первые годы жизни Чайковского органично и естественно сопровождались музыкой. За рояль он сел в пять лет и три года учился под руководством бывшей крепостной крестьянки. Когда годы жизни Чайковского подошли к восьмилетнему рубежу, тихая безмятежная жизнь стала меняться. Отец вышел в отставку, и семья переехала сначала в Москву, а затем – в Петербург.
В итоге старшего сына направили на учебу в Институт горных инженеров, а семья в 1849 году переехала в Алапаевск, где отец Петра Ильича получил новую ответственную должность.
Пётр Ильич Чайковский. Биография
Пётр Ильич Чайковский родился 7 мая 1840 года в поселке Воткинск. Сейчас территория поселка относится к Удмуртии. Отец Петра Ильича, Илья Петрович Чайковский не владел музыкальной профессией. Он происходил от казачьего рода Чаек, который хорошо известен Украине и работал простым инженером. Мать Петра Ильича Чайковского, Александра Андреевна Ассиер окончила училище для сирот, где занималась литературой, географией, арифметикой, риторикой и иностранными языками.
В свое время отец Петра Ильича Чайковского получил хорошую должность, из-за чего переехал на Урал. Он стал руководителем Камско-Воткинского сталелитейного завода, одного из крупнейших предприятий. Ему предоставили не только большой дом с прислугой, но и войско, в котором служило сто казаков. Среди гостей большого дома бывали дворяне, столичная молодежь, английские инженеры и другие представители высшего общества.
В семье Чайковских было шестеро детей: старший — Николай, второй сын — Пётр (Пётр Ильич Чайковский), Ипполит и младшая сестра Александра, позже родились близнецы Модест и Анатолий. Кроме того, в большом доме всегда жили родственники Ильи Петровича Чайковского, а позже и гувернантка детей, француженка Фанни Дюрбах из Монбельяра, которую встретили как члена семьи.
Несмотря на то, что родители Петра Ильича Чайковского не были профессиональными музыкантами, музыка всегда жила в их доме. Илья Петрович умел играть на флейте, Александра Андреевна – на фортепиано и арфе, говорили также, что она чудесно исполняет романсы, а гувернантка просто очень любила музыку.
В доме Чайковских стоял оркестрион (механический орган) и рояль. Пётр Ильич брал уроки игры на рояле у крепостной Марьи Пальчиковой. Он не только был талантлив в музыке, но и сочинял стихи.
Старшие дети Чайковских получили хорошее образование: они учились в Санкт-Петербурге в пансионе Шмеллинга. Здесь Пётр Ильич познакомился с балетом, оперой и симфоническим оркестром. В юном возрасте случилась беда: Пётр Чайковский переболел корью, от последствий которой страдал всю жизнь.
В 1850 году Пётр Ильич Чайковский поступил в Императорское училище правоведения, где проучился вплоть до 1859 года. До разорения отца и кончины матери Пётр Ильич также брал уроки игры на фортепиано у знаменитого немецкого пианиста Рудольфа Кюндингера. Из-за бедственного положения семьи их позже пришлось прекратить.
После окончания учёбы Пётр Ильич Чайковский работал в Министерстве юстиции, где вёл дела крестьян. В свободное время он ходил в театр и музицировал. В 1861 году Чайковский впервые побывал за границей, где посетил Гамбург, Берлин, Антверпен, Брюссель, Париж, Остенде и Лондон.
Училище правоведения
Это было закрытое мужское заведение, в котором процветали среди юношей нетрадиционные наклонности. На это начальство закрывало глаза, так как даже отдельные члены императорской семьи были подвержены гомосексуализму.
Тихого мальчика Чайковского годы жизни в училище (1852 – 1859) несколько преобразили. Он через всю жизнь пронес дружбу с поэтом Алексеем Апухтиным, который учился с ним в одном классе. Эта и другие дружбы не носили выраженный эротический характер. В эти же годы жизни Петр Чайковский, потеряв в 14 лет обожаемую матушку, испытал острое, сильное и чистое чувство к С. Кирееву, которому впоследствии посвятил романс «Мой ангел, мой гений, мой друг…». Это была сублимация любви и нежности, которую он не мог отдать женщине. Заканчивая эту деликатную тему, которая доставляла композитору немало терзаний и огорчений, скажем, что он всегда был окружен молодежью. Вообще же среди его привязанностей мы не найдем ни одной связи любовной с дамами, кроме случайной нелепой женитьбы, сильного чувства к певице Арто и дружбы с меценаткой Н. Ф. фон Мекк. Все свои привязанности к юношам во все годы жизни Петр Чайковский переводил в платонические отношения. А после его смерти император Александр III вообще наложил табу на эту тему, сказав, что подданных у него много, а Чайковский – один.
Кардинальное изменение жизненного пути
Скучная работа по специальности заставила 21-летнего П. Чайковского поступить в 1861 году в Русское музыкальное общество, которое преобразовалось в консерваторию, где он начал изучать композицию, игру на органе и флейте. Спустя три года, не желая более перекладывать бумаги в департаменте, Петр Ильич бросает работу, обрекая себя на ненадежное существование полунищего музыканта. Его отец к этому времени, приняв участие в неудачной афере, разорился и не мог помогать сыну, но не запрещал ему идти выбранной дорогой, хотя и был обескуражен и разочарован. Годы жизни композитора Чайковского начались с первых работ в консерватории в 1865 году, когда он написал увертюру к «Грозе» А. Островского, «Танцы сенных девушек» и кантату «К радости». Но его педагоги не увидели в нем потенциала и намека на то, что из него вырастет великий музыкант.
Творчество П. И. Чайковского
В биографии Чайковского годы жизни от 1879 до 1893 – это время больших творческих высот. Удивительный феномен его музыки состоит в узнаваемости. Интуитивно слушатель схватывает его национальные и общеромантические мотивы. К концу 70-х годов уже написаны фантазия «Франческа да Римини», четыре симфонии, «Евгений Онегин», «Лебединое озеро». Судьба балета оказалась непростой, и публика с триумфом приняла его только в постановке Петипа и Иванова. После лирической оперы «Онегин», где герои стремятся к идеалу, и драматургия вокала создана на одном дыхании, композитор пишет «Орлеанскую деву», основанную на трагедии Шиллера. Затем следуют оперы «Мазепа» и «Чародейка».
И наконец, композитор достигает в это время вершины: написана «Пиковая дама». Сюжет строится на двух темах – разработке жадности и богатства и любви. Это время большой напряженной работы, когда композитор создает различные камерные и симфонические сочинения. Написаны симфония «Манфред», 5-я симфония. Появляются увертюры «1812 год» и «Гамлет», а также «Итальянское каприччио», циклы романсов и детских песен. В память о Н. Рубинштейне написано трио для рояля, скрипки и оркестра.
П. Чайковского увлекла сказка Ш. Перро «Спящая красавица», и был создан одноименный балет. После триумфальных представлений «Пиковой дамы» и «Спящей красавицы» и его выступлений как дирижера перед П. И. Чайковским люди стали останавливаться на улицах и снимать шляпы. Его начали боготворить. Затем появляется романтическая камерная опера «Иоланта» и третий балет – «Щелкучик». И наконец в 1893 году созданы Шестая симфония и Третий фортепианный концерт – последние произведения композитора.