Крымов, дмитрий анатольевич

Значимые жизненные этапы

  • В 1976 году, после окончания учёбы, молодой специалист служит в Театре на Малой Бронной. Работает сценографом. Карьера начинающего художника складывалась успешно. Спектакли, оформленные Дмитрием, отличались индивидуальностью, удивительным вхождением в замысел режиссёра, выразительностью. Среди работ тех лет можно выделить:
    • «Отелло» У.Шекспира (1976 г.)
    • «Месяц в деревне» И.С.Тургенева (1977 г.)
    • «Продолжение Дон Жуана» Э.Радзинского (1979 г.)
    • «Лето и дым» Т.Уильямса (1980 г.)
    • «Воспоминание» А.Арбузова (1981 г.)
    • «Директор театра» И.Дворецкого (1983 г.) и другие.
  • С 1985 года Крымов работает в Театре на Таганке. Наиболее удачными в этот период времени являются художественные постановки автора: «У войны не женское лицо», «Полтора квадратных метра», «Мизантроп».
  • Смерть родителей внесла свои коррективы в театральное ремесло Дмитрия Анатольевича. Он уходит из театра и решает сменить род деятельности.
  • В 90-х годах, изучив станковое искусство, Крымов всецело посвятил себя живописи и графике. Оказалось, что и в этой области талантливый человек нашёл себе применение.
  • Этот вид изобразительного искусства привлёк начинающего живописца богатством жанра и стиля, самостоятельностью, идейно-художественным значением произведений.
  • Руками художника создавались удивительные полотна. Их приобретали частные коллекционеры. Работы выставлялись в различных музеях, в том числе и на заграничных площадках.
  • В 2000 году потребность в театральном искусстве заставила Дмитрия Крымова вернуться к истокам творческой деятельности. Он работает в театре Станиславского. Для многих стала неожиданностью его постановка «Гамлета».
  • Немного позднее Дмитрий Анатольевич переходит на службу в ГИТИС.
  • Одновременно сотрудничает с Театром им. Н.В.Гоголя, Театром им. М.Н.Ермоловой, Театром им. Моссовета, Театром им. В.Маяковского и другими. В творческой копилке Крымова-художника-сценографа около ста спектаклей.
  • С 2002 года местом работы живописца становится Российская академия театрального искусства.
  • Там он читает лекции, проводит занятия со студентами-художниками.
  • Дмитрий Анатольевич делился своим богатым опытом с начинающими дарованиями.
  • За два года работы он воспитал не один десяток талантливых молодых людей.
  • С 2004 года начинает свою деятельность творческая Лаборатория «Школа драматического искусства», художественным руководителем и основателем которой является Дмитрий Крымов.
  • Как педагог-новатор Дмитрий Анатольевич многое делал для того, чтобы его воспитанники были разноплановыми, индивидуальными актёрами, отличными в своём профессиональном мастерстве от предыдущих поколений. Для этого он обучал их по собственной разработанной методике.
  • Свои оригинальные идеи и замыслы художник-постановщик воплощал совместно с молодыми коллегами на сцене.
  • За время существования Лаборатории в театре были поставлены десятки спектаклей. Среди них наиболее значимые:
    • «Три сестры» (2005 г.)
    • «Корова» (2007 г.)
    • «Смерть жирафа» (2009 г.)
    • «Русский блюз. Поход за грибами» (2015 г.)
    • «Последнее свидание в Венеции» (2016 г.)
    • «Бесприданница» (2017 г.)
    • «Ромео и Джульетта» (2018 г.) и другие.
  • Все работы, созданные Крымовым в это время, являются новаторскими и носят сугубо индивидуальный характер. Они меняют устаревшие сложившиеся стереотипы и мнения об отечественных постановках, вызывая у зрителей любопытство и заинтересованность.
  • Успех современного театрального искусства, по мысли режиссёра, состоит в том, чтобы сидящий в зале человек, не просто следил за игрой актёров, а включался в процесс, происходящий на сцене. А, посмотрев спектакль, смог сам трактовать задумку автора.
  • Особенную роль в постановках играет музыка. Она является полноправным участником событий, происходящих на сцене. Поэтому Крымов редко брал готовые произведения для спектаклей. Чаще всего к представлению писалась своя, оригинальная мелодия.
  • 31 августа 2018 года Дмитрий Крымов прекращает работу в организованном им детище.

Театр и фильмы

Организаторский потенциал и творческий взгляд на вещи Грымов продемонстрировал, занявшись кинопродакшном. Дебютной работой автора стала картина «Мужские откровения», на которую постановщика вдохновила новелла Ренаты Литвиновой «Третий путь».

Режиссер Юрий Грымов

Дебютной полнометражной кинокартиной режиссер оказалась лента под названием «Му-му». В проекте участвовали Ирина Апексимова, Александр Балуев, Екатерина Стриженова и другие артисты. Работу высоко оценили во Франции, где Министерство культуры наградило режиссера призом «За лучший дебют года» в рамках фестиваля «Кинотавр». Фильм также был отмечен в номинации «Лучшее воплощение классического сюжета». На счету проекта 10 наград, полученных на кинофестивалях.

Творческая биография режиссера полна любопытных и нетривиальных проектов. В 1996 году он создал на базе РГГУ Школу кино и телевидения, которая выпустила 500 учеников. Мастерская объединила под своей крышей людей, сумевших пройти жесточайший отбор. Счастливчики перенимали знания у мэтров российского продакшна.

Юрий Грымов

Создание видеороликов было основным направлением для Грымова. Он стал лауреатом наград фестивалей «Epica», «Golden Awards of Montreux», обладателем специального приза жюри Каннского фестиваля. Работа, представленная на московском мероприятии «Львы-94», получила приз зрительских симпатий. ООН отдельно отметила ролик Грымова «АнтиСПИД. Скафандры», преподнеся режиссеру приз за освещение идеалов и целей организации в социальной рекламе.

В 2001 году Грымов выпустил в прокат фильм «Коллекционер». За ним последовал сериал «Казус Кукоцкого», снятый по произведению Людмилы Улицкой, «Чужие», «Три сестры», а в 2010 году вышел фильм «На ощупь». Популярность режиссера быстро росла. Постановщик оказался востребованным в сфере телевидения. Он оформлял межпрограммное пространство канала РТР, выпустил несколько ТВ-проектов и документальных фильмов, в числе которых и «Мой Пушкин».

Юрий Грымов на съемочной площадке

Грымов своевременно оценил перспективы в области телевидения и в 2000 году уже был ведущим авторской передачи «Посмотри», выходившей на канале ОРТ. В программе Юрий рассказывал о малоизвестных людях с необычными и любопытными судьбами. Параллельно режиссер организовывал рекламную деятельность для компании «Сонет».

Режиссер начал работу и на театральных подмостках, презентовав зрителям спектакль «Дали», премьера которого состоялась на сцене театра им. Е. Б. Вахтангова. Первый опыт оказался удачным, и в 2003 году постановщик выпустил спектакль «Нирвана», который шел на сцене театра им. В. Маяковского, а в 2005-м представил постановку «Царская невеста», созданную для театра «Новая опера». С 2006-го он совмещал постановочную деятельность с должностью креативного продюсера «МТС», а спустя год уже был генеральным продюсером канала Rambler.

Юрий Грымов в театре

Увлечение фото доказало, что Юрий Грымов, как и предполагал в молодости, способен на многое, и любой его проект может быть цельным и самостоятельным продуктом. Автор часто представляет фотоработы на суд публики, организуя выставки. Его проекты становились художественными событиями в России и за границей.

2010-е оказались для Грымова продуктивными. Он стал ведущим передачи «Большая рыба» на канале A-One, начал снимать детский фильм «Год Белого слона». С 2013 по 2014 годы был генеральным продюсером канала «Дождь» и параллельно с этим состоял в государственном комитете по культуре при Совете Федерации.

Юрий Грымов

С 2015-го Грымов является членом Общественной палаты. Через год его пригласили в качестве управляющего партнера в группу телеканалов Slow TV Media. В этот же период режиссер принял пост художественного руководителя театра «Модерн». В числе театральных постановок Грымова спектакли «Затерянный мир», выпущенный на сцене РАМТ, и «Цветы для Элджернона», премьера которого состоялась в культурном центре «Москвич».

Юрий Грымов сейчас

Режиссер, сценарист, продюсер и фотограф, Юрий Грымов продолжает реализацию в самых разнообразных сферах деятельности. Он продвигает в России интернет-образование с позиции руководителя молодежных программ Федерации, занимается разработкой имиджевых кампаний и дизайна для коммерческих и государственных организаций. В числе его клиентов магазин «Davidoff», Ногинский мясокомбинат и РАО ЕЭС России.

Юрий Грымов в 2019 году

Сейчас режиссер продолжает деятельность на театральном поприще. В 2019 году он планирует постановку спектаклей «Война и мир» и «Это все она», а также выпуск фильмов «Тенгиз», «Последнее искушение Адама», «Цветы от Маяковского». На стадии разработки сериал «Великая фальшивка октября». Кроме того, мужчина занялся выпуском собственной марки вина «MIDSUMMER».

Трагический перерыв

Талант Крымова был замечен многими деятелями искусства, карьера молодого сценографа складывалась очень успешно. Но жизнь внесла свои коррективы – скончались родители: сначала отец, а потом и мать. Дмитрию Анатольевичу пришлось временно уйти из театра. Тогда Крымову казалось, что насовсем, так как все напоминало о родителях, било по живому, а выполненная работа казалась никому не нужной.

Дмитрий решил сменить профессию и серьезно изучить станковое искусство. Крымов окунулся в живопись, графику и инсталляцию. Оказалось, что здесь раскрылся еще один талант Дмитрия. Его работы начали выставляться во многих музеях, в том числе и заграничных. Некоторые картины попали в частные коллекции.

Театр

Человеком, который вернул знаменитость в театр, стал Валерий Гаркалин. Однажды Дмитрий Анатольевич рассказал ему о том, как видит сцену встречи героя с призраком отца в «Гамлете». Друг предложил сделать постановку, где он сыграет главную роль. Поначалу Крымов воспринял это как шутку, но потом ему позвонил директор Театра имени Станиславского и пригласил поработать над спектаклем.

На репетиции ушел почти год, но критики восприняли творение режиссера негативно. С годами Дмитрию Анатольевичу удалось отточить мастерство, а его стиль стал узнаваемым и любимым публикой. Появилась у знаменитости и своя муза — актриса Мария Смольникова, задействованная почти во всех его постановках.

2004-й ознаменовался тем, что Крымов получил статус руководителя собственной лаборатории в «Школе драматического искусства». Ей он прослужил следующие 14 лет, регулярно выпуская новые спектакли. В честь 50-летнего юбилея знаменитости была создана постановка «Недосказки». С тех пор это стало традицией, и каждый день рождения режиссер радовал публику новым творением.

Режиссер Дмитрий Крымов

В 2015-м подопечные художника взялись за создание проекта «Своими словами», в рамках которого стремились сделать произведения классиков доступными для детей. Серия состояла из 4 спектаклей по Александру Пушкину, Антону Чехову, Николаю Гоголю и Карлу Марксу. Новость об этом появилась на сайте лаборатории.

Следующий год запомнился театралам выходом спектакля «О-й. Поздняя любовь», который является авторской трактовкой произведения Александра Островского. Старания режиссера и ведущей актрисы были вознаграждены «Золотой маской».

После этого Дмитрий Анатольевич взялся ставить другую пьесу Островского — «Безприданница», намеренно вернув букву «з» в название. Премьера постановки состоялась на сцене «Школы драматического искусства» и произвела фурор.

Позднее Крымов решил уйти из театра, оставив руководство лабораторией, но не перестал творить. В 2018 году впервые на сцене Театра наций режиссер представил на суд зрителя далекую от школьного классического произведения комедию масок «Му-Му», где главная героиня — не жалеемая всеми утопленная собачонка, а девочка Маша.

Александра Буратаева, Александр Феклистов, Дмитрий Крымов и его жена Инна

А в чеховском МХТ родился «Сережа» — о сыне погибшей от любви Анны Карениной. Спектакль только отчасти напоминает знаменитый роман Льва Толстого. В нем нашлось место и «Жизни и судьбе» Василия Гроссмана. За это творение режиссер вновь удостоился «Золотой маски».

В следующем году Дмитрий Анатольевич представил постановку «Борис» о Борисе Годунове. Он вновь попытался отойти от привычных рамок и показать героя с новой стороны. Главная роль досталась знаменитому Тимофею Трибунцеву, а в Марину Мнишек перевоплощались сразу несколько артисток, включая Ксению Раппопорт и Паулину Андрееву.

В период пандемии коронавируса спектакли транслировались онлайн, что стало для режиссера тяжелым испытанием, ведь он считает важным взаимодействие публики и исполнителей, их совместные переживания. Когда ограничения были ослаблены, он порадовал зрителей новой постановкой — «Все тут». Она наполнена личными переживаниями, ведь среди персонажей родители знаменитости.

Биография

Родился в семье Анатолия Эфроса и Натальи Крымовой. В 1976 году окончил постановочный факультет Школы-Студии МХАТ.

С 1976 года начал работать в Театре на Малой Бронной. Создал сценографию к постановкам А. В. Эфроса «Отелло» У. Шекспира (дипломная работа), «Месяц в деревне» И. Тургенева, «Лето и дым» Т. Уильямса, «Воспоминание» А. Арбузова, «Наполеон Первый» Ф. Брукнера, «Директор театра» И. Дворецкого. Оформил также спектакли А. В. Эфроса «Тартюф» (Мольера) и «Живой труп» Л. Толстого на сцене МХАТ.

С 1985 года Крымов — художник-постановщик Театра на Таганке, где выпустил спектакли «У войны не женское лицо» С. Алексиевич, «Полтора квадратных метра» по повести Б. Можаева и «Мизантроп» Мольера.

В начале 90-х Дмитрий Крымов ушёл из театра и занялся станковым искусством: живописью, графикой, инсталляцией.

С 2002 года Дмитрий Крымов преподаёт в Российской академии театрального искусства, где ведёт курс театральных художников

С 2004 по 2018 г. — художественный руководитель Лаборатории в театре «Школа драматического искусства».

В 2010—2011 годах Дмитрий Крымов успешно сотрудничал со звездой русского балета Михаилом Барышниковым.

В марте 2014 года вместе с рядом других деятелей науки и культуры выразил своё несогласие с политикой российской власти в Крыму.

Сын Отечества

Д.А. Крымов — настоящий сын своего Отечества, внёсший огромный вклад в его культурное наследие.

Деяния великого мастера по достоинству оценены правительством. Он имеет многочисленные награды и звания. Является лауреатом самых престижных театральных премий. Но самое высокое воздаяние для деятеля искусства — это благодарность зрителей, почитателей его таланта.

Даже в самые тяжёлые времена российский художник никогда не помышлял о том, чтобы оставить страну и уехать на чужбину. На родине у него есть всё, для чего следует жить и творить.

Безусловно, выдающийся человек, обладающий уникальным даром, и сегодня полон грандиозных планов. Впереди у него новые работы. Возможно, он напишет новые картины или снимется в кино… А, может, просто посвятит остаток жизни любимым людям. Ведь признания и славы заработано сполна.

Детские и юношеские годы

Дмитрий Крымов родился 10 октября 1954 года в Москве в интеллигентной семье. Отец Анатолий Васильевич Эфрос — режиссёр-постановщик. Мать Наталья Анатольевна Крымова — видный театральный критик, искусствовед.

С матерью и отцом в детстве

Чтобы оградить сына от серьёзных проблем, связанных с еврейской родословной, родители записали ребёнка на фамилию матери.

Атмосфера, в которой рос мальчик, способствовала становлению творческой личности. У Дмитрия рано обнаружились способности к рисованию, и он мечтал о карьере художника.

Но, окончив школу в 1971 году, юноша решает идти по стопам родителей. Сдав успешно экзамены, молодой человек был зачислен в Школу-студию МХАТ, на постановочный факультет.

Личная жизнь

Со своей супругой, Инной Александровной, Крымов идёт по жизни рука об руку уже много лет. Для него она не только любимая женщина, но верный друг и советчик во многих творческих начинаниях. Ради единственного мужчины Инна оставила карьеру социального психолога и во всём помогает мужу. Она организует художественные выставки Дмитрия, ярмарки, аукционы. Создаёт авторские проекты.

У пары есть сын Михаил. По образованию он архитектор. В последнее время проживает в Америке.

Чуткий, отзывчивый человек, Дмитрий Крымов, благодарен родителям за рождение и чудесное воспитание. Каждый год, в свой день рождения, он посещает их могилы, воздавая дань памяти.

С супругой Инной

Собственная творческая лаборатория

В 2004 г. постановка на основе русских народных сказок покорила режиссера А. Васильева. Он включил ее в репертуар «Театра Европы» и предложил Крымову создать творческую лабораторию. Она стала отдельным подразделением с неповторимой художественной эстетикой.

В 2006 г. Васильев ушел из театра, и это стало переломным моментом в жизни Дмитрия Анатольевича. Сначала он хотел последовать за режиссером, но после раздумий все же остался работать на прежнем месте. Творческая лаборатория Дмитрия Крымова продолжила свою работу.

Все постановки были награждены театральными критиками яркими эпитетами. Отмечалась выразительность постановок, их уникальная художественная структура и ассоциативные ряды. Спектакли в лаборатории создаются в два этапа: активное обсуждение пьес, а уже потом отработка образов. Немаловажную роль в постановках имеет музыка. Для спектакля редко берутся готовые произведения, в большинстве случаев пишутся новые, оригинальные. Дмитрий Крымов уже долгое время сотрудничает с композитором Бодровым, который пишет музыку для постановок.

Для Дмитрия Анатольевича не существует первооснов, он может «кроить» музыку в соответствии со своими представлениями, убирая ненужные фрагменты либо добавляя новые. Поэтому лаборатория приобрела статус авторской. За время ее существования уже поставлены десятки спектаклей. Постановка «Сон в летнюю ночь» стала лауреатом Эдинбургского фестиваля.

Все спектакли в исполнении Крымова являются настоящими шедеврами искусства. Произведения заставляют задуматься о насущных проблемах, меняя восприятие и сложившиеся мнения. Дмитрий Анатольевич опытный специалист и в оперном жанре. Он поставил несколько одноактовых произведений.

В 2007 г. Дмитрий Анатольевич получил знаменитую премию «Хрустальная Турандот». В 2010 г. сценаристом создан незабываемый спектакль «В Париже». Это была совместная работа Крымова с Барышниковым. Многим запомнился спектакль «Смешанная техника», поставленный в 2011 г.

Дмитрий Крымов – режиссер от бога. Он очень ответственно относится к своей работе и считает, что несет ответственность за происходящее на сцене. Поэтому бывает удовлетворен своей работой только тогда, когда поставленный им спектакль полностью отвечает его требованиям.

Впереди в планах Крымова – новые творческие работы. В 2016 г. Дмитрий Анатольевич задумался о снятии художественного фильма. Сюжет пока обрисовывается в общих чертах. Режиссер объявил, что в съемках будут принимать участие студенты и ученики Крымова. Образная канва картины идентична одному из фильмов Анатолия Эфроса, который был отснят в 1961 г.

Детство и юность

Юрий Грымов родился в Москве 6 июля 1966 года. Сверстники дразнили мальчика за нескладную фигуру и высокий рост, который пригодился в игре в баскетбол. Учиться в школе Юре не очень нравилось. Любимым предметом школьника было рисование. Грымов проявлял творческую натуру уже в юности. Он не считал себя талантливым, но верил, что имеет способности, которые нужно верно использовать. Так, например, занятия в грузинском ансамбле «Колхида» стали подтверждением тому, что юноша не ставил перед собой ограничений и рамок.

Режиссер Юрий Грымов

Видение мальчика было нестандартным. Его привлекали действие, изображение, визуальная составляющая. После школы Грымов отправился служить в армию. Он был солдатом артиллерийской ремонтной роты. Вернувшись на «гражданку», Юрий поступил в техникум, но вскоре был отчислен и стал модельщиком. Молодой человек работал на заводе «АЗЛК».

Специфика деятельности заключалась в работе с деревом и соблюдении высочайшей концентрации и точности действий. Он изготавливал мастер-макеты машин, но чувствовал, что его предназначение заключается в большем. Поэтому он пробовал себя в любой творческой деятельности.

Первым дополнительным заработком параллельно с работой стало участие в показах одежды центра моды «Люкс» в качестве манекенщика. Это было отправной точкой на пути к успеху, так как Юрия заметили в шоу-бизнесе. К этому периоду относятся съемки в видеоклипе «Маргарита» на песню Валерия Леонтьева.

Юрий Грымов

В 1988 году Грымов решил попробовать себя в новом направлении, в рекламе. Приятель Владимир Жечков предложил Грымову сотрудничество в разработке роликов для рекламной компании Premier SV. В планах Юрия на тот момент был переезд в Москву, но привлекательное предложение заставило передумать.

С тех пор Юрий занимается рекламными кампаниями, съемками видеоклипов и роликов на заказ, а работы автора стали обладателями 50 призов на фестивалях в России и Европе. Грымов реализовал предвыборную кампанию Бориса Ельцина в 1996 году, снял клипы для артистов, в числе которых Алла Пугачева, Алсу, Олег Газманов и другие представители эстрады.

Личная жизнь

Юрий Грымов не любит обсуждать свою семью. Родители, супруга и дочь для него главное в жизни, поэтому режиссер охраняет подробности личной жизни от камер папарацци. Жену Юрия зовут Ольга. Супруги познакомились случайно, режиссер подвозил девушку на машине, а уже через 3 дня повел в загс. Любопытно, что Ольга на тот момент собиралась замуж за другого мужчину.

Юрий Грымов, его жена Ольга и дочь Антонина

В союзе Грымовых родилась дочь Антонина. Она получила хорошее образование. Родители руководствовались принципами демократичности в отношении воспитания детей, и это наложило отпечаток на мировоззрение девушки. Сейчас она живет во Франции и периодически снимается в проектах отца.

Биография Дмитрия Крымова

10 октября 1954 года в творческой столичной семье (отец – знаменитый режиссер Анатолий Эфрос, а мать – театральный критик и искусствовед Наталья Крымова) появился на свет будущий театральный постановщик. Из-за волны антисемитизма в нашей стране во время рождения и взросления Дмитрия на семейном совете было принято решение, что мальчик возьмет фамилию именно матери. И, как показала сама жизнь, это решение было оправдано.

После окончания общеобразовательного учебного заведения Крымов поступил в Школу-студию МХАТ (постановочный факультет), пойдя по стопам знаменитого родителя. В 1976 году он с дипломом о высшем образовании пошел развивать свою профессиональную карьеру в Театр на Малой Бронной. А его первыми режиссерскими проектами стали постановки «Воспоминание», «Лето и дым», «Живой труп», «Месяц в деревне» и другие.

В период времени, начиная с 1985 года и до начала «девяностых», когда из жизни ушел отец, Дмитрий в основном сотрудничал с Театром на Таганке. Здесь театралы могли насладиться его режиссерским талантом в спектаклях: «У войны не женское лицо», «Полтора квадратных метра» и «Мизантроп». Однако кроме родных театральных подмостков известный сценарист участвовал в постановках театров, расположенных во многих городах России (Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Волгоград и другие), а также в Японии и Болгарии. А его коллегами по творческому цеху стали такие знаменитости как Портнова, Товстоногова, Арье и Шапиро.

После смерти отца Дмитрий Крымов принял решение отказаться от работы сценографа и полностью сосредоточился на изобразительном искусстве. Именно живопись и графика сделали его знаменитым во Франции, Англии и Германии, где он выставлялся на тематических выставках. А в Москве его художественное творчество было широко представлено в Русском музее.

А в настоящее время «Третьяковка» и «Пушкинский» музей содержат среди своих экспонатов и полотна Дмитрия Крымова. С 2002 года и по сей день он стал заниматься преподавательской деятельностью в Российской академии театрального искусства. Также под его руководством находятся Лаборатория «Школы драматического искусства» и курс театральных художников.

Интересно, что основной авторской идей любого театрального проекта режиссер считает именно постулат о «непонимании зрителем замысла постановщика». Это позволит театралам размышлять и делать выводы только после долгих умозаключений. То есть, успех современного театра лежит именно в философской и психологической плоскости, которая исключает банальные сюжеты.