Гражданская оборона

Расстановка

Состав на 2019–2020 годы

  • Игорь «Джефф» Жевтун — вокал, гитара (1988–1989, 1989–1990, 1993–2000, 2004–2005, 2019–2020)
  • Константин «Кузя УО» Рябинов — бас, гитара, клавишные, перкуссия, вокал, бэк-вокал, шумовые эффекты (1984–1985, 1988, 1989–1990, 1993–1999, 2019–2020)
  • Александр «Призрак оперы» Андрюшкин — ударные (1994, 1997–2005, 2019–2020)
  • Александр Чеснаков — гитара, клавишные (2000–2008, 2019–2020)
  • Сергей Летов — саксофон (2000–2004, 2019–2020)

Прошлые участники

  • Егор Летов — вокал, гитара, перкуссия, шумовые эффекты (1984–2008)
  • Наталья Чумакова — бас, клавишные (1997–2008)
  • Павел Перетолчин — ударные (2005–2008)
  • Андрей «Хозяин» Бабенко — гитара (1984–85)
  • Валерий «Вал» Рожков — флейта (1986)
  • Олег «Малютка» Лищенко — гитара, вокал (1987)
  • Евгений «Евгений» Лищенко — бас, вокал (1987)
  • Игорь «Джефф» Жевтун — гитара (1988–1989, 1989–1990, 1993–2000, 2004–2005)
  • Аркадий Климкин — ударные (1988–90)
  • Олег «Менеджер» Судаков — вокал, бэк-вокал (1988; также один из основателей Коммунизма )
  • Янка Дягилева — бэк-вокал (1988, 1989, 1990)
  • Дмитрий Селиванов — гитара (1988)
  • Евгений «Джон Дабл» Деев — бас (1988)
  • Игорь Староватов — бас (1988)
  • Сергей Зеленский — бас (1989)
  • Александр «Иваныч» Рожков — флейта (1993)
  • Аркадий Кузнецов — бас (1994)
  • Евгений «Махно» Пьянов — бас, гитара (1995–1999)
  • Анна Волкова — бас, клавишные, электрическая скрипка, бэк-вокал (1995–1997)
  • Евгений «Джексон» Кокорин — гитара (1997)

Подробности смерти Егора Летова

Егор Летов, по воспоминаниям участников его проектов, не отличался крепким здоровьем, часто попадал в больницы и имел личного врача. Один из последних альбомов, «Реанимация», был записан по материалам, созданным им вовремя очередной госпитализации. Однако серьёзных опасений его состояние в последние годы не вызывало: музыкант много гастролировал, активно занимался реставрацией ранних произведений, записывал новые песни.

Летова не стало 19 февраля 2008 года. Прокуратура Омска инициировала проверку обстоятельств его смерти. По данным СУ СК при прокуратуре РФ по Омской области, причиной смерти Егора Летова стала острая дыхательная недостаточность, которая развилась вследствие отравления алкоголем. Тело музыканта было похоронено на омском Старо-Восточном кладбище. На его могиле был установлен памятник с изображением креста первых христиан.

Саша Чёрный Биография, личная жизнь, мнения Борис Гребенщиков Биография, личная жизнь, мнения Кирилл Толмацкий Биография, личная жизнь, мнения Сергей Лазарев Биография, личная жизнь, мнения

Биография Егора Летова

Летов Игорь Фёдорович родился 10 сентября 1964 года в Омске в простой советской семье. Его отец, Фёдор Дмитриевич, был военным, а после распада СССР работал секретарём одного из районных комитетов коммунистической партии Омска. Мать музыканта, Тамара Георгиевна, была врачом. Кроме него в семье воспитывался его брат Сергей (старше на восемь лет), ставший известным композитором и музыкальным издателем.

По воспоминаниям родителей Летова, при его рождении возникли сложности, угрожавшие жизни ребёнка. Также есть сведения, что в детстве он перенёс несколько клинических смертей. Однако отец Летова отмечал, что тот быстро развивался, уже в два года хорошо разговаривал, в шесть знал расположение стран и городов на карте мира и мог рассказать о них по памяти. Тогда же у него появился интерес к коллекционированию.

В школе Игорь учился средне, потому что его больше увлекала музыка, а не уроки. Интерес к ней передался молодому человеку от отца, в юности выступавшего с хором Советской армии, и брата, самостоятельно выучившегося игре на саксофоне, флейте и бас-кларнете. Игорь избрал для себя гитару и осваивал этот инструмент шесть лет с репетитором. Также он коллекционировал пластинки, на которые зарабатывал, работая в каникулы дворником или маляром.

Писать песни будущий музыкант начал ещё в подростковом возрасте вместе с друзьями. Окончив десятый класс местной школы, он уехал к брату, учившемуся в химическом институте (сегодня Московский госуниверситет тонких химических технологий им. В. М. Ломоносова) и проживавшему в Подмосковье. Игорь поступил в строительное училище, параллельно работал на стройке штукатуром и мечтал создать собственную группу.

Любимые женщины легенды русского панк-рока

Первой супругой Егора была Янка Дягелева, с которой он познакомился на рок-фестивале в Новосибирске. Хотя выступление «Гражданской обороны» продлилось несколько минут, но фанаты были от него в восторге. Среди поклонников была и Янка. Вскоре девушка посетила квартирный концерт «ГО». С того дня две неординарные, творческие личности решили, что не смогут друг без друга.

В 1991 году Дягилева трагически погибла – утонула по неизвестной причине. Егор сильно переживал кончину любимой женщины. В трудную минуту Летова поддержала близкая подруга Янки – Анна Волкова. Дружеские отношения быстро переросли в любовную связь, которая продлилась до 1999 года.

В 1997 году Егор женился на Наталье Чумаковой, которая являлась бас-гитаристкой группы «Гражданская оборона». После кончины Летова женщина занялась изданием его творческих шедевров, сняла биографическую картину о супруге «Здорово и вечно».

Детские годы

Старший брат будущего музыканта – Сергей виртуозный саксофонист, который работает в различных жанрах. Именно он стал примером для Егора, как в творчестве, так и по жизни. Летов хорошо учился в школе, был общительным и разносторонним ребенком.

Летов с братом Сергеем

Получив аттестат зрелости, он покинул родительский дом в Омске и ехал к Сергею в Подмосковье. Здесь парень поступил в местное училище, откуда его выгнали с позором.

В 1982 году вернувшись на малую Родину, Егор устроился на работу на шинный и мотостроительный завод. Здесь парень занимал должность художника. Ему пришлось рисовать портреты Ленина, агитационные листовки для митингов и собраний.

Также он подрабатывал дворником, разнорабочим на стройке. Заработав сто рублей, Летов купил бас-гитару «Орфей» и колонки со встроенным усилителем.

Дискография Егора Летова

Егор Летов является автором и продюсером всех альбомов группы “Гражданская Оборона”. Он же является одним из главных основателей проекта “Коммунизм”, выпустившего более десяти студийных работ. Также Егор записал ряд сольных пластинок.

Концертные альбомы

  • Музыка Весны (сборник), 1994
  • Концерт в городе-герое Ленинграде, 1994
  • Концерт в клубе «Полигон», 1997
  • Проект О.Г.И. (вместе с братом), 2002
  • Апельсин. Акустика, 2011 (посмертно)

Книги Егора Летова

При жизни Игоря Фёдоровича было выпущено несколько сборников стихотворений. После его смерти вышло переиздание книги “Стихи” и трёхтомник “Автографы”.

  • Я не верю в анархию
  • Русское поле экспериментов (совместно с Яной Дягилевой и Константином Рябиновым)
  • Стихи
  • Автографы

Биография Егора Летова

Игорь Фёдорович Летов родился 10 сентября 1964 года в Омске. Мать будущего музыканта работала военным врачом, отец – бывший военный, участник Великой Отечественной войны. Окончив десятый класс средней школы №45 Омска поступил в городское ПТУ но вскоре был отчислен за непосещаемость. Работал художником на Омском шинном и Омском моторостроительном заводах, а также дворником и штукатуром на стройке. В 1982 году начал заниматься музыкой, вместе Андреем Бабенко и Евгением Деевым основав проект «Посев».

Творческая биография

В период с 1982 по 1984 год Летов записывал магнитоальбомы в составе группы «Посев» (большинство записей не сохранилось). Осенью 1984 года вместе с Андреем Бабенко и Константином Рябиновым основал группу «Гражданская Оборона», некоторое время существовавшую параллельно с «Посевом». С середины 80-х годов становится одним из наиболее влиятельных независимых музыкантов СССР, а впоследствии и России.

После выпуска первых магнитоальбомов Егор Летов подвергся репрессиям со стороны властей. Местные органы КГБ не желали терпеть в Омске не подчиняющегося властям вольнодумца и поместили его на принудительное лечение в психушку, откуда он был вызволен благодаря старшему брату Сергею, пообещавшему рассказать о гонениях на музыкантов в Советском Союзе западным журналистам. По возвращении из лечебного учреждения Егор возобновил деятельность «Гражданской Обороны», в одиночку записав ряд магнитоальбомов 1987 и 1988 года.

В 1987 году под маркой «Г.О.» Летов записывает альбомы «Мышеловка», «Тоталитаризм», «Хорошо!!», «Некрофилия» и «Красный Альбом», самостоятельно играя на всех инструментах и выступив в качестве звукорежиссёра и саундпродюсера. Таким же образом были записаны альбомы 1988 года – «Всё Идёт По Плану», «Так Закалялась Сталь» и «Боевой Стимул». В декабре 1988 года на домашней студии Сергея Фирсова в Ленинграде Егор записывает акустический бутлег «Русское Поле Эксперимента».

В 1989 году, во время работы над циклом «Русское Поле Экспериментов» Летов записывает два акустических сольника – «Всё Как У Людей» и «Вершки И Корешки». Одновременно с этим он помогает своей тогдашней сожительнице Янке Дягилевой записать альбомы «Домой!» и «Ангедония». После её смерти в 1991 году вместе с Константином Рябиновым на основании сохранившихся записей Егор доделывает последний альбом Янки – «Стыд и Срам».

Проект «Егор и Опизденевшие»

Весной 1990 года Летов распускает «Гражданскую Оборону», мотивируя тем, что не хочет становиться частью попса. Сыграв последний концерт коллектива в Таллине, Егор возвращается в Омск, где спустя некоторое время начинает работать над новым материалом, впоследствии изданным под маркой «Егор и Опизденевшие». Первый альбом нового проекта был записан в 1990 году и получил название «Прыг-Скок».

Во время работы над диском Егор Летов часто путешествует по Уралу и во время одной из таких поездок его кусает энцефалитный клещ. В течение месяца музыкант балансирует на грани между жизнью и смертью, на всё время болезни лишаясь сна и выдерживая температуру под 40º. В конечном итоге болезнь отступает и Егор возвращается к активной творческой деятельности.

В 1993 году в рамках проекта «Егор и Опизденевшие» выходит одна из лучших работ Летова – двойник «Сто Лет Одиночества». Спустя некоторое время музыкант объявляет о возрождении группы «Гражданская Оборона», в составе которой выступает вплоть до своей смерти в 2008 году. Параллельно Егор даёт сольные акустические концерты, исполняя на них песни из ранних альбомов.

Личная жизнь Егора Летова

Во второй половине 80-х годов Летов сожительствовал с Яной Станиславовной Дягилевой. По воспоминаниям соратников, отношения были непростыми и часто доходили до скандалов. Многие обвиняли Егора в смерти Янки, считая, что именно он довёл её до самоубийства, факт которого так и не был доказан.

В 90-х годах гражданской женой Летова была Анна Волкова, подруга Янки, в настоящее время жена клавишника группы «Калинов Мост» Александра «Анаксагора» Владыкина. Она принимала участие в записи ряда альбомов «Гражданской Обороны». В частности, играла на электроскрипке в «Сто Лет Одиночества» и подпевала в альбомах «Солнцеворот» и «Невыносимая Лёгкость Бытия».

С 1997 года женой Егора стала Наталья Чумакова. Она же являлась бас-гитаристкой последнего состава «Г.О.», а сейчас занимается реставрацией сохранившихся записей коллектива.

Смерть Егора Летова

Музыкант скоропостижно скончался 19 февраля 2008 году в 16:57 по омскому времени. На момент смерти Егору было полных 43 года. В качестве причины смерти называлась внезапная остановка сердце. Егор Летов похоронен на Старо-восточном кладбище Омска рядом с могилой матери.

Первые попытки на пути к популярности

В том же 1982 году Егор организовал проект « Посев», названый в честь политического журнала. В нем Летов занял место фронтмена, Андрей «Босса» Бабенко играл на электрогитаре, Евгений «Джон Дабл» Деев – басист, а так же Олег Ивановский на акустической гитаре. Спустя два года, в группу пришел Константин Рябинов.

Парни выбрали необычное направление: панк-рок, психоделия, гаражный панк. За время существования коллектива было записано 11 пластинок и сыграно два живых концерта.

В конце 1984 года Летов представил новый проект под названием «Гражданская оборона» или «ГрОб», «ГО». Вскоре музыкант открыл домашнюю студию звукозаписи «ГрОб Records», где он с товарищами записывал экспериментальные композиции. Творчество молодой группы не нашло поддержки у государства, но нашло не мало неформальных поклонников.

В 1985 году началось преследование группы Летова со стороны местных чиновников. По словам Егора, это было тяжелое время, прессинг властей доходил до абсурда. Мать Андрея «Босса» Бабенко партийная женщина написала донос в КГБ, в котором указала, что ее сына втянули в антисоветскую организацию. Осенью того же года Летова принудительно отправили в психиатрическую клинику, где он пробыл шесть месяцев.

В больнице Егора кололи сильными препараторами, от которых у него пропадало зрение. Чтобы окончательно не сойти с ума, музыкант сутками напролет сочинял стихи для новых песен. Единственным, кто навещал Летова был его коллега по группе «Гражданская оборона» Олег Судаков более известный, как «Манагер». Только ему доверял неординарный музыкант и передавал ему свежие тексты.

После выписки Егор с парнями приступил к записи альбомов, за период с 1987 по 1989 год вышло более десяти пластинок. Среди них: «Некрофилия», «Тоталитаризм», «Красный альбом», «Все хорошо!», «Так закалялась сталь», «Боевой стимул», «Мышеловка», «Все идет по плану», «Армагеддон-Попс», «Здорово и вечно», «Русское поле экспериментов», «Война», «Песни радости и счастья». В это время Летов начал плотно работать с Янкой Дягилевой.

Летов и Дягилева

В начале 90-х годов о существовании неформальной группы «Гражданская оборона» уже говорили во всем СССР. Их выступления были наполнены мощной энергетикой, самобытным звучанием, нестандартными текстами и грубостью.

Неожиданной новостью для фанатов «ГО» стало сообщение Летова о роспуске коллектива. На смену «ГрОб» артист подготовил психоделический проект «Егор и опизденевшие». Через пару месяцев был представлен дебютный альбом «Прыг-скок», а в 1992 году был записан «Сто лет одиночества».

В 1993 году Егор вновь собирает парней из «ГО», и возобновляет гастрольную деятельность. Параллельно с записью новых песен Летов возглавил национал-коммунистическое рок-движение «Русский прорыв». На протяжении 1994-1998 года музыкант имел партийный билет №4.

В 1999 году Летов отправился в гастрольный в рамках поддержки Виктора Анпилова, баллотирующегося в Государственную думу. В 2002 году «ГО» записала альбом «Звездопад», в который вошли популярные советские композиции, но обработанные в свойственной Егору манере.

Параллельно был представлен альбом «Егор и опизденевшие» – «Психоделия Tomorrow».

В начале 2004 года Летов публично поставил точку в националистических движениях и политических играх. В следующем году состоялась презентация пластинок «Реанимация» и «Долгая и счастливая жизнь». Также музыканты перезаписали альбомы «Солнцеворот» и «Невыносимая легкость бытия», которые получили новые названия «Лунный переворот» и «Сносная тяжесть небытия». В мае 2007 года поклонники наслаждались последним альбом легендарной группы «ГрОб» «Зачем снятся сны».

19 февраля 2008 года Егор Летов скоропостижно скончался в Омске. По официальной версии артист умер от остановки сердца. Но также в СМИ появлялась информация о том, что певец сильно злоупотреблял алкоголем. Легендарного музыканта похоронили рядом с матерью на Старо-Восточном кладбище.

Музыкальный стиль

В то время как их ранние работы (1984–1988) можно охарактеризовать как минималистский лоу-фай- панк / пост-панк с грязным, гаражным звучанием (хотя на альбомах 1987/88 гг. Также было значительное количество песен в стиле регги ), в конце 1980-х гг. звучание группы склонялось к нойз-року и индастриалу , иногда черпая вдохновение в русских народных мелодиях . В 1990-е музыка GrOb стала ярче и «гимн», включив в себя элементы шугейза и психоделического рока , а некоторые поздние альбомы GrOb даже можно отнести к арт-року (например, « Звездопад» ).

Летов был большим поклонником гаража 60-х и психоделического рока и назвал « Любовь Артура Ли » своей любимой группой наряду с The Seeds , The Monks и другими. Среди других фаворитов были Butthole Surfers , The Residents , Sonic Youth , артисты CBGB, такие как Ramones and Television и Psychic TV . В февральском веб-интервью 2007 года он сказал, что в конце 80-х он «слушал только нойз и индастриал — такие группы, как Einstürzende Neubauten , Test Dept. , Throbbing Gristle , SPK , Young Gods », добавив: «Теперь я все еще люблю и» уважайте такую ​​музыку и слушайте ее время от времени, но не так часто ». Отвечая на вопрос о «новых» группах он любил, он назвал японские психоделических группы Acid Mothers Temple , Mainliner и зеленый молоко от Planet Orange , то швейцарской феминистка Кабаре ансамбль L Reines prochaines , то аргентинец экспериментальной группы Buscando а Reynols и нео- гараж группы Пальто из зефира . Он упомянул Марка Э. Смита (из The Fall ), Боба Дилана , Артура Ли и Патти Смит как своих любимых рок-поэтов.