F-15

Модификации F-16

  • F-16A — одноместный многоцелевой тактический истребитель для действий в светлое время суток;
  • F-16B — двухместный учебно-боевой вариант самолета F-16A;
  • F-16C — одноместный усовершенствованный многоцелевой истребитель;
  • F-16D — двухместный учебно-боевой вариант самолета F-16C;
  • F-16N и TF-16N — одно- и двухместные варианты самолетов условного противника, построенные для школы летчиков истребителей ВМС США «Топ Ган»;
  • F-16ADF — самолет ПВО для Национальной гвардии ВВС США;
  • RF-16C (F-16R) — самолет-разведчик, предназначенный для замены самолетов RF-4C.
  • На основе F-16 в Японии в 1987 г. создан истребитель-бомбардировщик FS-X(SX-3).

F-16 фото

Характеристики истребителя F-16:

  • Длина самолета, м 14,52
  • Размах крыла, м 9,45
  • Площадь крыла, м2 28,9
  • Длина корневой хорды, м 5
  • Масса пустого самолета, кг 6400
  • Масса взлетная, максимальная, кг 15 000
  • Масса топлива во внутренних баках, кг 3160
  • Скорость полета, максимальная 2М
  • Скорость крейсерская 0,93М

Тактико-технические характеристики F-15

— Главный конструктор: Д. Графф — Первый полёт: 27 июля 1972 года — Начало эксплуатации: 9 января 1976 года — Единиц произведено: 1 500

Стоимость F-15

— F-15A/B $27,9 млн (1998 год), F-15C/D $29,9 млн (1998 год)

Экипаж F-15

— 1 человек

Размеры F-15

— Длина: 19,43 м — Размах крыла: 13.05 м — Высота: 5,63 м — Площадь крыла: 56,5 м² — Угол стреловидности по передней кромке: 45o — Профиль крыла: NACA 64A006.6 корень крыла, NACA 64A203 законцовка крыла

Вес F-15

— Масса пустого: 12700 кг — Масса снаряженного: 20240 кг (с 4 УР AIM-7 Sparrow) — Максимальная взлетная масса: 30845 кг (с тремя ПТБ и двумя конформными баками (англ.)русск.) — Масса топлива в подвесных баках: 5395 (2×2309) кг — Масса топлива в конформных баках: 4422 кг

Двигатели F-15

— 2 двухконтурных турбореактивных с форсажной камерой (ТРДДФ) Pratt & Whitney F100-PW-100, −220, −229.

Тяга: — 2 × 6655 кгс (65,2 кН) F100-PW-100 — 2 × 7910 кгс (77,62 кН) F100-PW-220, F100-PW-229

Тяга на форсаже: — 2 × 10810 кгс (106,0 кН) F100-PW-100 — 2 × 11335 кгс (111,2 кН) F100-PW-220 — 2 × 13250 кгс (130 кН) F100-PW-229

Скорость F-15

— Максимальная скорость на большой высоте: 2650 км/ч (M=2,5) — Максимальная скорость на малой высоте: 1450 км/ч (M=1,2) — Скорость захода на посадку: 232 км/ч — Скороподъёмность: 254 м/с — Длина разбега: 686 м (F100-PW-100 для взлетного веса 20240 кг) — Длина пробега: 1067 м (без тормозного парашюта)

Дальность полета F-15

— Практическая дальность: 1967 км (без ПТБ, со стандартным вооружением) — Перегоночная дальность: 5750 км (с тремя ПТБ и конформными баками)

Практический потолок F-15

— 20000 м

— Аэродинамическое качество самолёта: ~10 (для F-15A при М=0,9) — Максимальная эксплуатационная перегрузка: +9,0/−3,0 (у F-15A: +7,3/−3,0)

Авионика

— РЛС: РЛС с АФАР AN/APG-63(V)2/3/4 — Система предупреждения об облучении AN/ALR-56C RWR входит в состав TEWS (Tactical Early Warning System) F-15C/D.

Вооружение F-15

— Шестиствольная 20-мм пушка Дженерал Электрик М-61А1 «Вулкан», 940 снарядов — УР AIM-9L/AIM-9M Sidewinder: 4 ракеты — УР AIM-7F/AIM-7M Sparrow: 4 ракеты — УР AIM-120 AMRAAM (F-15C/F-15D) до 8

Истребитель F-15 — видео

https://youtube.com/watch?v=dXEI9hrzYBw

Одним из основных отличий F-15A от истребителей третьего поколения выступала высокая тяговооруженность и малая удельная взлетная масса, что делало его одним из самых маневренных сверхзвуковых истребителей 1970-х гг. Истребитель F-15 является одним из самых надежных самолетов ВВС США (средний коэффициент аварийности 3,9 на 10000 летных часов). F-15A построен по классической схеме, с высокорасположенным трапециевидным крылом, двухкилевым оперением и двумя двигателями в хвостовой части фюзеляжа. Самолет оборудован РЛС AN/APG-63, AN/ASN-109, ИЛС, радионавигационной системой TACAN, бортовой ЭВМ, системой РЭБ.

На пяти углах подвески могут быть установлены УР AIM-7 «Спэрроу». AIM-9 «Сайдуиндер», AIM-120 AMRAAM общей массой до 7300 кг. В правом крыльевом наплыве находится шестиствольная пушка М61А1 «Вулкан» (калибр 20 мм, боезапас 940 патронов). В середине 1979 г. началось серийное строительство более совершенной модификации одноместного истребителя F-15C и его двухместного аналога. Новые модели имели увеличенный запас топлива во внутренних баках, новейшее радиоэлектронное оборудование и конформный контейнер, в котором размещалось топливо или разведывательное оборудование.

Самолет F-15E «Страйк Игл» разработан совместно компаниями «Макдоннелл-Дуглас» и «Хьюз». Опытный самолет, переделанный из F-15B. совершил первый полет в августе 1981 г.. а вновь построенный F-15E поднялся в воздух в 1986 г. Этот двухместный истребитель предназначен для дальних перехватов в любых погодных условиях и ведения ближнего маневренного боя. Продолжительность полета без дозаправки более 5 часов.

F-15E отличается перепроектированной системой управления, новыми многоцелевыми электронно-лучевыми индикаторами пилотажно-навигационной системы, усовершенствованной системой управления вооружением, наличием широкоугольного индикатора данных на лобовом стекле, РЛС AN/APG-70 с синтезированным раскрывом, а также возможностью нести ИК-систему LANTIRN для ночного прицеливания и навигации на малой высоте. В гондолах под фюзеляжем F-15E размещена ИК-система FLIR для обзора передней полусферы и РЛС для обеспечения полета о режиме огибания рельефа местности.

Максимальный вес вооружения F-15E составляет 11100 кг, боевой радиус — 1270 км, максимальная скорость — более 2 М. Серийное производство в настоящее время продолжается, и ВВС США планируют довести их количество примерно до 1500 самолетов. Самолеты F-15 состоят на вооружении ВВС США. Израиля (F-15A.B), Саудовской Аравии (F-15C.D) и Японии.Первое боевое столкновение с участием F-15 произошло 27 июня 1979 г. над Южным Ливаном, когда 6 израильских самолетов F-15A и 2 истребителя «Кфир» вступили в воздушный бой с 8 сирийскими истребителями МиГ-21. По израильским данным, в бою было уничтожено 6 сирийских истребителей. Первый самолет F-15A потерян в боевых условиях на юге Ливана в апреле 1981 г. F-15C был одной из «звезд» войны в Персидском заливе (1991 г.). 120 самолетов этого типа совершили более 5900 вылетов при среднем коэффициенте боеготовности 94%. Истребители F-15C сбили 37 из 39 самолетов, потерянных Ираком в воздушных боях.

Недостатки

Высокая производительность F-15 достигается при высокой стоимости: 30 миллионов долларов за единицу. Во время его разработки критики волновались, что самолет был слишком большим и тяжелым, чтобы быть успешным борцом с собаками, хотя его послужной список доказал обратное. Самолет способен летать быстрее, чем рейтинг G его планера, что требует от пилотов системы предупреждения, чтобы они не оказывали слишком большое давление на самолет.

Поскольку F-16 имеет только один двигатель, он более уязвим к катастрофе, чем F-15, который может летать на одном двигателе. F-16 также имеет более низкую максимальную скорость, потолок обслуживания и более медленную скорость набора высоты, чем F-15.

Как проходил учебный бой между самолётами на Украине?

В рамках учения «Чистое небо — 2018» на Украине проходили воздушные маневры между F-15 и оставшимся украинцам в наследство от СССР Су-27. Со стороны США и Украины было 4 истребителя. Показательное военное сражение проходило на расстоянии от 1 до 1,5 километра. В ближнем маневренном бою «сушка» показала себя с лучшей стороны, нежели F-15. Подобное мероприятие проводила Индия. Су-27 выступил против «американца» и победил.

F-15 и СУ-27

В показательном сражении на Украине участвовала устаревшая модель. Сейчас в России выпускают «сушки» во много раз превосходящие старые образцы по лётным качествам и составу боекомплекта. Однако даже старые модели Су смогли показать себя в сражении с лучшей стороны. В конце был назван победитель боя между Су-27 и F-15 на Украине. Им оказался советский военный самолёт. В реальном бою, конечно же, Су-27 проиграет Су-30/35.

Сравнение характеристик Су-27 и F-15

Тяжёлый истребитель Су-27 целесообразно сравнивать с американским F-15С (далее по тексту “F-15”), так как их модификации почти одинаковые. F-15А был изготовлен задолго до создания российского самолёта, он заметно уступает ему в теххарактеристиках. Су-27 и F-15 — два истребителя, предназначенные для завоевания превосходства в воздухе. Боевые машины принадлежат к 4 поколению. Имеют современное бортовое оборудование, обладают сверхзвуковой скоростью. Могут поднять в небо подвесное ракетное вооружение для сражения на средней и ближней дистанции, а также несколько тонн бомб.

Тяжёлый истребитель Су-27

Сравнение этих истребителей следует начать с сопоставления их взлётной массы. У Су-27 она равна 23 т, у F-15 — 21 т. Российский самолёт может поднять в небо 6 т нагрузки. Его боевой радиус — 1 400 км. Подвесные снаряды размещены на 10 узлах: 6 под крыльями и 4 под фюзеляжем.

Снаряжение «сушки»: «воздух-воздух» РСД (ПРГСН Р 27Р, ТГСН Р27Т); РМД (ТГСН Р73). На борту находится авиапушка 30 мм (на 150 снарядов). РЛПК 27 имеет РЛС Н001, находящую цели на расстоянии 100 000 м в ЗПС и 190 000 м в ППС. ОЛС 36Ш отыскивает неприятеля на удалении 50 000 м в ЗПС и 15 000 м в ППС.

Какой из истребителей сильнее?

F-15Су-27

Российский военный самолёт способен сопровождать 10 целей, а одну — обстреливать двумя ракетами с ПРГСН. Бортовой оборонный комплект состоит из СПО 15 «Берёза», аппаратуры АПП 50. На крыльях установлена система активных помех «Сорбция». Базовое снаряжение «сушки» не предполагает использование управляемых ракет для уничтожения наземных и надводных целей. Дальность полёта ракет Р 27 — 80 000 м в ППС и 30 000 м в ЗПС, соответственно, Р 27РЭ — 110 000 м и 40 000 м, Р73 — 30 000 м и 15 000 м.

Боевой радиус F-15 — 900 км. Подвесные ракеты расположены на 8 узлах. На каждом — по 4 РСД и РМД. РЛС AN/APG 63 может обнаружить объект с расстояния — 170 000 м в ППС. Оснащены РСД с ПРГСН АIM 120, а также РМД с ТГСН AIM 9LM. На борту — пушка «Вулкан» 20 мм с явным преимуществом по боекомплекту (940 снарядов). Бортовой оборонный комплекс состоит из СПО «Лоран» AN FLR 56, системы активных помех AN FLQ 135, отражателей AN FLE 45. Дальность АIM 120 — 50 000 м в ППС и 20 000 м в ЗПС. Параметры AIM 9LM похожи на Р 73.

F-15

Истребители обладают симметричным оружием. Русский самолёт превосходит «американца» в вертикальной и горизонтальной маневренности. У F-15 без ДТБ боевой радиус меньший на 36%. Выровнять этот показатель можно, если установить 2 ДТБ, из-за чего существенно снизится маневренность и уменьшится количество ракет на 2 единицы. АIM 120 в два раза уступает Р 27РЭ. Р73 превосходит AIM 9 в ближнем сражении. У «сушки» имеются РСД с ТГСН, что позволяет атаковать неприятеля без использования РЛПК в ЗПС.

Тактико-технические характеристики F-16

— Первый полёт: 2 февраля 1974 года — Начало эксплуатации: F-16A 1979 год, F-16C/D 1981 год — Единиц произведено: 4573 (на июль 2016 года)

Стоимость F-16

— $4,5 млн (1975); $34 млн (F-16D Block 52)

Экипаж F-16

— 1 пилот

Размеры F-16

— Длина: 15,03 м — Размах крыла: 9,45 м, с ракетами на концах крыла: 10,0 м — Высота: 5,09 м — Площадь крыла: 27,87 м² — Профиль крыла: NACA 64A-204 — Коэффициент удлинения крыла: 3,2 — Нагрузка на крыло: 781,2 кг/м² (при максимальной взлётной массе) — Стреловидность по передней кромке: 40° — База шасси: 4,0 м — Колея шасси: 2,36 м

Вес F-16

Масса пустого: — с двигателем F100: 8 910 / 9 358 кг (без/с конформными баками) — с двигателем F110: 9 017 / 9 466 кг (без/с конформными баками)

Нормальная взлётная масса: (с двумя ракетами «воздух-воздух», без ПТБ) — с двигателем F100: 12 723 / 14 548 кг (без/с конформными баками) — с двигателем F110: 12 852 / 14 661 кг (без/с конформными баками)

Максимальная взлётная масса: 21 772 кг

Масса внешней нагрузки: (с полной заправкой внутренних баков) — с двигателем F100: 8 855 / 9 635 кг (без/с конформными баками) — с двигателем F110: 8 742 / 9 190 кг (без/с конформными баками)

Масса топлива во внутренних баках: 3 228 кг Объём топливных баков: 3 986 л

Двигатель F-16

— 1 × ТРДДФ General Electric F110 (Block 50) — Бесфорсажная тяга: 1 × н/д — Форсажная тяга: 1 × 13100,6 кгс

— 1 × ТРДДФ Pratt & Whitney F100-PW-229 (Block 52) — Бесфорсажная тяга: 1 × 7900,2 кгс — Форсажная тяга: 1 × 12900,4 кгс

Скорость F-16

— Максимальная скорость: 2120 км/ч на высоте 12 200 м — Скороподъёмность: ~275 м/с

Дальность полета F-16

Перегоночная дальность: (Block 50) — с конформными баками, 3 940 л в ПТБ: 3 981 км — без конформных баков, 5 542 л в ПТБ: 4 472 км

Боевой радиус: (Block 50) — с конформными баками, 3 940 л в ПТБ, 2×907 кг бомбы, по профилю большая-малая-малая-большая высота: 1 361 км — с конформными баками, 5 542 л в ПТБ, 2×907 кг бомбы, по профилю большая-малая-малая-большая высота: 1 565 км — без конформных баков, 3 940 л в ПТБ, 2×AIM-120, 2×AIM-9, воздушный патруль: 1 759 км

Практический потолок F-16

— 15 240 м

Максимальная эксплуатационная перегрузка: +9 g

Вооружение F-16

Стрелково-пушечное: 1 × 20-мм шестиствольная пушка M61A1 (боезапас — 511 снарядов)

Точки подвески: 9

Боевая нагрузка: (при +5,5 g) — под фюзеляжем: 1 000 кг — внутренние: 2 × 2 041 кг — центральные: 2 × 1 587 кг — внешние: 2 × 318 кг — на законцовках: 2 × 193 кг — дополнительные точки для подвесного оборудования по бокам воздухозаборника: 2 × 408 кг

Управляемые ракеты: — ракеты «воздух-воздух»: AIM-7, 6xAIM-9, 6xAIM-120, AIM-132, Python 3, Python 4, Derby, Sky Flash, Magic 2 — ракеты «воздух-поверхность»: 6xAGM-65A/B/D/G, AGM-45, 2xAGM-84, 4xAGM-88, AGM-154 JSOW, AGM-158 JASSM, Penguin Mk.3

Бомбы: — корректируемые: 4xGBU-10, 6xGBU-12, GBU-15, GBU-22, GBU-24, GBU-27, 4xGBU-31 JDAM — корректируемые кассетные (c WCMD): CBU-103, CBU-104, CBU-105, — свободнопадающие: Mark 82, 8xMark 83, Mark 84

Пушечные контейнеры: 1 × GPU-5/A с 30-мм пушкой

Почему победил Cу-27?

Прежде чем понять, почему победил российский истребитель, необходимо представить ситуацию, в котором оба эти самолёта встретятся в реальном бою. БРЛС они будут включать лишь на короткое время. Таким образом им удастся остаться незамеченными для СПО друг друга. Правда, российская боевая машина может постоянно искать объект, используя ОЛС в пассивном режиме.

У российского военного судна «дальнобойный» РСД, поэтому, если американский самолёт «увидит» его раньше, русский пилот сможет атаковать быстрее. Ведь «американцу» нужно будет какое-то время затратить на приближение, чтобы начать сражение.

Если в бою между Су-27 и F-15 произойдёт запуск ракет средней дальности, то у российской боевой машины будет небольшое, но преимущество. К тому же атакованный сможет применить РЭБ. ПРГСН потребуется пару секунд для повторного захвата цели. За это время «сушка» сможет выполнить противоракетный маневр. Однако российские ракеты с ТГСН с высшей вероятностью смогут уничтожить неприятеля, ведь они будут выпущены по данным ОЛС.

В ближнем воздушном сражении «сушка» превосходит F-15.Оказавшись в такой ситуации, американский лётчик попытается выйти из боя. Если не успеет, российский истребитель его уничтожит. Ведь маневренность и боевые возможности у русского военного самолёта на ближнем расстоянии выше, чем у «американца».

Конструкция

F-16 — однокилевый моноплан, выполненный по классической схеме. У авиамашины один мотор в хвосте. Фюзеляж — полумонокок. Крыло с увеличенной стреловидностью плавно перетекает в фюзеляж. Такая конструкция позволяет создать вспомогательную подъёмную силу при увеличенном угле атаки.

Конструкция F-16

Угол передней кромки крыла — 40 градусов. Нерегулируемый воздухосборник находится под фюзеляжем. Шасси снабжены гидравлическим приводом. Передняя стойка находится сразу за воздухозаборником. У истребителя интегральная аэродинамическая компоновка, центр тяжести борта смещён вперёд, имеется высокочувствительная РЛС.

F-16 — это первый на вооружении американской армии летательный аппарат с расчётной скоростью 2 Маха. Боевая машина с ресурсом в 8 000 ч. предназначена для боевых вылетов и выполнения манёвров при перегрузке в 9 g.

Секции фюзеляжа F-16 в разрезе

Инновации в устройстве кабины: беспереплётный фонарь каплевидной формы; откидное кресло, снижающее влияние перегрузок на лётчика; боковая ручка управления. Катапультируемое сидение может эвакуировать лётчика на любой скорости и высоте. Планер истребителя изготовлен на 80% из сплавов алюминия, на 8% — из стали, на 3% — из композитных материалов.

Кабина боевого истребителя F-16

F-16 имеет немало модификаций. Начиная с модели «Block 25» у летательных аппаратов снижена радиолокационная заметность. На поверхность створок фонаря кабины нанесён тонкий слой золота. Благодаря такому новшеству падающее излучение равномерно рассеивается и не попадает вглубь кабины. Начиная с версии «Block 32» при изготовлении воздухозаборников применялись радиопоглощающие материалы.

F-16 много почерпнул у истребителя третьего поколения F-4/Е (автоматизированная СУ ракетами и бомбами, аппаратура радиоэлектронного подавления, устройство узлов подвески и механизмов отцепки, одинаковый состав боеприпасов). В противоположность бомбардировщику F-111, конструкция которого насчитывала 250 видов крепежа, F-16 имеет всего 50 типов крепежа. По габаритам боевая машина F-16 меньше, чем F-14 или F-15.

Компоновочная схема F-16

У истребителя F-16 импульсный доплеровский радиолокатор, который позволяет ему видеть цель на расстоянии 37 км в нижней полусфере и 46 км — в верхней. На борту самолета — ЭДСУ постоянного действия, РЭП ALQ, навигационная установка TACAN, аппаратура сброса дипольных отражателей, РЛС предупреждения, ЭВМ для анализа обстановки в воздухе, управления полётом и огнём.

Боевое применение

Впервые авиамашина в составе армии Израиля сражалась в воздушных боях в Ливане в 1981г. F-16 уничтожили около 33–45 самолетов Сирии, закупленных в СССР (МиГ-23, Су-22). Сирийцы подбили около 6 самолётов марки F-16. Израильская армия использовала F-16 для боевых атак в Ираке, Тунисе, Сирии, Секторе Газа. В 2018 г. израильские авиамашины использовались в Сирии, а одна машина была подбита.

ВВС Иордании использовали авиамашины F-16 в 2014-2016 годах в войне в Сирии и во внутреннем конфликте в Йемене. В 2015 г. Ирак использовал истребитель для атак по базам ИГИЛ. Истребитель использовали для совершения боевых вылетов армия Венесуэлы и Марокко. В 1980–1988 гг. предоставленные Пакистану американские авиамашины сражались в Афганистане.

США использовали F-16 в конце минувшего века в сражениях в Персидском заливе. Почти 5 лет в начале 2000-х американские авиамашины вели бои в Ираке. Турция эксплуатировала лёгкие F-16 в местных конфликтах и в войне в Сирии.

Потери F-15E Strike Eagle в ходе военных действий

Операция Буря в пустыне:

  • 17 января 1991 — F-15E «Страйк Игл» (4 TFW). Сбит юго-западнее Басры на малой высоте. Оба члена экипажа погибли.
  • 19 января 1991 — F-15E «Страйк Игл» (4 TFW). Сбит ЗРК С-75 над западной частью Ирака во время ночного вылета на поиск комплексов оперативно-тактических ракет «Скад». Оба члена экипажа попали в плен.

Иракская война:

7 апреля 2003 — F-15E «Страйк Игл». Сбит с земли в районе Тикрита. Оба члена экипажа погибли.

Контртеррористическая операция в Афганистане:

  • 18 июля 2009 — F-15E «Страйк Игл» (сер. номер 90-0231, 336-й истребительной эскадрильи, 4-й оперативной группы, 4-го истребительного авиакрыла, 11-й воздушной армии ВВС США). Разбился на востоке страны по небоевой причине. Оба члена экипажа погибли.
  • 28 марта 2012 — F-15E «Страйк Игл» (391-й истребительной эскадрильи, 366-й оперативной группы, 366-го истребительного авиакрыла, 12-й воздушной армии ВВС США). Взлетел с авиабазы Баграм и разбился на юго-востоке страны по неизвестной причине. Один член экипажа погиб, второй получил ранения.

Операция «Рассвет одиссеи»:

22 марта 2011 года — F-15E «Страйк Игл» (сер. номер 91-0304, 492-й истребительной эскадрильи, 48-го истребительного авиакрыла, 3-ей воздушной армии ВВС США) разбился по небоевой причине в 40 км от города Бенгази. Экипаж спасен.

История появления новой версии

F-16 — американский самолёт-истребитель 4-го поколения. Благодаря своим лётным и техническим параметрам, а также невысокой стоимости (от 34 до 50 млн. долл.), эта машина стала самой покупаемой. В 1975 году F-16 стоил всего 4,5 млн. долларов. Лёгкий истребитель составляет основу военного авиапарка США и других стран.

Американцы называют F-16 «атакующим соколом». Разработчик этой серии — авиакомпания General Dynamics. F-16 впервые взлетел в 1974. Компания-разработчик выиграла конкурс на проектирование лёгкого истребителя для нужд армии США ещё в 1972. Американским военным нужен был лёгкий летательный аппарат, вес которого не превышал бы 9 тонн. Самолёт должен был при скорости до 1,6 Мах участвовать в ближнем сражении на высоте до 12 200 метров.

В объявленном конкурсе General Dynamics вместе с Northrop обошли такие известные авиакомпании, как Lockheed Corporation (впоследствии слившейся с компанией Martin Marietta), Boeing, LTV. Компания Northrop также получила финансирование на проведение проектных работ и представила разработку F-17, вошедшую в основу выпуска летательного аппарата F/А18 для ВМФ США.

Министерство обороны подписало с General Dynamics контракт на 39 млн. долларов. F-16 выпускался мелкими партиями с 1975 г., крупными — с 1978 г. до 1980 г. было изготовлено 650 боевых машин. Авиакомпания General Dynamics в середине 90-х вошла в группу Lockheed Martin. До 2017 г. было выпущено более 4,5 тыс. таких истребителей. Около 2 200 единиц техники закупило Минобороны США. Остальные истребители были раскуплены военными ведомствами Израиля, Турции, Египта и других стран.

F-16 морально устарел?

ДаНет

Характеристики

F-15 характеризуется двухдвигательной конфигурацией, которая дает самолету такую ​​тягу, что он может ускоряться при подъеме прямо под углом 90 градусов и подниматься на 30 000 футов всего за 60 секунд. Конструкция с двойным хвостом и стреловидным крылом обеспечивает высокий угол атаки и хорошую устойчивость на очень высоких скоростях.

F-16 — это одномоторный самолет с одним хвостом, использующий тот же реактивный двигатель Pratt и Whitney P100, что и F-15. Это был первый серийный самолет, разработанный с ослабленной или отрицательной стабильностью. Большинство самолетов спроектированы с положительной стабильностью, что означает, что они, естественно, хотят вернуться на прямой и ровный полет без участия пилота. Таким образом, ослабленные средства обеспечения устойчивости делают маневрирование более эффективным с точки зрения потери энергии, поскольку планер не противостоит маневрам. Бортовой компьютер помогает поддерживать стабильность F-16. С полной загрузкой топлива самолет может выдержать маневры 9 G.

F-15 Игл Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Предназначен для действий по наземным и морским целям, расположенным на значительном удалении, а также для завоевания господства в воздухе, сопровождения и перехвата. В декабре 1969 г. после трехлетней разработки перспективного истребителя F-X была выбрана в качестве главного подрядчика и получила первый заказ на выпуск одноместных самолетов F-15A и двухместных учебно-тренировочных TF-15A (позднее F-15B) 26 июня 1972 г. первый опытный самолет F-15A выкатили из ворот сборочного цеха в г. Сент-Луисе, а его первый полет состоялся 27 июля 1972 г. Двухместный опытный образец впервые поднялся в воздух 7 июля 1973 г.

Летно-технические параметры

F-16 может без посадки пролететь почти 4000 км со скоростью 2120 км/ч и подняться на расстояние 12000 и 18000 метров. Боевой радиус машины — 1361-1759 км. Дальность полёта с конформными топливными баками (3,9 тыс. л в ПТБ) — 3,9 тыс. км, без конформных топливных баков (5,5 тыс. л в ПТБ) — 4,4 тыс. км.

Экипаж

Истребитель пилотируется одним человеком. Некоторые модели были переоборудованы в 2-местные (F-16В, F-16D, F-16I).

Скорость

Скоростные параметры:

  • крейсерская скорость — 0,93 М;
  • максимальная скорость — 2 145 км/ч;
  • макс. скорость у поверхности — 1 432 км/ч;
  • макс. скороподъёмность — 18 900 м/мин.

Пpактический потолок

Воздушное судно способно подниматься на высоту 17–18 тыс. метров. Практический потолок — 14000–16000 метров. Скорость подъема — 275 м/с.

Габаpиты самолёта

Размеры истребителя:

  • длина — 15,03 м;
  • высота — 5,09 м;
  • размах и площадь крыла — 9,45 м и 27,87 кв. м;
  • нагрузка на крыло — 781,2 кг/кв. м;
  • вес порожнего — 7–9 т;
  • макс. взлётный вес — 17–21 т;
  • объём топ. баков — 3,9 тыс. л.;
  • вес топлива — 2,5–3,2 т;
  • тип мотора — Pratt & Whitney F100 или General Electric F110;
  • мощность — 129,40 Кн;
  • вес внешней нагрузки — 8,7 т;
  • общий вес боевой нагрузки на всех 9 узлах подвески —5,42 т.

Модификации

Разработка и производство новейших моделей F16 проводились силами международного консорциума с главным офисом в США. Государства, принимавшие участие в изготовлении истребителя: Бельгия, Нидерланды, Дания, Англия и США. Голландская авиакомпания Fokker изготавливала центроплан, крылья и закрылки. Бельгийская Sabca — хвост фюзеляжа и вертикальное хвостовое оперение. Бельгийский завод FN изготавливал моторы F 100.

Модификации:

  • F-16А — базовая модель, одноместный, многофункциональный, используется в дневное время;
  • F-16В — 2-местный, учебно-боевой, выпускается с 1977 г.;
  • F-16С — одноместный, модернизированный, используется ВВС с 1984 г.;
  • F-16D — 2-местный, учебно-боевой, выпуск с 1984 г.;
  • F-16N и TF-16N — одно и 2-местные варианты, изготовленные для лётной школы «Топ Ган» ВМС США;
  • F-16ADF — ПВО-истребитель для Нацгвардии США на основании F-16А;
  • F-16С и F-16R — разведчик вместо RF-4C;
  • FSX — авиамашина на основе F-16 для подмены бомбардировщика F-1.

Планы модернизации

Изготовитель планирует дальнейшее усовершенствование всей серии истребителей. Боевые машины должны иметь CCV и AFTI. Улучшения затронут конфигурацию и цифровую систему управления полетом. F-16XL будет иметь бесхвостовую схему и усовершенствованную маневренность, большее расстояние беспосадочного перелёта, более современное вооружение.

Night Falcon и «Block 50»

Летательные аппараты «Block 40/42» Night Falcon изготавливаются с 1988. Истребителя оснащены системой LANTIRN, РЛС APG-68(V), цифровой системой управления полетом, автоматической системой рельефного следования по местности. Боевая машина может нести управляемые ракеты AGM-88B.

Night Falcon

Установка дополнительного оборудования повлекла увеличение взлётного веса и усиление шасси. С 1991 г. производятся авиамашины «Block 50» и «Block 52». Они оснащены РЛС APG-68, современным ИЛС и ЭВМ, дипольным отражателем, СИП. Установлены новые моторы (F110-GE-229, F100-PW-220).

Block 50

Истребитель-перехватчик ПВО

В 1986 году 270 истребителей F16-А/В были переоборудованы в истребители-перехватчики ПВО. Самолеты были оснащены новой РЛС, отслеживающей небольшие объекты, пусковыми установками для управляемых ракет AIM-7 Sparrow. Перехватчики могут поднять целых 6 ракет AIM-120, AIM-7, AIM-9.

F-16CJ и F-16DJ

Для замены старых противорадиолокационных истребителей F-4GWWV были созданы F-16CJ в рамках серии «Block 50». Новые самолёты были одноместными. Вся работа второго пилота возлагалась на компьютер. Было выпущено несколько 2-местных машин серии F-16DJ. Истребители использовались парами. Они несли ракеты против РЛС (AGM-88, AGM-45) и самонаводящиеся ракеты (AIM-9 и AIM-120).

F-16CJ

F-16V

В 2015 году была изготовлена новейшая версия — F-16V, её назвали «Гадюка» («Viper»). Машина оснащена масштабированной радарной антенной APG-83 SABR, система дневного и ночного прицеливания SNIPER. Авиакомпания Lockheed Martin собирается улучшить все F-16C до стандарта F-16V или F-16S.

F-16I

2-местный F-16I создан на базе «Block 52» для ВВС Израиля. Истребитель получил название «Гроза» («Sufa»). Бортовая оснастка и вооружение летательного аппарата F-16I изготавливаются израильтянами. Закуплено — 102 машины. Стоимость одного самолёта — 70 млн. долларов.

История создания[править | править код]

F-15E Strike Eagle участвует в операции в небе над Афганистаном 7 ноября 2008. F-15 Eagle был спроектирован только как самолёт для завоевания превосходства в воздухе и он практически не был предназначен для нанесения ударов по наземным целям. Несмотря на то, что F-15 Eagle с 1976 года зарекомендовал себя с самой лучшей стороны, идея создания на его базе истребителя-бомбардировщика поначалу встретила серьёзное сопротивление со стороны командования ВВС США, не желающего «портить» истребитель.

Несмотря на отсутствие интереса со стороны заказчиков, инженеры McDonnell Douglas продолжали разработку истребителя-бомбардировщика на базе F-15 Eagle. В 1978 году ВВС США объявили конкурс на тактический всепогодный истребитель-бомбардировщик, на который компания McDonnell Douglas представила свой проект истребителя-бомбардировщика F-15E, который по замыслу конструкторов должен был стать будущим ударным самолетом ВВС США. В 1979 году McDonnell Douglas и Hughes Aircraft начали сотрудничать в дальнейшей разработке F-15E. В 1980 году началось финансирование проекта.

McDonnell Douglas показали первый прототип TF-15A с серийным номером 71-0291 в 1980 году на авиасалоне в Фарнборо. В отличие от его базы F-15, F-15E имел больший запас топлива, увеличенную скорость, более мощное вооружение, а также лазерный указатель цели, который позволял наносить точечные ракетно-бомбовые удары. Первый полёт состоялся 11 декабря 1986 года. Самолет показал свои преимущества перед его предшественником. Весной 1988 года F-15E был принят на вооружение ВВС США.

Истребитель F-15 — видео

Одним из основных отличий F-15A от истребителей третьего поколения выступала высокая тяговооруженность и малая удельная взлетная масса, что делало его одним из самых маневренных сверхзвуковых истребителей 1970-х гг. Истребитель F-15 является одним из самых надежных самолетов ВВС США (средний коэффициент аварийности 3,9 на 10000 летных часов). F-15A построен по классической схеме, с высокорасположенным трапециевидным крылом, двухкилевым оперением и двумя двигателями в хвостовой части фюзеляжа. Самолет оборудован РЛС AN/APG-63, AN/ASN-109, ИЛС, радионавигационной системой TACAN, бортовой ЭВМ, системой РЭБ.

На пяти углах подвески могут быть установлены УР AIM-7 «Спэрроу». AIM-9 «Сайдуиндер», AIM-120 AMRAAM общей массой до 7300 кг. В правом крыльевом наплыве находится шестиствольная пушка М61А1 «Вулкан» (калибр 20 мм, боезапас 940 патронов). В середине 1979 г. началось серийное строительство более совершенной модификации одноместного истребителя F-15C и его двухместного аналога. Новые модели имели увеличенный запас топлива во внутренних баках, новейшее радиоэлектронное оборудование и конформный контейнер, в котором размещалось топливо или разведывательное оборудование.

Самолет F-15E «Страйк Игл» разработан совместно и «Хьюз». Опытный самолет, переделанный из F-15B. совершил первый полет в августе 1981 г.. а вновь построенный F-15E поднялся в воздух в 1986 г. Этот двухместный истребитель предназначен для дальних перехватов в любых погодных условиях и ведения ближнего маневренного боя. Продолжительность полета без дозаправки более 5 часов.

F-15E отличается перепроектированной системой управления, новыми многоцелевыми электронно-лучевыми индикаторами пилотажно-навигационной системы, усовершенствованной системой управления вооружением, наличием широкоугольного индикатора данных на лобовом стекле, РЛС AN/APG-70 с синтезированным раскрывом, а также возможностью нести ИК-систему LANTIRN для ночного прицеливания и навигации на малой высоте. В гондолах под фюзеляжем F-15E размещена ИК-система FLIR для обзора передней полусферы и РЛС для обеспечения полета о режиме огибания рельефа местности.

Максимальный вес вооружения F-15E составляет 11100 кг, боевой радиус — 1270 км, максимальная скорость — более 2 М. Серийное производство в настоящее время продолжается, и ВВС США планируют довести их количество примерно до 1500 самолетов. Самолеты F-15 состоят на вооружении ВВС США. Израиля (F-15A.B), Саудовской Аравии (F-15C.D) и Японии. Первое боевое столкновение с участием F-15 произошло 27 июня 1979 г. над Южным Ливаном, когда 6 израильских самолетов F-15A и 2 истребителя «Кфир» вступили в воздушный бой с 8 сирийскими истребителями МиГ-21. По израильским данным, в бою было уничтожено 6 сирийских истребителей. Первый самолет F-15A потерян в боевых условиях на юге Ливана в апреле 1981 г. F-15C был одной из «звезд» войны в Персидском заливе (1991 г.). 120 самолетов этого типа совершили более 5900 вылетов при среднем коэффициенте боеготовности 94%. Истребители F-15C сбили 37 из 39 самолетов, потерянных Ираком в воздушных боях.