Психология женственности: как добиться фемининности и не дать мужскому началу взять верх

О ближайших перспективах гендерных перемен

Что феминизму, что движению мужчин еще есть куда расти: работы очень много. Некий процесс пошел, но это еще не потолок. Когда мы начинаем размышлять, куда движется феминность и маскулинность, что происходит с гендером, нужно делать скидку, что мы это делаем в рамках нашей социальной реальности, например московской, питерской — реальности больших городов. В этом смысле мы обладаем некими преимуществами: мы наблюдаем процессы, которые происходят здесь и сейчас, и мы в них как-то участвуем. Но если мы посмотрим на дальние регионы России, мне верится с трудом, что туда дошла хотя бы малая часть повестки феминизма и что там произошли какие-то глобальные изменения. Информационное пространство распределено неравномерно.

Нормы маскулинности порождаются самими мужчинами — любыми: гетеросексуальными, транссексуальными, гомосексуальными, цисгендерными… Приходит понимание, что им некомфортно, и эти нормы, в рамках которых мы социализировались и воспитывались, сильно ограничивают мужчину и не дают ему в полной мере реализоваться в жизни, если следовать исключительно им. И начинаются попытки выйти из того, что называют термином male box — в переводе с английского «мужская коробка», стремление посмотреть, что находится за этими границами. Сами мужчины, которые находятся в этих «коробках», являются первыми агентами перемен. Есть еще социальные движения и ученые, которые распространяют знания, что вообще происходит с гендером и маскулинностью. Россия, к сожалению, сейчас находится очень высоко в рейтинге по мужским самоубийствам. Причем, по данным ВОЗ, разница с женскими суицидами составляет 6,5 раза. Социальные движения и ученые также служат агентами перемен, активно обсуждают повестку того, что происходит с мужчинами и что можно и нужно предпринимать.

Главный проблемный пункт не только в России, но и в мире — восприятие мира все еще в качестве бинарного, то есть двойственного, потому что мы до сих пор говорим о мужчинах и женщинах как о некоторых собирательных образах. И когда мы смотрим гендерные различия в каком-либо феномене, мы до сих пор смотрим на женщин как на целую группу и на мужчин как на целую группу. Но эти группы очень негомогенны, неоднородны. Если мы будем смотреть на разные группы мужчин внутри большой категории мужчин и на разные группы женщин внутри большой категории женщин, то, во‑первых, мы там найдем много того, о чем еще не знаем, и, во‑вторых, это поможет нам сориентироваться, что делать дальше. Потому что когда мы исходим исключительно из бинарного представления, что есть только мужчины и женщины, это приводит нас к некоему тупику, а вовсе не к развитию.

Что такое феминность

Фото автора TRAVELBLOG: Pexels

Не знаю, как тебе, но многим девушкам, женщинам мамы в детстве говорили о том, как важно быть женственными, нежными, красивыми, милыми. Ссылались на образы далекого прошлого – улыбающихся дам, которые не противоречат мужу, любят платья, розовое, обожают рюшечки

Вспоминали и о том, что раньше девушки были девушками, а теперь непонятно что – многие женщины превратились в чучело в брюках с короткими синими волосами, совсем непохожее на идеал женственности и романтизма. Действительно, с давних пор женщину воспринимали, как нежное, легкое создание, не склонное к агрессии.

Но было бы правильнее сказать, что такой образ пытались создать художники, поэты, романтически настроенные люди. Для описания совокупности черт начал использоваться термин «феминность». В него входит:

  • Мягкость;
  • Застенчивость;
  • Уступчивость;
  • Низкий уровень агрессии;
  • Нежность;
  • Чувствительность;
  • Стремление быть в семье;

Гендерные стереотипы: откуда они берутся и как влияют на нашу жизнь?

  • Эмпатия;
  • Пассивность;
  • Терпение;
  • Внушаемость;
  • Низкая самооценка;
  • Отсутствие склонности к лидерству.

Стереотипы феминности

Неотъемлемым элементом обыденного сознания социума являются стереотипы, которые несут в себе убеждённость в правдивости, подлинности, истинности какого-либо явления, утверждения, уклада бытия. Отличительной чертой убеждённости, сопровождающей стереотипы, является её прочность, стабильность.

Фактически в обыденной реальности в ситуациях, когда люди имеют недостаточно информации, дефицит времени, либо ради экономии сил, а также вследствие нехватки жизненного опыта характерной для юности, люди обычно пользуются стереотипическим мышлением. Стереотипы индивидами приобретаются от социальной касты, к которой они принадлежат, от окружения с уже выработавшимися стереотипами, от СМИ.

По сей день наблюдается различное отношение к дочерям Евы и сильной половины. Такая ситуация, прежде всего, сложилась исторически и определяется она социальными нормами, обусловленными особенностями культуры, вероисповедания и права, спецификой экономического развития.

Большинство исследователей в своих трудах женщин представляют эмоциональными, нежными, соблазнительными, общительными. В особенности часто акцентируют, что феминность соотносится с активным проявлением собственных чувств, межличностными коммуникациями, тяготением к объединению, а маскулинность ассоциируется с деятельностью, граничащей порой с агрессивностью.

Подобные представления о «венерианках» и настоящих «марсианинах» общеприняты во многих современных государствах и культурах. Между тем в 90-х годах минувшего столетия были опубликованы исследования, продемонстрировавшие, что независимо от гендера люди, не обладающие властью, наделены тонкой восприимчивостью к невербальным знакам. Таким образом, подобная чувствительность у нижестоящих в профессиональной иерархии обусловлена необходимостью выживания, поскольку им надобно уметь понимать поведенческие сигналы «власть имущих», дабы правильно реагировать на них. Поэтому, вероятнее всего, восприимчивость женского пола к чувствам окружающих людей является всего-навсего адаптивной реакцией на их вынужденное зависимое положение, ставшее общепринятым и даже традиционным в большинстве современных культур. Отсюда следует, что восприимчивость дочерей Евы к чувствам людей не детерминирована гендерной принадлежностью, а является результатом социокультурных факторов.

В связи с прочным воцарением технического прогресса в мировом сообществе, ростом экономического развития, доступностью образования и информации, «продвинутостью» молодёжи, господством разума над устаревшими морально-этическими канонами, претерпели значительных изменений и традиционные устои многих государств. В последнее двадцатилетие стереотипы, столетьями определявшие феминность, подверглись стремительному разрушению. Современные фемины уже давно не замученные бытом домохозяйки и уж точно ничем не напоминают изнеженных кисейных барышень минувших эпох. Их характеры всё больше приобретают исконно мужских черт.

Сегодняшняя реальность диктует дочерям Евы свои условия. Женщины 21-го века должны быть сильны духом, независимы, тверды, властны, настойчивы. Современные барышни понимают, чего хотят. Они способны одновременно растить дитя в одиночку и совершать стремительный карьерный взлёт. Они покоряют исконно мужские профессии, занимают руководящие должности, управляют заводами и даже целыми странами. Подобное положение давно перестало удивлять.

Однако при этом общество не осудит прекрасную руководительницу за минутку слабости, за нежность, ранимость, беззащитность, за черты, ранее приписываемые исключительно дочерям Евы. В этом и заключается парадокс стереотипного мышления, скорее всего обусловленного установленной природой ролью женщины. Сколь бы сильной и независимой не слыла барышня, социум всегда её будет отождествлять, прежде всего, с матерью, а потом уж деловой женщиной или успешным политиком. Это обусловлено устоявшейся патриархальностью общества.

«Как вы будете работать педагогом? Выглядите несерьезно»

Кларе двадцать лет, но черты ее лица не меняются с четырнадцати. Когда ей было восемнадцать и она училась на медсестру, во время практики ее спросили: «Ребенок, тебе сколько лет-то, неужели тринадцать?».

Анне тридцать лет, но ее часто принимают за старшеклассницу. На работе ее иногда игнорируют, относятся свысока или считают, что она недостаточно компетентна. По словам Анны, слишком юная внешность затрудняет работу на руководительских позициях, а мужчины инфантилизируют ее и относятся с высокомерием. «Пока не рявкнешь, относятся как к неумехе», — жалуется она.

Наде (имя изменено) двадцать шесть, окружающие оценивают ее на семнадцать. По ее словам, из-за беби-внешности сложно понравиться коллегам и работодателям, которые не воспринимают ее всерьез, несмотря на опыт работы и красный диплом. При трудоустройстве она часто слышала подобные реплики: «Опыта у вас, я так понимаю, нет?», «Как вы так быстро окончили университет?», «Как вы будете работать педагогом-психологом? Выглядите несерьезно, как подросток». Коллеги удивлялись, как ее взяли на работу, и думали, что она только из колледжа. «Мне регулярно тыкают, несмотря на рабочую обстановку, — рассказывает Надя. — Внешне я реагирую спокойно, объясняю, что у меня есть квалификация и знания. Приходится подстраиваться, вести себя серьезнее, на работу ходить одетой исключительно в деловом стиле. Конечно, эмоционально меня всё это задевает».

Но для кого-то юная внешность на работе бывает полезна. Елене двадцать лет, выглядит она на пятнадцать. Она работает с документами в сфере юриспруденции и часто получает помощь от коллег. Елена считает, что это связано с внешним видом, из-за которого люди относятся к ней снисходительнее. Журналистке Даше, которая в двадцать один выглядит на шестнадцать, внешность помогает заручиться доверием героев ее статей. «Лицо милое, детское, располагает к себе», — сказала ей одна респондентка.

Юрию восемнадцать, но окружающие принимают его за двенадцатилетнего. Этому способствуют невысокий рост и феминная внешность. «Обычно люди, не знающие моего возраста, не воспринимают меня всерьез. Как бы я ни старался, они всё равно считают меня школьником, который еще жизни не видел», — рассказывает он.

Когда он называет свой возраст, некоторые смеются и не верят. В колледже однокурсники называли его ребенком. «Иногда люди говорят, что я просто милый. Это приятно, но хочется побыть взрослым хоть немного. В разговорах о политике собеседники старше двадцати пяти затыкают меня: „Когда вырастешь, тогда и будешь говорить“», — говорит Юрий.

К Сергею в общественном транспорте обращались: «Мальчик, передай за билет». «Какой еще мальчик? Я капитан, полторы сотни человек в подчинении. И за каждого отвечаешь», — сетует он. В правоохранительных органах, в которых он служил после армии, возрастное ограничение от тридцати пяти лет. Сергею было тридцать шесть, но все считали, что он моложе, возмущались и задавали вопросы.

Доре сорок шесть лет, дают ей около тридцати. «Я та самая собачка, которая до старости щенок», — говорит она. Однажды в трамвае рядом с ней ехала компания шестиклашек. Они громко восхищались вирусным тиктоком, передавали друг другу телефон и вдруг сказали Доре: «На, ты тоже смотри, это такой крутяк!»

Иногда безобидная детская внешность позволяет легче заручиться расположением. «Это вечный образ положительного персонажа, даже если он не соответствует действительности», — рассказывает Анна. Невинный образ помогает ей в очередях со скандальными бабушками в поликлинике. Они видят, что у Анны «лицо детское, и атаковать ее не хочется, сразу дружелюбно относятся».

Надя однажды познакомилась с ровесницей, с которой разговорилась о школах. Собеседница сказала ей: «Когда я училась, на физкультуре нам не преподавали гимнастику, а вашему классу преподают?» Пришлось объяснять, что Надя уже работает. В спортзале тренер спросил, получается ли у нее совмещать тренировки с уроками. По словам Нади, когда она называет свой возраст, окружающие спрашивают, не шутит ли она. «На моей памяти всего один раз человеку стало неловко, и он извинился», — рассказывает она.

Радикальный феминизм

Радикальный феминизм (часто используют сокращенный вариант — радфем) рассматривает общество как патриархальную систему, где мужчины систематически угнетают женщин.

По мнению радфем, в патриархате мужчинам по умолчанию принадлежат власть и экономические привилегии. С помощью социальных институтов мужчины держат женщин в подчиненном положении и контролируют их сексуальность.

Поскольку патриархат основан на общности мужчин, радфем видит женское единство наиболее эффективным способом борьбы с угнетением. Некоторые радикальные представительницы движения считают, что освобождение возможно только в изоляции от мужчин.

Также в отличие от интерсекциональных, радикальные феминистки считают, что поскольку ребенок неизбежно проходит гендерную социализацию, то в одной культуре все люди одного пола сталкиваются с похожими проблемами в процессе взросления. Девочек одевают в розовое, хвалят за послушание и ругают за излишнюю агрессию. Поэтому, пока существует сексизм как наиболее фундаментальная форма угнетения, радфем концентрируются только на женщинах, оставляя прочие проблемы с равенством другим активистам — например ЛГБТ+ или Black Lives Matter.

О нормах традиционной и здоровой маскулинности

Из области исследований мужчин и маскулинности мы знаем уже довольно. Например, как нормы традиционной мужественности (или гегемонной маскулинности) связаны с некоторыми негативными последствиями.

  • Мужчины, которые поддерживают эти нормы, в большей степени склонны проявлять агрессию по отношению к женщинам или представителям сексуальных меньшинств.
  • Такие мужчины в большей степени склонны употреблять алкоголь и курить.
  • У них часто больше психологических проблем.
  • У них нет навыка говорить о своих эмоциях.

И все это, безусловно, очень нам нужно, поскольку открывает нам глаза на то, что происходит с мужчинами. Но в то же время раз в пять лет в академических научных журналах появляется какая-либо статья, в которой авторы пишут, что мы продвинулись в познаниях, как маскулинность связана с функциональным поведением и насколько маскулинность мешает нам, но пока ничего не известно о позитивных последствиях. И это странно. Из этого может сложиться ощущение, что маскулинность — это плохо. И очень мало статей и исследований сегодня направлены на тему того, а есть ли в этом что-то позитивное и позволяют ли нормы маскулинности существовать в реальности, где гендерное равенство является желаемой целью. Такие статьи периодически появляются и призывают исследовать эту тему, но пока что получается плохо, потому что не очень понятно, как именно ставить исследовательские вопросы и что конкретно мы пытаемся найти.

В психологии имеются формулировки концепции позитивной маскулинности. Своя концепция есть и у глобальных мировых движений — например, White Ribbon Campaign, которая существует по всему миру, но в большей степени представлена в Великобритании и Австралии. У них есть свое определение — healthy masculinity. Как мы видим, начинаются попытки определить, как может быть проявлена и концептуализирована эта здоровая маскулинность.

Исследования показывают, что мужчины, которые придерживаются норм здоровой маскулинности, меньше склонны к деструктивному поведению.

Нормы здоровой маскулинности определяются различными движениями и академическими исследователями по‑разному.

Если мы посмотрим на тех же White Ribbon Campaign, то они определяют здоровую маскулинность как отказ от стереотипов, которые вредят мальчикам и мужчинам. Их суть в том, что здоровая маскулинность — это возможность быть добрым, эмпатичным, находить мирные способы решения проблем, тогда как одна из норм традиционной маскулинности — это агрессия, позиция, что мужчина должен решать все свои проблемы исключительно в воинственном ключе и уметь постоять за себя физически.

Здоровая маскулинность, наоборот, говорит, что нужно уметь находить мирные способы решения проблем.

Также здоровая маскулинность подразумевает некую вариативность. Опять же у White Ribbon Campaign на сайте написано, что да, мальчики и мужчины могут быть храбрыми, ассертивными, жесткими, иметь мускулы и любить регби. Но в то же время они должны уметь выражать свои эмоции, им может нравиться готовка, танцы, садоводство — все что угодно, что не вписывается в гендерные стереотипы. Это снова разговор о свободе самовыражения. Если хочешь выстраивать свою жизнь в рамках гендерных стереотипов — пожалуйста. Но если тебе там некомфортно, то всегда есть свобода выбора и ты можешь заниматься чем-то другим, что нравится именно тебе.

Также в здоровой и позитивной маскулинности есть один важный пункт — уважение к женщине. И если академическая научная концепция здоровой маскулинности и концепции движений в остальном во многом различаются, то в этом пункте они единогласны.

Недостатки

Стереотипы поведения и мышления стали одной из ведущих тем в социальной психологии. Ключевым недостатком стереотипов является игнорирование различий между конкретными людьми. На их основе может возникать дискриминация. По мнению Почебут, предубеждения и предрассудки – стереотипы ложной интерпретации поведения, а дискриминация – устойчивый стереотип поведения, основанный на предубеждениях и предрассудках.

Позитивная стереотипизация может быть ничуть не лучше отрицательной. Красивых людей многие воспринимают как добрых, приятных, умных, целеустремленных (по результатам исследования Миллера). Так же оценивают и их достижения, способности.

Рекомендуем: Что такое аутентичность?

Реан приводит пример эксперимента, в котором преподаватели должны были оценить студентов по личным делам. К одним делам прилагалась фотография симпатичного и серьезного молодого человека, к другим – юноши малопривлекательного и фатоватого того же возраста.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Соль была в том, что личное дело было всего одно. И в том, и в другом случае и у всех преподавателей. Но характеристики, которые были даны по личному делу, в корне отличались. Те преподаватели, что видели дело с симпатичным молодым человеком, оценивали студента позитивно; вторая фотография вела к негативным характеристикам.

Когда вы нанимаете кого-то на работу или говорите о профессиональных качествах коллеги, точно ли вы уверены, что не смотрите в первую очередь на внешность? Возможно, тот, кто воспринимается эталоном трудолюбия, симпатичный лентяй?

Токсичная феминность

Сегодня современные веяния перед теми женщинами, которые намерены развиваться, наметили две эпохальные задачи. Первая заключается, прежде всего, в упрочении себя в социуме, которое, как уже писалось выше сплошь пронизано патриархальностью, и принять собственное природу, свою обесцененную феминность.

Ранее предполагалось, что описываемый комплекс качеств биологически обусловлен. Однако сегодня уже доподлинно известно, что феминность не столь природное явление, сколь с детства сформированное. Ведь женский пол резко подвергается осуждению ещё с детсадовского возраста, если социум посчитал барышень недостаточно женственными. Современное понятие феминность определение имеет следующее – это несостоятельная категория, которой прекрасную половину наделил патриархат, царивший в социуме.

Сегодня такое явление как патриархат постепенно нивелируется отчасти вследствие прогресса, стремительного темпа бытия, доступности образования, борьбой женских сообществ с дискриминацией. Однако годы противостояния патриархальности не прошли для дочерей Евы без последствий. Сегодня феминность вылилась в два отрицательных явления – феминизм и токсичная феминность. Последняя представляет собой чрезмерное злоупотребление качествами, отнесёнными к исконно женским.

Большинство современных юных девиц превратно воспринимают свою женственность, выставляя на показ собственную соблазнительность, что лишь сигнализирует противоположному полу о доступности или фертильности барышни. Акцентирование соблазнительности не токсично само по себе, но делается таковым, когда юные прелестницы подымают шум, наказывая мужчин за их естественную реакцию на провокационное поведение.

Каждая фемина обладает правом на интимную неприкосновенность при отсутствии взаимного желания с её стороны. Но если она вульгарно наряжается, выставляя на показ все прелести, делает агрессивный макияж, требуя при этом, чтобы мужчины не «пялились» на неё, то подобное поведение является токсичным.

Токсичная феминность заключается в злоупотреблении интимной властью над сильной половиной посредством максимизации соблазнительности одновременно с проигрыванием роли жертвы.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Как в нашем обществе у детей формируются гендерные модели?

«Ну что ты плачешь, как девчонка?» – говорят мальчику. Девочка должна быть красивой и аккуратной. «Ну, зачем ты лезешь на дерево, платье порвешь!» — учат девочку. Но вот, что интересно – если девочка ведет себя, как мальчик, ей говорят: «У, пацанка!» – и улыбаются. Если мальчик возьмет куклу, чтобы поиграть, взрослые кривятся и делают все возможное, чтобы отвлечь его машинками. То есть маскулинное поведение у девочки социально допустимо, а феминность у мальчика – запретна. И это приводит это к очень интересным последствиям

Важно понимать, что человек по своей природе – примат, пусть и вышедший в существенной степени из-под влияния эволюции, но, тем не менее, по оценке многих специалистов, львиная доля наших поведенческих стереотипов обусловлена влиянием инстинктивных программ. А у приматов в большинстве случаев превалирует генетически закрепленная модель «доминантный самец – подчиненная самка», хотя, истины ради отметим, что у некоторых видов присутствуют и иные генетически закрепленные модели

Смена документов

Трансгендерные люди в РК имеют право поменять документы только после завершения всех операций по коррекции пола, это формулировка, прописанная в Кодексе о браке и семье. И это одна из главных проблем. После начала гормонотерапии внешность начинает меняться, а документы остаются прежними, и это создает как незначительные, так и достаточно серьезные помехи в повседневной жизни. Чтобы иметь возможность элементарно ходить на работу и зарабатывать на жизнь, многим приходится работать нелегально, без документов, ведь их нынешняя внешность совсем не соответствует прежним фотографиям. В других странах мира процедура смены документов постепенно упрощается, то есть у трансгендерных людей есть возможность менять их без проведения хирургических операций. Но у нас даже если провести операцию не позволяет здоровье пациента, это не основание для упрощенного получения новых документов.

Для трансгендера в Казахстане существует только одна возможность быть адекватно принятым обществом – это пройти весь путь до конца и сменить документы. А после этого лучше забыть о своей прежней жизни, ведь если прошлое станет всеобщим достоянием, снова придется столкнуться с непониманием, дискриминацией и агрессией. Но прошлое – часть нас самих, отказаться от него – значит отречься от части себя. Можно ли просить человека об этом?

Коррекция пола – это не только операции и необходимый пожизненный прием гормональных препаратов, хотя одно лишь это должно заставить сомневаться в своей правоте тех, кто считает, будто трансгендеры – те, кому просто нечем заняться и некуда девать деньги. Даже совершив полный переход и обретя желанное тело и новый социальный статус, человеку нужно идти дальше по выбранному пути, а он вовсе не застелен красными дорожками

Трансгендеры – не диковинные зверюшки, именно это важно понять окружающим. Мир не делится на черное и белое, а обычные люди бывают разными

Выразите Свою Реакцию

Принятие

«Мне всегда было стремно», — рассказывает Полина. Когда наступил переходный возраст, ее одноклассницы стали превращаться из девочек в девушек, а Полина осталась такой же. Она невольно начала сравнивать себя с другими и считала себя некрасивой. Сейчас многие говорят ей, что тоже хотят выглядеть так же молодо, как она. Сама Полина тоже изменила отношение к своему облику: «Я думаю о том, чтобы развиваться как профессионал, и знаю, что главное не внешность, а харизма и ум

Неважно, молодо я выгляжу или нет». Когда она делится связанными с ее внешностью проблемами, собеседники ее не понимают

Полина шутит, что они сами эти проблемы и создают: «Мою боль разделят только те, кто выглядят младше своего возраста».

Юрий так и не принял свою внешность окончательно. «Работаю над этим», — замечает он. Он старается «не раскисать из-за внешнего вида», изучает финансовую грамотность и другие темы, которые помогут ему не казаться ребенком в глазах окружающих.

Анне понадобились время и силы, чтобы принять юную внешность: «Многие в юности пытаются казаться взрослее: носят деловую одежду и прочее. В какой-то момент я ударилась в экстремальный кавай и носила одежду с оборочками, чтобы она соответствовала внешности». Этот стиль не отражал твердого характера Анны, поэтому она неловко себя чувствовала. В конечном счете она перестала так одеваться, а сегодня уже просто смеется над ситуацией.

«Хотим мы того или нет, но внешность что-то говорит о нас другим людям. Мы в любом случае производим какое-то впечатление, даже если не задумываться о своем образе, — объясняет психолог Екатерина Оксанен. — Школьные воротнички и платья ассоциируются с соответствующим возрастом. Нарочитая сексуальность с декольте, разноцветные волосы напоминают о подростковом протесте против общественных норм. А классический стиль в одежде, монохром и темные цвета воспринимаются как нечто зрелое».

Маскулинность и феминность в современном мире

В традиционной теории маскулинности-феминности представления о гендерах были прямо противоположны друг другу. Виды деятельности, качества личности, функции

Особое внимание нужно уделить последнему. Женщину всегда воспринимали как зависимую от мужчины

Она во всем подчинялась ему. В современной теории мужские и женские функции признаны взаимодополняемыми. Наблюдается кризис маскулинности и фемининности: представители полов поняли, что не обязаны быть заложниками гендерных стереотипов. Они не должны соответствовать классическим представлениям о мужчине и женщине. Единственное, что они должны – жить в гармонии с собой, быть счастливыми.

Феминность и маскулинность – что это такое в современном представлении? Это две части одного целого. Люди готовы разрушать стереотипы, бороться за равенство полов. Разрушение старой модели выглядит как пугающая маскулинизация женщин и феминизация мужчин.

Большинство людей пребывает в состоянии стресса, неопределенности. Например, женщины ждут рыцарства от мужчин, но при этом на работе они соперничают с ними на равных. Трансформация представлений о мужском и женском образе коснулась всего: социальные роли, функции, внешний вид, поведение. Практически не осталось тех противоположностей, что были в классической теории. Граница между мускулинностью и феминностью стирается, мы приходим к андрогинности.

О взглядах патриархального и прогрессивного мужчины на феминизм

Мне не нравится термин «патриархальный мужчина». Если мы говорим про патриархат, речь о некой модели устройства общества, где большая часть власти и ресурсов сосредоточена у определенной группы мужчин. Когда о патриархате говорят в контексте общества, в котором мужчина доминирует над женщиной, то это не совсем корректно, поскольку если мы поспрашиваем некоторых мужчин, то они расскажут примерно следующее: «Мной командует женщина-босс, а когда я прихожу домой с работы, мной командуют жена и дети. И вообще я никакой властью не обладаю и только выполняю чьи-то команды».

Но если хочется употреблять какой-то термин, я бы употреблял «мужчина, который разделяет традиционную идеологию маскулинности» или «мужчина, поддерживающий традиционные гендерные нормы». Это чуть меньше ставит нас в позицию обобщения.

Первая реакция такого мужчины на феминизм — это уже упомянутая нами реакция угрозы и попытка каким-то образом этот феминизм остановить. Это может проявляться в абсолютно разных формах: от агрессии в интернете и соцсетях до довольно изощренных форм. Например, есть целые мужские движения, цель которых — дискредитировать феминизм и унижать женщин. Яркий пример — «Мужское государство», которое в России и существует.

Если мы будем говорить про мужчин, которые разделяют профеминистские взгляды, то здесь интересная история. С одной стороны, феминизм (особенно его первая и вторая волны) как раз помог сформулировать мужчинам запрос на то, чтобы начать обсуждать маскулинность. И первые мужские движения как раз зарождались как аналогия феминизму. Идея была такая: «Дорогие мужчины, посмотрите, у женщин появляется пространство, где они обсуждают свои женские проблемы, а у нас, мужчин, тоже много проблем, и, кажется, нам тоже нужно какое-то пространство». Некоторые мужские движения зарождались в конце XX века именно таким образом. С этой позиции феминизм очень сильно помог и продолжает помогать мужчинам, у которых профеминистские взгляды.

Возьмем проблему харассмента или проблему домашнего насилия. Если мы посмотрим на исследования, то увидим, что когда женщины начали говорить об этих проблемах, это раскрыло глаза довольно большому количеству мужчин: ведь они никогда об этом не задумывались. Когда женщины начали об этом говорить вслух, мужчины стали размышлять, как они вообще взаимодействовали с женщинами, где они могли их обидеть, что могло быть понято не так. Это попытка отрефлексировать свое поведение и выработать какие-то новые нормы маскулинности и новые паттерны поведения.

Безусловно, это порождает и очень большую неопределенность, потому что не понятно, какие это нормы. Допустим, в прошлом мужчина обидел женщину сексуальным подтекстом, и это случилось в то время, когда это еще условно не считалось чем-то из ряда вон выходящим. И вот сейчас он понимает, что это проблема, и, скорее всего, он таким образом нанес женщине травму, и нужно с этим что-то делать. Но что? Он начинает размышлять: «Мне нужно извиниться? Но как именно? Лично? Публично? Или я должен предоставить ей какие-то гарантии, что я посещаю психотерапевта, чтобы проработать свои некорректные паттерны поведения? Или сделать что-то еще?» Как мы видим, это порождает массу вопросов. Одним словом, все эти аспекты еще в процессе активного развития и становления.

Виды искажений мышления

Под «когнитивным искажением» понимают какие-то неправильные мысли, не соответствующие реальности. При этом человек убежден, что он прав. На основе этих суждений личность регулярно совершает одни и те же ошибки. Например, муж – добытчик, а бабушка должна печь пирожки.

Обычно такие искажения вызваны или давлением общества, или эволюционной адаптивностью. Фактически человек растет в каких-то условиях, привыкает к ним и принимает их как единственно верные. Из таких мыслей часто вырастают и гендерные предрассудки.

Вера в справедливый мир

Одно из частых заблуждений, являющийся основой для мизогинии или сексизма. Большинство людей верят, что наш мир устроен справедливо, и каждый получает по своим способностям и умениям.

Обратите внимание

Наблюдая, как женщин унижают за их пол, человек полагает, что она этого заслужила своим поведением. Источник такого стереотипа ― счастливая жизнь. Подобным образом думают люди, не столкнувшиеся с жизненными проблемами.

Иллюзия корреляции

Основная особенность человеческого мышления. Современная личность не склонна верить в неизвестность, пустоту. Мы считаем, что знаем все, поэтому ищем очевидные объяснения непростым вещам.

Многие люди находят связь между двумя явлениями, потому что она кажется им очевидной на основе нескольких совпадений. Яркий пример ― все женщины глупые и хотят сидеть дома.

Каскад доступной информации

Массовый феномен, характерный для людей, регулярно читающих дискуссии на определенную тему. Означает явление, когда одна и та же мысль сначала кажется неправильной, но со временем приобретает все больший вес, если часто звучит и встречается в тематических дискуссиях.

Приведем пример. Положим, человек не подвержен гендерным стереотипам. Однако он попадает в неправильную компанию, где мнение дам не учитывают. Со временем мысль о том, что противоположный пол плох, становится родной и для него.

Самоисполняющиеся пророчества

Это какая-либо мысль, пророчество на будущее, которое одним своим существованием влияет на реальность и может легко исполниться. Причем причина этого не в том, что говорящий был прав, а в том, что сама фраза уже несет в себе какой-то посыл.

Приведем пример из области гендерных стереотипов. Положим, женщина устроилась на работу. Ее начальник уверен, что она глупа, поэтому дает ей только самые легкие задания. В результате девушка и впрямь не может себя проявить, а со временем даже теряет профессиональные навыки.

Как реагировать на доброжелательный сексизм

Как же тогда реагировать, если приходится сталкиваться с неуместными комплиментами и снисходительными комментариями на работе? Сайен Бейлок, ведущий мировой эксперт в области исследований работы мозга в тяжелых ситуациях и президент Барнард-колледжа, составила чек-лист для своих студенток и выпускниц, которые только начинают карьеру:

  1. Позвольте себе разозлиться. «Вместо того, чтобы игнорировать свою реакцию на доброжелательный сексизм, я стараюсь держать в уме, что люди часто не понимают того, что делают, хотя должны бы. И тогда я задумываюсь, как могла бы помочь им узнать больше».
  2. Не стесняйтесь указать, что это — доброжелательный сексизм. «Дайте понять, что эти комментарии неуместны и не нужны. Вовсе необязательно делать это сразу же — нормально дать себе время собраться с мыслями. Я также стараюсь не проводить такие беседы на публике, лучше всего обсуждать это в небольшой группе».
  3. Парируйте. «Если кто-то говорит о коллеге-женщине: «Как нам повезло, что она организует нашу команду, нам нужна была мама, — можно отразить это, подчеркнув ее достижения и навыки. — Ну, это не имеет отношения к делу, но я знаю, что в прошлом году она оптимизировала работу отдела продаж и заметно увеличила прибыль». Публичное признание заслуг коллеги поможет пресечь незаметные попытки понизить ее статус».

Обработка и интерпретация результатов

Ключ

  • мускулинность («да»): 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19, 22, 25, 28, 31, 34, 37, 40, 43, 46, 49, 52, 55, 58
  • фемининность («да»): 2, 5, 8, 11, 14,17, 20, 23, 26, 29.32, 35, 38, 41,44, 47, 50, 53, 56 ,59

За каждое совпадение ответа с ключом начисляется один балл. Затем определяются показатели фемининности (F) и маскулинности (М) в соответствии со следующими формулами.
F = (сумма баллов по фемининности): 20
М = (сумма баллов по маскулинности): 20

Основной индекс IS определяется как:

IS = {(F — M)} \ast {2,322}

Если величина индекса IS заключена в пределах от -1 до +1, то делают заключение об андрогинности.

Если индекс IS меньше -1, то делается заключение о маскулинности.

А если индекс IS больше +1 — о фемининности.

При этом, в случае когда IS меньше -2,025 говорят о ярко выраженной маскулинности.

А если IS больше +2,025 — говорят о ярко выраженной фемининности.