Чему учит фильм «дурак»?

Съёмки

Съёмки фильма проходили в Туле и Москве. Для съёмок разрушающегося здания было найдено реальное общежитие в Туле (ул. Металлургов, д. 85). Трещины, ползущие по стене, были созданы художниками, и с точки зрения физики невозможны ни по очертаниям, ни по направлениям изломов. Декорация имела размер восемь метров в ширину и три в высоту, а остальная часть была дорисована компьютером. Внутри помещений на четырёх этажах трещины были настоящими, их, по согласию жильцов, сделала съёмочная группа (после окончания съёмок за счёт создателей картины был сделан небольшой ремонт).

Семейные сцены в доме Никитина снимались в обычной московской квартире в Кузьминках. Во время съёмок хозяева квартиры находились в соседней комнате. Картина посвящается памяти Алексея Балабанова.

Слесарь-сантехник Дмитрий Никитин

Но главный «бриллиант» фильма — протагонист, слесарь-сантехник Дмитрий Никитин в блестящем исполнении Артёма Быстрова.

Вы не поверите, но главный герой фильма «Дурак» — не уголовник, не ничтожество, не мрачный псих и не алкоголик. Он даже — страшно сказать! — за весь фильм не выпил ни грамма водки! То есть вообще ни капельки! Даже когда ему предлагали, он стоически отказывался. А ещё герой не ныл, не пускал сопли и не жаловался на жизнь. Невероятно. Авторское российское кино — и вдруг вот такой главный герой… Персонаж, который реально вызывает сочувствие… Потрясающе.

Юрий Быков посвятил фильм «Дурак» знаменитому режиссёру Алексею Балабанову. Видимо, недаром образ Дмитрия Никитина так напоминает образ незабвенного Данилы Багрова из кинокартины «Брат». Нет, Никитин — не бывший спецназовец, он не обучен лихо простреливать головы врагам, он не умеет мастерить оружие, бомбы и глушители из любого попавшегося под руку строительного мусора, у него нет родственника-киллера, он не сыплет направо и налево эффектными фразочками.

Но Никитин так же, как и Багров, не остаётся равнодушным при виде творящейся несправедливости. Так же, как и Багров, Никитин бросается в бой, не думая о себе, самозабвенно и самоотверженно. И он искренне не понимает, как вообще можно поступать иначе. В результате наш благородный сантехник набивает себе шишки, подвергается насмешкам окружающих, ставит под угрозу свою жизнь и жизни своих близких. Но он не меняет своих убеждений и продолжает «донкишотствовать», даже видя, что выставляет себя дураком, что его усилия тщетны, что его старания не нужны даже тем, кого он так самоотверженно и самозабвенно пытается спасти.

Очень хороший главный герой, одним словом. Со времён «Брата» такого не припоминаем. Жалко, афоризмов в стиле Данилы Дмитрий Никитин не изрекал. Вот это — огорчительно. А в остальном — очень, очень хороший персонаж.

Сюжет и смысл фильма Дурак

В центре сюжета небогатый молодой сантехник Дмитрий Никитин, который весте с женой живет у своих родителей, работа приносит мало денег, к тому же Дмитрий параллельно с работой получает высшее образование, которое тоже надо оплачивать. Такая ситуация создает нездоровую обстановку в доме: жена и мать постоянно недовольны мужчинами, которые больше думают об общественном благе, об окружающих, но не хотят ничего сделать для своей семьи. По крайней мере именно так видят ситуацию женщины, им кажется, что Дмитрий мог бы воспользоваться служебным положением и приносить домой больше денег за счет нелегальной деятельности, но воспитанный отцом, человеком с самыми честными убеждениями в жизни, молодой человек не желает даже слышать упреки от жены и мамы.

Во время очередного осмотра дома, который находится в ведомости Дмитрия, он обнаруживает ужасную трещину на здании общежития, в котором проживает более 800 человек. Имея некоторые знания в области строительного дела, Дмитрий производит дома расчеты и понимает, что всего через несколько часов здание просто рухнет, похоронив в обломках и всех жителей дома. Мужчина считает, что не имеет права молчать об этом и спустить все «сквозь рукава», через знакомую матери он узнает, где сейчас находится вс администрация города. Они отмечают юбилей мэра города, на праздники все — и руководитель правоохранительных органов и начальники здравоохранительной и пожарной систем. Дмитрий добивается срочное собрания всех этих людей и находит силы и аргументы доказать, что жители дома в реальной опасности, необходимо эвакуировать всех, кто находятся в здании, чтобы спасти их жизни.

Мэр понимает, что состояние общежития — это ее личный промах, она находит в себе силы признать вины и решает эвакуировать жителей, но все оказывается не так просто. Ее заместитель объясняет ей наедине, что он лично и многие другие состоятельные лица вложили много денег в новый жилой комплекс, куда мэр хочет переселить людей из общаги, а значит, этим жильцам там места нет. Жилой комплекс должен окупиться и принести большие доходы, заселять туда неизвестных и никому не нужных людей нельзя. В итоге принимается решение просто свалить вину на начальника системы ЖКХ и на начальника пожарной охраны, а чтобы не заводить ненастоящее дело, их просто вызывают на эвакуацию людей вместе с Никитиным и увозят за город, чтобы убить и сообщить, что они сбежали.

Стоя без курток под дулами пистолетов чиновники понимают, что вся их жизнь была прожита неправильно, осознают свою вину и просят своих палачей отпустить сантехника вместе с его семьей. Никитин дает слово, что этой же ночью уедет из города и об этой истории больше никто никогда не услышит. Так бы и стоило закончиться этой истории, ведь уже всем вокруг становится ясно, что «один в поле не воин». У молодого человека просто недостаточно ресурсов, чтобы бороться с системой, которая существовала задолго до его появление на свет и будет жить после него. Его жене, Маше, страшно, мать и даже отец понимают, что это единственный шанс спасти жизнь Дмитрия, они все переживают за него.

Однако молодой человек не видит в себе сил просто забыть о людях, которые даже не подозревают об опасности, которая им угрожает. И вот в этот момент стоит взглянуть на жителей общежития, которых там стремится спасти принципиальный сантехник. Эти персонажи же были точечно прорисованы режиссером, зритель познакомился с несколькими семьями из этого дома — там живут пьяницы, жестокие мужья, устраивающие ежедневные расправы над женой и детьми, подростки, которые «тусуются» в подъезде и ничем не интересуются. И вот этим маргинальным личностям, которые даже будущего не видят да и не планируют, хочет спасти, возможно, ценой своей жизни Дмитрий.

В финале фильма сантехник погибает, побитый теми людьми, которых он хотел спасти. Картина довольно неоднозначна — с одной стороны, конечно, мы все понимаем, что аварийна ситуация возникла из-за халатности администрации города, которая заинтересована только в наживе; но с другой стороны, видим людей, которым помощь то и не нужна. Можно рассуждать о том, что они просто не имели возможность получить другое развитие жизни, им не повезло, но Дмитрий прибегает, чтобы спасти их, он бросает жену по пути к жизни, чтобы эвакуировать жителей рушащегося дома, а они вместо благодарности, избивают его и возвращаются к своим делам. Нужна ли помощь людям, которые в ней не нуждаются?

В целом, фильм имеет острую социальную направленность и заставляет задуматься.

Популярное

Началось! Врач Владимир Зеленко обратился в Раввинский Суд по поводу коронавирусного геноцида!

3585

Статистики судеб вакцинированных и невакцинированных детей

1831

Соображения по вакцинации

1717

Алкоголь и глобальное управление. Манёвры в глобальном историческом процессе связанные с алкоголем

1590

Зазнобин Владимир Михайлович. Биография

1367

Новости сталинских репрессий. Явление Богуславского

1351

«Мир пошёл под нож?

1268

Марафон по 6 приоритетам

1248

Что видят осознанные: В.Багдасарян, Д.Перетолчин, С.Грошев, В.Ефимов, Нестор, Е.Именитов М.Ковальчук

1193

Не проспать Восход: Атака разумных от народа

1081

Наша колея в Афганистане

1062

Надо ли жалеть Авериных?

1056

Почему столицу переносят в Сибирь?

936

За кем придут из министерства правды?

889

Взращивание совести по собственной воле

884

Как повторить экономический скачок 1929-1955 годов? Анализ стратегии

869

Бегущие янки и демократия у нас

863

Воплощение второго смыслового ряда сказки Пушкина

857

Страна обломовых

841

МЁД, или как капитализм ест сам себя.

830

COVID-19 и Вакцинация — что это?

819

Алгоритмика мышления. Цитатно-догматическое богословие как формирующий фактор ошибок

785

Для начала, отличает сюжет

Умница Юрий Быков — не только хороший режиссёр, он ещё и сценарист хороший. Рассказывает зрителям историю, которую действительно интересно слушать. Поначалу — интересно. Потом становится очень интересно. Потом — вообще не оторвёшься.

Суть истории проста. В маленьком провинциальном российском городке стоит общежитие, большой девятиэтажный дом.

Внезапно выясняется, что этот дом вот-вот, буквально в любую минуту, рухнет. Здесь уже больше 30-ти лет не делали капитального ремонта, а потому здание пришло в негодность, держится буквально на честном слове, вскоре обвалится и при этом похоронит под обломками жильцов — а это, между прочим, 800 с лишним человек, целый полк. ЧП общероссийского масштаба!

Но это ещё не всё. Если здание таки рухнет, то вскроется, что администрация города много лет подряд расхищала бюджетные средства, выделенные на капитальный ремонт. И тогда высокопоставленные чиновники, «отцы города», «хозяева жизни» — отправятся за решётку. Но и это ещё не всё… Впрочем, мы не будем раскрывать тайн сюжета, чтобы не портить читателям, которые ещё не видели фильма, удовольствие от просмотра.

Скажем только одно, сюжет «Дурака» действительно отлично закручен. Все сюжетные повороты последовательны, уместны и логичны, но при этом — удивляют и держат в напряжении. Вот не помню, когда мы в последний раз с таким интересом смотрели российское кино… Отличный сюжет, хорошо прописанная, непротиворечивая история без «дыр» и «штампов» — вот основные причины, по которым мы советуем читателям смотреть фильм «Дурак».

Больное общество

Диалог между Никитиным и его женой, без сомнения, является кульминацией фильма. Здесь режиссёр сталкивает мировоззрение обывателя, для которого живые люди «никто», и человека, обременённого социальной совестью.

Стоит отметить, что центральной темой в фильме является конфликт между частными и общественными интересами. Чьи интересы важнее: отдельных людей или всего общества? Отвечая утвердительно на первый вариант, мы получаем то, что имеем сейчас. Атомизированный социум, общество «всех против всех», в котором такие качества, как бескорыстие и альтруизм либо не воспринимаются вообще, либо встречают отторжение  со стороны обывателя. Отвечая утвердительно на второй вариант ответа, мы получаем разъяренную толпу, уничтожающую своего спасителя.

Комментарии

Страна обломовых

Емеля
вчера в 16:12

Глобализация и Образ будущего

Емеля
вчера в 13:17

Денежная радиация и Русский Дух

Иван Груздев
позавчера в 18:17

Чьё оно – Овертоново окно?

Александр Вершинин
позавчера в 08:20

COVID-19 и Вакцинация — что это?

А Сидороввалуа
17 сентября в 13:25

Почему столицу переносят в Сибирь?

Alexander53
14 сентября в 17:07

Не проспать Восход: Атака разумных от народа

Юрiй Финистъ
13 сентября в 11:39

Мода — 2021

Александр Вершинин
10 сентября в 05:13

Началось! Врач Владимир Зеленко обратился в Раввинский Суд по поводу коронавирусного геноцида!

А Сидороввалуа
8 сентября в 08:58

Зазнобин Владимир Михайлович. Биография

vodjanitsa
4 сентября в 21:57

Имущественные права ограбляемых

А Сидороввалуа
3 сентября в 08:42

Воплощение второго смыслового ряда сказки Пушкина

Валерий Вагин
2 сентября в 08:58

Ядерный проект России или пример успешного управления по ПФУ, с элементами магии

Александр Вершинин
2 сентября в 03:26

Новости сталинских репрессий. Явление Богуславского

Alexander53
28 августа в 21:39

Расия, Расия, Расия …

Алексей Михайлович
25 августа в 22:28

Непривитые дети здоровее: Новое исследование уровня здоровья американских детей из штата Орегон

Емеля
23 августа в 08:57

Научные зарубежные исследования о вакцинации

Александр
20 августа в 06:47

Надо ли жалеть Авериных?

Александр Ильченко
19 августа в 16:32

«Мир пошёл под нож?

Емеля
18 августа в 13:25

Статистики судеб вакцинированных и невакцинированных детей

Емеля
16 августа в 19:32

О том, почему люди не могут жить по-человечески

Алексей Михайлович
9 августа в 23:43

Фальстарт капитализма и социализма

А Сидороввалуа
30 июля в 07:50

Взращивание совести по собственной воле

Mstislav
28 июля в 12:05

Соображения по вакцинации

Юрiй Финистъ
27 июля в 11:22

Марафон по 6 приоритетам

Александр Вершинин
27 июля в 09:39

Алкоголь и глобальное управление. Манёвры в глобальном историческом процессе связанные с алкоголем

Александр Вершинин
27 июля в 09:03

По обстоятельствам неумолимой силы

МФасхутдинов
24 июля в 22:38

Будущее не рифмуется с Европой…

МФасхутдинов
24 июля в 21:31

Цифровики погнали либералов, но упёрлись в нашу душу

Люкин
23 июля в 23:46

Как ковид демаскировался в моей голове

Alexander53
23 июля в 11:29

В чем же выход?

А выход в том, что необходимо уничтожить сам конфликт между общественными и индивидуальными интересами, то есть частную собственность – определённый тип общественных отношений по поводу материальных и духовных ценностей.                                                                                                                                                                 Что важнее благополучие семьи или жизни нескольких сотен незнакомых тебе людей? Такая постановка вопроса свойственна капиталистической системе, в которой идет непрекращающаяся борьба за ограниченные ресурсы.                       При коммунизме же этот вопрос не имеет смысла, ибо благополучие отдельного человека – это благополучие всего общества и наоборот. Существование частной собственности на средства производства создает такие условия, когда чем больше ресурсов у одного человека, тем меньше их у другого. Причем это неравенство неограниченно ничем: ни базовыми условиями жизни, ни совестью, ни законом. При коммунизме же люди трудятся одновременно на благо себя и на благо остальных трудящихся. 

Корень индивидуализма, то есть проявления данного конфликта заключается в отчуждении труда, ведь посредством этого отчуждается и сама общественная сущность человека. 

Сюжет

Действие происходит в провинциальном российском городе. Молодого слесаря-сантехника Дмитрия Никитина, который попутно учится на инженера-строителя, вечером вызывают в общежитие, где прорвало водопроводную трубу. В ходе осмотра здания Никитин определяет, что оно находится в аварийном состоянии и может рухнуть. Он едет домой, где понимает, что здание не выдержит больше суток. В общежитии проживают более восьмисот человек, которые даже не подозревают о грозящей им опасности.

Никитин через подругу своей матери, которая работает бухгалтером в городской администрации, находит способ сообщить об опасности мэру города Галагановой, которая в это время отмечает свой 50-летний юбилей в ресторане. Мэр собирает в малом зале ресторана высокопоставленных чиновников города на срочное совещание: падение здания грозит финансовой проверкой, в результате которой могут вскрыться крупномасштабные хищения бюджета на протяжении многих лет, в которых замешаны мэр и её подчинённые.

Хотя Галаганова склонна принять решение об эвакуации людей из здания, она вскоре понимает, что расселить жильцов не представляется возможным по ряду причин. Главной причиной послужил отказ хозяина строительной фирмы Сафронова от временного расселения в новый жилой комплекс. Отказ Сафронова становится понятным Галагановой после того, как её заместитель и «серый кардинал» Богачёв признаётся ей, что вложил большие средства в это строительство и рассчитывает получить выгоду. Тогда мэр с Богачёвым принимают решение свалить вину за возможную катастрофу на своих подчинённых:
начальника пожарной охраны и ЧС Матюгина, как не выполнявшего должный контроль, и начальника департамента ЖКХ Федотова, который якобы разворовал средства на строительство. Для этого они решают их убить, запустив легенду, что они сбежали из города. Начальник полиции, получив указание от мэра по телефону, говорит Никитину, Матюгину и Федотову, что эвакуация жильцов уже проводится, и приглашает их проехать убедиться в этом на месте. Однако вместо общежития полицейские увозят Матюгина, Федотова и Никитина в глухое место. Перед расстрелом Федотов уговаривает их отпустить молодого сантехника. Полицейские приказывают Никитину молчать и немедленно покинуть город с семьёй.

Никитин спешит домой и той же ночью уезжает на машине с женой и сыном, будучи уверенным, что жильцов общежития уже расселяют, но по дороге видит, что возле общежития никого нет. Разругавшись с женой, которая не хочет отпускать его, потому что боится за семью и потому, что люди в общежитии им никто, Никитин бежит в общежитие и начинает будить жильцов с криком, что здание падает. На рассвете ему удаётся выгнать всех на улицу, однако один из местных алкоголиков настраивает толпу против сантехника, и того избивают до смерти. Никитин остаётся лежать на пороге общежития, а жильцы уходят обратно в здание.

Мать и жена главного героя

Особая тема в фильме посвящена алгоритмике работы женской психики и матриархату.

Существуют ли женщины такого типажа в реальности? Да, существуют

Однако возникает вопрос: могла ли такая “шкурная” мать воспитать главного героя с показанными человеческими качествами? Принимая во внимание тот факт, что ребёнок до 5 лет усваивает до 80% всей информации об окружающем его мире, и большую часть этого времени он общается с матерью, то на поставленный вопрос ответ скорее отрицательный

Мещанское отношение к жизни окружающих главного героя женщин ярко показано в нескольких диалогах.

В фильме напрочь отсутствует положительный образ прекрасной русской женщины. Такова ли наша действительность?

Нет в мире совершенства!

Разумеется, есть у фильма «Дурак» и минусы. Хотя их при первом просмотре практически и не замечаешь. Режиссёр немного переборщил с «чёрными красками», изображая оскотиневших обитателей злополучного общежития.

Ни одного человеческого лица, сплошные упыри.

Юрий Быков, конечно, устами одного из героев подмечает, что оскотинели жители общаги не из-за любви к скотству, а из-за того, что пресловутая Система лишила их условий для нормальной человеческой жизни — достойной, осмысленной работы, культурного досуга, условий для развития…

Но, по нашему скромному мнению, эту мысль неплохо было бы выразить более ясно и отчётливо, дабы не давать мизантропам поводов для торжества.

Ещё нам не понравились, что главный герой совсем не выражает каких-то переживаний и сожалений по поводу того, что он своим донкишотством испортил жизнь не только себе, но и жене с сыном. Вообще какие-то странные и чересчур прохладные отношения у главного героя и его жены.

Как-то совсем там ни любви не видно, ни тепла, ни сочувствия, ни взаимопонимания. Может быть, так и было задумано. Но если бы нам показали, что у героя есть любящая семья — зрители бы понимали: герою есть, что терять. Соответственно, подвиг героя заиграл бы новыми красками. А так — жена героя присутствует в картине только для того, чтобы читать мужу нотации и закатывать истерики. Нехорошо.

Ещё немного «резануло», что убийствами по заказу чиновников занимаются действующие сотрудники полиции. Как-то это не реалистично. На самом деле, чиновники для таких мероприятий обычно «подтягивают» знакомых уголовников. Впрочем, этот-то «минус» можно списать на «местные особенности» городка, в котором действие происходит.

Примечания

  1. Андрей Архангельский. . Огонек (23 марта 2015). — «Финал «Дурака» — это квинтэссенция такого взгляда. У меня был более оптимистичный финал. И я от него отказался. Я не смог найти в себе основания, чтобы главный герой остался жив.». Дата обращения: 1 апреля 2015.
  2. . Вокруг ТВ (19 февраля 2014). Дата обращения: 5 января 2015.
  3. . www.kinometro.ru. Дата обращения: 16 февраля 2019.
  4. вДудь. (20 июня 2017). Дата обращения: 16 февраля 2019.
  5. Андрей Плахов. . Коммерсантъ (18 августа 2014). Дата обращения: 18 августа 2014.
  6. Джапаридзе, Михаил . ИТАР-ТАСС (19 декабря 2014). Дата обращения: 5 января 2015.
  7. Валерий Кичин. . Российская газета (3 февраля 2015). Дата обращения: 5 февраля 2015.
  8.  (недоступная ссылка). Официальный портал «Забайкальский край» (25 мая 2015). Дата обращения: 25 мая 2015.

Отец главного героя

Встречали ли вы в своей жизни людей, делающих добро, поступающих честно и радеющих за общее дело, и живущих так несчастно как отец главного героя? Скорее всего нет. Потому что мир устроен таким образом, что добро всегда возвращается к человеку и честные люди, поступающие по правде, обычно пользуются уважением. А если человек проявляет социальную активность и заботится об общественном благе, например, ремонтирует скамейки у подъезда, то как минимум любовь бабушек ему обеспечена. В реальной жизни такой человек, скорее всего, станет старшим по подъезду или дому, а общественное уважение, наличие множества друзей и добрых знакомых ему гарантировано.

Герой нашего времени?

Фильм рассказывает историю молодого сантехника Никитина, который, проверяя сломанные трубы в одном из общежитий провинциального городка, находит огромную сквозную трещину в здании с первого по девятый этаж. Вся опасность заключается в том, что здание, скорее всего, не простоит больше суток и может рухнуть буквально в любую минуту: жизни восьмисот человек висят на волоске. Никитин решает спасти людей…

Стоит отметить, что «Дурак» бьет по-живому, показывая знакомую для большинства наших сограждан бытовуху. Атмосфера мещанства и безнадеги, роскошь и власть буржуазии, нищета и беспомощность отдельных людей наемного труда – всего этого в фильме предостаточно. Но в фильме нет морализаторства. Одни наемные работники доведенные тяготами жизни пьют, воруют и сводят концы с концами. Многие из них имеют мелкобуржуазное сознание, им задаром не надо никакого коммунизма и всеобщего счастья, главное для них это скопить деньжат, открыть свое дело и обзавестись своими наемными рабочими…

Другие же, как Никитин и его отец, ведут честную и порядочную жизнь – за что и прозваны обществом дураками. Как ни парадоксально, такая оценка справедлива. В начале фильма режиссёр показывает общежитие, где хронический алкоголик избивает свою жену и дочь, потому что не находит «заначку» на пропой. Далее зритель видит среднюю российскую семью Никитиных: пять человек ютится в хрущёвке. В одном случае спившийся обыватель, в другом – честный разумный человек: оба живут фактически в нищете. Режиссер как бы показывает, в социальном плане между ними нет разницы.

Ведь при капитализме таких понятий, как честный труд, порядочная жизнь попросту не существует. Если твоя деятельность никак не связана с подрывом основ эксплуататорского строя, то она также порочна, ибо позволяет существовать самому процессу эксплуатации. Сегодня быть порядочным – это быть покорным, быть рабочим, быть скотом. Человек, который находится в рабстве и не пытается из этого рабства выбраться – раб, вызывающий лишь презрение и отвращение в глазах коммунистов. Человек, находящийся в рабстве, но рабство это презирающий уже заслуживает снисхождения. Да, его методы спасения людей невежественны и даже наивны, но дурак все же лучше раба. Хотя бы тем, что дурак может перестать быть дураком, крепко занявшись образованием, а раба сколько ни просвещай – все без толку. В мечтах он будет дальше желать снять свои кандалы лишь для того, чтобы одеть их на своих воображаемых подчиненных.
Однако в фильме не нашлось тех, кто смог бы образумить сантехника Никитина и подтолкнуть его на путь изучения капиталистической действительности, ее законов.
А потому главному герою на протяжении всего фильма приходится не раз оправдываться за свое желание помочь обществу.

Оправдываться перед власть имущими, перед своей семьей и даже перед теми, кого он собирается спасти.

Финал фильма подводит к тому, что даже самые благие намерения, не подкрепленные научными знаниями, превращаются в дон-кихотство и неизбежно приводят к гибели.

«Хозяева жизни» и «отбросы общества»

Ю.Быков, в отличие от того же А.Звягинценва, не просто показывает зрителю язвы общества, он заставляет зрителя задуматься о том, откуда эти язвы взялись и о том, как эти язвы лечить. Быков показывает, что проблемы общества — не в жадности и злобности отдельных чиновников-олигархов, не в моральном разложении и равнодушии отдельных обывателей. Всё гораздо глубже. И «хозяева жизни», и «отбросы общества» в фильме Быкова — одинаково несвободны, одинаково несчастны, одинаково никчемны. Даже досуг-то свой и «хозяева», и «отбросы» проводят одинаково — заливают глаза алкоголем. Только одни это делают в отдельном кабинете шикарного ресторана,

а другие в убогой, обшарпанной коммунальной кухоньке.

Одни пьяными выходками отравляют жизнь своей семье, другие своими выходками отравляют жизнь целому городу, «оптом». Одни готовы избить женщину или даже ребёнка ради того, чтобы купить бутылку дешёвой водки. Другие готовы угробить сотни людей ради того, чтобы купить новый особняк. И первые, и вторые живут сегодняшним днём, не заглядывая в будущее… И первые, и вторые одинаково непохожи на нормальных людей.

Почему? Как же так? Как мы докатились до такой жизни? Почему людям наплевать не только на окружающих, но и, зачастую, на самих себя? «Мы живем как свиньи и дохнем как свиньи только потому, что мы друг другу никто», – произносит главный герой фильма, слесарь Никитин. Но и это изречение — не ответ на вопросы, которые ставит перед зрителем Быков.

Обычные клерки и обычные бизнесмены

Антагонисты в фильме — ничуть не хуже протагониста. Очень хорошие злодеи. Самое главное, что отличает этих злодеев от злодеев из того же «Левиафана» — наличие мотивации поступков. Антагонисты — вовсе не какие-нибудь убеждённые, законченные негодяи. Обычные клерки и обычные бизнесмены из обычного провинциального городка.

Просто оказались ребята в трудной ситуации. Стали суетиться, выход искать. И пришли к выводу, что, как ни крути, самым лучшим, самым умным, самым логичным, самым удобным выходом будет — убийство троих человек и сокрытие проблемы, которая вот-вот может привести к гибели ещё нескольких сотен людей. Ничего личного, джаст бизнес, как говорил известный киноперсонаж-уголовник Вито Корлеоне. Или, как говорят отечественные «коллеги» дона Корлеоне, — «умри ты сегодня, а я завтра!»

Наши «обычные клерки» вовсе не в восторге от собственных кровожадных планов. Им такое не нравится. Они рефлексируют, сомневаются, сокрушаются, всхлипывают, даже бормочут себе под нос: «Прости нас, Господи»… Но своё черное дело — делают. (Тут же придумав себе оправдание, мол: «Сам Бог такую жизнь создал»). И вот это — действительно страшно. Вот это — по-настоящему впечатляет.

«Хозяева жизни» и «отбросы общества»

Ю.Быков, в отличие от того же А.Звягинценва, не просто показывает зрителю язвы общества, он заставляет зрителя задуматься о том, откуда эти язвы взялись и о том, как эти язвы лечить. Быков показывает, что проблемы общества — не в жадности и злобности отдельных чиновников-олигархов, не в моральном разложении и равнодушии отдельных обывателей. Всё гораздо глубже. И «хозяева жизни», и «отбросы общества» в фильме Быкова — одинаково несвободны, одинаково несчастны, одинаково никчемны. Даже досуг-то свой и «хозяева», и «отбросы» проводят одинаково — заливают глаза алкоголем. Только одни это делают в отдельном кабинете шикарного ресторана,

а другие в убогой, обшарпанной коммунальной кухоньке.

Одни пьяными выходками отравляют жизнь своей семье, другие своими выходками отравляют жизнь целому городу, «оптом». Одни готовы избить женщину или даже ребёнка ради того, чтобы купить бутылку дешёвой водки. Другие готовы угробить сотни людей ради того, чтобы купить новый особняк. И первые, и вторые живут сегодняшним днём, не заглядывая в будущее… И первые, и вторые одинаково непохожи на нормальных людей.

Почему? Как же так? Как мы докатились до такой жизни? Почему людям наплевать не только на окружающих, но и, зачастую, на самих себя? «Мы живем как свиньи и дохнем как свиньи только потому, что мы друг другу никто», – произносит главный герой фильма, слесарь Никитин. Но и это изречение — не ответ на вопросы, которые ставит перед зрителем Быков.

ПОЧЕМУ «мы друг другу никто»?

Вот настоящая загадка. Откуда это взялось? Что именно делает людей чёрствыми и равнодушными? Куда делось вчерашнее «человек человеку — друг, товарищ и брат»? Быков прямого ответа на этот вопрос не даёт.

Вдумчивый зритель может сам над этим поразмыслить. И на ум вдумчивому зрителю, склонному к философствованиям, придут разные неутешительные мысли об устройстве нашего современного общества, об общественном сознании, которое определяется общественным бытием, о роли производственных отношений в формировании человеческой личности и т.д., и т.п. Потому, что фильм ясно показывает: за спинами злодеев стоит несокрушимая, бесчеловечная Система, которая опутала всех действующих лиц, которая делает одних персонажей стадом, бессловесными и бессмысленными скотами, а других — негодяями.

У Системы беспощадная логика: можно жить либо негодяем, либо скотом. Третьего не дано. Либо грабить, либо быть ограбленным. И на того, кто живёт и действует вопреки этой людоедской логике, окружающие смотрят в лучшем случае как на дурачка, а то и как на опасного сумасшедшего.

Одним словом, «Дурак» — по-настоящему, по-хорошему умный и глубокий фильм. Без «претензий на глубокомысленность», реально глубокомысленный. И при этом — интересный, даже захватывающий.

Некоторые критики ругают фильм «Дурак» за «чернушность», но мы считаем, что в данном случае о «чернушности» говорить не приходится. Это не чернуха, это наша жизнь. Вот такая она страшная бывает порой. Режиссёр Ю.Быков отлично поработал, показал «механику» всех этих ужасов.

Популярное за 7 дней

Как правильно читать Псалтирь? Какие установлены правила?
15.09.21 13:31

Михайлово чудо: как вести себя в этот день, чтобы избежать житейских искушений
17.09.21 20:53

Осенняя Лавра
16.09.21 12:36

19 сентября — Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)
19.09.21 08:39

Нуждаются ли православные во Христе?
15.09.21 18:17

Осенний Шишкин
14.09.21 11:41

Митр. Антоний (Паканич) о Православии, кириллице, Украине и Европе
13.09.21 20:55

Чудо святого Архистратига Михаила в Хонех – вечная притча о добре и зле
18.09.21 15:44

Центральный вход на территорию Киево-Печерской Лавры будет временно закрыт
19.09.21 12:50

17 сентября – день празднования иконы Божией Матери «Неопалимая купина»
17.09.21 09:01

Популярное за 7 дней

Михайлово чудо: как вести себя в этот день, чтобы избежать житейских искушений
17.09.21 20:53

Как правильно читать Псалтирь? Какие установлены правила?
15.09.21 13:31

Как часто нужно причащаться?
13.09.21 09:49

Осенняя Лавра
16.09.21 12:36

19 сентября — Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)
19.09.21 08:39

Нуждаются ли православные во Христе?
15.09.21 18:17

Осенний Шишкин
14.09.21 11:41

Митр. Антоний (Паканич) о Православии, кириллице, Украине и Европе
13.09.21 20:55

Чудо святого Архистратига Михаила в Хонех – вечная притча о добре и зле
18.09.21 15:44

Центральный вход на территорию Киево-Печерской Лавры будет временно закрыт
19.09.21 12:50

Для начала, отличает сюжет

Умница Юрий Быков — не только хороший режиссёр, он ещё и сценарист хороший. Рассказывает зрителям историю, которую действительно интересно слушать. Поначалу — интересно. Потом становится очень интересно. Потом — вообще не оторвёшься.

Суть истории проста. В маленьком провинциальном российском городке стоит общежитие, большой девятиэтажный дом.

Внезапно выясняется, что этот дом вот-вот, буквально в любую минуту, рухнет. Здесь уже больше 30-ти лет не делали капитального ремонта, а потому здание пришло в негодность, держится буквально на честном слове, вскоре обвалится и при этом похоронит под обломками жильцов — а это, между прочим, 800 с лишним человек, целый полк. ЧП общероссийского масштаба!

Но это ещё не всё. Если здание таки рухнет, то вскроется, что администрация города много лет подряд расхищала бюджетные средства, выделенные на капитальный ремонт. И тогда высокопоставленные чиновники, «отцы города», «хозяева жизни» — отправятся за решётку. Но и это ещё не всё… Впрочем, мы не будем раскрывать тайн сюжета, чтобы не портить читателям, которые ещё не видели фильма, удовольствие от просмотра.

Скажем только одно, сюжет «Дурака» действительно отлично закручен. Все сюжетные повороты последовательны, уместны и логичны, но при этом — удивляют и держат в напряжении. Вот не помню, когда мы в последний раз с таким интересом смотрели российское кино… Отличный сюжет, хорошо прописанная, непротиворечивая история без «дыр» и «штампов» — вот основные причины, по которым мы советуем читателям смотреть фильм «Дурак».