Содержание
- Основные мировоззренческие предпосылки[править]
- По мотивам произведений
- 1950-й год, во многих штатах США до сих пор действует расистский закон о расовой сегрегации.
- «Реаниматор» (1985)
- Студия Fleur-De-Lys. Провиденс, штат Род-Айленд
- Колледж Брэдфорд. Хэверхилл, Массачусетс
- Кладбище Коппс-Хилл. Бостон, Массачусетс
- Происходящее в шоу вводит в странное, но поначалу приятное замешательство.
- «Извне» (1986)
- Третья работа (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
- Роберт Говард: «Голуби преисподней» (1938)
- Истории о мертворождённом близнеце (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
- Амброз Бирс: «Живший в Каркозе» (1886)
- Особенности стиля[править]
- Элджернон Блэквуд: «Ивы» (1907) и «Вендиго» (1910)
- Темы
- «Заколдованный замок», 1963
- «Дагон» (2001)
- «Шепчущий во тьме» (2011)
- Помимо трэша
Основные мировоззренческие предпосылки[править]
Лавкрафт был человеком очень специфическим, идущим в ногу со временем, но по очень кривой дорожке и в архаичной одёжке. Свою натуру он описывал как состоящую из трёх частей:
- Любовь к древнему и неизменному;
- Любовь к отвлечённой истине и научной логике;
- Любовь к странному и фантастическому.
Здесь — корни всего, что мы знаем под именем лавкрафтианских ужасов. Первое пристрастие ответственно за вездесущее присутствие следов прошлого, будь то семейные тайны или же археологические чудеса, уходящие в бездну времени. Генеалогия, старинные дома, древние цивилизации, вымершие (или не очень вымершие) виды и руины старше человечества — всё это сюда. Второй пункт прибавляет значительную примесь НФ и общую дотошность в обращении с фактами. Сюда же в копилку — непреклонные материализм и атеизм. Третий же пункт прибавляет, собственно, элемент ужасного: Лавкрафта всегда завораживала мысль о приостановке кажущихся незыблемыми законов реальности, порождающей благоговение, неприятие и вывих мозга. Люди нужны сугубо как фон, чтобы созерцать всё это и испытывать подобающие случаю эмоции: автор честно писал в корреспонденции, что «единственные герои, о которых я могу писать — это явления».
Дополняет картину философия индифферентизма. Лавкрафт не считал себя ни оптимистом, ни пессимистом. Он просто полагал, что Вселенной пофиг, а человечество (и вся Земля) настолько мало и эфемерно, что закончится прежде, чем это хоть кто-то заметит.
По мотивам произведений
По творениям писателя создано более 85 кинолент и около двух десятков видеоигр. Игры и фильмы по Говарду Лавкрафту в преимущественном большинстве появились в последние два десятка лет. Справедливости ради стоит отметить, что внушительное их количество не является экранизациями, во многих хоррорах лишь используются наименования или имена, выдуманные литератором. К примеру, в проекте Лучио Фульчи – итальянском ужастике «Город живых мертвецов» – место, в котором разворачиваются пугающие события, называется Данвич, а всем известная книга с магическими заклинаниями в кино Сэма Рейми под вдохновляющим названием «Зловещие мертвецы» именуется «Некрономиконом». Кинолент, отснятых по отдельным произведениям, значительно меньше, но это довольно известные фильмы. Лавкрафта осмелились экранизировать такие именитые хоррормейкеры, как Стюарт Гордон, Гильермо дель Торо, Дэн О’Бэннон и другие. Уместить в одной публикации все кинопостановки произведений писателя не представляется возможным, поэтому стоит ограничиться самыми известными кинолентами.
1950-й год, во многих штатах США до сих пор действует расистский закон о расовой сегрегации.
Ветеран Корейской войны и книжный гик Аттикус Блэк (Джонатан Мэйджерс, звезда фильмов «Пятеро одной крови» и «Последний черный в Сан-Франциско») отправляется в роудтрип на поиски таинственно пропавшего отца. Вместе с героем в путешествие также собираются Летиша (Джерни Смоллетт) и Джордж (Кортни Б. Вэнс) — подруга и дядя Аттикуса соответственно. Конечно же, без происшествий не обходится: то приходится отрываться от конвоя вооруженных расистов, то терпеть унижения от белых копов. А иной раз вовсе спасаться бегством от мерзких вампирообразных существ, мстительных призраков или Ктулху.
«Реаниматор» (1985)
Дэн Кейн, молодой студент Мискатоникского Университета, во время учебы на врача знакомится с поселившимся по соседству доктором Гербертом Уэстом, который имеет не самую лучшую репутацию в академических кругах из-за своей одержимости вопросами жизни и смерти, а также из-за пристрастия к сомнительного рода теориям о возможности поддержания жизни в мертвых телах. Вскоре Дэн участвует в одном из экспериментов Уэста, и обнаруживает, что изобретенная доктором сыворотка действительно возвращает мертвецов к жизни – но возвращаются они далеко не безобидными.
Есть определенная ирония в том, что произведение, которое сам Лавкрафт считал одним из самых слабых, дало жизнь одной из самых популярных и качественных экранизаций. «Реаниматор» – несомненно, вечная классика «лавкрафтианского кино», и одна из наиболее точных с точки зрения сюжета адаптаций одноименной повести, написанной Лавкрафтом в начале 1920-х для малоизвестного журнала, издаваемого его другом. В отличие от большинства своих произведений, Лавкрафт историю про Герберта Уэста писал серийно, по главе на номер, из-за чего приходилось в каждом номере заканчивать рассказ клиффхэнгером, а в начале следующего еще и напоминать содержание предыдущих, что Лавкрафта раздражало. Еще одна особенность этой повести состоит в том, что сам концепт сумасшедшего врача, одержимого идеей воскрешения мертвых носил для Лавкрафта изначально пародийный характер, и он иногда добавлял в текст разнообразные отсылки к другой классической истории о воскрешении мертвых – «Франкенштейну».
https://youtube.com/watch?v=NCGGG_NvE4g
Учитывая все это, вполне естественно, что первый фильм легендарного впоследствии режиссера Стюарта Гордона («Куклы», «Дантист», «Крепость») по настроению представляет собой не столько традиционный зомби-хоррор, сколько насыщенную щедрыми дозами крови и изобретательной расчлененки черную комедию, которая за прошедшие тридцать с лишним лет только закрепила свой статус эталонного образца жанра. Этому в немалой степени способствовали отличные актерские работы Джеффри Комбса, Барбары Крэмптон и Дэвида Гейла – не в последнюю очередь благодаря «Реаниматору» эти люди стали иконами хоррора. Гордон воспроизвел большинство сюжетных ходов повести, изменив лишь некоторые детали, связанные с переносом действия в 1980-е вместо начала ХХ века, а кое-что даже использовал в последующих фильмах о Герберте Уэсте — которые, надо сказать, вышли вполне достойными первой части. Но главный плюс фильма – конечно, дизайн различных зомби, и знаменитый доктор Хилл (Гейл), таскающий свою собственную голову в сумке.
Студия Fleur-De-Lys. Провиденс, штат Род-Айленд
В знаменитом «Зове Ктулху» упоминается множество мест — как обычных, так и совершенно экзотических. Но одно из самых экстравагантных — студия Флер-де-Лиз в родном городе Лавкрафта, Провиденсе. Из приведенной выше цитаты можно понять отношение автора к этой достопримечательности. В 1920-х на фоне соседних зданий она и вправду выглядела как нарядный желтенький торт на торжественных похоронах.
Экстравагантное здание было построено в 1855 году местным Клубом искусств и, в общем-то, является воплощением китча (хотя такого слова тогда, конечно, еще даже не знали). Оно напоминает английские дома времен Шекспира, особенно за счет внешней «сетки» из дубовых досок поверх штукатурки. Но при этом барельефы на нем намеренно сделаны похожими на жуткие морды, а завершают образ два очаровательно-неуместных ангела, словно скопированных со старинных икон.
Неудивительно, что именно здесь герой рассказа, молодой скульптор Генри Энтони Уилкокс, вылепил по памяти статуэтку, изображающую Ктулху. Он увидел это существо во сне и воплотил его в глине. А сумасбродное здание студии, видимо, довершило схождение молодого человека в глубины безумия. Забавно, но, кажется, так Лавкрафт (невероятный, почти маниакальный любитель изящной архитектуры) проявлял свою пассивную агрессию и снобизм. Он наделял многие места, которые считал безвкусными, какими-нибудь жуткими свойствами или даже прямой связью со злом. Так что вот еще один источник вдохновения мастера: некрасивые дома, для которых так и тянет придумать гнусную историю.
Кстати, Клуб искусств Провиденса существует до сих пор, собирается в этом здании и любовно реставрирует его. По иронии, с наступлением эры пластиковых фасадов студия Fleur-De-Lys теперь одно из наиболее пристойных и даже классических строений на этой улице. Хотя в Викторианскую эру оно было пощечиной общественному вкусу.
Колледж Брэдфорд. Хэверхилл, Массачусетс
Мискатоникский университет — выдуманное Лавкрафтом учебное заведение из «Лиги плюща», славящееся своей оккультной направленностью. Он довольно часто упоминается в различных произведениях: именно здесь хранится одна из копий «Некрономикона» и работал Адам Уэст, реаниматор. Мискатоник пытается выглядеть пристойно, но в его стенах творятся странные вещи, а многие из учеников, кажется, не совсем люди. В общем, эдакий хтонический «Хогвартс».
Однако источником вдохновения для описания Мискатоника послужило на удивление благопристойное учреждение — колледж Брэдфорд из Хэверхилла, штат Массачусетс. Причем колледж этот женский, что породило легенду о том, что в свое время Лавкрафт якобы встречался с одной из студенток заведения, а позже закопал где-то здесь собственную копию «Некрономикона». Судя по всему, обе части этой легенды одинаково неправдоподобны.
Кладбище Коппс-Хилл. Бостон, Массачусетс
Когда Лавкрафт писал рассказ «Модель для Пикмана» в 1927 году, кладбище на Коппс-Хилл в Бостоне уже было полузаброшенным. Место это очень старое, хоронить здесь начали еще в 1659 году. Ассиметрично покосившиеся могильные камни, атмосфера запустения и тревоги, мутные личности, шастающие здесь по ночам — со времен Лавкрафта здесь почти ничего не поменялось. Идеальное место для вдохновения!
По сюжету рассказа главный герой, изучающий трущобы северного Бостона, находит гениального, но, как позже окажется, спятившего художника. Его образы богохульны, а созданные им на холсте твари ужасающе-правдоподобны. Секрет этой реалистичности даже не будет спойлером — любому современному читателю почти сразу становится ясно, что Пикман рисовал пожирающих человечину гулей с натуры. И один из них даже заперт в колодце в затхлых катакомбах, которые художник избрал своим рабочим кабинетом. Но заперт ли он на самом деле?
К слову, в рассказе сами гули с интересом изучают попавший в их лапы современный Лавкрафту «Путеводитель по Бостону» — еще одна вещь, которой вдохновлялся писатель.
Происходящее в шоу вводит в странное, но поначалу приятное замешательство.
Языческие ритуалы, руны, оборотные зелья, древние артефакты — «Страна Лавкрафта» превращает душные нравоучительные разговоры о расизме в фантастический аттракцион. Один эпизод рассказывают историю дома с привидениями — блуждающими душами афроамериканцев, ставших подопытными белого ученого. В другом Аттикус отправляется в подземелья и ищет некий древний артефакт. Еще один эпизод показывает жизнь темнокожей девушки, которая при помощи зелья обращается в белую американку и окунается в жизнь богемы, где тебя уважают и не смотрят с осуждением и ненавистью.
«Страна Лавкрафта» демонстрирует какие-никакие лавкрафтианские мотивы лишь в пилотном эпизоде, однако чем дальше, тем больше сериал уходит в фэнтезийную помесь хорроров совершенно разных стилей. Своим концептом шоу Миши Грин больше походит на «Атланту» Дональда Гловера — сборник рандомных историй, объединенных общей идеей и героями. Правда, «Страна Лавкрафта» гораздо менее иронична и чересчур прямолинейна — сериал не вызывает неловкость или дискомфорт, дергает не за те нитки. В этом плане «Страна Лавкрафта» также обманывает своих зрителей: трейлеры и пилот обещают один сериал, который собирается говорить на неудобные темы и пугать холодным триллером, а уже со второго эпизода включается совершенно иное, более мейнстримное шоу в духе позднего «Черного зеркала», совсем разучившегося щекотать нервы.
Исполнительными продюсерами «Страны Лавкрафта» стали Джордан Пил и Дж. Дж. Абрамс — странный, но, как оказалось, слаженный дуэт, который слепил из во многом политического сериала настоящий блокбастер для малых экранов. Пока режиссер «Прочь» и «Мы» «отвечал» за социальную часть, Абрамс помог поднять градус эпичности, добавил так называемого коммерческого лоска. Из-за этого «Страна Лавкрафта» потеряла свою атмосферу — потеряла тот дух вязкого и мерзкого лавкрафтианского ужаса и стала более развлекательным проектом. Который пускай и говорит на важные темы, пускай выглядит красиво, бодро и эффектно, но совсем не способен нагнать страха. Скорее, только очень вяло припугнуть.
«Извне» (1986)
Доктор Преториус и его молодой ассистент, доктор Тиллингаст, работая в своей уединенной лаборатории, пытаются доработать резонатор – особое устройство, позволяющее человеку видеть другие измерения. Во время одного из сеансов резонатор внезапно действительно начинает показывать образы из другого мира – однако затем происходит нечто ужасное, и Преториус исчезает, а Тиллингаст попадает в психушку. Чтобы понять, что же произошло, психолог и местный полицейский возвращают Тиллингаста в лабораторию, чтобы закончить эксперимент – разумеется, с самыми неожиданными и трагическими последствиями.
В отличие от большинства упомянутых здесь текстов, «Извне» — не только исключительно короткий, но и очень ранний (написанный в 1920-м) рассказ Лавкрафта, в котором уже проявились характерные черты его прозы – в частности, минимум действия при подробнейшей детализации всего остального. Здесь нет никакой связи с Великими Древними, зато есть по меньшей мере натянутые отсылки к научности происходящего – резонатор как-то стимулирует шишковидную железу, что позволяет людям видеть невообразимых монстров и потусторонние пейзажи.
Зато фильм, снова поставленный Стюартом Гордоном, прочно занял свое место в списке культовых хорроров 80-х, и по тем же причинам: отличные спецэффекты, сочная картинка и жанровые звезды в главных ролях. В то же время, говоря о верности первоисточнику, стоит отметить, что «Извне» демонстрирует типичную проблему почти любой попытки экранизировать Лавкрафта: сюжет рассказа исчерпывает себя где-то в прологе; все остальное, что происходит в фильме – чистая отсебятина Гордона и компании. Впрочем, творческий подход здесь сработал на отлично: поскольку людей, участвующих в эксперименте, несколько, то и идея резонатора, пробуждающего в людях подсознательные желания, обыграна очень разнообразно. А концепт невидимых (до поры) монстров, снующих вокруг ничего не подозревающих людей, позволил не только развернуться мастерам по спецэффектам, но и операторам с художниками: отдающие кислотным оттенком розового цвета, наряду с плавающими в воздухе гигантскими червями стали фирменной фишкой фильма. Как и Барбара Крэмптон в БДСМ-костюме.
Третья работа (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
Третий фильм Стюарта Гордона под названием «Дагон» мировыми кинокритиками именуется как одна из самых успешных попыток перенесения текстов Лавкрафта на большой экран. Почин повествования, в принципе, традиционен: пара главных героев Барбара и Пауль волею судеб оказываются на удаленном острове, населенном странными аборигенами. Как оказалось, все местное население поклоняется морскому богу Дагону. Барбару, как и других, ожидает незавидная судьба: ее вскоре собираются использовать как инкубатор для возрастания популяции. Герои, естественно, всячески пытаются спастись, и им это практически удается. Хеппи-энда в истории не будет. В этом и кроется главное расхождение с лавкрафтовской новеллой.
Гордон еще дважды черпал вдохновения в произведениях писателя. По рассказу «Изгой» в 1985 году он снял насыщенную под завязку насилием кровавую кинокартину «Урод в замке», в 2005-м для телесериала «Мастера ужасов» отснял эпизод по новелле «Сны в ведьмином доме».
Роберт Говард: «Голуби преисподней» (1938)
В наше время рассказы ужасов ассоциируются либо с населенными призраками викторианскими поместьями, либо с европейскими катакомбами, либо с лесами Новой Англии, которые застали процессы над ведьмами и пробуждают первобытные страхи. Однако Роберт Говард, прославившийся произведениями о Конане-варваре, больше 80 лет назад раскрыл зловещий потенциал американского юга. Тягучий ритм жизни, расовые предрассудки, наслоение разных культур и непролазные болота – такой контекст идеально подходит не только для семейных саг Уильяма Фолкнера, но и для готического хоррора.
Необычный антураж отлично гармонирует с классической завязкой – два путешественника в поисках приключений набредают на заброшенный дом и решают там заночевать. Конечно, они не увидели в стайке вспорхнувших с балюстрад голубей ничего зловещего – по крайней мере, пока посреди ночи одного не замучил пугающе похожий на реальность кошмарный сон, а другой не сошел с ума от странного свиста с верхнего этажа и не проломил себе голову топором. «Голуби преисподней» изобилуют отсылками к африканскому фольклору, детективными элементами и психологизмом – это тот случай, когда рассказ мог бы послужить основой для повести или романа, но прекрасен и сам по себе. Если вас не оскорбляют воспоминания об издевательствах над рабами и временах расового неравенства, мощный эффект от рассказа гарантирован: на 40 страницах Говард умещает историю семейного упадка и загадочного змеиного культа, выстраивая главную интригу вокруг ритуала превращения одержимой ненавистью женщины в живого мертвеца. После такого напугать способны даже голуби.
Истории о мертворождённом близнеце (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
Роман «Ужас Данвича» ставили в истории мировой киноиндустрии трижды: в 1970, 2006 и 2009 гг. В 2006-м в прокат вышла фестивальная короткометражка, в 1970-м и 2009-м – полнометражные фильмы. Лавкрафта в этот раз пытались перенести на пленку Дэниэл Хэллер и Ли Скотт.
В версии 1970 г. режиссер Дэниэл Хэллер, прежде уже экранизировавший лавкрафтовскую новеллу «Сияние извне» (картина «Умри, монстр, умри!»), достаточно близко придерживался первоисточника, бережно передав атмосферу рассказа в хорроре «Данвичский ужас» (IMDb: 5.40). В качестве исполнителя главной роли был приглашен Дин Стокуэлл, известный зрительской аудитории по кинолентам «Квантовый скачок» и «Лангольеры». Однако кинокритики приняли кино неоднозначно, обвинив создателей в потере сюжетной интриги и вялом ходе действа. Даже для того временного периода декорации были слишком бедными, а анимационные вставки, разрушающие мистический настрой, – нелепыми.
Амброз Бирс: «Живший в Каркозе» (1886)
Таинственный, величественный и древний город Каркоза обрел вторую жизнь в искусстве благодаря первому сезону «Настоящего детектива», в котором заброшенный форт оказался местом ритуальных убийств. Тогда запутавшиеся зрители в основном считали причудливое название отсылкой к лавкрафтианским мифам, хотя на самом деле Каркоза вошла в фольклор ужасов на стыке позапрошлого и прошлого столетий благодаря остроумному американцу Амброзу Бирсу. Тот оставил после себя масштабное наследие из сатирических очерков, жестких реалистичных зарисовок об ужасах Гражданской войны и, конечно, мистических историй, благодаря которым его ставят в один ряд с Мэйкеном и Блэквудом.
Алтарь из первого сезона True Detective.
В наше время «Живший в Каркозе» вряд ли способен напугать, однако короткий рассказ по-прежнему свидетельствует о литературном мастерстве автора: тот на протяжении пары страниц создает то ощущение тревоги и чего-то потустороннего, к которому после него стремились сотни авторов огромных романов. Трудно не проспойлерить такое короткое произведение, да и сюжет здесь остается на втором плане (главная роль, конечно, отведена гнетущей атмосфере пустоши, в которую случайно забредает герой). Достаточно упомянуть, что образ предсмертной агонии души, не понимающей, что конец близок, является одним из ключевых в творчестве Бирса.
Особенности стиля[править]
Закономерно вытекают из вышеизложенного и включают в себя следующее:
- Архаичная манера изложения. Пункт необязательный, и даже самому Лавкрафту свойственный не во всех рассказах. Фишка здесь в том, что вырос он на литературе на пару-тройку веков старше себя и долго изживал архаичность, которая для него была естественной нормой.
- Подавление недоверия:
- Тяжеловесная наукообразность, изредка переходящая в технотрёп.
- Повествование крайне редко идёт в реальном времени. Обычно история подаётся через несколько рук, наподобие «один человек пересказывает другому загадочное письмо, в котором говорится, что…» — и количество таких слоёв может быть весьма внушительным.
- Монстр чаще всего либо не показывается прямо, либо же предстаёт в таких обстоятельствах, что всё легко списать на обман чувств и помрачение сознания.
- Если вдруг нет, то он описывается с биологической дотошностью, иногда вплоть до точных измерений отдельных органов в дюймах.
- На самом деле одна вселенная, что стало сюрпризом для самого автора, пока не подметили друзья: куча самоотсылок и камео, общих мест действия, персонажей и вымышленных книг, что придаёт лору дополнительную живость. Когда игру подхватили другие, началась полномасштабная мистификация.
- Дело, как правило, происходит через недельку нашей эры, но из-за проволочек с публикацией это редко замечали даже современники.
- Протагонисты:
- Герои-одиночки, как правило, широко образованные скептики, которые в конце концов поневоле проникаются ужасом происходящего.
- Нередко мрачный секрет кроется в наследственности главного героя. Если его предки были колдунами или жрецами древних культов — то это ещё не худший вариант.
- Философские предпосылки крайне противоположны гуманистическим:
- Мизантропия и отрицание антропоцентризма, рассказ о «неизбывных ужасах вечной ночи, лежащих за пределами человеческого понимания».
- Частое упоминание о хрупкости человеческого разума и о потенциальном безумии, которое таит в себе понимание истинных масштабов происходящего.
- Бессилие героев и даже всего человечества перед силами древнего зла из иных миров, покоящегося в отдаленных уголках планеты.
- Атеизм. Нет доброго боженьки, который поможет главным героям. Что характерно, злого боженьки тоже нет, и вообще никаких богов нет. Есть только достаточно развитые инопланетяне и прочая чужеродная хрень, которую жалкие человеки в неведении своём принимают за высшие силы и пытаются задобрить жертвами. А тем и пофиг.
- Вопросы без ответов — герои или не успевают пролить свет на происходящее, или сходят с ума, получив ответы.
- Элементы антуража:
- Собственно зло из иных миров и древние, мерзкие дочеловеческие апокалиптические культы, пытающиеся это зло пробудить.
- Слизь, щупальца и вонь в противовес более ранним (бряцающим цепями призракам, вампирам и вервольфам) и более поздним (кровь, трупы, маньяки) клише.
- Монстры безумного облика, который трудно вообразить или изобразить. Хотя многие стараются.
- Место действия нередко самое заурядное, чтобы оттенить необъятный кошмар. Например, сельская глубинка или города Новой Англии, хорошо знакомой Лавкрафту: вымышленные Аркхем и Инсмут или вполне реальный Бостон. Иногда — более экзотические регионы вроде Антарктики или знойных пустынь, где скрываются зловещие руины.
Элджернон Блэквуд: «Ивы» (1907) и «Вендиго» (1910)
Блэквуд – второй классик weird fiction начала XX века, который превосходил Лавкрафта в художественном плане, но в отличие от последнего так и не обрел широкой популярности. В «Ивах» Блэквуд наглядно демонстрирует, почему странная проза производит особенно мощный эффект, если читатель до самого конца не знает, с проявлением каких сверхъестественных сил столкнулись герои. Два путешественника по континентальной Европе сплавляются по Дунаю и решают заночевать на маленьком островке, почти полностью заросшем ивами.
Мимолетные предзнаменования вроде странного взгляда мелькнувшей в воде выдры и ругающегося в отдалении крестьянина с наступлением темноты обретают зловещий оттенок, а шум шелестящих на ветру деревьев звучит все более угрожающе. Блэквуд виртуозно описывает не только природу, но и состояние героев, которые за считанные мгновения из оптимистичных скептиков превращаются в дрожащие (прямо как ивы) сгустки страха. Постепенно туристов поглощает чувство, что они вторглись на чужую территорию и пробудили какие-то силы, однако ни зверей, ни других людей на островке суши посреди бурлящей реки нет – речь идет о чем-то намного менее понятном и намного более могущественном.
Блэквуд показывает себя тонким психологом и в другом рассказе, повлиявшем не мейнстримный хоррор не меньше, чем на странную прозу. Если в «Ивах» герои – европейские путешественники, то «Вендиго» рассказывает об охотниках в американской глуши. Среди них, как и положено по законам жанра, есть представители разных мировоззрений: рациональный доктор – человек науки, его племянник – студент-богослов и два проводника, тонко чувствующие местные легенды и страшилки.
Персонажи еще не подозревают, что разделяться в непроходимой глуши – плохая идея, поэтому отправляются в разные концы леса парами. План проваливается – кроме пробуждающихся у костра под влиянием игры теней мрачных фантазий, отрезанные от цивилизации километрами леса охотники чувствуют странный запах, слышат необычные звуки и – совсем некстати – вспоминают легенду об обитающем в местных лесах существе, которое тоже питается лосятиной, но имеет мало общего с людьми.
Позже байки о вендиго обросли подробностями, а сама мерзкая тварь одинаково будоражила сознание авторов комиксов «Марвел», создателей игры Until Dawn и Стивена Кинга, однако, кажется, убедительнее и страшнее всего про нее рассказал именно Блэквуд.
Темы
Лавкрафт , Сверхъестественный ужас в литературе
Мишель Уэльбек , Л. П. Лавкрафт: против мира, против жизни
Основные темы и атмосфера космического ужаса были изложены самим Лавкрафтом в « Сверхъестественном ужасе в литературе », его эссе о готике , фантастике и фантастике ужасов . Было установлено, что с ужасом Лавкрафта связан ряд характеристик:
- Страх перед неизвестным и непознаваемым.
- «Страх и трепет, которые мы испытываем, когда сталкиваемся с явлениями за пределами нашего понимания, масштабы которых выходят за пределы узкой области человеческих дел и могут похвастаться космическим значением». Ужас здесь проистекает из осознания того, что человеческие интересы, желания, законы и мораль не имеют значения или значения во Вселенной в целом. Следовательно, было отмечено, что сущности в книгах Лавкрафта не были злом, они были далеко за пределами человеческих представлений о морали.
- «Созерцание места человечества в огромной, неуютной вселенной, открытой современной наукой», в которой ужас возникает из «открытия ужасающей истины».
- Натуралистический сплав ужасов и научной фантастики, в котором «размываются» предположения о природе реальности.
- Этот «технический и социальный прогресс с классических времен способствовал подавлению осознания масштабов и пагубности макрокосма, в котором содержится человеческий микрокосм», или, другими словами, расчетливому подавлению ужасающей природы космоса как объекта реакция на его «существенный ужас».
- Имея главных героев, которые беспомощны перед лицом непостижимых и неизбежных сил, которые низводят людей из привилегированного положения до ничтожности и некомпетентности.
- Озабоченность внутренними структурами, разнообразными полужелевыми веществами и слизью, в отличие от других элементов ужаса, таких как кровь, кости или трупы.
«Заколдованный замок», 1963
Приготовься — сейчас будет путаница. И это только начало, в последующих фильмах путаница будет пугающе нарастать!
Итак, великий король американского трэша Роджер Корман в 1960 году увлекся постановкой хорроров по мотивам творений Эдгара Аллана По. Он снял восемь таких фильмов, и один из них носит название поэмы По «Заколдованный замок».
В чем же подвох? В том, что на самом деле это экранизация совсем другого произведения, и даже не Аллана По. Под данным заголовком Роджер Корман перенес на экран повесть Говарда Филлипса Лавкрафта «Случай Чарльза Декстера Варда». То есть самое длинное произведение Лавкрафта, написанное в 1927 году.
В итоге мы имеем и в самом деле фильм о замке, в котором практиковался призыв демонов с использованием запретной книги «Некрономикон». В картине снялись первостатейные звезды тогдашнего хоррор-кино, Винсент Прайс и Лон Чейни младший, на которых всегда приятно посмотреть.
«Заколдованный замок» считается важной вехой голливудского ужаса, так именно здесь впервые с экрана прозвучали такие слова, как Некрономикон, Йог-Сотот и, конечно же, помянут наш любимец Ктулху. The Haunted Palace
The Haunted Palace
«Дагон» (2001)
Информация о фильме
- Страна: Испания
- Жанр: ужасы, фэнтези
- Рейтинг «Кинопоиска»: 6.6
- Режиссер: Стюарт Гордон
- Кто снимается: Эзра Голден, Макарена Гомес
Стюарт Гордон так крепко «сидит» на Лавкрафте, что снял сразу несколько кинокартин по мотивам его повестей – «Извне», «Урод в замке» и ставший легендарным «Реаниматор». Но все это было лишь прелюдией к «Дагону» – самому атмосферному ужастику, который нам попадался. Никакой музыки – только дождь, испанская деревушка и отчаяние главного героя, потерявшегося среди уродливых мутирующих тварей. Лавкрафт рукоплескал бы, стоя.
К слову, фильм снят вовсе не по одноименному рассказу писателя (который совсем короткий), а по другой повести – «Морок над Инсмутом». Хотя «Дагон» – это тот редкий случай, когда кино даже лучше своего литературного источника.
Посмотреть трейлер
«Шепчущий во тьме» (2011)
Альберт Уилмарт, преподаватель литературы и специалист по фольклору в Мискатоникском Университете, получает письмо от Генри Экли, ученого, доживающего остаток своих дней в фамильном доме в Вермонте, и между ними завязывается переписка, в ходе которой Экли пытается убедить Уилмарта в том, что многие истории из мифов и легенд на самом деле описывают столкновение человека с инопланетными формами жизни, намного более древними и могущественными, чем он. Поначалу Уилмарт относится к доводам Экли скептически, однако вскоре ему предстоит изменить свое мнение – и заодно серьезно расширить границы своего знания об окружающем мире.
Из всех представленных здесь экранизаций, эта, пожалуй, самая аутентичная с точки зрения стиля. «Шепчущий во тьме» был написан Лавкрафтом в 1930-м, и примечателен тем, что, хотя в нем многократно упоминаются существа из пантеона Великих Древних, в центре сюжета стоят иные герои – Ми-Го, раса инопланетян-грибов, впервые упомянутых Лавкрафтом в более раннем цикле сонетов «Грибы из Юггота». Кроме того, как отмечалось выше, «Шепчущий во тьме» – один из самых ранних примеров использования приема с «мозгом в банке», который сохраняет сознание, несмотря на отделенность от тела. Это также одно из наиболее известных и хорошо принятых критиками произведений Лавкрафта, один из лучших его опытов на стыке хоррора и фантастики, наряду с «Цветом из иных миров».
Фильм снят при активном участии Исторического общества Г.Ф. Лавкрафта, которое ранее помогло выпустить подзабытый сейчас, но небезынтересный «Зов Ктулху» — экранизацию одноименного рассказа. «Шепчущий во тьме» снят в той же технике Mythoscope, объединяющей в себе технические приемы 1930-х и 2000-х, и в целом представляет собой почти дословную передачу лавкрафтовского текста – за исключением финальной трети, которая была изменена в угоду киноповествованию. Видно, что фильм делали большие поклонники Лавкрафта — умело обошли бюджетные ограничения, органично вплели современные технологии в манеру съемок середины ХХ века. К сожалению, фильм никогда не выходил даже в ограниченный прокат, и остается малоизвестным за пределами круга дотошных поклонников Лавкрафта, хотя с успехом показывался на жанровых фестивалях, и получил множество хвалебных отзывов от критики. Так что всем, кто хотел бы видеть лавкрафтовский сюжет в его оригинальном сеттинге (а не в модернизированном виде, как бывает в большинстве экранизаций), однозначно стоит ознакомиться с картиной.
Помимо трэша
Основанный на опусе «Затаившийся ужас» хоррор Питера Сватека под значимым названием «Гемоглобин» (1997) считается одной из лучших экранизаций современности. Повествование знакомит смотрящего с главным героем — потомком практически вырождающегося в результате мутаций из-за кровосмешений рода. Юноша страдает генетическим заболеванием, и кончина его совсем близка, поэтому он приезжает на остров, в старинный семейный особняк, чтобы побольше узнать о своих предках. Картина буквально в точности следует первоисточнику; кроме мистической подоплеки, ярко выражена трагически-драматическая сторона повествования. Этим могут похвастаться не все экранизации-фильмы Лавкрафта. В кино снимались великолепные актеры — Рой Дюпуи и Рутгер Хауэр.
Есть еще одна вариация на тему этого же литературного опуса – фильм режиссера Кортни Джойнер «Сокрытый ужас». Интересным фактом считается то, что главную роль в картине сыграл Джеффри Комбс, снимавшийся прежде во всех трех «Реаниматорах» и «Извне». В этом фильме драматической составляющей нет и в помине, кино представляет собой энергичный и крепко снятый боевик с покинутым кладбищем и плотоядными зомби, пытающимися прорваться на свободу.