11 фильмов о науке и ученых, основанных на реальных (и не очень) событиях

Луна 2112 (Moon)

Сын Дэвида Боуи, Дункан Джонс, дебютировал в качестве режиссера фильмов Луна 2112 (Moon). Фильм рассказывает об астронавте Сэме, который близок к завершению своей миссии на Луне по добыче гелия-3.

Неожиданное событие на лунной базе запускает цепочку событий, в которых Сэм начинает играть в кошки мышки с бортовым компьютером GERTY, оснащенным искусственным интеллектом.

GERTY — это очевидная дань уважения компьютерной системе HAL из фильма «2001 год: Космическая одиссея». Обе машины имеют множество сходств. Однако в моментах, где ИИ из фильма Кубрика показывал последовательность своих решений, будучи сосредоточенным лишь на выполнение миссии, GERTY проявляет капли человеческой природы.

15.

Проект «Анна Николаевна» (2020)

  • Год: 2020 (2 сезона)
  • Страна: Россия
  • Длительность серий: 51 мин.
  • Режиссер: Максим Пежемский, Александр Карпиловский
  • Жанр: комедия, фантастика, драма
  • В главных ролях: Зоя Бербер, Антон Филипенко, Сергей Гармаш, Кузьма Сапрыкин, Федор Лавров, Маруся Климова, Антон Васильев, Никита Тарасов, Анна Котова-Дерябина, Ирина Розанова
  • Возраст: 18+
  • Рейтинг по КиноПоиску: 7,62

Отечественные учёные создали андроида-полицейского. Идеальная во всех отношениях капитан Анна Николаевна Королькевич отправляется служить в провинциальный город, чтобы увидеть реальную жизнь и стать похожей на человека. Коллеги думают, что Анна Николаевна — дочь замминистра, и ничто не предвещает беды, пока очеловечивание не заходит слишком далеко.

В поле зрения (2011)

  • Оригинальное название: Person of Interest
  • Год: 2011 (5 сезонов)
  • Страна: США
  • Длительность серий: 44 мин.
  • Режиссер: Крис Фишер, Ричард Дж. Льюис, Фред Туа
  • Жанр: фантастика, боевик, триллер, драма, криминал, детектив
  • В главных ролях: Джеймс Кэвизел, Майкл Эмерсон, Кевин Чэпмен, Эми Акер, Тараджи П. Хенсон, Сара Шахи, Джон Нолан, Энрико Колантони, Роберт Джон Бёрк, Ал Сапиенца
  • Возраст: 16+
  • Рейтинг по КиноПоиску: 7,97

Мистер Финч — загадочный миллиардер, разработавший компьютерную программу, которая предсказывает будущих жертв преступлений. Финч нанимает Риза — бывшего агента ЦРУ, предполагаемо, мертвого, чтобы помочь остановить эти преступления, используя ресурсы и технику Финча, и навыки и знания Риза.

Она (Her)

Главный герой фильма прошел через развод и остался с разбитым сердцем. Он решает установить на свой компьютер новую операционную систему со встроенным искусственным интеллектом. Основываясь на предпочтениях Теодора, система начинает общаться с ним приятным женским голосом. Постепенно главный герой влюбляется в ИИ.

Фильм грамотно и понятно преподносит идею того, как люди становятся зависимыми от ИИ, при этом демонстрируя, что ИИ не может ответить теми же эмоциями, которые проявляет человек.

Теодор – это человек с ограниченными знаниями, а вот искусственный интеллект по имени Аманда ограничен всей информацией, которую можно найти в Интернете. Более того, человек способен общаться только с несколькими людьми, в то время как ИИ может одновременно общаться со множеством других людей и систем.

https://youtube.com/watch?v=qxpCHNiqz24

6.

Короткое замыкание 2 (1988)

Рейтинг: 8 (imdb: 5.8 КП: 7.7) Жанр: фантастика, комедия, драма, семейный Страна: США Актеры: Фишер Стивенс, Майкл МакКин, Синтия Гибб Режиссер: Кеннет Джонсон Длительность: 01:50 Подборки: Роботы, Наемные убийцы, Напарники, Неудачники, Гангстеры, Панки, Дружба, Ограбления, Вертолеты, Нью-Йорк, Для мужчин

Описание сюжета:

Бен Джарви, по происхождению индиец, а по профессии — изобретатель-конструктор роботов, вынужден работать уличным торговцем. В первом фильме его отстранили от работы после инцидента с созданным им роботом Номер пять. Теперь Бен оказался на мели, он вынужден жить в фургончике и делать игрушечных роботов для продажи на улице. Эти роботы все, как один, похожи на Номера пять, но только дизайном… .. Номер пять обрел личность благодаря короткому замыканию, а эти малыши — всего лишь бездушные игрушки

Маленькие роботы привлекают внимание сотрудницы известного магазина игрушек и она делает Бену выгодное предложение — к Рождеству он должен собрать тысячу таких роботов и продать магазину оптом. Предприимчивый американец советует Бену принять выгодное предложение и обещает помочь ему в выполнении заказа

Бен заключает сделку. Вместе со своим компаньоном он арендует рабочий цех и привлекает помощников. Приезжает и Номер пять, чтобы помочь своему создателю и другу Бену. Бен выбирает неудачное место для работы: этажом ниже находится целая банда преступников. Это грабители банков, они роют подземный ход в хранилище, где содержится коллекция бриллиантов. Появление Бена и его помощников может сорвать подготовку к ограблению, поэтому грабители принимают решение избавиться от нежелательных соседей… . .

________________________________

Показать трейлер больше
Показать трейлер меньше

Вселенная Стивена Хокинга (2015)

Молодой астрофизик пишет диссертацию о чёрных дырах и строит отношения с любимой девушкой. Страшный диагноз ставит под угрозу жизнь и карьеру гения, но сила духа и современные технологии помогают совладать с болезнью. Прикованный к инвалидному креслу и общающийся с миром через голосовой синтезатор физик выдвинет грандиозные теории и напишет великие книги. Биографическое кино про учёного получило одобрение самого Стивена Хокинга и «Оскар» за лучшую мужскую роль.

Оригинальное названиеThe Theory of EverythingЖанрБиография, мелодрама, драмаАктерыЭдди Редмэйн, Фелисити Джонс, Чарли Кокс…СтранаВеликобритания, Япония, СШАРейтингКинопоиск – 7.9, IMDb – 7.7Возрастные ограничения16+

Робокоп (Robocop)

Этот фантастический боевик рассказывает историю Робокопа, частично человека, частично полицейского робота, предназначенного для очистки улиц Детройта от преступности.

Стоит отметить, что нам не объясняют технологию создания Робокопа. Все, что мы знаем — это то, что человекоподобный робот обладает воспоминаниями смелого полицейского, быстрыми рефлексами, и силой робота.

RoboCop/Orion Pictures

Робота создала могущественная корпорация, у которой свои планы на него, однако, когда машина узнаёт о реальных планах своих создателей, то решает пойти против них.

Основная идея фильма о правоохранительном роботе захватила воображение инженеров и правительств, и уже есть несколько похожих примеров в реальной жизни. По сообщениям, в ближайшее время Дубай добавит в свои правоохранительные силы роботов.

Более страшной версией робота-полицейского является SGR-A1. Этот робот представляет собой автоматическую турель, разработкой которой занималась компания Samsung Techwin (ныне Hanwha Aerospace) в сотрудничестве с Корейским Университетом. Маленькие роботы оснащены оружием и могут стрелять по целям на расстоянии до 3,2 км.

16.

Призрак в доспехах (Kokaku kidotai)

(аниме)

Это единственное аниме, однако именно данный культовый анимационный фильм вдохновил на создание многих фильмов, включая «Матрицу» Вачковски, «Аватар» Джеймса Кэмерона, «Искусственный разум» Стивена Спилберга и «Суррогаты» Джонатана Мостова.

Тематическое ядро «Призрака в доспехах» — это поиск идентичности в связке с технологическим прогрессом. Это, безусловно, отличный пример кино про искусственный интеллект. В нём соблюдён идеальный баланс между содержанием и стилем — это то, что некоторые режиссеры ищут всю свою жизнь.

Сюжет разворачивается в недалёком будущем, где люди спокойно могут вживить себе высокотехнологичные импланты. Однако, чем больше человек оснащает себя имплантами, тем больше он похож на людей-киборгов с искусственным интеллектом, которые были созданы людьми. Технологии позволили хакерам взламывать мозг, как людей, так и роботов.

Для борьбы с таким типом киберпреступности был создан специальный «Девятый отдел». Два сотрудника отдела были назначены для поимки самого опасного хакера по кличе Кукловод. Чем больше девушка-киборг из отдела узнаёт о кукловоде, тем больше задаётся вопросом, кто он, на самом деле, такой, и кем является она сама.

Бонус:

Опасный метод

  • Оценка
    6,6 / 6,4 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр
    драма, триллер
  • Страна
    Великобритания, Германия, Канада, США
  • В главных ролях
    Кира Найтли, Вигго Мортенсен, Майкл Фассбендер, Венсан Кассель
  • Режиссёр
    Дэвид Кроненберг
  • Длительность
    99 мин. / 01:39
  • Студия
    Sony Pictures Classics
  • Дата премьеры
    2 сентября 2011
  • Сценарий
    Кристофер Хэмптон, Джон Керр

От сына к отцу. Уже к нулевым Дэвид Кроненберг железно отошел от боди-хоррора, жанра, в котором постановщик до сих пор считается иконой. Воистину, холодный исследователь человеческих отклонений, связанных с телом, раскопал все, что мог. Апофеозом стал фильм «Автокатастрофа», совершенно непонятый зрителем, уж очень странное нечто творилось в фильме. Оказалось, что, когда люди испытывают возбуждение от увечий после автомобильных аварий на экране, люди в зале разводят руками и крутят пальцем у виска. Метафора вышла уж очень далекой.

Тогда Кроненберг решил углубиться в людской разум уже полностью, оставив тело молодым. «Паук», «Порок на экспорт», «Невыносимая жестокость» выглядели менее заумными, чисто жанровыми картинами. И вот только на «Опасном методе» начало проглядывать истинное лицо постановщика, который вовсе и не собирается никого развлекать.

Молодой дерзкий ученый, поклонник Зигмунда Фрейда (Вигго Мортенсен), Карл Юнг (Майкл Фассбендер) берет на лечение Сабину Шпильрейн (Кира Найтли). Девушка бьется в истериках, вопит и кается в том, что она испытывала возбуждение, когда отец ее бил в детстве. Юнг лечит ее при помощи беседы и постепенно влюбляется.

Фильм представляет из себя этакое последнее искушение Юнга, и прикидывается классическим байопиком недолго. Ведь искушения повсюду, для Кроненберга гораздо важнее их воздействие на главного героя, чем какие-то исторические факты. Например, ученый быстро понимает, что Фрейд не терпит критики и предпочитает держать возле себя только поклонников и посредственностей, что не устраивает амбициозного врача. Если Фрейд отстраняется от пациентов и предлагает им просто принять себя такими, какие они есть, то Юнг стремится помогать людям стать теми, кем они себя видят. А как можно помочь сходящему с ума человеку, если сам никогда не был на грани нервного срыва? Положить на алтарь науки себя.

Трейлер:

1990-е и последующие годы

Это время ознаменовалось появлением двух разных направлений кино: технически впечатляющий блокбастер со специальными компьютерными эффектами и независимый, низкобюджетный фильм. Возможности спецэффектов были расширены, когда студии начали снимать в цифровом формате.

Первые примеры этой технологии можно увидеть в фильмах «Терминаторе 2: Судный день» (1991) и «Парк юрского периода» (1993). В лентах с эпическим сюжетом «День независимости» (1996), «Титаник» (1997) и «Матрица» (1999) также использовались различные методы компьютерной анимации и специальные эффекты, чтобы удивить аудиторию и привлечь больше зрителей.

В то же время независимые режиссёры и продюсеры, такие как братья Коэн и Спайк Джонз, стали пользоваться всё большей популярностью.

За последние 20 лет производство фильмов сильно изменилось под влиянием стремительно улучшающихся цифровых технологий. Хотя они могут всё ещё сниматься на плёнку, большинство последующих процессов (редактирование, специальные эффекты) выполняются на компьютерах. Всё больше кинотеатров вкладывают средства в цифровую проекцию, которая способна создавать на экране изображения более высокого качества.

Сегодня кинематограф разделился на виды и жанры. К видам кинематографа относятся:

  • художественный или игровой;
  • документальный;
  • научно-популярный, учебный;
  • мультипликационный.

Жанры кинематографа — категории, основанные на сходстве элементов повествования или эмоционального отклика. Большинство из них заимствованы из литературы. Кинокритики согласны в том, что жанры нельзя чётко разграничивать.

Краткая таблица развития кинематографа по годам:

  • 1887 — изобретение кинетоскопа Томасом А. Эдисоном.
  • 1895 — вышло первое кино братьев Люмьер.
  • 1902 — Жорж Мельес показал фильм «Путешествие на Луну».
  • 1906 — Джордж Смит (1864—1959) изобрёл цветную плёнку.
  • 1908 — в России был снят первый фильм «Понизовая вольница».
  • 1911 — основана голливудская студия.
  • 1918−1919 — в Германии наложили звук на киноплёнку.
  • 1923 — показ звукового фильма.
  • 1927 — присуждены премии Академии киноискусства («Оскар»).
  • 1931 — вышел советский звуковой фильм «Одна».
  • 1932 — разработана трёхцветная технология «Техниколор».
  • 1936 — снят первый советский игровой цветной фильм «Груня Корнакова».
  • 2009 — Д. Кэмерон выпустил фильм «Аватар», сделанный с использованием 3D-технологий.

Скрытые фигуры (2016)

Биографическая драма, основанная на реальных событиях, заслужила положительные отзывы зрителей и завоевала награду за борьбу с системой на премии MTV. После того, как СССР запустил в космос первого человека, НАСА прилагает максимальные усилия, чтобы дать достойный ответ. Среди привлечённых к сотрудничеству новых талантов – три математика-афроамериканки. Женщинам предстоит выполнить важные расчёты, а заодно развеять гендерные и расовые стереотипы.

Оригинальное названиеHidden FiguresЖанрДрама, биографияАктерыТараджи П. Хенсон, Октавия Спенсер, Жанель Моне, Кевин Костнер…СтранаСШАРейтингКинопоиск – 7.7, IMDb – 7.8Возрастные ограничения12+

Начало: киноиндустрия конца XIX века

В 1891 году изобретатель Томас Эдисон вместе с Уильямом Диксоном, молодым лаборантом, придумали устройство, ставшее предшественником кинопроектора. Этот аппарат стал называться кинетоскопом.

Он представлял собой шкаф с окном, через которое отдельные зрители могли испытать иллюзию движущегося изображения. Перфорированная полоса из целлулоидной плёнки быстро прокручивалась между лампочкой и линзой, через которую зрителям показывали отдельные моменты, снятые кинетоскопом, на киностудии Эдисона.

Это были:

  • цирковые представления;
  • танцы женщин;
  • петушиные бои;
  • боксёрские поединки и даже удаление зубов у дантиста.

По мере того как кинетоскоп обрёл популярность, компания Эдисона начала проводить демонстрации в вестибюлях гостиниц, в парках развлечений и в залах. Вскоре кинотеатры, где клиенты могли платить около 25 центов за вход, открылись по всей стране. Когда друзья и сотрудники предложили Эдисону найти способ проецировать изображения кинетоскопа для просмотра большой аудиторией, он отказался, заявив, что это будет менее прибыльным предприятием.

Поскольку Эдисон не получил международный патент на своё изобретение, кинетоскоп вскоре стали копировать и распространять по всей Европе. Эта новая форма развлечения имела мгновенный успех. Ряд механиков и изобретателей, увидев возможность, начали экспериментировать с методами проецирования движущихся изображений на большой экран.

Ошибка 404 (2020)

  • Оригинальное название: Code 404
  • Год: 2020 (2 сезона)
  • Страна: Великобритания
  • Длительность серий: 25 мин.
  • Режиссер: Аль Кэмпбелл
  • Жанр: фантастика, боевик, триллер, комедия, криминал
  • В главных ролях: Стивен Грэм, Дэниэл Мейс, Рози Кавальеро, Аманда Пэйтон, Саймон Стратт, Анна Максвелл Мартин, Мишель Гринидж, Эмили Ллойд-Сайни, Стив Орам, Ричард Гэдд
  • Возраст: 18+
  • Рейтинг по КиноПоиску: 6,40

Детектив-инспектор Джон гибнет на задании. В его лице правосудие теряет блестящего бойца, однако тело мужчины попадает в экспериментальную программу, где ему внедряют искусственный интеллект и возвращают из царства мертвых. Но есть один нюанс: «новый» Джон, кажется, растерял львиную долю профессиональных навыков.

Военные игры (WarGames)

Ученому старшей школы Дэвиду Лайтману удаётся взломать военный суперкомпьютер, причём делает он это случайно, когда пытается найти новые видеоигры.

Когда он находит файл под названием «Глобальная термоядерная война», то решает, что это игра и выбирает сторону СССР.  Сам того не зная, он запускает интеллектуальную систему, запрограммированную на моментальную реакцию в ответ на угрозы от Советского Союза.

Как только бестолковый хакер понимает, что наделал с помощью своей подруги, он пытается найти способ предупредить власти, чтобы предотвратить начало Третьей мировой войны.

10.

Апгрейд (Upgrade)

В результате жестокого ограбления, главный герой теряет жену, а сам оказывается парализованным. Он просыпается в больнице, куда вскоре приходит изобретатель-миллиардер, который предлагает мужчине воспользоваться революционной технологией — имплантом, оснащённым искусственным интеллектом под названием STEM.

По словам изобретателя, имплант укрепит его тело, и тот сможет не только ходить, но и быстро бегать и даже овладеть боевыми искусствами. Главный герой соглашается и обретает сверхчеловеческую силу и ловкость. Он решает использовать свои навыки, чтобы найти и наказать виновных в смерти его жены. В этом ему поможет искусственный интеллект, который может разговаривать с мужчиной и давать ему дельные советы.

Но стоит ли доверять этому ИИ, и с какой целью изобретатель решил сделать столь щедрый подарок практически неизвестному человеку?

4.

«Опасный элемент» (2019)

Режиссер: Маржан Сатрапи 

За великими открытиями порой кроются страшные последствия. Это история про одно из таких – открытие радиоактивного элемента. Призер Каннского кинофестиваля сняла биографический фильм про Марию Склодовскую-Кюри – первую женщину – лауреата Нобелевской премии (дважды), которая открыла радий и полоний вместе со своим мужем Пьером Кюри. На экране супружеской парой стали Розамунд Пайк и Сэм Райли. В основу сюжета положен графический роман американской художницы и писательницы Лорен Реднисс «Радиоактивные. Мария и Пьер Кюри: Повесть о любви и выпадении». Не обошлось и без любовной линии, что неудивительно, ведь главный коллега великой ученой – ее возлюбленный. 

Приход цвета

Для получения цветного фильма пленку окрашивали. Но техника ручной росписи стала непрактичной с появлением массового производства фильмов, а процесс тонирования создавал помехи для передачи звука.

Однако в 1922 году компания Technicolor Герберта Калмуса представила технику переноса красителя, которая позволила ему получить полнометражный фильм в двух основных цветах. Однако из-за ограниченности палитры «Повелители моря» (1922), «Десять заповедей» (1923) и другие картины производства «Техниколор» были не очень реалистичными.

К 1932 году Technicolor разработал усовершенствованную трёхцветную систему. В течение следующих 25 лет все плёнки производились с ней. «Три маленьких поросёнка Диснея» (1933) и «Белоснежка и семь гномов» (1936), а также фильмы «Волшебник страны Оз» (1939) и «Унесённые ветром» (1939) добились успеха, используя трёхцветный метод Техниколора.

В 1950 году в результате антимонопольного законодательства Technicolor утратила монополию на производство цветной плёнки, что позволило другим поставщикам предлагать более конкурентоспособные цены на услуги киносъёмки и обработки. В то же время компания Kodak выпустила многослойную плёнку, которая позволила использовать более доступные камеры и получать изображение высокого качества.

Проблеск гениальности

Канада, биографическая драма, 2008

Фильм основан на реальной истории. Учителю колледжа Роберту Кернсу однажды пришла в голову гениальная идея изобретения, которое каждый американец сможет использовать в собственном авто.

Герой и его семья уверены, что наконец обретут долгожданное благополучие. Идею своего изобретения Керне предлагает руководителям крупнейшего автоконцерна США – Ford. Однако там изобретение встретили без энтузиазма. Годы спустя Роберт с удивлением обнаруживает, что в автомобилях компании уже используется его устройство, при этом изобретатель ему об этом не сообщили.

Керне решает в одиночку противостоять могущественной корпорации, чтобы восстановить справедливость. Сегодня изобретение профессора используется в более 145 млн автомобилях.

IMDb 7, Кинопоиск 7.1

«Тесла» (2020)

Режиссер: Майкл Алмерейда 

https://youtube.com/watch?v=5cFGFOPb8oQ

Биографическая драма о жизни и научной деятельности физика Николы Тесла, который исследовал переменный ток. Некоторое время ученый работает вместе с другим изобретателем и предпринимателем Томасом Эдисоном. Но вскоре пути ученых расходятся и начинается «война токов» – переменного и постоянного. Итан Хоук в главной роли расскажет о жизни Николы Тесла и его тернистом научном пути. Вернее, расскажет об этом «закадровый голос» – Энн Морган, дочь предпринимателя Дж. П. Моргана. Потом Энн все-таки появится на экране в лице актрисы Ив Хьюсон – и с ней познакомится Тесла. Знакомство приведет к… но обойдемся без спойлеров. Словом, чтобы не запутаться окончательно – лучше посмотреть фильм.

Муха

  • Оценка
    7,3 / 7,6 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр
    ужасы, фантастика, драма
  • Страна
    США, Великобритания, Канада
  • В главных ролях
    Джефф Голдблюм, Джина Дэвис, Джон Гец и др.
  • Режиссёр
    Дэвид Кроненберг
  • Студия
    20th Century Fox
  • Дата премьеры
    15 августа 1986
  • Сценарий
    Чарльз Эдвард Пог, Дэвид Кроненберг, Джордж Лангелаан

Последняя история любви в нашей научной подборке, и снова Кроненберг-старший представляется свою интерпретацию «Красавицы и чудовища» – «Муха».

Первоисточник, по которому был снят один из лучших фильмов мастера боди-хоррора, рассказывал историю ученого, который провел неудачный эксперимент. В результате него герой частично превратился в муху, а муха, которая попала вместе с ним в его прибор, обрела человеческую голову. Если бы постановщик следовал букве рассказа, то даже страшно представить, как выглядели бы получившиеся монстры.

Вероника Квайф (Джина Дэвис), журналистка научного издания, знакомится с ученым Сэтом Брандлом (Джефф Голдблюм) на пресс-конференции. Пытаясь выведать какой-нибудь эксклюзив, девушка едет с чудаком к нему домой. Наивный ботаник решил похвастаться своим революционным изобретением, ну и надеялся на романтическое продолжение вечера. Обоих ждет неожиданный финал вечера, потому что Брандл изобрел работающую машину для переноса материи в пространстве. А Квайф хочет предать огласке эту информацию. Так и началась история любви. Жаль, что фильм здесь не заканчивается, потому что получилось очень естественно и красиво.

Как ни странно, но режиссер, который всю жизнь исследовал природу человека, сделал эталонную историю любви. Наблюдать за отношениями ученого и журналистки – одно удовольствие. Они живые, естественные, их разговоры не вызывают даже подозрения, что это просто кем-то написанные реплики. На фоне пиршества ужаса и подробного изображения чудовищных трансформаций драма героев, которые обречены на мрачный финал, ощущается душераздирающей. Даже когда Сэт стал чудовищем, Вероника относится к нему, как прежде, хоть и через боль. Сам несчастный ученый становится тем, кем хотел – безэмоциональным эффективным существом. И все равно до последнего пытается спасти свою любимую.

Трейлер:

В словаре Энциклопедии

сфера человеческой деятельности, функция которой — выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат — сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира; обозначение отдельных отраслей научного знания. Непосредственные цели — описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов. Система наук условно делится на естественные, общественные, гуманитарные и технические науки. Зародившись в древнем мире в связи с потребностями общественной практики, начала складываться с 16-17 вв. и в ходе исторического развития превратилась в важнейший социальный институт, оказывающий значительное влияние на все сферы общества и культуру в целом. Объем научной деятельности с 17 в. удваивается примерно каждые 10-15 лет (рост открытий, научной информации, числа научных работников). В развитии науки чередуются экстенсивные и революционные периоды — научные революции, приводящие к изменению ее структуры, принципов познания, категорий и методов, а также форм ее организации; для науки характерно диалектическое сочетание процессов ее дифференциации и интеграции, развития фундаментальных и прикладных исследований. См. Научно-техническая революция.

Подручный Хадсакера

США, фантастическая комедия, 1994

«Подручный Хадсакера» – одна из ранних работ выдающихся братьев Коэн, которая содержит множественные отсылки к классическим образцам американского кино.

Главный герой Норвиль Барнс приезжает в большой город из провинции и считает, что ему очень повезло, когда его устраивают младшим сотрудником в крупную корпорацию. После трагической смерти руководителя фирмы, Норвиль попадает к одному из старших менеджеров и демонстрирует тому свое изобретение – самый обычный круг, «хула-хуп».

Несмотря на неказистость, именно его продукт станет хитом продаж и невольно разрушит зловещий план одного из членов совета директоров, пожелавшего завладеть активами корпорации.

IMDb 7.3, Кинопоиск 7.3

Терминатор: Битва за будущее (2008)

  • Оригинальное названиеTerminator: The Sarah Connor Chronicles
  • Год: 2008 (2 сезона)
  • Страна: США
  • Длительность серий: 43 мин.
  • Режиссер: Чарльз Бисон, Джеффри Дж. Хант, Дэвид Наттер
  • Жанр: фантастика, боевик, триллер, драма
  • В главных ролях: Лина Хиди, Томас Деккер, Саммер Глау, Ричард Т. Джонс, Брайан Остин Грин, Гаррет Диллахант, Ширли Мэнсон, Ливэн Рамбин, Стефани Джейкобсен, Дин Уинтерс
  • Возраст: 16+
  • Рейтинг по КиноПоиску: 6,92

Действие сериала разворачивается после событий в фильме «Терминатор 2: Судный день». Сара Коннор и ее сын Джон скрываются от правительства и вынашивают план уничтожения корпорации Skynet в надежде предотвратить Армагеддон.

Пи

  • Оценка
    7,5 / 7,4 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр
    фантастика, ужасы, триллер
  • Страна
    США
  • В главных ролях
    Шон Гуллет, Марк Марголис, Бен Шанкман
  • Режиссёр
    Даррен Аронофски
  • Длительность
    84 мин. / 01:24
  • Студия
    Artisan Entertainment
  • Дата премьеры
    10 июля 1998
  • Сценарий
    Даррен Аронофски, Шон Гуллет, Эрик Уотсон

До того как Даррен Аронофски прославился со своим «Реквиемом по мечте», он мечтал в основном о том, как будет путешествовать по миру и познавать дзен. А начать он решил с Израиля, где будущему большому автору пришлось работать на заводе пластмасс, чтобы иметь доступ к бесплатному жилью. Идиллией и не пахло, поэтому Даррен быстро сбежал и начал буквально бродяжничать, просто болтаясь по Иерусалиму. Тогда его и заметили исследователи необычных сторон иудаизма, которые постоянно нуждались в учениках. Так за еду и кров Аранофски обязался изучить Каббалу с точки зрения гематрии. В этом методе анализа каждой букве еврейского алфавита присваивается определенное числовое значение, что позволяет находить математические закономерности на основе лексикона.

Так в будущем и появился главный герой «Пи», математик Макс Коэн (Шон Гуллет), который занимается теорией чисел. Как истинный ученый, Макс страдает от кучи фобий, он параноик с дикими головными болями. Ученый верит, что все в мире можно описать с помощью чисел, в частности предсказать поведение фондовой биржи, с чем ему помогает его компьютер «Евклид». Однажды чудо-машина выдает двухсотшестнадцатизначное число, которое действительно предсказывает состояние биржи на следующий день. После этого коллега Макса, изучающий Тору, рассказывает параноику о некоторых гематриях. Тогда Макс запускает анализ Торы с помощью «Евклида», но он выдает то же самое число, что и раньше. Это открывает Максу глаза на устройство мира. Словно Доктор Манхэттен, ученый становится существом вне времени, он способен предсказывать будущее и буквально в шаге от того, чтобы стать богом. Ну как Аронофски любит.

Фильм пропитан жуткой странной атмосферой. Мир, который выстраивает режиссер, кажется ненастоящим, в нем постоянно происходят вещи, которые выдают сбои в матрице. Макс предстает ненадежным рассказчиком. Возможно, что он настолько погрузился в работу над своей теорией, что потерял связь с реальностью и со всем человеческим. Выглядит это совершенно дико, чужеродно, но в то же время интуитивно понятно каждому.

Трейлер:

Какие форматы наиболее востребованы в России и в мире?

По жанру

Главное отличие виртуального кино от обычного заключается в более сильном эффекте погружения, который разрушает барьер между зрителем и экраном. Ужасы, боевики, фантастика — сегодня востребованы динамичные и зрелищные жанры, считает Максим Никонов, создатель студии RosVR.

И только со временем, когда авторы и зрители насытятся впечатлениями от эффекта присутствия, иммерсивное кино как искусство будет использовать свои возможности для разговора о вечном, полагает Никонов. Непопулярность некоторых жанров, таких как драма, детектив, мелодрама, комедия, — это лишь вопрос времени. Режиссер делает отсылку к истории киноиндустрии: на ее рассвете немые черно-белые фильмы были именно аттракционом, технологическим зрелищем, которое уже потом стало искусством. 

В контексте проекта «‎Озеро Байкал: Зимний дух»‎ к непопулярным жанрам Георгий Молодцов также относит документальное кино: «‎Мы упираемся в самый маловостребованный жанр панорамных видео, которые, как правило, создаются не как фильмы, а как ролики о туризме и путешествиях. Они имеют под собой не авторско-креативную, а маркетинговую модель. Заказчиком может выступать телеканал, который решил попробовать выпустить свои трэвел-передачи в новом формате, или какое-то министерство, связанное с природой».

По длительности

Наиболее популярен именно короткий метр, прежде всего, из-за неудобства VR-шлемов, — комментирует Илья Рожков, режиссер VR-боевика «‎Агент Эмерсон» (‎Agent Emerson). Вторая причина заключается в том, что небольшой хронометраж служит в некотором смысле рекламным ходом. Например, к вам в гости зашли друзья, и вы предложили им посмотреть 15-минутный фильм в виртуальной реальности. Им понравился такой опыт, и они решили купить собственный VR-шлем.

Однако, добавляет режиссер, длинный метр также возможен в формате виртуальной реальности. Он приводит в пример 40-минутную комедию Miyubi‎, созданную канадской компанией Felix & Paul Studios. Сам фильм смотрится на одном дыхании, говорит Рожков, и проблема заключается именно в неудобстве и тяжести VR-шапок, а не в длительности контента.

«Математик и черт» (1972)

Режиссер: Семен Райтбурт 

Завершать эту подборку точно должна эта советская черно-белая короткометражка. Тут, конечно, и речи не идет ни о каких «реальных событиях». За 20 минут математик, которого сыграл Всеволод Шестаков, продает душу дьяволу (в лице Александра Кайдановского) за доказательство (или опровержение) теоремы Ферма. Великую теорему Ферма доказали в 1994-м году. Так что еще занимательнее смотреть эту историю, снятую в то время, когда теорема в самом деле была загадкой. Но мы-то теперь знаем ответ.

Вероятно, вам также будет интересно:

10 российских фильмов, за которые не стыдно

Зачем ученые постоянно изучают озеро Восток

26 самых ожидаемых фильмов 2021-го

В 2021-м Netflix будут выпускать новый фильм каждую неделю

Что такое нейроэстетика, или как наш мозг воспринимает искусство

15 фильмов, которые отлично подойдут для семейного просмотра

«Игра в имитацию» (2014)

Режиссер: Мортен Тильдум

https://youtube.com/watch?v=SdibsB6cPSE

Честное слово, это последняя «игра» в этой подборке. Но было невозможно пропустить созданный по роману Эндрю Ходжеса «Алан Тьюринг: Энигма» байопик об английском математике и информатике Алане Тьюринге. Во время Второй мировой войны ученому (Бенедикт Камбербэтч) и его коллегам поручено разгадать тайну «Энигмы» – шифровальной машины данных фашистов

Для решения этой сложной и важной задачи герою предстоит создать вычислительный компьютер. Кроме детективно-научной сюжетной линии мы увидим борьбу Тьюринга с обществом, которое отказывалось принимать его сексуальную ориентацию

Словом, как и в любой истории гения науки, не обошлось без самой жизни – и ее суровых реалий.