Содержание
- Подвиг: краткое содержание официальной версии
- Слава и посмертные награды
- Военная служба
- Попытки опровержения альтернативной версии
- Противоречивые данные
- «Огненный экипаж»
- «Самолет разорвало на куски, и погибли сразу 13 детей»
- Детство и юность
- «Куда ни поставь, всюду – пример»: подвиг Николая Гастелло
- Факты и предположения
- Биография
- Биография Николая Францевича Гастелло
Подвиг: краткое содержание официальной версии
Что же послужило причиной споров вокруг имени этого заслуженного человека? Причина в том, что подвиг летчика Гастелло, совершённый им и членами его экипажа 26 июня 1941 года, в период гласности получил несколько иное изложение, чем то, которое было взято за основу советской пропагандой. Не умаляя заслуг героя, отдавшего свою жизнь за Родину, постараемся тем не менее восстановить ход событий с возможной объективностью.
Подвиг Гастелло, кратко излагавшийся во всех послевоенных учебниках истории, заключался в следующем. 26 июня 1941 года экипаж его самолёта ДБ-3Ф, в который входили также лейтенанты Г. Н. Скоробогатов, А. А. Бурденюк, и ст. сержант А. А. Калинин, сопровождаемый ещё одним бомбардировщиком такого же типа, выполнял задание по уничтожению механизированной колонны противника, находившейся на дороге Радошковичи – Молодечно.
В намеченном квадрате, а точнее, в районе деревни Декшняны, их самолёт был подбит зенитным огнём немцев. Снаряд попал в топливный бак, отчего машину охватило пламя. В этой критической обстановке было принято решение, которое и обессмертило имя капитана Гастелло. Подвиг его и членов экипажа заключался в том, что, не думая о собственном спасении, они таранили горящим самолётом колонну немецкой техники и, погибнув, уничтожили значительную её часть.
Слава и посмертные награды
В конце июля того же года последовал Указ правительства, согласно которому, Гастелло Николай Францевич (только он один) был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза, ордена Ленина и медали «Золотая звезда». Об остальных членах экипажа в указе не упоминалось.
Обстоятельства гибели Гастелло, подвиг которого сразу же был освещён в ближайшей сводке Советского информбюро, стали известны из рапорта членов экипажа второго бомбардировщика, участвовавшего в той операции и благополучно вернувшегося на аэродром – ст. лейтенанта Ф. Соловьёва и лейтенанта А. Рыбаса.
Их версия случившегося легла в основу очерка, который был написан корреспондентами газеты «Правда» П. Крыловым и П. Павленко. Заканчивалась статья тем, что ночью местные жители тайно извлекли из обломков самолёта тела членов экипажа и, обернув их парашютами, похоронили вблизи места гибели. Благодаря этой публикации, а также упомянутой выше сводки Совинформбюро о том, какой подвиг совершил Гастелло, вскоре узнали все в стране.
Военная служба
При специальном наборе Николая призвали в состав Красной Армии в 1932 году. В Луганске (Украина) молодой человек осваивал военную авиацию. А в конце 1933 года Гастелло уже в качестве летчика отправился в авиационную бригаду, местом дислокации которой являлся Ростов-на-Дону. За пять лет службы (период с 1933 по 1938 год) с должности второго пилота бомбардировщика перешел в командира корабля, самостоятельно управляющего самолетом.
Николай Гастелло в военной форме
В 1938 году прошла реорганизация подразделения, где служил Николай, в результате чего он перешел в первую тяжелобомбардировочную авиационную бригаду. Благодаря храбрости и верности советскому народу Николай уже спустя полтора года занял должность командира первичного тактического подразделения, а еще через год – замкомандира эскадрильи.
В 1939 году Гастелло участвовал в локальном необъявленном военном конфликте на границе СССР и Монгольской Народной Республики с Японией. Второй войной на счету Николая Францевича стала Советско-Финская в 1939-1940 годах. В июне 1940-го летчик участвовал в Бессарабской операции, в результате которой Бессарабия, Северная Буковина и область Герца вошли в состав Советского Союза. Операция длилась всего шесть дней, после чего Румыния приняла условия СССР.
Летчик Николай Гастелло
Осенью 1940 года место дислокации части, где служил Николай, перенесли в Псковскую область – ближе к европейской границе Советского Союза, а затем под Смоленск, где Гастелло получил чин капитана. Весной 1941 года, накануне нападения Германии на Советский Союз, Николай прошел курсы переподготовки и освоил новую боевую машину – двухмоторный бомбардировщик Ильюшина.
Биография знаменитого героя СССР содержит интересный факт: 24 июня 1941 года Николай совершил свой первый подвиг, который тогда, правда, остался незамеченным. Молодой человек с помощью стрелковой турели сбил фашистский бомбардировщик «Люфтваффе» под шквальным огнем крупнокалиберного пулемета. Во время ведения боевых действий Гастелло показал себя мужественным, храбрым военнослужащим, способным быстро принимать стратегически важные решения.
Попытки опровержения альтернативной версии
Вскоре после появления альтернативной версии нашлись её критики, главным из которых был сын Николая Францевича – полковник в отставке Виктор Гастелло. Он и его сторонники настаивали на неопровержимости свидетельств Рыбаса и Воробьёва, и несмотря ни на что утверждали, что самолёт, врезавшийся в землю в районе деревни Декшняны, пилотировал именно Гастелло. Впрочем, никаких серьёзных и обоснованных аргументов в своих заявлениях они не приводили.
Тем не менее следует отметить, что результаты исследований останков Маслова и членов его экипажа практически исключают возможность совершения ими тарана. Судя по всему, самолёт врезался в землю на бреющем полёте. Возможно, пилот гибнущего самолёта и пытался ценой жизни поразить врага, но промахнулся, так как установленное место падения машины находится в 180 м от дороги.
Противоречивые данные
Впервые о подвиге Гастелло советские люди узнали 5 июля 1941 года. В сводке Совинформбюро сообщалось, что самолет командира эскадрильи «капитана Гастело» был сбит вражеской зениткой, но бесстрашный летчик направил горящую машину прямо в скопление бронетехники противника
При этом сразу обращает на себя внимание ошибка – фамилия летчика была написана с одной буквой «л», а имя вообще отсутствовало, кроме того, не было сказано каким самолетом управлял Гастелло (истребителем или бомбардировщиком), были ли в машине другие члены экипажа, когда был совершен таран. Очевидно, авторы сообщения обладали ограниченными и, возможно, непроверенными сведениями
10 июля в газете «Правда» публикуется очерк П. Павленко и П. Крылова «Капитан Гастелло». Здесь уже появляются имя и отчество героя – Николай Францевич, а к фамилии добавляется ранее пропущенная буква «л». Содержится в заметке и краткая биографическая справка о Гастелло: родился в 1907 году Москве, по национальности белорус, работал на заводе, воевал с японцами на Халхин-Голе и с финнами в Карелии. Однако о самом подвиге сказано не больше, чем в сводке от Совинформбюро.
Уже позднее исследователи выяснили подробности тех немногих дней войны, в которые успел отличиться Николай Гастелло. Еще весной 1941 года летчику был предоставлен бомбардировщик ДБ-3Ф, который через год получит название ИЛ-4. 24 июня 1941 года с этого самолета Гастелло уничтожит немецкий «Юнкерс-88», правда в воздух он не поднимался – на это не было времени. Гастелло расстрелял немца прямо с земли, из пулемета, находящегося на стрелковой турели ДБ-3Ф.
А спустя два дня Гастелло вылетел на свое последнее задание. В его экипаж также входили штурман Бурденюк, люковой стрелок Скоробогатый и стрелок-радист Калинин. В задачу экипажа входила бомбардировка вражеской механизированной колонны, двигавшейся по направлению Молодечно-Радошковичи.
О произошедшем мы узнаем из рапорта лейтенантов Воробьева и Рыбаса, следовавших параллельным курсом на другом самолете. На их глазах подстреленный немецкой зенитной пушкой бомбардировщик, которым управлял Гастелло, развернулся и пошел в самую гущу вражеской колонны, до последнего стреляя по противнику из пулемета. Последовавший за тараном выброс пламени охватил большую часть немецкой техники.
За совершенный подвиг Гастелло было присвоено звание Героя Советского Союза, однако это произошло лишь спустя месяц после описанного события. Остальные члены экипажа по непонятным причинам не были удостоены такой высокой награды (только в 1958 году их наградили орденами Отечественной войны I степени). Может, поэтому Гастелло в послевоенное время часто называли пилотом истребителя, давая понять, что он был в самолете один.
«Огненный экипаж»
Из посмертного наградного листа капитана Николая Францевича Гастелло:
«Получив прямое попадание, объятый пламенем самолёт не мог уйти на свою базу, но в этот тяжелый момент капитан Гастелло и его мужественный экипаж были заняты мыслью не допустить врага на родную землю. Капитан Гастелло развернулся на горящем самолёте и повёл его в самую гущу танков. Столб огня объял пламенем танки и фашистские экипажи».
Такова официальная версия подвига Гастелло, к которой остаётся только добавить, что неназванными членами экипажа были: штурман лейтенант Анатолий Бурденюк, стрелок-радист старший сержант Алексей Калинин и стрелок-лейтенант Григорий Скоробогатый.
Долгое время о них практически не вспоминали, и посмертной награды они удостоились лишь спустя 17 лет, в 1958 году.
Сам Николай Гастелло, по словам его сына Виктора, считал боевую дружбу и взаимовыручку главным в бою.
Самым молодым из экипажа был штурман Анатолий Бурденюк, к началу войны ему только исполнилось девятнадцать. Под командование Гастелло он попал в апреле 1941 года в качестве летчика-наблюдателя – отправили, чтобы молодой авиатор опыта набрался. Впоследствии Виктор Гастелло вспоминал о Бурденюке:
«Анатолий любил жизнь, спешил жить, ему казалось, что время тянется очень медленно».
Алексей Калинин, в отличие от Бурденюка, был штатным стрелком-радистом в экипаже Николая Францевича. По воспоминаниям Виктора Гастелло, его отец отзывался о нем: «надежный, грамотный паренек, с которым в полёте есть полная уверенность».
«Самолет разорвало на куски, и погибли сразу 13 детей»
За годы работы Дмитрий с товарищами определил места падений уже 416 машин. Вернее, то, что от них осталось.
— Крупных артефактов на сегодняшний день от самолета при падении практически не остается. Даже если он падает с тысячи метров. А если с 7000, как это было около деревни Макаринцы под Могилевом, то от него остается просто лепешка. И те элементы, которые мы находим, меньше кулака размером. Они по большому счету никому не нужны, — комментирует Дмитрий Киенко. — Некоторые вещи мы отдаем в музеи — самим нам складировать их негде. Авиаархеологов интересует в первую очередь информация, кто погиб, где погиб и когда. Мы собираем историю, а не железо.
Спрашиваем авиаархеолога, бывает ли такое, что самолет нашелся в целом состоянии — например, сел после поломки двигателя и остался. В этом случае теоретически в машине может остаться боезапас — и обследование самолета может закончиться гибелью.
— Такой случай был, но не с нами. Летом 1941 года советский бомбардировщик СБ летел бомбить немецкие войска, но ему помешали истребители люфтваффе. Повредили, но не сбили — возможно, у них закончились боеприпасы или топливо. В итоге самолет с небольшими повреждениями сел на поле между деревнями Свидно и Загорье под Логойском. Летчики уцелели, но отремонтировать бомбардировщик не смогли и ушли. Сжигать тоже не стали, возможно, намеревались вернуться и починить машину. Это был всего третий-четвертый день войны, все пока полны надежд, еще обороняется Брестская крепость, так что они думали, что вот-вот последуют контрудары и они смогут вернуться, — отвечает Дмитрий. — Никакой охраны у самолета не было, а через несколько дней Логойск оккупировали немцы. Местные жители к машине детей не пускали, но через несколько дней к самолету вышли дети из соседней деревни Антополье Смолевичского района, они шли собирать грибы. Начали все рассматривать, залезли в кабину и открытый бомбоотсек, видимо, кто-то из них стал крутить блестящий взрыватель, и бомба сдетонировала.
Самолет разорвало на куски, и погибли сразу 13 детей — всем от 12 до 15 лет. Что за летчики управляли этим бомбардировщиком, мы до сих пор не знаем. Я писал об этом статью «Антопольская трагедия» совместно с краеведом Александром Павлюковичем.
Детство и юность
Николай Францевич Гастелло рожден в Москве 6 мая 1908 года (согласно некоторым источникам – в 1907 г.). Родители будущего героя принадлежали к рабочему классу. Отец Франц Павлович был родом из Белорусского села Плужыны, а фамилия его звучала как Гастылло. В 1900 г. мужчина покинул родную деревню и отправился в поисках работы в столицу, где и остался. В Москве-то Франца и переименовали в более привычное слуху Гастелло. Франц Павлович устроился рабочим-литейщиком на железную дорогу. В Москве Франц Павлович встретился с будущей супругой Анастасией Семеновной, работавшей швеей.
Николай Гастелло в юности
Николай стал первенцем в семействе Гастелло, а спустя пять лет появился его брат Виктор. Жили Франц с Анастасией и детьми в бараке на востоке Москвы. В шесть лет мальчик поступил на обучение в училище для мальчиков имени А.С. Пушкина, где учился только два года. Голод 1918 г. стал причиной эвакуации Николая с другими школьниками в Приволжье, где он провел один год. Вернувшись в столицу, мальчик учился еще два года, а затем отправился осваивать профессию столяра в качестве подмастерья.
Николай Гастелло в молодости
В 1924 г. семья покинула столицу. В Муроме 16-летний Николай и его отец устроились работать на завод «Муромтепловоз». Николай совмещал работу слесаря на заводе с учебой в городской школе №33. В 20 лет молодой человек вступил в ряды Коммунистической партии. В 1930 году семья вернулась в столицу, где юноша работал на машиностроительном заводе.
«Куда ни поставь, всюду – пример»: подвиг Николая Гастелло
В отличие от многих других известных героев, начало Великой Отечественной Николай Францевич Гастелло встретил не новичком: до этого он уже принял участие в боях на Халхин-Голе, в советско-финской войне и операции по присоединению Бессарабии и Северной Буковины к СССР. Родился Николай Францевич в 1907 году в белорусской семье рабочего и швеи, закончил мужское училище и в 1923 году устроился на работу учеником столяра. В 1924 году, переехав в Муром, Николай вместе с отцом поступил слесарем на завод. Спустя шесть лет семье пришлось вернуться в Москву и продолжить свою трудовую деятельность на механическом заводе строительных машин. Однако работать в Москве Николаю Францевичу пришлось недолго – в 1932 году, в возрасте 25 лет, он был призван в Красную армию и отправлен на учебу в военную авиационную школу пилотов в Луганске. На этом поприще Николай показал себя настоящим асом: уже спустя два года он самостоятельно пилотировал самолет, став командиром корабля, а в 1940 году ему было присвоено звание капитана.
Свое мастерство Николай Гастелло продемонстрировал уже в самом начале Великой Отечественной войны. За несколько месяцев до ее начала он освоил самолет ДБ-3Ф (спустя год он получил название Ил-4), на котором 24 июня смог уничтожить немецкий «Юнкерс-88». Тогда фашисты атаковали советские самолеты, которые базировались на аэродроме в Боровском, времени подняться в воздух не было, и Николай принял решение открыть огонь из пулемета ближайшей ДБ-3Ф.
Спустя всего лишь два дня после подбития «Юнкерса», на четвертый день от начала войны, Николай Гастелло отправился на новое боевое задание, которое стало роковым в его судьбе. Экипаж под командованием Гастелло в составе лейтенантов Бурденюка и Скоробогатого, а также старшего сержанта Калинина, вылетел для проведения бомбардировки немецкой механизированной колонны на дороге Молодечно – Радошковичи. Советскому самолету удалось сбросить бомбы на врага, но в ответ немецкие зенитчики подбили ДБ-3Ф – снаряды попали в бензобак. Огонь разгорался быстро и не оставлял никаких шансов экипажу. Тогда Николай Гастелло принял сложное решение и направил горящий самолет прямо в скопление бензоцистерн и машин противника. Таким образом и был совершен подвиг – наземный таран немецко-фашистской техники.
«Еще задолго до войны, когда он вместе с отцом работал на одном из московских заводов, о нем говорили: «Куда ни поставь, всюду – пример», – писали о герое корреспонденты газеты «Правда». – Это был человек, упорно воспитывающий себя на трудностях, человек, копивший силы на большое дело. Чувствовалось, Николай Гастелло – стоящий человек.
Весь экипаж вместе с Николаем Гастелло погиб. Бойцы приняли решение пойти на смерть вместе со своим командиром, а не покинуть самолет на парашютах. По официальной версии останки героя и его экипажа были захоронены жителями близлежащей деревни Декшняны, которые ночью извлекли трупы летчиков из самолета и обернули тела в парашюты. Главными свидетелями подвига стали старший лейтенант Федор Воробьев и лейтенант Анатолий Рыбас, которые вылетели в звене на втором самолете. Согласно их рапортам, горящий самолет Гастелло совершил таран механизированной колонны вражеской техники. Подвиг Гастелло получил широкое освещение в СМИ и стал мощным рычагом советской пропаганды.
Факты и предположения
После начала в СССР Перестройки многие незыблемые истины стали рушиться. Не избежал переосмысления и подвиг Гастелло. Почти 60 лет все считали этого человека выдающимся героем. Его имя знали миллионы советских школьников. Но вдруг стали раздаваться голоса, утверждающие, что таран совершил совсем другой человек, а Николай Францевич получил звезду героя незаслуженно. Что же послужило причиной столь категоричного утверждения?
После того знаменательного боя, в котором геройски погибли лётчики, их тела были захоронены местными крестьянами в братской могиле. В 1951 году наступила знаменательная дата – 10 лет со дня героического поступка. Поэтому останки героев решили перезахоронить. Могилу раскопали, достали останки людей, но тут всех ждал неприятный сюрприз.
Из личных вещей, найденных в могиле, следовало, что в ней захоронены совсем другие люди. Ими оказались капитан Александр Спиридонович Маслов (1907-1941) и стрелок-радист Григорий Васильевич Реутов (1918-1941). Эти люди служили в том же авиационном полку, что и мужественные герои, но считались пропавшими без вести. Однако получалось, что именно Александр Маслов совершил подвиг, а вовсе не его сослуживец и ровесник Николай Гастелло.
Но менять что-либо было уже слишком поздно. Останки лётчиков перезахоронили, а на том месте, где они лежали, поставили монументальный памятник, символизирующий подвиг того, кого уже 10 лет чествовали как героя. Обнаруженные обломки самолёта, принадлежавшие экипажу Маслова, перевезли в Минск и поместили в музей. Там этот экспонат также отнесли к гастелловскому. Со всех людей, задействованных в этом деле, взяли подписки о неразглашении. И никто о нём не вспоминал вплоть до конца 80-х годов XX века.
Альтернативная хронология событий
Что же в действительности произошло в тот злополучный июньский день, и как развивались подлинные события? Согласно альтернативной версии, рано утром 5-го дня войны бомбить врага вылетело звено капитана Маслова. Немецкая зенитная батарея подбила самолёт, и он загорелся. Александр Спиридонович направил бомбардировщик на немецкую колонную двигающуюся по дороге. Но управление уже было потеряно, поэтому пылающая машина упала в поле в нескольких десятках метрах от дороги. Ближе к ночи местные жители разобрали обломки, вытащили тела лётчиков и похоронили их в наскоро вырытой могиле.
Через 3 часа после вылета Маслова в воздух поднялось звено будущего бессмертного героя. Состояло оно из 2-х машин. В ведущей находились гастелловский экипаж, а в ведомой сидели лётчики Воробьёв и Рыбаса. Немцы подбили бомбардировщик Гастелло над деревней Мацки. Упал он в Мацковское болото. От него до места падения масловского самолёта примерно 20 км.
Вечером местные жители пришли на место трагедии и обнаружили обгоревший труп. В кармане гимнастёрки было найдено неотправленное письмо, адресованное Скоробогатой. По-всей видимости это была жена или мать Григория Николаевича Скоробогатого, который являлся членом гастелловского экипажа. Больше никаких тел местными жителями найдено не было.
Экипаж ведомого самолёта вернулся на аэродром. Воробьёв и Рыбаса написала рапорта. В них они указали, что якобы видели, как горящая командирская машина врезалась в гущу немецкой техники на дороге. Однако эти докладные записки не сохранились. Смущает также тот факт, что Воробьёв появился в авиационном полку только 10 июля. До этого он служил в другой воинской части.
Отступающей Красной Армии нужен был пример мужества. Он был необходим, как воздух. И такой пример был найден. Вот только с фамилиями напутали. Но объективности ради надо заметить, что оба погибших экипажа отдали свои жизни за родину. И все эти люди заслуживают самой высокой награды, так как являются настоящими героями. То же самое можно сказать о миллионах других советских солдат, которые точно так же гибли на огромной территории от Балтийского моря до Чёрного.
В наши дни выяснять, кто в большей степени герой, а кто в меньшей – просто неэтично. Что же касается обелиска, поставленного на месте гибели мужественных лётчиков, то это дань уважения не только им, но и тысячам других точно таких же лётчиков, расставшихся с жизнями ради победы.
Михаил Стариков
Биография
Родился в семье Франца Павловича Гастылло из деревни (сейчас — Кореличский район Гродненской области, Белоруссия), который в 1900 году пришёл на заработки в Москву (здесь его фамилию стали произносить на московский манер — «Гастелло»), где работал вагранщиком в литейных мастерских на Казанской железной дороге. Мать — Анастасия Семёновна Кутузова, русская, была белошвейкой. Брат — Виктор Францевич (1913 — 28 сентября 1942 года), погиб в бою за деревню Дыбалово Ржевского района Тверской области РСФСР, перезахоронен в воинское захоронение у деревни Кокошкино того же района.
Семья Гастелло жила в районе Богородское, в двухэтажном бараке по 3-й Мещанской улице (с июня 1922 года — 3-я Гражданская улица). В 1915—1918 гг. Николай Гастелло учился в 3-м Сокольническом городском мужском училище имени А. С. Пушкина (находилось по адресу: 2-я Сокольническая улица, дом 3; ныне в этом здании располагается Пушкинский филиал гимназии № 1530 «Школа Ломоносова»). В 1918 году из-за голода в составе группы школьников-москвичей был эвакуирован в Башкирию, но в следующем году вернулся в Москву и в своё училище, где проучился до 1921 года. Трудовую деятельность Николай Гастелло начал в 1923 году, став учеником столяра.
В 1924 году семья Гастелло переехала в Муром, где Николай поступил слесарем на Паровозостроительный завод им. Ф. Э. Дзержинского, на котором работал и его отец. Параллельно с трудовой деятельностью Н. Ф. Гастелло окончил школу (ныне — средняя школа № 33). В 1928 году вступил в ВКП(б). В 1930 году семья Гастелло вернулась в Москву и Николай поступил на работу на Первый государственный механический завод строительных машин имени 1 Мая. В 1930—1932 гг. Н. Ф. Гастелло жил в посёлке Хлебниково.
Служба в рядах Красной Армии
- В мае 1932 года по специальному набору призван в Красную Армию. Отправлен на учёбу в военную авиационную школу пилотов в город Луганск.
- Учёба в 11-й военной авиационной школе пилотов (май 1932 — декабрь 1933).
- Служба в 82-й тяжелобомбардировочной эскадрилье 21-й тяжелобомбардировочной авиационной бригады, базирующейся в г. Ростов-на-Дону (1933—1938). Начав летать вторым пилотом на тяжёлом бомбардировщике ТБ-3, Н. Ф. Гастелло с ноября 1934 года уже самостоятельно пилотировал самолёт, став командиром корабля.
- В 1938 году, в результате реорганизации соединения, Николай Францевич Гастелло оказался в 1-м тяжелобомбардировочном авиаполку. В мае 1939 года он стал командиром звена, а через год с небольшим — заместителем командира эскадрильи. В 1939 году участвовал в боях на Халхин-Голе в составе 150-го скоростного бомбардировочного авиационного полка, которому была придана эскадрилья 1-го тяжелобомбардировочного авиаполка. Участвовал в советско-финской войне 1939—1940 гг. и операции по присоединению Бессарабии и Северной Буковины к СССР (июнь-июль 1940 года). Осенью 1940 года авиационная часть, в которой служит Н. Ф. Гастелло, перебазируется к западным границам СССР, в город Великие Луки, а затем — в авиагородок Боровское под Смоленском. В 1940 году Н. Ф. Гастелло присвоено звание капитана.
- Весной 1941 года Николай Гастелло, пройдя соответствующую переподготовку, освоил самолёт ДБ-3ф.
Дальний бомбардировщик ДБ-3ф (Ил-4). На самолёте этого типа совершил свой подвиг экипаж Н. Ф. Гастелло
- Командир 4-й эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиаполка (24 мая 1941—23 июня 1941).
- Командир 2-й эскадрильи той же части (24—26 июня 1941). 24 июня 1941 года огнём крупнокалиберного пулемёта со стрелковой турели стоящего на аэродроме ДБ-3ф сбил многоцелевой самолёт люфтваффе типа «Юнкерс-88».
Подвиг
26 июня 1941 года, то есть спустя всего четыре дня с момента начала войны, экипаж под командованием капитана Н. Ф. Гастелло в составе лейтенанта А. А. Бурденюка, лейтенанта Г. Н. Скоробогатого и старшего сержанта А. А. Калинина на самолёте ДБ-3ф вылетел для нанесения бомбового удара по германской механизированной колонне на дороге Молодечно — Радошковичи в составе звена из двух бомбардировщиков. Огнём зенитной артиллерии противника самолёт Гастелло был подбит. Вражеский снаряд повредил топливный бак, что вызвало пожар на борту, и Гастелло совершил огненный таран — направил горящую машину на механизированную колонну врага. Все члены экипажа погибли. Экипаж Гастелло был интернациональным: Бурденюк — украинец, Калинин — ненец, Скоробогатый — русский, сам Гастелло — белорус.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1941 года капитан Николай Францевич Гастелло был посмертно удостоен звания Герой Советского Союза.
Биография Николая Францевича Гастелло
Отец мужественного лётчика был родом из деревни Плужины. Это западная часть Белоруссии. В самом начале XX века он приехал в Москву на заработки. Устроился работать в железнодорожные мастерские. Фамилия у него была Гастылло, но в русском рабочем коллективе буква «ы» сама собой поменялась на «е». Женился приезжий на русской женщине. В 1907 году у них родился сын. Назвали его Николаем. В 1914 году мальчик поступил в училище, но всё спутала революция.
В 1918 году семья уехала из Москвы к дальним родственникам в Башкирию. Но вскоре там тоже начались трудные времена, и семейство через год вернулось в большевистскую столицу. В стране бушевала революция, и до образования никому дела не было. Поэтому Николай никаких специальных знаний в это время получить не мог. Впрочем, они были ему и не нужны, так как родители готовили его к рабочей деятельности.
В 15-летнем возрасте подростка определили учеником столяра, но через год семья переехала в Муром. На новом месте жительства юноша устроился на железнодорожный ремонтный завод и стал работать слесарем. В 1928 году вступил в ряды ВКП(б). В 1930 году Николай вместе с семьёй вернулся в Москву, а затем стал жить и работать в посёлке Хлебниково.
Это было время, когда страна, окружённая со всех сторон капиталистическими странами, усиленно готовилась к оборонительной войне. Партия периодически объявляла специальные наборы в Красную Армию. В 1932 году под такой набор попал и Николай Гастелло. Оказался он в Луганском лётном училище, где стал осваивать навыки полёта на бомбардировщиках.
Родным самолётом для него стал тяжёлый бомбардировщик ТБ-3. Относился он к стратегической авиации с дальностью полёта 3 тыс. км. Данный самолёт предназначался для бомбовых ударов в глубоком тылу противника. Это была настоящая воздушная крепость, созданная для того, чтобы крушить врага и сеять ужас.
После окончания училища Николай служил в Ростове-на-Дону в составе авиационной бригады тяжёлых бомбардировщиков. С 1939 года принимал активное участие в боевых действиях. Вначале это был Халхин-Гол, где будущий легендарный герой командовал эскадрильей. Зачем пришёл черёд советско-финской войны 1939-40 годов. А затем настала очередь Бессарабии и Северной Буковины, куда вошли советские войска.
С осени 1940 года Николай служил в авиационной части, дислоцированной в городе Великие Луки Псковской области. Затем был переведён под Смоленск в авиагородок Боровское с присвоением воинского звания капитан. До начала Великой Отечественной войны освоил бомбардировщик ДБ-3, командовал эскадрильей. С началом военных действий 22 июня 1941 года продолжал командовать эскадрильей. Совершал боевые вылеты и наносил бомбовые удары по наступающим войскам противника.