Линкор «admiral graf spee» или потерянный корабль гитлера

Ссылки

  • https://ru.wikipedia.org/wiki/Шпее,_Максимилиан_фон
  • https://en.wikipedia.org/wiki/Maximilian_von_Spee
  • https://de.wikipedia.org/wiki/Maximilian_von_Spee
  • https://www.deutsche-schutzgebiete.de/graf_spee.htm
  • https://www.firstworldwar.com/bio/spee.htm
  • https://www.bundesarchiv.de/oeffentlichkeitsarbeit/bilder_dokumente/01101/index-24.html.de
  • https://de.wikipedia.org/wiki/Admiral_Graf_Spee
  • https://de.wikipedia.org/wiki/SMS_Graf_Spee
  • https://sea-wave.ru/forum/showthread.php?t=305
  • https://warspot.ru/2439-triumf-britanskih-kreyserov
  • https://reibert.info/threads/nemeckaja-vostochno-aziatskaja-ehskadra.216821/

Мнимый конвой

Утром 13 декабря «Шпее» искал у побережья Уругвая вражеский конвой. Заметив на горизонте мачты, немцы решили, что цель обнаружена. Но они ошиблись — это была английская эскадра коммодора Харвуда: тяжёлый крейсер «Экзетер» и лёгкие «Аякс» и «Ахиллес».

Английские военные корабли не смутили командира рейдера Лангсдорфа. Он решил, что перед ним эскорт конвоя — один крейсер и два эсминца. А значит, если их уничтожить, его ждёт лакомая добыча — ордер из торговых судов.

Лангсдорф решил атаковать.

Но это оказалось ошибкой. Конвоя не было, а мнимые эсминцы оказались крейсерами. Увы, Лангсдорф понял это, лишь начав бой.

Проектирование и строительство

Заложен 1 октября 1932 года, спущен 30 июня 1934 года, вошёл в строй 6 января 1936 года. Построен на верфях Вильгельмсхафена. Назван в честь погибшего на флагмане «Шарнхорст» во время Первой мировой войны в битве у Фолклендских островов с английской эскадрой графа Максимилиана фон Шпее (1861—1914). По иронии судьбы, данный корабль был потоплен у берегов Латинской Америки, где нашли последнее пристанище моряки Восточно-Азиатской эскадры графа Шпее времён Первой мировой

Для своего времени «Граф Шпее» являлся достаточно необычным кораблём, обратившим на себя внимание военно-морских кругов всего мира. Считалось, что он способен победить любой тяжёлый крейсер и уйти от преследования любого линкора.

Галерея

Кригсмарине

Командующие Эрих Редер • Карл Дёниц • Ханс Георг фон Фридебург • Вальтер Варцеха
Основные силы флота
Линейные корабли Тип Deutschland: SchlesienSchleswig-Holstein Тип Scharnhorst: ScharnhorstGneisenau Тип Bismarck: BismarckTirpitz Тип H: — Тип O: —
Авианосцы Тип Graf Zeppelin: Graf ZeppelinFlugzeugträger B
Эскортные авианосцы Тип Jade: JadeElbe Hilfsflugzeugträger IHilfsflugzeugträger IIWeser
Тяжёлые крейсера Тип Deutschland: DeutschlandAdmiral Graf SpeeAdmiral Scheer Тип Admiral Hipper: Admiral HipperBlücherPrinz EugenSeydlitzLützow Тип D: — Тип P: —
Лёгкие крейсера Emden Тип Königsberg: KönigsbergKarlsruheKöln Тип Leipzig: LeipzigNürnbergТип M: — Тип SP: —
Дополнительные силы флота
Вспомогательные крейсера Orion • Atlantis • Widder • Thor • Pinguin • Stier • Komet • Kormoran • Michel • Coronel • Hansa
Эсминцы Тип 1934:  Z-1 Leberecht Maass •  Z-2 Georg Thiele •  Z-3 Max Schulz •  Z-4 Richard BeitzenТип 1934A:  Z-5 Paul Jakobi •  Z-6 Theodor Riedel •  Z-7 Hermann Schoemann •  Z-8 Bruno Heinemann •  Z-9 Wolfgang Zenker •  Z-10 Hans Lody •  Z-11 Bernd von Arnim •  Z-12 Erich Giese •  Z-13 Erich Koellner •  Z-14 Friedrich Ihn •  Z-15 Erich Steinbrinck •  Z-16 Friedrich EckoldtТип 1936:  Z-17 Diether von Roeder •  Z-18 Hans Lüdemann •  Z-19 Hermann Künne •  Z-20 Karl Galster •  Z-21 Wilhelm Heidkamp •  Z-22 Anton SchmittТип 1936А:  Z-23 •  Z-24 •  Z-25 •  Z-26 •  Z-27 •  Z-28 •  Z-29 •  Z-30 Тип 1936A (Mob):  Z-31 •  Z-32 •  Z-33 •  Z-34 •  Z-37 •  Z-38 •  Z-39Тип 1936B:  Z-35 •  Z-36 •  Z-43 •  Z-44 •  Z-45 Тип 1936C: — Тип 1941: — Тип 1942: Z-51 Тип 1944: —
Миноносцы Тип 1923: Möwe, Seeadler,Greif, Albatros, Kondor, FalkeТип 1924: Wolf, Iltis, Luchs, Tiger, Jaguar, LeopardТип 1935: T-1, T-2, T-3, T-4, T-5, T-6, T-7, T-8, T-9, T-10, T-11, T-12Тип 1937: T-13, T-14, T-15, T-16, T-17, T-18, T-19, T-20, T-21Тип 1939: T-22, T-23, T-24, T-25, T-26, T-27, T-28 , T-29, T-30, T-31, T-32, T-33, T-34, T-35, T-36Тип 1940: T-61 • T-63 • T-65Тип 1941: —Тип 1944: —
Эскорт. корабли тип F: F-1, F-2, F-3, F-4, F-5, F-6, F-7, F-8, F-9, F-10
Минные тральщики Минные тральщики типа M • Подсерия 1935 • Подсерия 1938 • Подсерия 1939(Mob) • Подсерия 1940 • Подсерия 1943
Торпедные катера Тип LMТип Schnellboot: S-1 • тип S-2 • S-6 • тип S-7 • тип S-10 • тип S-14 • тип S-18 • тип S-26 • тип S-30 • тип S-100 • тип S-151 • тип S-170 • тип S-701
Подводные силы флота
Подводные лодки Тип I • Тип II • Тип VII • Тип IX • Тип X • Тип XIV • Тип XVII • Тип XXI • Тип XXII

Вооружение тяжелого крейсера «Адмирал Шпее»

На «Admiral Graf Spee» было установлено 6 основных орудий с калибром 28 сантиметров, которые выстреливали 300-килограммовые снаряды на расстояние до 35 километров.

Что касается артиллерии среднего калибра, то крейсер имел восемь таких орудий, а также 24 зенитных орудия. В дополнение на борту «карманного линкора» имелось 8 торпедных аппаратов.

На самом деле необходимости в таком мощном вооружении, как таковой не было, поскольку главной целью «Адмирал Шпее» на начальных этапах войны были торговые суда. По плану Гитлера немецкий флот должен был отрезать Британию от остального мира, тем самым исключив ее из активных участников войны.

Кроме того, «Admiral Graf Spee» использовался Германией для создания иллюзии наличия в Атлантике и Индийском океане нескольких кораблей такого типа. При помощи фанеры экипаж добавлял крейсеру новые башни, которые сбивали с толку торговые суда.

Бой у Ла-Платы

Утром 13 декабря 1939 года около 6 часов утра «Адмирал граф Шпее» столкнулся с эскадрой английских крейсеров; на «Шпее» обнаружили верхушки мачт в 05:52, в 06:16 с крейсера «Эксетер», поступило донесение: «Полагаю, что это „карманный линкор“». Поначалу английские лёгкие крейсеры немцы приняли за эсминцы и командир «Адмирала Шпее» капитан цур зее Ганс Лангсдорф считал, что ведёт бой с крейсером и двумя эсминцами.

В 06:18 первый залп немецкого рейдера лёг между английскими крейсерами, а через четыре минуты открыли огонь орудия «Эксетера». Приняв лёгкие крейсеры за эсминцы, командир корабля «Адмирал граф Шпее» приказал сосредоточить огонь артиллерии главного калибра только на тяжёлом крейсере. Этот огонь оказался весьма точным: в течение следующих двадцати минут «Эксетер» получает несколько попаданий, в результате чего у него оказалась разбитой вторая носовая башня, разрушен командирский мостик, нарушена связь и выведены из строя механизмы управления рулями. Перейдя в кормовую боевую рубку, командир английского корабля приказывает дать по немецкому линкору торпедный залп, и в это самое мгновение корабль сотрясают ещё два тяжёлых попадания. Окутанный дымом, осевший на нос и накренившийся на борт, «Эксетер» в 07:40 выходит из боя.

Тем временем лёгкие крейсеры, обстреливаемые только вспомогательной артиллерией линкора, проскочили опасную зону и, по словам Лангсдорфа, вели себя с «непостижимой наглостью». Когда в 07:16 рейдер повернул к югу, намереваясь добить «Эксетер», лёгкие крейсеры «Аякс» и «Ахиллес», ринувшись на помощь своему собрату, стреляли так точно и эффективно, что двумя снарядами вывели из строя систему управления артиллерийским огнём на «Адмирале графе Шпее». И хотя эти действия не остались безнаказанными — один 280-мм немецкий снаряд вывел из строя кормовые башни на «Аяксе», а другой снёс его мачту, — оба англичанина продолжали как тени следовать за отходящим к западу «карманным» линкором. В полночь, когда «Адмирал граф Шпее» отдал якорь на рейде Монтевидео, «Аякс» и «Ахиллес», разделившись, поспешили перекрыть оба выхода из устья Ла-Платы. На следующую ночь к ним присоединился тяжёлый крейсер «Кумберлэнд» — это было всё, что Харвуд смог противопоставить германскому рейдеру.

Хотя повреждения «Адмирала графа Шпее» оказались не очень велики, он нуждался в ремонте, которого нельзя было сделать за трёхдневный срок, предоставленный правительством Уругвая согласно нормам международного права, к тому же, к концу подходили боеприпасы. Понимая его затруднительное положение, английская агентура в Монтевидео усиленно распространяла слухи: «Адмирала графа Шпее» у выхода из Ла-Платы поджидает сильная английская эскадра, в составе которой находятся линейный крейсер «Ринаун» и авианосец «Арк Ройял». Уверовав в неминуемую гибель своего корабля, Лангсдорф послал запрос в Берлин, откуда был получен едва ли не личный приказ фюрера: боя не принимать, корабль уничтожить. 17 декабря 1939 года Лангсдорф приказал затопить корабль. Команда сошла на берег и была интернирована в нейтральной Аргентине. Командир застрелился 20 декабря в Буэнос-Айресе.

«Шпее» затонул в нейтральных водах на мелком месте — так, что над волнами возвышались его обгоревшие надстройки. Англичане снарядили специальную экспедицию, предполагая снять с него всё, что уцелело из приборов, в частности, радар, а также образцы вооружения (105-мм зенитки и автоматы). Удалось выполнить только часть программы, поскольку вскоре после начала работ разыгрался шторм, и операцию пришлось прекратить. Оставшуюся груду железа начиная с 1942 года постепенно разобрали на лом. Правда, работать на илистом дне оказалось крайне неудобно, и некоторые части последнего «карманного линкора» до сих пор ржавеют на месте гибели с координатами .
В 2004 году из воды были подняты некоторые остатки корабля.

Modules

Rate of Fire(shots/min) 180° Turn Time(sec) Maximum Dispersion(m) Maximum HE Shell Damage(HP) Chance of Fire on Target Caused by HE Shell(%) Maximum AP Shell Damage(HP) (exp) ()
283 mm/52 SK C/28 on a Drh LC/28 mount 3 25 182 3,200 20 8,400
Hit Points(HP) (mm) (mm) Main Turrets(pcs.) Secondary Gun Turrets(pcs.) AA Mounts(pcs.) Torpedo Tubes(pcs.) Hangar Capacity(pcs.) (exp) ()
Admiral Graf Spee 39,400 13 170 2 8/3 3/4/10 2
Rate of Fire(shots/min) Torpedo Tubes Reload Time(sec) 180° Turn Time(sec) Maximum Damage(HP) Torpedo Speed(knot) Torpedo Range(km) (exp) ()
G7 Steinbutt 0.7 90 7.2 13,700 65 8
Firing Range Increase(%) Maximum Firing Range(km) (exp) ()
FKS Typ 6 Mod. 1 16
Maximum Speed(knot) (exp) ()
Propulsion: 54,000 hp 28.5

Литература

  • Майкл Пауэлл. Последний поход «Графа Шпее». Гибель в Южной Атлантике. 1938-1939 = Death in the South Atlantic: The Last Voyage of the Graf Spee. — М.: Центрполиграф, 2006. — 272 p. — (За линией фронта. Военная история). — 5000 экз. — ISBN 5-9524-2536-4.
  • Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров 1910—2005. — Минск: Харвест, 2007. — ISBN 5-17-030194-4
  • Патянин С. В., Дашьян А. В. и др. Крейсера Второй мировой. Охотники и защитники — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007. — ISBN 5-699-19130-5
  • Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1922—1946. — Annapolis, Maryland, U.S.A.: Naval Institute Press, 1996.

идея создания карманного линкора

Линкор «Admiral Graf Spee» стал детищем дилеммы. После поражения в первой мировой войне Германии было запрещено иметь корабли водоизмещением более 10000 тонн. Инженерам имперских верфей была поставлена задача, разработать новые корабли для Германии, и их результатом стали так называемые «карманные линкоры». Вскоре началась сборка первых трех, каждый из которых обладал огневой мощью корабля в три раза большего водоизмещения. Ничего подобного еще не было в истории военно-морского флота. Благодаря карманным линкорам Германия надеялась снова стать великой морской державой, не нарушив условий установленных победителями первой мировой войны и в первую очередь Великобритании.

Стратегическая основа идеи создания линкора «Admiral Graf Spee» заключалась в мощном вооружение, быстроходности и предназначении ведения боев на торговых путях. Идея была действительно революционной, но был ли карманный линкор на все это способен?

Чтобы понять это, необходимо оценить сильные и слабые стороны корабля. Линкор «Admiral Graf Spee» идеально подходил для своей роли «морского пирата». Даже в корпусе корабля применялись новаторские технологии судостроения. Впервые корабль такого размера имел неклепаный, а сварной корпус. Более гладкая поверхность означала меньшее сопротивление воды, и, конечно же, значительное снижение веса. Но чтобы уменьшить массу корабля немецкие судостроители также пожертвовали жизненно важным бронированием.

Линкор приводился в движение дизельными двигателями, а не обычными паровыми машинами. Восемь девятицилиндровых дизелей вырабатывали более 55000 л. с., обеспечивая кораблю высокую скорость и невероятный запас хода. Это была эффективная силовая установка, но сложная и не прошедшая до конца технических испытаний.

Линкор «Admiral Graf Spee» можно сравнить с высокоскоростной артиллерийской платформой. На его борту находились две главные башни в носу и корме, каждая с шестью 283 мм орудиями с дальностью стрельбы до 22 км; восемь орудий 150 мм калибра и шесть — 88 мм, завершали арсенал десять 20 мм зенитных установок и восемь торпедных аппаратов. Однако артиллерия могла вести одновременный огонь лишь по одной цели, и как следствие один борт корабля всегда был уязвим, а в сочетании с легким или почти несуществующим бронированием линкор «Admiral Graf Spee» можно считать «морским разбойником», который может нанести удар и скрыться.
 
Еще во время двухгодичного строительства карманного линкора, у корабля внезапно появилась новая роль — он должен был стать образцом и гордостью нацистского режима. Тогда как грозовые тучи начали собираться над Европой, командование кораблем в октябре 1938 года принял вовсе не ярый нацист Hans Langsdorff, увенчанный наградами ветеран первой мировой войны.

Hans Langsdorff поступил на имперский флот восемнадцатилетним кадетом. После первой мировой войны он служил в Берлине в военном министерстве и к середине 30-х годов уже обладал репутацией превосходного управленца. Против воли своих родителей (он воспитывался в строгой протестантской атмосфере) он видел себя в роли моряка и воина с высокими моральными принципами. Hans Langsdorff не особо симпатизировал нацистскому правительству в Берлине, поэтому подал прошение о переводе на действительную службу как можно дальше от столицы. В итоге ему поручили командование самым престижным кораблем немецкого флота — линкором «Admiral Graf Spee». Моряки встретили капитана с должным уважением, ведь он имел впечатляющую репутацию. Вскоре он заслужил у них высокую оценку из-за своей преданности экипажу и благодаря умению ладить с людьми. С самого начала Langsdorff относился к офицерам и рядовым матросам с одинаковым уважением. Отбросив классовое различие, ему удалось спаять 1100 человек в одну команду. Вскоре у капитана появился шанс испытать себя и свой корабль.

линкор «Адмирал Граф Шпее» — нежеланный гость Уругвая

Hans Langsdorff был уверен, что Уругвай окажет им помощь в проведении ремонта, но состояние корабля было далеко от идеального — система отчистки дизельного топлива была повреждена, корабль имел пробоины выше и ниже ватерлинии.

Однако Уругвай был нейтрален только теоретически — экономически зависел от Великобритании, поэтому британское посольство сделало все возможное, чтобы немецкий корабль был выведен из порта. На следующий день, на берег Монтевидео были доставлены тела погибших немецких моряков. Через несколько часов британским военнопленным было также позволено покинуть линкор, причем ни один из пленников не погиб в бою. Вскоре немецкий посол получил ультиматум — линкор должен покинуть порт 17 декабря 1939 года всего через 4 дня после прибытия. Этого времени было не достаточно для ремонта.

15 декабря состоялись похороны погибших немецких моряков. Еще одна битва с англичанами могла иметь лишь один исход, на который надежды не было и моряки сели писать письма домой. Новость об уходе линкора, который поджидал британский флот, распространились по городу быстро, поэтому в день отплытия на причале собралось тысячи людей.

17 декабря 1939 года в 18:00 карманный линкор «Admiral Graf Spee» выскользнул из порта Монтевидео. Капитан корабля не собирался отдавать англичанам победу, поэтому через 20 минут потрепанный военный корабль взорвался от шести установленных на самоуничтожение торпед. Корабль загорелся и продолжал пылать еще трое суток, прежде чем затонул. Капитан тайно перевел свой экипаж на буксиры, которые перевезли моряков на немецкое торговое судно. Так команда линкора добралась столицы Аргентины Буэнос-Айрес.

Командиру корабля оставалось выполнить еще одну обязанность перед экипажем — обеспечить алиби жертв кораблекрушения, это был единственный способ избежать интернирования. Но в соответствии с международным правом нейтральная Аргентина взяла моряков под стражу, лишь с единственной поправкой — морякам позволили жить в немецких семьях Буэнос-Айреса. У команды линкора не было перспектив вернуться домой.

Сегодня обломки карманного линкора «Admiral Graf Spee» покоятся сразу под поверхностью воды в точке с координатами 34°30′ южной широты и 58°14′ западной долготы. Британские водолазы погружались к кораблю, надеясь здесь найти ценные военные технологии, но немецкие подрывники постарались на славу, все ценное оборудование было уничтожено вручную.

Hans Langsdorff взял на себя всю ответственность за потерю корабля, но южноамериканские газеты назвали его трусом. Оставив письмо жене, Langsdorff в своем номере в Буэнос-Айресе сложил полномочия на боевом знамени линкора «Admiral Graf Spee». Это был его последний поступок как командира корабля. Самоубийство Hans Langsdorff стало международной новостью. В самом начале войны она все еще обладала способностью шокировать.

Командира линкора похоронили с воинскими почестями. Улицы заполонили тысячи людей скорбящих о его гибели. Его команда шла за гробом, аргентинцы, члены немецкой общины и даже несколько британцев выразили свое почтение. Hans Langsdorff был похоронен на немецком кладбище в Буэнос-Айресе, нацисты использовали его похороны в пропагандистских целях. Позднее Гитлер обвинил его в трусости из-за того что не пошел на дно с кораблем, но жизни членов команды значили для него больше чем слепое повиновение и верности Вермахту. Позже представители ВМС Аргентины помогли большей части команды сбежать и вернуться в Германию для продолжения участия в войне. Некоторые из них остались в Аргентине навсегда и все еще благодарят их командира, который спас им жизни.

Миф второй — топились по приказу фюрера

По второй версии приказ о затопленииШпее» отдал сам Гитлер. Но это не так.

На ту же тему Последний поход U-977: побег от русского плена

Шестнадцатого декабря между Лангсдорфом и командованием кригсмарине шёл активный обмен радиограммами. Командир корабля видел лишь два выхода из сложившейся ситуации: или прорываться в Аргентину — или топиться.

Командование предоставило сделать выбор Лангсдорфу, поскольку на месте виднее. Взвесив шансы, а также учтя характер повреждений и небольшое количество боеприпасов, командирШпее» решил не рисковать жизнями команды.

Узнав о затоплении броненосца в Монтевидео, Гитлер тут же распорядился, чтобы немецкая пресса написала, что это сделали по его приказу.

Так завершилась история броненосцаАдмирал граф Шпее», чья судьба мистическим образом оказалась схожей с участью адмирала, в честь которого его и назвали. Оба сначала достигли успеха в сражении — а потом сгинули в водах Южной Атлантики.

Ссылки

  • https://ru.wikipedia.org/wiki/Admiral_Graf_Spee_(1934)
  • https://en.wikipedia.org/wiki/German_cruiser_Admiral_Graf_Spee
  • https://de.wikipedia.org/wiki/Admiral_Graf_Spee
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B8%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D1%83_%D0%9B%D0%B0-%D0%9F%D0%BB%D0%B0%D1%82%D1%8B
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/G7a
  • https://www.deutschland-class.dk/admiral_graf_spee/gallery/
  • https://milday.ru/index.php?newsid=825
  • https://www.wunderwaffe.narod.ru/Magazine/MK/1997_05/index.htm
  • https://www.warhistoryonline.com/war-articles/pictures-life-and-death-graf-spee.html

Действенность умного пиара

Донесение о произошедшем вызвало в Адмиралтействе лёгкую панику. Командование понимало, что если «хищник залечит раны» и выйдет в море, оба английских корабля будут уничтожены. Требовалось любой ценой задержать «…Шпее» в порту до прибытия подкрепления, а ещё лучше было бы интернировать его, то есть по законам военного времени лишить свободы передвижения и выхода за пределы страны до окончания военных действий. Казалось, что добиться этого невозможно, однако за неимением силы англичане прибегли к тому, что мы называем «пиар» — управлению сознания с помощью информации. Предстояло внушить высшим военно-морским чинам Германии, от которых зависело дальнейшее развитие событий, необходимость принятия мер, необходимых Адмиралтейству, и сделать это так, чтобы они посчитали это собственным решением.

Дорогая находка

Бизнесмен Альфредо Этчегарай, один из руководителей операции по поиску затонувшего крейсера, заявил Би-би-си, что его находка может стоить до 15 млн долларов.

Он считает, что уругвайские власти должны заказать копию орла для музея и продать оригинал.

«В этом случае нам компенсировали бы расходы, а Уругвай мог бы потратить свою половину на нужды образования или на оборудование для флота. От хранения орла в ящике пользы нет никому», — говорит он.

«Мы связывались с аукционами, которые говорят, что подобные артефакты обычно хорошо продаются», — добавил Альфредо Этчегарай.

Но пока что уругвайские власти не решили, что делать с орлом.

Это украшение кормы немецкого крейсера на короткое время выставлялось в качестве исторического экспоната в холле одного из отелей Монтевидео, но с тех пор оно уже девять лет лежит на армейском складе.

Представитель минобороны сообщил Би-би-си, что орел хранится под надежной охраной, в комнате, где контролируются температура воздуха и влажность.

Ранее местная газета писала, что орел на самом деле лежит в деревянном ящике в принадлежащем флоту старом здании, где работают всего несколько человек.

«Адмирал граф Шпее» — германский линкор Второй мировой войны

По Версальскому соглашению, заключенному после Первой мировой войны, в 1919 г., на Германию налагались серьезные ограничения, включая и все, что касалось ее возможности иметь крупные боевые корабли. Строить разрешалось корабли водоизмещением не свыше 10000 т, вооруженные орудиями калибра не более чем 11 дюйм. (280 мм). Союзники рассчитывали посредством подобных запретов ограничить сферу применения немецких боевых кораблей только Балтийским морем и, таким образом, гарантировать себя от угрозы со стороны Германии в будущем. У немцев же в конце двадцатых годов возникли совершенно иные планы.

Линкор «Адмирал граф Шпее» — видео

С появлением новых технологий, таких как электросварка и дизельные силовые установки, открылись возможности строительства меньших по размеру и при этом более быстроходных и эффективных боевых кораблей. Несмотря на относительно легкое бронирование, они могли отправляться в дальние рейды и представлять угрозу коммерческому судоходству. В Кригсмарине (ВМФ Германии) такие новые корабли именовали Panzerschiffe (Панцершиффе) — буквально: бронированные корабли (корабли-танки), — но во всем остальном мире они были известны как «карманные линкоры». Первыми строились корабли типа «Дойчланд», более справедливо считавшиеся тяжелыми крейсерами. Первые три корабля имели водоизмещение около 12000 т и, таким образом, превышали обусловленный соглашением вес, но при этом имели на вооружении скромную 11-дюйм. (280-мм) артиллерию главного калибра. Затем шли пять тяжелых крейсера типа «Адмирал Хиппер». Германский линкор «Адмирал граф Шпее» стоял на очереди третьим после «Адмирала Шеера» и «Дойчланд» и строился спустя примерно три года после него.

«Адмирал граф Шпее» был заложен 1 октября 1932 г., спущен на воду 30 июня 1934 г. и вступил в строй б января 1939 г. С началом войны все три корабля быстро приступили к выполнению боевых заданий — «Граф Шпее» начал действовать в Южной Атлантике уже 21 августа 1939 г. В первые месяцы после объявления войны Германией он пустил на дно несколько судов союзников общим водоизмещением свыше 50 000 т. Командование КВМФ поручило капитанам крейсеров «Эксетер», «Ахиллес» и «Аякс» найти и потопить дерзкого германца. Несмотря на то что все три британских крейсера уступали «Графу Шпее» в огневой мощи и проигрывали в скорости, им удалось загнать немецкий крейсер в устье реки Рио-де-ля-Плата в порт Монтевидео, в Уругвае. Здесь британские разведчики смогли убедить командира «Графа Шпее» в том, что на выходе в море его будет ждать целая армада боевых кораблей противника. В результате 17 декабря 1939 г. команда затопила «Графа Шпее». После этого Гитлер приказал переименовать «Дойчланд» в «Лютцов», опасаясь, как бы названный в честь Фатерлянда корабль не разделил судьбу «Графа Шпее».

Тактико-технические характеристики линкора «Адмирал граф Шпее»

Водоизмещение стандартное 11 700 т; полное 16 200 т
Главные размерения длина (общая) 186 м; ширина (на уровне ватерлинии) 21,59 м; осадка 7,39 м
Энергетическая установка восемь 2-тактных 9-цилиндровых дизельных двигателя MAN, развивающие суммарную мощность 54 000 л.с. и вращающие три гребных винта
Максимальная скорость 28 уз.
Вооружение восемь 11-дюйм. (280-мм) главных орудий, восемь 6-дюйм. (152-мм) и шесть 4,1-дюйм. (105-мм) орудий, восемь 37-мм и шесть 20-мм зенитных автоматических орудий, восемь 21-дюйм. (533-мм) торпедных аппаратов, два самолета
Бронирование толщина бортового пояса от 76 мм до 57 мм; палубы 38 мм; торпедной установки от 44 мм до 38 мм; главных башен от 140 мм до 82 мм
Команда от 619 до 1150 человек

Фото линкора «Адмирал граф Шпее»

Источник 762