Кино как вид искусства — особенности жанров и приемов

Сила российского кино

Советское, впоследствии российское кино находятся в ряду самых мощных звеньев мирового кинематографа. В чём же его сила? Конечно, немалую роль в этом играет гениальность режиссёров, сценаристов, постановщиков фильмов, актёров. Тем более, если их работы признаны во всём мире.

Но есть и ещё одна составляющая, делавшая советское и продолжающая делать российское кино одним из лучших в мире — это душа человека. Российскому кино удаётся показать душу человека в её порыве совершать героические поступки, замирающей в поиске высоких нравственных начал. Зритель только тогда по-настоящему верит в то, что происходит на экране, когда чувствует состояние души героев.

Мужчины, выстоявшие во время Великой Отечественной войны, плакали над кадрами почти „гражданского“ фильма Сергея Бондарчука „Судьба человека“. Как признавались критики, фильм „Калина красная“ Василия Шукшина душу переворачивает. И вот эта русская душа пронизывает работы большинства российских режиссёров.

Среди них много молодых талантливых создателей настоящего кино. Вот только нельзя забывать, что у истоков великого советского кино стояли такие режиссёры как Сергей Эйзенштейн, Сергей Герасимов, Григорий Александров, Всеволод Пудовкин, Яков Протазанов, Григорий Козинцев, Леонид Трауберг, Лев Кулешов, Борис Барнет, братья Васильевы и другие их соратники, поразившие мир своими гениальными картинами.

На счету каждого из этих режиссёров не столь много фильмов. Но киноленты этих создателей сумели отразить душу советского человека, умеющего любить без ума, сострадать, жертвовать собой ради процветания Родины, ради жизни другого человека. На фильмах этих режиссёров воспитывались люди, победившие фашизм и построившие невиданное ранее государство, которое от массовой безграмотности первым в мире шагнуло к освоению космического пространства.

Велика роль в кино Чарли Чаплина. Гротескно показав маленького человека, гениальный актёр и режиссёр оказался непревзойдённым мастером раскрытия души простого человека. Непревзойдённым на Западе, но не в России. Комедии Григория Александрова потрясли мир. На просмотре „Весёлых ребят“, „Волга-Волга“ смеются зрители нескольких поколений.  

Этими кинолентами начинается галерея советских кинокомедий, в которых остроумие сочетается с фантастическими эпизодами, высмеивающими праздность, алчность, дурные привычки, словом, всё, что унижает человека, делает его посмешищем в глазах общества. Григорий Данелия, Леонид Гайдай, Эльдар Рязанов создали такие комедии, которые без устали можно смотреть снова и снова. Эти режиссёры сумели опровергнуть до этого считавшуюся бессмертной аксиому, что комедия — скоропортящийся продукт.

«Битва за «Гражданина Кейна», Майкл Эпстайн, Томас Леннон, 1996 год

«Гражданин Кейн» — не документальный фильм. Орсон Уэллс задумал его как набросок жизни Херста, изображенный со значительным художественным умением» — так говорил миллионер и медиамагнат Рэндольф Херст о фильме, который регулярно включают в различные списки лучших фильмов в истории человечества. Правда заключается в том, что Херст, будучи одним из самых богатых и влиятельных людей своего времени, всеми силами старался не допустить, чтобы фильм Уэллса появился на экранах. В документальном фильме Эпстайна и Леннона рассказывается немало об этой закулисной борьбе вокруг дебютной картины 25-летнего (и, как позже мы узнаем, гениального) режиссера.

Об этом сражении написано и сказано немало. Так, американский кинокритик Полин Кейл в своей рассказывала, что Херст всячески давил на всех: на кинопродюсера Майера, на кинотеатры, на компанию RKO Pictures, производившую фильм, — разорвал контракт на производство сериала и перестал упоминать о ней на страницах своих изданий. Он даже пытался выкупить негатив пленки (очевидно, чтобы ее уничтожить) до выхода фильма на экраны, но не преуспел в этом. И все-таки добился своего — фильм, хоть и вышел в прокат, не собрал столько денег, чтобы в Голливуде сочли его стоящим такого скандала и обострения отношений.

«Гражданин Кейн» навсегда отравил всю последующую карьеру Орсона Уэллса, каждый фильм которого постоянно сравнивали с первым. Он стал памятником тому, чего может добиться один человек, по‑настоящему увлеченный искусством и не сдающийся, несмотря на препятствия.

Революция братьев Люмьер

Огюст и Луи Люмьеры

Аппарат И. А. Тимченко, «хронофотограф» Ж. Демени, проектор Ж. А. Ле Роя, «паноптиком» У. Латама, «плеограф» К. Прушинского, «аниматограф» Р. У. Пола, «биоскоп» М. Склада-новского и другие аппараты для записи или проекции динамичных изображений появлялись с разницей в один-два года в разных странах.

Интересно то, что к моменту появления люмьеровского «синематографа» в США уже почти год использовался «кинетоскоп», разработанный Томасом Эдисоном и Уильямом Диксоном. Тот самый, который увидел в Париже отец семейства Люмьер. Устройство этого аппарата позволяло смотреть на движущееся изображение через окуляр только одному человеку. В отличие от «кинетоскопа», «синематограф» проецировал изображение на экран, и фильмы одновременно могло смотреть множество зрителей. Коммерческий провал Т. Эдисона связан с несвоевременным созданием проектора для фильмов и весьма посредственными сюжетами самих «фильмов», которые демонстрировались с помощью аппарата: они скорее были похожи на движущиеся фотографии.

Но первый шаг к массовому зрителю кино сделал впечатленный отец Луи и Огюста, Антуан Люмьер. Он вошел домой после того, как впервые увидел «кинетоскоп» Томаса Эдисона, и рассказал сыновьям о новинке. К этому времени семейный фотобизнес уже мог стать основой для дальнейшего развития. Кстати, Антуана Люмьера можно увидеть в одном из фильмов его сына Луи — «Игрок в карты» (1895) в роли игрока в карты.

«Синематограф» был запатентован в феврале 1895 года. Описание патента включало фразу: «Аппарат, служащий для получения и рассматривания изображений». Уже 22 марта в Париже устройство было представлено публике, а 28 декабря в одном из залов «Гранд-кафе» на бульваре Капуцинок состоялся первый коммерческий киносеанс для зрителей. Существует неофициальный миф, что кинематограф родился именно в этот день. Та буря эмоций, которая захватила первых зрителей, была невообразима. Люди вскакивали с мест, видя на экране движущийся им навстречу поезд.

На фото: Джордж Истмен и Томас Эдисон, 1925 год. Изобретатель Томас Эдисон (справа) занимался в том числе и усовершенствованием кинокамеры

На первый показ было продано всего 35 билетов. Но уже к концу недели новость об изобретении разошлась по Парижу, и вдоль бульвара Капуцинок начали выстраиваться огромные очереди из желающих своими глазами посмотреть на «движущиеся фотографии». Забегая вперед, можно сказать, что с первого дня и по сей день французский кинематограф можно считать одним из самых стабильных в мире.

Устройство «кинетоскопа» обязывало зрителя смотреть не на экран с проекцией, а в окуляр, что делало невозможным массовые показы

Вскоре демонстрации первых фильмов прошли в большинстве столиц мира. В 1896 году первые короткометражные фильмы были показаны в Санкт-Петербурге в саду «Аквариум», в Москве и на Всероссийской ярмарке в Нижнем Новгороде. Уже в следующем году были проведены первые киносъемки в Российской империи.

Эпоха немого кино

Практически все первые короткометражные кинофильмы (около 1.5 минуты демонстрации, 15-25 метров) были документальными, однако комедийная инсценировка братьев Люмьер «Политый поливальщик» показала, что до зарождения игрового кино осталось совсем немного времени.

Почему первые фильмы были столь непродолжительными? Все просто: из-за несовершенства киноаппаратуры, но, тем не менее, уже в 1900 годах зрители могли наблюдать фильмы от 200 до 300 метров (это более 20 минут демонстрации). Съемочная и проекционная техника совершенствовалась все больше и больше с каждым годом, это и способствовало дальнейшему увеличению длины фильмом, а также более качественному увеличению художественных приемов съемок, режиссерской работы и актерской игры.

Нельзя не отметить тот факт, что столь широкое распространение и популярность кинематографа была обеспечена, прежде всего, его экономической выгодностью. И, к сожалению, это сильно сказывалось на художественной ценности снимаемых кинолент.

Удлинение и усложнение сюжетов начало давать почву для формирования новых, не изведанных ранее жанров кинематографа. Начинают создаваться специфические для каждого жанра кино изобразительные приемы, оформляется их художественное своеобразие.

Кинематограф СССР

После прихода к власти коммунистов было объявлено о национализации кинематографа. Большинство картин, снятых в период становления СССР, были сугубо пропагандистскими, прославлявшими действующую власть и романтизирующими деятельность рабочих, колхозников и прочих трудящихся. Жанрового разнообразия не было как такового. Однако даже в таких сложных условиях находились режиссеры, которые превращали свои фильмы в авторские полотна. Одним из такх режиссеров был Сергей Эйзенштейн, снявший важнейший фильм периода становления кинематографа «Броненосец Потемкин». Отметился и Дзига Вертов, снявший «Человек с киноаппаратом».

В истории СССР всего две художественных киноленты стали лауреатами престижной премии «Оскар»: «Война и мир» Сергея Бондарчука и «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова. в 1943 году престижную статуэтку за лучший документальный фильм получил «Разгром немецких войск под Москвой». Обладатель «Золотой пальмовой ветви» в истории СССР всего один – «Летят журавли» Михаила Калатозова.

Лучшие советские фильмы по версии сайта «Кинопоиск»:

  • «Иван Васильевич меняет профессию», 1973 год, режиссер Леонид Гайдай;
  • «Операция Ы и другие приключения Шурика», 1965 год, режиссер Леонид Гайдай;
  • «Бриллиантовая рука», 1968 год, режиссер Леонид Гайдай;
  • «В бой идут одни старики», 1973 год, режиссер Леонид Быков.

У каждой страны, входящей в состав СССР, была своя национальная киностудия, на регулярной основе производящая фильмы. В Грузии – «Грузия-фильм», в Азербайджане — «Азербайджанфильм». Известный режиссер Юлий Гусман начинал свою кинокарьеру в павильонах «Азербайджанфильма», сняв прошедший по СССР с большим успехом культовый «Не бойся, я с тобой». После распада СССР все эти студии были приватизированы частными лицами. Стоит отметить, что у нашей страны очень богатая история кино, особенно в период постсоветского производства.

Дополнительный список книг о кино по разделам

Больше книг для начинающих:

  • Адама Бордмена. Как снимается кино. История кинематографа
  • Йен Смит. Главное в истории кино. Фильмы, жанры, приёмы, направления
  • Филип Кемп. Кино. Всемирная история
  • Эдвард Росс. Как устроено кино. Теория и история кинематографа

Книги о том, как создаётся кино: 

  • Андрей Тарковский. Уроки режиссуры
  • Данила Кузнецов. Язык кино. Как понимать кино и получать удовольствие от просмотра
  • Сидни Люмет. Как делается кино
  • Стивен Кац. Кадр за кадром. От замысла к фильму

Про глубинное понимание различных аспектов в кино:

  • Александр Павлов. Постыдное удовольствие. Философские и социально-политические интерпретации массового кинематографа
  • Александр Талал. Миф и жизнь в кино. Смыслы и инструменты драматургического языка
  • Вадим Руднев. Психология кино
  • Дмитрий Ольшанский. Сцены сексуальной жизни. Психоанализ и семиотика театра и кино
  • Камилл Ахметов. Кино как универсальный язык
  • Линда Сегер. Скрытый смысл: Создание подтекста в кино
  • Михаил Жабский. Социология кино
  • Олег Аронсон. Метакино
  • Павел Родькин. Кинополитики. 13 опытов по герменевтике современного кинематографа
  • Роман Перельштейн. Конфликт «внутреннего» и «внешнего» человека в киноискусстве
  • Томас Эльзессер и Мальте Хагенер. Теория кино. Глаз, эмоции, тело

Про историю кино:

  • Адам Бордмен. Как снимается кино. История кинематографа
  • Жорж Садуль. Всеобщая история кино
  • Михаил Трофименков. Кино и история. 100 самых обсуждаемых исторических фильмов
  • Николай Никулин: От братьев Люмьер до голливудских блокбастеров. Главное в истории кинематографа

Про конкретные временные периоды кинематографа:

  • Антон Долин. Уловка XXI: очерки кино нового века
  • Брайан Рафтери. Лучший год в истории кино. Как 1999-й изменил все
  • Валерий Фомин. История российской кинематографии 1941-1968 гг.
  • Василий Новиков. Кинематограф XXI века. Влияние виртуальных новаций
  • Евгений Марголит. Живые и мёртвое. Заметки к истории советского кино 1920-1960-х годов

Книги о жанрах и категориях фильмов:

  • Антон Долин. Оттенки русского. Очерки отечественного кино
  • Валерий Турицын. Малоизвестные киношедевры
  • Дмитрий Комм. Формулы страха. Введение в историю и теорию фильма ужасов
  • Дон Б. Соува. 125 запрещённых фильмов. Цензурная история мирового кинематографа
  • Михаил Трофименков. Культовое кино
  • Рональд Берген. Кино. Путеводитель по жанрам
  • Jurgen Muller. 100 All-Time Favorite Movies

Режиссёрские практики:

  • Андрей Плахов. Режиссёры настоящего и Режиссёры будущего.
  • Дэвид Мэмет. О режиссуре фильма
  • Робер Брессон. Заметки о кинематографе
  • Роджер Криттенден. Fine cuts. Интервью о практике европейского киномонтажа

Другая связь с кино:

  • Андрей Тарковский. Мартиролог
  • Осип Брик. Фото и кино
  • Эмилия Бикертон. Краткая история Кайе дю Синема

Если вас интересует тема кино, то можете почитать биографию датского кинорежиссёра Ларса фон Триера или посмотреть наш список из десяти , снятых в эпоху цветного кино.

У нас также есть , изобразительного искусства и фотографии.

Алексей Цветков «Синемарксизм», 2019

Алексей Цветков «Синемарксизм», 2019

Алексей Цветков — поэт, писатель и политический активист.

В первой части книги автор пишет о теоретических аспектах марксистского понимания кино и марксистской теории культуры. Цветков заключает, что кино сегодня можно рассматривать одновременно и как массовый социальный ритуал, и как форму идеологии, и как источник дохода. Во второй части собраны рецензии на фильмы, которые Цветков анализирует через марксизм. Например, писатель раскрывает концепцию «Унесенных призраками» как проблему испорченности людей рекламой и их зависимости от работодателей. Помимо этого Цветков поднимает множество актуальных вопросов: неравенство, революция, общество потребления, структура власти. Несмотря на многообразие политических и социологических терминов, автор пишет без усложнений, приводит много примеров и делает отсылки к кино произведениям.

Читать:
Купить:

Игорь Беленький «История кино. Киносъёмки, кинопромышленность, киноискусство», 2019

Игорь Беленький «История кино. Киносъёмки, кинопромышленность, киноискусство», 2019

Игорь Беленький — историк кино, преподаватель экранного искусства Гуманитарного института кино и телевидения.

«История кино» — книга для тех, кто хочет углубить базовые знания в области кинематографа. Автор ёмко описывает развитие кино, рассказывает, как оно пыталось стать искусством, как появлялся звук и как кино вышло за пределы короткометражного формата. На эти вопросы Игорь Беленький отвечает, показывая связь между историей и изменениями в кино: он анализирует фильмы относительно их времени и места создания и раскрывает необычные приёмы и особенности монтажа. Автор также приводит собственные списки гениев кинематографа, объясняет, почему это звание заслужили именно они и описывает их вклад в киноискусство. В последней главе Беленький рекомендует литературу по теме, с которой, было бы полезно ознакомиться.

Читать:
Купить:

Кинематограф на грани рождения

Кадр киноролика «Сцена в саду Раундхэй», 1888

Успехи Мейбриджа и Маре в области хронофотографии произвели огромное впечатление на французского изобретателя Луи Лепренса, решившего продолжить исследования в этой области. В начале 1888 года он собрал свой первый хронофотографический аппарат с 16 объективами, расположенными в 4 ряда. Вскоре изобретатель ограничился одним объективом, снимавшим на единственную катушку, в его следующей конструкции под названием «LPCCP MkI». Полученным аппаратом в 1888 году снят киноролик «Сцена в саду Раундхэй», считающийся самым первым кинофильмом в истории кинематографа. 16 сентября 1890 года, получив патент на изобретение в Лондоне, режиссёр Луи Лепренс бесследно исчез, сев на поезд Дижон-Париж. В результате Лепренс и его открытия так и не получили широкой известности, хотя опередили другие разработки в этой области.

В 1894 году Томас Эдисон передаёт разработки кинематографа Уильяму Диксону. Под руководством Эдисона Диксон изобретает аппарат «кинетоскоп». Этот аппарат был так устроен, что «движущиеся картинки», которые он демонстрировал, мог наблюдать только один человек. Кроме того, в кинетоскопе применялся не покадровый показ, а постоянная прокрутка — что создавало у зрителя при просмотре впечатление размытия изображения. На основе кинетоскопа была создана первая в мире киносеть, принёсшая за год 150 тысяч долларов прибыли. 35-мм киноплёнка, использованная для кинетографа и кинетоскопа, дожила без существенных изменений до нашего времени. Соотношение сторон кадра 1,33:1 было стандартом до появления звукового кино.

В 1893 году украинский инженер Иосиф Тимченко изобретает проектор для просмотра фильма. Это был заместитель главного инженера Балтийского завода. Прочитав о разработках «живых картинок», он также включился в процесс изобретения (история этого изобретения нам известна по материалам Карена Шахназарова). В 1893 году Тимченко начал заниматься изучением этого вопроса. Он изобрёл камеру, снимающую на вращающуюся фотопластинку, а также изобрёл проектор и попробовал снять полдесятка сюжетов про свою семью и своих детей. Через некоторое время он продемонстрировал свой аппарат российскому научному обществу. Его заслуги оценили, но денег на дальнейшее развитие и изучение не выделили; тогда он обратился в общество предпринимателей, куда входили владелец Путилов, банкир Дмитрий Рубинштейн, владелец магазинов Елисеев, булочник Филлипов и др. Но и там его предложение не встретило поддержки. Но Тимченко на этом не остановился, он обратился к Савве Ивановичу Мамонтову. В начале 1894 года, весной он приехал в Москву и рассказал про свои изобретения, а также изложил свою идею Мамонтову, на что тот сказал: «Это имеет большое будущее, но денег у меня нет».

Год спустя Братья Люмьер продемонстрировали свою технологию кинопоказа — и вошли в историю в качестве создателей кинематографии как жанра искусства. Братья Люмьер были специалистами по технологиям фотофиксации изображений и к 1895 году смогли создать работающий киноаппарат «синематограф» и сделать несколько роликов. Известны как минимум пять показов 1895 года: 22 марта в Париже в Обществе развития отечественной промышленности; 11 июня на съезде фотографов в Лионе; 11 июля в Париже на технической выставке; 10 ноября в Брюсселе в Бельгийской ассоциации фотографов и 16 ноября в амфитеатре Сорбонны. Эти показы не были доступны всем желающим и проводились преимущественно для специалистов. Однако 28 декабря 1895 года в «Индийском салоне Гранд-кафе» в Париже на бульваре Капуцинок состоялся первый киносеанс, проводившийся для всех желающих за плату в 1 франк. Присутствовало около 30 зрителей. На бульваре Капуцинок демонстрировалось несколько роликов продолжительностью 45-50 секунд, снятых весной 1895 года. Среди них был комедийный сюжет «Политый поливальщик», однако не было знаменитого ролика «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота», который демонстрировался позже, в январе 1896 году. Вопреки легенде, зрители не пытались покинуть свои места, видя надвигающийся на них поезд. Первым репортажным фильмом можно считать съёмку представителем братьев Люмьер Серфом Камиллом коронационных торжеств в Москве в мае 1896 года.

Важное значение работы Люмьеров состояло в том, что их технология позволяла осуществлять съёмку не в специальных помещениях, а в любом месте (в том числе на улице), быстро готовить фильм к просмотру и показывать его не одному зрителю, а целому залу

Первые шаги к кинематографу

Первый шаг к кинематографу был сделан в XV—XVII веках, когда был разработан «волшебный фонарь» — камера обскура (кроме того, ранее появился театр теней в Китае и Японии, а принцип создания изображения посредством узкого отверстия был известен ещё в античности). Сам термин «камера обскура» возник в конце XV века, а соответствующие опыты проводил Леонардо да Винчи. Волшебный фонарь для проецирования изображений на вертикальный экран стал широко известен в XVII веке. Он в упрощении представлял собой ящик с увеличительной трубой и светильником внутри. Сзади этого светильника стоял рефлектор-отражатель, между трубой и ящиком была щель, где ставился тушью нарисованный кадр. При этом изображение было статичным.

Следующий шаг к кинематографу сделал в 1830 году Майкл Фарадей и его друг Макс Роджер. Вся Европа старалась изобрести аппарат, чтобы оживить рисунок. Прибор Фарадея назывался фенакистископом. К аппарату прилагался ряд последовательных картинок. Ранее учёный Жозеф Плато занимался разложением движения на фазы (например, движение человека). Когда Фарадей получил в руки эти труды, ему до завершения фенакистископа оставалось совсем немного. В результате стало возможным создать движущийся рисунок (но не реальное изображение) длительностью несколько секунд.

Лошадь в движении. (1878)

Третий шаг состоялся в 1877 году с изобретением хронофотографии. Он стал возможен благодаря работам Луи Дагера и Жозефа Ньепса, разработавших мокрый коллодионный процесс с достаточно высокой светочувствительностью, но требующий приготовления фотоматериала непосредственно перед съёмкой. Высокая светочувствительность позволяла уменьшить время экспозиции, без чего съёмка быстрого движения была бы невозможной.

В 1878 году губернатор Калифорнии Леланд Стэнфорд и фотограф Эдвард Мейбридж провели эксперимент по фотофиксированию галопа лошади. По одним данным, Стэнфорд поспорил c Мейбриджем на тему того, «отрывает во время галопа лошадь все четыре ноги от земли или нет», по другим — Мэйбридж просто выполнял заказ Стэнфорда, занимавшегося анализом движения лошади. Они установили вдоль беговой дорожки для лошадей 12 фотоаппаратов, размещённых в специальных светонепроницаемых будках. Ассистенты в будках по сигнальному свистку одновременно начинали готовить фотопластинки для съёмки. По мере готовности всех камер на дорожку выпускалась лошадь, которая скакала вдоль белой стены напротив фотоаппаратов. Затворы всех фотоаппаратов приводились в действие верёвками, натянутыми поперек трека: лошадь разрывала их, поочерёдно запуская фотоаппараты. В итоге, каждый из фотоаппаратов снимал отдельную фазу движения лошади на белом фоне стены, подчёркивающей силуэт. Это была первая попытка разложить движение на фазы. В дальнейшем Мэйбридж увеличил число фотоаппаратов до 24, а полученные снимки использовал в изобретённом им зупраксископе, дававшем движущееся изображение.

Фотографирование движений животных и человека — главная сфера интересов Мейбриджа, и за работы в этой области он получал субсидию университета Пенсильвании, с которым он сотрудничал три года. Одиннадцать томов, опубликованных под эгидой университета в 1887 году — «Движение животных: электрофотографические исследования последовательных фаз движения животных», — содержали все фотографические эксперименты Мейбриджа с 1872 по 1885 годы, и в них было помещено более ста тысяч его фотографий. На фотографиях были не только домашняя собака, кошка и лошадь, но и американский лось, олень, медведь, енот, лев, тигр, обезьяна и птицы.

В 1901 году Мейбридж выпустил книгу «Фигура человека в движении». Он возвратился в Англию и больше почти не занимался фотографией. Умер он в своём родном городе Кингстоне на Темзе в 1904 году.

Дело техники

Этьен-Жюль Маре — президент французской Академии наук, физиолог и изобретатель «фоторужья» и «хронофотографического аппарата»

Сразу несколько технических изобретений, появившихся в конце XIX века, дали возможность создать аппарат, фиксирующий не только один статичный кадр, а последовательную смену почти двух десятков кадров в секунду. Кроме того, были сконструированы проекторы с таким же быстродействием, что позволило просматривать результаты съемок. Первая специальная техника была создана в 1880-х годах сразу несколькими личностями: Этьеном-Жюлем Маре и Луи Лепренсом во Франции, Уильямом Фриз-Грином и Морисом Эвансом в Англии. Но они не позволяли использовать результаты съемки для массового просмотра.

Серия фотографий Этьена-Жюля Маре «Падающая кошка». Данная серия снимков впервые показала, как кошка приземляется на лапы

В 1887 году Ганнибал Гудвин создал гибкую целлулоидную основу длякинопленки с противоскручивающим контрслоем. Два года спустя Джордж Истмен, основатель компании Kodak, наладил производство фотоматериалов из нитроцеллюлозы. Технический бум и разработки различных изобретателей создали основу для записи и показа фильмов.