Оружие второй мировой: тяжёлые истребители

Самолеты союзников

P-51 Mustang, США

Изначально эти самолеты проектировались американцами для английских союзников, но первые версии были очень посредственными. Оснащенные маломощным двигателем, ранние «Мустанги» не могли конкурировать на равных с немецкими истребителями на большой высоте. Но в 1943 году ситуация изменилась, и было принято решение усовершенствовать этот самолет.

Главным нововведением стало увеличение дальности полета, которая была так необходима для сопровождения бомбардировщиков вглубь Рейха. Также Мустанг укрепили и хорошо вооружили, так что он смог эффективно отбиваться от немцев, а более мощный двигатель значительно повысил скорость. Они активно использовались во время открытия Второго фронта, а особенно во время налетов на Токио.

Supermarine Spitfire, Соединенное Королевство

Он считался удивительно простым в обращении, что, в сочетании с производительностью, делало его излюбленным самолетом британских ВВС. Большим плюсом была его «гибкость», так что во время войны специалисты постоянно совершенствовали аппарат.

Кроме того, этот самолет был удивительно долговечен. Как потом вспоминал один из пилотов: «сплитфайры падали на землю, пробивали деревья, перерезали телеграфные и высоковольтные провода, сталкивались в воздухе, у них отваливались части крыльев, и все же они совершали безопасные посадки — с колесами или без них».

Spitfire доказал превосходную оборонительную боевую мощь в Битве за Британию с июля по октябрь 1940 года. В то темное лето «Спитфайр» стал символом британского неповиновения, поскольку в тот момент страна почти в одиночку противостояла немецкой военной машине.

Когда командир люфтваффе Герман Геринг отчитывал своих пилотов за низкую эффективность, он спросил, что им необходимо для победы над островами? Ответ был таким: «дайте нам эскадрилью Spitfire».

06.04.2020

22.07.2021

05.07.2021

28.07.2020

27.02.2020

10.04.2019

20.09.2016

11.09.2017

15.12.2020

10.04.2019

07.10.2019

27.02.2017

13.06.2019

14.05.2019

23.05.2017

18.01.2018

20.03.2019

20.08.2018


Хроника

Танк ИС-2 («Иосиф Сталин»)

Боевая машина «Иосиф Сталин-2» стала достойным ответом «Тигру» от советской военной промышленности. Его выпустили в свет в 1943 году. Он стал мощнейшим и самым бронированным из боевых машин СССР военного периода и одним из лучших в мире на то время. Инженеры из Советского Союза добились создания экономичной конструкции.

Масса боевой машины была сравнима с весом «Пантеры», при этом танк был защищен броней гораздо лучше. Толщина брони достигла миллиметров. Пушка была невероятно сильная по огневой мощности, калибр достигал 122 миллиметров. Его снаряды простреливали машины Вермахта насквозь, пробивали кирпичную кладку и сносили дома целиком. Вооружение дополнял пулемет ДШК калибра 12,7 миллиметра, располагавшийся на башне. Пулеметные пули не давали врагу передохнуть даже за толстыми стенами зданий.

Поэтому ИС-2 играли важную роль в сражениях 1944-1945 годов, особо отличались при штурмовых операциях, например, в больших городах. Тактические действия при этом заключались в следующем. В городе действовали штурмовые группы из 1-2 машин вместе с ротами, состоявшими из автоматчиков, снайпера, а иногда и огнеметчика. Танки при этом просто сметали сопротивление фашистов и вместе с сидящими на них солдатами прорывались по улицам на площади, скверы, в парки. Здесь была возможность устроить круговую оборону.

К минусам ИС-2 относилось слишком плотное размещение топливных баков в рубке управления. Если вражеский снаряд пробивал броню, команда чаще всего погибала. Наибольший риск выпадал на долю механика-водителя – у него не было своего люка, поэтому вылезли из машины он не успевал.

К тому же в действующие войска в спешке направлялось много ненадежных образцов, должным образом не прошедших испытания. Проблема была решена только с модернизацией модели, которая завершилась к 1945 году. Танк-освободитель народов Европы от фашизма стал символом Победы. Советская армия использовала его почти 50 лет.

Ла-5

В начале Великой Отечественной войны немецкая авиация делала в небе СССР что хотела. Только в 1942 году появился советский истребитель, который мог вести с «Мессершмиттами» и «Фокке-Вульфами» бой на равных. Это был «Ла-5» разработанный в конструкторском бюро Лавочкина. Создавался он в огромной спешке. Самолёт устроен настолько просто, что в кабине нет даже самых элементарных приборов вроде авиагоризонта. Но лётчикам «Ла-5» сразу понравился. В первых же пробных полётах на нём сбили 16 вражеских самолётов.

«Ла-5» вынес на себе основную тяжесть сражений в небе над Сталинградом и Курской дугой. На нём сражался ас Иван Кожедуб, именно на нём летал с протезами знаменитый Алексей Маресьев. Единственная проблема «Ла-5» помешавшая ему подняться в нашем рейтинге выше — внешний вид. Он совершенно безликий и невыразительный. Когда немцы впервые увидели этот истребитель, то сразу дали ему прозвище «новая крыса». А все, потому что он сильно походил на прозванный «крысой» легендарный самолёт «И-16».

7

История появления

Примечательно, что разработан «Мустанг» был в кратчайшие сроки. Изначально его заказчиком выступило правительство Великобритании. Первый прототип совершил пробный полет в конце 1940 года. С момента размещения заказа на производство прошло всего 117 дней.

Интересно, что весной 1942 года, по результатам тестов британских испытателей, высотные характеристики самолета не удовлетворили экспертов. Но при этом они настолько впечатлили скоростью на малых высотах и маневренностью, что было решено проводить дальнейшие консультации.

Во время 2 мировой войны истребители США патрулировали Ла-Манш, штурмовали наземные цели на территории северной Франции. Первый воздушный бой состоялся над Дьепом летом 1942 года.

С 1944 года их стали использовать в качестве самолетов-разведчиков для прикрытия дальних бомбардировщиков, которые наносили удары по территории Германии.

Появление истребителей США на 2 мировой войне в небе над Германией сильно ухудшило ситуацию для противовоздушных сил Третьего рейха. Немцам оказалось проблематично бороться с американскими истребителями, которые фактически связывали их атаками при наборе высоты, взлете, попытках перехвата союзной бомбардировочной авиации.

«Юнкерс Ю-87» (Junkers Ju 87)

«Юнкерс Ю-87» — это пикирующий бомбардировщик и штурмовик с двухместной кабиной и одним мотором. Немецкая модель выделялась крылом «перевернутая чайка». Из-за такой конфигурации и в сочетании с неубирающимся шасси немецкий бомбардировщик во время пикирования издавал характерный рев.

«Юнкерс Ю-87» отличался низкой скоростью и малым запасом хода. Но, несмотря на такие характеристики, данный аппарат считался одним из лучших бомбардировщиков нацистской Германии из-за точности метания.

«Юнкерс Ю-87» выпускался в 10 модификациях с 1937 по 1944 год. За этот период немецкая промышленность произвела более 5,7 тысячи экземпляров бомбардировщика. Инженеры также создали несколько специализированных версий «Юнкерс Ю-87», предназначенных для поражения танков, кораблей и другой военной техники.

Самолет

Имя Источник Первый полет Тип Поступил в сервис Количество построенных Заметки
Арадо Ар 234 Германия Июнь 1943 г. Бой Август 1944 г. 210 + Первый реактивный бомбардировщик, но использовался в основном для разведки . Мало кто хоть раз летал. Ночной истребитель прошел эксплуатационные испытания.
Bell P-59 Airacomet нас Октябрь 1942 г. Оперативный Сентябрь 1944 г. 66 Первый реактивный самолет USAAF , использовавшийся только в качестве учебно-тренировочного.
Колокол XP-83 нас Февраль 1945 г. Опытный образец н / д 2 Отменен истребитель дальнего сопровождения .
Капрони Кампини №1 Италия Август 1940 г. Опытный образец н / д 2 Первый реактивный самолет .
Консолидированный Vultee XP-81 нас Февраль 1945 г. Опытный образец н / д 2 Отменен смешанный истребитель.
Curtiss XF15C нас Февраль 1945 г. Опытный образец н / д 3 Отменен смешанный истребитель.
де Хэвилленд Вампир F.1 Соединенное Королевство Сентябрь 1943 г. Производство Март 1946 г. 244 Только 12 произведены до Дня Победы ; боевой службы нет.
Разрушитель Douglas XBTD-2 нас Май 1944 г. Опытный образец н / д 2 Отменен бомбардировщик-торпедоносец смешанной мощности
Fieseler Fi 103R Reichenberg Германия Сентябрь 1944 г. Оперативный Октябрь 1944 г. 300 Пилотируемая летающая бомба Фау-1 готова к концу 1944 года, но не использовалась.
Gloster E.28 / 39 Соединенное Королевство Апрель 1941 г. Опытный образец н / д 2 Стенд для испытаний двигателей и первый самолет союзников .
Глостер Метеор F.1 и F.3 Соединенное Королевство Март 1943 г. Бой Июль 1944 г. 250 Первый боевой реактивный самолет союзников. Первый реактивный самолет сбил другой реактивный самолет ( летающую бомбу Фау-1 ).
Heinkel He 162 Германия Декабрь 1944 г. Бой Февраль 1945 г. 238 + Дешевый серийный перехватчик ( Volksjaeger ) для использования пилотами- полуобученными . Небольшое обслуживание перед окончанием войны.
Heinkel He 178 Германия Август 1939 г. Опытный образец н / д 2 Первый реактивный самолет, который полетит
Heinkel He 280 Германия Сентябрь 1940 г. Опытный образец н / д 9 Первый полет истребителя отменен.
Хортен Хо 229 Германия Февраль 1945 г. Опытный образец н / д 3 Истребитель-бомбардировщик, первое летающее крыло с реактивным двигателем .
Юнкерс Ju 287 Германия Август 1944 г. Опытный образец н / д 1 Стенд для проектирования многомоторного бомбардировщика.
Lockheed P-80 Падающая звезда нас Январь 1944 г. Оперативный Январь 1945 г. 361 Первый действующий реактивный истребитель США. Четверо были развернуты во время войны, двое не служили в Италии, но не участвовали в боевых действиях.
Макдоннелл Ф.Д. Фантом нас Январь 1945 г. Производство Июль 1947 г. 62 Послевоенное производство, обозначение изменилось с апреля 1946 года на FH.
Макдоннелл TD2D Кэтидид нас 1942 г. Оперативный 1942 г. Неизвестный Дрон-мишень с импульсным двигателем ВМС США.
Мессершмитт Me 262 Германия Июль 1942 г. Бой Июнь 1944 г. 1,433 Испытаны первые действующие реактивные истребители как истребитель и истребитель-бомбардировщик, с ночной, бомбардировочной и разведывательной модификациями.
Мессершмитт Ме 328 Германия 1944 (начало) Опытный образец н / д 9 Отменен импульсный реактивный истребитель / бомбардировщик.
Микоян-Гуревич И-250 СССР Март 1945 г. Опытный образец н / д 28 год Моторный истребитель смешанной мощности.
Накадзима Кикка Япония Август 1945 г. Опытный образец н / д 1 Реактивный бомбардировщик, вдохновленный Me 262.
НАМУ TD2N нас Июнь 1945 г. Опытный образец н / д 9 Дрон-мишень на базе ракеты Gorgon III.
Поликарпов И-153ДМ СССР Сентябрь 1940 г. Опытный образец н / д 1 Экспериментальный биплан с прямоточным воздушно-реактивным двигателем смешанной мощности .
Райан Ф. Р. Огненный шар нас Июнь 1944 г. Оперативный Март 1945 г. 66 Истребитель смешанной мощности ВМС США, никогда не участвовал в боях.
Сухой Су-5 СССР Апрель 1945 г. Опытный образец н / д 1 Отменен реактивный истребитель смешанной мощности.
Яковлев Як-7ПВРД СССР 1944 (конец) Опытный образец н / д 2 Воздушно-реактивный истребитель смешанной мощности.
Yokosuka MXY7 Модель 22 Япония Июнь 1945 г. Производство н / д 50 Моторджет «Ока» Камикадзе , в эксплуатации не используется.

Оценка проекта

В советской историографии истребителям Як отводилось особое место; свою роль в этом сыграли многократно переиздававшиеся книги А. С. Яковлева.

Часто советские истребители предвоенного поколения сравнивают с , на основе чего делается вывод, что Як-1, МиГ-3 и ЛаГГ-3 по совокупности характеристик превосходили немецкий истребитель. Однако серийное производство «E» началось в 1939 году, а перед нападением на СССР две трети истребительных групп люфтваффе, сосредоточенных на западных границах Советского Союза, полностью или частично перешли на Bf 109F-1. Осенью 1941 года на фронте появился Bf 109F-2, по всем параметрам превосходивший Як-1 с мотором М-105ПА.

Осенью 1941 года в НИИ ВВС проводились исследовательские воздушные бои с Bf 109F-2. Немецкий истребитель из-за боевых повреждений в своё время приземлился прямо на поле Тушинского аэродрома. У земли «Мессершмитт» обгонял Як-1 на 30 км/ч. На высоте 1000 м немецкий истребитель имел незначительное преимущество по вертикальному и горизонтальному маневрам; на высоте 3000 м Як-1 и «Мессершмитт» находились в равных условиях. На высоте 5000 м Як-1 имел явное преимущество и по максимальной скорости, и по вертикальной и горизонтальной маневренности. Однако, на принимавшем участие в бою «Мессершмитте» на высотах свыше 2750 двигатель не добирал мощности из-за неотрегулированной системы нагнетания. Начальник НИИ ВВС генерал Фёдоров в письме к А. С. Яковлеву от 24 декабря 1941 года писал, что «в настоящее время у нас нет истребителя с лётно-тактическими данными, лучшими или хотя бы равными Ме-109F.»

Положение отчасти выравнялось с появлением Як-1 с форсированным мотором М-105ПФ, который превосходил по скорости пятиточечный Bf-109G во всём диапазоне высот от земли до 5000 м; Як-1 обгонял трёхточечный «Мессершмитт» на высотах до 2000 м, выше немецкий самолёт летал быстрее, причём на семи километрах разница в скорости составляла уже 96 км/ч. Однако Bf 109G имел худшую по сравнению с «F» аэродинамику, и по маневренности на вираже Як-1 превосходил «Мессершмитт» на высотах до 5000 м. Як-7 обладал теми же достоинствами и недостатками, что и Як-1 — превосходил «Мессершмитт» на горизонталях и в наборе высоты на малых и средних высотах, практически не имел преимущества по максимальной скорости и уступал по большинству параметров на больших высотах.

Новые Як-9 и особенно Як-3 не уступали «Мессершмиттам» на малых и средних высотах.

Истребитель FW-190 считался на Восточном фронте более лёгким противником, чем Bf 109. Як-1 и Як-7 превосходили «Фокке-Вульф» по горизонтальной и вертикальной маневренности в диапазоне высот до 5000 м.

По вооружению Як-1 не уступал Вf 109F, однако появление , не говоря уже о FW-190, подорвало это равновесие. В какой-то мере положение исправили только Як-9Т, но это был самолёт не для среднего лётчика. Попытки достойно вооружить «Як» так и не привели к убедительным результатам. К концу войны считалось, что истребитель должен нести три-четыре пушки калибра 20-30 мм, исключением были только американские самолёты, имевшие исключительно мощное пулемётное вооружение, и «Яки». Правда, трёхпушечный Ла-7 тоже не стал массовым истребителем, но все же две пушки были лучше, чем пушка и пулемёт. Недовооружённость «Яков» отмечали многие известные лётчики, в частности, А. И. Покрышкин.

Согласно работам некоторых исследователей, большинство результативных лётчиков-истребителей ВВС РККА закончили войну или на самолётах Лавочкина, или на «Аэрокобрах». Однако, здесь надо иметь в виду, что Як-9 гораздо лучше других истребителей подходил для сопровождения ударных самолетов и его старались использовать соответственно, причем пилотам прямо запрещалось отрываться от «подопечных» для ведения боя, что значительно снижало их шансы на увеличение боевого счета. В отчётах по испытаниям истребителей «Як» отмечается исключительно удобное расположение приборов и органов управления в кабине, однако А. И. Покрышкин придерживался другого мнения: «Расположение приборов в кабине (имеется в виду Як-3) создавало для лётчика определённые неудобства». С другой стороны, маршал Савицкий считал истребители Яковлева лучшими самолётами такого класса.

Як-9Т, вооружённый 37-мм пушкой, был не самым массовым вариантом Як-9, однако именно на нём закончили войну многие асы. Он имел мощное вооружение вкупе с хорошими лётными характеристиками. В заключении по войсковым испытаниям о

Potez 630. Франция

Французы не остались в стороне от разработки двухмоторных истребителей, и, в принципе, шли почти параллельно с немцами. Французское военное ведомство задумало в 1934 году разработать многофункциональный самолет, который мог бы использоваться как лидер истребителей, с которого по радио руководили бы группой истребителей в бою, дневного истребителя-штурмовика, способного также сопровождать бомбардировщики, и ночного истребителя.

Первая машина планировалась трехместной, вторая и третья – двухместными. Вообще сама по себе идея этакого летающего КП была свежа и довольно интересна, особенно учитывая то, что радары в те годы только находились в стадии разработки и испытаний.

Основным требованиям к самолетам была высокая (более 4 часов) продолжительность полета и манёвренность, сопоставимая с одномоторными самолетами. Отсюда очень резкое ограничение по массе (до 3,5 тонн) и довольно небольшой выбор моторов.

Технологически получился очень примечательный и простой самолет. На изготовление одного такого истребителя уходило всего 7500 человеко-часов. Это практически столько, сколько требовал Девуатин D.520 и почти вдвое меньше, чем на устаревший Моран-Солнье MS.406. 

Касаемо боевых действий. Как и все французские самолеты, «Потэ 630» воевал сразу на все стороны света одновременно. 

Самолёты ВВС Франции использовались в Битве за Францию с мая по июнь 1940 года. В январе 1941 они же применялись против войск Таиланда в Камбодже. В ноябре 1942 года самолёты, принадлежавшие на тот момент правительству Виши воевали с английскими и американскими самолетами при высадке союзников на побережье Северной Африки, а одновременно самолеты, принадлежавшие ВВС Франции на территории африканских колоний, применялись против самолетов Германии и Италии.

Как воевали «Потэ 630». Сложно. Вообще легкий и маневренный самолет с реально длительным временем полета был до ужаса медленным и практически безоружным. На момент свое краха Франция не смогла решить вопросы по выпуску авиапушек «Испано-Сюиза» в должном объеме, потому основная масса «Потэ-630» выпускалась в варианте разведчика, с тремя пулеметами 7,62-мм пулеметами.

На таком некоторое время воевал Антуан де Сент-Экзюпери. И положительных отзывов в книге «Военный летчик», честно говоря, немного. 

Хотя иногда даже получалось сбивать самолеты противника, что с помощью не самых хороших пулеметов МАС.34 уже было подвигом.

А идея летающих командных пунктов была все-таки реализована, и 630-е в некотором роде заменяли современные самолеты ДРЛО, только в оптическом диапазоне, глазами наблюдателя-диспетчера. Так как Р.630 и Р.631 по продолжительности полета значительно превосходили одномоторные истребители, это получилось использовать по полной программе.

Иногда летающие КП пытались атаковать самостоятельно. И даже получалось сбивать немецкие самолеты, но это было редко. 

По большому счету, кроме разведывательных вылетов и корректировки огня артиллерии, большого вклада у «Потэ 630» не вышло. Слишком медленный и слишком слабый. Кроме того, был еще один неприятный момент: французский самолет волею судьбы был очень схож визуально с немецкими Bf 110C. Потому экипажам французских истребителей и разведчиков перепадало от своих, наверное, чаще, чем от немцев. По ним стреляли и с земли, и с истребителей, как французских, так и английских.

Была попытка улучшить отчаянное положение с вооружением, и появилась модификация «Потэ Р.631», на котором пулеметы были заменены на 20-мм пушки «Испано-Сюиза» с боекомплектом 90 снарядов на ствол. В войска поступило чуть больше 200 таких самолетов и какого-то значительного влияния на ситуацию в общем они не смогли оказать.

Здесь, справедливости ради, стоит отметить, что виноват не столько самолет, сколько бардак в разваливающейся армии Франции.

Достоинства: простота конструкции, прекрасная маневренность, длительность полета

Недостатки: скорость, вооружение.

Транспортные самолеты Германии

Мессершмитт Ме 321 «Гигант

Немецкая армия нуждалась в транспортных летательных аппаратах ещё в самом начале войны. Ведь немцам нужно было переправлять огромное количество техники и вооружения на территорию противника. Самой первой тяжеловесной разработкой был Мессершмитт Ме 321 «Гигант». Его собирались использовать для десантной операции по высадке на Британские острова. Правда, потом планы поменялись.

Модификации Ме 321 постоянно усовершенствовались. Удачный опытный образец имел длину 11 м и ширину более 3 м. Загрузка техники на борт велась через носовую часть. В салоне можно было разместить около 200 солдат или небольшой по величине танк. За годы войны «Гигант» не раз перевозил технику и солдат на территорию стран противника. Другие транспортные планеры люфтваффе: Арадо Ar 232, Зибель Si 204, Юнкерс W 34h, Гота Go 242.

Разведывательные и связные самолеты

Больше всего пользы немцам на Восточном фронте принёс разведывательный самолёт Focke-Wulf Fw 189 Uhu. У него была необычная двухбалочная конструкция, за что советские воины назвали его «рамой». Это аппарат вёл аэрофотосъемку. Вслед за ним всегда прилетали немецкие бомбардировщики. Заметить и сбить разведчика было не так уж просто. Он шёл на невысокой скорости, мог хорошо маневрировать, а при приближении истребителей противника начинал описывать круги малого радиуса.

Focke-Wulf Fw 189 Uhu

Первым серийным самолётом, предназначенным для вспомогательных действий и связи, был Физелер Fi 156 Шторх. Аппарат мог осуществлять поддержку сухопутных войск. Самолёт имел укороченный взлёт. С высоты 3 000 м он мог совершить мягкую вертикальную посадку. Во время войны Шторх осуществлял корректировку артиллерийского огня. Он летал на малых скоростях, а для защиты на его борту устанавливался пулемёт. Другие летательные аппараты разведки и связи: Блом и Фосс ИМ 141, Хеншель Нs 126, Вертолет Флеттнер FI 282 «Колибри», Хеншель Hs 130.

Физелер Fi 156 Шторх

Messerschmitt Bf.109

Messerschmitt Bf.109 появился случайно. Из-за натянутых отношений с руководством Германии конструктор не смог получить заказ от правительства на разработку самолета. Но Мессершмит заключил контракт с румынским заводом. Из-за этого в Германии разразился скандал, из-за чего конструктор почти попал в тюрьму. Только вмешательство высшего руководства страны спасло Мессершмита от заточения.

Но, даже несмотря на такое давление, конструктор не стал соблюдать условия контракта и создал самолет, который не соответствовал требованиям государственного контракта. Благодаря такой решительности инженера Германия в начале войны получила истребитель, превосходящий аналоги по все параметрам.

Як-9

На пятом месте нашего рейтинга лучших самолётов Второй мировой войны расположился главный охотник на немецкие самолёты «Як-9». Если «Ла-5» был рабочей лошадкой вынесший тяжесть боёв переломного периода войны, то Як-9» это самолёт победы. Создан он был на основе предыдущих моделей истребителей «Як», но в конструкции вместо тяжёлого дерева использовался дюралюминий. Это сделало самолёт легче и оставило место для модификаций. Что только не делали с «Як-9». Фронтовой истребитель, истребитель-бомбардировщик, перехватчик, эскорт, разведчик и даже курьерский самолёт. На «Як-9» советские пилоты на равных сражались с немецкими асами, которых сильно пугали его мощные пушки. Достаточно лишь сказать, что лучшую модификацию «Як-9У» наши лётчики ласково прозвали «Убийцей». «Як-9» стал символом советской авиации и самым массовым советским истребителем времён Второй мировой войны. На заводах в день иногда собирали по 20 самолётов, а всего за время войны их было выпущено почти 15 000.

4

«Мессершмит» Bf 109

Ещё один долгожитель и символ Второй мировой.Мессершмит» был становым хребтом люфтваффе на протяжении всей долгой Второй мировой, воюя с первого до последнего дня.

Мессер», как иСпитфайр» пережил множество модернизаций и модификаций, но к концу его жизненного цикла они уже перестали идти на пользу. Самолёт погрузнел, потерял часть своей манёвренности, а перегруженное шасси привело к огромной аварийности при посадке. Но в свои лучшие днихудой» был крепким орешком и опаснейшим противником от Заполярья до африканских пустынь. Количество произведённых машин тоже впечатляет: с заводов поднялись в небо более 34 000 Bf 109. 

Мессершмит» Bf 109

Мрачная ирониясто девятого» заключается в том, что машины послевоенной чешской сборки стали одними из первых боевых самолётов новорожденных ВВС Израиля в 1948 году.

NAA P-51 «Мустанг»

По мнению американских любителей авиации, самый красивый и запоминающийся самолёт в истории авиации — это, конечно же, P-51Мустанг».

Появлениемустангов» во многом изменило ход воздушной войны над Западной Европой. Именно они были способны эффективно защищать   летающие крепости» от атак немецких истребителей на всём пути до цели и обратно. Интересно, что своими великолепными лётными характеристиками на больших высотах(где они превосходили всех немецких противников) самолёт был обязан британскому двигателюМерлин». С конвейеров американских заводов сошло 15 875 этих жеребцов.

P-51Мустанг»

Советские самолеты-разведчики времен Второй мировой войны

1. Р-5 — Двухместный одномоторный многоцелевой советский самолет-разведчик. Максимальная скорость 235 км/ч; Дальность полета 1000 км; Высота подъема 6400 метров; Годы производства: 1929-1944; Построено более 6000 шт.

2. Р-Z — Двухместный одномоторный многоцелевой советский облегченный самолет-разведчик. Максимальная скорость 316 км/ч; Дальность полета 1000 км; Высота подъема 8700 метров; Годы производства: 1935-1945; Построено 1031 шт.

3. Р-6 — Четырехместный двухмоторный советский самолет-разведчик. Максимальная скорость 240 км/ч; Дальность полета 1680 км; Высота подъема 5620 метров; Годы производства: 1931-1944; Построено 406 шт.

4. Р-10 — Двухместный одномоторный советский самолет-разведчик, штурмовик и легкий бомбардировщик. Максимальная скорость 370 км/ч; Дальность полета 1300 км; Высота подъема 7000 метров; Годы производства: 1937-1944; Построено 493 шт.

5. А-7 — Двухместный одномоторный советский автожир крылатого типа с трехлопастным ротором самолет-разведчик. Максимальная скорость 218 км/ч; Дальность полета 4 часа; Годы производства: 1938-1941.

Первый боевой реактивный истребитель СССР Як-15.

Як-15

В конце войны в СССР появилась возможность ознакомится с передовыми немецкими реактивными самолетами, который к тому времени в германии выпускались серийно. Также, по имеющимся данным Соединенные штаты и Англия приступили к массовому производству самолетов с турбореактивными двигателями. Инженеры-конструкторы понимали, что авиационная промышленность Советского Союза имеет колоссальное отставание от западных стран. Для решения проблемы были задействованы лучшие конструкторские бюро Союза.

Это интересно — «Вертолеты Сикорского».

Весной 1945г. коллективу Яковлева поручено создать самолет на основе турбореактивного двигателя РД-10 (копии трофейного Jumo-004). Конструкторы ОКБ Лавочкина решили использовать самолет Як-3, просто заменив на нем поршневой двигатель на реактивный.

В августе 1946г. Як-15 вместе с МиГ-9 участвует в авиационном параде в Тушино. В 1947г. стартует серийный выпуск, за время которого произведено 280 боевых истребителей Як-15.

Як-9

На пятом месте нашего рейтинга лучших самолётов Второй мировой войны расположился главный охотник на немецкие самолёты «Як-9». Если «Ла-5» был рабочей лошадкой вынесший тяжесть боёв переломного периода войны, то Як-9» это самолёт победы. Создан он был на основе предыдущих моделей истребителей «Як», но в конструкции вместо тяжёлого дерева использовался дюралюминий. Это сделало самолёт легче и оставило место для модификаций. Что только не делали с «Як-9». Фронтовой истребитель, истребитель-бомбардировщик, перехватчик, эскорт, разведчик и даже курьерский самолёт.
На «Як-9» советские пилоты на равных сражались с немецкими асами, которых сильно пугали его мощные пушки. Достаточно лишь сказать, что лучшую модификацию «Як-9У» наши лётчики ласково прозвали «Убийцей». «Як-9» стал символом советской авиации и самым массовым советским истребителем времён Второй мировой войны. На заводах в день иногда собирали по 20 самолётов, а всего за время войны их было выпущено почти 15 000.

4

Танк Т-34 («тридцатьчетверка»)

Разработан конструкторским бюро Харьковского паровозостроительного завода перед войной. Руководил созданием будущего шедевра отечественной танковой промышленности Михаил Кошкин. Боевая машина была быстроходной, ее отлично защищала наклонная броня. Кроме того, танк оснастили производительным дизельным двигателем на 500 «лошадей» и орудием 76 калибра. Трансмиссия отличалась широкими гусеницами.

В целом, конструкция боевой машины была простой и технологичной. Поэтому военной промышленности удалось наладить ее серийное производство очень быстро. К середине 1942 году выпустили 15 тысяч машин, а всего за военное время в СССР произвели свыше 84 тысяч танков разных модификаций.

Гитлеровцы смогли оценить советское творение уже в первых боях, они испытали сильный шок. Фашистские танки не могли сравниться с «тридцатьчетверкой» в проходимости. Кроме того, фашисты прозвали свою пушку 37 калибра «тук-тук», потому что снаряды попадали по защите советской машины и отскакивали. Они превосходили немецкие танки практически во всем: в толщине брони, проходимости, скорости и ударной мощи. Встреча с нашими Т-34 для немецких танкистов означала одно – очень вероятное поражение.

К недостаткам машины можно отнести сложности в пользовании оптикой, малую площадь боевой рубки и отсутствие радиосвязи. Из-за малой площади боевого отделения командир танка должен был исполнять обязанности и наводчика.

Слабым звеном была и трансмиссия. Она находилась в специальном отделении в корме. Поэтому карданный вал оказался лишним. Основная роль была у тяг управления, длиной 5 метров. Поэтому механику-водителю было сложно управлять машиной. Во избежание поломки трансмиссии танки нередко шли в бой на единственной передаче, установленной заранее.