Как попасть в формулу 1: молодёжные гоночные чемпионаты

Роберт Шварцман — «Формула-2»

Еще один наш гонщик на подступах к «Формуле-1» — Роберт Шварцман. Невероятно талантливый парень из Санкт-Петербурга, Роберт выиграл чемпионат «Формулы-3» в 2019 году, и очень долго лидировал в чемпионате «Формулы-2» в 2020.

К сожалению, череда неудачных стратегических решений и невезение не позволили Шварцману взять титул F2 уже в дебютном сезоне, но наш пилот остается в команде Prema на сезон 2021, причем под первым номером, и уже сейчас о нем можно говорить, как об одном из главных фаворитов сезона.

Шварцман также является участником академии Ferrari.

По ходу сезона 2020 в итальянской прессе ходили слухи, что Роберт дебютирует в «Формуле-1» уже в этом году, речь шла о команде Alfa Romeo, где ветеран автоспорта Кими Райкконен доезжает последние сезоны, а Антонио Джовинацци не показывает ярких результатов. И все-таки осенью 2020 было объявлено о том, что состав «Альфы» на сезон «Формулы-1» 2021 остается неизменным, и Роберту предстоит провести еще один год в «Формуле-2».

В последние сезоны младшие формульные чемпионаты набрали большую популярность в России, а все потому, что в «Формуле-2» равные по своей конфигурации болиды, и каждый из гонщиков имеет равные шансы на успех. Можно не сомневаться, что мы увидим зрелищные заезды в исполнении Роберта, тем более состав опять набрался очень сильный. Здесь и Дэн Тиктум в Carlin, и Кристиан Лундгаард в ART, и Фелипе Другович вместе с Гуань Чжоу в сильной команде UNI-Virtuosi. А самая главная интрига — вместе с Робертом Шварцманом в одной команде будет выступать… Оскар Пиастри, чемпион Формулы-Renault 2019 и чемпион «Формулы-3» 2020 года!

Можно не сомневаться, что нас ждет острая борьба за чемпионский титул. И мы будем болеть за нашего гонщика, ведь «Формула-2» является последней ступенью к «Формуле-1», и титул в ней практически гарантирует участие Роберту в элите автоспорта. Будущее Шварцмана в его руках, и мы надеемся увидеть нашего гонщика рядом с Никитой Мазепиным уже в 2022 году.

Сергей Злобин — первый российский пилот Формулы-1

Сергей Злобин

Как ни странно, но первого российского гонщика, который пилотировал болид Формулы-1, знают не все. Это Сергей Злобин, который в 2003 и 2004 году впервые опробовал болид Формулы-1. К сожалению, ему не пришлось участвовать в гонках из-за якобы слабых результатов. Почему якобы? Даже не самым сильным пилотам, Сергей проигрывал по 3-4 секунды с круга. Но это не столь вина самого пилота, сколько отсутствие должного опыта.

Ну а чем нам всем запомнился Злобин, так это его скандалом с Хуаном-Паблом Монтойей (правда, досконально неизвестно, кто ещё был неправ) и своими нелепыми высказываниями. Ну вот хотя бы парочка из них: «С моим приходом в эту команду (Minardi), команда уйдёт из стана аутсайдеров» или «Я буду стараться изо всех сил сделать Minardi чемпионской командой». Естественно, что это Сергею не удалось и запомнился он отнюдь не гоночными результатами.

Качества, необходимые гонщику

Любой, кто принял решение профессионально заняться автоспортом, должен регулярно проходить медосвидетельствование. Здесь нет людей с какими бы то ни было заболеваниями, ваша сердечно-сосудистая и нервная системы должны быть в полном порядке. Среди качеств, которые необходимы любому гонщику, можно отметить быстроту реакции, способность рисковать и подвергать риску других людей, способность вести переговоры, убеждать спонсоров и экипаж в своей уверенности и в своей победе, коммуникабельность

Не лишними будут хорошая интуиция, координация движений, физическая и психологическая выносливость, умение быстро принимать важное решение, способность анализировать, иметь хорошее зрение, так называемый «глазомер»

Важно также обладать критическим и стратегическим мышлением, умением быстро думать и анализировать ситуацию, чувствовать автомобиль и уметь прогнозировать развитие событий. Кроме того, нужно идеально разбираться в устройстве автомобиля, уметь устранять поломки самостоятельно

Михаил Алешин, пилот программы SMP Racing в чемпионате FIA WEC

Конечно. Управление болидом – это лишь верхушка айсберга. Самой большой частью работы пилота является подготовка автомобиля к соревнованиям. Во время тестовых испытаний гонщик вместе с командой настраивает машину.

Под настройкой подразумевается адаптация автомобиля к трассе

Важно, чтобы спортсмен чувствовал себя уверенно за рулем и понимал, как поведет себя машина в той или иной ситуации на трассе. Для этого и существуют тестовые испытания, во время которых, вместе с гоночным инженером, пилот подстраивает машину под себя

Во время тестов команда из инженеров и механиков меняет всевозможные характеристики болида и смотрит на изменения, происходящие на трассе. Например, команда на трассе может тестировать подвеску 8 дней подряд. Оттачивается каждый поворот, все должно быть идеально. Да, это монотонный труд, но именно он принесет свои плоды во время гонки. Такие испытания происходят с двигателем, коробкой передач, шасси, аэродинамикой и прочим. Все для того, чтобы показать максимум на соревнованиях.

Как на любом большом производстве или в компании, есть строгое разделение обязанностей. Времена, когда один человек досконально знал всю машину и работал над ней в одиночку давно прошли. Сейчас одной машиной занимается не менее 30 человек. Главный инженер, телеметрист, главный механик и многие другие члены команды. Все обязанности разделены в соотвествии с занимаемой должностью. Например, как я уже упоминал выше, гоночный инженер напрямую работает с пилотом во время тестовых заездов. Инженер старта занимается только началом гонки, ничем больше: он подбирает лучшую для старта резину, продумывает стратегию и делает все, чтобы пилот максимально удачно смог начать гонку. Кроме технической части команды есть руководство, которое также вылетает на гонки и следит за работой команды. Есть грузчики, повара, тренера, психолог, официанты и другой обслуживающий персонал.

Для каждой команды все индивидуально. В «Формуле-1» в среднем от 600 до 1 000 человек. В других классах обычно поменьше.

23.08.2018

31.03.2017

20.01.2021

04.12.2017

19.04.2018

15.03.2017

29.04.2021

26.10.2015

12.03.2018

25.03.2019

25.06.2018

02.04.2020

18.01.2018

21.10.2020

22.11.2017

21.07.2021

24.05.2019

13.03.2018


Красота и мода

Выбираем начало пути — картинг, мотоциклы или квадроциклы

В качестве первого гоночного заезда проще всего пойти в картинг-центр, заплатить несколько сотен рублей за аренду карта и посоревноваться с товарищем в мастерстве управления этой техникой. Если же вы походите в центр несколько месяцев каждый день, потренируетесь по несколько часов подряд, то уже вскоре сможете демонстрировать неплохие результаты заездов. Останется только узнать о любительских чемпионатах, на которые вам не нужен собственный карт. Обычно такие чемпионаты проводятся самими центрами и стоят недорого, а в случае чемпионства вы получите определенный приз. При условии, что у вас все получается, можно использовать следующие ступени:

  • открытые чемпионаты по картингу в различных городах, которые предоставляют технику в аренду;
  • аренда профессионального карта и поиск более серьезных соревнований в больших городах страны;
  • приобретение карта и начало пути в качестве профессионального гонщика в данной сфере, наработка навыков;
  • поиск команды, которая готова взять вас к себе под крыло и предоставить постоянную практику на соревнованиях;
  • организация собственных соревнований по картингу среди любителей или среди профессионалов;
  • создание команды, поиск технических специалистов и вспомогательного персонала для участия в серьезных соревнованиях;
  • переход на более серьезный уровень данных гонок, участие в международных соревнованиях и заездах.

Также несложно войти в гоночный мир мотоциклистов, но для этого придется приобрести трассовый мотоцикл и найти специальные места проведения соревнований. Информации в открытом доступе о таких местах огромное количество. Воспользуйтесь помощью любителей данного спорта и попробуйте ваши силы на трассе, прежде чем отдавать немалые деньги за мотоцикл. Если вам понравится такой спорт, вы можете дойти до международных соревнований, но перспектив здесь гораздо меньше, чем в картинге. Вы можете отдать предпочтение поездкам на квадроцикле, что также не потребует невероятных вложений, но и такой спорт не принесет вам мировую известность. Главная цель картинга, мотоспорта и квадроциклов — вывести человека на новый уровень в мире гонок.

Стрит-рейсинг, или как убить свою машину

Вопрос уличных гонок стал более моральным, чем экстремальным. Все воспринимают это как определенное зло, поскольку немало разрушений было принесено гонщиками, которые издеваются над городскими дорогами. Впрочем, стрит-рейсинг может быть неплохим началом для гонщика, но стоит помнить, что в большинстве случаев речь идет о дорогих понтах, а не о реальном спорте.

В стрит-рейсинге вам придется соревноваться с владельцами последних родстеров от BMW и Mercedes, иначе вы не получите ни славы, ни денег, ни других положительных итогов таких гонок. Если хотите, можете арендовать машину для стрит-рейсинга, но помните, что в такой гонке ее можно очень легко повредить и даже разбить.

Штурман — получаем гоночную профессию

Если вы мечтаете стать гонщиком, одной из важных возможностей станет работа штурмана. Это человек, который сидит рядом с водителем и предупреждает о том, что впереди ожидает крутой поворот направо, необходимо снизить скорость. Штурман контролирует все процессы поездки, внимательно изучает обстановку и должен прекрасно разбираться в типах дороги.

Поработав штурманов даже в непрофессиональной гоночной команде, вы сможете с точностью сказать, хотите ли вы быть гонщиком. Чтобы найти вакантное место штурмана, следует найти знакомого, который занимается гонками, и предложить свои услуги при определенном обучении. После получения опыта вы сможете предложить свои услуги профессиональным гонщикам.

Гран-при Германии 2019: четвертый подиум

Просто одна из лучших гонок в истории «Формулы-1», поэтому вдвойне приятно, что эта история была написана при участии нашего гонщика. Команда Mercedes, проводившая Гран-при в оригинальной раскраске, полностью провалила гонку на родной земле. Сначала дело не пошло на пит-стопе Льюиса, затем Боттас разбил свой болид, и Хэмилтон был вынужден прорываться из задних рядов. В свою очередь Хюлкенберг и Леклер упустили отличные шансы на подиум, разбив свои машины. Но какая борьба шла на всех фронтах трассы!

В итоге, самыми расторопными оказались Феттель, Квят и Стролл. Пока Макс Ферстаппен безмятежно лидировал в заезде, эти гонщики смогли точно рассчитать время пит-стопа, и переиграть остальной пелотон. В финальной фазе гонки Даниил за рулем Toro Rosso совершил фантастический обгон Лэнса, и вырвался на вторую позицию! Однако против Себастьяна Феттеля, который прорвался с последних мест, наш пилот ничего сделать не смог.

Тем не менее: Квят, который в тот уик-энд к тому же стал отцом, принес четвертый подиум России в истории «Формулы-1»! Последний на данный момент. Фантастическая гонка фантастического гонщика, и точно одна из лучших гонок для российских пилотов. Кроме того, это был второй подиум в истории команды Toro Rosso после победы Себастьяна Феттеля в 2008 году.

Как Екатерина стала следить за Формулой-1

«У нас дома Ф-1 смотрел только папа. В нашем преимущественно женском коллективе — мама и две дочки — он был своего рода «изгнанником». Иногда папу отправляли куда-нибудь в дальний угол и даже просили смотреть без звука. Потом, когда я уже выросла и начала в одном из пиар-агентств вести автоспортивные проекты, в частности шоу Moscow City Racing, то стала постепенно вовлекаться. Моя первая «любовь» — Дженсон Баттон: тогда он приезжал в Москву вместе с «Маклареном».

Мы начали смотреть гонки вместе с папой. Ну а теперь смотреть гонки в семье «разрешено» всем вместе! Одна из моих бабушек стала настоящим фанатом. Эта история вызывает у меня уважение: человек, которому за 80 лет, обнаружил в себе такую страсть! Она учитель немецкого языка, так что сначала читает новости на немецком языке, потом на русском и всё комментирует папе! Она болеет за Феттеля – как фанат всего немецкого. Но за «Торо Россо», конечно, тоже следит. Бабушка с другой стороны ещё не совсем до конца не понимает, чем я занимаюсь в Формуле-1. Но она тоже начала следить за новостями.

Почему на гоночных машинах нельзя ездить по обычным дорогам

А если нарушить это правило, вами очень быстро заинтересуется полиция. Доказано свежим случаем в Чехии.

Была очень смешная история. Пару месяцев назад бабушка позвонила мне и сказала: «Поздравляю вас с победой: мне сказали, что «Хонда» выиграла!» А это было ещё до Гран-при Австрии. Мы посмеялись, что у неё какой-то волшебный телевизор, но после Шпильберга она позвонила ещё раз: «Ну я же тебе сказала!» А потом она ещё раз позвонила после Германии, когда были и победа «Ред Булл», и подиум «Торо Россо». Так что бабушка назвала себя осьминогом Паулем».

Помощь родителей в осуществлении мечты

Давайте рассмотрим с самого начала, как маленький мальчишка или девчонка могут стать гонщиками. Сначала ребенок проявляет свое желание стать гонщиком, после чего вы ищите, есть ли в вашем городе картодром. Если он есть ребенку повезло, ведь вы – родители, должны отвести ребенку, как и обещали туда. Если картодрома нет, надолго мечты ребенка откладываются, пока он не подрастет и не сможет уехать в другой город на обучение (хотя обычно к этому времени мечта забывается). Чтобы ребенок стал гонщиком, родители должны понимать, как это дорого! Вне зависимости от возраста ребенка, ему будет необходим хороший тренер, а это, как вы понимаете, очень дорогостоящая услуга. Необходимо с первого дня ребенка в спорте воспитывать в нем уверенность в себе, нацеленность на победу и результат, силу воли, упорность. Так, ни в коем случае, не соглашайтесь дать ребенку выходной от занятий, если он не хочет тренироваться: хотел стать гонщиком, пусть идет на тренировки. Никаких поблажек и условий.
Как только гонщик начнем проявлять свои способности, ему необходимо стать частью одной команды, потому придется хорошо потрудиться, чтобы не только найти команду других гонщиков и помощников, но и добиться их признания, чтобы новичка приняли в команду. Необходимо и найти человека, который бы мог проспонсировать вашего гонщика, иначе вы не сможете полностью покрыть расходы на хобби вашего чада

Не давите на ребенка, помните – не так важно, когда он войдет в большой спорт, ведь уход оттуда напрямую зависит от прихода

Виталий Петров, главный редактор нашего журнала, пилот программы SMP Racing в чемпионате FIA WEC и Blancpain GT

Если мы говорим о технической должности (инженер, механик, рабочий), то тут все зависит от опыта работы и рекомендаций. Нельзя просто так прийти к главному инженеру команды «Формулы-1» и сказать, что хочешь здесь работать. Нет. Мир автоспорта тесно связан и часто мастера знают друг друга лично, поэтому рабочий с плохой репутацией в хорошую команду не попадет. Все начинается с картинга, затем кузовные чемпионаты разных серий и вершина – «Формула-1». Шаг за шагом к цели.

Если работник с хорошим опытом и неплохими рекомендациями, он очень быстро найдет себе новое место

Кто откажется от того, чтобы взять к себе в команду отличного главного механика, например? Важно, что при любой ошибке, связанной с болидом, отвечать будет именно он. Да, есть понятие заводского брака, но бывают случаи, когда механик что-то недосмотрел, из-за чего произошел сбой во время гонки, а это катастрофа

Для максимального исключения человеческого фактора существует четкий график работ и строгая отчетность.

На трассу выезжает примерно 100 человек из команды: руководство, PR-служба, инженеры, механики, стратеги, тренера и обслуживающий персонал. Гоночный инженер во время тестовых заездов работает непосредственно с пилотом: он ориентируется на его ощущение и чувства, и в соответствии с ними настраивает болид под гонщика. Есть стратеги, которые наблюдают за результатами испытаний других команд. Все технические данные по аэродинамике и телеметрии в режиме онлайн просматривают и те мастера, которые остались на заводе. Они также обрабатывают эти данные и дают свои рекомендации. На машине установлено порядка 500 датчиков, измеряющих угол поворота колеса, силу нажатия на педали, прижимную силу и прочее. В перерыве между заездами оба пилота смотрят на телеметрию. Благодаря ей можно определить, как лучше проходить тот или иной участок трассы.

К концу первого дня мы уже имеем четкое преставление об износе резины, тактике колес, стратегии и о том, когда будут происходить пит-стопы. В общем, команда уже знает что будет происходить во время гонки.

Наибольшее количество побед за сезон

Ключ
Пилот выступал в сезоне года.
Жирный Выиграл чемпионат мира в том же году
Наибольшее количество побед Гран-при за сезон
Год Драйвер (ы) Конструктор (ы) Побед Скачки Процент
Хуан Мануэль Фанхио Альфа-Ромео 3 7 42,86%
Нино Фарина
1951 г. Хуан Мануэль Фанхио Альфа-Ромео 3 8 37,50%
1952 г. Альберто Аскари Феррари 6 8 75,00%
1953 г. Альберто Аскари Феррари 5 9 55,56%
1954 г. Хуан Мануэль Фанхио Мазерати , Мерседес 6 9 66,67%
1955 г. Хуан Мануэль Фанхио Мерседес 4 7 57,14%
1956 г. Хуан Мануэль Фанхио Феррари 3 8 37,50%
1957 г. Хуан Мануэль Фанхио Maserati 4 8 50,00%
1958 г. Стирлинг Мосс Vanwall 4 11 36,36%
1959 г. Джек Брэбэм Купер — кульминация 2 9 22,22%
Тони Брукс Феррари , Ванвалл
Стирлинг Мосс Купер — Кульминация , Купер — BRM
1960 г. Джек Брэбэм Купер — кульминация 5 10 50,00%
1961 г. Фил Хилл Феррари 2 8 25,00%
Вольфганг фон Трипс
Стирлинг Мосс Лотос — кульминация , Фергюсон — кульминация
1962 г. Грэм Хилл BRM 4 9 44,44%
1963 г. Джим Кларк Лотос — кульминация 7 10 70,00%
1964 г. Джим Кларк Лотос — кульминация 3 10 30,00%
1965 г. Джим Кларк Лотос — кульминация 6 10 60,00%
1966 г. Джек Брэбэм Brabham — Repco 4 9 44,44%
Джим Кларк Лотос — Форд 4 11 36,36%
1968 г. Джеки Стюарт Матра — Форд 3 12 25,00%
Грэм Хилл Лотос — Форд
1969 г. Джеки Стюарт Матра — Форд 6 11 54,55%
1970 г. Йохен Риндт Лотос — Форд 5 13 38,46%
1971 г. Джеки Стюарт Тиррелл — Форд 6 11 54,55%
1972 г. Эмерсон Фиттипальди Лотос — Форд 5 12 41,67%
Джеки Стюарт Тиррелл — Форд 5 15 33,33%
1974 г. Ронни Петерсон Лотос — Форд 3 15 20,00%
Эмерсон Фиттипальди Макларен — Форд
Карлос Ройтеманн Брэбэм — Форд
1975 г. Ники Лауда Феррари 5 14 35,71%
1976 г. Джеймс Хант Макларен — Форд 6 16 37,50%
1977 г. Марио Андретти Лотос — Форд 4 17 23,53%
1978 г. Марио Андретти Лотос — Форд 6 16 37,50%
1979 г. Алан Джонс Уильямс — Форд 4 15 26,67%
1980 г. Алан Джонс Уильямс — Форд 5 14 35,71%
1981 г. Нельсон Пике Брэбэм — Форд 3 15 20,00%
Ален Прост Renault
1982 г. Дидье Пирони Феррари 2 16 12,50%
Ален Прост Renault
Рене Арну
Ники Лауда Макларен — Форд
Джон Ватсон
1983 г. Ален Прост Renault 4 15 26,67%
Ален Прост McLaren — ТЕГ 7 16 43,75%
1985 г. Ален Прост McLaren — ТЕГ 5 16 31,25%
1986 г. Найджел Мэнселл Уильямс — Хонда 5 16 31,25%
1987 г. Найджел Мэнселл Уильямс — Хонда 6 16 37,50%
1988 г. Айртон Сенна Макларен — Хонда 8 16 50,00%
1989 г. Айртон Сенна Макларен — Хонда 6 16 37,50%
1990 г. Айртон Сенна Макларен — Хонда 6 16 37,50%
1991 г. Айртон Сенна Макларен — Хонда 7 16 43,75%
1992 г. Найджел Мэнселл Уильямс — Рено 9 16 56,25%
1993 г. Ален Прост Уильямс — Рено 7 16 43,75%
1994 г. Михаэль Шумахер Бенеттон — Форд 8 16 50,00%
1995 г. Михаэль Шумахер Бенеттон — Рено 9 17 52,94%
1996 г. Дэймон Хилл Уильямс — Рено 8 16 50,00%
1997 г. Жак Вильнёв Уильямс — Рено 7 17 41,18%
1998 г. Мика Хаккинен Макларен — Мерседес 8 16 50,00%
1999 г. Мика Хаккинен Макларен — Мерседес 5 16 31,25%
2000 г. Михаэль Шумахер Феррари 9 17 52,94%
2001 г. Михаэль Шумахер Феррари 9 17 52,94%
2002 г. Михаэль Шумахер Феррари 11 17 64,71%
2003 г. Михаэль Шумахер Феррари 6 16 37,50%
2004 г. Михаэль Шумахер Феррари 13 18 72,22%
2005 г. Кими Райкконен Макларен — Мерседес 7 19 36,84%
Фернандо Алонсо Renault
2006 г. Михаэль Шумахер Феррари 7 18 38,89%
Фернандо Алонсо Renault
2007 г. Кими Райкконен Феррари 6 17 35,29%
2008 г. Фелипе Масса Феррари 6 18 33,33%
2009 г. Дженсон Баттон Браун — Мерседес 6 17 35,29%
2010 г. Фернандо Алонсо Феррари 5 19 26,32%
Себастьян Феттель Red Bull — Renault
2011 г. Себастьян Феттель Red Bull — Renault 11 19 57,89%
2012 г. Себастьян Феттель Red Bull — Renault 5 20 25,00%
Себастьян Феттель Red Bull — Renault 13 19 68,42%
2014 г. Льюис Хэмилтон Мерседес 11 19 57,89%
2015 г. Льюис Хэмилтон Мерседес 10 19 52,63%
2016 г. Льюис Хэмилтон Мерседес 10 21 год 47,62%
2017 г. Льюис Хэмилтон Мерседес 9 20 45,00%
2018 г. Льюис Хэмилтон Мерседес 11 21 год 52,38%
2019 г. Льюис Хэмилтон Мерседес 11 21 год 52,38%
2020 г. Льюис Хэмилтон Мерседес 11 17 64,71%
2021 г. Макс Ферстаппен Ред Булл — Хонда 7 * 14 * 50,00%

* Сезон еще продолжается.

Чемпионы Ф1 в подростковом возрасте

Другая интересная статистика – взглянуть на то, из каких гоночных серий приходили в Формулу 1 чемпионы мира. Всех 33 гонщиков с этим титулом мы перечислять, естественно, не будем, но ранняя карьера 10 наиболее недавних обладателей титула представляет интерес для нашей темы.

Чемпион мира До Ф1 До предыдущей серии
Нико Росберг GP2, чемпион Евросерия Ф3, 4й
Себастьян Феттель Мировая серия Рено, 5й Евросерия Ф3, вице-чемпион
Льюис Хэмильтон GP2, чемпион Евросерия Ф3, чемпион
Кими Райкконен Британская 2-литровая Ф-Рено, чемпион Картинг
Фернандо Алонсо Ф3000, 4й Мировая серия Nissan (ныне — V8), чемпион
Мика Хаккинен Британская Ф3, чемпион «Древние» серии класса Формулы Форд

Таблица: такие молодёжные «гоночные университеты» заканчивали недавние чемпионы мира

Как правило, у чемпионов мира в классе Ф1 действительно яркий, выдающийся даже среди быстрых сверстников талант. Чемпионы чемпионов? Далеко не всегда. Чаще они «перепрыгивают» заключительную молодёжную ступеньку автоспорта: так было с Хаккиненом и Шумахером. Райкконен и вовсе провёл до Ф1 около 30 формульных гонок. Феттель роскошно выступал в младшей F-BMW. Лишь Алонсо, Хэмильтон и Росберг шли современным путём: высшие категории автоспорта в соответствующие годы (как их ни называть – Ф2, Ф3000 или ГП2; в некоторых случаях – та или иная вариация 3,5-литровой Мировой серии: то V8, то Nissan, то Renault).

Стать гонщиком может каждый. Объясняем, как это сделать

#ProstoProSport рассказывает, как участвовать в реальных гонках, а не соревноваться в скорости с соседом по даче.

Если ты мечтал сесть за руль болида Формулы-1 и обгонять на трассе в Спа в «красной воде» Льюиса Хэмилтона или Себастьяна Феттеля, забудь. Формула – спорт для избранных. Если ты не родился в семье крупного бизнесмена, у тебя нет шансов. Пилоты Ф1 – это золотая молодёжь, в которую с детства вливали огромные деньги сначала в картинговых сериях, потом в младших гран-при. Те, у кого есть ещё и хоть капля таланта, попадают уже в большие призы. Но не отчаивайся, если ты не из этой категории. Стань гонщиком кузовного чемпионата по кольцевым гонкам RCC.

Как стать гонщиком в России? Не так уж сложно. Наличие финансовых средств, конечно, понадобится, но вполне реальных для среднего класса. Во-первых, нужно уметь водить и обладать правами категории B. Если эти условия соблюдены, отправляйся на обследование в ближайший физкультурно-спортивный диспансер. Прошёл медкомиссию, покупай экипировку (шлем, подшлемник, комбинезон, перчатки) и заключай договор со страховой компанией. Теперь нужна лицензия. За ней обращайся в главную комиссию РАФ. Для этого придётся пройти курсы экстремального вождения в специализированной автошколе и найти команду, которая возьмёт к себе. RCC включает 8 серий: «Легенды», «МитДжет», «Национальный», «Туринг-Лайт»,«Супер-продакшн», «Туринг», «Кубок LadaGranta» и «Гран-При Россия». Выбирай любую.

«Легенды» – самая дешёвая. Лицензия стоит всего 250 рублей. Соревноваться придётся на автомобилях, стилизованных под ретрокары 30-х годов. Как стать гонщиком в этой серии? Нужно лишь желание.

«МитДжет» – также хороший вариант для начинающих. Машины в этой серии отдаленно напоминают спорткары, и оснащаются 1,3-литровым двигателем в 150 лошадок. Однако стоимость участия за один этап – 150 тысяч рублей.

«Национальный» – самый массовый кузовной полупрофессиональный класс в RRC. Отличается сравнительно низкой стоимостью – 120 тысяч за этап. Гонки проходят, в основном, на «Калинах» со 140-сильным движком. Помимо них могут быть заявлены Renault Logan и Sandero российской сборки, а также Volskwagen Polo.

«Туринг-Лайт». В этой серии участвуют автомобили с 1,6 литровыми двигателями с мощностью до 180 сил. В основном здесь ездят на Citroen C2, Honda Civic, Polo, Peugeot 206 и Lada Kalina Sport. Участие в одном этапе обойдется гонщику в 200-250 тысяч без учета проведения тестов и расходов на шины.

«Супер-продакшн». Мощность двигателей у автомобилей в этой серии доходит до 240 лошадок, а максимальная скорость – до 185 км/ч. Как правило, это старые модели BMW 320, Honda Civic и Opel Astra. Стоимость одного этапа колеблется в районе 300-350 тысяч рублей.

«Туринг». По сути, здесь собрана вся элита RRC. Машины в этом классе соответствуют нормам FIA, поэтому, зачастую можно встретить списанные аппараты из европейских гоночных серий. Их мощность достигает 300 лошадиных сил, а максимальная скорость – 200 км/ч. Удовольствие поездить на подобном монстре стоит 400-450 тысяч.

«Кубок Lada Granta». Специалисты АВТОВАЗа для этой серии подвели двигатель «Гранты» к 240 лошадиным силам. По сути, это тот же автомобиль, который участвует в классе «Туринг», но в более упрощенной модификации. Стоимость одного этапа – 260 тысяч рублей.

«Формула Россия». Единственный класс в RRC с открытыми колесами. Здесь собраны те пилоты, которые в будущем планируют гоняться на международном уровне. Стоимость гонки держится в секрете, однако, по слухам, она составляет в районе 407 тысяч рублей. Болид разрешается брать в аренду либо на целый сезон, либо на его половину. В случае нехватки средств администрация чемпионата может помочь найти спонсоров. В серии участвуют машины Tatuus FA010 из итальянской «Формулы-Abarth». Их максимальная мощность – 180 лошадиных сил, а разгоняются они до 250 км/ч.

Особенности профессии

Каждый, кто ищет ответ на вопрос о том, как стать гонщиком «Формулы», и планирует сесть за руль гоночного автомобиля, должен понять, что это не игрушка, это настоящий спорт, профессия. Невозможно быть рейсером по субботам два раза в месяц, здесь нужен совершенно другой подход. И поскольку мы рассматриваем эту сферу человеческой деятельности как профессию, то следует сказать об её особенностях.

Главное событие в жизни гонщика – соревнования. К ним он готовится долго, тщательно и ответственно. Чтобы быть спортсменом, недостаточно купить подержанную «семерку» и полностью ее затонировать – для участия в профессиональных соревнованиях понадобится специальный автомобиль (для ралли, формулы и гонок по бездорожью нужны разные комплектации машин). А это очень серьёзная статья расходов. Ежедневно необходимо проводить много времени на спортивных треках, а это расходы на их аренду, на бензин, оборудование и т.д. Кроме того, у вас должен быть личный тренер, наставник, который может работать с вами как индивидуально, так и в составе небольшой группы единомышленников. Все это говорит о том, что участники заездов – люди не бедные, вы должны обладать немалыми средствами для того, чтобы прийти в этот спорт. Наконец, существуют ещё физические и моральные качества, которыми обязан обладать любой, кто садится за руль спорткара.

Автомобиль – источник повышенной опасности. Водитель фактически должен быть частью своего железного коня, его продолжением, чувствовать его габариты. Некоторые спортсмены признаются, что они разговаривают со своими машинами, чувствуют их настроение и живут так, будто это не просто двигатель и железный корпус, а настоящий партнёр и товарищ. Так что гонки – это целая философия, образ жизни, требующий много времени, денег и особых моральных качеств.

Никита Мазепин — «Формула-1»

Разумеется, начинаем с F1 — главного вида автоспорта на планете. В «Формулу-1» попадают только лучшие из лучших, пожалуй, это единственный вид моторных видов спорта, который действительно широко известен и популярен во всем мире. Участие в F1 — это возможность заявить о себе в элите автоспорта.

С 2010 по 2012 год в «Формуле-1» выступал Виталий Петров, с 2014 по 2017 и с 2019 по 2020 — Даниил Квят, в 2018 году — Сергей Сироткин. И вот, в сезоне 2021 года пришла очередь нашего Никиты Мазепина.

Никита — вице-чемпион GP3, бронзовый призер азиатского чемпионата «Формулы-3», победитель Гран-при «Формулы-2». Уже в этом сезоне наш пилот будет выступать за американскую команду Haas. Изначально команда была известна своими успехами в главном американском автоспорте — NASCAR, однако владелец команды Джин Хаас принял решение о приходе в Королевский автоспорт с сезона 2016 года.

Команда уже произвела впечатление на наших болельщиков: российская компания «Уралкалий», председателем совета директоров которой является отец Никиты, Дмитрий Мазепин, стала титульным спонсором Haas. В итоге американская команда в 2021 будет выступать… в цветах российского флага — по крайней мере, расположение цветов на ливрее точь-в-точь повторяет триколор.

И это особенно символично на фоне решения WADA о запрете российских атрибутов в «Формуле-1», вплоть до флага, гимна, герба, наименований «Россия» и «русский».

Но в разрезе спортивных результатов не стоит ждать чудес. За последние годы Haas пережили сразу несколько серьезных кризисов — сначала в 2019 году неудачей закончилось сотрудничество с компанией по производству энергетических напитков Rich Energy, которую и вовсе подозревали в мошенничестве. В итоге, команда закончила сезон лишь на девятом месте. В 2020 году все стало еще хуже — из-за коронавируса Haas едва уложились в сроки подготовки к новому сезону, и в чемпионате они стали одной из худших команд.

По состоянию на 2021 Джин Хаас прямо озвучил цели команды — подготовка к сезону 2022, когда сменится технический регламент. Уже сейчас известно, что по ходу текущего сезона шасси и двигатель не будут дорабатываться, поэтому прогнозы специалистов не внушают оптимизм — предпоследнее или последнее место в чемпионате. Тем не менее, дебютный сезон Никиты можно рассматривать как трамплин в будущее — его напарником по команде станет чемпион «Формулы-2» Мик Шумахер. Именно борьба с партнером по команде станет ключевым фактором, определяющим будущее российского пилота. И если Никита Мазепин докажет на трассе, что достоин остаться в элите мирового автоспорта, то уже с 2022 мы сможем надеяться на регулярные очки и даже подиумы.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

Престижность, азарт, для любителей экстрима — невероятный выброс адреналина. Гонщиков называют адреналиновыми наркоманами.

Минусы

Опасность и серьезный риск, колоссальная ответственность. За автогонщиком стоят спонсоры, механики, целая команда, благодаря которой становится возможным участие в гонках. Груз ответственности перед ними очень сильно давит.

Автогонщик — это не столько профессия, сколько призвание. Пилот автомобиля, автогонщик, ничего не получает, кроме уважения и восхищения людей, которые за него болеют. И кубка, который стоит несколько сотен рублей. Есть суперпрофессиональные пилоты, их единицы в России, которые за свой труд получают деньги. Но в российском кольцевом спорте их не наберется и пяти человек. Подавляющее же большинство гонщиков делают это ради собственного удовольствия, вкладывают свои деньги в гонки. Наиболее талантливые, опытные, профессиональные находят возможность привлекать чужие деньги (деньги спонсоров). Как правило, автогонщики зарабатывают на жизнь в сфере, косвенно связанной с гонками – это может быть автомобильная журналистика, тренерская и инструкторская работа, подготовка автомобильных презентаций и т.п.

Виды автомобильных соревнований можно классифицировать по типам трасс, на которых проводятся состязания, по особенностям гоночной техники, по особенностям спортивного регламента и т. д.

От вида гонок зависит состав экипажа машины. Например в гонке на болиде по кольцу гонщик управляет машиной самостоятельно. А в галли экипаж машины состоит из двух человек: первый пилот – это водитель, второй пилот – это штурман.