Содержание
- Успеть за 90 секунд
- Самолеты могут летать и приземляться на одном моторе
- В пустыне на границе США и Мексики провели самый масштабный краш-тест разбили Boeing-727. Пилот катапультировался.
- Безопасность полетов
- Можно ли выжить в авиакатастрофе?
- Пилоты и дети
- Глобальное слежение
- Инструкции по безопасности
- Все зависит от авиакомпании
- Какие шансы попасть в авиакатастрофу
- Самолёт не безопасен
- Боролись до конца
- Почему происходят авиакатастрофы
- Статистика шанса
- Опасности при посадке
- Что делать, если все пошло не так
- Забудь о ручной клади, подумай о детях
- Наездница на обломках
- Надевай кислородную маску, как только она упадет
- Опасные беспилотники
- Про отрезанные пальцы и пули
- Пилоты и дети
- Правила при взлете и посадке
Успеть за 90 секунд
Попадая в форс-мажорные ситуации, человеку свойственно торопиться, дабы спасти свою жизнь. Если успеть расстегнуть ремень в течение 90 секунд, то шансы спастись значительно увеличиваются. А ведь скованный паникой человек часто начинает в шоке пытаться выбить стекло иллюминатора, оставаясь пристегнутым.
Если сигналов от экипажа не поступает, и ты сумел остаться в сознании после падения, то не медли. Главное, не пытайся достать свою ручную кладь из багажного отсека. Пусть лучше сгорят постылые шмотки, чем твоя рыскающая по отсеку фигура затруднит передвижение остальным и погубит тебя самого. Спасай жизнь, а не багаж.
Самолеты могут летать и приземляться на одном моторе
Может показаться, что двигатели – это единственное, что удерживает самолет в небе, но они являются лишь частью уравнения
Да, они обеспечивают тягу, но что важно – самолет способен летать даже на одном моторе. Все коммерческие самолеты спроектированы так, чтобы выполнять свои задачи только с одним работающим двигателем
Но что если они все выйдут из строя разом? Во-первых, это маловероятно. Во-вторых – планировать. Да, сотни тонн алюминия, титана и пластика способны на это. Основа самолета – планер. В него изначально заложены эти физические свойства.
Единственная разница лишь в том, какое расстояние может пройти самолет. За это время пилоты смогут сориентироваться и выбрать место для безопасной посадки или приводнения.
В пустыне на границе США и Мексики провели самый масштабный краш-тест разбили Boeing-727. Пилот катапультировался.
Специалисты решили устроить катастрофу, а точнее, жесткую посадку настоящему пассажирскому лайнеру, естественно, без пассажиров и пилота. И все ради того, чтобы понять: есть ли шанс у людей выжить в авиакатастрофе и если да, то что для этого нужно делать. Эксперты, в частности, пришли к выводу о том, что самые дорогие и удобные места не являются самыми безопасными. Корреспондент НТВ Юлия Васильченко изучила запись.
На кадрах видеозаписи Boeing-727 на скорости свыше 200 километров в час в свободном полете врезается в землю. И хоть это всего лишь эксперимент: пилот выпрыгнул с парашютом перед крушением, а вместо людей на борту манекены, такое не раз становилось трагической реальностью.
Впрочем, говорят эксперты, подобное падение равносильно жесткой посадке. Картина кажется фатальной, но шансы выжить в этом случае есть почти у 80% пассажиров, если следовать простым правилам. Как выяснилось, билеты в бизнес-класс лучше не покупать, ведь самолет при столкновении с поверхностью основной удар принимает на нос. Поэтому пилоты и пассажиры, которые любят путешествовать с комфортом, оказываются в наиболее уязвимом положении.
А вот основная часть корпуса остается цела. И чем ближе вы сидите к хвосту лайнера, тем безопаснее. При этом, говорят исследователи, лучше занимать места неподалеку от аварийных выходов. Если электричества не будет и табло погаснут, выбираться из самолета придется на ощупь. Эксперимент также показал, что к правилам, о которых рассказывают бортпроводники перед началом полета, следует прислушиваться, и не стоит игнорировать ремни безопасности.
Если не пристегиваться, шансы выжить практически сводятся к нулю. Если пристегнуться, но сохранять вертикальное положение, вы, возможно, останетесь живы, но получите серьезную травму головы от удара о спинку кресла. А вот самая безопасная позиция: пассажир пристегнулся, наклонил туловище вперед, а головой уперся в спинку стоящего впереди сидения. В этом случае есть вероятность остаться практически невредимым.
Эйлин О’Нил, президент группы Discovery и LTC Networks: «Мы хотели посмотреть, что в момент крушения происходит с самолетом, каким нагрузкам подвергается человеческое тело. С помощью этого проекта можно ответить на вопрос, как увеличить шансы на выживание в авиакатастрофах».
Эксперимент обошелся в 1,5 миллиона долларов. Boeing-727 был оснащен видеокамерами, на которые записывалось все, что происходило внутри. Записывающие устройства были установлены даже в шлеме пилота. После видео показали в эфире американских телеканалов.
Санжджей Сингхал, технический продюсер, Dragonfly Film: «Мы хотели использовать эту возможность, чтобы с помощью научных данных помочь пассажирам лучше уяснить правила безопасности и знать, что делать в тех редких случаях, когда самолет попадает в аварию».
По статистике вероятность авиакатастрофы очень мала: примерно один к десяти миллионам. Это если вы летаете рейсами крупных авиакомпаний. Если же вы пользуетесь услугами менее известных авиаперевозчиков, то вероятность крушения возрастает до одного к миллиону. Впрочем, эксперты уверяют, что воздушные путешествия с каждым годом становятся все безопаснее.
Подробности в видеоматериале НТВ.
Безопасность полетов
Гражданская авиация — едва ли не самая параноидально-зарегулированная отрасль с множеством различных норм, инструкций и законов, связанных с безопасностью деятельности. Наглядным примером являются правила обращения с электронными устройствами на борту. Никакое оборудование современных самолетов не может быть повреждено или его работа нарушена сигналом от потребительской электроники. Тем не менее, поскольку первые мобильные телефоны были аналоговыми и имели достаточно мощные приемо-передатчики, их использование запретили, и некоторые ограничения остаются даже спустя десятилетия — а вдруг что пойдет не так?
С технической стороны, самолеты еще на заре популярности и массовой доступности перелетов в далекие 1950-е имели двойное или тройное резервирование основных систем: вероятность критического отказа оборудования всегда была крайне низка. Перед вылетом каждый борт обязательно проверяется техническими специалистами: на любую комбинацию погодных условий и характеристик определенного маршрута существует свой набор требований к инспекции и подготовке воздушного судна.
Это подтверждается цифрами. Один из главных «Церберов» мировой гражданской авиации — (федеральное управление гражданской авиации США) в конце 2018 года опубликовало статистику по количеству бортов в воздухе. Только над территорией Северной Америки ежедневно совершается не менее 43 тысяч рейсов, а в наиболее загруженные часы одновременно в небе может находиться свыше пяти тысяч самолетов и вертолетов. Цифры для всего Земного шара в несколько раз больше.
Для сравнения, в сети существует едва ли не самый подробный агрегатор новостей об авиационных происшествиях — . На нем ежедневно оперативно публикуется самая свежая информация об инцидентах со всего мира, которые привели, либо потенциально могли привести к человеческим жертвам. Если отбросить обновления старых постов, например о недавнем Boeing 737 MAX в Африке, то окажется, что каждый день происходит 3−4 аварии. А новые красные кружочки (катастрофы) появляются раз в неделю-две, и чаще всего это дополнения по расследованиям прошлых событий.
Таким образом, вероятность попасть хотя бы в аварию на борту самолета примерно равна шансу выиграть в лотерею. Когда вы в последний раз забирали себе «Айфон» после конкурса репостов во «ВКонтакте»? Как бы пугающе и резонансно ни выглядели новости о катастрофах, стать героем одной из них почти нереально.
Популярная механика
Можно ли выжить в авиакатастрофе?
Многие считают, что это совершенно невозможно. На высоте в 10 тысяч метров очень холодно, мало кислорода, да и приземление вряд ли будет мягким. Однако факты, а также рассказы выживших в авиакатастрофах, говорят о том, что возможность благополучного исхода есть почти всегда.
В предыдущем параграфе были перечислены наиболее многочисленные по жертвам аварии, однако существует огромное количество инцидентов, в которых количество пострадавших было минимальным или вовсе равнялось нулю. Естественно, в первую очередь все зависит от действий пилотов и экипажа вообще, но и сами пассажиры, если не создают панику и соблюдают спокойствие, в критической ситуации могут спастись.
Итак, как удается выжить в авиакатастрофе? Единой инструкции, как действовать, не существует, однако можно просто знать и соблюдать некоторые рекомендации на этапе сборов и посадки в самолет. Ну а если нештатная ситуация все-таки возникнет, тут, скорее всего, в дело вступят инстинкты, хотя будет лучше сохранить голову холодной.
Пилоты и дети
Статистика выживания в авиакатастрофах показывает, что значительно больше шансов обмануть смерть у членов экипажа и пассажиров, не достигших совершеннолетия. С пилотами ситуация понятна – в их кабине системы пассивной безопасности более надежны, чем у остальных пассажиров.
Почему чаще других выживает дети – до конца не понятно. Однако несколько достоверных причин исследователи этого вопроса установили:
повышенная гибкость костей, общая расслабленность мышц и больший процент подкожного жира, защищающего внутренние органы от травм наподобие подушки;
небольшой рост, из-за которого голова закрывается спинкой кресла от летящих обломков
Это крайне важно, так как основная причина смертей при авиакатастрофах – травмы мозга;
меньший размер тела, снижающий вероятность напороться в момент приземления на какой-то острый предмет.
Глобальное слежение
Другая важнейшая задача в области безопасности — создание
системы глобального слежения за полетами. «При любом авиапроисшествии наивысший
приоритет — спасение оставшихся в живых. К активизации разработки глобальной
системы слежения подтолкнуло исчезновение малайзийского рейса MH 370. Вы
знаете, его ищут уже пять лет», — сказал Шелковников.
«Насколько необходимо внедрение спутниковых средств
наблюдения, наглядно подтверждают те же катастрофы российских вертолетов.
Вспомним, что произошло в горах Республики Коми с Ми-8 «Газпромавиа»
в 2007 году: вертолет упал всего в 3 километрах от места вылета, но аварийный
радиомаяк не сработал. Искали двое суток. Пилоты выжили после падения, но
погибли от переохлаждения», — посетовал эксперт.
Он также напомнил, что в октябре 2014 года десять месяцев искали
вертолет Ми-8Т «Тува-Авиа». Только через трое суток нашли упавший в районе
Шпицбергена Ми-8 «Конверс-Авиа» в октябре 2017 года. А Robinson R-66,
исчезнувший два года назад над Телецким озером, так и не нашли.
Инструкции по безопасности
Перед взлетом стюардессы всегда проводят инструктаж пассажиров по технике безопасности
Мало кто вообще обращает на них внимание. Это большая ошибка
Очень важно внимательно прослушать всю информацию, которую вам рассказывают бортпроводники. Они покажут, как пользоваться кислородными масками и спасательными жилетами
Стюардессы знают, что делать, если падает самолет, а значит их объяснениям нужно уделить время.
Внимательно слушайте инструкции стюардесс в самолете.
Проверьте, есть ли под вашим сиденьем спасательный жилет. Часто их недостает, так как не всегда внимательно проверяется их наличие. Вы думаете он вам не пригодится? Но вспомните пассажиров “Титаника”, которым не хватило спасательных шлюпок только потому, что его создатели решили, что корабль — непотопляемый.
В карман каждого кресла дополнительно вкладывают схемы-инструкции. Ознакомьтесь с ними и постарайтесь запомнить, что там указано.
Все зависит от авиакомпании
Конечно, от авиакомпании зависит многое. То, как авиакомпания управляет своим бизнесом, флотом, перевозками, подготовкой и прочим, влияет на ее успех и безопасность. И история знает примеры, когда в целях экономии маленькие авиаперевозчики ищут лазейки и пренебрегают правилами, и это становилось причиной катастроф. Боливийская компания LaMia, у которой было всего два лайнера, однажды пошла по такому пути, начав летать на запасе меньшем топлива, чем того требуют правила. В сговоре были пилоты и владельцы авиакомпании. Закончилось это крушением в 2016 году во время перелета вместе с бразильской футбольной командой Chapecoense.
Однако самым большой по количеству жертв, случившейся по вине пилота, была авария, в которую попали самолеты двух очень крупных компаний – KLM и Pan American. В 1972 их лайнеры столкнулисьв аэропорту на Тенерифе. Тогда погибли 583 человека.
Но в общих случаях, пости все действия авиакомпаний регламентированы и жетско контроллируются и нациоанльными авиационными властями и ICAO (Международной организации гражданской авиации). Именно авиавласти следят, чтобы проводились своевременные замены всего, что требует того, и чтобы каждый самолет, отправляющийся рейс, был исправен.
Какие шансы попасть в авиакатастрофу
Давайте рассмотрим, каковы же шансы попасть в нештатную ситуацию на авиалайнере. Итак, по последним данным, шанс умереть на самолете равняется 1 из 20 млн. В то же время, шанс погибнуть в автокатастрофе составляет 1 из 9 200. К слову, шанс что у дома обвалится крыша также выше, чем погибнуть в самолете. Поэтому желание лететь с парашютом либо внедрить в сиденье катапульту, может быть просто проявлением фобии к полетам. Чтобы от нее избавиться можно обратится к любому психологу.
Отметим, что не стоит боятся полетов, все самолеты тщательно проверяются перед полетами. В наше время штрафы за любые нештатные ситуации очень велики. Ни одна компания не хочет платить сумасшедшие деньги по страховке. Поэтому все подходят к своему делу с большой ответственностью.
Самолёт не безопасен
Статистика хоть и точная наука, но конечный результат очень зависит от метода расчёта. При определении уровня безопасности воздушных судов берётся количество трагических событий на общее число километров полётов. Именно такой тип расчёта в основном используют статисты, и именно его результаты публикуются в официальных источниках.
Весь секрет кроется в том, что катастрофы в своём большинстве приходятся на моменты взлётов и посадок. В пути крушение самолета происходит гораздо реже. Но такой метод расчёта очень выгоден для транспортных компаний, и они им очень часто пользуются, чтобы не отбивать желания туристов выбирать для передвижения именно авиаперелёты. Тем не менее такой показатель, как погибшие в авиакатастрофе (их число) при авариях на взлете и посадке, приобретает очень большие масштабы.
Если принимать во внимание расчёт трагических случаев на общий километраж передвижения, то самыми опасными окажутся два вида перемещений – мотоцикл и ходьба пешком. Стоит только просмотреть сводку по трагическим моментам в любом городе и можно увидеть, что пешеходов гибнет очень много, даже больше, чем мотоциклистов. Если изучить остальные методы статистических исследований, то тут самолёт по безопасности уступит место поезду
К примеру, по числу гибели пассажиров на количество поездок и скорость передвижения авиаперелёты являются самыми неблагоприятными
Если изучить остальные методы статистических исследований, то тут самолёт по безопасности уступит место поезду. К примеру, по числу гибели пассажиров на количество поездок и скорость передвижения авиаперелёты являются самыми неблагоприятными.
При рассмотрении других методик исследования окажется, что для путешествий лучше всего выбирать поезда. Так что неспроста туристов лихорадит от одной лишь новости, что упал самолет, и поездка по железной дороге по праву имеет по безопасности преимущество в сознании людей.
Боролись до конца
В состав экипажа разбившегося самолета входили опытнейшие испытатели компании «Ил». Командиром был Герой Российской Федерации Николай Куимов, заслуженный летчик-испытатель РФ. Именно он 30 марта 2019 года провел первый испытательный полет опытного образца Ил-112В.
Летчик-испытатель родился 16 декабря 1957 года в городе Подольске Московской области. Окончил Тамбовское высшее военное авиационное училище летчиков имени М.М. Расковой в 1979 году и Московский авиационный институт им. Орджоникидзе в 1985 году.
После окончания Центра подготовки летчиков-испытателей (ЦПЛИ) Государственного летно-испытательного центра им. В.П. Чкалова продолжил служить в должности старшего летчика-испытателя. Участвовал в испытаниях самолетов Ан-72, Ан-124, Ил-80.
С 1994 года был шеф-пилотом в ОКБ им. С.В. Ильюшина. Поднял в небо «президентский» Ил-96-300ПУ, транспортные Ил-76МД-90 и Ил-96-400ТД, первый серийный Ил-76МФ, воздушный танкер Ил-78М-90А, пассажирский Ил-114-300. Участвовал в испытаниях Ил-86, Ил-114-100, Ил-103. В общей сложности освоил более 35 типов самолетов.
Двигательная недостаточность
Шеф-пилот Николай Куимов во время приветствия после успешного испытательного полета на новом российском военно-транспортном самолете Ил-112В, март 2019 года
Фото: ТАСС/Евгений Срибный
В 2005-м выполнил боевые пуски ракет по морским целям с противолодочного самолета Ил-38. 29 декабря 2006 года Николаю Куимову присвоено звание Героя Российской Федерации за мужество и героизм, проявленные при испытании авиатехники.
Второй пилот разбившегося Ил-112В, заслуженный летчик-испытатель РФ Дмитрий Комаров родился 10 сентября 1969 года. В 1990 году окончил Качинское высшее военное авиационное училище. Служил в строевых частях ВВС.
Став летчиком-испытателем ОАО «Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина», в качестве второго пилота поднял в небо самолеты Ил-76ТД-90ВД, Ил-114-300. Участвовал в тестировании Ил-103, Ил-114, Ил-76МД-М.
Бортинженер-испытатель 1-го класса Николай Хлудеев с самого начала испытывал Ил-112В. Вместе с экипажем проверял режимы работы двигателей, устойчивость и управляемость самолета во время первых тестовых полетов. Ранее он проходил службу в Военно-воздушных силах, но потом закончил школу летчиков-испытателей и стал бортовым инженером в ПАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина».
Игорь Маликов, бывший заместитель начальника летного испытательного центра, заслуженный летчик-испытатель, Герой России в беседе с «Известиями» выразил искренние соболезнования родным и близким экипажа. С бортинженером Николаем Хлудеевым он был знаком лично и вспоминает о нем как о прекраснейшем человеке.
Двигательная недостаточность
Летчик-испытатель Николай Куимов, летчик-испытатель первого класса Дмитрий Комаров и бортинженер-испытатель первого класса Николай Хлудеев на летно-испытательной станции Воронежского авиастроительного объединения
Фото: Воронежское авиастроительное объединение/vaso.ru
— Работа пилотов, которые садятся на опытные машины, — это всегда большой человеческий риск и величайший труд, — рассказал Игорь Маликов. — После просмотра видео можно сказать, что, по всей видимости, произошел пожар двигателя — такой пожирает самолет за очень короткий промежуток времени. Пережигаются все управляющие системы, алюминиевые конструкции. Безусловно, летчики — герои, они боролись до конца. Случилось это на очень малой высоте — с парашютом не спрыгнешь, катапульты на транспортном самолете не предусмотрены.
Возгорание в воздухе всегда очень критично, отметил эксперт. В 70% таких случаев происходит потеря машины.
— Есть, конечно, противопожарные системы, но, видимо, пожар развивался так, что лился большой поток топлива, — предположил он. — Это демонстрирует длинное пламя, которое доходило практически до хвоста.
Почему происходят авиакатастрофы
Большинство катастроф происходят по вине человека. Около 46% всех катастроф произошли из-за человеческой ошибки. Причем не только экипажа в воздухе, но и наземных служб, например некачественное обслуживание самолета перед полетом, неверный объем топлива, или неверные команды диспетчера.
Лишь 26% катастроф случаются по причине технической неисправности. Оставшиеся проценты приходятся примерно в равных частях на погоду, на состояние ВПП в аэропорту. Менее 1% авиакатастроф случаются по причине терроризма. Интересно, что из-за пожаров происходит 3% авиакатастроф.
Если вы ни разу не летали, то, наверняка, вас посещают мысли и вопросы о безопасности самолетного транспорта. В этой статье мы поговорим о безопасности полетов на самолетах. Ее мы рассмотрим с точки зрения вероятности попадания в авиакатастрофу. Точных данных нет, мы собрали все по крупицам и не претендуем на научную статью, но общее представление статья может помочь сформировать.
То, что самолет – это один из самых безопасных видов транспорта. По статистике в аварию на машине попасть больше шансов, чем на самолете. Но дело в том, что за рулем автомобиля вы можете быть сами – а значит вы контролируете ситуацию, а за штурвалом самолета могут быть лишь пилоты, коими большинство из нас не являются. Так что в плане вопроса о самолетах есть проблема – путешественник не контролирует сам ситуацию, и это добавляет дополнительного страха.
Бояться не стоит, как говорится – плохие мысли притягивают плохие события, хорошие мысли притягивают хорошие события. Это скорее вопрос уже религии и веры. В этом плане стоит узнать, что изучает кабалистика. Благодаря ей вы сможете узнать больше про источники гармонии и радости. Так что знайте, что в сравнении с автомобилем, шансов попасть в аварию на самолете – меньше.
Статистика шанса
Каков шанс стать жертвой несносной авиации? Лишь один из 1,2 млн коммерческих рейсов попадает в аварию. Экипажи воздушных судов тщательно отрабатывают меры по предотвращению различных экстренных ситуаций, создаются новые безопасные нетоксичные материалы и более совершенные противопожарные системы крылатых машин. Но даже при таком сказочном шансе погибнуть, как 1 к 11 000 000, вероятность есть. Летать не опаснее, чем ездить на метро — так говорят нам все вокруг, но кто ж сказал, что тебя не толкнут под вагон, или не зажует эскалатор?
1,5 тыс. человек в среднем гибнет ежегодно в авиакатастрофах по всему миру, при том, что общий объем авиаперевозок — свыше 5 млрд билетов. Получается, что в среднем смерть грозит одному из 3,3 млн пассажиров.
При этом 68% жертв приходится на пожары после аварии. Чаще всего авиакатастрофы, в которых кто-то выживал, — это неудачный взлет самолета или его вынужденная посадка. Действующие в таких случаях силы не столь разрушительны, как, например, при столкновении двух самолетов, взрывов баков, полных топлива, или падения с огромной высоты. Однако шанс выжить есть всегда, и он зависит от многих факторов.
Опасности при посадке
Во время посадки многое зависит от мастерства пилотов и членов экипажа. Если взлёт ещё можно отложить или отменить, то в конце полёта горючее может быть на исходе и садиться придётся в любом случае.
Посадку осложняет короткая и узкая полоса, на которую нужно самолёт «притереть» в строго определённом месте, не допуская перелёта, чтобы оставшейся длины полосы хватило для торможения
Для этого очень важно точно рассчитать и выдерживать воздушную скорость захода на посадку
В условиях низкой облачности земля не видна и заход выполняют по приборам. Безопасность полёта здесь зависит от натренированности лётчиков, насколько четко они умеют представлять себе положение самолета в пространстве и относительно аэродрома посадки по информации, считываемой ими с приборов. Плохая выучка может сыграть злую шутку на этом этапе.
Очень облегчают жизнь экипажа автопилот и система посадки по приводным радиомаякам аэропорта. Например, аэробус А320 способен выполнить посадку автоматически вплоть до полной остановки на взлётной полосе. Летчику достаточно правильно настроить несколько систем и потом следить за их работой.
В конечном итоге, самая большая опасность при посадке — это малая высота полета. Ее может не хватить на исправление ошибки пилотирования. Можно столкнуться с горой или линией электропередач, если не выдерживать правильную траекторию захода на полосу.
Сильный и порывистый ветер требует от экипажа повышенного внимания и быстрой реакции, чтобы вовремя парировать отклонения самолета по курсу и высоте. Особо опасными считаются сдвиг ветра (т.е. резкое изменение его скорости или направления по высоте) и нисходящие потоки воздуха вблизи аэропорта.
Самолёт летит в массе воздуха и вместе с этой массой, поэтому при изменении силы ветра и его направления меняется и поведение самолёта: он может накрениться или провалиться вниз из-за воздействия на него нисходящего потока. Кроме энергичного отклонения рулей, лётчикам приходится вовремя добавлять или убавлять обороты двигателей, чтобы сохранить заданную воздушную скорость, от которой зависит подъемная сила самолета. В этом им помогает автомат тяги, устанавливаемый на больших авиалайнерах.
Как видите, опасности таят в себе оба этапа полета, требуя от летного экипажа высокого мастерства. Действия в аварийных ситуациях (отказ двигателя на взлёте, пожар и многое другое) пилоты до автоматизма отрабатывают на тренажерах, чтобы выработались четкие и правильные навыки.
Что делать, если все пошло не так
Самое важное — это подготовка. В экстренной ситуации не будет времени размышлять, время на принятие решений и планирование действий исчисляется секундами
Важно внимательно прослушать инструктаж по безопасности, который проводит экипаж перед взлетом, даже если он уже известен наизусть. Чем чаще его повторять, тем вероятнее, что при аварии он мгновенно вспомнится. Помимо представления с участием бортпроводников, в кармане переднего кресла всегда есть подробная схема-инфографика с отмеченными аварийными выходами, средствами спасения и инструкцией по их применению.
Результаты анализа авиационных происшествий и различных инцидентов с другими видами транспорта показывают, что наибольшие шансы на выживание и минимизацию травм имеют те люди, которые не растерялись и действовали согласно инструкциям. Причем это никак не зависело от физической подготовки, решающую роль играли осведомленность о методах спасения и самообладание — отсутствие паники или ступора.
Все инструкции по безопасности в авиации написаны не только теоретиками-инженерами, но и в результате изучения случившихся катастроф. Сложенный столик, застегнутый туго ремень и поднятая вертикально спинка кресла более чем в двое уменьшают вероятность получения травм при жесткой посадке или сильной турбулентности. Вкупе с «позой эмбриона», эти простые приготовления позволяют выжить даже при разрушении самолета в воздухе — такие случаи известны.
Не лишним будет упомянуть, что покидая борт в нештатной ситуации, стоит забыть обо всех вещах — выжив, всегда есть шанс найти их потом на месте аварии, мертвецам ноутбуки и смартфоны уже не нужны. Не забывайте помогать окружающим, если есть на это силы и самообладание. Однако мудрость всех экстренных служб — если не являешься профессионалом, лучше не пытайся оказывать помощь: энтузиасты-спасатели чаще пополняют списки жертв, чем героев.
Популярная механика
Забудь о ручной клади, подумай о детях
Итак, самолет упал, а вы всё еще живы. Время выбираться через запасной ход как можно скорее. Помни: в твоем распоряжении лишь 90 секунд.
Верь мне или не верь, но надо помнить: ручная кладь не важна! Она только отнимет твое время, не даст другим вовремя выбраться и может даже кого-нибудь поранить, если будешь вытаскивать ее слишком резко. Потом купишь новый iPad — конечно, если останешься в живых.
В спешке не забудь о детях. Такое случается. В экстремальных ситуациях мозг тупеет. Напоминай себе: «У меня есть дети. У меня есть дети». В идеале лучше разработать вместе с женой план, кто отвечает за какого ребенка.
Наездница на обломках
Стюардессе авиакомпании Jugoslovenski Aerotransport (сегодня она называется Air Serbia) Весне Вулович принадлежит мировой рекорд по выживанию в свободном падении без парашюта. Она попала в Книгу рекордов Гиннесса потому, что осталась жива после взрыва самолета DC-9 на высоте 10 160 метров.
В момент взрыва Весна работала с пассажирами. Она сразу же потеряла сознание, поэтому ни момента катастрофы, ни ее деталей не запомнила. Из-за этого у стюардессы не появилось страха полетов – все обстоятельства она воспринимала с чужих слов. Оказалось, что в момент разрушения самолета Вулович зажало между сиденьем, телом другого члена экипажа и тележкой из буфета. В таком виде обломки упали на покрытый снегом склон горы и скользили по нему до полной остановки.
Весна осталась жива, хотя и получила тяжелые травмы – сломала основание черепа, три позвонка, обе ноги и таз. В течение 10 месяцев у девушки была парализована нижняя часть тела, в целом лечение заняло почти 1,5 года.
После выздоровления Вулович пыталась вернуться на прежнюю работу, но к полетам ее не допустили и дали должность в офисе авиакомпании.
Надевай кислородную маску, как только она упадет
Внутри самолета нормальное давление, так что ты можешь дышать, как обычно. Когда самолет разгерметизируется, внутрь проникает воздух и оттуда улетучивается кислород, необходимый для дыхания. Поэтому и нужны кислородные маски.
Когда из панели над твоим креслом выпадает кислородная маска, ее нужно тут же надеть. Исследования говорят, что большинство пассажиров думают, что они могут продержаться без маски в течение часа. Нет. Всего несколько секунд. Всего несколько секунд без кислорода могут нарушить работу мозга. Если хочешь выбраться из самолета живым, тебе понадобятся все твои умственные способности, когда он приземлится. Поэтому следуй инструкции по безопасности и сначала надень свою кислородную маску, а уже потом помогай остальным. От тебя нет толка, если к мозгу не поступает кислород.
Опасные беспилотники
В числе новых приоритетов Международной организации
гражданской авиации — проблема беспилотников. «»Колокол ударил в набат»
в декабре прошлого года. Беспилотники, объявившиеся в районе английского
аэропорта Гатвик, второго в стране по интенсивности полетов, вызвали настоящий
хаос. Были отменены сотни рейсов, пострадали более 140 тысяч пассажиров», —
сказал авиаэксперт. Что случилось с Ан-148: невероятные версии катастрофы
Есть данные, что за последние пять лет беспилотные
летательные аппараты около 500 раз угрожали полетам самолетов в небе над
Канадой. Поэтому ИКАО включила в Глобальный план безопасности полетов интеграцию
беспилотных авиационных систем в несегрегированное, то есть открытое для всех, воздушное пространство.
Проблема беспилотных воздушных судов характерна и для
России, где они повсеместно летают без средств опознавания — трекеров. «Ситуация
недопустимая. Особенно если учесть, что в эксплуатации более 5 тысяч
отечественных промышленных беспилотных авиационных систем различных конструкций
и назначения, а также свыше 30 тысяч — иностранного производства», — уточнил представитель Всемирного фонда безопасности полетов.
Про отрезанные пальцы и пули
Когда вы порезали себе палец или кисть, неудачно порезав салат, наложив повязку, лучше всего сразу вызвать скорую. Идти в травмпункт бессмысленно, а бежать в больничку может оказаться бесполезным. Дело в том, что кистью занимаются специальные врачи — кистевые хирурги. Лучше, если вы сразу окажетесь у них, это гарантирует вам то, что все пальцы у вас будут сгибаться и разгибаться в прежнем объеме.
Если вам повезло и вы отрубили себе пальчик целиком, возьмите его с собой. Скорее всего, его можно будет пришить обратно, но тут уже никаких гарантий. Палец может не чувствовать после реимплантации, некоторые отказываются. Если вам повезло еще больше и задето уже что-то побольше, чем пальчик, ничего не трогайте и звоните 03. Благодаря современным технологиям мы вернем вам руку/ногу. Но травматологи очень прагматичны.
Большинство инородных тел, которые могут остаться в вашем организме после ранений, никак себя не проявляют. Миграция таких тел практически невозможна, и в большинстве случаев организм отгораживается от него с помощью формирования капсулы. По современным нормам (как-то я спрашивал у нейрохирургов, сам не знаю) из головы даже пулю не достают, так как объем вмешательства по ее извлечению может быть больше чем привнесенная этой пулей травма. Хотя тут все индивидуально
Пилоты и дети
Статистика выживания в авиакатастрофах показывает, что значительно больше шансов обмануть смерть у членов экипажа и пассажиров, не достигших совершеннолетия. С пилотами ситуация понятна – в их кабине системы пассивной безопасности более надежны, чем у остальных пассажиров.
Почему чаще других выживает дети – до конца не понятно. Однако несколько достоверных причин исследователи этого вопроса установили:
повышенная гибкость костей, общая расслабленность мышц и больший процент подкожного жира, защищающего внутренние органы от травм наподобие подушки;
небольшой рост, из-за которого голова закрывается спинкой кресла от летящих обломков
Это крайне важно, так как основная причина смертей при авиакатастрофах – травмы мозга;
меньший размер тела, снижающий вероятность напороться в момент приземления на какой-то острый предмет.
Правила при взлете и посадке
К ним относят следующие:
в эти ответственные минуты ни в коем случае нельзя спать. Конечно, этот момент контролируют бортпроводницы, но пассажиры тоже должны проявить бдительность, и если вы заметите, что рядом пассажир спит, обязательно нужно его разбудить;
ремни безопасности должны быть пристегнуты, люди принимают безопасную позицию. Подробнее она указана в буклете. Пассажир должен обхватить колени руками как можно ниже и при этом наклонить голову. Такую позицию следует удерживать до дальнейших инструкций, которые поступят от экипажа воздушного транспорта. Не стоит пренебрегать этим правилом, даже если оно покажется нелепым, ведь именно безопасная позиция помогает выжить в падающем самолете, что уже было доказано при аналитических исследованиях. Верно выбранное положение предотвращает повреждение конечностей и смягчает удар, который может получить человек во время аварийной посадке;
обязательно нужно надеть кислородную маску и убедиться, что она надежно зафиксирована
Эта мера предосторожности поможет получить необходимый кислород, если случится разгерметизация кабины, что довольно часто случается при крушении авиалайнеров.