Восемь известных песен, которые на самом деле каверы

“Comme D’Habitude” / “My Way”

Клод Франсуа / Фрэнк Синатра

Песня с рабочим англоязычным названием “For Me” была написана Рево «под заказ» на отдыхе в феврале 1967 года. Несмотря на то, что до этого ее отклонили Мишель Сарду и Мирей Матье, да и сам Франсуа поначалу был не в восторге от предложения, мелодия не могла не захватить певца. Вспомнив о недавнем разрыве с юной звездой Франс Галль, «Клокло», как его называли поклонники, предложил построить текст вокруг повседневной жизни молодой пары: так и возникло название “Comme D’Habitude” (Как обычно). В ноябре того же года песня вышла в исполнении Франсуа, а зимой следующего года заняла первую строчку в хит-парадах.

https://youtube.com/watch?v=3bYwKp2FJro

Услышавший ее по радио Пол Анка тут же договорился о правах и написал стихи, без которых с тех пор невозможно представить ни один концерт Фрэнка Синатры. «Терпеть не могу Пола Анку, но не петь “Му Way” не могу», — вроде бы говорил тот: интересно, знал ли Фрэнк, кому на самом деле обязан?

“All Along The Watchtower”

Боб Дилан / Джими Хендрикс

Этот номер впервые появился на диске Боба Дилана 1967 года “John Wesley Harding”, и по своему звучанию вполне соответствовал духу альбома, на котором «главный пророк» популярной музыки решил отказаться от агрессивного и эксцентричного рока и вернуться к более простым полуакустическим песням.

Возможно, песня так и осталась бы еще одним не очень приметным брильянтом, коих множество на альбомах Дилана, если бы ее не заметил Джими Хендрикс. Его версия, выпущенная год спустя на альбоме “Electric Ladyland”, облекает загадочные апокалиптические образы Дилана в соответствующую музыкальную форму – звуковое полотно потрясающей глубины и динамики. Автор песни выразил свое отношение к каверу Хендрикса, на концертах полностью переключившись на исполнение “All Along The Watchtower” именно в версии великого гитариста.

“December, 1963 (Oh, What a Night)” / “Cette année-là”

The Four Seasons / Клод Франсуа

Французы, мягко говоря, также не брезговали брать чужие песни и переделывать их под себя: в 1975 году все тот же Клод Франсуа, услышав песню вокальной группы The Four Seasons “December, 1963 (Oh, What a Night)”, загорается ее мелодией и предлагает поэту Эдди Марне написать французский текст.

Тот справился с задачей блестяще: если оригинал с точки зрения текста был, по большому счету, перепевкой “I Saw Her Standing There”, то во французской версии удачно сплетены в единое целое приметы этапного для Франсуа 1962 года: первый его хит “Belle, Belle, Belle”, Мэрилин Монро, битлы и даже «птичка с названием “спутник”». А исполнение заряжает солнцем и оптимизмом не меньше оригинала.

Die my darling

Кто кого: Metallica – Misfits У меня начинают зудеть альвеолы, когда в каких-либо передачах или сюжетах, посвящённых «Металлике», в качестве музыкального фона ставят именно «Die my darling». Ну ведь нет большой разницы между исполнением псевдо трэш-металлистов и хоррор-панков. А спроси у человека, поверхностно разбирающегося в музыке, кто её исполняет. Он и ответит «Метла», забыв про первоисточник. Всё дело в том, что У «Металлики» получилось, ничего не меняя, спеть и подать эту песню так, будто её сочинили они, будто это их типичная песня, коей она не является. И чёрт возьми, им веришь. Ну, и конечно, у неё качество звука лучше, чем у оригинальной записи Misfits 1982-го года. И тяжко сие признавать при бешеной любви к творчеству «дуче» «Мисфитс» Гленна Данцига. Слава Богу, что поклонники тяжёлой музыки помнят, кто пел оригинал.

“Le Moribond” / “Seasons In The Sun”

Жак Брель / Терри Джекс

https://youtube.com/watch?v=MB58PuNYO8o

В свою очередь, англо-американские исполнители явно питают слабость к песням великого французского шансонье Жака Бреля — включение одной-двух его песен в альбом стало фирменной фишкой гениального Скотта Уокера, а “If You Go Away”, кажется, не исполнял только ленивый. Песня Бреля “Le Moribond” стала и единственным хитом канадского исполнителя Терри Джекса.

Сперва Джекс предлагал эту кавер-версию ни много ни мало The Beach Boys, но те, записав песню, отказались ее выпускать — текст, поющийся от лица умирающего в дни весны явно не подходил ни им самим, ни их имиджу. Пригласив к сотрудничеству автора песен и исполнителя Рода Макьюэна, Джекс записал песню сам — и настолько проникновенно, что в 1972 году песня о смерти стала всеканадским хитом, а затем возглавила хит-парады и США, и Великобритании.

«Koi-no Bakansu» / «У синего моря»

https://youtube.com/watch?v=GXVXrZIOlAI

И еще одна чужая мелодия, пришедшая в копилку «лучших советских песен», на этот раз из Японии. Песню под названием «Каникулы любви» написали композитор Хироси Миягава и поэт Токико Иватани, отдавшие ее поп-дуэту The Peanuts. В 1964 году песня, ставшая международным хитом, вышла в сборнике «Музыкальный калейдоскоп», а два года спустя поэт Леонид Дербенёв сочинил для неё русский текст. После фильма «Нежность» она стала не меньшим хитом, чем оригинал — а впоследствии с ней оказался связан забавный казус.

https://youtube.com/watch?v=Q0qFPszaxf8

Через несколько лет после выхода фильма в СССР приехала японская делегация, которую решили встретить популярным и у нас и у них шлягером. Исполнение детского хора повергло высоких гостей в священный трепет: дело в том, что, помимо воспевания отдыха на пляже, в оригинале были и такие строчки:

«На сверкающем золотомГорячем пескеДавай ласкаться обнаженными телами,Словно русалки».

Недоразумение быстро разъяснили, а песню в России поют и до сих пор.

“Hurt”

Nine Inch Nail / Джонни Кэш

Самые лучшие в истории кавер-версии появлялись появлялись в тех случаях, когда новый исполнитель обладал достаточной силой духа, глубиной жизненного опыта и, конечно же, талантом, чтобы исполнить песню по-своему и придать ей качественно иное звучание. Вне всякого сомнения, именно это произошло, когда легенда кантри Джонни Кэш исполнил композицию «индустриальщиков» Nine Inch Nails. По словам автора “Hurt” Трента Рэзнора, в тот момент он почувствовал себя так, как будто у него «увели девушку, потому что песня больше не принадлежала мне». Номер, который в исполнении Трента Резнора звучит как прощальная записка химически зависимого человека,…

… в исполнении Кэша превратился в практически религиозную исповедь человека, который подошёл к последнему порогу своей долгой жизни. “Hurt” в исполнении Джонни Кэша и по сей день остаётся не просто одним из самых удачной образцов идеи кавер-версии, но впечатляющим примером того, как можно подняться над весьма условными жанровыми границами и не просто исполнить, а по-настоящему прожить песню.

Михаил Кузищев, www.Soyuz.Ru.

I will always love you

Для подавляющего большинства I will always love you связана с Уитни Хьюстон, но у этого хита есть своя уникальная история. Слова и музыку к композиции написала легендарная кантри-певица Долли Партон в 1973 году. Через год вышел сингл и возглавил кантри-чарт Billboard. Песня нравилась многим, даже менеджер Элвиса Пресли пытался выкупить у Долли права на композицию, но она предложение отклонила.

В фильм «Телохранитель» 1992 года песня попала случайно. Изначально планировалось, что главной музыкальной темой кинокартины станет другая композиция, но оказалось, что она уже прозвучала в фильме «Жареные зелёные помидоры»

И тогда исполнитель главной роли и продюсер Кевин Костнер обратил внимание на I will always love you, и затем Уитни Хьюстон предложили исполнить эту песню. Как оказалось, не зря

Кавер имел оглушительный успех. Хьюстон дважды получила «Грэмми» за сингл, который разошёлся многомиллионными тиражами по всему миру, а альбом-саундтрек с этой композицией до сих пор удерживает звание самого продаваемого в истории.

Whiskey in the jar

Кто кого: Metallica – Thin Lizzy И снова разговор о славном челябинском бэнде «Металлика», который любит исполнять чужие песни так убедительно, что начинаешь верить в их авторство. До них эту песню исполнял гениальный, но к сожалению подзабытый коллектив Thin Lizzy. Их вокалистом был самый уважаемый в Ирландии мулат Фил Лайнот, в котором ирландского духа было больше, чем в рестлере Шеймусе и виски «Бушмиллз». А гитаристом одно время был маэстро «рыдающей гитары» Гэри Мур. Но корни у песни идут вовсе не от «тощей Лизы», а от ирландского народа. Ну, а о чём петь всемирно известным алкашам, как не о «виски в банке»? Песню кто только не пел, но всемирную известность (во второй раз) она получила, после того как за неё взялась «Метла». Песня попадала во всевозможные ротации, знаменитый клип то и дело крутили на MTV, и даже получила «Грэмми» за «Лучший альбом». Хотя в остальном это была песня «Thin Lizzy», по ритму, мелодии и знаменитому гитарному проигрышу. Разве что Лайнот пел её в народной манере, не обладая шикарным вокалом, он ревел её, как пьянчуга из бара или твой сосед-алкаш после драки с собутыльниками. Хэтфилд спел её профессиональнее. Моё почтение.

Behind blue eyes

https://youtube.com/watch?v=KlrmgWvwWnA

Кто кого: The Who – Limp Bizkit Такая же история, как и с «Die my darling» произошла c, возможно, лучшей песней группы «The Who». Молодёжь практически не знает, что эту песню сочинил затейливый психопат, придумавший разбивать инструменты прямо на сцене, Пит Тауншенд. Было это в 1971 году. А уже в 2003 Фред Дёрст, покусившийся недавно на российское подданство ради пиара, решил её перепеть. Ну что сказать, получилось неплохо. Но про The Who все как-то позабыли, что обидно. А кто-то… Нет-нет, говоря по правде, практически никто не знал, что у них есть такая песня, ибо она никогда не была популярной. Она стала извеcтной только после кавера. В последнее время, правда, стали вспоминать оригинал. И слава Богу. Лично мне больше нравится атмосферный необработанный вокал Роджера Долтри и бодрый, живой и неискусственный рок-н-ролльный соло-запил Тауншенда на скрипящей виниловой пластинке. В этом исполнении мне верится, что песня именно про то, как одиноко быть влиятельным. Кавер не хуже, нет-нет, но я не могу понять, чем он лучше.

All Along the Watchtower

https://youtube.com/watch?v=YanjY9CsPDQ

Кто кого: Джимми «Наше всё» Хендрикс сделал Боба «Дилана» Циммермана Бобу Дилану по жизни очень сильно не повезло. Ну не повезло ему, при всём его великом таланте писать гениальные хиты на все времена, обладать козлетоном и не уметь играть на гитаре. Потому львиная доля его песен взобралась на вершины чартов. К счастью, Дилан по этому поводу особо не комплексовал и даже признал, что Джимми Хендрикс раскрыл в песне те краски и тона, о которых он сам не подозревал. Да и как это не признать, если это признавали даже бухарестские пенсионерки. С тех пор несчастный Боб, дабы порадовать публику, по сей день исполняет сей шедевр не в своей фолк-манере, а именно в манере Хендрикса. Но так же брутально, самоотверженно, словно это песня очередного голливудского супермена, не поворачивающегося на взрыв, у него не получается. Всё-таки Хендрикс есть Хендрикс.

Hallelujah

Кто кого: Джеф Бакли и многие другие — Леонард Коэн Кто только не исполнял этот хит Леонарда Коэна, кроме самого Леонарда Коэна! Только ленивый. Эта песня стала гимном жизни и любви, её при любом удобном случае пытаются вклинить в какой-нибудь фильм, и за этим делом все как-то позабыли автора. Ещё раз, Леонард Коэн. И его версия звучит как-то тяжело и непривлекательно по сравнению с версией Джефа Бакли. Имя музыканта мало о чём говорит. Его жизнь продлилась недолго, всего 30 лет. Но исполненный им кавер стал вершиной его короткого творчества. В 2004 году кавер занял 259 место в списке «500 величайших песен всех времён по версии журнала Rolling Stone». Версии Бакли до сих пор клянутся в любви. Хотя как по мне, так исполнение Элтона Джона ничуть не хуже.

Фортепианный концерт N 2 / “All By Myself”

Сергей Рахманинов / Эрик Кармен

Что бы ни говорили о России, «классическая» часть ее культурного наследия до сих пор востребована в мире, примером чему является и этот хит Эрика Кармена. Услышав второй фортепианный концерт Рахманинова, бывший участник The Raspberries был сражен наповал средней частью и решил написать на нее меланхоличный текст об одиночестве, благо произведение (как он думал) перешло в общественное достояние

Однако после того, как альбом был выпущен, а песня стала хитом, на нее обратили внимание наследники композитора

https://youtube.com/watch?v=6JgOP9fvfog

После полюбовного соглашения было решено, что собственники получат по 12 процентов отчислений от “All by Myself” и еще одной песни “Never Gonna Fall in Love Again”, основанной на второй части второй симфонии Рахманинова. Учитывая, что песня стала одной из главных баллад 70-х — неплохая плата за популяризацию классического наследия.

Про дурачка

Кто кого: «Чиж и Ко»… нет, не лучше (потому как песни Летова лучше Летова никто не поёт), но с изюминкой, не хуже оригинала Небольшое отступление. Попытки спеть песни Летова лучше самого Летова так же смешны, нелепы и неестественны, как рассказы о двухчасовой групповухе с двумя 16-летними блондиночками, когда тебе всего 12 лет, и у тебя на аватаре в соцсетях стоит какая-то кубическая дрянь из «майнкрафта», чьим углам позавидовал бы сам Модильяни. Однако умные люди не пытаются перепеть. Они пытаются спеть по-другому. Вот у старого, омытого всеми спиртами и кошерным блюзом Сергея Чигракова получилось сделать из одной из самых пробирающих до надпочечников песни Летова — песни «Про Дурачка» — маленький шедевр. Разумеется, с более качественным звучанием, характерным для «Чижа» аккордеоном, модуляцией, гитарой и драйвом. Песня подходит для этой группы, и «Чиж» остался в ней сам собой. Правда, если в исполнении Егора она звучала, как колдовское заклинание (песня создана на основе старинного заговора и набора фраз), то в исполнении «Чижа», как песня. Хотя кому-то не нравится, лично я полюбил эту композицию, только послушав кавер.

Hurt

Кто кого: Johnny Cash — Nine Inch Nails Джонни Кэш — это Зевс, Конфуций и Юрий Антонов в одном лице. Это огромный булыжник в фундаменте современной музыки. Иной раз кажется, что за свою карьеру он придумал всё, чем занимаются нынешние музыканты: сочинять хорошую музыку, петь красивым, как Сербская сборная по волейболу, бархатным, голосом, вести себя вызывающе, гулять и пить, как в последний раз, и делать потрясающие каверы. Во всяком случае, среди звёзд западной музыки имя Кэша вызывает жуткое желание встать на колени и прославить его имя. Такое не снилось даже Алле Борисовне. Но никто и не мог подумать, что сильно больной Кэш включит в свой альбом одну из самых мрачных, депрессивных песен из репертуара Nine Inch Nails. Альбом практически полностью состоял из отменных каверов на песни Depeche Mode, Стинга, Eagles. Но эта композиция перекрыла всё и даже многое из творчества самого Кэша.

«Это было, словно какой-то посторонний человек что-то переделал в моей песне, написанной по личным воспоминаниям. Джонни Кэш привнес определенную мрачность в песню. Она меланхоличная и жутковатая», — однажды сказал автор песни Трент Резнор. Но нам кажется, что из уст легенды слова песни звучат, как исповедь и раскаяние, отчего предательски проступает сентиментальность, особенно когда смотришь эпитафичный клип, содержащий нарезку кадров биографии певца, который, к слову, стал лидером «100 greatest music videos» по версии британского музыкального журнала NME, крутился на церемонии «Грэмми» и пр. Причем заслуженно. А этот простой гитарный аккомпанемент звучит впечатлительнее целого оркестра и парадов на Красной Площади.

«Love Hurts» (Братья Эверли / Nazareth)


Группа Nazareth

Кавер:

https://youtube.com/watch?v=G_1LP3Z6pW4

Впервые романтическая баллада «Love Hurts» была исполнена американским дуэтом Дона и Фила Эверли, и датируется это событие 1960 годом. Написана же композиция была прославленной супружеской парой Брайантонов, которые дали жизнь многим хитам родственного дуэта. Однако Дон и Фил так и не смогли сделать «Love Hurts» хитом мирового уровня, и песня чуть было не осталась навсегда забытой… Так и оказалось бы, если бы она не пришлась по вкусу шотландской рок-группе Nazareth!

Да-да. В это с трудом верится, но столь аккуратная и приглаженная вещь, какую только могли сотворить опрятные американцы, стала жемчужиной рокерского репертуара. Участники коллектива наделили трек драйвом и страстью, попутно создав одну из самых образцовых рок-баллад в истории жанра.

“Comin’ in on a Wing and a Prayer” / «Бомбардировщики»

Анна Шелтон / Леонид Утёсов

Ночью 28 июля 1943 года британские войска нанесли авиаудар по одному из центров германской промышленности — Гамбургу: массированная бомбардировка уничтожила почти половину заводов и все транспортные системы города. Вдохновившись рассказом о так называемой «Операции “Гоморра”», композитор Джимми Макхью и поэт Гарольд Адамсон сочинили песню “Comin’ in on a Wing and a Prayer”, которую исполнили вокальная группа The Song Spinners и Анна Шелтон, позже выступавшая с оркестром Гленна Миллера.

Пришлась песня по вкусу и в СССР: супруги-поэты Самуил Болотин и Татьяна Сикорская убрали из текста идиому «on a wing and a prayer» — «на крыле и молитве», заменив ее не менее выразительным «на честном слове и на одном крыле». Хит оркестра Леонида Утесова позже прозвучал в эпизоде фильма «Место встречи изменить нельзя», а уже в девяностые годы — в исполнении группы «Чиж и компания».

“Nothing Compares 2 U”

The Family / Шинейд О’Коннор

Исполнитель, известный всему миру как Принс, и безвременно покинувший нашу планету в апреле 2016 года, был не только яркой личностью, талантливым исполнителем, блестящим гитаристом и профессиональным продюсером, но и безусловно плодовитым сочинителем, песни которого записывали многие другие исполнители – и зачастую делали их более известными. Не самый известный факт: знаменитый ныне номер “Nothing Compares 2 U” изначально написал именно Принс – для своего побочного проекта “The Family”.

Номер благополучно канул бы в безвестность, если бы ирландская певица Шинейд О’Коннор не записала свою версию песни, ставшую хитом в 1990 году. К сожалению, вместо благодарности за это Шинейд получила от Принса нотацию о том, как плохо использовать грубые слова в интервью. Вспыльчивая ирландка тут же адресовала пару этих слов знаменитому исполнителю, и дело едва не кончилось дракой.

https://youtube.com/watch?v=auUPqxI1vqg

«Тарар» /«Марсельеза»

Надо сказать, что пушкинский Моцарт и погрешил и не погрешил против истины: вышедшая в 1787 году опера Сальери, написанная на либретто литературного отца Фигаро, мгновенно разлетелась на цитаты и впоследствии была признана его лучшим творением. Премьера состоялась в Париже, и всего через несколько лет успех оперы, фрагменты из которой играли даже деревенские скрипачи, обернулся неожиданностью. Ибо исследователи утверждают, что на музыкальной основе арии Тарара из второго акта был написан будущий гимн Франции. Да-да, та самая «Марсельеза».

https://youtube.com/watch?v=lu3eSNi__4w

И это прекрасный повод лишний раз окунуться в классику — тем более что автор «Тарара» и герой процитированной выше «маленькой трагедии», как выяснили все те же музыковеды, не имеют между собой практически ничего общего. А сам Сальери впоследствии использовал мелодию «Марсельезы» в новой опере «Пальмира, царица персидская» — автоцитата или дань уважения тому, «как слово наше отзовется»? Кто знает…

“Sunny”

Бобби Хебб / Boney M

Песню “Sunny” была написана в 1963 году не слишком известным американским соул-исполнителем Бобби Хеббом. История создания «Sunny» не самая весёлая: на сочинение этого эмоционального и удивительно светлого номера музыканта сподвигли сразу две трагедии – персональная (смерть брата) и национальная (убийство президента Кеннеди). Однако мысль о том, что за дождливым днём рано или поздно следует день солнечный, смогла поддержать многих слушателей, и в 1966 году эта негромкая песня достигла 2-го места в американских поп-чартах.

https://youtube.com/watch?v=ILEXei9rfhw

С тех пор жизнеутверждающий мессадж “Sunny” привлек к номеру множество исполнителей самого высшего калибра, таких как Фрэнк Синатра, Шер, Марвин Гей, Стиви Уондер, Дасти Спрингфилд, Элла Фитцджеральд и многих других, но вряд ли кто-то сумел наполнить этот номер такой же искрящейся энергией, как это сделали Boney M в 1976 году.

“Hallelujah”

Леонард Коэн / Джефф Бакли

Автором и первым исполнителем песни “Hallelujah” является знаменитый канадец Леонард Коэн. Он провел много времени, отшлифовывая эту песню – черновики исполнителя содержали примерно 80 куплетов к ней – и в конечном счете выпустил композицию на своем альбоме 1984 года. Версия Коэна, отстранённая, эмоционально сдержанная и отмеченная традиционным для Коэна «вокальным минимализмом», практически не даёт шанса предположить, каких вершин может достигнуть эта композиция…

… в исполнении такого уникального вокалиста, как Джефф Бакли. Невероятно талантливый и трагически рано ушедший из жизни молодой человек выпустил собственную версию на своем единственном лонгплее “Grace” 1994 года. Сардонически охарактеризованная самим Бакли как «аллилуйя оргазму», его эпическая версия в своей грандиозной кульминации достигает… нет, определённо чего-то более возвышенного и нездешнего.

Higher Ground

https://youtube.com/watch?v=XV1DK9tSHio

Кто кого: Red Hot Chilli Peppers – Стиви Уандер Возможно, неправильным будет сказать, что RHCP исполнили Higher Ground лучше, чем легендарный Стиви Вандер, который написал ее. Они исполнили её по-другому, в своей манере. Песня настолько им подошла, как в плане текста, так и в плане музыки, что грех было этим не воспользоваться. В исполнении Уандера она также прекрасна. Они практически не отличаются, разве что Уандер помедленнее, а вокал Тони Китиса зычнее. Но с другой стороны, уандер никогда не скакал по сцене с носком на детородном органе. Британский журнал Total Guitar поставил песню на второе место среди лучших кавер-версий всех времён, и именно она дала мощнейший толчок к росту популярности перцев в далёком, как стабильность в стране, 1989 году.

Увидели ночь

https://youtube.com/watch?v=5PF6P66UpUI

Кто кого: Zdob si Zdub — Виктор Цой Когда в 2000 году с благими намерениями записывали трибьют-альбом памяти Цоя, с участием всех звезд рок-сцены СНГ, никто и предположить не мог, какой успех его ждёт. А всё благодаря двум каверам, которые прочно засели и приклеились к исполнителям. Первые — это, конечно, Zdob si Zdub. Горячие молдавские парни прочно ассоциируются с этой песней. Никто не помнит, о чём ещё они поют. Проклятие Укупника, не иначе. И тем не менее даже самые упорные и упоротые фанаты Цоя соглашаются с тем, что эта безумная балканская стилистика подходит песне лучше, чем простоватые мотивы первоисточника.

You in the army now

Кто кого: Status Quo — Роб и Ферди Болланд Жили-были два голландца из бывшей колонии ЮАР, Роб и Ферди Болланды, которые в 1981 году записали антивоенную песенку про Вьетнам и американских солдат. Песня стала довольно популярной, её даже на радио крутили. А потом её услышал по радио Фрэнк Росси из группы Status Quo и сделал на нее кавер, не отличающийся, впрочем, очень сильно от оригинала. Но факт в том, что кавер разнёсся по городам и весям, став до сих пор самой узнаваемой песней про армию во всём мире. Кстати, у Status Quo много хороших песен, и за рубежом их хорошо знают. В наших краях — только «вот ту, про армию», что роднит их с группой «Земляне», ведь мало кто знает, что «Земляне» поют, кроме «Земли в иллюминаторе».

«Always On My Mind» (Элвис Пресли / Pet Shop Boys)


Pet Shop Boys: Крис Лоу (слева) и Нил Теннант. Фото: Ян Хутон

Кавер:

Впервые это кантри явилось миру в 1972, когда его исполнила малоизвестная американская певица Гвен МакКрей. Потенциал будущего шлягера был виден невооружённым глазом. Очень скоро на слушателей посыпались бесчисленные соул-версии ряда исполнителей, самой удачной из которых стал кавер Элвиса Пресли. «Король рок-н-ролла», как всегда, покорил публику безупречным исполнением, поэтому вряд ли кому-то было под силу превзойти его…

Сегодня по праву можно заключить, что с технической точки зрения версия Пресли осталась самой крутой и никем не превзойдённой вершиной. Но вот с точки зрения коммерческого успеха лидерами стали Pet Shop Boys, оставившие бессменного короля рок-н-ролла далеко позади. Ребята добавили в трек парочку новых аккордов, наложили мощный электробит и сняли сюрреалистический видеоряд. В итоге получилась совершенно новая проникновенная вещь, которая в 2014 году была признана «лучшей кавер-версией» в истории музыки, по мнению слушателей BBC.

«The Man Who Sold The World» (Дэвид Боуи / Nirvana)


Курт Кобейн на MTV Unplugged NY

Кавер:

В начале 70-х широко прославленный сегодня Дэвид Боуи пребывал в очень непростом и даже довольно шатком эмоциональном состоянии. Именно в этот период малоизвестным тогда исполнителем был выпущен сборник The Man Who Sold The World с угрюмыми и тяжёлыми треками. Примечательно, что именно этот альбом положил начало глэм-периоду в творчестве Боуи. Потенциальными шлягерами работа не изобиловала, за исключением, разве что, заглавного сингла. Не было надежды, что трек поднимется с обочины дискографии легендарного музыканта, пока Курт Кобейн не подарил песне вторую жизнь! Так композиция «The Man Who Sold The World» вышла в рамках культового альбома Unplugged.

После этого то всё и началось… Послушав пластинку, полчища меломанов из всех уголков планеты были поражены якобы новой песней. С тех пор после каждого своего концертного выступления Дэвид Боуи выслушивал слова благодарности за то, что исполнил всеми горячо любимую песню «Нирваны»! И это — ещё один яркий пример заблуждений, существующих в музыкальном мире и среди фанатов…

“If You Gotta Go, Go Now” / “Si Tu Dois Partir”

Боб Дилан / Fairport Convention

Несмотря на название, эта песня не была записана французами ни в оригинале, ни в виде кавера — музыканты британской фолк-группы Fairport Convention просто решили похулиганить, записав таким образом песню Боба Дилана “If You Gotta Go, Go Now”.

«Fairport Convention всегда исполняли вещи Дилана, но на этот раз Сэнди Денни, певица, заявила, что ей это уже осточертело. И что если ребята так уж хотят записать еще одну, то она с помощью своего друга переведет текст на французский язык, чтобы сделать песню в стиле кейджен»,- вспоминает продюсер записи Джо Бойд. При записи пришлось идти на самые разнообразные ухищрения: характерный для кейджен звук стиральной доски был сымитирован с помощью стульев, по которым проводили барабанной палочкой, а вместо ковбелла использовали бутылку из-под молока. На последнем дубле бутылка свалилась на пол и разбилась вдребезги, идеально попав не только в ритм, но и в забавно-хаотичное настроение песни, словно исполняемой в каком-нибудь пабе. И нет ничего удивительного в том, что именно она стала для группы единственным настоящим хитом.

“In The Army Now”

Bolland & Bolland / Status Quo

Номер о суровых армейских буднях сочинил и исполнил в 1982 году голландский дуэт Bolland & Bolland. Мало кто знает, что эта композиция является частью их серьезного концептуального альбома “Domino Theory”, который касается темы военного вмешательства Соединенных Штатов в дела других стран – с точки зрения обычного солдата. Популярность дуэта не выходила за пределы континентальной Европы, и самым большим достижением оригинальной версии стали 6 недель на вершине норвежского чарта. Видеоролик к песне демонстрировался и на советском телевидении — в программе «Утренняя почта».

https://youtube.com/watch?v=KyzgK67qf3I

Всё изменилось, когда песню услышал по радио англичанин Фрэнсис Росси – голос и гитара группы Status Quo. В этот момент он ехал по немецкому автобану. Ценой огромных уговоров и едва не развалив группу, Росси убедил своих товарищей сделать кавер на эту композицию, и результатом этого стала запись, которую многие считают «самой известной песней Status Quo».

«Dazed and Confused» (Джейк Холмс / Led Zeppelin)


Led Zeppelin (Live 1972)

Кавер:

Где грань между невероятно проникновенным кавером и совершенно новым творением? На этот вопрос сложно дать верный ответ. Однако можно поразмышлять под приятное саунд-сопровождение «Dazed and Confused»… Первоначально композиция была сочинена и записана Джейком Холмсом в 1967 году, с целью последующего продвижения трека в рамках первого альбома. Фолк-музыкант также исполнял своё творение живьём, а в частности — на разогреве у английского коллектива The Yardbirds, в составе которого тогда ещё числился молодой, но уже очень талантливый Джимми Пейдж.

Виртуозный гитарист сразу же заприметил шедевр, и спустя некоторое время композиция стала изюминкой каждого концертного выступления The Yardbirds. А буквально через год гитарист предложил полюбившуюся композицию своим новым коллегам и товарищам из Led Zeppelin. В итоге, кавер на «Dazed and Confused» достойно украсил их первый альбом. Интересно, что создателем творения на диске значился сам Пейдж. В 2010 году, не выдержав, видимо, напора страстей относительно своего шедевра, Холмс даже отстаивал свои авторские права в суде. После этого авторство нашумевшего сингла значится как «Пейдж, вдохновлено Холмсом». Можно ли посчитать эту запись кавером? Каждый решает сам…