12 качеств коммуникабельного человека, которые может выработать каждый

Нарушения развития коммуникативных навыков

На развитие коммуникативных навыков влияют различные факторы, среди которых воспитание, образ жизни, качество внутрисемейных отношений. Существуют нарушения в формировании коммуникативных способностей, которые могут возникать вследствие особенностей средовых воздействий. К самостоятельным нарушениям коммуникативных навыков относят:

Отсутствие потребности в общении;
Склонность к монологу вместо диалога;
Неспособность принимать во внимание контекст, в котором происходит общение;
Преобладание оценочных суждений вместо сообщения адекватной информации и др.

Нарушения коммуникативных навыков могут быть частью патологической симптоматики заболеваний или недостатка в развитии. В этом случае могут замечаться коммуникативная апраксия, нарушения общения, психотические расстройства процессов общения.

К заболеваниям, при которых характерным является наличие нарушений коммуникации, относят расстройство аутистического спектра (РАС), аутизм, умственную отсталость, задержку психического развития, интернет-зависимость, зависимость от мобильных устройств и др. Люди с общим недоразвитием речи, зрения и слуха также имеют трудности в приобретении навыков успешной коммуникации.

Как улучшить свои навыки

Развить свои коммуникативные навыки поможет прохождение специализированного тренинга, где отработка моделей жизненных ситуаций, даже в случае ошибки, не повлечет за собой непоправимых последствий, как это бывает в жизни. Профессиональные наставники помогут научиться сглаживать конфликты, развить убедительную речь, приобрести навыки эффективной самопрезентации и повысить доверие к вашим словам.

В группе единомышленников есть возможность творчески подходить к решению коммуникативных задач, апробировать различные способы влияния на собеседника, использовать различные роли и проигрывать необходимые ситуации. Обучающий курс дает спектр методик и упражнений, которые можно применять в конкретных ситуациях.

Когда вы получите первые результаты от методов в реальной жизни, переходите к более сложным и изощренным вариантам коммуникаций. Для достижения большей эффективности, упражняться в умении строить коммуникацию можно в компании друзей и близких.

Задачи тренинга коммуникабельности

Одна из задач тренинга — разрушить неправильные, неэффективные стереотипы общения, приобрести умение сменить позицию, продолжать диалог, постоянно оценивая свои действия и реакцию собеседника. Психологи должны научить своих слушателей умению видеть слабые места в аргументации партнера, использовать это, опираясь не только на логику, но и на личностные качества, эмоциональность. Другая задача — совершенствовать и довести до автоматизма новые схемы поведения.

Имеется в виду не только умение говорить, но и невербальные приемы общения. В итоге, тренинг коммуникативных навыков должен вывести вас на более высокий уровень коммуникабельности. Вы должны овладеть новыми навыками взаимодействия:

  • психотехникой общения с аудиторией;
  • умением создавать комфортную атмосферу психологического существования в рабочем коллективе и дома, преодолевать конфликты;
  • легко вступать в беседу, быстро завоевывать доверие собеседника, понимать его психологическое состояние;
  • активно вести диалог, выделяя манипуляции партнера и нейтрализуя их;
  • оставаясь на своей позиции, отстаивая свои интересы, реагировать на реакцию окружающих, корректируя свои мотивировки и аргументацию;
  • использовать невербальные приемы эффективной коммуникации для убеждения окружающих;
  • умением работать с возражениями

Виды коммуникаций

Организационные коммуникации — это совокупность коммуникаций, строящихся на основе общения, опосредованного информацией о самой организации, ее целях и задачах.

Внешние коммуникации — это коммуникации между организацией и средой. Факторы внешней среды очень сильно влияют на деятельность организации. От этих факторов зависят коммуникационные потребности организации.

Внутренние коммуникации — это коммуникации внутри организации между различными уровнями и подразделениями.

Формальные коммуникации — это коммуникации, которые определяются организационной структурой предприятия, взаимосвязью уровней управления и функциональных отделов. Чем больше уровней управления, тем выше вероятность искажения информации, так как каждый уровень управления может корректировать и отфильтровывать сообщения.

Вертикальные — Информация перемещается внутри организации с уровня на уровень в рамках вертикальных коммуникаций. Она может передаваться по нисходящей, т. е. с высших уровней на низшие. Наиболее очевидным компонентом вертикальных коммуникаций в организации являются отношения между руководителем и подчиненным.

Горизонтальные коммуникации (между подразделениями) — это коммуникации между различными отделами организации. В дополнение к обмену информацией по нисходящей или восходящей организации нуждаются в горизонтальных коммуникациях. Организация состоит из множества подразделений, поэтому обмен информацией между ними нужен для координации задач и действий. Поскольку организация — это система взаимосвязанных элементов, руководство должно добиваться, чтобы специализированные элементы работали совместно, продвигая организацию в нужном направлении.

Неформальные коммуникации. Канал неформальных коммуникаций можно назвать каналом распространения слухов. Поскольку по каналам слухов информация передается много быстрее, чем по каналам формального сообщения, руководители пользуются первыми для запланированной утечки и распространения определенной информации или сведений типа «только между нами». Приписываемая слухам репутация неточной информации сохраняется и до сегодняшнего дня.

Межличностные коммуникации — устное общение людей в одном из перечисленных видов. Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений, так как их важнейшая специфическая черта — эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического климата группы. Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу.

Коммуникации
по нисходящей (руководитель-подчиненные).

Коммуникации
между руководителем и подчиненными связаны с прояснением задач, приоритетов и
ожидаемых результатов; обеспечением вовлеченности в решение задач отдела; с
обсуждением проблем эффективности работы; достижение признания и вознаграждения
с целью мотивации; совершенствованием и развитием способностей подчиненных; со
сбором информации о назревающей или реально существующей проблеме; оповещением
подчиненного о грядущем изменении; а также получением сведений об идеях,
усовершенствованиях и предложениях.

Коммуникации
по восходящей (снизу вверх)

Коммуникации по восходящей выполняют функцию оповещения руководства организации о том, что делается на низших уровнях. Таким путем руководство узнает о текущих или назревающих проблемах и предлагает возможные варианты исправления положения дел. Обмен информацией по восходящей обычно происходит в форме отчетов, предложений и объяснительных записок.

Что с этим делать

Итак, если мы придерживаемся мнения, что в любом направлении человеческого развития всегда есть место для совершенствования, давайте попробуем, хотя бы на секунду отказаться от мысли, что мы правы. Этот критический взгляд на самих себя позволит расширить количество вариантов сказанного и интерпретаций услышанного. И как бы нам не хотелось переложить всю ответственность на собеседника, попробуем дать оценку собственным коммуникативным навыкам и пересмотреть свой арсенал приемов общения.

Удивительно, что при всем богатстве выбора известных человечеству коммуникативных навыков, в большинстве своем мы используем лишь их треть, отдавая предпочтение все тем же «старым трюкам». А что с остальными «полезными ископаемыми» наших возможностей, где они, почему не работают?

Трудности в общении возникают потому что эти самые возможности еще не раскрыты. Но хорошая новость заключается в том, что их можно развивать в любом возрасте. Если мы используем только треть наших возможностей, то представьте, как повысится наша эффективность, если мы начнем использовать половину или больше.

Похожие термины:

  • проявляются в специфической чувствительности педагога к способам установления с учащимися и развитию педагогически целесообразных взаимоотношений на основе завоевания у них авторитета и довер

  • Тип упражнений по назначению; в их основе лежит естественный стимул речи на иностранном языке (например, обмен репликами в диалогической речи, когда собеседник не владеет родным языком учащегося;

  • комплекс индивидуальных особенностей человека, благоприятствующих построению личного и делового общения (взаимодействия) с людьми (пониманию других, установлению, поддержанию и бесконфликтному

  • или БАРЬЕРЫ ОБЩЕНИЯ, — коммуникативные препятствия, снижающие эффективность речи или приводящие к Коммуникативным неудачам (см.), а иногда к невозможности коммуникаторов общаться между собой. Тр

  • Вид учебных заданий, основное назначение которых состоит в организации иноязычного общения в процессе решения поставленной коммуникативной задачи или проблемы, заключающейся в обмене информаци

  • 1. Свойства устной и письменной речи (правильность, ясность, красота и др.), которые в совокупности свидетельствуют об идеальной (наилучшей) приспособленности речи к процессу человеческого общения.

  • Особый вид потребностей, побуждающих вступать в речевое общение с целью решения вербальных и невербальных задач. См. также речевая интенция, коммуникативная цель.

  • Существует множество определений понятий «речевая (коммуникативная) стратегия» и «речевая (коммуникативная) тактика» (их обзор см., напр., в ). Обобщая эти определения, можно предлож

  • профессионально-педагогические умения,включающие установление контакта с учащимися и родителями; управление собой в ситуации педагогического общения; умение вести полемику, беседу, дискуссию; в

  • Вид творческих упражнений, обеспечивающих формирование речевых умений и наиболее высокий уровень практического владения языком. С позиции комуникативно-деятельностного подхода такие упражнени

  • комплекс индивидуальных особенностей человека, благоприятствующих построению личного и делового общения (взаимодействия) с людьми (пониманию других, установлению, поддержанию и бесконфликтному

  • communication studies) – наука, изучающая гуманитарные аспекты коммуникации, развития информационных систем и средств, характер, формы, результаты их воздействия на социум. Близкие понятия: коммуникология

  • деятельность общения, с помощью которой учитель передает знания, организует обмен информацией, управляет познавательно-практической деятельностью учащихся, регулирует взаимоотношения между об

  • знание правил общения, умение соотнести их с конкретной ситуацией (коммуникативным лотусом). Она включает культуру речи, языковую и речевую грамотность, знания о педагогике и психологии общения, з

  • Умение ставить и решать определенные типа коммуникативных задач: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера (партнеров), выбирать адек

  • форма воссоздания социального содержания профессиональной деятельности на основе организации коммуникации в качестве моделируемой практики (О.С. Анисимов).

  • знания о ре­чи, ее функциях; сформированность умений в об­ласти четырех основных видов речевой деятельности (говорения, слушания и по­нимания, чтения, письма); способность к полноценному речевому

  • ориентированность человека в различных ситуациях общения, основанная на знаниях и чувственном опыте индивида; способность эффективно взаимодействовать с окружающими благодаря пониманию себя и

  • совокупность достижений личности в овладении знаниями и умениями межличностной коммуникации, обеспечивающей высокую эффективность и продуктивность взаимодействия с людьми. Коммуникативная ку

  • совокупность знаний законов межличностного общения, умений и навыков пользования его средствами в различных жизненных и производственных ситуациях и личностных коммуникативных качеств. Коммун

Что такое коммуникативность

Коммуникативность — один из компонентов загадки о трех «к» (два других — контакт и коммуникабельность), но часто путаница в определениях превращает в загадку сам термин. Существует только три близких значения слова:

  1. Коммуникативность — это, в первую очередь, навык. Умение передавать какое-либо сообщение, свои чувства, мнения, эмоции, умозаключения так, чтобы они были корректно поняты собеседником. С другой стороны, это способность воспринимать информацию, правильно и без искажений. Иными словами, термин характеризует уровень способности кодирования и декодирования информации.
  2. Кроме того, коммуникативность не всегда является именно навыком человека. Она может качественно характеризовать любой инструмент коммуникации. Все, что имеет отношение к передаче информации. То есть этот термин понимается еще и как свойство.
  3. Помимо этого, коммуникативность часто определяют, и как процесс межличностного взаимодействия, формирования межличностных связей.

В целом, коммуникативность чаще всего понимается, как приобретенный навык, который человек совершенствует на протяжении практически всей своей жизни.

Основы эффективной коммуникации

Общение как банальный обмен информацией присутствует уже у простейших животных. Человек в процессе эволюции довел коммуникацию до совершенства. Разговорная и жестовая речь развивалась и постепенно расширилась до письменной, символьной и образной. Однако этот процесс усложнил понимание, и эффективная коммуникация становится отдельным объектом изучения.

Коммуникативный процесс включает в себя пять элементов:

  1. Коммуникатор – тот, кто передает информацию.
  2. Содержание сообщения.
  3. Способ передачи информации (как она осуществляется).
  4. Аудитория, или реципиент, – кому предназначено сообщение.
  5. Заключительный этап общения, позволяющий понять, состоялась ли эффективная коммуникация. Он возможен, только если предыдущие четыре достаточно удовлетворительны.

Не растягивайте монолог: краткость сестра таланта

Это правило напрямую относится к умению слушать и слышать собеседника. Если человек выступает в роли рассказчика слишком долго, он лишает себя шанса услышать собеседника

Когда вы фокусируете свое внимание на другом человеке, то автоматически начинаете меньше говорить сами

Сценка

Игра на двоих. Правила очень просты. Можно сказать, что вы сами их придумываете.

Для начала подумайте относительно темы, вокруг которой будет завязан диалог. Это может быть:

  • Служба поддержки (трудный клиент).
  • К продавцу-консультанту обращается разгневанный клиент.
  • Спор двух людей о том, нужно ли колонизировать Марс.

Перед тем, как начать сценку, вы должны четко прописать конфликт. Концовка может быть случайной.

Язык тела

Порой язык тела говорит больше, чем любые слова, которые вы можете произнести. Как сознательно, так и подсознательно тело показывает собеседнику, что действительно с вами происходит.

  1. Объясните группе, что вы собираетесь дать им ряд инструкций, которые они должны скопировать как можно быстрее.
  2. Произносите вслух следующие указания для группы, и в то же время выполняйте их:
  • Прикоснитесь пальцем к носу.
  • Хлопайте руками.
  • Расставьте руки.
  • Прикоснитесь указательными пальцами к плечам.
  • Скрестите руки.
  • Положите руку на живот – но во время этих слов коснитесь пальцем кончика носа.

Обратите внимание на количество людей, которые скопировали то, что вы сделали, а не то, что сказали

Язык тела может укрепить вербальное общение, однако оно также может быть сильнее, чем словесное общение – важно знать о нем, чтобы четко понимать, что проецируем правильное сообщение. Это интересно: Как развить навыки общения?

Это интересно: Как развить навыки общения?

Язык тела может укрепить вербальное общение, однако оно также может быть сильнее, чем словесное общение – важно знать о нем, чтобы четко понимать, что проецируем правильное сообщение. Это интересно: Как развить навыки общения?. Это интересно: Как развить навыки общения?

Это интересно: Как развить навыки общения?

Коммуникативные навыки: откуда они берутся

Коммуникативные способности каждого человека формируются индивидуально и в течении всей жизни. Влияющими факторами здесь являются взаимоотношения с родителями, сверстниками, позже с руководством и коллегами по работе. В целом наше осознание собственной социальной роли диктует нам «правила» поведения и общения в окружающей среде.

Во многих ситуациях мы поддаёмся наработанным нами в течение жизни стереотипам поведения, и продолжаем за них держаться, даже когда они перестают работать. Потому что когда-то, в аналогичной ситуации это сработало. Мы уверены в собственной правоте. Нам так комфортно — думать, что мы правы, делать, что умеем, отстаивать то, в чем уверены. И это действительно срабатывает…, но не всегда. Частота побед в общении напрямую зависит от коммуникативных возможностей, которыми мы располагаем. В случаях отсутствия нужного знания или опыта мы получаем недоверие и конфликты, а наши коммуникации становятся неэффективными.

Чем обусловлена коммуникабельность

Коммуникабельность, как понятие, прямо подразумевает высокий уровень коммуникативных навыков. Сообщение эмоционально воспринимается лучше, если оно передано точно и в правильной форме. Но существуют и другие факторы:

  1. Высокий уровень эмпатии. Коммуникабельность прямо подразумевает умение слушать и понимать собеседника, его чувства, мысли и потребности.
  2. Умение адекватно и объективно воспринимать обстановку, в которой происходит разговор, и выстраивать беседу с учетом этого.
  3. Высокая самооценка, уверенность в себе. Только уверенный человек способен эффективно воздействовать на собеседника.
  4. Харизматичность и высокий уровень эмоционального интеллекта.
  5. Высокий уровень речевой культуры, владение разными стилями и жанрами речи, умение их применять в подходящей ситуации.

Коммуникабельность или ее отсутствие — это не раз и навсегда установленный параметр личности. Ее можно тренировать, как и любой другой навык.

Секреты коммуникабельного человека:

  1. Не стесняйтесь первыми идти на контакт. В мире много стеснительных людей, и если все будут стесняться, то общаться будет не с кем! Конечно, нужно различать, когда возможный собеседник просто не умеет первым вступить в разговор, а когда он не настроен общаться вовсе. Не путайте инициативность с навязчивостью. Но если вы все же научитесь переступать через внутренние страхи («А вдруг этот человек не захочет со мной разговаривать?») и начнете сами идти на контакт, то сможете обзавестись большим количеством скромных, но хороших друзей.
  2. Будьте в процессе общения постоянно. Это значит, что отрывочные попытки инициативности в общении не выведут нас из состояния внутренней зажатости. Паровоз трудно сдвинуть с места, но когда он уже разогнался – его трудно остановить. Если постоянно стремиться к общению, заговаривать с незнакомыми людьми на улице, первыми звонить друзьям, чтобы просто поболтать, то со временем это будет даваться все легче и легче, а постоянное общение с людьми превратится в гармоничное дополнение к жизни.
  3. Отбросьте ожидания и страхи – выстраивайте свое общение сами. Мы идем на встречу с другом, чтобы весело провести время, а он оказывается грустным и неразговорчивым. Начальник вызвал в свой кабинет – и мы тут же начинаем трястись от ужаса. А может, он хотел предложить повышение, но увидел испуганные глаза и передумал, решив, что вы не справитесь с новой должностью? Не ожидайте определенного результата от предстоящего контакта, учитесь импровизировать. Мы никогда не можем наперед знать реакций и слов наших собеседников, поэтому не должны загонять себя в рамки сценариев.
  4. Будьте открыты и не стесняйтесь своих эмоций. Часто мы становимся чрезмерно застенчивыми и замкнутыми оттого что слишком много думаем об уместности наших чувств и эмоций. Не бойтесь – показывайте себя. Когда смешно – смейтесь, когда грустно – грустите, когда любите – любите от всей души. Высказывайте свое мнение и делитесь необычными наблюдениями. Всегда найдутся люди, которые не поймут вас – и это нормально. Зато так вы сможете окружить себя настоящими единомышленниками.
  5. Получайте удовольствие от общения. Вы тут же спросите меня – а как я могу заставить себя получить удовольствие от общения? Не нужно себя заставлять – учитесь искать позитивные моменты и выбрасывать из головы негатив. Вместо того, чтобы думать о каком-то своем неудачном ответе, лучше вспомните, сколько интересного вы узнали из разговора или как смеялись над анекдотом. Когда вы будете уделять больше внимания хорошему, то и результат от общения будет позитивным.

Общение – это искусство, в котором мы нуждаемся. Говорят, что мы не любим делать то, чего не умеем – и это правда. Научившись плодотворному и гармоничному общению, мы сумеем любить его и получать пользу от ежедневных разговоров с людьми.

Чем отличается от коммуникативности?

Обычно коммуникабельные люди владеют коммуникативностью в совершенстве. Они могут развернуть диалог в нужное русло и склонить слушателей к своему мнению. Коммуникативная личность всегда выражает мысли ясно и чётко. Разница состоит в том, что с коммуникативным человеком общение может вызывать скуку, а коммуникабельной личности свойственно умение расположить к себе собеседника, создать интересную атмосферу в ходе беседы. Речь просто коммуникативного субъекта нередко характеризуется сухостью и скупостью, коммуникабельного индивида – яркостью и выразительностью.

Отличия двух понятий заключаются в том, что коммуникабельность – это навык умелого налаживания контакта с окружающими и лёгкость в общении, а коммуникативность – доходчивость при передаче необходимых сведений слушателю. Коммуникативность означает умение донести информацию, чувства, умозаключения до другого субъекта в корректной и доступной форме. Иными словами, коммуникативность обеспечивает качество передачи информации, а коммуникабельность отвечает за эмоциональный план общения. Первое понятие выражается в том, насколько полно и точно переданы сведения, второе представляет собой способность заинтересовать слушателей своим рассказом. Человек может владеть обоими этими навыками или одним из них.

Коммуникативность не является врождённым качеством. Она включает в себя активное слушание, невербальное общение, понимание чувств собеседника, управление своим гневом и эмоциями, умение выразить и отстоять своё мнение. Эти свойства можно совершенствовать на протяжении всей жизни. Письменная коммуникативность выражается в полном владении приёмами составления различных деловых и личных писем, заполнения официальной документации.

Коммуникации в зависимости от пространственного расположения каналов и направленности общения

Информация по каналам передается:

  • по вертикали – снизу вверх, сверху вниз, 
  • в горизонтальной плоскости, 
  • по диагонали.

Восходящие коммуникации – это коммуникации, которые направлены снизу-вверх (от подчиненных к руководителю).

Нисходящие коммуникации – это коммуникации, которые направлены сверху-вниз (от руководителя к подчиненным).

Диагональные коммуникации – это коммуникации, которые осуществляются сотрудниками подразделений и отделов различных уровней. Данный вид коммуникации используется в случаях, когда коммуникации сотрудников организации иными способами затруднены, либо невозможны.

Горизонтальные коммуникации – это коммуникации, которые направленные на интеграцию и координацию деятельности работников разных подразделений и отделов на одинаковых уровнях иерархии для выполнения целей компании; способствуют увеличению эффективности использования всех ресурсов компании.

Согласно исследований, эффективность горизонтальных коммуникаций составляет 90%. Это можно объяснить тем, что сотрудники работали на одинаковых уровнях управления, отлично понимают сущность труда своих коллег, понимают их проблемы и возможный посыл их сообщения.

Таблица 3 —  Характеристика вертикальных коммуникаций

Виды коммуникаций Виды передаваемой в сообщении информации Цели
Восходящие

Жалобы подчиненных

Мнения подчиненных 

Предложения подчиненных 

Обращения о получении консультации по интересующим вопросам

Отчеты о ходе выполнения работы, возникших проблемах в ходе работы 

Получить представление об улучшении деятельности компании

Получить подтвержденную информацию о ходе выполнения работы и итоговых результатах

Изучить мнение подчиненных по интересующим вопросам

Обеспечить обратную связь с руководителем о полученных заданиях

Нисходящие

Об изменениях в политике организации

Директивы вышестоящих органов управления

О новых системах и процедурах

О бюджете организации, его изменении, исполнении 

О кадровых перемещениях и реорганизациях

Инструкции, информация для выполнения заданий 

Обеспечить обратную связь с подчиненными по результатам деятельности

Осуществить инструктирование по выполнению работы
Предоставить всю информацию, необходимую для выполнения работы

Поставить подчиненным конкретные задачи по выполнению работы

Оперативно сообщить новости о деятельности организации

Обеспечить социальную поддержку подчиненным 

Вертикальные коммуникации являются менее эффективными, чем горизонтальные коммуникации. Только 20–25% информации, которая исходит от высшего руководства, поступает к непосредственным работникам и верно понимается ими. Начальник цеха причем, выходя из кабинета директора организации, выносит лишь 40% полезной информации, а бригадир– всего 30%. Касаемо восходящих коммуникаций — до руководителей компаний доходит не более 10% информации, которая направляется в их адрес рабочими.

Внутренние коммуникации:

  • формируют чувство общности у коллектива;
  • информируют сотрудников;
  • формируют образ организации;
  • формируют у каждого работника чувство сопричастности к делам организации, ее успеху;
  • являются нематериальной мотивацией сами по себе;
  • развивают корпоративную культуру компании.

Хорошо отлаженные процессы внутренней коммуникации, таким образом, могут способствовать повышению эффективности деятельности компании.

Замечание 3

Интересный факт. Что хотят знать сотрудники о своей компании

Всем сотрудникам хочется получать информацию о своей организации. Какую именно? Готовы ли менеджеры им ее давать? Какую именно информацию менеджеры готовы предоставить?

Ниже в таблице представлены результаты опроса 300 менеджеров и сотрудников российских организаций (таблица 4).

Таблица 4 —  Распределение результатов опроса

Ответы Распределение ответов на вопросы,
%
 Что бы вы хотели знать о своей организации?  О чем вы информируете своих сотрудников?
Заработная плата других сотрудников   14 3,9
Реальная прибыль/убытки компании  16 11,7
Заработная плата топ-менеджеров   15  3,9
Предстоящие изменения в составе акционеров, покупка или продажа компании 21  9,7
Информация о стратегических клиентах или партнерах 9 13,6
Информация о кадровых назначениях   13  29,1
Вывод компанией новых товаров или услуг на рынок 12 28,2

Учиться конструктивной критике

Часто бывает так, что люди не хотят высказывать свое мнение из-за страха не понравиться окружающим и не хотят провоцировать конфликт. Но иногда критика просто необходима. Выражая личные чувства, человек показывает, что сам собеседник и то, что он делает, не оставляют его равнодушным. Но критиковать нужно спокойно и конструктивно, без агрессии. Тогда слова не будут ранить окружающих, а мнение приобретет особую ценность. Конструктивная критика – хороший способ избавиться от отрицательных эмоций, гнева или обиды. Но нельзя обсуждать индивидуальные особенности и личные качества оппонента.

Что такое речевое общение?

Речевым общением называется способ взаимодействия между людьми. Здесь используются слова, которые передают важную информацию от одного человека к другому. Причем речь идет о взаимном процессе. Один человек не только выражает свои мысли, но и воспринимает слова собеседника, что создает диалог, который имеет длительность по времени и законченный результат.

Речевое общение происходит в любой сфере жизни человека. Куда бы индивид ни попал, везде люди разговаривают, используя тот язык, который является официальным в стране. Если человек не знает языка, ему нужно его изучить (обычно этим занимаются дети) или приспособиться (обычно этим занимаются граждане других стран).

Как человек выражает свою мысль? Зачастую при помощи слова. А какие формы словесного выражения могут быть? Разговор, обещание, беседа (диалог), претензии, критика, ругань, крик и т. д. С помощью речи человек выражает свою мысль. Но форма, которая используется индивидом при этом (интонация, изменение голоса, построение предложений), передает эмоциональное отношение к обсуждаемому вопросу.

Словесные выражения обогащают общение людей. Но к чему приводит та или иная форма словесного выражения? Какие мотивы они таят в себе? Как лучше поступить, чтобы не прибегать к подобным способам общения? В данной статье будет идти речь лишь о некоторых распространенных формах.

  • Угрозы. Не грозите, если не можете исполнить свои слова, — это демонстрация слабости. Данный способ общения похож на лай бродячей собаки, которая гавкает на прохожих, но на самом деле сама их боится.
  • Обещания. Иногда лучше не обещать, а просто со временем увидеть, как будут обстоять дела. К сожалению, многие люди рады давать обещания всем и по любому вопросу. Но лишь немногие исполняют обещания в реальность.
  • Спор. Спор зачастую возникает лишь потому, что зачинщик конфликтной ситуации хочет, чтобы ему уступили. Иначе теряется смысл спора. Поэтому если с вами начали спорить, знайте, что от вас ожидают уступок и принятие чужого мнения.
  • Сплетни. С помощью сплетен человек зачастую пытается заглушить свою совесть: «Я же все-таки лучше, чем другие!». Человек прибегает к сплетням лишь для того, чтобы продемонстрировать себе и другим, что есть люди хуже, чем он сам.
  • Критика. Тот, кто критикует, забирает все плохое, что есть в человеке, которого он критикует. Критикуете вы – значит, вы забираете на себя плохие качества другого человека. Критикуют вас – они забирают ваши отрицательные качества. Поэтому благо, когда вас критикуют.
  • Хвастовство. Тот, кто хвалится своими добрыми поступками, теряет свои положительные качества и обесценивает свой поступок. Подумайте, будет ли истинный добродетель хвастаться своими поступками? Тот, кто хвастается, на самом деле совершает добрые дела, чтобы его похвалили. Тот, кто делает добрые дела и не хвастается, действительно делает их на благо другим людям. Более того, хвастуны мало чего достигают, в отличие от молчаливых людей, которые достигают большего.

Как развить организаторские способности

Раз организатором может стать каждый человек, то актуален вопрос о том, как это сделать. Предлагаю несколько простых правил:

  • Организация начинается с самого себя (самоорганизация). Научитесь организовывать собственную деятельность, быт и всю жизнь. Возьмите за правило составлять план дня, вести ежедневник, распределять время, ставить цели, задачи и всегда их выполнять. Прямо сейчас сделайте что-то, до чего руки не доходили.
  • Развивайте эмпатию, умение понять другого человека, уважение к интересам других людей, здоровый альтруизм.
  • Осваивайте и практикуйте позитивное мышление.
  • Регулярно самосовершенствуйтесь. Скорректируйте самооценку, избавьтесь от неуверенности, страха общения и других проблем, которые у вас есть. Все внутренние барьеры должны быть уничтожены.
  • Развивайте творческий потенциал.
  • Расширяйте кругозор.
  • Тренируйте практическое мышление, то есть реально смотрите на мир. Ставьте реальные цели, не увлекайтесь мечтами.
  • Будьте амбициозны.

Важно хорошо знать не только свои особенности, но и разбираться в психологии других людей. Верно распределить обязанности, учитывать потребности, интересы, темперамент, характер и другие особенности участников – основная задача организатора

Проверочные вопросы

Можно попросить самого претендента рассказать о своих навыках общения. Лучше задавать не общий вопрос «Как у Вас с коммуникабельностью?», а более конкретные вопросы, проясняющие ту или иную ситуацию. Например:

«Когда Вы были чем-то недовольны, как Вы рассказывали об этом руководителю?»

«Что Вы говорите и делаете, чтобы построить прочные деловые отношения?»

«Расскажите о ситуации, когда Вы тщательно продумали свои слова и поступки и в итоге достигли желаемого результата»

«Как Вы поступаете, когда Вам нужна помощь в решении сл ожной задачи?»

«Как Вы общаетесь с коллегой, который Вам не нравится?»

Конечно, нередко люди склонны приукрашивать действительность. Они не рассказывают о своем реальном поведении, а стараются ответить на вопросы правильно, «как надо».

Хороший способ проверить, так ли это — намеренная провокация. Выслушав подозрительно идеальный рассказ об общении, например, с неприятным коллегой, выразите свое несогласие: «Зачем же Вы под него подстраиваетесь, потакаете его проблемам? Разве правильно тратить на это свое рабочее время?» и так далее. Теперь смотрите, будет ли кандидат объяснять и отстаивать свою изначальную позицию или постарается подстроиться под ту «правильную» версию, которую от него якобы ждет рекрутер.

Кейсы

Довольно распространенный прием, который используют на собеседовании с менеджерами по продажам: «Продайте мне вот эту ручку» (стол, телефон или любой другой предмет). Когда кандидат говорит, решая реальную задачу, можно оценить не только его навыки коммуникации, но и многое другое: умение выстраивать аргументацию, эмоциональность, яркость, убедительность.

Проводя собеседование с потенциальным сотрудником клиентской службы, смоделируйте другую ситуацию — в зависимости от того, какой формат общения с клиентами необходим в работе на данной должности. «Представьте, что я клиент. Расскажите мне о…»

Для оценки коммуникативных навыков обратите внимание на следующее:

  • Кандидат следит за вербальными и невербальными реакциями собеседника и меняет свое поведение
  • Старается включить собеседника в диалог
  • Задает уточняющие вопросы, изучая потребности «клиента»
  • Активно слушает, корректно перефразирует слова собеседника

Если наблюдение за поведением, вопросы и кейсы показали, что кандидат обладает всеми перечисленными выше позитивными навыками — замечательно, вы нашли действительно коммуникабельного сотрудника.