Катастрофа в новороссийске: злой рок или преступное разгильдяйство?

Мистические совпадения

Казалось бы, что общего между кораблекрушениями, разделёнными вековой пропастью? Во-первых, «Коста Конкордия» затонула ровно за два месяца до 100-летней годовщины гибели «Титаника». Во-вторых, оба корабля пошли на дно после того, как натолкнулись на подводное препятствие, из-за чего получили пробоину длиной несколько десятков метров. В-третьих, суда оказались почти одинаковых размеров: «Титаник» имел длину 269 метров, «Коста Конкордия» — 290 метров. Обе катастрофы случились поздно вечером, с разрывом всего в два часа: в 1912 году корабль столкнулся с айсбергом в 23:40, в 2012 году лайнер наскочил на риф в 21:42. Не оставляет равнодушным и тот факт, что кораблекрушения произошли на одной широте: «Титаник» — 41° северной широты, остров Джильо находится на 42° северной широты. Ну и ещё один факт, кстати, сильно возмутивший общественность: спасение пассажиров с «Коста Конкордии» велось один в один как на «Титанике». Все та же давка, паника, падение шлюпок. Четыре шлюпки из-за большого крена корабля так и не смогли спустить на воду, а в тех, что спустили, не хватало мест. Выручило то, что катастрофа приключилась у побережья: некоторым пассажирам удалось самостоятельно вплавь добраться до берега. За 100 лет технология спасения людей на флоте нисколько не изменилась. Если бы лайнер потерпел крушение в открытом океане, жертв оказалось бы не меньше, чем на «Титанике».

История крушения Costa Concordia

13 января, 2012 года лайнер шел по курсу маршрута 7 Night Winter Mediterranean , который предполагает выход из порта Чивитавеккья в Савону, последний круиз предполагал заход лайнера в порты Барселоны, Марселя и еще нескольких итальянских портов.

13 января, 2012, 22:00 СЕТ судно находилось около острова Джильо (Тоскана, Италия), большая часть пассажиров в это время ужинала в ресторане. Именно тогда Costa Concordia наскочила на риф, вследствие чего получило пробоину около 30 метров. Началась спасательная операция.

С этого момента начинаются разногласия между участниками событий — пассажирами и персоналом лайнера. Стоит отметить, что все данные можно трактовать с позиции отдельных людей, при чем позиций этих много (если не сказать, что почти у каждого своя), однако суть, все же, одна. Как рассказывают пострадавшие в крушении, после столкновения, корабль накренился, вызвав панику у большей части пассажиров, реакция капитана корабля не заставила себя долго ждать и по громкой связи было объявлено о проблемах с генератором лайнера.

Несмотря на то, что далее события будут развиваться не в лучшую сторону, капитан судна продолжает придерживаться этой точки зрения. Несмотря на это, эвакуация продолжается и пассажиры массово собираются возле шлюпок. Как отмечают многие пассажиры, организовать спокойную погрузку на шлюпки персоналу лайнера не удалось. По данным следствия, которое проводилось позже, выяснилось, что капитан корабля Скеттино, покинул судно в числе первых.

После погрузки на шлюпки и спуск на воду, была совершена транспортировка персонала и пассажиров на берег, где пострадавшим была оказана первая посильная помощь. Стоит отметить помощь местных жителей, которые обеспечили пассажиров теплыми вещами, едой и выделили места для ночлега. Пассажиры заняли школы, церковь и гостиницы.

В популярной культуре

В 2010 году Costa Concordia предоставила декорации для фильма Жана-Люка Годара « Социализм» .

В 2011 году американская поэтесса и певица Патти Смит написала и записала части своего альбома Banga на борту корабля. Буклет на компакт-диске включает фотографии, сделанные Смит и ее группой во время их круиза.

11 апреля 2012 года в Соединенном Королевстве была представлена ​​документальная передача под названием « Террор на море: гибель Коста Конкордия» и еще одна первая трансляция на канале 4 под названием «Затонувшая Конкордия: поймано на камеру» , в которой были показаны кадры, записанные пассажирами. и экипаж.

С 14 июля 2012 года , документальный фильм под названием Cruise Ship Disaster: Внутри Concordia , был впервые показан на Discovery Channel , CNN Presents: Круиз к катастрофе , первый широковещательных по CNN , а другой, под названием Inside Costa Concordia: Голоса катастрофы , была первой трансляции канала National Geographic . В эпизоде 39 сезона Новы «Почему корабли тонут» обсуждается затопление Costa Concordia . В более позднем эпизоде ​​42 сезона « Новы » «Спасение затонувшего корабля» были показаны усилия по спасению и гонка за снятие с мели и удаление сильно поврежденного Costa Concordia с места аварии, прежде чем корабль может развалиться на части, что может привести к экологической катастрофе.

15 февраля 2013 года канал ABC 20/20 выпустил специальный выпуск о затоплении и интервью с выжившими после пожара двигателя на Carnival Triumph .

В фильме Паоло Соррентино 2013 года «Великая красота» показаны обломки Коста Конкордия .

В альбоме Teens of Denial 2016 года «Баллада о Коста Конкордия », написанном Уиллом Толедо из инди-рок-группы Car Seat Headrest , катастрофа используется как метафора для личного срыва.

Поиски жертв крушения круизного лайнера «Коста Конкордия»

У берегов итальянского острова Джилио продолжаются поиски людей, пропавших без вести во время крушения круизного лайнера «Коста Конкордия».  Капитану судна Франческо Скеттино были предъявлены обвинения в непредумышленном убийстве и бегстве с корабля. В настоящее время он находится под домашним арестом.  По последним данным, в результате крушения лайнера погибли 11 человек и 28 пассажиров числятся пропавшими без вести.  (20 фотографий)

#

Бенедикта Молина (на переднем плане) и её муж Сатурнино Сория (слева), родители пропавшей без вести Эрики Сории, прибывают на остров Джилио, 18 января. «Мы не уедем, пока не найдем Эрику», — сказал её отец. (Massimo Percossi / EPA)

#

Лавка, находившаяся на борту потерпевшего крушение судна, лежит на побережье острова, 18 января. (Massimo Percossi / EPA)

#

Спутниковый снимок места крушения круизного судна «Коста Конкордия» у берегов острова Джилио, 17 января. (DigitalGlobe)

#

Франческо Скеттино, капитан судна «Коста Конкордия», покидает здание суда в Гроссето, 17 января. Прокуроры обвинили Скеттино в непредумышленном убийстве и бегстве с судна. (Alessandro La Rocca / Lapresse via AP)

#

Водолазы обыскивают круизное судно «Коста Конкордия», 17 января. (Italian Police via EPA)

#

Итальянские водолазы поднимают тело погибшего из круизного судна «Коста Конкордия». На борту потерпевшего крушение судна были найдены ещё пять тел, и общее число погибших достигло 11 человек. (Gregorio Borgia / AP)

#

Водолазы итальянских ВМС подплывают к судну «Коста Конкордия», 17 января. (Gregorio Borgia / AP)

#

Борт частично затонувшего круизного судна «Коста Конкордия», 16 января.

#

Женщина осматривает потерпевшее крушение круизное судно «Коста Конкордия», 16 января. (Gregorio Borgia / AP)

#

Водолаз прыгает в воду возле судна «Коста Конкордия», 16 января. (Gregorio Borgia / AP)

#

Спасатели взбираются на борт судна «Коста Конкордия», 16 января.

#

Водолаз береговой охраны продвигается среди плавающих обломков мебели внутри круизного судна «Коста Конкордия», 15 января. (Italian Coast Guard via AP)

#

Пожарные на лодке осматривают камень, застрявший в борте круизного судна «Коста Конкордия», 15 января. (Andrea Sinibaldi / Lapresse via AP)

#

Вид частично затонувшего судна «Коста Конкордия», 15 января. (Guardia Di Finanza via EPA)

#

На судне «Коста Конкордия» не прекращаются спасательные работы, 15 января. (Maurizio Degl’ Innocenti / EPA)

#

Спасатели эвакуируют двух пассажиров из Южной Кореи, которые проводили на судне «Коста Конкордия» свой медовый месяц, 15 января.

#

Пассажиры прибывают в Порто Санто Стефано после крушения судна «Коста Конкордия», 14 января.

Подпишитесь на RSS

19.01.2012

Операция по спасению

Через 50 минут после «аварии» началась операция по спасению, уже все понимали, что лайнер идет ко дну, его кренило на 30 градусов. Прозвучал сигнал всеобщей тревоги, это означало, что находящиеся на борту люди должны были надеть спасательные жилеты и отправиться в шлюпочную. Корабль мог перевернуться в любой момент, все это понимали, и началась паника и сильная давка. Экипаж попросил помощи у береговой охраны Ливорно.

С момента столкновения прошло 70 минут, на часах 22:55. Начался спуск шлюпок. До прибытия группы спасателей, пассажиры и экипаж покидали корабль в кромешной ночной темноте, потому что генераторы не работали. Царила паника и хаос, ситуация усугублялась тем, что многие пассажиры не владели английским.

Последние шлюпки были спущены в 23:40, оставшиеся 500 пассажиров были спасены шлюпками береговой охраны. К спасательной операции приступили водолазы, когда возрос крен, и использовать шлюпки корабля уже было невозможно. Капитан покинул судно, когда спасательная операция еще не была закончена.

Эвакуация продолжалась до 4 часов утра. Еще более двух недель велись поиски погибших. Капитан был признан судом виновником крушения

Он был обвинен в халатности, преждевременном оставлении судна и убийстве по неосторожности 32 человек

Следственные работы по происшествию, результаты

Следствие установило, что судно приблизилось намного ближе (в 10 раз) к берегу, чем предусмотрено маршрутом, причем и на более высокой скорости.

Вся кампания по ликвидации последствий крушения корабля продолжалась более двух лет. Ущерб, оцененный властями острова Джильо, составил 125-189 млн евро.

Главный обвиняемый – капитан потерпевшего аварию лайнера Франческо Скеттино. Его признали виновным в непреднамеренном убийстве людей (32 человек) и вынесли приговор – 16 лет тюрьмы.

Специалисты по судоходству недоумевают и удивляются тому, каким образом такое современное и хорошо технически оборудованное судно, как «Коста Конкордия», могло сесть на мель в настолько хорошо изученных морских местах.

У экспертов возникало два вопроса. А именно о том, как так получилось, что «Коста Конкордия» отошла от запланированного маршрута (на 3-4 морских мили) и по какой причине она так скоро перевернулась.

Этот корабль совершал круизы по данному маршруту за год по 52 раза. Основные предположения о причинах произошедшего – человеческий фактор и сбой в технике или комплекс этих двух факторов.

Возможно и такое, что команда судна просто сбилась с курса. Поэтому лайнер «Коста Конкордия» оказался в опасной близости от побережья.

Были версии и о том, что имелись неисправности в навигационной аппаратуре судна.Также на борту могли произойти и перебои с подачей электроэнергии.

Но самое главное — о том, что в Средиземном море произошло крушение огромного лайнера «Коста Конкордия», узнали в мире лишь через сутки после случившегося. Самое большое возмущение и недоумение вызвало поведение капитана корабля Франческо Скеттино и подчиняющейся ему команды.

По свидетельствам пассажиров, некоторые представители экипажа вначале даже не пускали людей к спасательным шлюпкам, в конце концов залезли в них сами. А капитан сбежал с тонущего корабля, бросив всех пассажиров.

Жертвы двух катастроф

Ещё одним таинственным совпадением оказалось спасение с борта «Коста Конкордии» потомков пассажиров, пострадавших на «Титанике». Одна из туристок, Валентина Капуано, рассказала журналистам, что сто лет назад её бабушка с братом Джовани.решили начать новую жизнь и отправились в Америку. Джовани, чтобы добраться до Нью-Йорка, пришлось устроиться на «Титаник» официантом. Но после столкновения корабля с айсбергом избежать гибели удалось лишь сестре. — Мне как будто самой пришлось пережить историю, которую я слышала от бабушки, — рассказала журналистам Капуано. — Это было как возвращение назад, в прошлое. Это было ужасно. Кстати, Валентина на «Коста Конкордии» путешествовала тоже с братом, но .они оба спаслись. Другой пассажир, швейцарец Янник Сгага, утверждает, что когда «Коста Конкордия» столкнулась с рифом, в ресторане корабля играла песня My heart will go on в исполнении Селин Дион — саундтрек к знаменитому фильму Джеймса Камерона «Титаник».

Спасательные операции, помощь местных жителей

По показаниям многочисленных свидетелей (есть подтверждения на видеозаписях), экипаж корабля «Коста Конкордия» провалил спасательную операцию. Сам капитан лайнера Скеттино вместо подачи необходимого сигнала бедствия и начала эвакуации только спустя 15 минут после аварии объявил пассажирам, что у судна всего лишь небольшие проблемы с генератором (на тот момент с энергией действительно были проблемы).

Только тогда, когда ближе к 11 часам у судна крен сильно увеличился (30 градусов), раздались гудки, означавшие, что пассажирам следует покинуть судно. Конечно, началась паника, давка.

Не успевших попасть в шлюпки пассажиров поднимали с поручней борта (они цеплялись за них) вертолетами. Четыре шлюпки не успели спустить на воду. Был очень сильный крен. Некоторые пассажиры смогли сами вплавь добраться до берега.

Впоследствии, во время поисков без вести пропавших людей, военные моряки стали взрывами пробивать отверстия в стенах судна, чтобы прорваться к оставшимся воздушным мешкам, в которых могли быть выжившие люди.

Поисково-спасательные операции несколько раз приходилось останавливать из-за неблагоприятных метеоусловий и подвижек судна.

морском дне

Жители острова, в свою очередь, помогали потерпевшим, разместив их в школе, местной церкви и др. зданиях. Оказывали им медицинскую помощь, приносили еду, тёплые вещи.

Злой рок «Коста Конкордии»

Примечательно, что ещё в 2006 году во время спуска «Коста Конкордии» на воду произошло событие, которое сейчас некоторые расценивают как предзнаменование катастрофы. По традиции о борт корабля нужно было разбить бутылку шампанского. На роль «крёстной матери» нового лайнера выбрали чешскую супермодель Еву Герци-гову. Но у девушки, видимо, не хватило сил — бутылка не разбилась. Это на флоте считается дурным знаком

Также многие обратили внимание на число и день недели, в которые затонула «Коста Конкордия» — ведь 13 января в 2012 году выпало на пятницу, а «пятницы, 13-е», как известно, издавна имеют репутацию несчастливых. Кстати, у лайнера было также 13 палуб

Видимо, владельцев судна смущало связанное с этим числом суеверие, потому 13-я палуба на схеме корабля обозначалась как 14-я. В общем, сплошная мистика.

Метки: Тайны 20 века, корабль, гибель, авария, Титаник, лайнер, крушение, Коста Конкордия

Катастрофа

Последний круизный маршрут судна, имевший название 7 ночей средиземноморской зимы (Савона и обратно) предполагал заход в порты нескольких итальянских городов, а также в Барселону (Испания) и Марсель (Франция).

В 21:45 (CET) 13 января 2012 года, в районе посёлка Джильо-Порто на острове Джильо (итальянский регион Тоскана), судно наскочило на каменный риф, получило пробоину и стало тонуть. Была организована спасательная операция, большинство пассажиров и членов экипажа было доставлено на берег. При катастрофе погибло 32 человека.

По заявлению начальника итальянских портов Витторио Алессандро, судно отклонилось от курса и опасно приблизилось к берегу.
На следствии капитан лайнера Франческо Скеттино признался, что решил подвести судно ближе к берегу острова Джилио и поприветствовать своего знакомого, бывшего капитана «Коста Конкордия», проживающего на острове, как и делал это неоднократно в прошлом.
Эксперты недоумевали, каким образом судно, проходившее этим маршрутом по 52 раза в год, могло отклониться от своего курса на 3—4 мили, так близко подойти к берегу, а получив пробоину, так быстро перевернуться. Среди имевшихся предположений были человеческий фактор и технический сбой или сочетание двух этих причин.
Ущерб владельцев судна оценивается в 1,5 млрд евро.

Операция по подъёму судна

Предполагалось, что операция извлечения из воды круизного лайнера займёт от семи до десяти месяцев.

По данным СМИ, до начала подъёма судна общая стоимость работ по его подъёму для компании-судовладельца должна была составить 600 млн евро, что равно стоимости самого судна.

16 сентября 2013 года в 9:00 началась операция по поднятию судна. 17 сентября 19-часовая операция закончилась. Судно было приведено в вертикальное положение при помощи роликов и 36 стальных тросов и специальной платформы, сооруженной на глубине 30 м.
При подъёме судна, после тщательного обыска, были найдены останки двух тел, которые находились под водой в течение 20 месяцев, по этой причине опознать их без экспертизы ДНК было невозможно.

1 февраля 2014 года во время работ по присоединению к судну резервуаров с воздухом погиб один водолаз.

23 июля 2014 года начался процесс буксировки судна в порт Генуи. 27 июля оно было заведено в порт, где прошла утилизация. Работы по демонтажу корпуса заняли 22 месяца.

7 июля 2017 года судно было полностью разобрано.

Концепция и конструкция

Costa Concordia в Пирее , Греция , 30 ноября 2006 г.

Costa Concordia была заказана в 2004 году корпорацией Carnival Corporation у Fincantieri и построена на верфи Sestri Ponente в Генуе под номером 6122. При спуске на воду судна в Sestri Ponente 2 сентября 2005 года бутылка шампанского, выпущенная моделью Eva Herzigová , не выдержала. сломаться при первом ударе о корпус, что является неблагоприятным предзнаменованием в морских суевериях . Корабль был доставлен в Коста 30 июня 2006 года. Его постройка обошлась в 450 миллионов евро (372 миллиона фунтов стерлингов, 570 миллионов долларов США ).

Название Concordia было предназначено, чтобы выразить желание «постоянной гармонии, единства и мира между европейскими народами».

Прощальный круиз

Круизный лайнер «Адмирал Нахимов» 29 августа вышел из Одессы, зашел в Ялту и Новороссийск, потом должен был через Сочи идти в Батуми и вернуться назад в порт приписки. Время в пути — семь дней. На борту находилось 897 пассажиров и 343 члена экипажа. Погода стояла теплая, море было спокойным. Судно прибыло в Новороссийский порт по расписанию в 14:00 31 августа, пассажиры отправились гулять по городу. В 22:00 корабль должен был выйти в море и направиться в Сочи.

Нахимов_2

Круизный лайнер «Берлин». 1920-е годы

Фото: The Library of Congress/loc.gov

Это был последний, прощальный рейс лайнера — еще в июле в Черноморском пароходстве подписали решение о списании судна на металлолом. Дело в том, что пароход уже разменял седьмой десяток — он был построен в 1925 году в Германии и первоначально ходил по Северному и Балтийскому морям под именем «Берлин». Во время войны он был переоборудован в плавучий госпиталь и уже в 1945-м подорвался на мине и затонул. Судно было поднято советскими водолазами, отремонтировано, переименовано в «Адмирал Нахимов» и превращено в круизный лайнер. Несколько десятилетий он бороздил океанские просторы, но когда в мире были приняты новые стандарты безопасности, с международных линий его пришлось снять. Так корабль оказался запертым в Черном море и стал выполнять внутренние круизы. Проблемой было то, что моряки неохотно шли на внутренние рейсы. В итоге «Адмирал Нахимов» превратился в этакий «штрафной батальон», куда отправляли нарушителей дисциплины или тех, кого по разным причинам не допускали до работы на заграничных линиях. Впрочем, это не значит, что экипаж был неквалифицированным, скорее он был недостаточно сработавшимся.

Нахимов_1

Круизный лайнер «Адмирал Нахимов» в Черном море

Фото: РИА Новости/Юрий Каплун

Командовал судном 56-летний Вадим Марков — опытный моряк, много лет водивший океанские лайнеры. Говорили, что он попал под подозрение в контрабанде валюты, поэтому ему временно закрыли выезд и отправили на «Адмирал Нахимов». В 22 часа, строго по расписанию, капитан приказал отдать швартовы, и корабль приступил к развороту. Уже во время движения судно на короткое время застопорило машины и взяло на борт догнавшего его на катере пассажира, которым оказался генерал КГБ Крикунов. Впрочем, на общую ситуацию десятиминутная заминка повлиять не могла. Капитан Марков запросил обстановку, и ему сообщили, что навстречу лайнеру со стороны Босфора движется сухогруз (балкер) «Петр Васев». Других кораблей поблизости не было. С Поста регулирования движения судов (ПРДС) капитану «Петра Васева» предложили пропустить пассажирский пароход, на что капитан сухогруза Виктор Ткаченко ответил согласием.

Ничто не предвещало беды

На борту находилось 4229 человек, из которых более 3200 были пассажирами. 13 января круизный корабль был у берегов Италии.

Вечером, когда пассажиры ушли в свои каюты, судно очень близко подошло к скалистому берегу, результатом этого стала огромная пробоина длиной 53 метра. Весь корпус судна задрожал так сильно, что все посыпалось и загремело, стоял невыносимый грохот, люди хватались за все, за что можно было ухватиться, чтобы устоять. Вскоре на всем лайнере погас свет.

Все недоумевали, как это могло произойти, ведь судно ходило по этому маршруту уже не первый раз. Но лайнер в тот день отклонился от обычного маршрута на несколько миль. Оказалось, что это случилось из-за прихоти капитана: он отклонился от маршрута и подошел так близко к берегу, потому что хотел поприветствовать своего товарища, который жил на острове. Франческо долго не мог признать свою ошибку, и осознать масштабов крушения, и убеждал всех, что это технические проблемы, и скоро все починят, и «Коста Конкордия» продолжит путь. Все это время вода заполняла корабль, по 22 тоны в секунду. Спасательные работы из-за этого не велись практически час, за это время могло быть спасено множество людей.

Жертвы, погибшие и раненые

По ежедневным сводкам на 14 января было известно о гибели трёх человек.15 января были обнаружены еще тела двух погибших пассажиров (итальянца и испанца).

К 16 января погибших уже было 6 человек. А 16 человек на то время числились пропавшими. На следующий день список пропавших без вести вырос до 29 человек (в т.ч. и 4 члена экипажа). Путаница в цифрах сводки объяснялась тем, что большую часть спасённых составляли иностранцы, которые не владели итальянским языком.

К концу марта месяца 2012 года всего было обнаружено 30 тел. Ещё два человека числились пока пропавшими без вести. Останки самого последнего пропавшего были обнаружены в процессе поисковых работ только лишь в ноябре 2013 года.

«Коста Конкордия» сейчас

Операция по подъему корабля производилась в несколько этапов. Эти работы — самые дорогие за всю историю проведения подобных операций, стоимость их около 250 млн евро. Для владельцев судна ущерб составил примерно 1,5 млрд евро. В августе 2013 года началась уникальнейшая операция. Она заняла менее суток. Корабль благополучно поставили на киль.

Целью всей операции было, прежде всего, достичь минимального крена (нулевого). Этого благополучно добились. За 600 дней нахождения на рифах корпус лайнера сильно повредился. Однако подъем «Коста Конкордия» завершился успешно.

В конце июля 2014 года начались работы по буксировке судна в порт Генуи. Через три дня судно завели в намеченный порт. Работы по демонтажу корпуса займут почти 2 года.

Ликвидация последствий и подъем Costa Concordia

Уже через три дня после крушения корабля, из судна начала вытекать маслянистая жидкость, эксперты успокоили общественность заверениями о том, что это было не топливо. Началась откачка топлива, так как была вероятность того, что корабль соскользнет со скалы. Если бы это произошло, более 2000 тонн могло оказаться в море. Естественно, подобная перспектива ни у кого не вызывала улыбки. Однако уже 24 марта было объявлено о том, что топливо выкачали, а буквально через месяц провелся тендер по подъему и эвакуации судна, который выиграла компания Titan Salvage.

План подъема судна довольно прост, однако потребовал значительных вложений, а сама операция была связана с высоким риском неудачи мероприятия, о чем не единожды говорили как инженеры компании, так и ведущие эксперты. В середине 2013 года продолжаются вестись работы по подготовке подъема судна.

16 сентября в 9 утра была начата операция по подъему Costa Concordia. Длинна лайнера составляет 290 метров, угол крена составлял 70 градусов, а уровень воды 20 метров. Запланированное время операции в идеале — 12 часов. Ниже приведен графический план подъема лайнера.

17 сентября, по истечению 19 часов, операция наконец завершилась успешно, удалось привести судно в горизонтальное положение. По итогам операции, Франко Порселаки, вице-президент ARNIVAL CORPORATION сообщил о том, что все прошло идеально, а главное, небыло замечено нанесения вреда экологии. Впрочем, не смотря на то, что подъем завершился успешно, специалисты не считают должным расслабиться и напоминают, что это еще не конец. Весной лайнер должны будут транспортировать в верфь, где пройдет демонтаж Costa Concordia.