Содержание
- Исторический очерк[править | править код]
- Была ли трагедия?
- Нелюбовь к врагам
- Происхождение русского названия[править | править код]
- Традиционная культура
- Евреи в российском шоу-бизнесе
- Почему евреи есть, а других — нет
- Почему евреев так часто не любили
- Брит-мила и бар-мицва
- Ассимиляция и сохранение идентичности
- Отличительные черты евреев и русских: описание
- Отдельное племя
- Расселение в настоящее время и численность
- Государство еврейского народа
- Название
Исторический очерк[править | править код]
Из Палестины иудеи расселились в Средиземноморье, а позднее переместились в немецкие земли, Польшу, Дунайские княжества. Для сохранения веры в каноны иудаизма господствующие над народом священнослужители (раввины) запрещали иудеям вступать в браки с иноверцами и предписывали жить в специально отведённых местах городских окраин (гетто).
Как пишет историк О. Ф. Соловьёв, «очевидно, не без влияния» членов основанного в Берлине в 1780 году масонского Ордена азиатских братьев император Священной Римской империи Иосиф II издал в 1781 году эдикт о веротерпимости, предоставив иудеям равноправие в религиозной области.
Первые гонения на евреев на Руси имели место в 1113 году, будучи вызваны, по предположению историка А. П. Новосельцева, возмущением местного населения деятельностью еврейских ростовщиков, а возможно, также и желанием киевского князя обогатиться за счёт евреев (на манер его западноевропейских собратьев).
Цитатыправить | править код
В. Н. Татищев (русский историк и государственный деятель, 1686—1750 гг.):
Николай I (русский Император, 1796—1855 гг.):
Зиман А. Н. (Иудаизм без Маски. Andrew Nicola Semaan):
Отто Вейнингер («Пол и характер» 1902 г. из главы «Еврейство»):
Рихард Вагнер («Еврейство в музыке» 1850 г.):
Артур Шопенгауэр (великий немецкий философ, 1788—1860 гг.):
Манави Хассан Хан (821 год):
Петр I (русский Царь, 1672—1725 гг.):
Гельмут фон Мольтке (немецкий генерал, 1800—1891 гг.):
Иоганн Вольфганг Гёте (немецкий писатель, 1749—1832 гг.):
Чарльз Ньюдигейт (английский политический деятель, член Палаты Представителей, 1816—1887 гг., из речи 22 марта 1858 года):
Была ли трагедия?
Холокост (всесожжение) – это слово, которое известно каждому человеку. История евреев хранит множество печальных фактов, но страшнее систематичного преследования и полного уничтожения не было ничего. Сколько же их погибло? В 1945 году была названа ужасающая цифра – 6 000 000 человек. Но современные исследования показали, что рассуждения о жертвах, исчисляемых миллионами, абсурдны и не подкреплены никакими доказательствами. Отрицание холокоста преследуется по закону. Почему же люди хотят скрыть правду и на чем основано утверждение, что погибло всего несколько сотен тысяч человек?
Ирвингисты (отрицатели) утверждают, что все это большая ложь и фальсификация, умышленное сокрытие исторических фактов. А делается это для того, чтобы хитрые евреи и дальше могли брать деньги у Германии, выставляя себя жертвами.
Основные аргументы ревизионистов:
- Отсутствие приказов об уничтожении говорит только о том, что их не существовало.
- Массовое исчезновение евреев – результат их переселения и депортации.
- Свидетельские показания евреев отличаются противоречием.
- Сожжение и отравление газом были экономически и технически невозможны в то время.
Люди разделились на два лагеря. Те, кто поддерживает евреев в этом вопросе, считают, что немцы, осознав, что война проиграна, начали создавать необходимую базу для отрицания холокоста. Как бы то ни было, людей погибло очень много. История евреев хранит множество свидетельств о массовых расстрелах и пытках, они сами называют все это одним коротким словом «шоа», что означает – «катастрофа, разрушение, крах».
Нелюбовь к врагам
Почему евреев не любят? Евреи в России живут — этот факт не дает многим людям покоя. Возможно, дело в каких-то качествах и особенностях их нрава, присущих только этой нации? Скорее всего, нет. Что-то невидимое и незримое скрыто в них, это вызывает целую гамму чувств: от легкой и маловыраженной неприязни до откровенного отвращения. Существует предположение, что дело в зависти к их удаче, уму и богатству. Также есть более интересное и правдоподобное объяснение антисемитизму. Оно имеет духовные корни.
Даже ярые атеисты в глубине своей души не могут полностью отречься от мысли: «А вдруг Бог все же существует?», и если это действительно так, то люди не могут именовать себя хозяевами мира. Общество раздражает неистовая вера евреев в собственную богоизбранность. Антисемиты считают, что они претендуют на мировое господство, а также врожденное национальное превосходство. Иудейская концепция о мессии (мессианство) строится на том, что это не они назначили себя, а Всевышний выбрал их как хранителей и последователей учения о едином Боге (монотеизм).
Евреи в России всегда будут подвергаться нападкам, западная толерантность не приживется на этой территории. Религиозные фанатики не могут простить им сожжение Иисуса Христа; люди, для которых «Библией» является произведение Mein kampf, принадлежащее перу Адольфа Гитлера, также не поменяют своих убеждений.
Но еврейский этнос как будто полностью абстрагирован от мнений народа всего мира. И продолжает жить своей жизнью. Кстати, не забывая при этом делать акцент на собственной значимости и величине вклада в искусство, литературу, науку и т. д.
Происхождение русского названия[править | править код]
Русское название «еврей» восходит через старославянский язык к древнегреческому Έβραίος («hebraios», позднее «эврэос»), которое, в свою очередь, происходит от древнееврейского самоназвания евреев — ивр. עִבְרִי («иври»). Буквальное значение слова «иври» — «пришелец с той стороны». От того же корня (ивр. ע-ב-ר) происходят глаголы «леhаавир» (ивр. להעביר) — «передать» и «лаавор» (ивр. לעבור) — «перейти».
В энциклопедии архимандрита Никифора (Москва, 1861 г.) можно прочитать, что «еврей» — это пришелец с чужой земли, от еврейского глагола «эвэр» (עבר) — «переходить через». Так как греческое слово «планетос» (др.-греч. πλανήτης «блуждающий», ἀστηρ πλανήτης «блуждающая звезда») не употреблялось нашими предками, а планеты с точки зрения родноверов-инглингов называли землями, то один из возможных переводов слова «евреи» на современном языке — это «перешедшие с другой планеты», то есть инопланетяне.
В современном массовом сознании принято считать, что имеется в виду пришельчество евреев через реку Евфрат или Иордан; создатель сайта Zarubezhom.com полагает, однако, что евреи являются чужепланетными пришельцами.
Возможно, чужепланетное происхождение евреев отчасти объясняет их представление об исключительности и богоизбранности своей расы, её превосходстве над всеми остальными и отношение к «гоям» как к неполноценным людям.
Легенда о том, что евреи берут свое самоназвание от «прародителя Евера», чьё племя (сообщество или воинственная и пленённая в своё время банда) было одним из тех, кто отказался участвовать в небогоугодном деле — постройке Вавилонской башни, лишь дополняет вышеописанное о происхождении слова «еврей» и демонстрирует многообразие и сложность в доказательствах той или иной забытой или специально сокрытой кем-то и когда-то истины в наши, времена современности.[Источник?]
Традиционная культура
Неполноправный социально-экономический статус евреев в диаспоре (см. также Антисемитизм) способствовал сложению у них специализированной культуры. Участие евреев в сельском хозяйстве повсеместно ограничивалось, основными занятиями были ремесло и торговля, часть занималась предпринимательством и ростовщичеством, свободными профессиями. Большинство евреев жило замкнутыми общинами (кегила) в городских кварталах (гетто в Италии и Германии, худерия (жудерия) в Испании и Португалии, меллах в Северной Африке, махалла в Иране и Центральной Азии). Самоуправление (кагал) возглавлялось экономической элитой (гвир — «сильный», парнас — «кормилец») и раввинатом.
Сохранялись пережитки большой семьи, на Ближнем и Среднем Востоке до середины XX века — полигамия (нормативная моногамия введена у ашкеназов в X веке). Счёт родства патрилинейный, но по иудаистическим нормам евреем считается только рождённый от матери-еврейки (см. Еврейство). Общееврейские черты материальной культуры определялись предписаниями иудаизма: кашрут в пище, обязательное покрытие головы для мужчин и замужних женщин и др.
С отменой ряда ограничений прав евреев в Новое время в большинстве европейских стран происходили их ассимиляция и аккультурация, отход от ортодоксального иудаизма, распространились смешанные браки; евреи Восточной Европы и Азии дольше сохраняли традиционную культуру.
Одновременно развивалась консолидация евреев, выражавшаяся в появлении общееврейских культурных и политических движений. В 1881—1914 годах усилились миграции евреев (особенно из Российской империи) — в Западную Европу, Америку, Австралию и др., с распространением идеологии сионизма началось их переселение в Палестину.
Этническое развитие европейских евреев было разрушено Холокостом во время Второй мировой войны. После её окончания усилилась эмиграция евреев в страны Нового Света, а также во вновь образованное Государство Израиль, где складывается нация израильтян.
Использованы материалы Википедии
Евреи в российском шоу-бизнесе
Знаменитые евреи выступают на российской эстраде. Многие люди даже не подозревают о принадлежности любимых певцов и актеров к когорте еврейского народа. Ниже представлен их список:
- Анжелика Варум (Варум Мария Юрьевна) – дочь композитора и театрального режиссера. Фамилия деда – Робак, он был вынужден сменить ее во время Второй мировой войны.
- Леонид Агутин (Чижов Леонтий Николаевич) – родился в семье музыканта и учительницы. Девичья фамилия матери – Школьникова.
- Лариса Долина (Кудельман Лариса Александровна) – родилась в Баку. Мать – Кудельман Галина Израилевна.
- Жасмин. Родилась в еврейской семье.
- Лолита Милявская (Горелик Лолита Марковна). Мама — русская, отец – еврей, после развода иммигрировавший на родину – в Израиль.
- Борис Михайлович Моисеев – родился в тюрьме, мать – политическая заключенная (еврейка).
- Михаил Захарович Шуфутинский – родился в семье евреев.
- Музыкальная группа «Би-2» (Игорь Михайлович Бортник, Александр Николаевич Уман). Оба участника – евреи.
- Елена Воробей (Елена Яковлевна Лебенбаум) – родилась в еврейской семье.
- Максим Александрович Галкин – еврей по маминой линии.
- Владимир Натанович Винокур – появился на свет в семье строителя (Натана Львовича Винокура) – еврей.
- Леонидов Максим Леонидович — еврей.
- Олег Михайлович Газманов. Его мать – еврейка.
- Тамара Михайловна Гвердцители (Тамрико Гвердцители) – чистокровная еврейка.
- Марина Арнольдовна Хлебникова – еврейка.
- Клара Новикова – еврейка.
- Валерий Миладович Сюткин – польский одессит с еврейскими корнями.
Знаменитые евреи снимаются и в российском кино:
- Алика Смехова.
- Илья Олейников.
- Вениамин Смехов.
- Михаил Полицеймако.
- Иннокентий Смоктуновский.
- Леонид Филатов.
- Геннадий Хазанов.
- Александр Цекало.
- Инна Чурикова.
- Леонид Ярмольник.
Все эти люди – лишь небольшая часть евреев, которых в России все знают и любят. Кто-то является большим почитателем их таланта, харизмы, но даже не догадывается об их еврейском происхождении.
Почему евреи есть, а других — нет
Евреи были не единственным народом, не имевшим своей земли или потерявшим ее. Но только евреи на человеческой памяти сумели просуществовать две тысячи лет, не растворившись в чужих народах, не утратив (ну почти) свой язык, уберегши свою религию, сохранив пусть относительное, но все-таки несомненное генетическое единство и осознавая себя именно евреями.
Благодарить за это надо, во-первых, их изначальное стремление к такой культурной и этнической обособленности, а во-вторых, тех, кто создавал Мишну и Талмуд — сборники религиозных предписаний и пояснений к ним. Эти предписания должен был соблюдать каждый еврей. Начали составляться и редактироваться эти сборники в I—II веках нашей эры, сразу после римского изгнания, и писались они с изумительно продуманной целью — сохранить еврейский народ в его странствии.
Если изучить священную книгу иудеев Тору (она является, собственно говоря, практически всем Ветхим Заветом христиан и немалой частью Корана мусульман), то мы обнаружим там лишь очень небольшое количество запретов и правил. А вот в Мишне, а потом и в Талмуде эти правила были настолько расширены и дополнены, что сейчас быть ортодоксальным иудеем — очень муторное и трудоемкое занятие. Ты можешь есть только кошерную, особым образом приготовленную пищу, ты должен пользоваться не только отдельной посудой, но даже отдельными очагами для готовки мясного и молочного, ты должен одеваться так, чтобы люди на улицах бегали за тобой с целью сделать колоритное селфи на твоем фоне, в субботу ты превращаешься в совершеннейшего инвалида, неспособного даже выключить свет в туалете, и прочая и прочая.
Все эти очень неудобные, громоздкие правила при всей их смехотворности сыграли, однако, важнейшую роль в деле сохранения евреев как народа. Еврей с детства приучался к тому, что он отличается от других людей, он не мог прийти к иноверцу на обед (а вот к себе пригласить — легко), он был вынужден жить рядом с еврейскими мясниками, молочниками, булочниками и виноделами, так как только их пища была позволена ему, он мог жениться только на еврейке. Еврей, который нарушал эти правила, изгонялся в конечном счете из своего народа, и скорбели по нему больше, чем по мертвому.
Конечно, постепенно запреты ослабевали и традиции рушились, но происходило это очень медленно. Правда, XIX и XX века нанесли огромный урон еврейской идентичности, запас кочевой прочности у народа уже шел на убыль. Но тут странствие и кончилось: ООН создала Израиль и евреи вернулись домой. Хотя и не все.
Почему евреев так часто не любили
Диаспора — группа объединенных по какому-то признаку людей в другой, большей группе — всегда будет пользоваться определенными преимуществами за счет своей объединенности. Это простая механика: вместе мы сила и тому подобное. Поэтому диаспоры, особенно многочисленные и сильные, вообще не пользуются особой симпатией основного населения. Евреи же, столь демонстративно обособленные и ограниченные в возможности контактировать, дружить и вступать в родственные связи с аборигенами, воспринимались стопроцентными чужеродцами, не своими, непонятными и зловещими. При таком положении дел антисемитизм был злом неизбежным, и в конце концов во время Второй мировой он принял совершенно чудовищные формы. Сегодня быть антисемитом положительно не круто. Как, впрочем, и проявлять любую другую ксенофобию.
Брит-мила и бар-мицва
Итак, для прозелита еврейская жизнь начинается с гиюра. В ходе этого обряда и мужчины, и женщины совершают ритуальное омовение в специальном бассейне — микве. Мужчины также подвергаются обряду обрезания — брит-мила. Эта древняя традиция, согласно Библии, восходит к первому еврею, Аврааму, который в ознаменование заключенного между ним и Богом завета впервые совершил обряд. Аврааму было 99 лет — следовательно, стать евреем никогда не поздно. Мальчиков, родившихся в еврейских семьях, принято обрезать на восьмой день после рождения.
Следующий важный обряд жизненного цикла — бар-мицва (дословно «сын заповеди»), мальчики проходят его по достижении 13 лет. Начиная с этого возраста представители мужского пола считаются достаточно взрослыми для того, чтобы исполнять все законы иудаизма. Аналогичный обряд для девочек, бат-мицва («дочь заповеди»), появился относительно недавно, в конце XIX — начале XX века, и первоначально совершался лишь в либеральных религиозных кругах, которые, следуя «духу времени», стремились уравнять в правах женщин и мужчин. У этого обряда было немало противников, но постепенно он перешел в разряд общепринятых и сегодня совершается в большинстве еврейских религиозных семей. Во время бар-мицвы мальчик впервые в жизни публично читает главу Священного Писания (Торы). Бат-мицва зависит от степени либеральности общины: это либо также чтение вслух Торы, либо скромный праздник в кругу семьи.
Ассимиляция и сохранение идентичности
В наше время это и впрямь довольно сложно: сохранять баланс между собственной идентичностью и превращением в так называемого человека мира. Мы много путешествуем, нередко переезжаем в другую страну и раз за разом встречаемся с проблемами экзистенциального толка. Если я праздную и Хануку, и Рождество, — остаюсь ли я при этом еврейкой? Если в моем городе нет синагоги, а у моего сына не было бар-мицвы, но была вечеринка в честь тринадцатилетия, — остаюсь ли я при этом еврейкой? Если я вынуждена проводить вечер пятницы на работе, вместо того чтобы организовать для семьи шаббат, — остаюсь ли я при этом еврейкой?
Отличительные черты евреев и русских: описание
Среди множества внешних признаков, самым характерным принято считать узкое длинное лицо с продолговатым затылком. Все остальные черты лица можно перепутать с кавказкой, армянской и другими национальностями. Примером такой лицевой формы выступает Высоцкий, София Ротару, Луи де Фюнес.
- При смешении национальностей, лицо может изменяться в различных участках, но только не в зоне лба. Лоб всегда остается неизменно узким. Поэтому определение еврейской принадлежности всегда нужно начинать с этого признака.
- Общаясь с евреем, можно легко заметить вопросительно-предлагающую тональность. В конце предложения голос часто повышается.
- Если у русских разговор достаточно монотонен, то у евреев постоянно происходит смена нормального и повышенного тона. Такая манера разговора перекликается с одесситами.
- Среди женской половины часто встречается низкий мужской голос, в то время как мужчинам свойственен женский тембр. У еврейского народа часто с детского возраста и до конца жизни сохраняется старческий вибрирующий голос, который выгодно звучит при пении.
- Для большей части иудеев свойственна врожденная близорукость и плохое зрение. В связи со сравнительно ранней нагрузкой, направленной на получение качественного образования, многие евреи в юношеском возрасте имеют много проблем со зрением.
Отмечены проблемы со зрением
- В связи с религиозными и социальными особенностями, еврейский народ придерживается традиционной практики удаления у мужчин крайней плоти. Такой ритуал упоминается в библейской заповеди.
- У еврейского народа есть предрасположенность к целому ряду опасных генетических заболеваний, которые совершенно несвойственны русскому народу.
Во всем мире люди имеет свободу выбора национальной принадлежности. В смешанных браках можно выбрать как национальность отца, так и матери. Еврейский народ в этом отношении стал исключением. Евреем может называться только человек, рожденный от еврейской женщины. Этот закон соблюдается с начала существования иудеев.
Таким образом охарактеризовать принадлежность человека к еврейской нации можно только по совокупным признакам.
Отдельное племя
Представители каждой национальности похожи друг на друга: китайцы принадлежат к единой монголоидной расе, у них схожий разрез глаз, цвет кожи, рост; итальянцы – это темпераментная и темноволосая нация; шведы отличаются светлыми глазами и волосами, а евреи абсолютно разные.
Если прогуляться по красивым и ухоженным улицам Тель-Авива, то можно заметить темнокожих мужчин в национальных одеждах, спешащих по своим делам, белокурых женщин, наряженных в роскошные восточные платья, бледных и худощавых студентов в строгих европейских костюмах. Что же объединяет всех этих людей, неужели общая история?
На вопрос о том, кто такие евреи, невозможно ответить без предисловия. Существует забавная и увлекательная легенда, гласящая, что в древности понятия «национальность» не существовало в принципе, и народы жили отдельными племенами, разговаривая при этом на одном языке. Продолжение известно даже детям: люди решили воздвигнуть высокую башню (до самого неба), чем и разгневали Всевышнего. Он разрушил незаконченное строение и в наказание разделил всех людей на национальности, говорящие на разных языках. Евреев же среди восставших против Бога не было…
Кто такие евреи? Для начала стоит развенчать самое распространенное заблуждение о том, что еврей – это национальность. На самом деле слово «еврей» очень тесно сплетено со словом «иудей», отсюда следует, что «еврей» — это религиозная принадлежность, вероисповедание. Любой человек, прошедший гиюр (процесс обращения в иудаизм), официально считается евреем.
Подведя итоги, можно ответить на вопрос о том, кто такие евреи. Ими могут стать и русские, и американцы, и немцы, и японцы, и жители любых других стран. Евреи – это те, кто принял еврейскую веру и все ее строгие законы, а также дети, рожденные от матери-еврейки, даже если впоследствии они открыто выступят против Торы и сменят вероисповедание.
Расселение в настоящее время и численность
Общая численность евреев оценивается от 12 до 15 млн чел. Численность еврейского населения, заявленная в переписях, может существенно отличаться от численности лиц, внутренне осознающих себя евреями.
В России в послереволюционных переписях национальность называл сам опрашиваемый. Поэтому, например, до 30-х гг. в них в качестве евреев не фигурируют люди, себя таковыми не считавшие (в то время около 20 %) В дальнейшем доля евреев в СССР, не считавших разумным декларировать свою национальность, продолжала расти — вплоть до начала 80-х гг.
Организованные еврейские общины существуют в 110 странах мира.
Государство еврейского народа
С первоначальным определением границ Израиля начинается функционирование молодого еврейского государства. Постепенно страна начинала богатеть, расширяя свои границы и укрепляя положение среди соседних народов.
Важнейшим событием становится строительство Храма в Иерусалиме. Это свершилось в период правления знаменитого царя Соломона, при котором Израильское царство достигло вершины своего развития и процветания.
Увы, после смерти Соломона ситуация в стране оказалась весьма напряжённой. Из-за ослабления государства и разделения власти происходит раскол на два новых образования — Северный Израиль и Иудею
Я уверена, что именно распад некогда могущественной страны привлёк внимание её агрессивных соседей
Под натиском ассирийцев сдаётся Северный Израиль. Ассирия вела жесткую политику на захваченных территориях. Местное население вытеснялось с исконных земель, а вместо него прибывали представители других наций, которых ассирийцы привозили специально.
Джеймс Тиссо «Бегство пленных»
Название
Современное название ивр. יְהוּדִים, עִבְרִים, йеhудим, иврим; идиш ייִדן (й)идн; ладино ג׳ודיוס джудиос.
Древним названием является также бнэй-Исраэль — сыновья Израиля (Иакова), то есть потомки праотца Иаковa (Израиля).
Согласно Танаху корень евреев происходит из месопотамской семьи середины 2-тысячелетия до нашей эры. Праотцы народа Авраам, Ицхак и Иаков. Потомки Иакова образовали 12 колен Израиля, которые жили во второй половине 2-тысячелетия до нашей эры в Египте. Приблизительно к началу 1-тысячелетия до нашей эры, они вышли из Египта и обосновались на земле Ханаан.
Происхождение слова «иудеи»
Греческое Ἰουδαῖος происходят от древнееврейского יהודי (иеhуди). В свою очередь, от греческого происходят лат. judaeus, англ. Jew, фр. Juif, нем. Jude, польск. żyd, рус. иудей и т. д.
Изначальное название иеhуди относилось к потомкам (колена) Иуды, впоследствии — к жителям Иудейского царства вне зависимости от их племенной принадлежности. После падения Иудейского царства название иеhуди потеряло специфическую связь с Иудейским царством и превратилось в термин, обозначающий национально-религиозную принадлежность вне связи с какой-либо территорией или коленом.
Происхождение слова «евреи»
На иврите произносится «иври» (собственно, отсюда и название языка иврит = «еврейский», букв. «еврейская»). Буквальное значение слова «иври» — «перешедший» (от корня (ивр. ע-ב-ר) — «перейти»). Это дает возможность дополнительного толкования — «пришелец с той стороны (реки Евфрат?)». Другое традиционное толкование упоминает предка Авраама Евера (Эвера), правнука Сима. Существует также версия происхождения этнонима «иври» от названия группы племен хабиру.
Название в русском языке
Русское название «еврей» восходит через старославянский к древнегреческому Ἑβραῖος , позднее , которое, в свою очередь, происходит от древнееврейского самоназвания ивр. עִבְרִי (иври). Подобным образом происходит и латинское hebraeus, к которому восходят англ. Hebrew, нем. Hebräer, фр. Hebreu, итал. ebreo, исп. hebreo и т. д.
Слово жид в современном русском языке считается оскорбительным. Оно, как и польск. Żyd или чеш. Žid, восходит к позднепраславянскому *židъ, заимствованному из итал. giudeo, которое, в свою очередь, является продолжением лат. judaeus — «иудей». Это обозначение евреев и/или иудеев сохранилось, например, в польском и чешском языках, где слово еврей не употребляется, и в галицком диалекте литературного украинского языка — но уже в языковом стандарте современного украинского языка предпочтительно слово єврей.
Слово гебреи (hebraeus) является архаичной формой, происходящей от латинизированного названия, и практически не употребляется.