Мудрость человечества

Фрашки в Польше любят все?

Уже тогда Станислав принимает решение перебраться в Варшаву, а заодно и, по возможности, заняться «фрашками» — очень короткими, нередко двустрочными эпиграммами, которые пользовались большой популярностью в шляхетской среде, начиная с Яна Кохановского, который творил во второй половине XVI века. И все четыре века они, образно говоря, передавались из уст в уста.

У Леца они получались не менее язвительными и не остались незамеченными, недаром классик польской литературы Юлиан Тувим, составляя антологию «Четыре века польской фрашки» включил в нее сразу три произведения молодого поэта. Хотя справедливости ради следует сказать, что основу первого поэтического тома Леца составили все же поэмы и стихи острой социально-политической направленности.

Чтобы было понятно, что такое фрашка, хочу представить несколько двустиший Станислава. Хочу предупредить: написаны они в разное время, но я специально не стал проставлять даты, для того, чтобы лишний раз подчеркнуть — мудрые мысли не имеют срока давности. Они идеально подходят к любому времени…

КОЛЛИЗИЯ ПРИНЦИПОВ В чём же терзаний суть?  — Оставить или стянуть?

ПУПОВИНА Что делают тотчас по смерти чина? Перерезают кабель — пуповину.

ВПЕЧАТЛИТЕЛЬНОСТЬ Едва её коснулся взглядом кратким — А неё уж родовые схватки.

Н-ДА… Страх наводит иногда И коротенькое: «Н-да…»

РЕЗВОСТЬ В ком компаса нету, Носись куда хочешь по свету!

Саперная лопатка спасла жизнь

Но вернемся в далекое предвоенное время. Летом 1939 года после проживания в нескольких городах нынешней Западной Украины, а тогда Польши, Станислав вернулся в родной Львов, и именно здесь застала его Вторая мировая война. Согласно пакту Молотова — Риббентропа, Львов, как и вся Западная Украина, оказался под влиянием Москвы, и осенью 1939 года в него вошли советские войска. Советская «оккупация» практически не отразилась на самих львовянах, а вот когда почти два года спустя город захватили гитлеровцы, «свободолюбивый и ершистый» Лец тут же оказался в концентрационном лагере под Тернополем.

Спустя еще два года поэта в числе других заключенных повели на расстрел. Лец не собирался с этим мириться и организовал побег прямо из-под дул автоматов. Его поймали и решили за такую дерзость снова расстрелять. Эсесовец повел его на расстрел, но решил унизить еще больше. Бросил на землю саперную лопатку и велел копать себе могилу.

Он и не подозревал, что Станислав может оказать какое-то сопротивление. Но поэт сделал вид, что копает, а потом резко метнул лопатку в направлении гитлеровца. Ее штык чиркнул фашиста по сонной артерии, эсесовец упал. Причем весьма удачно для Леца — кровь не запачкала мундир, в который арестант быстренько переоделся. А дальше в этой форме Станиславу удалось пробраться в Варшаву, где он стал подпольщиком.

Лец был редактором двух газет в Армии Людовой, потом, когда начались аресты, ему опять удалось ускользнуть от фашистов и пробраться в леса под Люблином. Здесь он и присоединился сначала к партизанам, а потом и к регулярной армии. Окончил войну в звании майора. А за свои боевые и творческие подвиги был награжден двумя орденами.

Библиография

  • Мирослав Новаковский, Лексические ожидания: лексические операции в «Myśli nieuczesane» (Неопрятные мысли) , Познань , Университет Адама Мицкевича , 1986.
  • Яцек Trznadel , Kolaboranci: Тадеуш Boy-Зеленский я груп komunistycznych pisarzy Lwowie, Ср 1939-1941 ( «коллаборационисты»), Komorów , Fundacja Pomocy Antyk / Wydawnictwo Antyk Marcin Dybowski, 1998. ISBN   .
  • Polska – Украина: trudna odpowiedź: dokumentacja spotkań historyków (1994–2001): kronika wydarzeń na Wołyniu iw Galicji Wschodniej (1939–1945) , изд. Р. Недзелько, Варшава , Naczelna Dyrekcja Archiwów Państwowych и Ośrodek Karta, 2003. ISBN   , ISBN   .
  • Карл Дедециус , Станислав Ежи Лец: поляк, еврей, европеец , тр. и изд. М. Якобс, Краков , Фонд иудаики / Центр еврейской культуры, 2004 г. ISBN   . (Двуязычное издание: текст на польском и английском языках.)
  • Марта Кийовска, Die Tinte ist ein Zündstoff: Stanisław Jerzy Lec — der Meister des unrisierten Denkens , Мюнхен , Карл Хансер , 2009. ISBN   . (См. Особенно стр. 43 и далее.)
  • Дорота Щенсняк, «Еврейское вдохновение в литературном творчестве Станислава Ежи Лека»; в: Поляки и евреи: история, культура, образование , под ред. М. Мишталь и П. Троянски, Краков , Wydawnictwo Naukowe Uniwersytetu Pedagogicznego , 2011. ISBN   .

Автор книги

  • — (1)
  • . (4)
  • japanlis8 (1)
  • Karl Marx (1)
  • lihodeeva (1)
  • А. А. Григорьев (1)
  • А. и Б. Стругацкие (1)
  • А. Н. Радищев (1)
  • А. Н. Толстой (1)
  • А. Ф. Лосев (2)
  • А.Зорич (1)
  • А.Н.Толстой (1)
  • А.П.Андриевский (2)
  • А.Сент-Экзюпери (1)
  • Адольф Гитлер (1)
  • Айшек Норам (17)
  • Александр Блок (2)
  • Александр Пушкин (2)
  • Алексей Иванов (1)
  • Алексей Толстой (1)
  • АЛЛА ДЕМИДОВА. (2)
  • Альбер Камю. (1)
  • Альберт Эйнштейн. (1)
  • Анджей Сапковский (4)
  • Андрей Белянин (1)
  • Андрей Платонов (1)
  • Анна Гольц (2)
  • Антуан де Сент-Экзюпери (4)
  • Антуан де Сент-Экзюпери. Маленький принц (1)
  • Антуан Сент-Экзюпери (1)
  • Аркадий и Борис Стругацкие (1)
  • Аркадий Стругацкий (5)
  • Бернар Вербер (2)
  • Бернард Шоу (2)
  • Библия (1)
  • Бланшар А. (1)
  • Блок (1)
  • Блох С. (1)
  • Борис Гребенщиков (1)
  • Борис Стругацкий (4)
  • Борис Стругацкий. (1)
  • Брэдбери Рэй Дуглас (1)
  • Булгаков (1)
  • Бюффон (1)
  • В. В. Розанов (2)
  • В. Л. Пушкин (1)
  • Великий Гугл (1)
  • Виктор Ерофеев (1)
  • Виктор Пелевин (13)
  • Владимир Сорокин (1)
  • Вольтер (1)
  • Г.Г. Маркес (1)
  • Генрик Сенкевич (1)
  • Генрих Сенкевич (1)
  • Горан Петрович (1)
  • Гордон (1)
  • Григорий Горин (1)
  • Густав Майринк (1)
  • Дейл Карнеги (2)
  • Дени Дидро (1)
  • Джеймс Дэшнер (1)
  • Джером Дэвид Сэлинджер (1)
  • Джером Сэлинджер (1)
  • Джим Моррисон (1)
  • Джованни Боккаччо (1)
  • Джон Ирвинг (2)
  • Джон Стейнбек (1)
  • Джордж Бернард Шоу (1)
  • Джордж Мартин (1)
  • Дэниэл Киз (1)
  • Евгений Гришковец (2)
  • Евгений Шварц (1)
  • Екатерина Рождественская (1)
  • Ефим Ефимовский (1)
  • Жан-Жак Руссо (1)
  • И. Ф. Анненский (1)
  • И.А. Бунин (1)
  • Иван_Паровозов на http://www.novels.hol.es (1)
  • Из личного разговора с Д.Е. (1)
  • Из разговора про Гошу С. 2015 год (1)
  • Илсиф Бродский. (1)
  • Иннокентий Анненский (1)
  • Иоанн Богослов (1)
  • Иосиф Бродский (2)
  • Иосиф Бродский. (1)
  • Иосиф Флавий (1)
  • Исаак Левитан (1)
  • критик монархии и крепостного права (1)
  • критик монархии м крепостного права (1)
  • Ксения Павловна Петрова (1)
  • Кун Цю. (1)
  • Л.Н.Толстой (2)
  • Лариса Ладенко (1)
  • Линор Горалик (1)
  • Лоран Бутонна (1)
  • Луи Жаколио (1)
  • М. А. Булгаков (1)
  • М. Горький (1)
  • М. Горький. (1)
  • М. М. Бахтин (2)
  • М. Цветаева (1)
  • М.Митчелл (1)
  • Макс Фрай (6)
  • Максим Горький (1)
  • Мандельштам (1)
  • Маргарет Митчелл (1)
  • Мариам Петросян (1)
  • Марина Цветаева (4)
  • Марк Твен (1)
  • Махатма Ганди (1)
  • Мацуо Басё (1)
  • Мирослав Войнаровский (1)
  • Митрас Бургунь (6)
  • Митрас Бургунь (Лавренов Дмитрий Александрович) (12)
  • Михаил Булгаков (5)
  • Михаил Веллер (1)
  • Михаил Жванецкий (1)
  • Мишель Монтень (1)
  • Мопассан (1)
  • Н. Н. Страхов (1)
  • Надежда Коваленок (1)
  • Наталья Сухинина (1)
  • Нахим Шифрин. Из дневника Котельника (1)
  • неизвестный (1)
  • Николай Бердяев (1)
  • Николай Гоголь (1)
  • Николай Клюев (1)
  • Норам Айшек (1)
  • Олимпия Де Гуж (1)
  • Оскар Уайльд (1)
  • Ошо (1)
  • Павел Поляков (1)
  • Пелевин (1)
  • Потапова Елена Александровна (1)
  • Пуи Ж.-П. (1)
  • Ричард Бах (1)
  • Робер де Клари (1)
  • Роберт Хаэр (2)
  • Роджер Желязны (2)
  • Ронни Шейкс (1)
  • Рэй Бредбери (1)
  • Рэй Брэдбери (1)
  • Рэй Брэдбери. (1)
  • Сапфо (1)
  • Сергей Есенин (2)
  • Сергей Минаев (1)
  • Соавторы http://www.novels.hol.es (1)
  • Соавторы Торька_против (1)
  • Сомерсет Моэм (1)
  • Станислав Ежи Лец (1)
  • Станислав Радкевич (20)
  • Стендаль (1)
  • Стругацкие (1)
  • Сьюзен Коллинз. (1)
  • Теодор Драйзер (1)
  • Томас Майн Рид (1)
  • Томас Харрис (автор) (1)
  • Торька_против на http://www.novels.hol.es (1)
  • Тот Чье Имя Нельзя Называть (1)
  • Тургеневъ (1)
  • У.С.Моэм (1)
  • Умберто Эко (1)
  • Урсула Ле Гуин (1)
  • Ф.М. Достоевский (1)
  • Фазиль Искандер (1)
  • Федор Достоевский (9)
  • филисоф и ученый (11)
  • философ и ученый (12)
  • Франсуа Вольтер (1)
  • Фридрих Вильгельм Ницше (2)
  • Фридрих Ницше (2)
  • Фрэнсис Скотт (1)
  • Хантер С. Томпсон (1)
  • Хантер Томпсон (1)
  • Харуки Мураками (3)
  • Хенк Муди (1)
  • Хрипков (1)
  • Цитадель (1)
  • Чарльз Буковски (3)
  • Шри Рави Шанкар (1)
  • Эварист Парни (1)
  • Эдуард Успенский (1)
  • Экзюпери (1)
  • Эмили Бронте (1)
  • Эрих Ремарк (4)
  • Этель Лилиан Войнич (1)
  • Ю. Н. Тынянов (1)
  • Юрий Никитин (1)
  • ЯКОВ СОЛОВЕЙЧИК (1)

О писателе

Станислав Ежи Лец родился 6 марта 1909 года во Львове, входившем в ту пору в состав Австро-Венгерской империи. Отец его (австрийский барон Бенон де Туш-Летц еврейского происхождения) умер, когда Станислав был ещё ребенком. Его воспитанием занялась мать, высоко ценившая образование и культуру. Польская, австрийская и еврейская составляющие духовной личности Станислава на разных этапах жизненного пути писателя то соединялись в яркой гармонии, то вступали друг с другом в драматическое противоречие. Начальное образование он получал в Вене, продолжил во львовской евангелической школе, а завершил – на юридическом факультете Львовского университета (1933). Сотрудничал в журналах левого толка. В 1941 году был заключён в фашистский концлагерь. Удачно бежав из него в 1943 году, участвовал в Движении Сопротивления. В 1944-1945 годах Лец – офицер Войска Польского, а в 1946-1950 годах находился на дипломатической службе. Первая книга его стихов – «Цвета» (1933). Поэзия Леца отличается интересом к морально-философской проблематике (сборники «Полевой блокнот»; 1946, «Иерусалимская рукопись», 1956), парадоксальностью образов и суждений, которая особенно характерна для его сатир и фрашек (сборники «Зоосад», 1935; «Патетические сатиры», 1936; «Прогулка циника», 1946; «Жизнь – это фрашка», 1948). Глубиной философских и художественных обобщений отмечена поздняя лирика Леца: сборники «Авелю и Каину» (1961), «Объявление о розыске» (1963), «Поэмы, готовые к прыжку» (1964). Циклы афоризмов, сентенций и эпиграмм «Непричёсанные мысли» (1957) и «Новые непричёсанные мысли» (1964) принесли своему автору широчайшую известность. Их переводы на основные языки мира долгое время возглавляли списки бестселлеров. «Мысли» вставляли в свои речи американские президенты и германские канцлеры, парламентарии разных стран. Умер Станислав Ежи Лец 7 мая 1966 года в Варшаве (Польша), но его «Мысли» и сегодня читаются с огромным интересом.

Станислав Ежи Лец(1909–1966)

польский поэт, философ, писатель-сатирик и автор афоризмов

Бог исполняет желания верующих и атеистов; то он есть, то его нет.

1

+4

5

Гарантия мира: закопать топор войны вместе с врагом.

1

+3

4

Жить вредно, от этого умирают.

2

+1

3

Лжепропроки сами исполняют свои пророчества.

+5

5

В мифологии люди выдали свои мысли о том, что бы они делали, будь они боги.

2

2

Если всё должно сходиться, что-то должно не сходиться.

1

+2

3

Помните: в каждом мифе есть зернышко истины, которое снова может стать нашим хлебом насущным.

1

+2

3

Будь внимательней, чтобы не попасть под колесо чьей-либо фортуны.

+3

3

Вечная загадка не та, у которой вообще нет разгадки, а та, у которой разгадка всякий день новая.

1

+1

2

История повторяется, потому что не хватает историков с фантазией.

1

+1

2

Толпа орёт одной большой глоткой, но ест тысячью маленьких ртов.

+3

3

Я вас ненавижу! Вы не даёте себя возлюбить.

1

+1

2

И на пороге смерти, возможно, прибита подкова счастья.

+3

3

Молитесь, астрологи, о беззвёздном небе!

+3

3

Пуритане должны носить два фиговых листочка на глазах.

1

+1

2

Если смотришь на мир прищурившись, легче скрыть слезы.

+3

3

Границы рая и ада подвижны, но всегда проходят через нас.

+3

3

Жаль, что в рай надо ехать на катафалке!

+3

3

Бывает, что не хочется жить, но это вовсе не значит, что хочется не жить.

+2

2

Если Бог вездесущ, любая дорога должна вести к нему.

+2

2

И кровь можно переливать из пустого в порожнее.

+2

2

Когда я говорю сам с собой, последнее слово не всегда остаётся за мной.

+2

2

Люди когда-нибудь станут братьями и снова начнут с Каина и Авеля.

+2

2

Откуда взяться гармонии между душой и телом, если душа всегда готова спасти себя ценой тела?

+2

2

«Кто из вас без вины, пусть первый бросит камень». Ловушка. Тогда он уже не будет без вины.

1

1

Не требуйте от жизни невозможного! Почему? Ведь её возможности безграничны.

+2

2

Чем реже встречаются ошибки, тем они ценнее.

+2

2

Настоящий терновый венец долго носить нельзя — тернии обламываются.

+2

2

Вера творит чудеса. По принципу взаимности.

+2

2

Жизнь вынуждает человека ко множеству добровольных поступков.

+1

1

И Бог говорил цитатами.

+1

1

Настоящий мученик тот, кому даже в этом звании отказывают.

+1

1

Бывают почетные терновые венцы, с терниями только наружу.

1

-1

У слепой веры — очень злые глазки.

+1

1

Всё в руках человека! Поэтому их нужно мыть чаще.

+1

1

Каждая мысль существует в размерах от гения до кретина.

Когда миф превращается в действительность, чья это победа — материалистов или идеалистов?

Бог не ангел.

Дьяволы бывают двух видов: разжалованные ангелы и сделавшие карьеру люди.

Безвыходным мы называем положение, выход из которого нам не нравится.


 Другие авторы на букву Л 

Непричесанные мысли польского поэта. Лец Станислав Ежи.

Благодаря моей настольной “Энциклопедии Мудрости”, многие известные цитаты и афоризмы обретают для меня авторов и их имена. Так я познакомилась с автором крылатых выражений, польским поэтом Лецем Станиславом Ежи. И как всегда, захотелось узнать больше подробностей о его биографии и о том, каким он был человеком. Вы тоже легко узнаете его афоризмы, а вот некоторые факты его жизни, думаю, не многим известны.

Самым известным его произведением, без сомнения, стали “Непричесанные мысли”, цитаты из которых являются общемировым достоянием. “Последний классик афоризма” и “Гений сатирической метафоры” – так назвали Леца после выхода этой книги. Больше двадцати лет прошло после выхода “Непричесанных мыслей”, как с ними познакомились советские люди, конечно, в сокращенном и причесанном варианте. Это произошло в 1978 году.

Со временем многие афоризмы стали частью нашей культуры. Вы их не раз слышали: “Ошибайся коллективно!”, “Жить вредно. От этого умирают!”, или “Если все поют в унисон, слова уже не имеют значения”. Лаконичность и блестящее владение словом позволяют Лецу в своих афоризмах не поучать нас, а удивлять и заставлять думать.

Он жил в 20 веке, с 1909 по 1966 год, и прочувствовал на своей шкуре весь 20 век. Родился во Львове, начальное образование получил в Австрии, а завершил  его во Львовской евангелической школе.

В студенческие год начинает литературную деятельность, пишет стихи, публикуется в популярных газетах, литературных журналах, политических изданиях. Становится автором многих литературных и сатирических журналов. Печатает сборники стихов. Литературная жизнь бьет ключом. Был редактором знаменитых “Шпилек”. В 1936 году он организовал литературное кабаре “Театр пересмешников”. Принимает участие в антифашистской деятельности.

Началась война. Потом Лец о ней будет говорить невозмутимо: “Пору оккупации я прожил во всех тех формах, которые допускало то время”. Годы оккупации, концлагеря, подполья, боевых действий в рядах регулярной армии… Он изведал все, что полной ложкой ему отвесила судьба: “Многие бы примирились бы с Судьбой. Но Судьба тоже имеет кое-что сказать!”

После войны Станислав продолжает писать стихи, становится дипломатом, переводчиком, работает в Австрии, Израиле, Польше. Проявляет в своем творчестве инакомыслие, независимость и стремление к свободе, что не соответствует тому политическому строю, в котором он жил.

“Непричесанные мысли” стали квинтэссенцией его творчества. Они стали фольклором, поэтому не всем знаком их автор. Афоризмы Леца рождались в трамваях, парках, кафе, в клубе литераторов. Как-то он сказал, что мыслил так давно, только природная скромность не позволяла все записывать, и тем более публиковать “свои непричесанные мысли”.

Перед своей смертью, Лец успел подготовить новый том “Непричесанных мыслей”, цитаты из которых я публикую в своем блоге.

Краткая биография

Героя этого очерка угораздило родиться в 1909 году в еврейской аристократической семье в австро-венгерском Лемберге (нынешний Львов). И с фамилией ему тоже, надо сказать, сразу повезло – отец будущего польского поэта, между прочим, барон носил фамилию де Туш-Летц, что в дальнейшем натолкнуло Летца-младшего на мысль взять созвучный ей псевдоним Лец – то есть буквально «шут», «клоун» или «пересмешник» на идиш, языке европейских евреев-ашкиназов или ашкинази, который, творческий псевдоним, в итоге настолько прочно «прилип» к Станиславу Ежи, что стал по сути его второй фамилией, под которой он навсегда вошёл в анналы современной польской литературы.

По смерти отца Станислав Ежи воспитывался матерью, также вышедшей из польско-еврейских интеллигентских кругов, в которых высоко ценилось всесторонняя образованность и культура, что вне всякого сомнения положительно сказалось на его становлении как литератора – поэта и прозаика. А заодно и философа.

Ужасы Первой мировой войны, от которых они с матерью уехали в Вену, сделали из юного Станислава Ежи убеждённого пацифиста, каковым он оставался до самого конца своей жизни.

Затем были юриспруденция и полонистика во львовском университете, самиздатовский литературный журнал, самодеятельную редколлегию которого составляли его сокурсники, которым поэзия также не была чужда, и первый опыт полицейского произвола и самой жёсткой цензуры.

1933 год в жизни юноши был ознаменован творческим дебютом – выходом в свет его первого поэтического сборника «Цветы», на который сразу же обратил внимание его старший современник и «коллега по поэтическому цеху» Юлиан Тувим, в 1937 году включивший три рифмованных произведения младшего собрата по перу в свою антологию «Четыре века польской фрашки». Фрашки, мимоходом заметим, это особый жанр двух и четырёхстрочных стихов, имеющих сходство с классическими эпиграммами, распространённых в Польше с XVI века

В более широком смысле – пустяки, мелочь

Фрашки, мимоходом заметим, это особый жанр двух и четырёхстрочных стихов, имеющих сходство с классическими эпиграммами, распространённых в Польше с XVI века. В более широком смысле – пустяки, мелочь.

Потом была Варшава и «Шпильки», польский юмористический и сатирический журнал, с которым Лец в предвоенное время сотрудничал на постоянной основе. В это же время его произведения печатаются в столичных литературных журналах.

1936 год стал ещё одной значительной вехой в жизни и поэтическом творчестве Леца – в тот год он организовал «Театр пересмешников».

Тогда же началось его сотрудничество с варшавским «Популярным Ежедневником», поддерживавшим и пропагандировавшим антифашистские идеи, а после приостановки польскими властями деятельности этой газеты Лец, во избежание возможного ареста, вынужден был перебраться в Румынию.

По скорому возвращению в Польшу, поэт-скиталец занялся крестьянским трудом, некоторое время подрабатывал адвокатской практикой, а затем вновь оказавшись в предвоенной Варшаве продолжил занятия литературой.

В 1941 году по причине своего ярко выраженного еврейства Лец вполне ожидаемо «загремел под фанфары», аккурат в нацистский концлагерь в окрестностях Тернополя, в котором находился то ли до 1943, то ли до 1944 года, когда убил эсэсовца-охранника и бежал – в столицу, где активно сотрудничал с редакциями польских военных газет и чуть позже подался в партизаны, результате чего оказался в люблинских лесах в составе частей Армии Людовой, а потом и вовсе вступил в ряды Первой Армии Войска Польского, причём уже майором.

После войны Лец работал в редакции возрождённого им уже упоминавшегося выше популярнейшего юмористического и сатирического журнала «Шпильки».

В эти же годы выходят его новые стихотворные сборники со стихами военных лет и сатирические стихи.

Подобно ряду своих соотечественников-литераторов, Лец был призван на службу отечественной дипломатии, и в 1946 году направлен в Вену – в качестве атташе по культуре при тамошней польской дипломатической миссии.

А из уже Вены Лец направился «в самоволку» – прямиком в «Землю Обетованную», в Израиль, откуда, впрочем, вернулся на родину довольно скоро.

«Самоволка» обошлась Лецу дорого: его стихи перестали печатать, а сам он зарабатывал переводами иностранных авторов. Правда, негласный запрет этот действовал недолго, всего два года, и уже в 1956 году на родине поэта был издан сборник стихов из цикла, написанного в Иерусалиме – его «Иерусалимская рукопись».

Выход последних стихотворных сборников и публикации стихотворного творчества Станислава Ежи Леца в польской периодической печати (цикл «Ксения» и другие) пришлись на самый конец 1950-х и первую половину 1960-х годов.

Город Льва сформировал в Леце свободолюбивую личность

Этот город, в котором органично сплелись сразу нескольких культур: украинская, польская, австрийская, еврейская, армянская — произвел на подростка неизгладимое впечатление. В те времена город называли «профессорским», в нем пульсировала научная мысль, рождались идеи. И не случайно после окончания школы Лец становится студентом университета Яна Казимира. Днем шли лекции, а по вечерам наиболее прогрессивная молодежь собиралась вместе. Пили пиво (одно из лучших в Европе), читали стихи.

Под влиянием сокурсников начал сочинять стихи и Станислав. И уже в 1929 году 20-летний поэт впервые опубликовал свое стихотворение в одной из самых популярных газет. Как он объяснил свой шаг сам: этот «курьер» выписывали в доме, а потому ему хотелось стать поэтом, прежде всего, в глазах родных и близких.

Это ему удалось, и баронесса не стала возражать против того, чтобы в ее доме, у сына, проходили различные поэтические «вечерки». На одной из встреч и было решено выпускать собственный журнал. Начало 30-х годов ознаменовалось большим экономическим кризисом, который не минул и Польшу. Молодежь считала, что во всем виновато правительство Польши, и при любом случае чиновникам доставалось «на орехи». Особенно усердствовал хозяин — Станислав Лец. Кстати, с идиша «Лец» переводится как «клоун» или по-польски «пересмешник». Молодой поэт всю силу своего таланта направил на то, чтобы высмеивать неуклюжие действия бюрократов от власти, и неудивительно, что в первом выпуске журнала в стихотворении Леца были «вымараны» несколько строк, а второй выпуск был арестован полицией.

Лента новостей

 11:31  08.05

Человек

Исследователи нашли связь между размером мозга и длительностью зевка.

 11:53  21.04

Человек

Дата рождения влияет на предрасположенность к заболеваниям

Американские учёные нашли взаимосвязь между датой рождения человека и его склонностью к определённым заболеваниям.

 12:16  14.04

Новости науки

Созданы очистители воды, убивающие бактерии, на основе древесины хвойных деревьев.

 15:30  25.12

Необычные случаи

Популярные украинские имена 2020 года

Стали известны наиболее популярные и несколько странные имена, которыми называли детей в украинских семьях.

 16:02  30.11

Явления природы

В Уэльсе одно из самых старых деревьев поменяло свой пол с мужского на женский.

 23:01  02.11

Новости науки

Учёные выводят колонию моли для борьбы с пластиковыми отходами

 15:56  08.10

Человек

Почему днём хочется спать?

Президент Российского общества сомнологов (специалистов, изучающих сон) Роман Бузунов назвал причины дневной сонливости.

 13:38  11.08

Человек

Психолог дал советы по правильному применению крика в медицинских целях.

 13:25  19.07

Явления природы

В будущем Африка разделится на два континента, а на Земле появится новый океан.

 13:10  18.06

Новости науки

Вирус против рака

Новосибирские учёные завершили доклинические и начинают клинические испытания вируса для лечения рака.

 14:12  17.06

Явления природы

Геологи допустили пробуждение древнего вулкана в Германии

Учёные из США, изучив движение магмы на западе Германии, заявили о возможности пробуждения древних вулканов.

 18:19  29.03

Космос

Работает

Ранние произведения Лека были в первую очередь лирической поэзией. В более поздние годы он стал известен афоризмами и эпиграммами . На него повлияли религиозные (еврейские и христианские), а также европейские культурные традиции. В своих произведениях он часто модернизировал древние послания, сохраняя при этом их универсальность. Его знаменитые стихи, такие как Notatnik polowy (Полевая тетрадь; 1946), Rękopis Jerozolimski (Иерусалимский манускрипт; 1950–1952, переиздано в 1956 и 1957 годах) и Do Kaina i Abla (К Каину и Авелю; 1961), были посвящены исследованию мир через иронию, меланхолию и ностальгию. Его более поздние работы, обычно очень короткие (афоризмы), с помощью таких приемов, как игра слов, парадокс, бессмыслица, абстрактный юмор и дидактика, передают философские мысли с помощью отдельных фраз и предложений. Сборники афоризмов и эпиграмм Лека включают « Z tysiąca jednej fraszki» («Из тысячи и одного мелочи»; 1959), « Fraszkobranie» (Собирая мелочи; 1967); и Myśli nieuczesane («Неопрятные мысли»; 1957, за которыми последовали сиквелы в 1964 и 1966 годах).

Его работы переведены на несколько языков, включая английский, немецкий, словацкий, голландский, итальянский, сербский, хорватский, шведский, чешский, финский, болгарский, русский, румынский и испанский.