Содержание
Лемми и его рок-кумиры
Лемми очень любил ранних The Beatles. Ему даже повезло увидеть их концерт в Ливерпуле, в клубе The Cavern: «Битлз были крепкими мужиками. Брайан Эпстайн, конечно, почистил их для массового потребления, но они уж точно не были сопляками. Они были из Ливерпуля – это все равно, что из Гамбурга, или Норфолка, штат Вирджиния – суровый приморский город, со всеми этими докерами и моряками, которые все дерьмо из тебя вышибут, если ты им моргнешь не так . Rolling Stones были маменькиными сынками – студенты арт-колледжа из пригородов Лондона. Мне нравились Стоунз, но они и рядом не стояли с Битлз – ни по юмору, ни по оригинальности, ни по песням, ни по манере держаться на сцене. Все что у них было – это танцующий Мик Джаггер. Да, Стоунз записывали отличные пластинки, но на сцене они были дерьмом, в то время как Битлз это всегда было то что надо».
Лемми и наглая ложь
В 1971 году Лемми присоединился к группе Hawkwind, игравшей спэйс-рок, в качестве басиста, хотя на басу никогда раньше не играл. Его очень характерный стиль игры произошел от того, что играя на басу, он использовал свои старые приемы ритм-гитариста. Вместе с Лемми Hawkwind выпустили свой главный хит, концертную запись песни “Siver Machine”. Многие утверждают, что в тот памятный вечер Лемми был так плох, что его пришлось прислонять к усилителям. Однако сам музыкант утверждает, что всё это наглая ложь! Он всего лишь испытывал сложности с передвижением и плохо видел, что происходит вокруг. Технику пришлось поднимать Лемми на ноги, уперев его ботинками в край сцены, и надевать на него бас. Лемми только поинтересовался, в какой стороне находятся зрители и каково расстояние до края сцены. Получив необходимые инструкции, он отмерял нужное количество шагов и с честью отыграл концерт. А если кто и был не форме в тот вечер, так это вокалист Боб Кэлверт. Его вокал был настолько плох, что голос пришлось перезаписывать в студии. Каждый из музыкантов Hawkwind делал свою попытку у микрофона, но получилось только у одного из них… правильно, у Лемми!
Лемми и встреча с прекрасным
Первой профессиональной командой Лемми была ритм-энд-блюзовая группа Rocking Vickers. Их продюсером был знаменитый Шел Талми, в то время работавший также с такими успешными группами, как The Who и The Kinks. У Rocking Vickers не было хитов, но зато на севере Англии публика принимала их с диким восторгом. Временами зрители, точнее, зрительницы буквально стаскивали их со сцены. Именно тогда Лемми почувствовал, что испытывает человек, с которого срывают джинсы: «С вас когда-нибудь срывали джинсы? Когда швы рвутся о внутреннюю сторону ноги? Это мучение, поверьте мне». Вокалисту группы Харри пришлось пережить нечто более серьезное. В самом начале одного из концертов он радостно выбежал на сцену к микрофону. Однако поклонницы потянули за шнур, лежавший на полу, шнур натянулся, и несчастный Харри на всей скорости зацепился за него ногой. Таким образом, его стремительное движение отнюдь не закончилось там, где он предполагал его закончить. По воспоминаниям самого Харри, последнее, что он успел ощутить, падая с высокой сцены в неистовую толпу девушек, это была радость от (стремительно) приближающейся встречи с многочисленными юными поклонницами. Однако, по воспоминаниям Лемми, поклонницы, узрев пикирующего на них вокалиста, успели расступиться, «как Красное море перед Моисеем, и он увидел, как быстро приближаются паркетины в полу. Кроме того, он сломал нос в двух местах. А какие-то девчонки сломали ему палец, пытаясь снять с него кольцо». Ах, это тяжкое бремя славы…
Motorhead — путь настоящего рок-н-ролльщика
В 1975 году группа Motorhead, которую Лемми поначалу хотел назвать Bastard — «Ублюдок», перекрасив доставшиеся от Hawkwind усилители в черный цвет, дала свой первый концерт. Дело было 20 июля 1975 года в легендарном лондонском Roundhouse.
Перед выступлением группы была запущена фонограмма марширующих вражеских солдат периода Второй мировой, и эти звуки буквально взорвали зал. Под этот же грохот группа и покинула сцену, надолго закрепив за собой статус весьма бесцеремонных ребят. Шоу точно удалось, иначе как объяснить, что в том же году группа была номинирована на премию «Лучшая из Худших групп мира»?
Два года спустя на обложке одноименного альбома группы появился Snaggletooth (War-Pig) — ставший фирменным знаком команды логотип, изобретенный художником Джо Петаньо. Художник не скрывал, что вдохновлялся при создании этого образа самим Лемми.
Snaggletooth (War-Pig) — бессменный символ Motorhead.
Группа стартовала крайне мощно, достигнув всего за пару лет невероятной популярности. В начале 80-х на концертах Motorhead над сценой часто устанавливалась внушительная алюминиевая конструкция — сверкающий огнями бомбардировщик. Лемми признавался, что всегда побаивался того, что агрегат размером двенадцать на двенадцать метров как-нибудь рухнет и придавит собой музыкантов.
Эта громадная конструкция, разумеется, не всегда могла быть установлена на сцене — её использовали лишь в некоторых больших турне: до США, к примеру, она так и не доехала. И, конечно же, не разу ни упала, хотя однажды и заставила Лемми побывать в курьёзной ситуации.
На совместном концерте Motorhead и Girlschool, где для телешоу Rockstage производились съёмки, Лемми запрыгнул на каркас бомбардировщика и начал посылать в зал басовые канонады, целясь в публику, будто из автомата. Все бы хорошо, но он застрял в этих трубах и проторчал над сценой на корпусе бомбардировщика несколько минут, пока техник, управляющий конструкцией, не пришел на помощь. Впрочем, со стороны все выглядело как будто так и было задумано: Лемми на бомбардировщике, мотающемся над сценой из стороны в стороны, разъярённый взгляд, скрежет гитар и вот это всё.
В прошлый раз мы рассказывали о Tank, которые ездили в турне с Motorhead. Так вот, если для первых это было одно из лучших турне, то Лемми считал этот эпизод в своей концертной жизни потерянным. И всё из-за того, что «танкисты» взяли с собой в турне жён. Жёны в турне, по мнению Лемми, разлагают коллектив, так как после концерта музыканты не общаются, а разбегаются к своим половинам, и в итоге плохо влияет на творческий процесс. И вот результат: в Великобритании Tank семейными склоками испортил всё турне. Лемми знал, о чем он говорил: его опыт концертной жизни колоссален.
Его очень часто критиковали за его коллекцию вещей с символикой стран Оси. Однако это было вполне естественно для человека, родившегося в год окончания войны, когда вернувшиеся из ада солдаты везли с собой в качестве сувениров весьма одиозные вещи. У Лемми была огромная коллекция вещей из Германии военного времени: именное оружие, знаки отличия, штандарты и прочее
Он всегда считал, что сохранение исторической памяти очень важно. Вот его слова:
Лемми рвёт зал в клочья
Влияние Motorhead на рок-музыку всегда было огромным. Они заложили основы нескольких субжанров хэви-метал, хотя сами себя всегда называли просто рок-н-ролльщиками. Команда была востребована и в музыке, и в видео, и в кинематографе. Лемми обладал весьма узнаваемой внешностью, и его часто приглашали сниматься в самых разных проектах.
Но ничто не длится вечно. 28 декабря 2015 года в возрасте 70 лет лидер Motorhead Лемми Килмистер умер. С ним закончилась и история этой супергруппы, но её песни останутся с нами надолго. Именно о них мы сейчас и поговорим — не обо всех, конечно, а о тех, которые посвящены войне.
Лемми и самое верное средство
Лемми впервые взял в руки гитару, когда учился в школе. Музыка играла не последнюю роль в этом решении, однако, по словам Лемми, главной причиной всё равно были девочки. Однажды после экзаменов один из его одноклассников принёс в класс гитару. Он не умел играть, но тут же был окружен девушками. «А вот это прикольно!», — подумал юный Килмистер. У него дома на стене висела старая гавайская гитара, и вскоре он притащил ее в класс. Играть он тоже не умел, однако сразу же попал в окружение одноклассниц. Гитара действовала! Лемми: «Это единственная вещь в моей жизни, которая работала так моментально. Так что я никогда не оборачивался».
Поговорим о Лемми Килмистере
Жизнь и творческий путь Лемми Килмистера, основателя Motorhead прямо-таки усеян легендами, как битым стеклом: не все они мягкие, можно и порезаться. Но следует отдать должное — Лемми создал уникальную команду и написал множество песен, со временем превратившихся в гимны. Многие из этих песен он посвятил войне. Почему?
Слева направо: Иэн Фрейзер «Лемми» Килмистер, Эдди Кларк и Фил Тэйлор
В семнадцать лет Лемми вместе со своей девушкой отправляется в Стокпорт. Там от периодического музицирования в случайных группах он переходит к серьёзной музыкальной карьере. В самом начале пути ему посчастливилось познакомиться со многими музыкантами, которые позже станут ассоциироваться с самой сутью рока.
Так, к примеру, он был хорошо знаком с Джоном Лордом из Deep Purple. Бывал он и на одном из первых концертов The Beatles в знаменитой «Пещере». Постоянно находясь среди восходящих звезд, он и сам начал светиться.
Первые его группы: The Rainmakers и The Motown Sect — мало нас интересуют, так как, судя по всему, серьёзно выложиться в них он не сумел. А вот Reverend Black & Rocking Vicars, в составе которой он успел выпустить три сингла, осталась в истории рока благодаря смелому турне по Югославии. Это была первая британская рок-группа, сыгравшая за Железным занавесом.
The Rockin’ Vickers — найдите Лемми (второй слева)
Кстати, Лемми утверждал, что, будучи в составе Reverend Black & Rocking Vicars, он видел настоящий НЛО, когда они ехали через торфяники в Манчестер. Этот факт также выделяет «викариев» в ряду групп, в которых играл Килмистер. Что же касается музыки этой группы, особого прорыва в ней не было.
Зато после неё был невероятный Sam Gopal, один из значительных экспериментов в области психоделического рока 60-х.
Несмотря на то что авторами альбома группы был указан весь коллектив, почти все песни были написаны рукой Лемми. При этом на конверте пластинки он был указан под фамилией отчима — Ян Уиллис. Увы, столь блестящий эксперимент с участием Лемми не имел продолжения. В 1969 году текущий состав группы был распущен.
А Лемми после непродолжительного периода безделья попал в команду под названием Opal Butterfly. В этой группе в свое время успели поиграть другие знаменитые музыканты: Саймон Кинг, позже вновь объединившийся с Лемми, а также Рэй Мэйджор, позже засветившийся в Mott the Hoople.
Но, конечно же, самая яркая «домоторовская» веха в биографии Лемми — это Hawkwind, самая знаменитая андеграундная группа мира, провозвестники панка, игравшие при этом космическую психоделию, но делавшие это совсем уж неортодоксально.
До этого самого момента Лемми играл на гитаре и собирался продолжить этот курс в новом составе. Но так сложилось, что число струн ему пришлось сократить до четырёх. Впрочем, на манере игры это никак не отразилось: перебирать пальцами он не стал, струны всё так же рвались при помощи медиатора.
Hawkwind — Не узнать Лемми сложно.
Лемми играл в группе на бас-гитаре, но делал это в весьма агрессивной манере, что основательно повлияло на общее звучание. По словам участников Hawkwind, с Килмистером было весьма непросто управиться, но все труды окупались, когда тот выходил на сцену, производя на ней настоящую энергетическую бурю.
Именно здесь Лемми снова объединился с барабанщиком Opal Butterfly, Саймоном Кингом. Союз Лемми с Hawkwind длился до 1975 года. Внутри коллектива накопилось слишком много разногласий, и последней песней Лемми, написанной для группы, оказалась Motorhead.
Лемми и история советской авиации
Осенью 1997 года Лемми и его группа Motorhead впервые приехали в Россию. Лемми, по его словам, был впечатлён совершенно неистовым приёмом публики, однако организация концертов оставляла желать лучшего. Однажды поздним вечером группа вместе с техниками и оборудованием должна была вылетать из Москвы в Ростов-на-Дону. Музыкантов долго везли по пустынной темной дороге, после чего они увидели проступающий из темноты высоченный забор, караульные будки и поняли, что прибыли на военный аэродром. Вылет откладывался, потому что организаторы ожидали прибытия некого генерала. Наконец генерал прибыл в служебной машине с флагом, получил (по мнению Лемми) своё вознаграждение и отбыл. Группе разрешили лететь. Первым к самолёту отправился барабанщик группы Фил Тэйлор. Он внимательно осмотрел воздушное судно и решительно заявил: «Я на этом не полечу!». Лемми ответил ему «не дрейфь!» и вылез из машины, чтобы произвести собственный осмотр. После чего вернулся в машину и сообщил остальным: «Я на этом не полечу!». По словам Лемми, на лётном поле их дожидался доисторический двухмоторный бомбардировщик Ил-57 (Мы такого самолёта не не знаем! — прим.ред.), или что-то очень на него похожее. Самолёт был полностью выпотрошен изнутри, негерметичен и открыт всем стихиям; пассажирский отсек располагался в задней части грузового отсека и был оборудован садовой мебелью. Немного поразмыслив, музыканты Motorhead отказались лететь, а в качестве утешения отправили вместо себя команду техников. Лемми: «Ну, им будет, о чем рассказать. Больше всего на свете любят поныть о своих невзгодах!».
Лемми и кровь рок-н-ролла
Лемми всегда был далёк от здорового образа жизни; его увлечение вредными веществами стало притчей во языцех. Однако в районе 80-го года он подумал, что пора что-то менять и решился на операцию по замене крови – ту же самую, которую, по слухам, делали Киту Ричардсу (стоит заметить, что сам Ричардс факт подобной операции всегда старательно отрицал). Лемми прикинул, что после того, как в его жилах потечёт свежая и чистая кровь, ему не придется проходить через муки наркотической клиники. Он сдал все необходимые анализы и отправился к доктору. Однако его ждало разочарование: «У вас больше не осталось человеческой крови. Чистая кровь вас убьет», — сказал доктор, уточнив также, что рок-музыкант не может стать донором, потому что его кровь убьет обычного человека. Лемми не стал унывать: «Другими словами, то, что подходит мне, смертельно для других людей, а то, что подходит другим людям, смертельно для меня, но меня это устраивает. Думаю, что я уже вошел в какую-нибудь медицинскую историю. Я оставлю свое тело для опытов!»
https://youtube.com/watch?v=GlecTBevmzc
Лемми и прилив вдохновения
По иронии судьбы, последняя песня, которую Лемми написал для Hawkwind, называлась “Motorhead”. Он сочинил ее в Лос-Анджелесе, отеле «Хайатт» на бульваре Сансет. Этот отель был знаменит благодаря погромам, которые там устраивали Led Zeppelin. В одном отеле с Hawkwind остановилась популярная в то время глэм-группа Wizzard, и в тот момент, когда Лемми в пол-восьмого утра накрыл приступ вдохновения, их лидер Рой Вуд любезно одолжил ему свою акустическую гитару. Лемми переместился с этой гитарой на балкон отеля и начал орать во всю глотку свою новую песню. По воспоминаниям Лемми, полицейские на улице начали проявлять признаки беспокойства. Они останавливали свои машины, выходили и смотрели на его вдохновенное выступление. Потом качали головой, садились в свои машины и уезжали. Лемми: «Видимо, они считали, что это галлюцинация».
Вскоре Лемми исключили из Hawkwind за то, что он пытался провести запрещенные вещества через канадскую границу и тем самым подставил всю группу. Когда басист решил создать свой собственный коллектив, ему не пришлось долго придумывать название.