Содержание
- «Если гений, значит, чокнутый»
- Примечания
- Понятие преступного атавизма
- Недостатки теории
- История возникновения
- РАЗДЕЛЫ САЙТА
- Карьера
- Общие концепции
- Ломброзо в России
- Спиритизм
- Антропологические исследования
- Теория «прирожденного преступника»
- Отличить невиновного от преступника: первые опыты с прибором
- Психиатрия и проблема гениальности
- Недостатки теории
- Антропологическая теория (Ч.Ломброзо)
«Если гений, значит, чокнутый»
Самый известный труд Ломброзо — «Гениальность и помешательство». В этой книге он выдвигает главный тезис, звучащий так: «Гениальность — это ненормальная деятельность мозга, граничащая с психозом». Ломброзо практически ставил диагнозы величайшим представителям человечества, которые к моменту написания книги были мертвы и ничего из написанного подтвердить или опровергнуть не могли. Умопомешанными он считал Ньютона, Руссо, Свифта, Ампера, многих художников и артистов. Все диагнозы психиатр ставил заочно, основываясь на слухах об образе жизни и привычках великих людей. Интересно, что в предисловии к своей книге Ломброзо говорил, что написал её под влиянием экстаза, то есть в не совсем нормальном состоянии, а значит, согласно своей теории, он должен был стать собственным пациентом.
В 1897 Чезаре Ломброзо побывал в России, где повстречался с Львом Толстым. Об этой встрече он оставил воспоминания, в которых писал о доброте писателя. Толстой же в воспоминаниях о госте ограничился несколькими словами: «Был Ломброзо, ограниченный, наивный старичок». И у Льва Николаевича были основания для такого вывода. За несколько лет до их встречи итальянский психиатр увидел образец почерка Толстого и пришёл к выводу, что он принадлежит женщине лёгкого поведения с психопатическими наклонностями.
Лев Толстой — мнимый больной? Интересные факты из жизни писателя Подробнее
Впрочем, как минимум за одно исследование современники могут быть благодарны Чезаре Ломброзо. Впервые в мире он начал измерять пульс и давление крови у подозреваемых с помощью прообраза современного полиграфа (детектора лжи) — гидросфигмометра. Устройство фиксировало изменения этих показателей у допрашиваемого. Ломброзо опубликовал результаты, полученные после применения лабораторных приборов во время допросов. В одном из описанных им случаев обследования подозреваемого в убийстве устройство зафиксировало изменение в его пульсе, когда он производил в уме простые математические вычисления. Когда же ему предъявили снимки израненных детей, в том числе и фотографию убитой девочки, устройство не обнаружило никаких изменений в пульсе. Ломброзо сделал вывод о том, что подозреваемый непричастен к убийству, а результаты дальнейшего расследования доказали правоту криминалиста. Описанный случай был первым зафиксированным примером применения «детектора лжи», завершившимся оправдательным приговором.
Эксперимент АиФ.ru: как корреспондент обманывала «детектор лжи» Подробнее
Примечания
- ↑
- ↑
- ↑
- . www.historymed.ru. Дата обращения: 3 августа 2019.
- . Персоналии. psihoanalitik.net. Дата обращения: 7 февраля 2015.
- Ломброзо, Полина (Паола) // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
- ↑ Юдин Т.И. Очерки истории отечественной психиатрии / Под редакцией Б.Д. Петрова. — Москва: Государственное издательство медицинской литературы «Медгиз», 1951. — 5000 с.
- Чавкин С. Похитители разума. Психохирургия и контроль над деятельностью мозга / Перевод с английского С. Пономаренко, И. Гавриленко. Под общей редакцией и с предисловием доктора юридических наук И. Б. Михайловской. — М.: Прогресс, 1982.
- Гельдер М., Гэт Д., Мейо Р. Оксфордское руководство по психиатрии: Пер. с англ. — Киев: Сфера, 1999. — Т. 1. — 300 с. — 1000 экз. — ISBN 966-7267-70-9, 966-7267-73-3.
Понятие преступного атавизма
Измерения лица на основе криминальной антропологии Ломброзо.
Общая теория Ломброзо предполагала, что преступники отличаются от других по множеству физических аномалий. Он постулировал, что преступники представляют собой возврат к примитивному или нечеловеческому типу человека, характеризующемуся физическими чертами, напоминающими обезьян, низших приматов и ранних людей, и в некоторой степени сохранившихся, по его словам, у современных «дикарей». Поведение этих биологических «возвратов» неизбежно будет противоречить правилам и ожиданиям современного цивилизованного общества.
За годы патологоанатомических исследований и антропометрических исследований преступников, сумасшедших и нормальных людей Ломброзо пришел к убеждению, что «прирожденный преступник» ( reo nato , термин, данный Ферри) может быть анатомически идентифицирован по таким предметам, как покатый лоб, уши. необычного размера, асимметрии лица, прогнатизма , чрезмерной длины рук, асимметрии черепа и других «физических стигматов». Он считал, что конкретных преступников, таких как воры, насильники и убийцы, можно отличить по определенным характеристикам. Ломброзо также утверждал, что преступники менее чувствительны к боли и прикосновениям; более острое зрение; отсутствие морального чутья, включая отсутствие угрызений совести; больше тщеславия, импульсивности, мстительности и жестокости; и другие проявления, такие как особый криминальный спор и чрезмерное использование татуировок.
Помимо «прирожденного преступника», Ломброзо также описал « криминалоидов », то есть случайных преступников, преступников по страсти, моральных имбецилов и криминальных эпилептиков . Он признал уменьшенную роль органических факторов у многих обычных преступников и сослался на тонкий баланс между предрасполагающими факторами (органическими, генетическими) и провоцирующими факторами, такими как окружающая среда, возможности или бедность.
В « Преступной женщине» , как это было представлено в английском переводе Николь Хан Рэфтер и Мэри Гибсон, Ломброзо использовал свою теорию атавизма для объяснения преступлений, совершаемых женщинами. В тексте Ломброзо проводит сравнительный анализ «нормальных женщин» в отличие от «преступных женщин», таких как «проститутки». Однако «стойкие убеждения» Ломброзо о женщинах представляли «неразрешимую проблему» для этой теории: «Поскольку он был убежден, что женщины хуже мужчин, Ломброзо не мог утверждать, основываясь на своей теории о прирожденном преступнике, что женщины в меньшей степени участвуют в жизни общества. преступность отражала их сравнительно более низкий уровень атавизма «.
Методы исследования Ломброзо были клиническими и описательными, с точными деталями размеров черепа и другими измерениями. Он не проводил строгих статистических сравнений преступников и не преступников. Хотя в более поздние годы он в некоторой степени признал психологические и социологические факторы в этиологии преступности, он оставался убежденным в криминальной антропометрии и отождествлялся с ней . После того, как он умер, его череп и мозг были измерены в соответствии с его собственными теориями коллегой, как он требовал в своем завещании; его голова хранилась в кувшине и до сих пор выставляется вместе с его коллекцией в Музее психиатрии и криминологии в Турине.
Теории Ломброзо не одобрялись по всей Европе, особенно в медицинских школах: особенно Александром Лакассанем во Франции. Его представления о физических различиях между преступниками и не преступниками были серьезно оспорены Чарльзом Горингом ( The English Convict , 1913), который провел тщательные сравнения и обнаружил незначительные статистические различия.
Недостатки теории
Радикальные суждения Ломброзо подверглись острой критике. Было выявлено, что в отношении взгляда исподлобья учёный ошибся. На самом деле взгляд исподлобья является одной из наиболее простых мимических реакций, одинаково доступных для людей разных социальных слоев. Но самым главным недостатком теории итальянского психиатра был тот факт, что она игнорировала социальные аспекты преступности.
В конечном итоге Ломброзо пришлось смягчить свои позиции. В последующих трудах он относит лишь 40 % преступников к врожденному антропологическому типу. Их ученый назвал «дикарями», проживающими в цивилизованном обществе. Кроме того, итальянец признал весомую роль ненаследственных причин преступности. К ним относятся психопатологические и социологические причины. Все это послужило основанием для переименования теории Ломброзо в биосоциологическую.
В конце девятнадцатого века на международном конгрессе по уголовной антропологии теорию антропологической преступности признали в целом ошибочной. Оппоненты Ломброзо объясняли свою позицию тем, что преступление является условным юридическим понятием, содержание которого зависит от условий, времени и места. Тем не менее благодаря наработкам Чезаре Ломброзо криминология получила ряд новаторских идей, часть которых нашла применение в криминологической практике и повлияла на создание теории Э. Кречмера, которая получила название «Морфологическая теория темперамента».
История возникновения
Теория Ломброзо появилась, когда он проводил вскрытие тела известного итальянского преступника по имени Джузеппе Вильела. Исследуя его череп, он заметил, что некоторые характеристики (в частности, депрессия на затылке, которую он назвал средней затылочной ямкой) напомнили ему черепа представителей «низших рас» и «низших видов обезьян, грызунов и птиц». Он пришел к выводу о том, что основные причины криминальных наклонностей имели органическую природу – наследственность была ключевой причиной девиантности. Термином, которым итальянский криминолог пользовался для описания признаков далеких предков человека, был «атавизм».
«Врожденные преступники», таким образом, рассматривались Ломброзо в его самых ранних сочинениях как подвид человека. В более поздних работах, однако, он начал рассматривать их не как эволюционный пережиток, а больше в плане задержки развития и вырождения.
РАЗДЕЛЫ САЙТА
- Аннотации юридической литературы6
- Баллистика26
- Бланки документов1
- ГОСТы на холодное и огнестрельное оружие12
- Документальные фильмы15
- Зарубежная криминалистика48
- Известные криминалисты27
- История криминалистики13
- Кафедры криминалистики23
- Кафедры криминалистики гражданских ВУЗов1
- Криминалистическая фотография и видеозапись17
- Криминалистические компьютеры5
- Криминалистическое оборудование10
- Криминальные сюжеты1
- Место происшествия17
- Методика расследования преступлений13
- Методические рекомендации75
- Научно-популярные фильмы35
- Новости1 985
- Передвижные лаборатории5
- Приборы25
- Программы12
- Следственные действия15
- События20
- Статьи166
- Судебно-медицинская экспертиза27
- Уголовное право9
- Учебные фильмы86
- Форензика11
- Чемодан криминалиста39
- Экспертиза76
Карьера
С 1855 года начали появляться журнальные статьи Ломброзо по психиатрии.
В 1859 году стал хирургом в армии.
Уже его ранние работы по проблеме кретинизма привлекли внимание специалистов (например, Рудольфа Вирхова). В 1862 году занял кафедру психиатрии в университете Павии — профессор Павианского университета
В 1862 году занял кафедру психиатрии в университете Павии — профессор Павианского университета.
В 1866 году был назначен приглашённым лектором в Павии.
С 1871 года возглавлял психиатрическую больницу в Пезаро. На имеющимся материале своей больницы для душевнобольных и обосновал путём различных экспериментов и наблюдений над контингентом, дегенеративную природу тяги к преступности, проституции и т. д.
В 1876 году был назначен профессором судебной медицины и общественной гигиены в Туринском университете, а также написал свою наиболее важную и влиятельную работу «L’Uomo delinquente» («Преступный человек»), выдержавшую 5 изданий на итальянском языке и опубликованную на разных европейских языках.
В 1890 году издал краткое изложение сложившихся воззрений представителей школы уголовной антропологии «L’anthropologie criminelle et ses récents progrès» и книгу о политическом преступлении и о революциях в отношении их к праву, уголовной антропологии и науке управления: «Il delitto politico е le rivoluzioni», в которой, исходя из отвращения большинства к новаторству и стремления к нему гениев и полупомешанных (миносеизм и филонеизм), Ломброзо пришёл к заключению, что революция как историческое выражение эволюции есть явление физиологическое, в то время как бунт есть явление патологическое.
С 1896 года — профессор психиатрии Туринского университета.
С 1906 года — также профессор уголовной антропологии Туринского университета.
Общие концепции
Вообще, физика времени имеет достаточно много неразрешимых проблем и даже парадоксов. На следующие вопросы ответить на данный момент не получится:
- Какова причина одномерности?
- Существует ли квантовое отражение?
- Какова причина течения временного вектора всегда в одном направлении?
О природе времени рассуждало огромное количество людей. И существует сразу несколько основных концепций определения времени. Возможности все их подробно расписать нет, поэтому мы просто их кратко перечислим.
Мифологические и религиозные концепции предусматривают сразу несколько определений и категорий. Это может быть эмпирическое или сакральное время.
Философские концепции существуют еще с эпохи Платона. По сути, на данный момент философы тоже не достигли сколь-нибудь понятного определения в этом вопросе. Кроме того, в философии принято прямо увязывать пространство и время. Грубо говоря, дискуссия ведется сразу с учетом двух определений.
Психология кстати, дает достаточно нестандартное определение. По сути, эта единица в психологии является субъективной. И зависит она от восприятия. Многие могут согласиться с этой точкой зрения, ведь когда человек чем-то занят, он не замечает часы. А если просто нечем заняться, то все «течет очень медленно». Хотя, грубо говоря, часы все-таки отсчитывают секунды и минуты равномерно. Соответственно, восприятие каким-то образом просто меняется и нам кажется, что часы идут по-другому.
И это мы еще не рассмотрели научные концепции определения такой непростой единицы, как время. На этом с общей теорией пока остановимся, и попытаемся разобраться с датой. Это тоже не самый простой вопрос.
Ломброзо в России
Криминологические идеи профессора были широко известны в нашей стране. Они представлены рядом прижизненных и посмертных изданий Чезаре Ломброзо: «Женщина-преступница и проститутка», «Антисемитизм», «Анархисты» и т.д. В 1897 году учёный приезжал на съезд русских врачей, которые оказали итальянцу восторженный приём. В мемуарах Чезаре отразил тот период своей биографии. Он осуждал общественный уклад России за полицейский произвол («подавление характера, совести, мыслей личности») и авторитаризм.
Короче говоря, татуировка сама по себе не может быть признаком преступности, безнравственности, делинквентности, гибели, бродяжничества, бродяжничества, гедонизма или любой другой мысли, предвосхищенной расслабленными умами, что только для комфорта, а не для думаю, они предпочитают обозначать человечество. Нам срочно нужно отменить социальное поведение создания стереотипов и через них указать пальцем на «разные» коммуны.
Затем врач начал изучать травмы тела и шрамы. Он сказал: «Еще один признак, который может стать ценным для медицинского эксперта для того, чтобы отличить трюка и вора от честного и мирного гражданина, — это частота рубцов на голове и руках». 8. Когда в будущем он умрет и будет вскрыт, коронер скажет, что он извращенный преступник, так как на его теле, голове и конечности много шрамов. Все это потому, что у него было беспокойное или неуклюжее детство. Коронер не будет знать о ребяческой жизни, связанной с куджусом в его таблице вскрытия.
Спиритизм
Позже Ломброзо начал исследовать медиумизм . Первоначально он был настроен скептически, но позже стал сторонником спиритизма . Как атеист Ломброзо обсуждает свои взгляды на паранормальные явления и спиритизм в своей книге « После смерти — Что?» (1909), в котором он верил в существование духов и утверждал, что медиум Эусапия Палладино был подлинным. Статья «Выйти из Евсапии!» была опубликована в British Medical Journal 9 ноября 1895 года. В статье ставилась под сомнение научная законность Общества психических исследований для исследования Палладино, медиума, который имел репутацию мошенника и самозванца и был удивлен тем, что Палладино обманул Ломброзо. .
Антрополог Эдвард Клодд писал: « проглотил жребий залпом, от стука по столу до материализации умерших, духовных фотографий и духовных голосов; каждая история, старая или новая, как из диких, так и из цивилизованных источников, подтверждая его волю верить . » Дочь Ломброзо Джина Ферреро писала, что в последние годы своей жизни Ломброзо страдал атеросклерозом, и его психическое и физическое здоровье было подорвано. Скептик Джозеф МакКейб писал, что из-за этого неудивительно, что Палладино удалось обмануть Ломброзо, заставив поверить в спиритизм с помощью своих уловок.
Антропологические исследования
Итальянский ученый стал первооткрывателем антропологического направления в уголовном праве и криминологии. Антропологическая теория Чезаре Ломброзо базируется на мнении, что в криминологическую методологию должно входить естествознание, а в центре изучения должна стоять личность преступника.
Первые исследования в этом направлении ученый провел в начале 1860-х годов, когда работал военным врачом и был активным участником кампании по борьбе с бандитизмом на юге Италии. Обширный статистический материал, который собрал Ломброзо, стал очень весомым вкладом в развитие криминальной антропологии, социальной гигиены и зарождающегося тогда понятия социологии преступности. Обобщив полученные эмпирическим путем данные, ученый выявил, что отсталость Южной Италии в плане социально-экономических условий повлекла за собой воспроизводство там психически и анатомически аномального типа людей, разновидности, которая нашла выражение в «человеке преступном». Эта аномальность была выявлена путем психиатрических и антропометрических экспертиз и сделала возможными прогностические оценки динамики преступной эволюции.
Концептуальные подходы итальянского ученого проиллюстрировали проблему ответственности общества, которое воспроизводит преступные элементы. При этом они оспаривали официальные криминологические постулаты, в которых ответственность возлагается исключительно на человека, нарушившего закон.
Ломброзо Чезаре был одним из первых ученых, кто осуществлял систематическое исследование злодеев, опираясь исключительно на антропометрические данные, фиксируемые краниографом. Краниограф – это прибор измеряющий размеры отдельных частей головы и лица. Результаты этих исследований были опубликованы в трактате «Антропология 400 нарушителей», увидевшего свет в 1872 году.
Теория «прирожденного преступника»
Ученому принадлежит теория о так называемом «прирожденном преступнике». Согласно этой теории, преступником рождаются, а не становятся. На фоне этого суждения итальянский криминолог счел преступление естественным явлением, которое наряду с рождением и смертью, нельзя исключить из нормального бега времени. Сопоставив антропометрические показатели правонарушителей и исследования их патологической анатомии, психологии и физиологии, Ломброзо выдвинул предположение о том, что преступник является особым антропологическим типом. В 1876 году это суждение нашло воплощение в теории Чезаре Ломброзо «Преступный человек».
Психиатр пришел к выводу, что преступники являются деградирующими элементами, отставшими в развитии от остального общества. По мнению Чезаре Ломброзо, преступник не в силах затормаживать свое противоправное поведение, поэтому лучшее, что может сделать общество в отношении преступника, — лишить его свободы или жизни. «Преступный тип», согласно теории Ломброзо, имеет ряд врожденных особенностей атавистической природы, прямо указывающих на отставание в развитии и преступные наклонности.
Ученый разработал систему стигматов (физических признаков), и психических черт преступного типа, которые, как он считал, могут охарактеризовать личность, с рождения склонную к правонарушениям. Среди основных признаков такой личности ученый выделял: сплющенный нос, большие челюсти, низкий лоб, взгляд исподлобья и прочие характерные, по его мнению, особенности примитивного человека. Наличие этих признаков позволяло идентифицировать потенциального правонарушителя прежде, чем он совершит злодеяние, утверждал Чезаре Ломброзо. Типы преступников, по его мнению, могут распознать только компетентные специалисты. В этой связи Ломброзо считал, что в ряды судей должны привлекаться антропологи, врачи и социологи, а также требовал, чтобы вместо вопроса о виновности, в делах злодеев фигурировал вопрос о социальной вредности.
На сегодняшний день подобные измерения проводят практически во всем мире. Их используют не только в правоохранительных целях. Антропометрия необходима, к примеру, для анализа рынка рабочей силы и создания сугубо гражданских объектов.
Отличить невиновного от преступника: первые опыты с прибором
Когда Ломброзо использовал свой прибор в первый раз, на допросе у него оказался подозреваемый в воровстве. При беседе с задержанным показания прибора ничем не отличались от обычных – у преступника не было никакой реакции. Когда же ему был задан вопрос о мошенничестве с чужими паспортами, первый детектор лжи зафиксировал изменение показателей. В дальнейшем выяснилось, что допрашиваемый был действительно участником этой аферы.
Следующим испытуемым оказался подозреваемый в деле об изнасиловании. Правоохранительные органы находились в полной уверенности, что пойманный ими, действительно, является закоренелым сутенером. Но когда следователь показывал ему фотографию одной из жертв, то гидросфигмометр не показывал никаких изменений в организме предполагаемого преступника. На все аргументы Ломброзо следователь лишь отмахивался – он считал, что допрашиваемый настолько закостенел в своих преступлениях, что угрызения совести, как и чувство страха, ему неизвестны.
Тогда знаменитый психиатр предложил подозреваемому решить сложную математическую задачу, чтобы выяснить, действительно ли это так. Когда задержанный увидел задание, прибор сразу зафиксировал изменения – а это значило, что страх ему все-таки известен. Вскоре теория Ломброзо подтвердилась – дополнительное расследование выявило настоящего преступника, а подозреваемый, не умевший решать задачи, был справедливо отпущен.
С тех пор изобретенный Чезаре прибор претерпел значительные преобразования. Но первооткрывателем в данной сфере до наших дней считается итальянский криминолог. Сегодня детектор лжи применяется не только в правоохранительной сфере, но и во многих крупных компаниях.
Психиатрия и проблема гениальности
В 1889 г. Ломброзо опубликовал работу «Гениальный человек», в которой он утверждал, что художественный гений является видом наследственного безумия. Для того чтобы поддержать эту мысль, он начал собирать большую коллекцию «психиатрического искусства». В 1880 г. он опубликовал на эту тему статью, в которой выделил тринадцать типичных черт «искусства душевнобольных». Хотя его критерии считаются сегодня устаревшими, теория Ламброзо вдохновила последующих исследователей, в частности Ганса Принцхорна.
Ломброзо в 1889 г. описал свое отношение к проблеме гения и обычного человека следующим образом. Появление одного великого гения более чем эквивалентно рождению сотен бездарей. Здравый смысл идет по проторенному пути, а гений – никогда. Вот почему толпа, не всегда без причины, готова относиться к великим людям как к лунатикам. Гениальность является одной из многих разновидностей безумия.
Недостатки теории
Научные взгляды Чезаре Ломброзо были довольно радикальными и не учитывали социальных факторов преступности. Поэтому теория учёного подвергалась острой критике. Чезаре даже пришлось смягчить собственную позицию. В своих более поздних работах он причислил к врождённому антропологическому типу только 40% правонарушителей
Также учёный признал важность ненаследственных — социологических и психопатологических — причин преступности. Исходя из этого, его теорию можно называть биосоциологической
По словам Ломброзо: «Осенью, в конце лета, когда начнется брачный полет и начнется нехватка продовольствия, рабочие пчелы убьют самцов своими укусами или вышвырнут их из улья, когда они умрут от холода и меланхолии». 5. В наше время мы живем на грани распада населения. Однако это не дает нам права и причины делать, как пчелы. Более того, мы должны заботиться о предотвращении демографического избытка через индивидуальное сознание. Никогда нельзя позволить убивать или остракизировать ближнего, за исключением двух случаев, когда человеческое благоразумие вместе с его инстинктом работает, чтобы оградить нас от опасности: и самообороны.
Антропологическая теория (Ч.Ломброзо)
Антропологическая теория (Ч.Ломброзо)
Антропологическая теория – теория криминалистики, судебной психологии и психологии личности, возникшая в Италии в 70-х гг. XIX в
В ней особое внимание уделяется проблеме взаимосвязи психической болезней личн. и свойств преступной личн
Антропологическая теория развита в трудах Ломброзо.
Суть подхода Антропологической теории сводится к следующему: преступление, совершаемое преступной личностью, такое же естественное явление, как рождение, болезнь, смерть. Поэтому причины преступности лежат в самой психофизиологической природе личности.
В А. т. разработана первая классификация преступных личностей: 1) прирожденные преступники; 2) душевнобольные преступники; 3) преступники по страсти; 4) случайные преступники.
Представители А. т. утверждали, что существуют «прирожденные преступники», обладающие особыми анатомо-физиол. и психическими свойствами, делающими их как бы фатально обреченными от рождения на совершение преступления. К анатомо-физиол. признакам «прирожденного преступника» А. т. относит: неправильную, безобразную форму черепа, раздвоение лобной кости, малую зазубренность краев черепных костей, ассиметрию лица, неправильность строения мозга, притупленную восприимчивость к боли и др.
В А. т. определены характерологич. особенности преступника и свойственные ему патологич. личност. черты: сильно развитое тщеславие, цинизм, отсутствие чувства вины, способности к раскаянию и угрызениям совести, агрессивность, мстительность, склонность к жестокости и насилию, к экзальтации и демонстративным формам поведения, тенденция к выделительным признакам особого сообщества (татуировки, речевой жаргон и др.).
Прирожденная преступность сначала объяснялась атавизмом: преступник понимался как дикарь, который не может приспособиться к правилам и нормам цивилизованного сообщества. Позднее представители А. т. объясняли прирожденную преступность как форму «нравственного помешательства», и, наконец, как форму эпилепсии. Борьба с преступностью, т. о., должна осуществляться, по мнению Ломброзо, путем физич. уничтожения либо пожизненной изоляции «врожденных» преступников.
А. т. отвергла положения и подходы «классической» криминалистич. школы, напр., «моральную ответственность» преступника и взгляд на наказание как на акт возмездия за совершенное преступление, противопоставив взгляд на наказание как на необходимую меру защиты, общества от социально опасной преступной личности.
А. т. имела большое значение в поиске путей и средств диагностики личн. преступника, развитии психологии и патопсихологии криминогенной личности, в формировании основ криминалистики и судебной психологии, в поиске целесообразных мер воздействия, в т. ч. и психол., на личн. преступника.
А. т. находила и находит последователей во многих теориях, таких как теории хромосомных аномалий Т. Клайнфельтера, генной инженерии, оказавших влияние на развитие ряда совр. теорий личн., а также во фрейдистской и неофрейдистских концепциях о врожденной агрессии и разрушительных влечениях личности.
Список литературы
Н. И. Повякель. Антропологическая теория (Ч.Ломброзо)
Дата добавления: 27.12.2003