«мужчины, которые хорошо относятся к феминизму,

Феминизм

Это политическое движение, цель которого — борьба женщин за равные с мужчинами права.

Термин возник в начале XIX века. Изначально под ним понимали совокупность традиционно женских, феминных черт и противопоставляли мужественности. Ближе к концу XIX столетия появилось слово «феминистка» — так начали называть активисток суфражистского движения, а слово «феминизм» постепенно приобрело привычное нам значение.

В истории феминизма выделяют несколько периодов:

  • Первая волна: конец XIX — середина ХХ века. Активистки первой волны боролись за политическое равноправие и доступ к образованию. В начале 1920-х годов казалось, что все остальные проблемы будут решены, когда к власти придут те кандидаты, за которых проголосуют женщины.
  • Вторая волна: 1960–1990-е годы. К концу 1950-х в Европе и США на первый план вышло не политическое, а бытовое и карьерное равноправие. Идеи второй волны феминизма окончательно оформились с выходом книги Симоны де Бовуар «Второй пол». В своей книге она пишет: «Женственности и женской природы не существует — это лишь культурные установки, которым нас заставляют следовать». По мнению Бовуар, девочек с детства приучают к мысли, что есть некая «иерархия полов», где им отведено второе место.
  • Третья волна: 1990–2008 годы. На повестку вышли проблемы сексуальной и гендерной идентичности. Выделились сразу несколько новых течений, самыми заметными из которых стали интерсекциональный и радикальный феминизм.
  • Четвертая волна: с 2008 года по настоящее время. Современный феминизм ушел в онлайн. Основной площадкой для активизма стали социальные сети, а к обсуждаемым проблемам добавился бодипозитив и харассмент. Поскольку четвертая волна во многом похожа на третью, не все выделяют ее как новый виток развития женского движения.

Суть либерального феминизма:

  • Встраивание в господствующую политическую структуру: либеральные феминистки не стремятся к радикальным переменам, они хотят, чтобы им в существующей системе стало жить чуточку лучше;

  • Лоббирование интересов женщин через политические реформы, законотворческую деятельность;

  • Акцент на реформах в общественной сфере (политических, правовых, образовательных), тенденция к разграничению личного и политического — феминисток первой волны не волновали проблемы домашнего насилия, сексуального насилия, стереотипы и т. д.;

  • Апелляция к «рациональности», постулирование женщин как «равных» мужчинам во всем и обладающих такими же характеристиками и качествами — именно потому, что женщины такие же, как мужчины, они заслуживают равных прав и равных возможностей для самореализации.

Эти тезисы в своих работах использовали представительницы раннего либерального феминизма , , .

И если она идет в проституцию, это ее личный выбор и это окей; если она хочет выйти замуж, это ее личный выбор и это окей. Если она хочет брить ноги — это тоже ее личный выбор. Все это звучит разумно, и нам кажется, что мы действительно имеем право поступать так, как хотим. Но есть социальное конструирование реальности, а это значит, что наши желания, наши действия и наше поведение в определенной степени обусловлены какими-то социальными контекстами.

За что критикуют либеральный феминизм:

  • Некритичное отношение к государству: по какой-то причине либеральные феминистки думают, что патриархальное государство начнет прислушиваться к их доводам и проталкивать инициативы;

  • Отсутствие классового и расового анализа;

  • Разграничение «личного» и «политического»: вся наша жизнь так или иначе пронизана политикой;

  • Игнорирование уникального женского опыта, биологических различий между М и Ж: феминизм равенства говорит: «Мужчины и женщины равны, и поэтому мы достойны равных прав», а феминизм различия говорит: «Мужчины и женщины разные, у нас разная биология, и поэтому у нас разные потребности». Либеральный феминизм первой волны больше феминизм равенства;

  • Некритичное отношение к понятию власти;

  • Некритичное восприятие «мужской» рациональности;

  • Концепция «личного выбора» как наивная и игнорирующая социальное конструирование реальности;

  • Индивидуализм как препятствие феминистскому объединению.

Со временем либеральный феминизм немного трансформировался. Сегодняшние либеральные феминистки, например и , отвечают на критику либерального феминизма, рассуждают в понятиях рациональности, трансформируя это понятие, рассуждают о личной свободе и пытаются приспособить либеральный феминизм к сегодняшним реалиям.

Авторка очень знаменитой работы «Загадка женственности» разбирает феномен массовых депрессий, алкогольных и наркотических зависимостей Америки 1960-х годов. Эта депрессия была вызвана негласной политикой государства, направленной на возвращение традиционной роли женщины: женщине не нужно образование, женщина должна реализовываться в семье. Загадка была в том, что у женщин уже появилось право голоса и появилась независимость, но девушки чувствовали подавляющий дискурс, который говорил: «Мне это не нужно, лучше я посижу дома и буду ухаживать за мужем и детьми».

Если говорить о либеральном феминизме в России, то можно посмотреть на , которая не только оказывает юридическую помощь женщинам, но и, например, лоббирует интересы женщин в Государственной думе. Она и Оксана Пушкина сейчас занимаются законопроектом о домашнем насилии.

Трансфеминизм

http-equiv=»Content-Type» content=»text/html;charset=UTF-8″>class=»spec half-grid»>

Трансфеминизм — направление феминизма, борющееся за права трансгендерных женщин и поднимающее вопросы гендерной идентичности, которыми занимаются не все феминистские течения. Трансфеминистсткое движение борется с сексизмом и трансфобией и поддерживает других людей, не вписывающихся в бинарную гендерную систему. Трансгендерные женщины подвержены пересекающимся видам дискриминации — трансфобии и мизогинии; такой вид угнетения описывают общим термином «трансмизогиния». В среде радикальных феминисток достаточно высок уровень трансфобии.

Изображения: WikiArt (1, 2),

Женская мизогиния:
Что заставляет нас
презирать свой пол

От аутинга до эйджизма:
Словарь злободневных
терминов

История феминизма

Невозможно точно отметить, когда и в какой стране появился феминизм, ведь одиночные инициативы женщин нигде не учитывались. Обеспеченные женщины не поднимали подобных вопросов, а у бедных не было возможности быть услышанными.

По официальной версии первая феминистка появилась в США. В период Войны за независимость (1773-1783 гг.), супруга будущего второго президента США Джона Адамса Эбигейл Адамс открыто призвала предоставить избирательное право женщинам.

Она вошла в Национальный зал славы женщин со своей цитатой, написанной в письме мужу в 1776 году:

«Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых мы не участвовали, и власти, которая не представляет наших интересов.» Эбигейл Адамс

С этого момента феминизм в Америке начал набирать силу. Некоторые штаты прислушались к Эбигейл Адамс и предоставили женщинам право голоса, но на национальном уровне этот вопрос так и оставался открытым. Лишь в 1920 г. в Америке приняли поправку к Конституции, в которой за женщинами закрепили право голоса на государственном уровне.

В Европе движение феминисток проходило гораздо сложнее. В 1791 г., по примеру США женщины потребовали право голоса. Ярая феминистка Олимпия де Гуж написала декларацию о правах женщины и гражданки.

Конвент не принял декларацию и запретил общественное движение женщин. Олимпию де Гуж отправили на гильотину, а права женщин урезали до минимума. Женщин лишили всех прав и свобод, полностью подчинив их мужчинам.

По факту, в Кодексе Наполеона, принятом в 1804 г., узаконили притеснение женщин. Им запрещено было владеть и распоряжаться имуществом, выступать в суде и даже появляться в общественных местах без сопровождения мужа. Примерно такая же картина происходила во всей Европе.

В Российской Империи начало женского движения пришлось примерно на 1850 г. Женщины организовывались в сообщества, которые в основном занимались благотворительностью, просвещением и социальными проектами. Общество оценило работу женщин, и правительство даже финансировало некоторые проекты, фактически признав равноправие женщин.

К концу XIX в., организации женщин набрали силу, влияние и переняли некоторые мировые идеи феминизма. Требования избирательного права стали звучать всё громче, но услышаны были лишь в 1917 г. Незадолго до Великой Октябрьской революции, Временное правительство предоставило женщинам равные права с мужчинами, стремясь найти новых союзников в то непростое время.

Феминизм в СССР поддерживался, но в государственных интересах. Стремясь вывести женщин из подчинения мужчин, государство превращало их в политическую и экономическую единицу.

Избирательное право женщин в Европе

Основная статья : Избирательное право женщин в Европе

Причинами возникновения европейского женского движения за избирательное право стали:

  1. Реформы избирательного права, которые приносили пользу только мужчинам и игнорировали женщин
  2. Избирательные законы, которые лишили меньшинство привилегированных женщин права голоса, которым они традиционно пользовались, как в Великобритании и Австрии, и
  3. усиление женских движений, борющихся не только за гражданские, но и за политические права. В странах Центральной и Восточной Европы, которыми управляли Россия, Австрия и Пруссия, не могло развиваться независимое женское движение. Здесь было мало голосов за права женщин; борьба за национальную независимость была приоритетом.

Европейские разработки

В Центральной Европе почти все страны ввели избирательное право женщин после Первой мировой войны. В большинстве этих государств примерно в 1918 году произошел полный переворот, который включал введение всеобщего избирательного права для обоих полов в ходе революции или создания нового государства.

Большинство южных и юго-восточных стран получили избирательное право для женщин после Второй мировой войны и в послевоенный период, при этом Бельгия и Франция также попали в этот график. В романских странах, где применялся Гражданский кодекс или патриархальная неконфессиональная правовая система, несовершеннолетние женщины более прочно укоренились в обществе. Феодально-аграрные структуры и доминирующее влияние церкви по-прежнему формировали гендерный строй в первой половине 20 века . Во многих южных странах ценность женской деятельности была признана только в сопротивлении немецкой оккупации во время Второй мировой войны, после чего им было предоставлено право голоса в качестве «награды» или вознаграждения.

В Швейцарии и Лихтенштейне введение избирательного права для женщин зависело от мужского референдума, что очень затрудняло борьбу женщин. Потому что протестовать против решения правительства было легче, чем против «народного нет».

Португалия и Испания были отмечены длительной диктатурой авторитарного режима, который не позволял женщинам пользоваться всеобщим избирательным правом в Португалии и обращал вспять предыдущие достижения в женской политике в Испании. В обеих странах только к концу диктатуры в середине 1970-х годов женщины обрели свои гражданские права. В других странах авторитарные или фашистские режимы, такие как Италия (до 1946 года) и Болгария, также препятствовали осуществлению всеобщего избирательного права женщин.

В Германии введение избирательного права для женщин отмечалось в 2019 году как путь к настоящей демократии. Потсдаме женщины участковая имеет дело с историей и получила награду за это.

Про соотношение равноправия и феминизма

Феминизм и равноправие — не синонимы, но одно включает другое. Феминизм — это непременное условие равноправия, также как борьба с ксенофобией и с другими предрассудкам. Все феминистки за равноправие, но не все, кто за равноправие, — феминистки. Многие думают, что проблемы мужчин и женщин вообще нет, они за какое-то другое равноправие.

Сейчас я могу сказать, что я интерсекциональная феминистка. Интерсекциональный феминизм рассматривает человека внутри системы пересекающихся угнетений. Это может быть дискриминация по гендерному, возрастному признаку или на основании уровня дохода. Или, например, у женщины титульной нации привилегий гораздо больше, чем у любой не белой женщины, по крайней мере, в мире европоцентричных белых людей.

Дискриминация меньшинств

Мир пронизывают разные виды неравенства — столкнуться с ним может каждый. Вопросами пересечения разных систем угнетения занимается интерсекциональный феминизм — по сути, такой подход подчёркивает, что важны права всех людей, вне зависимости от их пола, сексуальной ориентации, физического или психического состояния. Приёмы угнетения стандартны и однообразны: человека относят к определённой категории, а затем эту категорию наделяют меньшими, чем «общечеловеческие», правами. Интерсекциональность исследует то, как разные факторы — такие как цвет кожи, сексуальная ориентация, трансгендерность, инвалидность — могут формировать систему угнетения конкретного человека.

Основные идеи феминизма

С течением времени и в зависимости от постоянно изменяющихся условий цели, проявления, направление феминизма изменялось и продолжает меняться по сей день. Но даже в таких условиях можно выделить основные идеи феминизма, которые не подвергаются значительным изменениям:

  • Борьба за политические права, уравнение женщин и мужчин. Здесь идет речь о том, что женщина, равно как и мужчина, вправе голосовать, беспрепятственно участвовать в политической жизни общества, выдвигать свою кандидатуру и избираться.
  • Борьба за возможность получать высшее образование и работать в тех ж отраслях, что и мужской пол. Сюда же входит борьба с неравной оплатой и условиями труда, возможностью занимать определенные должности и другие. 
  • Борьба с репродуктивным насилием. Ущемление и угнетение женщин проявляется и в вопросах репродукции. Уравнение прав женщин и мужчин в браке, поддержка женщин в вопросах контрацепции, абортов, родов и других вопросов, связанных с репродуктивными функциями женщин.

Феминизм охватывает большой спектр проблем, которые порождают дискриминацию женщин в обществе

  • Борьба с давлением общества на женский пол. Имеется в виду, что общество не должно требовать от женщины придерживаться определенных правил, традиционно приписываемых женскому полу. Начиная от внешнего вида женщины и заканчивая её социальной ролью. 
  • Борьба за сохранение личных границ женщин. Под этой формулировкой феминистки подразумевают более жесткие наказания за сексуальные домогательства, насилие и другие проявления харассмента и сексизма.
  • Борьба со стереотипностью. Привычные и традиционные взгляды общества на женщин тормозят развитие общества, а также ограничивают возможности женщин.

О ближайших перспективах гендерных перемен

Что феминизму, что движению мужчин еще есть куда расти: работы очень много. Некий процесс пошел, но это еще не потолок. Когда мы начинаем размышлять, куда движется феминность и маскулинность, что происходит с гендером, нужно делать скидку, что мы это делаем в рамках нашей социальной реальности, например московской, питерской — реальности больших городов. В этом смысле мы обладаем некими преимуществами: мы наблюдаем процессы, которые происходят здесь и сейчас, и мы в них как-то участвуем. Но если мы посмотрим на дальние регионы России, мне верится с трудом, что туда дошла хотя бы малая часть повестки феминизма и что там произошли какие-то глобальные изменения. Информационное пространство распределено неравномерно.

Нормы маскулинности порождаются самими мужчинами — любыми: гетеросексуальными, транссексуальными, гомосексуальными, цисгендерными… Приходит понимание, что им некомфортно, и эти нормы, в рамках которых мы социализировались и воспитывались, сильно ограничивают мужчину и не дают ему в полной мере реализоваться в жизни, если следовать исключительно им. И начинаются попытки выйти из того, что называют термином male box — в переводе с английского «мужская коробка», стремление посмотреть, что находится за этими границами. Сами мужчины, которые находятся в этих «коробках», являются первыми агентами перемен. Есть еще социальные движения и ученые, которые распространяют знания, что вообще происходит с гендером и маскулинностью. Россия, к сожалению, сейчас находится очень высоко в рейтинге по мужским самоубийствам. Причем, по данным ВОЗ, разница с женскими суицидами составляет 6,5 раза. Социальные движения и ученые также служат агентами перемен, активно обсуждают повестку того, что происходит с мужчинами и что можно и нужно предпринимать.

Главный проблемный пункт не только в России, но и в мире — восприятие мира все еще в качестве бинарного, то есть двойственного, потому что мы до сих пор говорим о мужчинах и женщинах как о некоторых собирательных образах. И когда мы смотрим гендерные различия в каком-либо феномене, мы до сих пор смотрим на женщин как на целую группу и на мужчин как на целую группу. Но эти группы очень негомогенны, неоднородны. Если мы будем смотреть на разные группы мужчин внутри большой категории мужчин и на разные группы женщин внутри большой категории женщин, то, во‑первых, мы там найдем много того, о чем еще не знаем, и, во‑вторых, это поможет нам сориентироваться, что делать дальше. Потому что когда мы исходим исключительно из бинарного представления, что есть только мужчины и женщины, это приводит нас к некоему тупику, а вовсе не к развитию.

Против всего плохого

С 1990-х выделяют третью волну. Современные феминистки считают, что необходимо изменить стереотипы о гендере. Условно: мальчики любят играть в солдатиков и одеваются в голубое; девочки — играть в куколок и носят розовые платья. Сегодня феминистки выступают против самых разных дискриминаций: расизма, сексизма, лукизма (по внешнему виду), эйблизма (по инвалидности), по сексуальной ориентации и др.

Пространство борьбы обширно. Вы же слышали, например, что всех раздражают авторки, режиссерки, докторши — женские формы привычных слов. Но почему-то никого не раздражают устоявшиеся журналистки, писательницы и начальницы. Известно, что против слова «поэтесса» выступали Ахматова и Цветаева. Но прижилось же, значит, зачем-то нужно

А спорят на деле не о суффиксах, а о чем-то более важном

Новости SMI.FM

В спорах о феминизме встречается аргумент, что в России перед законом все равны. В ноябре 2020 года было опубликовано исследование. Оказалось, что 79 процентов женщин, осужденных за убийство, защищались от нападения! Но в тюрягу отправились. Или давно ли на всех лавочках судачили о Диане Шурыгиной? Обвинение жертвы изнасилования в том, что она сама виновата, — общемировая проблема.

Современный феминизм — это по большому счету борьба за право каждого человека быть самим собой. Не подвергаться насмешкам и насилию за взгляды, поведение и внешний вид. Почему-то это понимается превратно. Мол, дадим свободу каждому фрику диктовать, как надо жить. Нет, это про жизнь, когда не травят тебя, но и ты никого не травишь. Всем мир. И немного женской силы.

Лента времени

  • 1840. Всемирный конгресс против рабства в Лондоне. Женская делегация из США заявляет, что женское неравенство — самая масштабная и скрытая форма рабства.
  • 1867. В Манчестере (Англия) создано «Общество женского избирательного права».
  • 1913. Эмили Дэвисон, воинствующая суфражистка, взрывает дом министра Дэвида Ллойда Джорджа.
  • 1893. Новая Зеландия дает женщинам избирательное право.
  • 1918. Движение за женскую эмансипацию в СССР. Александра Коллонтай — первая в истории женщина-министр.

Наша Александра Коллонтай — первая женщина-министр в мире. Фото: РИА «Новости»

  • 1949. Публикация книги Симоны де Бовуар «Второй пол».
  • 1960-е. Вторая волна феминизма.

Симона Де Бовуар: «Самое трудное в любовных приключениях женщины — встретить мужчину, которого она считает равным и который не считает ее ниже себя». Фото: Getty Images

  • 1967. Писательница Валери Соланас издает «Манифест общества полного уничтожения мужчин», требует создать женское государство и уничтожить «дефективных» мужчин.
  • 1990-е. Третья волна феминизма.

Валери Соланас призывала уничтожать мужчин. И трижды выстрелила в художника Энди Уорхола. Фото: Getty Images

  • 2017. Актриса Алисса Милано запускает в Интернете хештег #MeToo (Я тоже): «Если бы все женщины, подвергшиеся сексуальному домогательству или нападению, написали «Я тоже» в своем статусе, мы могли бы дать людям понять масштабы этой проблемы».
  • 2018. Начало судебного процесса над сестрами Хачатурян, актуализация вопроса о семейном насилии в России.

Новости SMI.FM

Узнать больше

Британский фильм «Суфражистка» — об истории движения, фигурах Эммелин Панкхерст и Эмили Дэвисон. Фильм показывает жестокие условия начала ХХ века и насилие, с которым сталкиваются борцы за свободу. Главные роли исполнили Мерил Стрип, Хелена Бонэм-Картер и Кэри Маллиган.

Британский «бобби» задерживает на митинге Эммелин Панкхерст (1914 год). В 1999-м журнал «Тайм» включил Эммелин в сотню выдающихся людей ХХ века. Фото: Globallookpress.com

  • Сериал «Дрянь» — экранизация одноименного моноспектакля британской сценаристки Фиби Уоллер-Бридж. По сути, это «Секс в большом городе» на максималках. Не стесняясь в выражениях, Фиби рассказывает о жизни современной женщины. Остроумно и весело.
  • Книга Наоми Вульф «Миф о красоте. Стереотипы против женщин» — без заумствования рассказ о том, что общество называет «быть настоящей женщиной» и как это мешает жить полной жизнью.
  • «Свобода, равенство, сестринство» — комикс норвежек Марты Бреен и Йенни Юрдал. Легко, задорно и интересно дамы рассказывают о нелегких 150 годах феминизма.

У американки Сары Николь Лэндри 1 млн подписчиков в Instagram. Мать троих детей не стесняется показывать тело с растяжками и обвисшей кожей. Она призывает читателей не гнаться за стандартами красоты, а любить себя такой, какая есть. Фото: Facebook.com

От рассказов мамы о сексизме — к идеологической борьбе

— Я всегда восхищался мамиными достижениями и хотел быть похож на нее, именно по этой причине я воспринимаю как личное оскорбление, когда кто-то при мне позволяет себе сомневаться в способностях женщин, обесценивать женские заслуги и достижения, — рассказывает предприниматель в области энергосберегающих технологий из Украины Констант Рафман, создатель группы в соцсети «ВКонтакте» «Мужчины за феминизм». В русскоязычном сегменте соцсети это было одно из первых сообществ, посвященных теме равноправия полов. 

Констант в прошлом — эксперт-криминалист и госслужащий, участвовал в военном конфликте, сейчас, помимо основной работы, помогает в семейном бизнесе — приюте для животных. Он рассказывает, что «обостренное чувство справедливости» было характерно для него с ранних лет. Он придерживается левых взглядов, хотя и специфических по некоторым позициям, и продвигает их на поле борьбы за гендерное равноправие. Не последнюю роль в его случае сыграла семья. 

— Моей маме пришлось многое пережить в «лихие 90-е», оставить научную карьеру из-за финансовых трудностей. Однако ей удалось с достоинством преодолеть все испытания, выстроить свой успешный бизнес. <…> Я знаю, что она сталкивалась с сексизмом и в советское время, и после. Она рассказывала о нездоровой атмосфере в научной среде в позднесоветское время — изначально предвзятом отношении к научным работам авторства женщины, «стеклянном потолке», нежелании поручать женщине ответственные административные обязанности под предлогом «Родишь, уйдешь в декрет, вся работа к чертям полетит». За бандитские 90-е и говорить нечего — в те времена женщине было просто опасно «высовываться». И это не говоря о фактах грубости и домогательств со стороны чиновников и «правоохранителей», немотивированном отказе в деловом партнерстве на начальном этапе построения бизнеса. У моей мамы все выровнялось только к середине нулевых — то ли с достижением определенного уровня репутации, то ли сама атмосфера в стране стала здоровее, прогрессивные идеи стали проникать в умы. Я думаю, и то, и другое.

С 2013 года Констант ведет группу «Мужчины за феминизм», основная цель которой — заронить в мужчин сомнения в правильности существующего порядка вещей. Первые единомышленники нашлись быстро: к группе присоединились знакомые Константа из левого движения. Но активных соучастников найти не так просто: с кем-то начались идеологические разногласия, у других было недостаточно времени для плодотворной информационной работы. Так или иначе, первые четыре года группу Констант вел сам. В офлайне старался доносить до людей свою позицию в личном общении, это часто приводило к личным конфликтам. 

— Доходило до драк и серьезной вражды, хотя в большинстве случаев профеминистические идеи оппоненты пытаются высмеять, когда заканчиваются их немногочисленные и банальные аргументы в поддержку своей точки зрения. <…> Из-за расхождений во взглядах на феминизм в итоге прекратил общение с большей частью школьных и университетских друзей, конфликты на почве феминизма пресекли несколько довольно перспективных возможностей в бизнесе.

Промаскулизм

Об этом течении стоит поговорить отдельно. Прогрессивные маскулисты по сей день борются за свои права. Они нацелены на то, чтобы защищать всех тех, кто столкнулся с несправедливостью

При этом им абсолютно неважно, какой цвет кожи, религия или политические взгляды у «бедолаги»

Прогрессивный мужской аналог феминизма поднимает важную проблему — женский сексизм. Представители этого течения считают, что жалобы женщин обычно выслушиваются, в то время как мужчины остаются без внимания.

Тут же приводится печальная статистика, которая говорит о том, что 85 % самоубийств в мире совершает именно сильный пол. Конечно, не всегда понятны мотивы такого решения, возможно, причина совершенно в другом. Но все же такая статистика показывает, что иногда проблемы мужчин выбивают сильный пол из равновесия. Они становятся уязвимее, но на это никто не обращает внимания, ведь мы не раз слышали о том, что мужчины сильные и сами разберутся со своими проблемами.

За все время существования промаскулизма был выделен список претензий:

  • на жестокость по отношению к мужчинам закрывают глаза;
  • мужчины получают более строгую меру наказания за уголовное преступление;
  • он лишен возможности права голоса касательно рождения ребенка, поскольку именно женщина решает, оставить ребенка или сделать аборт;
  • маскулисты против вынужденной службы в армии;
  • на рак груди выделяется больше средств, нежели на рак простаты;
  • гомофобия в отношении мужчин гораздо жестче, нежели в отношении женщин;
  • одинокие мужчины реже могут получить разрешение на усыновление;
  • после развода они находятся в менее выгодном положении;
  • пенсионный возраст всегда выше;
  • работа у мужчин зачастую в разы опаснее.

Влияние на западное общество

Западное общество стремительно меняется, и феминизм, равно как и многие другие факторы определяет направление этих изменений. Три волны феминизма, из которых проявления последней происходят и в наше время. Феминистское направление достигло большого количества положительных результатов для развития всего общества.

Гражданские права

Какие гражданские права получили женщины за всю историю феминистского движения? 

  • Женщины получили право голосовать на выборах, а также выставлять свою кандидатуру для избрания;
  • Право подавать на развод, сохранять девичью фамилию, право на имущество после развода;
  • Право на получение образования, выбор специальности и профессии. Доступность профессиональных сфер как женщинам, так и мужчинам;
  • Уравнение заработной платы мужчин и женщин, занимающих аналогичные должности;
  • Право на медицинские вмешательства по своему желанию. Например, выбор противозачаточных средств, проведение абортов. 

Феминизация привела к закреплению за женщинами гражданских прав

Интеграция в общество

Феминизм и результаты феминистского движения настолько влились уже в общество, что некоторые даже стали незаметны. Интеграция феминизма заключается в том, что он принимается как само собой разумеющееся. Например, право женщин голосовать на выборах в большинстве стран никого не удивляет. Хотя ещё пару веков назад это вызвало бы бурные обсуждения и даже протесты. 

Влияние на язык

Феминистское движение оказало влияние и на язык во многих странах мира. Представители феминизма используют слова не-сексистского языка. Например, в английском идеи феминизировать язык выражаются в использовании обращения «Miss» не только к незамужним женщинам, но и к тем, кто состоит в браке. Не-сексистский язык предполагает избежание слов, обращений, которые обращены к обоим полам. Феминисты, феминистки и профеминисты считают, что сексистские проявления в языке негативно влияют на общество и даже пропагандируют сексизм, который тормозит развитие феминистского движения.

Влияние на мораль в образовании

Традиционно принято считать, что роль воспитателя в вопросах морали и этики присуща женскому полу. Несмотря на ранее существовавшие запреты на получение образования женщинами, они всё равно участвовали в процессе воспитания вышеперечисленных ценностей. В том числе и внутри семьи. Вопрос влияния и роли феминизма на мораль в образовании до сих пор подвергается открытым дискуссиям в обществе между представителями феминистского движения и его оппонентами.

Влияние на гетеросексуальные отношения

Феминизм повлиял и на гетеросексуальные отношения. Под влиянием феминизма сексуальное воспитание в обществе изменилось. Хорошим примером будет возможность обоих полов получать удовольствие от отношений. Ведь ранее женщина рассматривалась только как сексуальный объект, а за наличие у неё нескольких партнёров подвергалась угнетениям и унижениям со стороны общества.

Влияние на религию

Религия также подверглась влиянию феминизма. Например, в некоторых направлениях протестантского христианства женщины получили возможность быть «священниками», членами духовенства. Однако, в Исламе феминистские проявления не поддерживаются и запрещаются – мусульманки не имеют права состоять в рядах духовенства.  

Феминизм сильно повлиял на религию

Третья волна феминизма

Возникла в 1990-е годы как попытка избавиться от ограничений, которые были навязаны «старым» феминизмом. Что это значит? В первую очередь феминистки третьей волны задали вопрос: как именно, кем и для чего создаются гендерные роли в обществе, могут ли они быть навязаны? Возможно, их больше, чем две – мужская и женская? Таким образом, «новые» феминистки провозгласили свободу даже от тех ограничений, которые принимали представительницы второй волны.

Внимание к проблемам неравенства стало ещё более пристальным, феминистки стали учитывать категории класса, расы и сексуальности отдельных женщин. Быстро выяснилось, что образованные, состоятельные, белые, гетеросексуальные женщины имеют больше привилегий в обществе, чем все остальные, и могут сами выступать в роли угнетателей

Таким образом, в список проблем, с которыми борются феминистки, вошли разнообразные формы дискриминации: расовая, сексуальная, религиозная, этническая, классовая. А благодаря тому, что основным ориентиром третьей волны стало антисексисткое мировоззрение, феминистки реабилитировали агрессивный макияж и высокие каблуки, которые еще недавно считались классическим символом угнетения со стороны мужчины.