Содержание
- Значение и происхождение
- Главный опричник Ивана Грозного
- В поисках смысла
- Основные направления новой государственной системы
- Сущность опричнины
- Отдельная каста
- Образ опричника
- Опричнина
- В поисках смысла
- Борьба с изменой
- Основные события эпохи Ивана Грозного
- «Синодик опальных»
- Плюсы и минусы опричнины
- Личная жизнь
- Дворяне
- Территория опричнины
- Итоги опричнины и ее значение
Значение и происхождение
Точное значение и этимологию боевого клича опричников «гойда!» установить не так-то просто. Оно отсутствует даже в «Толковом словаре живаго великорускаго языка» Владимира Даля 1863 года издания. Зато здесь мы находим несколько однокоренных слов – например, глагол «гоить», одно из значений которого «здравствовать» или издавать заздравный клич «гой!» (вызывательное восклицание, одобрительный вызов). Такое приветственное обращение часто встречается в русских народных сказках: «Ох, ты, гой еси добрый молодец!».
Также Владимир Даль приводит пример употребления в сибирских губерниях глагола «гоить» в значении «угощать, холить»: «Хорошо ли вы гоили гостя?». В «Толковом словаре русского языка» под редакцией профессора Д.Н. Ушакова 1935 года издания междометие «гой» определяется как устаревшее, народнопоэтическое, употребляемое с местоимением второго лица в качестве восклицания, приветствия, торжественного обращения: «Гой ты, родина моя, гой ты, бор дремучий!» (А. К. Толстой). Однако, возвращаясь к словарю В. И. Даля, мы находим еще один однокоренной глагол – «гойкать»: орать, кричать, аукать. Глагол «гойкать» Владимир Даль возводит к междометию «го», которое, среди прочего, определяется им как «голканье псовых охотников, затравивших зайца». И вот это последнее определение вызывает интерес.
Главный опричник Ивана Грозного
Малюта Скуратов был вторым лицом в организации после самого царя. Главный опричник Ивана Грозного был выходцем из низов, и это послужило одной из причин его возвышения, так как боярам царь не доверял. Ни год, на место его рождения неизвестны, но установлено, что к организации он присоединился с самого низшего чина. Постепенно ему удалось выслужиться и стать любимцем царя.
Малюта Скуратов, главный опричник Ивана Грозного
Жестокость Малюты Скуратова была невероятна, она даже вошла в поговорки, а сам он заслужил прозвище людоеда. Согласно летописям, он с сообщниками с позволения Ивана Грозного совершал нападения на владения впавших в немилость бояр, где опричники предавались грабежам и насилию, упиваясь своей безнаказанностью. Позднее он же задушил митрополита Филиппа, который отказался благословить поход царя на Новгород.
Вообще-то Новгород был частью Русского государства, но терзаемый паранойей самодержец заподозрил этот город в измене, в результате чего залил кровью все земли между ним и Москвой. Известно, что после захвата Новгорода главный опричник Ивана Грозного вместе с соратниками замучил до смерти больше людей, чем погибло во время самого захвата.
30 интересных фактов о кровеносной системе и крови
35 интересных фактов об Архимеде
Жизнь этого неприятного человека оборвалась, когда царь разочаровался в опричнине, а заодно и в своих приближённых. Зная о приближающейся опале, во время Ливонской войны Малюта Скуратов предпринял отчаянную попытку совершить что-нибудь выдающееся, чтобы вернуть расположение самодержца, и возглавил атаку на вражескую крепость. Во время штурма он был убит.
В поисках смысла
Нам кажется, что смысл опричнины лучше всего должны были понимать современники Ивана Грозного. Однако изучая письменные источники тех далеких времен исследователи не находят внятных оценок этого знакового явления. Русские летописи хоть и раскрывают нам всю полноту картины злодеяний опричников, но при этом избегают открытого обличения царя. Какой бы ни был государь, в ту эпоху он воспринимался исключительно как помазанник божий.
Начиная с XVIII столетия, отнюдь не ища оправданий деяниям царя, и уж тем более опричникам, историки пытались дать объективные и взвешенные оценки одному из наиболее трагичных эпизодов в истории России. Так Василий Татищев в установлении опричнины усматривал намерение царя пресечь измену бояр. Для Сергея Соловьева опричнина явилась олицетворением перехода от «родовых» отношений к «государственным».
Основные направления новой государственной системы
В опричнину были включены большие города и наиболее плодородные земли. Население, угодья которого вошли в опричнину, выселялось. Этим людям давали землю в самых отдалённых и труднодоступных местах, куда добровольно никто бы переселяться не стал. По сути, подобные переселения были равносильны ссылкам. Тех, кто пытался воспротивиться произволу, немедленно обвиняли в государственной измене и казнили вместе с родными и слугами. Их земли, дома и имущество передавали в собственность опричникам.
Как только опричнина была провозглашена, в стране начался террор. У монарха было намерение ослабить Боярскую думу, поэтому он начал с казней представителей знатных семей. Не пощадил Иван Грозный даже своих родственников по матери – Глинских. Среди опричников особой жестокостью отличились Малюта Скуратов, Алексей Басманов и Афанасий Вяземский.
Естественно, что народ и духовенство были недовольны всеми этими событиями. В 1566 году на Земском соборе было решено подать прошение (челобитную) об отмене опричнины. Однако результат этой акции был трагическим: царь приказал казнить всех, кто имел отношение к этому документу (участвовал в его составлении и передавал монарху).
Недовольство бояр, народных масс и духовенство усиливалось. Митрополит Афанасий объявил о своём решении отказаться от духовного сана. Его преемником стал митрополит Филипп (Фёдор Колычев), но он тоже оказался противником опричнины. За это его сослали в Тверской монастырь, где через год его задушил Малюта Скуратов.
Сущность опричнины
Обращаясь к самому термину «опричнина», стоит заметить, что это понятие в Древней Руси не несло какого-либо негативного оттенка.
Изначально так назывался удел, выделявшийся вдове умершего князя после раздела его владений. Все владения князя переходили к его наследникам по мужской линии «опричь» (кроме) того, что выделялось вдове. Таким образом, слово «опричь», лежащее в основе понятия, буквально означает «кроме». В посланиях Курбского можно найти ещё и термин «кромешники», то есть опричники. В данном контексте «кромешники» — это люди, причастными к аду, то есть царству «кромешной тьмы».
Что же составляло суть опричнины?
В узком смысле под «опричниной» понимался удел, выделенный Иваном Грозным для самого себя из всей территории государства. В широком смысле термином «опричнина» принято обозначать порядок управления, характерный для Русского государства в период с 1565 по 1572 год. В символическом же значении опричнина воплощает в себе террор, расправы и жестокость со стороны властей.
Отдельная каста
Известно, что опричное войско формировалось по аналогии с военизированным монашеским орденом, во главе которого стоял сам царь Иван Грозный, выполнявший роль опричного игумена. Присягая царю на верность, опричник обязывался не вступать в общение с земскими. Своим одеянием опричники также напоминали монахов –облачались в черные подрясники и головные уборы наподобие скуфеек, но в отличие от монастырской братии, носили оружие и охотно пускали его в дело.
При этом современники той эпохи, отмечавшие сходство опричников с западными «воинами Христа», так или иначе оговаривались, что это скорее была пародия, своего рода кощунственная игра, которую впоследствии на свой лад повторил и Петр Первый в своем пародийном «Всешутейшем и всепьянейшем соборе». Был у опричников и свой приветственный клич «гойда!», заменявший им наше знакомое «ура!».
Образ опричника
Со школьной скамьи опричник Ивана Грозного представляется многим как одетый в черное царев воин, у седла которого болтается отрубленная собачья голова, а к чехлу для лука (саадаку) прикреплена метла. Государевы телохранители должны были «грызть изменников и выметать их за пределы страны».
Такая атрибутика описана ливонскими дворянами Элертом Крузе и Иоганном Таубе, искавшими некогда расположение русского царя. Однако это больше похоже на выдумку или, в крайнем случае, на преувеличение. Трудно представить, что в распоряжении опричнины находилось такое количество собак, ведь «лохматым символом» нужно было регулярно обеспечивать войско в 6 тысяч человек. Уже через несколько дней отрубленная голова достигала бы такой степени разложения, что верховая езда опричника становилась бы невыносимой. Маловероятной кажется и привязанная метла. По словам Генриха фон Штадена колчан опричника украшала кисть или метелка на палке. Этот вариант больше похож на правду.
А вот одеяния опричников действительно походили на монашеские. Они носили черные кафтаны, скуфьи и подрясники.
Опричнина
Будучи человеком подозрительным и даже параноидальным, Царь Иван 4 с самого начала мало доверял своим приближенным. Перед глазами стоял пример многочисленных кровавых расправ, предательств и интриг, свидетелями которых он был почти все свое детство.
Ливонская война шла совсем не так, как планировал государь. По мнению царя, вина за это лежала на его окружении. С другой стороны, авторитет ближайших сподвижников государя также оказался под ударом.
Иван Грозный и опричник
В 1553 Иван Грозный тяжело заболел. Готовясь к худшему, он настоял, чтобы бояре присягнули его малолетнему сыну. Однако в этом вопросе сподвижники с желанием государя не согласились. По их мнению, царем после смерти Грозного должен был стать его двоюродный брат, Владимир.
Иван IV вскоре выздоровел. Однако предательское поведение сподвижников не забыл. Государь везде видел козни, интриги. Он считал, что боярство и верхушки политической среды готовят заговор, чтобы скинуть его с престола.
К началу 60-х государь уже выработал свои взгляды на управление. И они не имели ничего общего с тем условно либеральным курсом (насколько вообще так можно сказать про Средние Века), который проводился до этого.
Иван Грозный и опричники
По его задумке стране требовалась централизация политической власти. Желание укрепить собственное положение, поражение в войне, а также параноидальный склад личности сделали свое дело.
Царь решил укрепить власть, без оглядки на методы. Действовать он начал самым радикальным и жестким способом.
В 1565 году был введен новый порядок управления страной. Территории государства отныне делились на два типа: Опричнину и Земщину.
Первые находились под полным контролем царя, вторые облагалась налогами в пользу опричнины, туда принудительно переселяли неверных царю бояр и их приближенных, предварительно лишив имущества, земельных владений и чинов.
Для того чтобы улучшить управляемость земщиной и решить вопросы, было организовано опричное войско. Изначально оно составляло немногим более 1000 человек (опричная тысяча). Но очень скоро разрослось до огромного масштаба.
Портрет Ивана Грозного
Опричники приносили клятву государю и были лично верны Ивану Грозному. Их задача заключалась в организации террора на землях Русского царства. Со своей работой войска отлично справлялись.
Дабы опричники выполняли стоявшие перед ними задачи, государь дал им свободу действий. Они могли по своему усмотрению грабить и разворовывать боярские угодья на территории земщины.
А если представители политических верхов чем-то недовольствовались, не воспрещалось убивать их прямо на месте. Это поощрялось, никакого наказания за казни бояр не предусматривалось.
Очень скоро опричное войско начало откровенно деградировать. В конце концов, когда пришла реальная угроза, оно оказалось полностью беспомощно.
В 1571-м году хан Девлет-Гирей совершил набег на Русское государство. Войско, созданное при царствовании Ивана Грозного, находилось в плачевном состоянии. Дать отпор незваным гостям оно не могло. Ханская конница свободно продвигалась вперед.
Опричники не сумели дать серьезного сопротивления, да и не хотели: они всеми силами отказывались участвовать в боевых действиях. А те, что откликнулись на зов, позорно проиграли.
За несколько лет опричники окончательно потеряли боеспособность и стали скорее безнаказанными мародерами, бандитами, но никак не опорой государства и его защитниками.
Увидев, во что превратилась страна, Иван Грозный спешно сменил курс. Это произошло в 1571-м году. Наиболее грубые, ненавистные черты террора, тиранического режима были устранены. Но формально Опричнина сохранялась до самой смерти государя.
Под конец жизни царь стал сентиментальным, раскаивался в содеянном. Чиновники при правителе составляли целые списки людей, которых убили во время опричного террора. Затем эти бумаги отправляли в монастыри, где церковники должны были поминать жертв кровавого периода.
Последние годы правления Ивана IV ассоциируются с глобальным, масштабным социально-политическим и экономическим кризисом. Разрешить эти проблемы при жизни царю было не дано. Более того, последствия поспешных экспериментов правителя еще почти век аукались и давали о себе знать.
Несмотря на очевидные провалы, оценки итогов правления Ивана Грозного разнятся от одного источника к другому.
В поисках смысла
Нам кажется, что смысл опричнины лучше всего должны были понимать современники Ивана Грозного. Однако изучая письменные источники тех далеких времен исследователи не находят внятных оценок этого знакового явления. Русские летописи хоть и раскрывают нам всю полноту картины злодеяний опричников, но при этом избегают открытого обличения царя. Какой бы ни был государь, в ту эпоху он воспринимался исключительно как помазанник божий.
Начиная с XVIII столетия, отнюдь не ища оправданий деяниям царя, и уж тем более опричникам, историки пытались дать объективные и взвешенные оценки одному из наиболее трагичных эпизодов в истории России. Так Василий Татищев в установлении опричнины усматривал намерение царя пресечь измену бояр. Для Сергея Соловьева опричнина явилась олицетворением перехода от «родовых» отношений к «государственным».
Борьба с изменой
Царь был абсолютно уверен, что со всех сторон его окружали изменники. Однако сегодня невозможно точно установить, чем в большей степени руководствовался Иван IV, раскручивающий маховик террора, – болезненной подозрительностью или реальной угрозой исходившей от его приближенных.
Со слов Скрынникова, первоначальный замысел опричнины заключался в «охранении жизни царя», и только потом она должна была покончить со злоупотреблениями боярства и прочими перекосами в государстве. Однако наделив широчайшими полномочиями опричников, царь фактически благословил их на бесчинства.
Основные события эпохи Ивана Грозного
Царь Иван Грозный (картина Васнецова)
Первый период правления Ивана 4 был весьма прогрессивным и удачным. Царь был образованным человеком немалого ума, и его окружали способные и ответственные приближенные. Вся «грозность» досталась второму периоду царствования.
Реформы
В конце 1540 – 1550-х годах Иваном Грозным был внедрен ряд реформ. Проводились они при содействии группы приближенных, известных как Избранная рада. Реформы периода Избранной рады были прогрессивными и способствовали укреплению государства и централизации власти.
- В 1549 году был созван первый Земский собор – сословно-представительский орган. Земские соборы впоследствии сыграли большую роль в русской истории.
- В этом же году была начата приказная реформа. По ней создавалась система приказов – органов центрального управления с функциями, похожими на министерские. Это помогло упорядочить процесс решения многих государственных вопросов. Характерно, что в руководстве приказами большую роль играли образованные люди незнатного происхождения – дьяки. Такое тоже случилось на Руси впервые.
- В 1550 году была создана постоянная армия – стрелецкое войско. Оно могло защищать границы до сбора дворянского ополчения.
- В том же году был создан новый Судебник, регламентировавший налогообложение и расширивший права дворян.
- Стоглавый собор 1551 года урегулировал вопросы церковного управления и отношений церкви и светской власти.
- В 1555-1556 годах Иван отменил систему кормлений и издал новое Уложение о службе, обязавшее служить в войске не только помещиков, но и вотчинников.
Также проводились реформы местного управления (земская и губная), была определена государственная символика (в частности, введена печать с двуглавым орлом).
Опричнина и ее последствия
Царь старался по возможности ограничить влияние знатного боярства. В правление Ивана Грозного расширялись права дворян, купечества и свободного крестьянства. Государь реально столкнулся с боярской враждебностью, но по ряду причин преувеличил масштабы проблем. Его реакцией стала опричная реформа – самое сомнительное из всех его нововведений.
Опричнина существовала с 1565 по 1572 год. Суть реформы состояла в создании особой царской гвардии из избранных бояр и дворян, для содержания которых отводились особые земли (опричные, то есть отдельные). Опричники должны были быть проводниками царской воли и борцами с изменой в государстве.
Сама по себе идея была неплоха. Но на практике опричники превратились в карательный инструмент, занимавшийся террором по отношению ко всем, кого царь (часто безо всяких оснований) подозревал в измене. Именно период опричнины принес Ивану 4 прозвище «Грозный», и за это время было уничтожено множество людей разных сословий – по оговору, нелепым подозрениям, а то и просто так. При этом реально защищать государство опричники оказались не в состоянии, и царь отменил опричнину после того, как его «гвардия» не явилась на войну с крымским ханом.
Войны
Внешняя политика первого царя также была противоречивой. Он поддерживал тесные отношения со многими государствами (даже высказывал намерение жениться на Елизавете Английской) и вел много войн. Некоторые из них были очень успешными, но другие стали бедой для страны.
- Казанские походы 1547-1552 годов привели к захвату Казани, уничтожению Казанского ханства и присоединению его земель к России.
- Столь же успешно завершились астраханские походы (1554-1556) – Астраханское ханство стало частью Руси.
- Война со Швецией 1554-1557 годов также завершилась успешно – Швеция не смогла помешать развитию русской торговли с Англией.
- Но Ливонская война 1558-1583 годов оказалась безрезультатной, а ее длительность привела к истощению казны и опустошению значительных территорий вдоль границ.
- Неудачи случались и в противостоянии с Крымских ханством, конфликты с которым в правление Ивана 4 были довольно частыми.
Во время царствования Ивана IV были проведены первые завоевания за Уралом. Ермак Тимофеевич с отрядом казаков продвинулся в Сибирь и в 1583 году захватил столицу Сибирского ханства.
«Синодик опальных»
Одной из важнейших функций опричнины было искоренение крамолы и предательства, которые Иван Грозный рассматривал в качестве главной угрозы существованию Русского царства и его собственной власти. Если в первые годы существования опричнины счет казненным по обвинениях в этих преступлениях шел на единицы, то позднее он пошел на сотни и тысячи. Общее число жертв опричников историки восстанавливают по так называемому «Синодику опальных» — списку тех, кто пострадал за время правления Ивана IV. Этот синодик был составлен по личному указанию царя, который на склоне жизни решил принести покаяние за совершенные по его слову преступления. Правда, списки «Синодика опальных» далеко не полны: они включают лишь около 4000 человек, причем не за все годы опричнины. Именно поэтому некоторые исследователи полагают, что реальное число жертв опричников как минимум вдвое больше, а иногда предлагают исчислять их десятками тысяч человек.
«Московский застенок. Конец XVI века (Константино-Еленинские ворота московского застенка на рубеже XVI–XVII веков)». Картина Аполлинария Васнецова, 1912 год
Плюсы и минусы опричнины
Трудно отыскать положительные стороны в тоталитарном режиме.
Главным преимуществом опричнины стало установление государственной власти, а также полное уничтожение оппозиции.
Несмотря на большое количество жертв, Грозному удалось провести реформы в православии и немного укрепить внешнюю политику.
Отрицательных сторон в провидении такого режима было гораздо больше:
- убийство митрополита Филиппа,
- шестинедельный террор опричным войском Новгорода,
- практически заказное убийство брата царя Старицкого. В тот же день была убита вся семья Старицких,
- экономический кризис,
- упадок сельского хозяйства,
- пустая казна.
Личная жизнь
О личной жизни Малюты Скуратова известно немного, по крайней мере, намного меньше, чем о личной жизни его детей. Согласно официальным данным, он был женат только один раз, его супругу звали Марья, и эта женщина принимала активное участие в дворцовой жизни. Между прочим, Скуратов был не просто приближенным царя, но и в некоторой степени его роднёй. Когда скончалась вторая жена самодержца Мария Темрюковна, Малюта поторопился женить его на своей дальней родственнице Марфе Собакиной, причем на свадьбе Скуратов выступал дружкой. Впрочем, Марфа пробыла царицей всего 15 дней, после чего ее отравили.
Известно, что у главного опричника было три дочери, каждую из которых он весьма удачно выдал замуж. Старшим зятем Малюты Скуратова стал двоюродный брат царя Иван Глинский, средняя дочь Мария вышла замуж за небезызвестного Бориса Годунова, а младшая Екатерина стала женой князя Василия Шуйского. Второй и третий зять Малюты Скуратова впоследствии побывали на царском престоле.
По официальным летописям сыновей у опричника не было, и род Скуратовых прервался. Хотя Алексей Толстой в романе «Князь Серебряный. Повесть времен Иоанна Грозного» упоминает, что якобы у Малюты все же был сын Максим Скуратов.
Дворяне
Дворяне — сословие подданных, которые находятся на службе государства и получают за это вознаграждение. Отличительными чертами дворянства являлись:
-
среднее имущественное положение — обычно дворянами становились способные представители среднего класса того времени — профессиональные воины и чиновники, посадские люди (горожане), мелкие и средние землевладельцы, зажиточные крестьяне; очень редко становились дворянами очень богатые подданные или представители беднейших слоев;
-
не знатность — как правило, лица, становившиеся дворянами, не были знатными; они зарабатывали свой авторитет впоследствии;
-
нахождение на службе у государства — в отличие от бояр, которые существовали сами по себе и служили государству лишь когда хотели, дворяне обязательно служили государству, как правило, или в качестве чиновников, или в качестве военных;
-
получение вознаграждения от царя — за свою службу государству дворяне вознаграждались царем, чаще всего землей;
-
преданность царю — в отличие от бояр, дворяне были обязаны царю, были ему преданы и были заинтересованы в царе и укреплении царской власти.
Особенно бурный рост дворянства на Руси и укрепление его позиций наметились с 1480-х гг. и в эпоху Ивана Грозного, поскольку освободившееся от монголо-татар молодое русское государство было заинтересовано в управленческих и военных кадрах. Царь, в свою очередь, также был заинтересован в дворянах и укреплении их положения.
Территория опричнины
Эта организация была создана по образу и подобию монашеского ордена, и во главе её стоял сам царь. Территория опричнины не подчинялась общим нормам и законам, и значительная часть земли Русского государства (около 60%) отошла именно опричникам.
Территория опричнины и земщины на карте
Иван Грозный поделил территорию на опричнину и земщину, то есть боярские владения, и меньшинство (сами опричники, которых, как мы помним, было не более 6000 человек) владели изрядным куском государства. Что интересно, опричники, вступая в организацию, присягали лично царю и при этом обещали не общаться с земскими, то есть с людьми со стороны.
Итоги опричнины и ее значение
Любое историческое событие ну, тем более такое массовое и значимое, как опричнина, несет после себя определенные последствия, которые являются важными для потомков. Итоги опричнины Ивана Грозного можно выразить в следующих основных пунктах:
- Значительное усиление самодержавной власти царя.
- Сокращение влияния бояр на дела государственные.
- Сильный экономический упадок страны, который наступил в результате того раскола, который наметился в обществе из-за опричнины.
- Введение заповедных лет в 1581 году. Заповедные лета, которые запрещали переход крестьян от одного землевладельца к другому, были обусловлены тем, что населения центральной и северной части России массово бежали на юг. Тем самым они спасались от действий власти.
- Разгром крупных боярских угодий. Одни из первых шагов опричнины были направлены на то, чтобы уничтожить и отобрать у бояр их имущество, и передать это имущество государству. Это было успешно реализовано.
Историческая оценка
Краткое повествование об опричнине не позволяет с точностью понять всю суть тех событий. Более того, это тяжело сделать даже при более детальном анализе. Наиболее показательным в этом плане является отношение историков к данному вопросу. Ниже представлены основные идеи, которые характеризуют опричнину, и которые указывают, что единого подхода к оценке данного политического события нет. Основные концепции сводятся к следующему:
- Имперская Россия. Императорские историки преподносили опричнину как явление, которое пагубно сказалось на экономическом, политическом и социальном развитии России. С другой стороны многие историки императорской России говорили о том, что именно в опричнине стоит искать истоки самодержавия и действующей имперской власти.
- Эпоха СССР. Советские ученые всегда с особым энтузиазмом описывали кровавые события царского и имперского режима. В результате практически во всех советских произведениях опричнина преподносилась, как необходимый элемент, который сформировал движение народных масс против угнетения боярами.
- Современное мнение. Современные историки говорят об опричнине, как о пагубном элементе, в результате которого погибли тысячи невинных людей. Это один из поводов, которые позволяют обвинить Ивана Грозного в кровавости.
Проблема здесь заключается в том, что изучение опричнины является крайне тяжелым, поскольку практически не осталось реальных исторических документов той эпохи. В результате мы имеем дело не с изучением данных, ни с изучением исторических фактов, а очень часто мы имеем дело с мнениями отдельных историков, которые ничем не обоснованы. Именно поэтому опричнину нельзя оценивать однозначно.
Все, о чем мы можем говорить, это то, что на момент проведения опричнины внутри страны не было никаких четких критериев, по которым происходило определение «опричника» и «земщика». В этой связи ситуация очень похожа на ту, которая была на начальном этапе становления советской власти, когда происходило раскулачивание. Точно так же никто не имел даже отдаленного представления о том, что собой представляет кулак, и кого к кулакам стоит причислять. Поэтому и в результате раскулачивание в результате опричнины пострадало огромное количество людей, которые ни в чем не были повинны. Это и есть главная историческая оценка данного события. Все остальное уходит на второй план, поскольку в любом государстве главной ценностью является человеческая жизнь. Укрепление власти самодержавца за счет уничтожения простых людей является весьма постыдным шагом. Именно поэтому в последние годы жизни Иван Грозный запрещал любые упоминания об опричнине и велел казнить практически людей, которые в этих событиях принимали активное участие.
Остальные же элементы, которые преподносит современная история как последствия опричнины и ее итоги, весьма сомнительны. Ведь главный итог, о котором говорят все исторические учебники, заключается в усиление самодержавной власти. Но о каком усилении власти мы можем говорить, если после смерти царя Ивана наступило смутное время? Все это вылилось не просто в какие-то беспорядки или другие политические события. Все это вылилось в смену правящей династии.