Пальмовая ветвь каннского фестиваля

1970–1980-е

Началась следующая декада, а в жюри до сих пор сидели люди, которые вовсе не обязательно были связаны с кино. Например, в 1970-х Жиль Жакоб узнал, что художник, входящий в состав жюри, последний раз был в кино в 1937 году. Так что в 1972 году формирование конкурсной программы стало исключительным правом руководства Каннского фестиваля. Более того, в том же году кинофестиваль был признан культурным мероприятием общественного значения – изначально, согласно французскому законодательству, он считался ассоциацией.

В 1978-м по инициативе Жиля Жакоба учреждают номинацию «Золотая камера» для дебютных полнометражных картин – она существует до сих пор. Жакобу принадлежит и идея создать внеконкурсную программу «Особый взгляд», которая тоже сохранилась до наших дней.

В 1982 году у Каннского фестиваля появляется новая площадка проведения – Дворец фестивалей и конгрессов на все той же набережной Круазетт. 

«Аннетт» — Леос Каракс

Леос Каракс, чей мюзикл «Аннетт» с Адамом Драйвером и Марион Котийяр в главных ролях откроет фестиваль, целый год ждал премьеры на самом престижном в мире киносмотре. Действие картины происходит в современном Лос-Анджелесе и рассказывает историю идеальной на первый взгляд пары — Генри (Драйвер), комика с острым чувством юмора, и Анны (Котийяр), всемирно известной певицы. Но с рождением первого ребенка, Аннетт, их жизни навсегда меняются. «Аннетт» — первая работа французского режиссера после культового хита 2012 года «Корпорация «Святые моторы»», премьера которого также состоялась в Каннах. «Каждый фильм Леоса Каракса — целое событие. «Аннетт» — настоящий подарок всем ценителям кино, музыки и искусства, о котором мы мечтали на протяжении последнего года», — отметил президент Каннского кинофестиваля Пьер Лескюр.

По версии пользователей IMDb

В преддверии 66-го Каннского кинофестиваля крупнейший киносайт IMDb представил десятку самых популярных фильмов из всех когда-либо входивших в конкурсную программу киносмотра на Лазурном берегу.

Лучшие фильмы за всю историю Каннского кинофестиваля

Из всех фильмов, когда-либо претендовавших на «Золотую пальмовую ветвь», самый высокий рейтинг на IMDb набрали следующие:10. Секреты Лос-Анджелеса (реж. Кёртис Хэнсон
9. Драйв (реж. Николас Виндинг Рёфн
8. Апокалипсис сегодня (реж. Френсис Форд Коппола7. Лабиринт Фавна (реж. Гильермо дель Торо
6. Таксист (реж. Мартин Скорсезе5. Шрэк (реж. Эндрю Адамсон и Вики Дженсон4. Старикам тут не место (реж. Итэн Коэн и Джоэл Коэн
3. Город грехов (реж. Роберт Родригес
2. Бесславные ублюдки (реж. Квентин Тарантино
1. Криминальное чтиво (реж. Квентин Тарантино
Кит Симантон, шеф-редактор IMDb, прокомментировал этот список так:«Криминальное чтиво» Квентина Тарантино имеет самый высокий рейтинг на IMDb среди всех картин, которые номинировались на Гран-при в Каннах. Его «Бесславные ублюдки» заняли вторую позицию. Из двух этих фильмов «Золотая пальмовая ветвь» досталась только «Криминальному чтиву». Также лауреатами были «Таксист» (6-е место) и «Апокалипсис сегодня» (8-е место), причём последний разделил награду с «Жестяным барабаном» Фолькера Шлёндорфа».
Ещё один любопытный список, представленный IMDb, — рейтинг самых кассовых фильмов-обладателей «Золотой пальмовой ветви» (по результатам в домашнем прокате). Он выглядит так:10. Дикие сердцем ($14,6 млн.)9. Миссия ($17,2 млн.)8. Секс, ложь и видео ($24 млн.)7. Таксист ($28,3 млн.)6. Пианист ($32,6 млн.)5. Весь этот джаз ($37,8 млн.)4. Пианино ($40,2 млн.)3. Апокалипсис сегодня ($83,5 млн.)2. Криминальное чтиво ($107,9 млн.)1. Фаренгейт 9/11 ($119,2 млн.)В конкурсную программу этого года входят картины таких режиссёров, как Стивен Содерберг, Роман Полански, Александр Пэйн, Франсуа Озон. Николас Виндинг Рёфн, режиссёр фильма «Драйв», вошедшего в десятку самых популярных номинантов на «Золотую пальмовую ветвь», в этом году представит в Каннах триллер «Только бог простит», где вновь снялся Райан Гослинг. Трейлер фильма «Только бог простит»
На «Золотую пальмовую ветвь» претендует и новинка от Итэна и Джоэла Коэнов — музыкальная драма «Внутри Льюина Дэвиса». Трейлер фильма «Внутри Льюина Дэвиса»
Жюри основного конкурса в этом году возглавляет Стивен Спилберг. Вместе с ним оценивать фильмы конкурсной программы будут Николь Кидман, Кристоф Вальц, Энг Ли и другие деятели кинематографа. 66-й Каннский кинофестиваль пройдёт с 15 по 26 мая.

Город грехов,
Секреты Лос-Анджелеса,
Апокалипсис сегодня,
Бесславные ублюдки,
Шрек,
Пианист,
Криминальное чтиво,
Лабиринт Фавна,
Старикам тут не место,
Драйв,
Таксист,
Фаренгейт 9/11

Гильермо дель Торо,
Френсис Форд Коппола,
Кёртис Хэнсон,
Райан Гослинг,
Мартин Скорсезе,
Роберт Родригес,
Николас Виндинг Рёфн,
Квентин Тарантино,
Итан Коэн,
Джоэл Коэн,
Эндрю Адамсон

Новинка

1930–1940-е

1938 год. Мир постепенно захватывает нацистская власть – Венецианский кинофестиваль не становится исключением. Победу одерживают пропагандистские фильмы, в том числе работа сына Муссолини. Тогда во Франции по инициативе Жана Зея – министра по делам образования и искусства – возникает идея создать альтернативу попавшему под нацистское влияние мероприятию. 

За дело берется Луи Люмьер – один из братьев, создавших в 1895 году синематограф и организовавших первый коммерческий киносеанс. Он должен был стать председателем нового кинофестиваля. Дебютировать планировали в 1939 году, но показать успели только снятую по роману Виктора Гюго ленту «Горбун из Нотр-Дама» Уильяма Дитерле. Началась Вторая мировая война. 

Первое торжественное открытие состоялось только в сентябре 1946-го в Каннах. Оно началось с показа советского документального фильма «Берлин» режиссера Юлия Райзмана. Правила проведения фестиваля были совсем не те, к которым мы привыкли сейчас. Так что приз разделили между собой сразу 11 конкурсантов. Во второй раз их было уже шестеро – и начали формироваться номинации, которые год за годом расширялись и менялись. Сначала мероприятие проходило в каннском казино. Только в 1949-м для его проведения открыли Дворец фестивалей – он же Дворец Круазетт. 

1990–2000-е

Церемония 1990-го запомнилась блистательным успехом российского кино. Лучшим режиссером стал Павел Лунгин, драма Глеба Панфилова «Мать» взяла приз за выдающиеся художественные достижения, а «Золотую камеру» за лучший дебютный полнометражный фильм получила лента Виталия Каневского «Замри – умри – воскресни!».

В 1993-м появляется параллельная программа ACID – ее учреждает Ассоциация независимых кинематографистов. В ней участвуют в основном те фильмы, у которых еще нет прокатчиков. Отдельного приза тут нет.

В 1994 году победителем становится «Криминальное чтиво» Квентина Тарантино, а ведь многие надеялись, что «Золотую пальмовую ветвь» заберет лента «Утомленные солнцем» Никиты Михалкова. В 2002-м мероприятие получило привычное нам название – «Каннский фестиваль» (вместо «Международный Каннский кинофестиваль»). Через год заработала «Международная деревня»: страны-конкурсанты открывают свои павильоны, где продвигают родной кинематограф. Правда, павильон России появился только в 2008-м. В 2004 году впервые проходит программа «Каннская классика», посвященная ретроспективам картин разных стран, отреставрированным лентам и документальным фильмам о кино. 

Режиссер Никита Михалков и актриса Джулия Ормонд на Каннском фестивале 1999 года

Getty Images

Изначально фестивалем руководили два человека: президент и генеральный менеджер (это сразу и генеральный директор, и исполнительный директор, и ответственный за работу с актерами и режиссерами). Первого выбирал совет из представителей Министерства культуры, Министерства иностранных дел, сената, Союза кинематографистов, Авторского общества и Театрального профсоюза. Президент же назначал генерального менеджера. 

В 2001-м уже знакомый нам Жиль Жакоб (чем чаще это имя появляется в нашем тексте, тем более понятным и ощутимым становится вклад этого человека в индустрию) становится президентом и меняет правила игры. Он делит должность генерального менеджера на генерального и артистического директоров. Первый отвечает за организацию, второй – за отбор конкурсантов, формирование жюри и приезд знаменитостей. Правда, в 2007 году все опять смешалось, потому что генеральный директор Вероника Кайла сложила полномочия и ее обязанности перешли артистическому директору Тьерри Фремо. Сейчас он остается генеральным директором и художественным руководителем кинофестиваля. 

Социальное кино

Мужчину, попавшего в тюрьму за долги, выпускают на неделю, чтобы он добыл нужную сумму. На автобусной остановке он обнаруживает сумку с золотом, но вместо того чтобы продать его и закрыть долг, находит хозяйку потерянного сокровища. Теперь парень — герой, о нем снимают телепрограммы, его славят в соцсетях. Но нет ли тут подвоха?

«Герой», режиссер — Асгар Фархади (Иран)

Российский режиссер Кира Коваленко получила Гран-при программы «Особый взгляд» за фильм «Разжимая кулаки», рассказывающий историю осетинской девушки Ады (Милана Агузарова).

Это вторая режиссерская работа ­31-летней Коваленко (ее предыдущий фильм «Софичка» получил несколько наград, включая «За лучшую режиссуру» в Дублине).

Ада живет с отцом в небольшом городке в Северной Осетии. Тот в духе строгих местных обычаев воспитывает ее и двух братьев. Когда старший брат уезжает в другой город, девушка задумывает план побега.

Важно

Топ-10 фильмов независимой Украины

Коваленко сама родом с Северного Кавказа и подняла эту тему, потому что до сих пор в регионе бывают случаи насильственного возвращения дочерей домой. Продюсером фильма выступил экс-киевлянин Александр Роднянский, разглядевший потенциал в новом режиссере. Напомним, Роднянский спродюсировал несколько фильмов Андрея Звягинцева.

Приза за лучшую мужскую роль удостоился американский актер Калеб Лэндри Джонс, убедительно точно сыгравший дебила-маньяка Мартина Брайанта в австралийском триллере Джастина Курзеля «Нитрам».

Мартин (признан умственно отсталым) расстрелял в австралийском Порт-Артуре более 30 человек в 1996 году — так на него подействовала лента про злую кук­лу Чаки.

«Нитрам», режиссер — Джастин Курзель (Австралия)

«Петровы в гриппе» — Кирилл Серебренников

Российский режиссер не смог присутствовать на каннской премьере своего последнего художественного фильма «Лето», находясь под домашним арестом по резонансному делу его продюсерской компании «Седьмая студия». К счастью, за время суда Кирилл Серебренников написал еще один сценарий и после освобождения приступил к съемкам картины «Петровы в гриппе». Фильм представляет собой адаптацию известного романа Алексея Сальникова, это лихорадочное и сюрреалистичное повествование о жизни одной (не)стандартной семьи, рассказанное в рваной форме с флэшбеками и абсурдными поворотами сюжета. Лента «Петровы в гриппе» обещает странный и шокирующий взгляд на постсоветскую Россию, а также затрагивает актуальную в пандемические времена проблему уединения.

2010-е и наше время

Чем ближе к нашим дням, тем меньше масштабных изменений происходит в структуре Каннского фестиваля – он наконец обрел постоянство и стал таким, каким его уже знаем мы. Ежегодно в мае во французском курортном городе Канны во Дворце фестивалей и конгрессов на набережной Круазетт «Золотой пальмовой ветвью» награждаются выдающиеся произведения кинематографа.

2014 год отличился победой сценария Андрея Звягинцева к фильму «Левиафан». В 2017-м прошла юбилейная – 70-я – церемония, в честь которой края листьев «Золотой пальмовой ветви» были инкрустированы бриллиантовой «росой». 

После ухода Жиля Жакоба с поста президента Каннского фестиваля (то есть с 2014 года) должность перешла Пьеру Лескюру. Руководство занимается формированием состава жюри. В 2021-м председателем жюри стал американский режиссер Спайк Ли.

Каннский фестиваль 1977 года, состав жюри слева направо: Жиль Жакоб, Карлос Фуэнтес, Роберто Росселлини, Бенуа Грульт, Марта Келлер, Жак Деми, Полин Кейл, Юрий Озеров, Нсуган Агблеманьон

Getty Images

Структура выглядит так: есть основная конкурсная программа и внеконкурсные программы. В первом варианте можно получить «Золотую пальмовую ветвь», Гран-при, приз жюри, приз за лучшую женскую роль, за лучшую мужскую роль, за лучшую режиссуру, за лучший сценарий и специальный приз жюри. 

Ко внеконкурсным секциям относятся «Особый взгляд» за оригинальность (победитель получает поддержку во французском прокате) и «Синефондасьон» – тут поддерживают начинающих режиссеров (в основном в коротком метре). Кроме того, отдельную «Золотую пальмовую ветвь» получает лучший короткометражный фильм, а «Золотую камеру» – лучший полнометражный дебют. Также сохранилась программа «Каннская классика». «Неделя критики», «Двухнедельник режиссеров» и ACID – параллельные программы. «Двухнедельник», кстати, часто проходит в бывшем Дворце Круазетт, который сейчас входит в комплекс отелей Marriott.