Пираха

Режим реки и времена года

Правые притоки реки находятся в Южном полушарии, а левые — в Северном, поэтому в бассейны их вода попадает в разные времена года. То есть они имеют паводки в разные периоды времени. На притоках справа паводок начинается с октября и длится по самый март, в левых притоках паводок проходит как раз наоборот: с апреля месяца по октябрь, то есть в летние месяцы Северного полушария. Именно эта характерная особенность и вызывает удивительную полноводность реки Амазонки. За секунду река Амазонка отдаёт в мировой океан больше 55 миллионов литров воды, которую создают притоки, тающие снега с Анд и тропические дожди.

Самое большое повышение её уровня начинается весной и заканчивается в конце июля, то есть наводнение продолжается в этом месте более чем 120 суток. Три месяца леса в долине возле реки затоплены, потом постепенно вода сходит. В сентябре и в августе уровень воды довольно низкий.

Боязнь сна у народа пирахан

Интересный обычай, ставший привычной нормой, связан у пирахан со сном. Согласно их поверьям, человек может заблудиться во сне, если проспит слишком долго. Если такое произойдёт, то, как считают индейцы, проснувшись, можно не узнать самого себя. Это будет совсем иной человек с другим характером и привычками.

Чтобы не потерять своей личности, пирахан нашли выход: они почти не спят. Чаще всего отдых для них заключается в получасе дремоты, что повторяется несколько раз в день. Со свойственной им чуткостью пирахан подметили, что с течением времени человек неизменно меняется, а потому представители племени часто меняют имена.

Как правило, у одного пирахан за жизнь может смениться 5-8 имён. Каждое из них указывает на определённый этап, что оказался позади. А вот после смерти души пирахан, если верить их преданиям, отправляются в джунгли.

Именно поэтому в леса охотники отправляются только по надобности – предок не обрадуется, если его будут часто беспокоить. Сами же пирахан относятся к джунглям со священным почитанием, ведь именно там поселятся и их души, когда окончится земной путь.

Лексикон

Пираха использует несколько заимствованных слов, в основном из португальского . Pirahã kóópo («чашка») происходит от португальского слова copo , а bikagogia («бизнес») происходит от португальского mercadoria («товары»).

Условия родства

Эверетт (2005) говорит, что культура пираха имеет самую простую из известных систем родства среди всех человеческих культур. Одно слово baíxi (произносится ) используется как для матери, так и для отца (как и в английском «родитель», хотя у Pirahã нет гендерной альтернативы), и они, похоже, не отслеживают отношения более далекие, чем биологические братья и сестры .

Цифры и грамматическое число

Согласно Эверетту в 1986 году, в пирахе есть слова, обозначающие «один» ( hói ) и «два» ( hoí ), которые различаются только тоном. Однако в своем анализе 2005 года Эверетт сказал, что в пирахане вообще нет слов для обозначения цифр, и что hói и hoí на самом деле означают «малое количество» и «большее количество». Франк и др. (2008) описывает два эксперимента с четырьмя говорящими на пирахе, которые были разработаны для проверки этих двух гипотез. В одном случае десять катушек с нитками были помещены на стол по одной, и пираха спросили, сколько их там. Все четыре говорящих ответили в соответствии с гипотезой о том, что в этом эксперименте в языке есть слова, обозначающие «один» и «два», равномерно используя hói для одной катушки, hoí для двух катушек и смесь второго слова и «многие» для обозначения. более двух катушек.

Второй эксперимент, однако, начался с десяти катушек ниток на столе, и катушки вычитались по одной. В этом эксперименте один говорящий использовал hói (слово, которое ранее предполагалось означать «один»), когда оставалось шесть катушек, и все четыре говорящих использовали это слово последовательно, когда оставалось целых три катушки. Хотя Фрэнк и его коллеги не пытаются объяснить различия в поведении своих испытуемых в этих двух экспериментах, они приходят к выводу, что два исследуемых слова «с большей вероятностью будут относительными или сравнительными терминами, такими как« мало »или« меньше », чем абсолютными. такие термины, как «один» «.

Грамматического различия между единственным и множественным числом нет , даже в местоимениях.

Документальный фильм 2012 года, показанный на Смитсоновском канале, сообщил, что для сообщества пираха была открыта школа, где они изучают португальский язык и математику. Как следствие, наблюдения с использованием таких понятий, как понятие количества (которое имеет особую трактовку на языке пираха), стали невозможными из-за влияния новых знаний на результаты.

Цвет термины

Существует также утверждение, что в пирахе отсутствует какая-либо уникальная цветовая терминология , поскольку это одна из немногих культур (в основном в бассейне Амазонки и Новой Гвинеи), в которых есть только определенные слова для обозначения света и тьмы . Хотя глоссарий пираха в книге Дэниела Эверетта Ph.D. диссертация включает список цветных слов (стр. 354), Эверетт (2006) теперь говорит, что пункты, перечисленные в этом глоссарии, на самом деле не слова, а описательные фразы (например, «(как) кровь» вместо «красный»).

Яркие особенности

  • Одним из аллофонов фонемы /b/ (перед /o/) является редкий дрожащий звук ;
  • Язык пирахан различает местоимения 3 лица единственного числа не только для людей/одушевлённых объектов/неодушевлённых объектов, но также для водоплавающих и неводоплавающих одушевлённых объектов. Шелдон (1998) приводит:
Пирахан Русский
hi 3SG (мужчина)
ʔi 3SG (женщина)
ík 3SG (одушевлённый неводоплавающий)
si 3SG (одушевлённый водоплавающий)
a 3SG (неодушевлённый)
  • Язык пирахан имеет очень небольшой инвентарь фонем, по этому показателю он сравним с языком ротокас:
    • три гласных фонемы (впрочем, этот способ подсчёта не учитывает наличие в языке двух смыслоразличительных тонов);
    • минимальная оценка количества согласных фонем — 6 у женщин (полное совпадение /h/ и /s/) и 7 у мужчин, если принимать за правду утверждение, что  — аллофон последовательности фонем /hi/ и /hu/ (Эверетт 1979);
    • в языке отсутствуют чисто носовые фонемы. является аллофоном фонемы /b/ в начале слова,  — аллофон фонемы /g/ в начале слова. Нарушает ли это лингвистическую универсалию о наличии носовых фонем в языке, зависит от анализа состава фонем языка и конкретно от классификации фонем /b~m/ и /g~n/ как взрывных или носовых.
  • Эверетт выдвигает гипотезу, что в языке отсутствуют обозначения для цветов, отвергая приведённые Шелдоном примеры как не являющимися простыми формами:
Пирахан Глоссы Цвет (по Шелдону) Значение (по Эверетту)
biopaíai bii-opaí ai чёрный (тёмный) «кровь (есть) грязная»
кровь-грязный быть
kobiai k-obi ai белый (светлый) «это видно»
OBJ-видеть быть
biísai bii-́sai красный/жёлтый «как кровь»
кровь-NMNZ
ahoasaagá ahoas aag-á зелёный/синий «пока являющийся незрелым»
незрелый временно-быть

Жизнь без стыда и бога

У пирахан нет понятия стыда, а любовные связи разрешены даже с представителями других племён и народностей. По мнению исследователей, именно такой «бесстыдный» обычай помог пирахан не только сохранить себя, но и увеличить численность своего народа.

Никаких признаков вырождения у пирахан сегодня не наблюдается, хотя сами они почти не изменились со времён 300-летней давности, когда португальцы-золотоискатели впервые обнаружили племя в дебрях Амазонки.

Дэниел Эверетт прожил с племенем пирахан более 30 лет

В качестве завершения нашего знакомства с пирахан, хочу привести случай, произошедший с миссионером Дэниелом Эвереттом. Преследуя цель познакомить племя с основами христианства, он вдруг сам понял истину в… их мировоззрении. Среди пирахан он прожил более 30 лет и верил, что взгляды этих людей во многом более правильные, чем философия европейцев. Что ж, возможно, именно пирахан научат нас снова жить в гармонии с природой и самим собой.

Фонология

Язык пираха — один из фонологически простейшие известные языки, сопоставимые с Ротокас (Новая Гвинея) и Lakes Plain язык Обокуитай. Утверждают, что у Пираха всего десять фонемы, на один меньше, чем Rotokas, но это требует анализа как лежащий в основе /Здравствуй/. Хотя такой феномен является странным в кросс-лингвистическом отношении, Йен Мэддисон при исследовании данных Pirahã обнаружил, что / k / действительно демонстрирует необычное распространение в языке.[нужна цитата]

Утверждение «десять фонем» также не учитывает тона Пираха, по крайней мере два из которых являются фонематическими (отмечены острый акцент и либо немаркированы, либо отмечены серьезный акцент в Эверетт), доведя количество фонем до двенадцати. Шелдон (1988) заявляет о трех тонах: высоком (), среднем (²) и низком (³).

Инвентарь фонем

Когда у языков есть такие маленькие и аллофонический вариации так же велики, как в Пирахане и Ротокас, разные лингвисты могут иметь очень разные представления о природе своих фонологических систем.

Сегментарные фонемы:

Билабиальный Альвеолярный Velar Glottal
Останавливаться безмолвный п т (k) ʔ
озвучен б ~ м ɡ ~ п
Fricative с ~ ч час

/ ʔ / пишется ⟨x⟩.

Эверетт утверждает, что является аллофон последовательности /Здравствуй/.

Женщины иногда заменяют /час/ за / с /.(pp178–179.)

Согласные пираха с примерами слов
Фонема Телефон Слово
/п/ пibaóí «выдра»
/ т / таахоази «песок»
перед /я/ тii «остаток»
/ k / kАаксай «ара»
/ ʔ / кааИксай «ара»
/ b / xísooбái «вниз (существительное)»
первоначально бoopai «горло, шея»
/ ɡ / xopóoграммя «Инга (фрукты)»
первоначально граммáatahaí «can (имя существительное)»
(см. ниже) тожеграммixi «мотыга»
/ с / sАхаксай «не следует»
перед /я/ xísiisя fat (имя существительное)
/час/ xáapaчасай «птичья стрела»

Количество фонем — тринадцать, соответствие Гавайский, если считается фонемой, а тонов всего два; если не является фонематическим, имеется двенадцать фонем, на одну больше, чем число в ротокасе. (английскийдля сравнения от тридцати до сорока пяти, в зависимости от диалект.) Однако многие из этих звуков демонстрируют большую аллофонический вариация. Например, гласные назальный после голосовых согласных /час/ и / ʔ / (написано час и Икс). Также,

  • / b / : носовой после паузы трель перед / о /.
  • / ɡ / : носовой (ан верхушечный альвеолярный носовой) после паузы; представляет собой двойной латеральный альвеолярно-лингволабиальный двойной лоскут, о котором сообщалось только для этого языка, когда язык ударяется о верхний гребень десны, а затем касается нижней губы. Однако он используется только в определенных специальных типах речевых представлений и поэтому не может считаться нормальным звуком речи.
  • / с / : в женской речи, / с / происходит как перед , и «иногда» в другом месте.
  • / k / : в мужской речи слово-инициал и взаимозаменяемы. Для многих, и можно обменяться некоторыми словами. Последовательности и говорят, что находятся в свободное изменение с и , по крайней мере, в некоторых словах.

Эверетт утверждает, что из-за его вариации / k / не стабильная фонема. Анализируя это как /Здравствуй/, он теоретически способен уменьшить количество согласных до семи.

Пираха иногда называют одним из немногих языков без носовые, при этом озвученные стопы анализируются как лежащие в основе / b / и / ɡ /:[нужна цитата]

Безназальный анализ
Билабиальный Альвеолярный Velar Glottal
Останавливаться безмолвный п т (k) ʔ
озвучен б ɡ
Fricative s час

Однако возможен альтернативный анализ. Анализируя озвученные стопы как лежащие в основе / м / и / п /, а в качестве /Здравствуй/, он также может считаться одним из очень немногих языков без велары:[нужна цитата]

Новеллярный анализ
Билабиальный Альвеолярный Glottal
Останавливаться Устный п т ʔ
Носовой м п
Fricative s час

В 2004 году Эверетт обнаружил, что в языке используется глухая двусторонняя зубная остановка, .[нужна цитата] Он предполагает, что пираха раньше не использовали эту фонему в его присутствии, потому что их высмеивали всякий раз, когда не-пираха слышали звук. Возникновение в Pirahã тем более примечателен, если учесть, что единственными известными языками, использующими его, являются неродственные Чапакурские языки, Оро Вин, и Вари, говорят примерно в 500 километрах (310 миль) к западу от области Пираха. Оро Вин — почти вымерший язык (сохранившийся только в качестве второго языка примерно дюжины членов Вари tribe), которое было обнаружено Эвереттом в 1994 году.

Древний народ пирахан

Начиная наше знакомство с пираха, мне хотелось бы отметить, что история этого народа во многом так и остаётся для нас загадкой. Если многие племена Южной Америки были открыты европейцами гораздо раньше, то встречи с пираха состоялись не ранее XVIII века.

Выходит, этот народ достаточно молод? А вот и нет. Прибыв на земли пираха, португальцы заметили уже сложившиеся племена с самобытной культурой. Позднее, когда археологи начали вести исследования, чтобы установить возраст пираха, оказалось, что этот народ – один из самых древних на континенте.

Предками пираха стали индейцы мура, что заняли свои территории за 8 000 лет до нашей эры. Разделившись на отдельные группы, мура стали развиваться в различных направлениях. Волею судеб пираха стали той самой частью индейского народа, что жила под укрытием густых лесов, а потому в относительной изоляции.

Быт народа пираха

Когда португальцы оказываются на землях индейцев, пираха сначала радушно принимают их, однако вскоре сменяют милость на гнев. На мой взгляд, причина этого была вполне банальной. Как и во многих других регионах Америки, европейские завоеватели хотели стать хозяевами новой земли, претендуя на все богатства и не довольствуясь малым.

Известно, что в 1714 году между португальцами и пираха даже произошло несколько вооружённых стычек. Конечно, противостоять малочисленное племя чужестранцам не могло, однако это не значило, что отныне пираха покорятся и примут навязываемые им религию и культуру.

Пираха / Daniel Shroyer

Племя Сентинельцы

У берегов Индии на одном из Андаманских островов — Северном Сентинельском острове — живет такое племя. Их так и прозвали ― сентинельцы. Они яростно сопротивляются всем возможным контактам извне.

Первые свидетельства о племени, населяющем Северный Сентинельский остров Андаманского архипелага, относятся к XVIII веку: мореплаватели, оказавшись неподалеку, оставили записи о странных «первобытных» людях, которые не позволяют сойти на свою землю. С развитием мореходства и авиации возможности наблюдения за островитянами увеличились, но вся информация, известная к настоящему времени, собрана дистанционно.

Однако интерес к этой изолированной культуре не уменьшается: исследователи постоянно ищут возможности контакта и изучения сентинельцев. В разное время им подбрасывались кокосы, посуда, свиньи и многое другое, что могло бы улучшить их условия обитания на небольшом острове. Известно, что кокосы им понравились, однако представители племени не догадались, что их можно посадить, а просто съели все плоды. Свиней островитяне предали земле, сделав это с почестями и не притронувшись к их мясу.

Интересным оказался эксперимент с кухонной утварью. Металлическую посуду сентинельцы приняли благосклонно, а пластиковую разделили по цветам: зеленые ведерки ими были выброшены, а красные им подошли. Объяснений этому нет, как нет ответов и на множество других вопросов. Их язык входит в число самых уникальных и совершенно не понятных никому на планете. Они ведут образ жизни охотников-собирателей, добывая себе пропитание охотой, рыбной ловлей и сбором дикорастущих растений, при этом за тысячелетия своего существования они так и не освоили сельскохозяйственную деятельность.

Считается, что они даже не умеют разводить огонь: пользуясь случайными возгораниями, они затем бережно хранят тлеющие поленья и угли. Остается неизвестной даже точная численность племени: цифры варьируются от 40 до 500 человек; такой разброс также объясняется наблюдениями лишь со стороны и предположениями о том, что часть островитян в этот момент может прятаться в чаще.

Несмотря на то, что сентинельцам нет дела до остального мира, на Большой земле у них есть защитники. Организации, выступающие за права племенных народов, называют жителей Северного Сентинельского острова «самым уязвимым обществом на планете» и напоминает, что у них нет иммунитета ни к одной распространенной в мире инфекции. По этой причине их политика прогонять чужаков может рассматриваться как самозащита от верной смерти.

Значение реки для местных

Индейцы называют реку “Парана-Тинг”, что переводится как королева рек. И неспроста, ведь именно река дает им возможность жить и питаться ее обитателями, растениями и животными, приходящими сюда на водопой.

Но опасность проживания в данной местности намного выше, чем ее польза. Ведь из рассказа о флоре и фауне данного региона Вы уже знаете, что в Амазонке водятся пираньи, анаконды, арапаймы и другие хищные рыбы и животные. А постоянные наводнения и проливные дожди несут в себе еще куда большую опасность для местных жителей. Поэтому завидовать местным жителям, что они живут в райском тропическом лесу нам с Вами не стоит.

А зачем считать?

Культура пирахан поражает уже с первых мгновений знакомства с ней. Что мы узнаём в самом начале? Конечно, язык. То наречие, на котором разговаривают индейцы, относится к муранской семье (в этой группе почти все языки вымерли).

В нём только десять звуков, что придаёт весьма колоритное звучание словам пирахан. Но я приведу ещё более удивительный факт об этих людях: они совершенно не умеют считать. Да, даже взрослый охотник не сможет сказать, сколько дичи он принёс в свою хижину.

Пирахан знают лишь два понятия – «несколько» и «много». Здесь я невольно задалась вопросом: неужели никто из путешественников, побывавших в лесах Амазонки, не пытался объяснить пирахан, что такое счёт? Оказывается, попыток этих было предпринято немало, вот только успехом они не увенчались.

Пирахан по-своему являются рационалистами и руководствуются логикой: зачем учиться считать, если им в жизни это не нужно? А ведь действительно навыки счёта кажутся совершенно бесполезными в условиях их жизни.

Культура

Насколько пираха связаны с исследователями, их культура связана исключительно с вопросами, которые относятся к непосредственному личному опыту, и, таким образом, нет истории за пределами живой памяти. Пираха имеют простую систему родства , которая включает байси (родитель, дедушка, бабушка или старший), хахайги (брат, сестра, мужчина или женщина), хоаги или хосай (сын), кай (дочь) и пиихи (пасынок, любимый ребенок, ребенок с хотя бы один умерший родитель и более).

Дэниел Эверетт утверждает, что одна из самых сильных ценностей пираха — отсутствие принуждения; вы просто не говорите другим, что делать. Похоже, что социальной иерархии нет ; у пираха нет официальных лидеров. Их социальная система похожа на систему многих других групп охотников-собирателей в мире, хотя и редка в Амазонии из-за истории садоводства до контактов с Западом (см. ).

Хотя пираха используют каноэ каждый день для рыбалки и для перехода через реку, на которой они живут, когда их каноэ изнашиваются, они просто используют каноэ в качестве временных каноэ. Эверетт пригласил мастера-строителя, который обучал пираха и руководил им в изготовлении каноэ, чтобы они могли делать свои собственные. Но когда им понадобилось другое каноэ, они сказали, что «пираха не делают каноэ», и посоветовали Эверетту купить им каноэ. Пираха полагаются на работу на каноэ соседних общин и используют эти каноэ для себя.

Пираха строят простые хижины, где держат несколько кастрюль, сковородок, ножей и мачете. Изготавливают только орудия соскабливания (для изготовления наконечников стрел), неплотно сплетенные сумки из пальмовых листьев, луки и стрелы. Они спят от 15 минут до максимум двух часов днем ​​и ночью и редко спят всю ночь .

Они не хранят еду в любом количестве, но обычно едят ее, когда получают. Пираха проигнорировал уроки консервирования мяса путем соления или копчения. Они выращивают маниоковые растения, которые растут из выплевываемых семян и производят маниоковую муку всего на несколько дней. Они обменивают бразильские орехи и секс на расходные материалы или инструменты, например, мачете, порох, сухое молоко, сахар, виски. Целомудрие не является культурной ценностью. Они обменивают бразильские орехи, древесину и сорву (каучуковый сок, используемый в жевательной резинке) на язычки для банок с газировкой, которые используются для ожерелий. Мужчины носят футболки и шорты, которые они получают от торговцев; женщины шьют себе простые платья из хлопка.

Их украшением в основном являются ожерелья, которые используются в первую очередь для отпугивания духов . Им чуждо понятие рисования, и когда их просят нарисовать человека, животное, дерево или реку, в результате получаются простые линии. Однако, увидев новинку, такую ​​как самолет, ребенок может сделать ее модель, от которой вскоре могут отказаться.

По словам Эверетта, пираха не имеют представления о верховном духе или боге, и они потеряли интерес к Иисусу, когда обнаружили, что Эверетт никогда его не видел. Они требуют доказательств, основанных на личном опыте, для каждого сделанного заявления. Тем не менее, они верят в духов, которые иногда могут принимать форму вещей в окружающей среде. Эти духи могут быть ягуарами, деревьями или другими видимыми материальными объектами, включая людей. Эверетт сообщил об одном инциденте, когда пираха сказал, что « Шигагаи , одно из существ, живущих над облаками, стоял на пляже и кричал на нас, говоря, что он убьет нас, если мы пойдем в джунгли». Эверетт и его дочь ничего не видели, но пираха настаивали на том, чтобы Шигагаи все еще был на пляже.

Принятие западной культуры

В документальном фильме 2012 года под названием «Грамматика счастья», который транслировался на Смитсоновском канале , сообщалось, что для общины пираха была открыта школа, где они изучают португальский язык и математику. Согласно FUNAI, школа находится в ведении Министерства образования Бразилии . Помимо официальной школы, знакомящей с культурой, в документальном фильме также сообщается, что бразильское правительство установило в отдаленном районе современную медицинскую клинику, электричество и телевидение.

Знание других языков

Эверетт заявляет, что большинство оставшихся говорящих на пирахе говорят на одном языке и знают лишь несколько слов по- португальски . Антрополог Марко Антонио Гонсалвес , который жил с Pirahã в течение 18 месяцев , в течение нескольких лет, пишет , что «большинство людей понимают португальцев, хотя и не все из них способны выражать себя на языке. Женщины не имеют слабое представление о португальцев и не использовать его как форма выражения. Мужчины разработали контактный «язык», позволяющий им общаться с региональным населением, смешивая слова из пираха, португальского и амазонского лингва-геральского языка, известного как нхенгату ».

В недавней работе Жанетт Сакель из Манчестерского университета изучала использование португальского языка носителями языка пираха. Эверетт заявляет, что пираха используют очень рудиментарный португальский лексикон с грамматикой пираха, когда говорят по-португальски, и что их португальский настолько ограничен очень конкретными темами, что их по праву называют одноязычными, не противореча Гонсалвешу (поскольку они могут общаться по очень узкому кругу тем. используя очень ограниченную лексику). Дальнейшие исследования развития двуязычия (пирахско-португальский) в обществе, проводимые по образцу Сакела и Гонсалвеша, предоставят ценные данные для обсуждения грамматической компетентности носителей языка (например, относительно влияния культуры). Хотя Гонсалвес цитирует целые истории, рассказанные пирахой, Эверетт (2009) утверждает, что португальский язык в этих историях — не буквальная транскрипция сказанного, а вольный перевод с пиджинского португальского языка пираха.