Поручик ржевский

Семантическое влияние[править]

Вороной конь Ржевского. Памятник установлен в Вороно-ржевской области

Мы часто даже не задумываемся, насколько наша речь пропитана наследием поручика Ржевского, этакими «ржевизмами». Вот некоторые из них:

  • ржать — неподдельно-искреннее выражение весёлого настроения
  • Ржевск — город-герой, получивший это звание и переименованный в честь своего знаменитого земляка
  • ржавчина — остатки объектов шуток поручика Ржевского
  • рожь — злак, который особенно любил конь поручика Ржевского
  • «Над пропастью во ржи» — автобиографическая повесть коня поручика Ржевского
  • Вороно-ржевская область — названная так в честь вороного коня поручика Ржевского

Чапаев и Штирлиц отдыхают…

Кому-то не лень было подсчитать, что расхожих анекдотов про поручика Ржевского порядка 400. И по числу их он лидирует наряду с изустными веселухами о Чапаеве и Штирлице. Но в чём точно поручик Ржевский далеко обскакал своих «коллег» по анекдотам, так в том, что стал не только изустным, но и «материальным феноменом» в реальной культурной жизни сначала всего Советского Союза, а потом и новой России!

В 1978 году представитель так называемого московского концептуализма (это художники, чей путь в искусстве стартовал во второй половине 1970-х — 1980-х годов, они «вяло бодались» с МВД и КГБ), участник группы «Мухоморы» Сергей Мироненко создаёт абсолютно не похожий на Ржевского-Яковлева шедевральный рисунок «Поручик Ржевский». В 1979 году создатель жанра свободной притчи в изобразительном искусстве художник Владимир Овчинников написал картину «Поручик Ржевский». А с середины 1990-х вдруг, что называется, прорвало-попёрло — возникла необъяснимая ничем потребность в «гусаре денисо-давыдовского типа».

Под оным вновь востребованным «брендом» вышли романы и повести, поэма и пьеса. В 1999 году было даже написано историческое исследование. Распевала «народные песни» собственного сочинения музыкальная группа «Поручик Ржевский». Создано несколько компьютерных игр. В 2005 году демонстрировался комедийный сериал, а в 2012-м вышел художественный фильм. Увы, в отличие от «Гусарской баллады» 1962 года «вечными» они не стали. А «Ржевский против Наполеона» режиссёра Марюса Вайсберга вообще скатился до такой заплинтусной пошлятины, на фоне которой и сам фольклорный Ржевский выглядит расписным утончённым аристократом. Есть «под это» и соответствующий анекдот: «Собрались девушки на девичник. Всю ночь рассказывали анекдоты, забавные истории, делились друг с дружкой своими сокровенными мечтами… К утру из шкафа выпал умерший от стыда поручик Ржевский».

Ныне интернет буквально переполнен различного толка умными карикатурами и замечательными иллюстрациями к «фривольным историям» про этого героя.

В стране действует сеть кафе: в двух столицах, в городах-миллионниках и в затрапезных глубинках под вывеской знаменитого имени работают рестораны и забегаловки с «тошниловками». В городе Ржеве выпускают пиво «Поручик Ржевский» (как ещё пивзавод не носит его имя?!).

yaplakal.com
Этикетка пива «Поручик Ржевский».

Более того, анекдоты о поручике Ржевском как примеры используются на психологических тренингах и семинарах по маркетингу!.. Вот так Ржевский!   

Возможные прототипы

В России известен дворянский род Ржевских, происходивший от легендарного князя Рюрика и принадлежавший к Смоленской ветви Рюриковичей, потомкам великого князя Киевского Мстислава, старшего сына Владимира Мономаха, в большинстве своём утративших княжеский титул в конце XIV века. Ржевские, чья фамилия названа по городу Ржеву, упоминаются в летописи 1315 года — они были удельными князьями во Ржеве. Князь Родион Федорович Ржевский был убит в Куликовской битве в 1380 году.

Ржевские жили в девяти российских губерниях: Воронежской, Курской, Тульской, Московской, Орловской, Рязанской, Санкт-Петербургской, Тамбовской, Тверской.
  • В Санкт-Петербурге реально существовал капитан русской Императорской армии Ржевский, от фамилии которого произошло название Ржевской слободы, которой он владел, и района города (тогда пригорода) Ржевка. Данную землю капитан продал морскому ведомству, и там устроили Ржевский артиллерийский полигон. Ныне этот топоним сохранился в названии одноимённой железнодорожной станции, а также располагающегося неподалёку жилого массива «Ржевка-Пороховые».
  • Первым Ржевским, носившим звание поручика, был Юрий Алексеевич, учившийся в начале 18 века в Италии морскому делу по указу Петра Первого, прапрадед А. С. Пушкина, после чего был назначен в чине поручика в Преображенский полк. Его потомок Николай Ржевский, брат А. С. Пушкина в шестом колене, учился вместе с Пушкиным в Царскосельском лицее.
  • В Венёвском уезде Тульской губернии в середине 19 века жил дворянин подпоручик Сергей Семёнович Ржевский, который «безобразничал напропалую, зачастую весьма пошло, и чьи шутки часто шокировали дворянское общество. Рассказы о похождениях «венёвского безобразника» описывались в московской бульварной прессе. В армии он прослужил всего год и три месяца, после чего был выгнан со службы. В Отечественной войне 1812 года не участвовал, поскольку тогда ещё не родился. Об этом говорится в мемуарах его племянницы Надежды Петровны Ржевской (урождённой Волконской), изданных Тульским краеведческим музеем. Из реальных похождений поручика Ржевского, описанных княгиней и попавших в газеты:
  • В Отечественной войне 1812 года участвовали два брата Ржевских, но среди них не было поручика и они не являются прототипами героя.
  • В воспоминаниях гусара подполковника Дениса Давыдова есть участник Отечественной войны подполковник Павел Ржевский, также не являющийся прототипом Дмитрия Ржевского.
  • Волгоградский писатель Юрий Войтов считает, что прототипом Ржевского «мог стать уроженец Царицына Николай Ашинов, который был широко известен в конце XIX века. Ашинов был отчаянным авантюристом и столь же ярым патриотом. Это же надо было додуматься — высадить сто с лишним лет назад на территории нынешнего африканского Сомали казачий десант, основать там „африканское казачество со станицей Московская“ и заявить, что отныне эти земли находятся под юрисдикцией российской короны. Такое мог совершить только истинный… поручик Ржевский.»

Фольклор[править | править код]

Анекдоты о Ржевском появились в СССР после выхода на экран фильма «Гусарская баллада» (1962) и получили широкое распространение к 1980-м годам. Ржевский — один из трёх самых популярных героев анекдотов в СССР/России, пришедших из кинематографа; остальные Чапаев и Штирлиц. Всего известно более четырёхсот «классических» анекдотов на данную тему. Чаще всего в анекдотах, кроме самого поручика Ржевского, действуют его сослуживцы-гусары, Наташа Ростова и корнет Оболенский из XX века.

В Павлоградском гусарском полку, кроме корнета Азарова (Шурочки Азаровой), служил ещё один вымышленный персонаж анекдотов о поручике — только Льва Толстого — Николай Ростов, брат Наташи Ростовой, которая часто присутствует в анекдотах про Ржевского вместе с другими персонажами романа «Война и мир», по которому через 5 лет после «Гусарской баллады» вышел фильм «Война и мир». Те и другие литературные персонажи — современники (1812) и легко переплелись в фольклоре.

Также в анекдотах могут присутствовать реальные и вымышленные современники поручика — А. С. Пушкин, который либо выступает советчиком Ржевского, либо сочиняет стихи, каламбуры и т. д., которые Ржевский перевирает. Встречаются также различные герои романа «Война и мир» — кроме вышеперечисленных, князь Андрей Болконский, Пьер Безухов и даже сам автор Лев Толстой; денщик Ржевского Митька; а также персонажи Гражданской войны в России XX века — его «сослуживцы» из романса М. Звездинского — корнет Оболенский и поручик Голицын.

Имя поручика Ржевского стало нарицательным для обозначения похабщины и так используется в различных русскоязычных СМИ.

Некоторые авторы считают не все анекдоты про поручика непристойными. Пример не похабного анекдота о персонаже Павла Басинского:

Анекдоты о Ржевском писали и рассказывали Геннадий Хазанов, Зиновий Высоковский, Роман Трахтенберг и другие юмористы.

Анекдоты о поручике Ржевском используются как примеры на психологических тренингах и семинарах в энциклопедии маркетинга.

В России и СНГ с конца 1980-х годов было издано множество сборников анекдотов о поручике Ржевском (в издательствах «Лана», «Эксмо-пресс» и др.) В гораздо бо́льшем количестве сборников анекдотов и в других книгах существуют разделы, посвящённые поручику.

COVID-19 его не минул…

Наверное, самый «не пошлый» анекдот про поручика Ржевского это о том, как он сдавал экзамен по истории военного искусства в Академии Генерального штаба. Преподаватель задал вопрос: «Какое самое древнее оружие вы знаете, поручик?» — «Каменный топор, господин полковник». — «И почему же тогда люди воевали каменными топорами?» — «Дикари-с».

На фоне пандемии возникло множество посвящённых COVID-19 хохм

Одна из них: «После 2020 года лопоухость будет считаться признаком осторожности, благоразумия и гражданской ответственности». Так вот, и наш «первоапрельский» фольклорный герой очень ответственно соблюдал санитарные требования властей

zhurnal.lib.ru/c/chekmarew_w_a
Поручик Ржевский и «дикари-с».

Но автор здесь не анекдоты намерен пересказывать. А, коль было отмечено, что поручик Ржевский не замыкается лишь в рамках «пошляка-гусара», то есть большой смысл расширить границы нашего представления о нём. Ведь «откуда-то» же он взялся в армейском обиходе, где и без него всегда хватало специфического юмора («Эй, вы трое, оба ко мне!», «Копать от забора до отбоя», «Не хотите жить как люди, будете жить по уставу!» и прочее). Поручик активизировался в армейской среде, весьма индивидуализировался в ней, потеснил в чём-то Василия Ивановича с Петькой и, судя по новому анекдоту, не собирается «сдавать позиции». Всегда задорный, повечно в одном и том же звании, что его совершенно «не смущает», неутомимый балагур, забавник и приколист!.. Да будет удивительно многим узнать, что он уже давно не только увековечен в бронзе, но ему и посвящены отдельные научные работы. У него есть «реальная» биография! И не одна! И сразу несколько городов «борются» за право считаться малой родиной фольклорного персонажа! Расскажем.

Биография[]

Призрак Тибидохса, один из наиболее известных и буйных во всей школе. При жизни был дворянином, выходцем одной из благороднейших, но постепенно обнищавших дворянских фамилий. В детстве был активным, смышленым, балованным мальчиком, вечно лез не в свое дело, за что не раз получал по носу. Как было принято у дворян — парня с рождения отдали в гусарский полк, находившийся при Санкт-Петербурге. Парня взяли туда по старым отцовским связям. К семнадцати годам дослужился до офицера. В гвардию-таки пришлось пойти служить в действительности, а не по бумагам — возраст поджимал. Ржевского как и всех остальных усиленно муштровали, воспитывали и втолковывали военную науку, но это не мешало ему учиться у своих более опытных товарищей и дражайших родственников истинно мужским делам: играть в карты, пить вино и вести разгульную жизнь. Блистал на балах — благо на лицо не урод, и в обществе женщин, а также в картах — шулерствовал потихоньку, умения быстро прививались. Его редко ловили и ему все сходило с рук. При жизни успел пару раз жениться и развестись. Был помолвлен одновременно 7 раз (не считая Недолеченную Даму). 
Участвовал в нескольких боях, но ничем особенным не отличился, хотя много хвастался своими подвигам. Особенно во время компании с Наполеоном. Ходят слухи, что во время боя он растратил все патроны и зарубил около тридцати-пятидесяти (цифра колеблется довольно сильно) французов походной ложкой. Вполне возможно, что к этим слухам приложил руку сам поручик, однако, когда его спрашивают напрямую, правда ли это, он томно вздыхает и улыбается. После того как Наполеон был изгнан из России, Ржевскому присудили звание поручика. Он отнеся к этому званию по-офицерски — устроил торжественный бал. Именно на нем, по слухам его зарезали тринадцатью кинжалами. В итоге труп с ножами и кинжалом в спине на любой вкус и цвет. Виновников так и не нашли.
Но поручик умирать не хотел. В итоге остался призраком. Однажды этого скитальца нашёл Сарданапал и позвал жить в Тибидохс, в Башню Привидений, куда Ржевский с удовольствием подался. Или, может, это он сам нашел Сарданапала и накапал ему на мозги так, что тот не мог не взять — история умалчивает. Он и здесь нашел себе кучу дел: издеваться и насмехаться над Дамой, играть в карты с циклопами и некоторыми тибидохсцами, шулерствовать по-прежнему, вечно сувать свой нос в различные дела и прочее, прочее… Женился к тому же на Недолеченой Даме, вконец доставшей его своими болячками.

Роль женского образа в творчестве[править]

Поручик Ржевский на балу щупает грудь Наташи Ростовой

Безусловно, именно отношение к женщине, знание тончайших струн женской души выдвинуло поручика Ржевского в ряд ведущих российских историков. Кто ещё мог с такой непринуждённостью сказать женщине «Позвольте Вам впендюрить» — и при этом не бояться пощёчины? Кто ещё мог сравнить романтический момент с ощущениями от кормления коня с руки?

Особое место в исторической деятельности поручика занимают те женщины, которые профессионально были знакомы с искусством любви. Так и хочется сказать, что он отдавал им должное — но это будет не совсем точно. Правильнее будет сказать, что он считал недостойным брать с них деньги за проведённое вместе время. Поражает тонкая душевная организация поручика, когда во время одной такой встречи он буквально обливался слезами, сопереживая юному возрасту девушки.

Поручик Ржевский в фильме 1962 года. Рядом — его любовник (или наоборот)

Воинская служба[править | править код]

Поручик — потомственный военный, племянник бригадира (командующего бригадой) Ржевского.

В классических произведениях (пьесе и фильме) место службы поручика Ржевского прямо не называется. В пьесе А. Гладкова командир партизанского отряда Давыд Васильев говорит, обращаясь к Ржевскому: «Драчливость, брат, твоя вошла в пословицу давно в полку Ахтырском». Данная фраза может означать как то, что Ржевский ранее служил в Ахтырском полку, так и то, что сам подполковник Денис Давыдов, прототип Давыда Васильева, действительно в 1812 году служил в Ахтырском полку.

В фильме «Гусарская баллада» поручик в мундире Мариупольского гусарского полка, а не Лубенского, Сумского либо Павлоградского, как говорится в некоторых источниках — о чём говорит расцветка ташки (темно-синяя, обклад либо приборный цвет жёлтый), в случае же его службы в Лубенском полку ташка синяя, обклад белый. В Мариупольском полку с января 1808 по апрель 1811 года под именем корнета Александра Андреевича Александрова на самом деле служила «кавалерист-девица» Надежда Андреевна Дурова. Таким образом, служба поручика в фильме в Мариупольском полку не вызывает сомнений.

В фильме Подлинная история поручика Ржевского (2005) отставной поручик также в сине-жёлтом мундире Мариупольского гусарского полка.

В фильме Ржевский против Наполеона (2012) поручик в красной форме Лейб-гвардии Гусарского полка.

Современный автор Дм. Репин в произведении «Поручик Ржевский. Гусарская поэма» (2002) также указывает местом службы Ржевского Гусарский лейб-гвардии полк (ярко-красные мундиры, в этом полку также служил Д. Давыдов с июля 1806 по февраль 1807 года).

В различных юмористических инсценировках, не имеющих ничего общего с историей, военная форма поручика обычно фантастическая — такая, какая есть в реквизите под рукой. Так, Гарик Харламов в передаче «Какие наши годы» одет в голубой гусарский мундир цвета Гродненского полка с жёлтым обкладом Мариупольского полка. В двух передачах «Городок» Ржевский в фантастической форме Лейб-гвардии Гусарского полка с красными и белыми панталонами, в третьей — в странной жёлто-блакитной раздельной форме цветов Мариупольского полка, в четвёртой — вообще в гусарской форме цвета хаки.

Другой персонаж пьесы Гладкова, Шура Азарова, использует зелёный мундир Павлоградского гусарского полка (Ржевский говорит, обращаясь к ней: — Мундир на вас я вижу Павлоградский), однако в фильме носит светло-серый мундир Сумского гусарского полка, что, вероятно, послужило причиной причисления самого поручика Ржевского к этому полку; — в Павлограде даже был сооружён в 2006 году ему памятник.

Сам Ржевский в пьесе говорит: — По мне милее голубого нет!, а цвет павлоградского мундира не голубой, а зелёный. В Павлоградском полку служил и другой вымышленный персонаж, но уже Льва Толстого — Николай Ростов, брат Наташи Ростовой, которая обычно присутствует в анекдотах про Ржевского вместе с другими персонажами романа «Война и мир», по которому в 1967 году вышел фильм Сергея Бондарчука. Поскольку те и другие персонажи — современники, они переплелись в фольклоре.

В стихотворении Николая Асеева «Синие гусары», в частности, говорится об их участии в «Южном обществе» заговорщиков (—), которое располагалось в Малороссии. Синими гусарами были Мариупольский, в котором по фильму служил Ржевский, и Лубенский гусарские полки, там дислоцировавшиеся.

Единственным гусарским полком Российской Империи, где в 1812 году носили частично голубую военную форму, был отличившийся в Отечественной войне Гродненский гусарский полк, прозванный в русской армии за этот цвет «голубыми гусарами». Основной же цвет обмундирования Лубенского полка — синий, Мариупольского — тёмно-синий. За кампанию 1812 года Гродненский полк получил награду: серебряные трубы с надписью «За отличие при поражении и изгнании неприятеля из пределов России 1812 года.» Такую же награду получил и Мариупольский полк.

История персонажа

Люди, далекие от истории и литературы, уверены, что поручик Ржевский действительно существовал – настолько удачно бравый гусар вжился в массовое сознание. Поручик Ржевский – уникальное явление в устном народном творчестве.

Рисунок поручика Ржевского и Шуры Азаровой

Появившись на советских экранах, персонаж благополучно перекочевал в фольклор и обрел противоречащие друг другу качества. Герой народных анекдотов хвастлив, но держит обещания, любит танцы, но не переносит высшее общество, пошлый ловелас и патриот до мозга костей. Ржевский поднимает настроение россиянам уже полвека.

След в искусстве

С именем поручика Ржевского, помимо анекдотов, связано немало произведений искусства и шоу-бизнеса. Как уже говорилось, первым на сцену нашего героя вывел драматург Александр Гладков в канун Великой Отечественной войны. К слову, его комедия «Давным-давно» до сих пор с большим успехом идет в Центральном академическом театре Российской армии.

Образ Ржевского регулярно эксплуатируется в массовом искусстве

Так, в небезызвестном фильме Джаника Файзиева «Турецкий гамбит» внимание женской аудитории приковано к поручику-гусару Зурову – лихому рубаке, дуэлянту, картежнику и ловеласу, которого сыграл актер Дмитрий Певцов

Похождения поручика Ржевского были излюбленной темой телепередачи «Городок». Юрий Стоянов и Илья Олейников порой весьма оригинально обыгрывают пикантные моменты из биографии поручика.

В комедии Марюса Вайсберга «Ржевский против Наполеона», вышедшей на экраны в феврале 2012-го года, раскрыты все истинно «гусарские» качества поручика. Ржевский в исполнении актера Павла Деревянко – средоточие разврата, азарта и брутальности. Разухабистость Ржевского зашкаливает настолько, что временами вгоняет в краску даже самых прожженных телезрителей.

Абсурдность сюжета (русский генералитет забрасывает Ржевского, переодетого в женщину, в штаб Наполеона, где французский император без ума влюбляется в темпераментную незнакомку) раскрывает новые черты Ржевского, сумевшего переступить через свои принципы и войти в роль искусительницы ради славы Отечества.

Ржевский, в отличие от Василия Ивановича Чапаева и Штирлица, стал героем порядка 10-ти полноценных литературных произведений, вышедших в свет в 1990-2000 гг. В отличие от своих кинематографических конкурентов, он может похвастаться багажом в виде нескольких театральных постановок и даже отдельного балета («Гусарская баллада» Тихона Хренникова).

Фольклорное наследие Ржевского не поддается никакому подсчету. Исследователи насчитали более 400 анекдотов про лихого поручика. Естественно, что большинство из них весьма сложно опубликовать без купюр.

Помимо всего, поручик Ржевский увековечен в живописи и скульптуре. Художник Владимир Овчинников в 1979 году подарил миру картину «Поручик Ржевский», а благодарные жители Павлограда (Украина) воздвигли настоящий памятник герою народных анекдотов.

Так или иначе, поручик-авантюрист Дмитрий Ржевский занял свое место в плеяде народных героев, в разное время вставших грудью на защиту Отечества. И пусть о ратных подвигах Ржевского мы имеем смутное представление, зато его успехи в мирной жизни, несомненно, многим повышают настроение.

Ржевский – вхождение в фольклор

В массовое сознание людей герой Отечественной войны 1812 года — поручик Ржевский вошел всего полвека назад, когда отмечалось 150-летие победы русской армии в этой войне.

С большой долей вероятности, можно утверждать, что фольклорное рождение поручика Ржевского произошло в 1962 году, после выхода комедии Эльдара Рязанова «Гусарская баллада». Сам фильм представлял собой экранизацию пьесы Александра Гладкова «Давным-давно», которая впервые была поставлена в 1941 году. Драматург Гладков, подаривший России незаурядного народного героя, вспоминал, что на лихой образ поручика Ржевского его вдохновило стихотворение героя 1812 года, легендарного гусара Дениса Давыдова:

Сегодня вечером увижусь я с тобою,
Сегодня вечером решится жребий мой,
Сегодня получу желаемое мною —
Иль абшид на покой!

А завтра — черт возьми! — как зюзя натянуся,
На тройке ухарской стрелою полечу;
Проспавшись до Твери, в Твери опять напьюся,
И пьяный в Петербург на пьянство прискачу!

Но если счастие назначено судьбою
Тому, кто целый век со счастьем незнаком,
Тогда… о, и тогда напьюсь свинья свиньею
И с радости пропью прогоны с кошельком!

Актер Юрий Яковлев, блестяще вошедший в роль главного героя, своей великолепной игрой создал незабываемый образ поручика Ржевского – лихого хвастуна, дамского угодника, пройдоху, склонного к азартным играм и безрассудного в бою.

Анекдоты о поручике Ржевском

Начали появляться в 1962 году после фильма Эльдара Рязанова «Гусарская баллада», снятом по пьесе Гладкова к 150-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года.

Главная героиня этих анекдотов — Наташа Ростова — осчастливила русский фольклор своим присутствием на несколько лет позже благодаря успеху фильма Сергея Бондарчука «Война и мир».

В 1970-1980 годы в кинематографе появилось ещё немало фильмов о бравых гусарах. Это способствовало тому, что неотъемлемой частью советского быта стали смешные, веселые, скабрезные истории о поручике Ржевском.

Что отличает эти анекдоты?

Нарушение всех правил и приличий.

Он не умеет поддерживать светские разговоры, невежа, хам, то и дело говорит о том, о чём говорить не принято, и всё воспринимает буквально.

Как здесь:

— Корнет, послушайте, какое стихотворение я сочинил: «Употребляйте маракуйю, она приносит пользу организму!»

— Поручик, а где рифма?

— Корнет, и вы туда же. Сначала провоцируете на рифму, а потом всем рассказываете, какой Ржевский пошляк-с! 

Снова вспомнился анекдот:

И еще много анекдотов про поручика Ржевского:

Поручик, несмотря на определённую свою скабрёзность, всё-таки был дельным и, главное, — хорошим человеком.

Потому что он:

Был настоящим патриотом:

Сидит поручик Ржевский, что-то пишет. Входит полковник:

— Поручик, что вы пишете?

— Да вот, сочиняю гимн нашего полка.

— Неужели? Дайте-ка почитать… Да тут же сплошной мат!

— Ну почему… Вот, во второй строчке, слово «знамя»…

Хорошо учился в школе:

— Скажите, поручик, что такое монархия?

— Это когда страной правит король.

— А если король умрёт?

— Тогда королева.

— А если умрёт королева?

— Валет!

Мыслили стратегически:

Поручик Ржевский собирается на бал и кладёт себе в правый карман банан. Денщик спрашивает:

— Зачем вам, поручик, в правом кармане банан?

— Вот пойду я танцевать с дамой. В танце она прислонится к моему правому боку, почувствует что-то твёрдое, придёт в смущение и начнёт двигаться к моему левому боку. А на середине мы её, голубушку, и встретим!

Любил:

— Поручик, кого вы больше любите — женщин или лошадей?

— Видите ли, господа, если бы не лошади — я бы не успевал ко всем дамам, у которых имею успех, а если бы не было дам — так и ехать вроде как некуда.

Был замечательным наездником:

Ржевский вышел на крыльцо, приосанился, вскочил в седло и понёсся по дороге так, что пыль столбом. Проскакав две версты, он остановился.

— Мать честная, а лошадь-то где?

Крепко выругавшись, Ржевский поскакал обратно.

Отменно стрелял:

У поручика Ржевского спрашивают:

— Поручик вы стрелялись когда-нибудь из-за женщины?

— Нет. Из-за дерева стрелялся, а из-за женщины не приходилось!

Всегда приходил на помощь даме:

Наташа Ростова на балу танцует с Безуховым. У Наташи распухшие губы.

— Наташенька, что это с вами?

— Да мы давеча с господином Ржевским на лодке катались, и мне пчёлка на губу села…

— Боже! Она вас ужалила?

— Нет… Не успела. Господин Ржевский её веслом убили-с…

— Поручик, я слышал, что вы женитесь на графине Лиговской. А вы знаете, что с ней спит весь Тамбов?

— Фи, Тамбов… Я там бывал. Тысяч двадцать мужиков, не больше.

Обожал театр:

Поручик Ржевский в театре. Смотрит «Отелло». Отелло нудно выпытывает у Дездемоны, где платок, который он ей подарил. Ржевскому это надоедает, и он кричит из зала:

— Господа, дайте же вы ему, наконец, платок, или утрись рукавом, сморкач, и не мешай действию!

Музицировал:

— Поручик, вы играете на гитаре?

— Играю.

— А на рояле?

— Играю.

— А на барабане?

— Конечно.

— А на арфе, поручик?

— Вот на арфе нет — карты сквозь струны проскальзывают…

*

Наташа Ростова:

— Мама, мама! Поручик Ржевский знает пошлые песни.

— Он что, пел их при тебе?

— Нет, насвистывал…

Был франтом:

Поручик Ржевский с нетерпением ждёт, пока Наташа Ростова оденется, чтобы пойти с ней в театр. Наконец ему надоело, и он кричит:

— Ну, сколько же вам нужно времени, чтобы собраться? Посмотрите на меня: кусок ваты в ухо — и я готов!

Знал толк в еде:

Поручик Ржевский наставляет корнета Оболенского, что можно лучше всего подать на ужин, чтобы приятно удивить приглашённую даму:

— А когда, корнет, поросёнка будете на стол подавать, рекомендую вам в качестве особенного украшения засунуть предварительно в каждое ухо по пучку петрушки, а в рыло — свежее яблоко.

Корнет:

— Помилуйте, поручик, она же меня в таком виде и не узнает!

И просто был джентльменом:

На балу пожилая дама смотрит в зеркало и говорит:

— Когда я была молодая, я была такая страшненькая…

Ржевский, проходя мимо:

— Вы прекрасно сохранились, мадам.

Насквозь национальный герой!

Надо понимать, что все эти «привязки» к гладковскому поручику Дмитрию Ржевскому менее чем условны. Ибо «всеми любимый» Ржевский-Яковлев рождён исключительно воображением драматурга и режиссёра и является «породой» гусара собирательного. Но сам факт таких множественных краеведческих и архивных разысканий достоин уважения.

Тем не менее из вышеизложенного видно, что нравы, в том числе и в плане несдержанности в употреблении сальных слов в армейском обществе были «ещё те» задолго до большевистского переворота 1917 года, когда Ульянов-Ленин и К* «отменили этикет»…

Поручик Ржевский — феномен «активно действующий», но при этом глубоко ещё не изученный. Да, похоже, и не познаваемый: учёным мужам (а уж дамам!) представляется куда как «низким» опускаться до столь «недостойной» исследовательской работы. Едва ли не единственную попытку в этом русле предпринял в 1999 году разве что директор госархива Тверской области ржевитянин Олег Кондратьев, выпустивший увлекательное краеведческое исследование «Поручик Ржевский и другие». Исключительность и уникальность, «бессмертность» нашего героя автор объясняет тем, что, несмотря на «все свои отрицательные стороны», порождённый талантом драматурга герой насквозь национален

И всякий соотечественник «народного гусара», особенно мужеского пола, будь он хоть трижды аристократ и всеми фибрами души и тела культурный человек, не может не погордиться за этого персонажа не только как за человека отважного, но как за истинно русского остроумца. Вольно или невольно каждый офицер примеряет на себя «выходки» лихача в гусарской форме, будь то зафиксированные литературной комедией, кинолентой или в анекдоте

Многочисленные популярные анекдоты про поручика-пошляка Ржевского, учёные и краеведческие поиски его несуществующих «корней», увековечивания его в памятниках свидетельствуют о том, что во многих из нас (а не только в военных) «сидит» поручик Ржевский. Он — народен, как народна армия, из которой он «родом», а посему образ его — непреходящ. 

А был ли настоящий Ржевский?

Фамилия поручика считалась в России того времени довольно распространённой. Дворяне Ржевские числились сразу в девяти российских губерниях. В начале XVII века один из поручиков российской армии, Юрий Ржевский, был направлен Петром I в Италию для изучения морского военного дела. Затем офицер поступил в Преображенский полк. Интересно, что Юрий Ржевский считается прапрадедом Александра Пушкина.

Сегодня считается, что действительным прототипом фольклорного Ржевского был Сергей Ржевский — дворянин, который в конце XIX века действительно проживал под Тулой. За подпоручиком (именно такое звание было у реального Ржевского) тянулась обширная череда безобразий: от шумных пьянок до конфликтов с полицейскими. Офицер был вульгарен, слыл нахалом и грубияном. Как написала позже его племянница в мемуарах, подпоручик частенько подшучивал над монахинями, чем провоцировал постоянные скандалы с церковью.

Пища для творчества

Неординарный и такой же неоднозначный образ Ржевского не мог остаться незамеченным у современников. Своеобразная копия поручика появилась в знаменитом отечественном фильме «Турецкий гамбит». Гусар Зуров — дуэлянт, лихой боец и безнадёжный картёжник — очень напоминал зрителю классического Ржевского. Откровенные анекдоты, связанные с жизнью повесы-поручика, стали плодотворной почвой для юмористических зарисовок. Авторы телепередачи «Городок» неоднократно использовали образ Ржевского для создания миниатюр и постановок. Современники воплотили образ поручика в фильме «Ржевский против Наполеона», где все негативные качества персонажа были возведены в абсолют вплоть до абсурда.

  • Какой была настоящая цена кристально-чистых голосов певцов-кастратов
  • Какие предзнаменования видели российские императоры перед смертью
  • Марис Лиепа и Галина Брежнева: роман против воли генсека СССР
  • 15 занимательных фактов и любопытных историй из недавнего прошлого
  • Безответная любовь царя: 8 фактов об Анне Монс — единственной женщине, которую любил Пётр Первый

Роман «Война и мир»[править]

Авторство бессмертного романа традиционно приписывают графоману Леопарду Никаноровичу Толстому. Однако по единодушному мнению экспертов-ржевсковедов, этот роман в действительности был написан поручиком Ржевским. Во время крымской кампании, Ржевский в карточной игре проиграл рукопись романа Толстому, с которым они служили в одном полку на Кавказе. После смерти Ржевского Толстой всего-лишь переписал рукопись своим почерком и выдал за своё произведение. Подтверждением плагиата является корявое вступление на французском языке. По свидетельству современников, с французским у Ржевского было не очень. Бедный словарный запас поручика, изобилующий примитивным матом марсельских матросов, всегда приводил в недоумение его собеседников и заставлял краснеть французского посланника на балах.

В романе Ржевский хотел сохранить на века образ своей любовницы и соратницы Наташи Ростовой. Буквенный анализ известных (реконструированных) работ поручика и текста романа показывает, что они составленны практически из одних и тех же букв. При анализе нет смысла учитывать вставки французской (?!?!?!) речи в этот исконно русский текст. Французская галиматья была скорее всего написана Ржевским в состоянии острого алкогольного опьянения.

Внешность []

Худощавый полупрозрачный, с серебристым отливом, как и все призраки. Обладает довольно-таки худощавым телосложением, рост выше среднего или около того. Но даже при всей его прозрачности ясно видно, что у него кожа смуглая, всегда ровно загорелая. Впрочем, может в детстве солнышком сильно припекало. Волосы светлого цвета, курчавые. Лицо овальное, глаза маленькие, хитро поблескивающие, ярко горящие, хоть он и призрак, над ними густые брови, под ними — тонкий, вечно смеющийся рот. Особенно на лице выделяется всегда сизый, как у алкоголика, нос. По чьему-то меткому определению: ржет как табун лошадей, обладает трескучим и противным голосом. Но когда поет — это чудный и проникновенный баритон. Поручик носит старый, но чистый и хорошо выглаженный мундир, какой носили ещё при войне 1812 года. На ногах тяжелые сапоги со шпорами. Шпоры, как считает поручик, очень важный элемент в любых сапогах. И не надо забывать про такую изящную и важную деталь как коллекция ножей, которые оно носит всегда с собой, в своей спине. Их ровно тринадцать. Они совершенно разных цветов и размеров. Движется Ржевский вальяжно, как будто за каждый шаг земля и населяющие эту землю существа должны быть безгранично рады, и они обязаны ему за это.

Сложная история поручика

Незаурядная личность — это мягко сказано. Поручик Ржевский сочетает в себе невероятные, на первый взгляд, вещи. Он одновременно хвастун и человек долга, патриот и азартный игрок, великолепный танцор и ярый противник высшего света. Главными чертами поручика (которые впоследствии станут визитной карточкой всех гусаров) всегда были отчаянная храбрость в битвах и влечение к слабому полу.

Прославил образ поручика актёр Юрий Яковлев, который полностью вжился в роль гусара-повесы. Датой «рождения» персонажа можно считать 1962 год, когда на экраны вышел фильм «Гусарская баллада», подробно рассказывавший зрителям о похождения смелого вояки и охотника за женскими сердцами. Следует отметить, что в фильме Ржевский предстаёт в довольно благовидном свете. Да, он шут и нахал, но при этом обладает и важными человеческими качествами. Своё истинное «лицо» поручик обретает уже в процессе фольклорной эволюции. С годами рассказы и анекдоты с участием Ржевского приобретают всё более пикантный и смелый оттенок.

Кстати, кинолента «Гусарская баллада» создана на основе пьесы под названием «Давным-давно», которую в 1941 году драматург Александр Гладков представил широкой публике. В свою очередь, писатель вдохновился стихотворением, принадлежавшим перу реально существовавшего гусара Дениса Давыдова. Таким образом, можно сказать, что реальный прототип, благодаря которому появился Ржевский, реально существовал.