Развитие коммуникативных навыков

Содержание

Методы, которые применяются для эффективной коммуникации

Необходимо создать спокойную обстановку, перестать нервничать, так как ваше состояние моментально передается собеседнику или аудитории, перед которой вам нужно выступить
Также нужно создать условия, в которых бы вас ничего не отвлекало от беседы или привлечь к себе внимание аудитории.
Для начала донесите собеседнику свою ситуацию и дайте возможность человеку высказать свое мнение по поводу его отношения к ней. Исходя из этой информации, теперь можно высказать свое мнение собеседнику или оппоненту
Заранее узнав отношение человека к той или иной теме, намного легче влиять на человека.
Еще один из эффективных методов коммуникации является включение в ситуацию

Расскажите человеку историю из своей жизни с похожим финалом.
Очень важно научиться не осуждать человека, не вешать на него ярлык. Постарайтесь понять то, что он говорит без искажения и интерпретации информации на свой лад

Для этого не стесняйтесь задавать вопросы: «Правильно ли я тебя понял? Что ты этим хотел сказать? и т.д»
При необходимости переубедить человека, расскажите ему несколько историй из жизни с нужным вам финалом. В речи ссылайтесь на авторитетные источники информации.
Помогите человеку сделать правильные выводы и расскажите все преимущества решения определенной проблемы новым методом. Прямо говорите о своих намерениях и озвучьте свое предложение.
После окончания переговоров или выступления, скажите, что вам приятно было общаться, и вы намерены продолжать сотрудничество. Вне зависимости от исхода беседы, вы готовы в любой момент оказать помощь или услугу.

Ситуационные тесты на коммуникативные навыки

Коммуникативные навыки входят в так называемые soft skills – по-русски «мягкие навыки». Это то, что составляет личностные навыки человека, связанные не с профессиональными знаниями и умениями, а с навыками взаимодействия с другими людьми в самом широком понимании этого слова. И навыки коммуникации составляют основную часть soft skills. Они являются ключом к взаимопониманию между людьми. Без эффективной коммуникации невозможно вести прибыльный бизнес и даже просто общаться с коллегами на работе.

Поэтому работодатели уделяют особое внимание определению навыков коммуникации у соискателей. Как мы писали выше, первым этапом оценки навыком коммуникации обычно выступают ситуационные тесты и личностные опросники

Кстати, если вы являетесь участником конкурса Лидеры России, а он в последние годы стал без преувеличения центральным карьерным конкурсом для управленцев в русскоязычном мире и имеет потенциал стать международным, то вам стоит уделить особое внимание этим тестам. Тесты на мягкие навыки и коммуникацию составляют бОльшую часть теста на управленческий потенциал Лидеры России, а также опросников оценки компетенций

Больше об этих тестах вы сможете прочитать в наших статьях:

Вообще, ситуационные тесты на коммуникацию являются обязательной частью тестирования кандидатов на управленческие позиции для всех без исключения крупных компаний.

Развитие коммуникативных навыков в семье

Сызмальства усвоение коммуникативного опыта происходит посредством живого общения, просмотра фильмов, чтения книг, наблюдения за природой, окружающими людьми и событиями. По мнению культового детского психолога Людмилы Петрановской, формирование коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста происходит в общении со «своими» взрослыми. «Чем больше времени они проводят с ребенком, чем более открыты и искренни с ним, чем чаще говорят о своих чувствах, о том, что им нравится и не нравится, и почему; чем сложнее, тоньше, разнообразнее та обратная связь, которую получает ребенок от взрослых в ответ на каждый свой поступок, тем лучше условия его коммуникативного развития».   

Профессор, доктор психологических наук Юлия Гиппенрейтер в книге «Общаться с ребенком. Как?» утверждает: «Современные дети более тонко чувствуют малейшее насилие со стороны родителей, более бурно реагируют на него, требуют к себе уважения, активно сопротивляются». Стресс, постоянный страх собственных родителей, недостаток внимания – причины агрессивного поведения, истерик, неспособности выражать мысли и чувства.  

В широком смысле «коммуникативная компетентность» – это не только личностная коммуникабельность, знание речевого этикета, норм поведения, но также проявление эмпатии к собеседнику, социальный опыт взаимодействия, умение организовать общение, решать конфликтные ситуации, свободно выражать мнение, чувства. 

Игровое обучение

Коммуникативное развитие у дошкольников осуществляется в процессе игры

Очень важно, чтобы игровой процесс приносил пользу, способствовал отработке необходимых навыков. В ходе игры ребенок учится понимать глубинные мотивы поведения и осваивает базовые навыки человеческой коммуникации


Совместная игровая деятельность развивает умения общаться

Игры должны быть разнообразными и разноплановыми: это способствует развитию гармоничной личности, которая будет успешно ориентироваться в социальном взаимодействии.

Для развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста можно использовать следующие игровые методики:

Разыгрывайте сценки из сказок. При этом вы можете либо использовать игрушки, либо на некоторое время превратиться в актеров. Например, вы можете разыгрывать сюжеты русских народных сказок: они достаточно поучительны и дают много пищи для обсуждений и размышлений. После игры обязательно обсудите с ребенком, почему герои вели себя определенным образом, например, не слушались старших, и к каким последствиям привело подобное поведение.


Настольный театр – способ развития умения общаться

Предлагайте ребенку различные ситуации для обсуждения. Например, спросите его, что он будет делать, если захочет, чтобы другие ребята приняли его в свою игру. Обсудите несколько вариантов поведения, устройте небольшие импровизированные «ролевые игры». Пусть ребенок расскажет, как можно себя вести в таком случае, а как — нельзя.

Для развития эмпатии подойдет следующее упражнение. Предложите ребенку представить, что он попал в волшебный магазин, роль продавца в котором будете играть вы. Пусть малыш выберет подарки для своих родственников и друзей. Это может быть все, что угодно: от нового автомобиля до букета цветов. Главное — попросить ребенка мотивировать свой выбор. Эта игра позволит развить очень важный навык: способность встать на место другого человека и представить себе его потребности и ожидания.


Условия для развития коммуникативных способностей

Ход игры

Дети делятся на две подгруппы и встают в две шеренги лицом друг к другу на расстоянии нескольких шагов. По сигналу партнеры приближаются друг к другу и обмениваются разнообразными приветствиями (рукопожатия, объятия, реверанс, кивок). Дети должны с помощью жестов, мимики, пантомимики, взглядов показать, как они рады друг другу.

«ДОБРО — ЗЛО»

Цель: учить детей различать добрые и злые поступки. Воспитывать мирность, дружелюбие, взаимопомощь и согласие.

Игровые действия: дети становятся перед взрослым. Взрослый по очереди называет детям любые слова, обозначающие какие-либо поступки, действия. Если слово обозначает добро, добрые дела, то дети хлопают в ладоши. Если это слово – зло, дети грозят пальцем и топают ногами.

Водящим можно выбирать детей.

«ТАЙНЫЙ ДРУГ»

Цель: формировать доброжелательное, уважительное отношение к сверстникам.

Игровые действия: Сложить конверты с фотографиями детей в коробку и предложить каждому ребенку вытянуть один из них. Попросить детей не рассказывать, кто им достался на фотографии. Если кто-то вытянул свою фотографию, он вытягивает конверт снова. Объяснить детям, что тот человек, чью фотографию они вытянули, отныне становится их «тайным другом», и в течение последующих трех дней они должны тайно проявлять к нему как можно больше внимания. Предложить детям нарисовать портрет своего «тайного друга». Через несколько дней попросить детей угадать, кто был их «тайным другом» и провести с ними беседу о дружбе.

Оборудование: конверты по количеству детей, детские фотографии.

«Благородные поступки»

Цель: Воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей. Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека.

Материал: мячик

Вебинары11

9 октября
Суббота,
10:00

Обучающий онлайн-тренинг «Оперативная психодиагностика или как научиться читать людей». Уникальная система…

 
Скидка 2000Р

2 дня

Псарёва Галина (Краснодар)
Николай Николаевич Котиленков
(Смоленск)
Галина Псарёва
(Краснодар)

20 сентября
Понедельник,
19:00

Конфликты в отношениях. Как ругаться, но не ссориться? Открытый вебинар

2 часа

Международная Академия Дополнительного Профессионального Образования ED PRO
Константин Никулин

20 сентября
Понедельник,
20:00

Практический мастер-класс по Тета хилинг. Теория + практика

 
Бесплатное

2 часа

Академия Успешного Человека (Санкт-Петербург)
Вера Быстрова
(Санкт-Петербург)

22 сентября
Среда,
19:00

Конфликты в отношениях. Как ругаться, но не ссориться? Открытый вебинар

2 часа

Международная Академия Дополнительного Профессионального Образования ED PRO
Константин Никулин

22 сентября
Среда,
19:00

Бизнес-среду «Эффективное управление сотрудниками»

Узнать подробности

2 часа

Университет коучинга и менеджмента (Санкт-Петербург)
Татьяна Владимировна Алмазова
(Санкт-Петербург)

22 сентября
Среда,
20:00

Бесплатный онлайн-вебинар Павла Ракова «Дом гармоничных отношений». Как построить крепкие отношения…

2 часа

Тренинговый Центр Павла Ракова
Павел Раков

23 сентября
Четверг,
20:00

Открытый мастер-класс по ораторскому искусству «Говори! Влияй! Больше продавай!». Практики личной…

3 дня

Ирина Шиловская
(Санкт-Петербург)

25 сентября
Суббота,
09:00

Счастливые родители — счастливые дети. он-лайн курс, продолжительность 6 месяцев

Узнать подробности

2 часа

Клуб «Благость» (Барнаул)
Марина Александрова
(Барнаул)
Ярослава Коновалова
(Барнаул)

30 сентября
Четверг,
20:00

Online-тренинг «Мастерство оратора». Постановка голоса и речи

 
Скидка 5000Р

5 недель

Школа Голоса и Речи (Санкт-Петербург)
Евгения Сергеевна Шестакова
(Санкт-Петербург)

9 октября
Суббота,
10:00

Онлайн-лекция «Как разбираться в людях? Теория Спиральной динамики»

Узнать подробности

2 часа

Центр кадровых решений «Сияние» (Новосибирск)
Наталья Васильевна Булгакова
(Новосибирск)

Коммуникативные навыки взрослых

Начало формирования коммуникативных навыков приходится на дошкольный возраст, однако процесс их преобразования, коррекции и совершенствования продолжается и во взрослом возрасте.

Коммуникативная компетентность взрослого обеспечивается совокупностью способностей. К ним относят:

Способность устанавливать контакты с другими людьми и поддерживать их;
Способность спрогнозировать ситуацию общения и ее особенности;
Способность адекватно реагировать на критические высказывания или на провоцирующее поведение;
Способность следовать заданной цели коммуникации;
Способность аргументировать свою позицию;
Способность отказать, просить;
Способность управлять взаимодействием для получения необходимой информации от собеседника;
Способность оказывать и принимать внимание, сочувствие, поддержку;
Способность идти на контакт и правильно реагировать на попытки вступления в контакт;
Способность создавать атмосферу доверия и сплочённости в рабочем коллективе, в кругу семьи или друзей.

Основы коммуникативного общения

Если человек хочет достичь высшего уровня в общении с малознакомыми личностями, если он недоволен неловкими моментами, паузами в беседе, то пришла пора обратить внимание на собственную коммуникабельность. С чего же начать?

Избавьтесь от комплексов, замкнутости, нервозности. Если это тяжело сделать самостоятельно, то обратитесь за консультацией к психологу, который найдет причины подобного поведения.

Научитесь получать удовольствие от любого общения. Принимайте с уважением мнение второй стороны, даже если оно выглядит неприемлемым.

Всесторонне развивайтесь. Коммуникабельный человек — личность, с которой интересно. Он умело поддерживает беседу на нужном уровне, уводит ее в сторону в случае необходимости, сглаживает шероховатости и даже острые углы.

Изучите человеческую психологию хотя бы в общих чертах. Чтобы научиться понимать собеседника, не реагировать бурно на спорные моменты — разберитесь в типажах, характерах, темпераментах людей. Мы все разные, и это следует принять и понять.

Улыбайтесь! Искренняя улыбка и открытый взгляд творят чудеса. Как бы вы ни были умны и эрудированны, но внешняя неприступность отпугнет, настроит против вас потенциального собеседника.

Будьте инициатором. Увидев старого знакомого — не прячьтесь. Окликните первым, не дожидаясь, пока вас узнают. Опущенные глаза свидетельствуют о нежелании общаться. Поступая так с другими, вы получите ответное «неузнавание». Берите руль управления в свои руки, если предчувствуете «раскаты грома».

Учитесь сочно и ярко преподносить информацию. Не бойтесь упасть в глазах собеседника. Холодность, недосказанность — главные враги доверительного, интересного общения.

Скажите НЕТ пессимистичному настрою. Никому не интересно утешать, наставлять упавшего духом человека. Все люди тянутся к положительному и веселому, а грусть, апатия и тоска отпугивают. Угрюмое лицо вызывает отторжение. А вот искрящийся взгляд поманит, разговорит даже самого упорного молчуна.

Исключите формальность. Ставя воображаемую стену между собой и собеседником, вы не сможете добиться желанного результата.

Постарайтесь быть артистом

Используйте жестикуляцию, играйте с интонацией — тут важно не переусердствовать, иначе рискуете прослыть фигляром.

Будьте снисходительней, терпимее, гибче. Держите под контролем эмоции

Помните, что каждый из нас — по-своему неординарная личность. Если собеседник все же раздражает, то попытайтесь найти положительные эмоции, качества, которыми обладают все люди в той или иной мере.

Станьте дипломатом. Умение лавировать в любой ситуации — беспроигрышный вариант для человека с большими амбициями.

Проецируйте успех всем своим видом. Скучного, неуверенного человека вряд ли возьмут на востребованную работу.

Научитесь убеждать. Именно убеждать, а не навязывать собственную точку зрения. Остроумный человек, умело оперирующий фактами, быстрее завоюет расположение, чем идущая напролом, агрессивная персона.

Каких ошибок следует избегать

  1. Исключите излишнюю болтливость, навязчивость, панибратство. Они способны отпугнуть собеседника.
  2. Научитесь чувствовать настроение других людей. Промолчите, если это более уместно, чем продолжение разговора.
  3. Не пытайтесь скрыть собственную некомпетентность, если таковая проявилась. Маскируя пробел в знаниях посторонней болтовней, вы рискуете выглядеть глупо и непрофессионально.
  4. Не отчаивайтесь, если испытываете затруднения в общении. Наберитесь терпения и позитива. Будьте открыты.

Как развить коммуникабельность у ребенка

Приглашайте чаще гостей. Радушно, дружелюбно их принимайте. Это лучший пример для растущей личности.

Поощряйте здоровый интерес к посторонним людям. Желание узнать, понять чужие проблемы, заботы, страхи активно развивает коммуникативные навыки.

Расширяйте кругозор. Но для этого недостаточно завалить ребенка разносторонней литературой. Родители должны развиваться и сами, чтобы грамотно вести диалог с подрастающим поколением, в профессиональной сфере, научить любимое чадо не только читать, но и запоминать, правильно применять полученные сведения.

Помогите преодолеть стеснительность. Ребенок должен запросто знакомиться на детской площадке, играть в коллективе.

Не перестарайтесь с советами

Для малыша важно умение самостоятельно принимать решения.

Научите отпрыска хранить чужие секреты — это умение пользуется уважением в любом возрасте.

Из опыта работы по созданию социального проекта

Мы разработали проект «Накормите зимних птиц».

Актуальность проекта: формирование положительного отношения к природе, развитие ответственности перед ней за свои действия.

Цель: активизировать навыки коммуникации у младших школьников, пробудить у них потребность в энергичном общении.

Задачи:

Формирование навыков коммуникации и творческих способностей;
Помочь младшим школьникам осознать важность их поведения для их жизни и жизни окружающего мира;
Осуществление совместной творческой деятельности с активной коммуникации в процессе создания кормушек.

Направленность проекта: в проекте должны принять участие ученики 3 и 4 классов, а также дети среднего дошкольного возраста.

Партнеры в проекте: учитель и воспитатели.

С помощью проекта:

  1. Ученики 3-4 классов смогли побывать в роли наставников, помогая младшим детям выполнить проект.
  2. Осуществление совместной работы по изготовлению кормушек.
  3. Формирование у детей навыков коммуникации во время совместной проектной деятельности.

Результаты проведенного исследования позволили сделать вывод, что ученики, принимающие участие в эксперименте, существенно повысили свой уровень коммуникативных навыков. Поэтому можно считать, что социальные проекты эффективны в данном направлении педагогической работы.

Коммуникативные функции

Общение между людьми – это залог продуктивного взаимодействия и комфортного сосуществования. У тебя не получится стать перспективным сотрудником при полной неспособности контактировать с коллегами и руководством. Коммуникативные навыки имеют несколько важных функций в жизни человека:

Управление деятельностью и внешним поведением.

Твое проявление на публике во многом будет зависеть от умения донести до окружения все, что хотелось бы сказать. Если действия сильно расходятся с изначальным подтекстом, значит, необходимо развивать навыки социального контакта.

Как улучшить свои социальные навыки?

Обеспечение деятельности совместно с кем-либо.

Особенно ярко эта функция проявляется в учебе или на работе. Если тебе нужно сделать проект с кем-либо в паре или команде, то без коммуникативных навыков вы даже не сумеете составить четкий план действий и распределить роли для каждого участника. Результат, как сама понимаешь, будет удручающим.

Самоутверждение и получение определенного статуса в обществе.

Здесь уже речь идет о коммуникативной компетентности. Если ты не знаешь нормы и негласные правила социального взаимодействия в той или иной среде, заявить о своем статусе в конкретном обществе будет крайне проблематично. Ведь окружение не будет правильно реагировать на поведение и проявление личностных качеств.

Отсюда и невозможность самоутверждения, влекущая за собой внутренние проблемы. Чаще всего сотрудник, не владеющий достаточным уровнем коммуникативной компетенции, что называется, не приживается в коллективе и вскоре его покидает из-за всеобщего неудобства.

Достижение комфорта в психологическом плане.

Когда ты видишь, что тебя слышат, правильно понимают в обществе и с удовольствием взаимодействуют, повышается продуктивность. Возникает желание проявлять свои качества, а работа в команде доставляет одно удовольствие.

Этому есть вполне логичное объяснение в виде психологического комфорта, который достигается путем качественного социального взаимодействия. Проще говоря, тебя слушают и воспринимают как перспективную личность. Это всегда приятно.

Удовлетворение потребности человека в социальном взаимодействии и общении.

Необходимость контактировать с себе подобными заложена у тебя в подсознании. Даже у самых закоренелых интровертов время от времени возникает желание поговорить с кем-либо. Оно является частью человеческой природы. Поэтому навыки социального контакта позволяют сделать общение максимально приятным.


Фото krakenimages on Unsplash

Основная роль коммуникации ясна. А в каких же сферах повседневной жизни она способна тебе реально помочь? Давай разберем несколько наглядных примеров.

Как улучшить коммуникативные навыки: невербальный

Источник

Смотрите в глаза, пока кто-то говорит

Это совет номер один, чтобы показать кому-то, что вы обращаете внимание на то, что они говорят. Удерживайте зрительный контакт, но не пугайтесь

Здесь тонкая грань.

Избегайте ерзания или отвлекающих движений

Не пересаживайтесь на стуле семь раз. Не открывайте и не закрывайте ручку снова и снова. Не просматривайте документы в случайном порядке во время собрания совета директоров и не переходите по вкладкам браузера во время вызова Zoom.

Сохраняйте хорошую осанку

Еще один из тех советов, который кажется очевидным, но на удивление легко не заметить. Когда я работал над овладением этим навыком невербального общения, я устанавливал будильник, который срабатывал каждые 30 минут с надписью «ПОЗА!» Большую часть времени я сутулился.

Не скрещивайте руки

Некоторые думают, что это «поза власти». В некоторых ситуациях это может быть правдой, но в других это заставляет вас выглядеть заблокированным от другого человека. Может создаться впечатление, что вам не терпится выбраться оттуда, что не способствует хорошему разговору.

Обращайте внимание на те же реплики других

Невербальные сигналы могут быть непреднамеренными, но часто и преднамеренными. Если ваш коллега не смотрит в глаза или постоянно ерзает, спросите себя, может ли это быть реакцией на то, что вы рассказываете слишком длинную историю или раздражаете его, когда они заняты.

Невербальные сигналы для улучшения коммуникации

Собеседники воспринимают друг друга не только на слух. Словесное воздействие может быть усилено или уменьшено с помощью различных невербальных сигналов. Наше тело посылает их в большом количестве, а другие люди считывают и интерпретируют их на подсознательном уровне.

Чтобы улучшить коммуникативные навыки, будет полезно овладеть приемами позитивного невербального подкрепления:

Будьте всегда чисты и опрятны: даже если одежда не совсем соответствует дресс-коду, общее впечатление от беседы будет позитивным.
Старайтесь контролировать мимику и эмоции. Выражение лица должно быть нейтрально-позитивным и реагировать изменениями в зависимости от течения беседы.
Избегайте касаться лица во время коммуникативного акта – это подсознательно воспринимается как попытка прикрыть рот, соответственно, высказывание ваше – ложное.
Научитесь «зеркалить» положение тела собеседника

Важно делать это деликатно, без излишнего рвения, чтобы не выглядеть карикатурно.
Избегайте «закрытых» поз – скрещенных рук и ног. Такое положение тела говорит о неготовности к эффективной коммуникации

В то время как открытые ладони и доброжелательная улыбка – способны расположить любого собеседника.

Упражнения для отработки навыков общения

Навыки общения необходимо постоянно тренировать. Только так вы научитесь легко и свободно общаться даже с незнакомыми людьми.

Если ваша стеснительность и робость не позволяют даже подойти к незнакомцу, то стоит обратиться за консультацией к психологу. А для отработки навыков общения помогут следующие упражнения.

Разговор с мебелью

Ежедневно рассказывайте своему столу, стулу или комнатному цветку о том, как прошел ваш день, что интересного произошло. Постарайтесь сдержать приступ хохота и серьезно отнестись к этой практике.

Такое упражнение поможет вам связно, логично и грамотно выражать свои мысли, не путаться в них, а также отрегулировать мимику и жесты. Если построить беседу с мебелью у вас не получается, то еще более удачным слушателем для данного упражнения станет питомец. Собачка или кошечка всегда будут охотно слушать рассказы своего хозяина.

Монолог перед зеркалом

Подойдите к зеркалу и начинайте вслух произносить мысли, которые приходят вам на ум. Постепенно старайтесь их логически связывать, последовательно развивая, чтобы получился интересный рассказ.

Это упражнение поможет вам понять, как вы выглядите со стороны во время беседы, научиться составлять связные предложения и наладить контакт с самим собой. Достаточно упражняться по 10 минут 2 – 3 раза в неделю.

Пересказ

Наверняка у вас есть любимый блог или сайт, который вы читаете ежедневно –  например, блог “В своем доме”. Это очень пригодится при выполнении данного упражнения. Прочитав очередную статью, постарайтесь ее пересказать максимально близко по смыслу и логике построения. Если статья очень большая, то пересказывайте постепенно, по 3-4 абзаца.

Такое упражнение развивает навык думать и говорить одновременно. Благодаря ему ваша речь станет более связной и осмысленной. Для достижения хорошего результата упражняться необходимо ежедневно.

Развитие чужой мысли

Выполнение упражнения начинается с того, что вы включаете телевизор или любое видео в сети. В течение 30 секунд слушаете говорящего, затем выключаете звук и следующие 30 секунд продолжаете его мысль.

Такая тренировка развивает гибкость ума, учит находить нестандартные решения. Упражняйтесь по 10 минут в день, и вы будете приятно удивлены результатом.

5 незнакомцев

Самая лучшая тренировка для отработки навыков общения – это само общение. Приучайте себя каждый день заводить непринужденную беседу с пятью незнакомыми людьми. Не меньше! Это могут быть случайные прохожие, у которых вы можете спросить время или уточнить маршрут, консультант в магазине, к которому вы обратитесь за советом по выбору товара… В общем, проблем с поиском незнакомцев возникнуть не должно. Они ведь окружают нас буквально повсюду. Нужно только выйти из дома.

Для отработки техники речи я рекомендую вам посмотреть интересное видео:

Факторы, тормозящие развитие коммуникативных навыков

Эффективное построение процесса взаимодействия с окружающими возможно только тогда, когда человек способен свободно выражать свои мысли и эмоции. Они должны быть понятны собеседнику. В качестве коммуникативного барьера могут выступать такие психологические особенности, как замкнутость, тревожность и стеснительность.

Помехами на пути к продуктивной коммуникации нередко служат ненужные паузы, отсутствие лёгкости в беседе и стремление к скорейшему завершению диалога. Тормозить развитие коммуникативных навыков может страх, что окружающие неправильно поймут. Некоторые люди слишком большое значение придают своей внешности из-за боязни произвести неподобающее впечатление на оппонента.

С раннего детства необходимо обучать человека умению слышать других людей, понимать их, подбирать нужные слова для разговора, правильно выстраивать линию поведения в зависимости от возникшей ситуации. В детском возрасте тормозом на пути к формированию коммуникабельности могут стать следующие факторы:

  • недостаточное общение со взрослыми;
  • сюсюканье окружающих;
  • игнорирование потребностей малыша;
  • выделение недостаточного количества времени для развития мелкой моторики;
  • переучивание леворукого ребёнка на правшу;
  • особенности физического развития, вызванные различными заболеваниями.

Советы психологов

Повысить уровень коммуникабельности можно с помощью ежедневных тренировок. Стать коммуникабельным человеком несложно. Не будьте пессимистом: окружающим намного приятнее смотреть на улыбку, чем на угрюмое лицо. Учитесь радоваться коммуникативным контактам с людьми, получайте от этого удовольствие. Сформируйте свой круг общения из позитивных, приятных и интересных собеседников

Очень важно научиться расположить к себе человека. Существует несколько правил, выполнение которых позволяет совершенствовать коммуникативные навыки

Настрой на позитив

Никогда не настраивайте себя на скучный диалог. Начинайте любой разговор с искренней улыбки. Учитесь заряжать себя прекрасным настроением, включать фантазию и импровизацию. Не детализируйте свой рассказ, избавьте собеседника от лишней и ненужной информации.

Необходимость беседы

Не следует бояться начать беседу самому, ведь придумать и развить тему для обсуждения не так уж и трудно. Старайтесь поддержать любой разговор. Поделитесь интересной историей с собеседником. Следите за его мимикой, жестами, телодвижениями. Попытайтесь заинтересовать оппонента, попробуйте взять инициативу диалога на себя.

Не стоит прятать глаза при встрече со старым знакомым и притворяться, будто не видите или не узнаёте его. Такое поведение заряжает отрицательными эмоциями. Вступите в разговор с ним сами, даже если этого совсем не хочется. Тогда вам не придётся ждать, что знакомый сам подойдёт и заговорит с вами. Выступив инициатором беседы, вы ощутите внутреннюю лёгкость.

Уважение к собеседнику

Учитесь внимательно слушать человека, не перебивайте его, не пытайтесь перекричать, резко прервать диалог, переключиться на другую тему. Даже при полной уверенности в неправоте вашего оппонента не инициируйте словесную перепалку, а лучше постарайтесь услышать противоположное мнение, иначе конструктивного диалога не получится. Во время разговора всем своим видом показывайте собеседнику свою доброжелательность и благодушие.

Борьба с нерешительностью

Наблюдайте за поведением известных политиков, телеведущих, различных творческих личностей. Ставьте себя на место своих собеседников. Даже если вы не хотите поддерживать разговор, не уходите от него и не отмалчивайтесь. Пытайтесь перед зеркалом оттачивать мастерство ведения словесных дебатов, наблюдайте за выражением собственного лица.

Актуальность визуализации

Только живое общение способствует развитию коммуникабельности. Нередко современный мегаполис отрицательно действует на психику субъекта. Ему хочется избавиться от шумной толпы, уединиться, спрятаться. Не нужно уклоняться от встреч и замыкаться в себе. Мысленно вообразите предстоящую встречу с вашим знакомым. Представьте себе, что общение проходит прекрасно. Насладитесь удачным разговором. В вашем воображении он должен принести пользу другому человеку.

Диагностика коммуникативных навыков

Оценка способности к эффективной коммуникации взрослых осуществляется прежде всего при подборе персонала в сферу деятельности, важным инструментом которой является общение. Предполагаемым кадрам предъявляется ряд психологических тестов для определения коммуникативных умений, общительности, организаторских способностей, отдельных компонентов коммуникативной компетентности.

Кроме того, диагностика коммуникативных навыков взрослых может осуществляться психологом при соответствующем запросе в условиях личных консультаций для решения различных проблем, при обследовании для выявления профессиональной ориентации и др.

Коммуникативные навыки детей диагностируются специалистом с целью выявить соответствие развития ребенка нормативному развитию и, при необходимости, составить программу психологической коррекции. Помимо этого, диагностика проводится для определения наиболее эффективного метода формирования коммуникативных умений у конкретного ребенка. Например, доказано, что коммуникативные навыки дошкольников лучше развиваются в сюжетно-ролевой игре, чем в ситуации, например, учебной деятельности или личностного общения, поскольку именно игра является ведущим видом деятельности дошкольника, а значит, именно в игре происходит эффективное научение и познание ребенком окружающего мира. Но некоторым детям эффективней будет использовать арт-терапию или сказкотерапию.

Диагностика способности эффективного общения детей осуществляется также при наличии у них нарушений в развитии с целью выявления особенностей коммуницирования. На основе этого возможно составить план адаптации ребенка в обществе, дать рекомендации родителям, выстроить коррекционный маршрут.