10 лучших композиторов мира по версии new york times

20 век: 1900 — настоящее время

Классическая музыка не умерла в 20-м веке столько, сколько заново изобрела. Ни одно направление или стиль, в частности, не доминируют, и композиторы варьируются от относительно традиционных, таких как Шостакович и Шуман, до возмутительно экспериментальных, как Карлхайнц Штокхаузен. Многие композиторы следовали доминирующему художественному стилю того периода: от импрессионизма до футуризма, от экспрессионизма до постмодернизма.Композиторы, такие как Джордж Гершвин и Эндрю Ллойд Уэббер, не только раздвинули границы классической структуры, но также могут считаться дедушками американской поп-музыки.

  • Джордж Гершвин (1898–1937)
  • Фрэнсис Пуленк (1899–1963)
  • Эдвард Кеннеди Эллингтон (1899–1974)
  • Морис Дюруфль (1902–1986)
  • Сэр Леннокс Беркли (1903–1989)
  • Эдуард Тубин (1905–1982)
  • Дмитрий Шостакович (1906–1975)
  • Оливье Мессиан (1908–1992)
  • Сэмюэль Барбер (1910–1981)
  • Уильям Ховард Шуман (1910–1992)
  • Джан Карло Менотти (1911–2007)
  • Жан Франс (1912–)
  • Бенджамин Бриттен (1913–1976)
  • Бернд Алоис Циммерманн (1918–1970)
  • Эрнест Томлинсон (1924–2015)
  • Питер Лэмб (1925–2013)
  • Карлхайнц Штокхаузен (1928–2007)
  • Уильям Матиас (1934–1992)
  • Партия Арво (1935–)
  • Джон Раттер (1945–)
  • Эндрю Ллойд Уэббер (1948–)

Михаил Иванович ГЛИНКА (1804—1857)

Михаил Иванович Глинка является основоположником русской классической музыки и первым отечественным композитором-классиком, достигшим мировой славы. Его работы, опиравшиеся на многовековые традиции русской народной музыки, были новым словом в музыкальном искусстве нашей страны.

Родился в Смоленской губернии, образование получил в Санкт-Петербурге. Формированию мировозрения и основной идеи творчества Михаила Глинки способствовало непосредственное общение с такими личностями, как А.С.Пушкин, В.А.Жуковский, А.С.Грибоедов, А.А.Дельвиг. Творческий импульс его работам добавила многолетняя поездка по Европе в начале 1830-х и встречи с ведущими композиторами времени — В.Беллини, Г.Доницетти, Ф.Мендельсоном и позже с Г.Берлиозом, Дж.Мейербером. Успех пришел к М.И.Глинке после постановки оперы «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») (1836), которая была восторженно встречена всеми, впервые в мировой музыке органично соединились русское хоровое искусство и европейская симфоническая и оперная практика, а также появился герой, подобный Сусанину, образ которого обобщает лучшие черты национального характера. В.Ф.Одоевский охарактиризовал оперу «новая стихия в Искусстве, и начинается в его истории новый период — период Русской музыки».  

Вторая опера — эпическая «Руслан и Людмила» (1842), работа над которой велась на фоне смерти Пушкина и в тяжелых жизненных условиях композитора, в силу глубоко новаторской сущности произведения, была неоднозначно встречена зрителями и властями и принесла М.И.Глинке тяжелые переживания. После этого он много путешествовал, попеременно живя в России и за рубежом, не прекращая сочинять. В его наследии остались романсы, симфонические и камерные работы. В 1990-х годах «Патриотическая песня» Михаила Глинки была официальным гимном Российской Федерации.

Цитата М.И.Глинки: «Чтобы красоту создать, надо самому быть чистым душой.»

Цитата о М.И.Глинке: «Вся русская симфоническая школа, подобно тому как весь дуб в жёлуде, заключена в симфонической фантазии «Камаринская». П.И.Чайковский

Интересный факт: Михаил Иванович Глинка не отличался крепким здоровьем, несмотря на это был очень лёгок на подъем и прекрасно знал географию, возможно, если бы он не стал композитором, то стал путешественником. Он знал шесть иностранных языков, в том числе персидский.

Классический период: 1750–1820

Это период «тяжелых нападающих» классической музыки: Моцарта, Бетховена, Паганини, Россини и т. Д., Которые подарили миру одну из величайших музыкальных произведений, когда-либо написанных. Это было время, когда музыканты возвращались к более упорядоченным формам и строгим композиционным «правилам и нормам», чтобы управлять их стремлением к музыкальному совершенству.

  • Вильгельм Фридеман Бах (1710–1784)
  • Карл Филипп Эммануил Бах (1714–1788)
  • Кристоф Виллибальд Риттер фон Глюк (1714–1787)
  • Иоганн Георг Леопольд Моцарт (1719–1787)
  • Иоганн Эрнст Бах (1722–1777)
  • Иоганн Готлиб Гольдберг (1727–1756)
  • Франц Иосиф Гайдн (1732–1806)
  • Иоганн Кристоф Фридрих Бах (1732–1795)
  • Иоганн Кристиан Бах (1735–1782)
  • Антонио Сальери (1750–1825)
  • Муцио Клементи (1752–1832)
  • Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791)
  • Франц Ксавер Суссмайр (1766–1803)
  • Бедржих Дионис Вебер (1766–1842)
  • Людвиг Ван Бетховен (1770–1827)
  • Никколо Паганини (1782–1840)
  • Карл Мария фон Вебер (1786 — 1826)
  • Джоакино Антонио Россини (1792–1868)
  • Франц Петер Шуберт (1797–1828)
  • Доменико Гаэтано Мария Доницетти (1797–1848)

Влияние классической музыки на организм человека

Наука уже давно доказала, что классическая музыка имеет расслабляющие и успокаивающие свойства. Беременным предлагают хотя бы несколько минут в день прослушивать произведение великих композиторов. Музыка классиков улучшает настроение, а положительные эмоции очень нужны молодым мамочкам. А также врачи утверждают, что ежедневное прослушивание классических композиций улучшают мозговую активность.

Ученые США проводили эксперимент с несколькими добровольцами. Им давали прослушать произведения Моцарта, а потом предлагали заниматься своими делами. Так вот, больше чем у половины испытуемых наблюдалось резкое желание рисовать, лепить или заниматься любой творческой деятельностью. На основе этих исследований психологи составили целые плей-листы с подборками классической музыки на все случаи жизни. Тут есть музыка для учебы, есть произведения для мотивации, а также есть произведения просто для улучшения настроения.

О влиянии классической музыки на организм человека давно ведутся споры. Мы считаем, что только талантливые люди могли написать музыку, которая не забылась даже после их смерти, а значит, их произведения стоит послушать хотя бы просто из уважения к композиторам. Уделяйте несколько минут в день прослушиванию классических композиций и приучайте своих детей к прекрасному.

100 великих композиторов мира

Список композиторов в хронологическом порядке

1. Жоскен Депре (1450 –1521)2. Джованни Пьерлуиджи да Палестрина (1525 –1594)3. Клаудио Монтеверди (1567 –1643)4. Генрих Шютц (1585 –1672)5. Жан Батист Люлли (1632 –1687)6. Генри Пёрселл (1658 –1695)7. Арканджело Корелли (1653 –1713)8. Антонио Вивальди (1678 –1741)9. Жан Филипп Рамо (1683 –1764)10. Георг Гендель (1685 –1759)11. Доменико Скарлатти (1685 –1757)12. Иоганн Себастьян Бах (1685 –1750)13. Кристоф Виллибальд Глюк (1713 –1787)14. Йозеф Гайдн (1732 –1809)15. Антонио Сальери (1750 –1825)16. Дмитрий Степанович Бортнянский (1751 –1825)17. Вольфганг Амадей Моцарт (1756 –1791)18. Людвиг Ван Бетховен (1770 –1826)19. Иоганн Непомук Гуммель (1778 –1837)20. Николло Паганини (1782 –1840)21. Джакомо Мейербер (1791 –1864)22. Карл Мария фон Вебер (1786 –1826)23. Джоаккино Россини (1792 –1868)24. Франц Шуберт (1797 –1828)25. Гаэтано Доницетти (1797 –1848)26. Винченцо Беллини (1801 –1835)27. Гектор Берлиоз (1803 –1869)28. Михаил Иванович Глинка (1804 –1857)29. Феликс Мендельсон-Бартольди (1809 –1847)30. Фридерик Шопен (1810 –1849)31. Роберт Шуман (1810 –1856)32. Александр Сергеевич Даргомыжский (1813 –1869)33. Ференц Лист (1811 –1886)34. Рихард Вагнер (1813 –1883)35. Джузеппе Верди (1813 –1901)36. Шарль Гуно (1818 –1893)37. Станислав Монюшко (1819 –1872)38. Жак Оффенбах (1819 –1880)39. Александр Николаевич Серов (1820 –1871)40. Сезар Франк (1822 –1890)41. Бедржих Сметана (1824 –1884)42. Антон Брукнер (1824 –1896)43. Иоганн Штраус (1825 –1899)44. Антон Григорьевич Рубинштейн (1829 –1894)45. Иоганнес Брамс (1833 –1897)46. Александр Порфирьевич Бородин (1833 –1887)47. Камиль Сен-Санс (1835 –1921)48. Лео Делиб (1836 –1891)49. Милий Алексеевич Балакирев (1837 –1910)50. Жорж Бизе (1838 –1875)51. Модест Петрович Мусоргский (1839 –1881)52. Петр Ильич Чайковский (1840 –1893)53. Антонин Дворжак (1841 –1904)54. Жюль Массне (1842 –1912)55. Эдвард Григ (1843 –1907)56. Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844 –1908)57. Габриель Форе (1845 –1924)58. Леош Яначек (1854 –1928)59. Анатолий Константинович Лядов (1855 –1914)60. Сергей Иванович Танееев (1856 –1915)61. Руджеро Леонкавалло (1857 –1919)62. Джакомо Пуччини (1858 –1924)63. Гуго Вольф (1860 –1903)64. Густав Малер (1860 –1911)65. Клод Дебюсси (1862 –1918)66. Рихард Штраус (1864 –1949)67. Александр Тихонович Гречанинов (1864 –1956)68. Александр Константинович Глазунов (1865 –1936)69. Ян Сибелиус (1865 –1957)70. Франц Легар (1870 –1945)71. Александр Николаевич Скрябин (1872 –1915)72. Сергей Васильевич Рахманинов (1873 –1943)73. Арнольд Шёнберг (1874 –1951)74. Морис Равель (1875 –1937)75. Николай Карлович Метнер (1880 –1951)76. Бела Барток (1881 –1945)77. Николай Яковлевич Мясковский (1881 –1950)78. Игорь Федорович Стравинский (1882 –1971)79. Антон Веберн (1883 –1945)80. Имре Кальман (1882 –1953)81. Альбан Берг (1885 –1935)82. Сергей Сергеевич Прокофьев (1891 –1953)83. Артур Онеггер (1892 –1955)84. Дариюс Мийо (1892 –1974)85. Карл Орф (1895 –1982)86. Пауль Хиндемит (1895 –1963)87. Джордж Гершвин (1898 –1937)88. Исаак Осипович Дунаевский (1900 –1955)89. Арам Ильич Хачатурян (1903 –1978)90. Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906 –1975)91. Тихон Николаевич Хренников ( род. в 1913 году)92. Бенджамин Бриттен (1913 –1976)93. Георгий Васильевич Свиридов (1915 –1998)94. Леонард Бернстайн (1918 –1990)95. Родион Константинович Щедрин ( род. в 1932 году)96. Кшиштоф Пендерецкий ( род. в 1933 году)97. Альфред Гариевич Шнитке (1934 –1998)98. Боб Дилан ( род. в 1941 году)99. Джон Леннон (1940–1980) и Пол Маккартни (род. в 1942 году)100. Стинг ( род. в 1951 году)

Период барокко: 1600–1750

Барокко считается поздней фазой Ренессанса, отмеченной более запутанным и даже диковинным визуальным стилем. В некотором смысле слово относится и к музыке.Композиции стали более гомофоническими, то есть основаны на одной мелодии с гармонической поддержкой, исходящей от клавишника. Тональность была разделена на мажорную и минорную. Этот период также характеризуется подъемом фуги, типа полифонической композиции, основанной на главной теме (предмете) и мелодических линиях (контрапункт), которые подражают главной теме, и опере, первая из которых была написана около 1600 г. Самым известным композитором барокко является Иоганн Себастьян Бах, которого также можно считать величайшим композитором любого периода.

  • Иероним Преторий (1560–1629)
  • Джон Доуленд (1563–1626)
  • Фрей Мануэль Кардосо (1566–1650)
  • Клаудио Джованни Антонио Монтеверди (1567–1643)
  • Томас Симпсон (1582–1628)
  • Петронио Франческини (1650–1680)
  • Арканджело Корелли (1653–1713)
  • Генри Перселл (1659–1695)
  • Алессандро Скарлатти (1660–1725)
  • Томазо Альбинони (1671–1750)
  • Антонио Лучио Вивальди (1678–1741)
  • Георг Филипп Телеманн (1681–1767)
  • Жан-Филипп Рамо (1683–1764)
  • Джузеппе Маттео Альберти (1685–1751)
  • Георг Фридрих Гендель (1685–1759)
  • Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
  • Джузеппе Доменико Скарлатти (1685–1757)
  • Иоганн Фридрих Фаш (1688–1758)
  • Жан Жак-Кристоф Наудо (1690–1762)
  • Иоганн Адольф Хассе (1699–1783)

9. Сергей Сергеевич ПРОКОФЬЕВ (1891—1953)

Сергей Сергеевич Прокофьев — один из крупнейших русских композиторов 20-го века, пианист, дирижер. 

Родился в Донецкой области, с детства приобщился к музыке. Прокофьева можно считать одним из немногих (если не единственным) русских музыкальных «вундеркиндов», с 5 лет занимался композированием, в 9 лет написал две оперы (конечно, эти произведения ещё незрелые, но показывают стремление к созиданию), в 13 лет сдал экзамены в Санкт-Петербургскую консерваторию, среди его учителей был Н.А.Римский-Корсаков. Начало профессиональной карьеры вызвало бурю критики и непонимание его индивидуального принципиально антиромантического и крайне модернистского стиля, парадокс в том, что рушив академические каноны, структура его композиций оставалась верна классическим принципам и впоследствии стала сдерживающей силой модернистского всеотрицающего скептицизма. С самого начала карьеры Прокофьев много выступал и гастролировал. В 1918 году он выехал в международное турне, в том числе приезжал в СССР, окончательно вернулся на родину в 1936 году.

Страна изменилась и «свободное» творчество Прокофьева вынуждено уступило реалиям новых требований. Талант Прокофьева расцвел с новой силой — он пишет оперы, балеты, музыку к кинофильмам — острая, волевая, предельно точная музыка с новыми образами и идеями, заложила фундамент советской классической музыки и оперы. В 1948 году произошли почти одновременно три трагических события: по подозрению в шпионаже была арестована и сослана в лагеря его первая жена-испанка; вышло Постановление Полибюро ЦК ВКП(б) в котором Прокофьев, Шостакович и другие подверглись нападкам и обвинениям в «формализме» и вреде их музыки; произошло резкое ухудшение здоровья композитора, он удалился на дачу и практически не покидал её, но продолжал сочинять. 

Одними из ярких произведений советского периода стали оперы «Война и мир», «Повесть о настоящем человеке»; балеты «Ромео и Джульетта», «Золушка», ставшие новым эталоном мировой балетной музыки; оратория «На страже мира»; музыка к фильмам «Александр Невский» и «Иван Грозный»; симфонии № 5,6,7; фортепианные работы.

Творчество Прокофьева поражает многогранностью и широтой тематики, самобытность его музыкального мышления, свежесть и своеобразие составили целую эпоху в мировой музыкальной культуре 20 века и оказали мощное воздействие на многих советских и зарубежных композиторов.

Цитата С.С.Прокофьева: 

«Может ли художник стоять в стороне от жизни?.. Я придерживаюсь того убеждения, что композитор, как и поэт, ваятель, живописец призван служить человеку и народу… Он, прежде всего, обязан быть гражданином в своём искусстве, воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему…»

«Я — проявление жизни, которая дает мне силы сопротивляться всему недуховному»

Цитата о С.С.Прокофьеве: «… все грани его музыки прекрасны. Но есть здесь одна совершенно необычная вещь. У нас у всех, видимо, бывают какие-то неудачи, сомнения, просто плохое настроение. И вот в такие минуты, даже если я не играю и не слушаю Прокофьева, а просто думаю о нем, я получаю невероятный заряд энергии, испытываю огромное желание жить, действовать» Е.Кисин 

Интересный факт: Прокофьев очень любил шахматы, и обогатил игру своими идеями и достижениями, среди которых изобретённые им «девятерные» шахматы — доска 24х24 поля с расставленными на ней девятью комплектами фигур.

Ференц Лист

Ференц Лист является одним из величайших композиторов мира. Он прожил относительно долгую и удивительно насыщенную жизнь, познал нищету и богатство, встретил любовь и столкнулся с презрением. Кроме таланта от рождения он обладал фантастической работоспособностью. Ференц Лист заслужил не только восхищение знатоков и поклонников музыки. И как композитор, и как пианист он получил всеобщее одобрение европейских критиков XIX столетия. Он создал более 1300 произведений и подобно Фредерику Шопену отдавал предпочтение произведениям для фортепиано. Блестящий пианист, Ференц Лист умел воспроизводить на рояле звучание целого оркестра, мастерски импровизировал, обладал фантастической памятью музыкальных композиций, ему не было равных в чтении нот с листа. У него был патетический стиль исполнения, что также отразилось на его музыке, эмоционально-страстной и героически-приподнятой, создающей красочные музыкальные картины и производящие неизгладимое впечатление на слушателей. Визитной карточкой композитора являются концерты для фортепиано. Одно из таких произведений «Годы странствий». А одно из наиболее известных произведений Листа — «Грезы любви»:

Композиторы 20 века

Сергей Васильевич Рахманинов

Одним из самых ярких композиторов конца 19-го — начала 20-го веков по праву считается Сергей Васильевич Рахманинов. Его музыкальный стиль основывался на традициях романтизма и существовал параллельно с авангардными течениями. Именно за индивидуальность и отсутствие аналогов его творчество было высоко оценено критиками во всем мире.

Игорь Федорович Стравинский

Второй известнейший композитор 20 века — Игорь Федорович Стравинский. Русский по происхождению, он эмигрировал во Францию, а потом США, где и проявил свой талант в полную силу. Стравинский — новатор, не боящийся экспериментировать с ритмами и стилями. В его творчестве прослеживается влияние русских традиций, элементы различных авангардных течений и неповторимый индивидуальный почерк, за что его называют «Пикассо в музыке».

Классическая музыка сейчас далеко не настолько популярна, какой она была в свой «золотой век» — с XVII по начало XX столетия, но она по-прежнему впечатляет и служит вдохновением для многих. Известные музыкальные композиторы, создавшие эти великие произведения, возможно, жили сотни лет назад, но их шедевры до сих пор остаются непревзойденными.

Джузеппе Верди

Те, кто интересуется вокальным искусством, признают, что один из самых известных композиторов, творивших в этом жанре, безусловно, Джузеппе Верди. Его оперы чаще всего ставятся на самых известных сценах по всему миру. Многие арии Верди входят в число наиболее исполняемых классических произведений.

При жизни композитор часто подвергался критике за потакание вкусам простого народа. Однако последующие поколения признали многие его произведения шедеврами мирового искусства. Они отличаются особой мелодичностью и их легко воспроизводят даже те, кто не обладает особым музыкальным слухом и певческим талантом.

Романтический период

  • Шарль-Валентин Алкан (1813–1888)
  • Антон Аренский (1861–1906)
  • Текла Бэдаржевская (1829/1834 — 1861)
  • Милий Балакирев (1837–1910)
  • Фридрих Баумфельдер (1836–1916)
  • Эми Бич (1867–1944)
  • Франц Бендель (1832–1874)
  • Уильям Стерндейл Беннетт (1816–1875)
  • Питер Бенуа (1834–1901)
  • Людвиг Бергер (1777–1839)
  • Анри Бертини (1798–1876)
  • Феликс Блюменфельд (1863–1931)
  • Чарльз Сэмюэл Бови-Лисберг (1821–1873)
  • Иоганнес Брамс (1833–1897)
  • Фридрих Бургмюллер (1806–1874)
  • Ганс фон Бюлов (1830–1894)
  • Игнасио Сервантес (1847–1905)
  • Эммануэль Шабрие (1841–1894)
  • Сесиль Шаминад (1857–1944)
  • Фредерик Шопен (1810–1849)
  • Иоганн Баптист Крамер (1771–1858)
  • Карл Черни (1791–1857)
  • Эжен д’Альбер (1864–1932)
  • Эли-Мириам Делаборд (1839–1913)
  • Чарльз Делиу (1825–1915)
  • Антон Диабелли (1781–1858)
  • Теодор Дёлер (1814–1856)
  • Александр Дрейшок (1818–1869)
  • Антонин Дворжак (1841–1904)
  • Микеле Эспозито (1855–1929)
  • Габриэль Форе (1845–1924)
  • Зденек Фибич (1850-1900)
  • Джон Филд (1782–1837)
  • Джулиан Фонтана (1810–1869)
  • Адольфо Фумагалли (1828–1856)
  • Михаил Глинка (1804–1857)
  • Анри Гобби (1842–1920)
  • Бенджамин Годар (1849–1895)
  • Луи Моро Готтшалк (1829–1869)
  • Эдвард Григ (1843–1907)
  • Корнелиус Гурлитт (1820–1901)
  • Адольф Гутманн (1819–1882)
  • Шарль-Луи Ханон (1819–1900)
  • Стивен Хеллер (1813–1888)
  • Лебедь Хеннесси (1866–1929)
  • Адольф фон Хензельт (1814–1889)
  • Анри Герц (1803–1888)
  • Франц Хитц (1828–1891)
  • Фердинанд Хиллер (1811–1885)
  • Иоганн Непомук Хуммель (1778–1837)
  • Альфред Яэль (1832–1882)
  • Мари Яэль (1846-1925)
  • Фридрих Калькбреннер (1785–1849)
  • Джозеф Кристоф Кесслер (1800–1872 гг.)
  • Теодор Киршнер (1823–1903)
  • Антон де Концкий (1817–1899)
  • Вильгельм Кухе (1823–1912)
  • Фридрих Кухлау (1786–1832)
  • Теодор Куллак (1818–1882)
  • Теодор Лак (1846–1921)
  • Ференц Лист (1811–1886)
  • Генри Литольф (1818–1891)
  • Сергей Ляпунов (1859–1924)
  • Эдвард Макдауэлл (1860–1908)
  • Дезире Магнус (1828–1884)
  • Антуан Франсуа Мармонтель (1816–1898)
  • Уильям Мейсон (1829–1908)
  • Фанни Мендельсон (1805–1847)
  • Феликс Мендельсон (1809–1847)
  • Амеде Меро (1802–1874)
  • Александр Михаловский (1851–1938)
  • Игнац Мошелес (1794–1870)
  • Мориц Мошковски (1854–1925)
  • Модест Мусоргский (1839–1881)
  • Витезслав Новак (1870–1949)
  • Джозеф О’Келли (1828–1885)
  • Артур О’Лири (1934–1919)
  • Джордж Онслоу (1784–1853)
  • Пол Пабст (1854–1897)
  • Ян Жерар Палм (1831–1906)
  • Эмиль Прудан (1817–1863)
  • Альфред Квидант (1815–1893)
  • Сергей Рахманинов (1873–1943)
  • Макс Регер (1873–1916)
  • Карл Райнеке (1824–1910)
  • Йозеф Райнбергер (1819-1901)
  • Фердинанд Рис (1784-1838)
  • Николай Римский-Корсаков (1844–1908)
  • Антон Рубинштейн (1829–1894)
  • Камиль Сен-Санс (1835–1921)
  • Ксавер Шарвенка (1850–1924)
  • Алоис Шмитт (1788–1866)
  • Франц Шуберт (1797–1828)
  • Юлиус Шульгоф (1825–1898)
  • Клара Шуман (1819–1896)
  • Роберт Шуман (1810–1856)
  • Людвиг Шитте (1848–1909)
  • Джованни Сгамбати (1841–1914)
  • Жан Сибелиус (1865–1957)
  • Бедржих Сметана (1824–1884)
  • Сидней Смит (1839–1889)
  • Чарльз Вильерс Стэнфорд (1852–1924)
  • Камилла-Мари Стамати (1811–1870)
  • Карл Таузиг (1841–1871)
  • Петр Ильич Чайковский (1840–1893)
  • Томас Теллефсен (1823–1874)
  • Сигизмонд Тальберг (1812–1871)
  • Ян Вацлав Воржишек (1791–1825)
  • Рихард Вагнер (1813–1883)
  • Карл Мария фон Вебер (1786–1826)
  • Юзеф Венявский (1837–1912)
  • Александр Зажицкий (1834–1895)
  • Владислав Желенский (1837–1921)

Известные композиторы мира

Джузеппе Франческо Верди

Сложно представить себе XIX век без музыки Джузеппе Верди, одного из классиков итальянской музыкальной культуры. Больше всего Верди стремился привнести в оперную постановку музыкальный реализм, всегда сам напрямую работал с певцами и либреттистами, вмешивался в работу дирижеров и не терпел фальшивого исполнения. Он говорил, что ему по душе все то, что прекрасно в искусстве.

Как и многие композиторы, наибольшую популярность Верди снискал благодаря созданию опер. Самые известные среди них – оперы «Отелло», «Аида», «Риголетто».

Фредерик Шопен

Самый известный польский композитор Фредерик Шопен всегда освещал в своих произведениях красоту своей родной земли и верил в ее величие в будущем. Его имя – гордость польского народа. Шопен выделяется в сфере классической музыки тем, что писал произведения только для исполнения на фортепиано, нежели другие известные композиторы с их многообразием симфоний и опер; теперь работы Шопена стали базой для творчества нынешних пианистов.

Занимался Шопен написанием фортепианных пьес, ноктюрнов, мазурок, этюдов, вальсов, полонезов и других форм, а самые известные среди них — это «Осенний вальс», Ноктюрн до диез минор, Весенняя рапсодия, Фантазия-экспромт до-диез минор.

Эдвард Григ

Знаменитый норвежский композитор и музыкальный деятель Эдвард Григ специализировался на камерно-вокальной и фортепианной музыке. На творчество Грига ощутимо повлияло наследие немецкого романтизма. Яркий и узнаваемый стиль Грига можно охарактеризовать таким направлением, как музыкальный импрессионизм.

Нередко при создании своих произведений Григ вдохновлялся народными сказаниями, мелодиями, легендами. Его творчество оказало огромное влияние на развитие норвежской музыкальной культуры и искусства в целом. Самые известные произведения композитора — это увертюра «Осенью», концерт для фортепиано с оркестром 1868 года, музыка к спектаклю «Пер Гюнт», сюита «Из времен Хольберга».

Вольфганг Амадей Моцарт

И, конечно же, самые известные композиторы всех времен не обойдутся без этого имени, которое знают даже люди, далекие от классической музыки. Австрийский композитор и виртуозный исполнитель, Моцарт создал ряд опер, концертов, сонат и симфоний, которые оказали огромное влияние на классическую музыку и, собственно, формировали ее.

Он рос вундеркиндом: научился играть на пианино в возрасте трех лет, а в пять уже создавал маленькие кусочки музыкальных произведений. Первая симфония была написана им в восьмилетнем возрасте, первая опера – в двенадцать лет. У Моцарта был феноменальный музыкальный слух и поразительные способности к игре на многих музыкальных инструментах и импровизации.

За свою жизнь Моцарт создал более шестисот музыкальных произведений, одними из самых знаменитых среди которых являются опера «Свадьба Фигаро», симфония №41 «Юпитер», 3-я часть сонаты №11 «Турецкий марш», концерт для флейты и арфы с оркестром и «Реквием» ре минор, К.626.

Послушать лучшие произведения мировой классической музыки можно в этом видео:

https://youtube.com/watch?v=L32rbXvk87k

Роберт Шуман

С не менее трагичной судьбой немецкий композитор Роберт Шуман — один из лучших композиторов романтической эры. Он создавал удивительную по красоте музыку. Чтобы получить представление о немецком романтизме XIX века, достаточно послушать «Карнавал» Роберта Шумана. Он смог вырваться из музыкальных традиций классической эры, создав свою интерпретацию романтического стиля. Роберт Шуман был одарен многими талантами, и даже долгое время не мог определиться между музыкой, поэзией, публицистикой и филологией (он был полиглотом и свободно переводил с английского, французского и итальянского). Он также был потрясающим пианистом. И все же главным призванием и страстью Шумана была музыка. В его поэтичной и глубоко-психологичной музыке музыке во многом отражается двойственность натуры композитора, порыв страсти и уход в мир грез, осознание пошлой действительности и стремление к идеалу. Один из шедевров Роберта Шумана, который просто обязан услышать каждый:

Классический период

  • Карл Филипп Эмануэль Бах (1714–1788)
  • Иоганн Христиан Бах (1735–1782)
  • Иоганн Кристоф Фридрих Бах (1732–1798)
  • Вильгельм Фридеманн Бах (1710–1784)
  • Людвиг ван Бетховен (1770–1827)
  • Муцио Клементи (1752–1832)
  • Филип Коган (1750–1833)
  • Франтишек Ксавер Душек (1731–1799)
  • Ян Ладислав Дусек (1760–1812)
  • Антон Эберл (1765–1807)
  • Джозеф Леопольд Эйблер (1765–1846)
  • Джозеф Гелинек (1758–1825)
  • Иоганн Вильгельм Хесслер (1747–1822)
  • Йозеф Гайдн (1732–1809)
  • Франц Антон Хоффмайстер (1754–1812)
  • Леопольд Козелух (1747–1818)
  • Николаус фон Круффт (1779–1818)
  • Франческа Лебрен (1756–1791)
  • Леопольд Моцарт (1719–1787)
  • Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791)
  • Игнац Плейель (1757–1831)
  • Иоганн Фридрих Райхард (1752–1814)
  • Антон Рейча (1770–1836)
  • Антонио Розетти (1750–1792)
  • Антонио Сальери (1750–1825)
  • Антонио Солер (1729–1783)
  • Фернандо Сор (1778–1839)
  • Иоганн Самуэль Шретер (1753–1788)
  • Даниэль Штайбельт (1765–1823)
  • Иоганн Баптист Ванхаль (1739–1813)
  • Даниэль Готтлоб Тюрк (1750–1813)
  • Йозеф Вёльфль (1773–1812)

Франц Лист: «Листомания» (1975)

И если вам интересно, как карьера Кена Рассела достигла своего апогея, посмотрите картину «Листомания». После успеха рок-оперы «Томми» (тоже 1975), Рассел берет Роджера Долтри из группы The Who на роль Франца Листа в попытке сравнить эффект производимый игрой Листа на дам 19 века с влиянием рок идолов на современную молодежь.

Лист Рассела воплощает в себе качества рок звезды 70-х; завершают образ костюмированные поклонницы и подтанцовка. За основу сюжета смело взят вымышленный рассказ писательницы Мари д’ Агу о ее романе с композитором.

Проект сенсационным образом превзошел ожидания даже самого режиссера: нацисты, католики, «кричащие» костюмы и непристойные реквизиты. В добавок к вышеперечисленному специфический юмор: возьмите, например, сумасшедшую сцену с поеданием банана и битвой на мечах, где Лист вступает в дуэль с графом д’Агу, или сцена с Рихардом Вагнером (Пол Николас), который возвращается к жизни в образе гитлероподобного монстра Франкенштейна при помощи скандинавского бога в исполнении Рика Уэйкмана.

Оценка: 2

Сергей Рахманинов

Потомственный дворянин стал настоящим символом русской музыки во всем мире. С. Рахманинов родился в музыкальной семье: его дед учился у Джона Фильда — известного в России композитора и педагога, отец увлекался музыкой, но не играл профессионально. Первой учительницей музыки для Сергей Рахманинова стала его мать, дочь директора Аракчеевского кадетского корпуса Петра Бутакова.

Юноша обучался в Петербургской консерватории в классе В. Демянского, в Москве у Николая Зверева, известного педагога, и в классе А. Зилоти — своего двоюродного брата, который стал известным московским пианистом. За дипломную работу (опера «Алеко») Сергей Рахманинов получил Большую золотую медаль и оценку «пять с тремя плюсами» от Петра Чайковского. Чайковский рекомендовал оперу к постановке в Большом театре.

Молодого Рахманинова московская публика знала как талантливого дирижера, пианиста и композитора. Он ездил с концертами в Канаду и Америку, Европу, занимал должность дирижера в Большом театре, возглавил художественный совет музыкального издательства.

После революции в России Рахманинов эмигрировал. Он был нетерпим к власти Советом, но не остался равнодушен к соотечественникам, так что перечислял деньги, собранные на концертах, в фонд обороны СССР и фонд Красной армии. На эти средства в СССР построили военный самолет. Композитор умер в 1943 году. Он был настолько предан своему призванию, что до последнего продолжал выступать. Последний концерт Рахманинов дал за полтора месяца до кончины.

Петр Чайковский

Пожалуй, творчество этого композитора является самым узнаваем, причем не только среди взрослых, но и среди малышей. Ведь кто не знает знаменитый «Танец маленьких лебедей»? А написал его именно Петр Ильич Чайковский.

Родился будущий гений апреля 1840 года в городе Воткинсе (Удмуртия) и уже в пять лет превосходно читал ноты и играл на фортепьяно. В юношестве он стал посещать оперный театр Санкт-Петербурга, где особенно впечатлился произведениями Глинки и Моцарта. Будучи служителем Департамента юстиции, бросил все ради «дудки», как говорили его родные. Но вклад, который внес Петр Ильич в русскую и мировую классическую музыку, настолько велик, что полностью оправдывает решение Петра Ильича Чайковского.

Скончался великий гений скоропостижно 25 марта 1893 года. По официальной версии, причиной послужила холера. Но также существует гипотеза о том, что он был отравлен. Причем многие полагают, что композитор сделал это самостоятельно, решив закончить жизнь самоубийством. Однако доподлинно это неизвестно, поэтому общественность предпочитает придерживаться первого варианта.

Русские композиторы для детей

Россия – великая страна с богатым культурным наследием и талантливым народом. Русская композиторская школа началась в 19 веке с композиторов, которые смогли объединить европейское музыкальное искусство и русский дух. Русские композиторы стремились передать в своей музыке национальное мышление. В том числе они уделили много внимания детской музыке.

Петр Чайковский

Петр Ильич Чайковский

Петр Ильич Чайковский – один из немногих русских композиторов, завоевавший небывалую всемирную славу. Его произведения «Щелкунчик» и «Лебединое озеро» знает каждый. Считается, что Чайковский раскрыл в музыке внутренний мир человека – лирическую задушевность и глубочайшую трагедию.

Детская тема проходит линией через все его творчество. В его работах есть педагогический репертуар. Он первый русский композитор, создавший для детей альбом фортепианных пьес. Это было не сложно, потому как Петр Чайковский любил и понимал детей.

Он написал много колыбельных, а в сборнике «Детский альбом» из 24 пьес отразил всю жизнь ребенка. Здесь истории о куклах, картины русской жизни и даже миниатюры, повествующие о дальних странах.

Примечательно то, что в семье композитора не было профессиональных музыкантов. Но все члены семьи очень любили музыку и часто ее слушали. Отец играл на флейте, а мать – на фортепиано и арфе. В 5 лет юный Чайковский уже освоил игру на фортепиано, а 8 лет научился превосходно играть по нотам.

Краткая биография:

  • Годы жизни: 07.05 (25.04).1840–06.11(25.10)1893.
  • Место рождения: г. Воткинск Вятской губернии (Удмуртская Республика).
  • 1849 – переехал в Алапаевск, а затем в Санкт-Петербург.
  • 1850-1859 – учеба в училище Правоведения.
  • 1859-1863 – служба в Министерстве юстиции.
  • 1862-1866 – обучение в Петербургской консерватории.
  • 1866 – профессор Московской консерватории, написание Первой симфонии «Зимние грезы».
  • 1878-1890 – оставил преподавание, написал величайшие произведения «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Щелкунчик», «Детский альбом» и многие другие.
  • 1885 – избран директором Российского музыкального общества.
  • 1893 – почетный доктор Кембриджского университета.

Николай Римский-Корсаков

Николай Андреевич Римский-Корсаков

Николай Андреевич Римский-Корсаков – талантливейший русский композитор. Его музыка пропитана любовью к родным краям, поэтому его часто называют «народным» автором. Он писал преимущественно оперы и особенно любил работать с сюжетами детских сказок. Римский-Корсаков – основоположник жанра опера-сказка.

Композитор начал музицировать очень рано – с 4 лет. Но долгое время его музыкальный талант пропадал. В детстве он больше любил читать книги. Серьезно развиваться в направлении музыки начал после знакомства с Балакиревым в возрасте 17 лет.

Самые значимые и интересные произведения для детей – это «Садко», «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане». Некоторые части последнего скоро начали исполнять отдельно. В частности, «Полет шмеля», мелодию белки и увертюру «Три чуда».

Биография кратко:

  • Годы жизни: 18.03.1844-21.06.1908.
  • Место рождения: г. Тихвин Новгородской губернии.
  • 1856 – поступление в Морской корпус в Петербурге, параллельно занимался музыкой.
  • 1861 – знакомство с М. А. Балакиревым и его кружком.
  • 1862-1865 – кругосветное путешествие.
  • 1865 – служба во флоте, музыкальное образование под руководством Балакирева, написание Первой симфонии.
  • 1865-1871 – написание крупных сочинений и романсов.
  • 1871 – профессор свободного сочинения и инструментовки в Петербургской консерватории.
  • 1873 – оставил службу во флоте и стал инспектором военных оркестров флота.
  • 1872-1896 – написание опер «Псковитянка», «Садко», «Снегурочка» и других.

Период Возрождения: 1400–1600

Слово Ренессанс означает возрождение, и этот период иллюстрируется интересом ко всему мирскому, включая греко-римскую культуру, научные исследования и путешествия в далекие страны. Композиторы также были заинтересованы в освобождении от религиозных ограничений путем секуляризации ранее религиозных форм для создания более сложных и гармоничных композиций. Это был период великой музыкальной изобретательности, как свидетельство подъема cantus firmus, хорала, французских шансонов и мадригалов. Известные композиторы включают в себя:

  • Гийом Дюфей (1400–1474)
  • Йоханнес Окегем (1420–1497)
  • Josquin Des Prez (ок. 1450–1521)
  • Александр Агрикола (ок. 1446–1506)
  • Жан Мутон (1459–1522)
  • Пьер де ла Рю (1460–1518)
  • Роберт Файрфакс (1464–1521)
  • Франсиско де Пеньялоса (ок. 1470–1528)
  • Роберт Карвер (ок. 1485–1570)
  • Климент Жанекин (1485–1558)
  • Франческо Канова да Милано (1497–1543)
  • Жак Аркадельт (ок. 1507–1568)
  • Томас Таллис (ок. 1505–1585)
  • Джованни Перлуиджи Палестрина (1525–1594)
  • Франческо Герреро (1527–1599)
  • Орландо де Лассус (1532–1594)
  • Франческо Сото де Ланга (1534–1619)
  • Джозеффо Гуами (1542–1611)
  • Уильям Берд (1549–1623)
  • Франсуа-Эсташ дю Кауррой (1549–1609)