1252,духовное путешествие в шаолинь наших дней

СОДЕРЖАНИЕ

Монахи Шаолиня демонстрируют кунг-фу.

Храм Шаолинь имеет два основных наследия: Чань (禅), который относится к буддизму Чань , религии Шаолинь, и Цюань (拳), который относится к боевым искусствам Шаолиня. В Шаолине это не отдельные дисциплины, и монахи всегда придерживались философии объединения Чань и Цюань (禅 拳 合一; chan quan he yi ). С более глубокой точки зрения Куан считается частью Чана. Как сказал покойный шаолиньский монах Суси в последние моменты своей жизни: «Шаолинь — это Чань, а не Цюань».

Что касается Quan (боевой) стороны, содержимого много. Обычная классификация содержимого:

  1. Базовые навыки (基本功; jīběn gōng ): они включают выносливость, гибкость и равновесие, которые улучшают способности тела при выполнении боевых маневров. В шаолиньском кунг-фу навыки гибкости и равновесия известны как « детские навыки » (童子 功; tóngzǐ gōng ), которые подразделяются на 18 поз.
  2. Силовые навыки (气功; qìgōng ): к ним относятся:
    • Цигуна медитация: сама Кигонг медитация имеет два типа, внутренние (内; Nei ), который находится в неподвижном состоянии медитации, и внешняя (外; Wai ), что является динамическими методами медитации , такими как Шаолинь из четырех частей упражнения ( си дуань гонг ), восемь сечения парча (八段 锦; bā duàn jǐn ), шаолиньское писание, изменяющее мышцы (易筋经; yì jīn jīng ), и другие.
    • 72 искусства: они включают 36 мягких и 36 жестких упражнений, известных как мягкий и жесткий цигун.
  3. Боевые навыки (拳法; quánfǎ , «навыки»): к ним относятся различные боевые действия ( ) с голыми руками, с оружием и с оружием в руках, а также их боевые методы (散打; sàndǎ ).

Стили

Как и в обычной системе китайских боевых искусств, боевые приемы Шаолиня преподаются через (套路; tàolù ). Формы, которые технически тесно связаны, связаны вместе и считаются одним подстилем. Их обычно называют малой и большой формами, такими как маленький и большой хунцюань, которые вместе составляют стиль шаолиньского хунцюань, и малый и большой пао-цюань и т. Д. Есть также несколько стилей с одной формой, например тайцзу чанг. кван. В самом деле, эти стили не являются законченными или автономными, это просто классификация различных форм шаолиньского кунг-фу, основанная на их техническом содержании.

Шаолиньское кунг-фу насчитывает более сотни существующих стилей. Существует документированная документация более тысячи сохранившихся форм, что делает Шаолинь самой большой школой боевых искусств в мире. Во времена династии Цин (1644–1911) монахи Шаолинь выбрали 100 лучших стилей шаолиньского кунг-фу. Затем они составили шорт-лист 18 самых известных из них. Однако каждая линия монахов Шаолиня всегда выбирала свой собственный стиль. Каждый стиль учит уникальным методам борьбы (散打; sànd ) и сохранения здоровья с помощью одной или нескольких форм . Чтобы изучить полную систему, монахи Шаолиня овладевают несколькими стилями и оружием. Самые известные стили шаолиньского кунг-фу:

Список известных стилей

  • (罗汉 十八 手; luóhàn shíbā shǒu ): известен как самый старый стиль.
  • Стиль наводнения (洪拳; hóngquán ): с малой формой (小 洪拳; xiǎo hóngquán ), известной как сын стилей, и большой формой (大 洪拳; dà hóngquán ), известной как мать стилей,
  • Взрывной стиль (炮 拳; pàoquán ): известен как король стилей,
  • Стиль проникающего оружия (通 臂 拳; tōngbìquán ),
  • 7-звездочный стиль Long Guard the Heart and Mind Gate (七星 & 长 护 心意 门 拳; qī xīng & cháng hù xīn yì mén quán ),
  • (梅花拳; méihuāquán ),
  • Стиль «Облицовка и яркое солнце» (朝 & 昭 阳 拳; cháo & zhāo yáng quán ),
  • (罗汉拳; luóhànquán ): известен как наиболее представительный стиль,
  • Стиль Ваджрапани (金刚 拳; jīn’gāngquán ),
  • Стиль императора дальнего действия (太祖 长拳; tàizǔ chángquán ): известен как самый изящный стиль,
  • Стиль 6 совпадений (六合 拳; liùhéquán ),
  • Мягкий стиль (柔 拳; róuquán ),
  • Стиль разума (心意拳; xīnyìquán )
  • Подражательные стили (象形 拳; xiàngxíngquán ) (включая Дракона, Тигра, Леопарда, Орла, Обезьяны, Богомола и т. Д.),
  • Пьяный стиль (醉拳; zuìquán ),

и многие другие стили.

Хуан Цзунси описал боевые искусства в терминах Шаолиня, или «внешних» искусств, в сравнении с Уданом или внутренними искусствами в 1669 году. С тех пор Шаолинь широко использовался как синоним того, что считается внешними китайскими боевыми искусствами, независимо от того, являются ли они конкретными. рассматриваемый стиль имеет какое-либо отношение к монастырю Шаолинь . Некоторые говорят, что нет различий между так называемыми внутренними и внешними системами китайских боевых искусств, в то время как другие известные учителя придерживаются мнения, что они разные. Например, учитель тайцзицюань У Цзяньцюань :

Против щита

Вообще говоря, тут у вас серьёзные проблемы. Но попробуем. Используйте тот факт, что противник перекрывает себе щитом часть поля зрения. Заставьте его задрать щит для защиты головы, нанеся мощный и потенциально результативный удар правым мечом. Учтите, что он сразу же пойдёт в атаку, поэтому будьте готовы её принять, но это можно сделать и одним левым мечом. Сразу же атакуйте в ногу, но он её наверняка прикроет, поэтому эту атаку желательно выполнять не в полную силу, а как финт, сразу же после которого идёт либо атака в голову, снова вынуждающая поднять щит, либо атака левым мечом, успешно отбившим контратаку чуть ранее

Обратите внимание, что противник, если он что-то из себя представляет как щитовик, будет пытаться вас задавить, запрессовать и так далее. Будьте готовы отступать, но при этом старайтесь оказаться с его правой стороны, не защищённой щитом. Одинокий меч против ваших двух не справится

Одинокий меч против ваших двух не справится.

33.Наработка пронизывания занавески

Разновидность наработки лёгкости; выработка умения прыгать вперёд с корпусом, параллельным земле (название идёт от образа ласточки, пролетающей сквозь занавеску). Сначала делается яма с песком, над которой натягивается сетка; тренирующийся стоит на помосте на расстоянии от ямы, и учится прыгать вперёд, пролетая горизонтально над землёй. Затем между ним и ямой ставят перекладину, и он учится пролетать над перекладиной. Затем перекладину заменяют на доску, которую делают всё шире, и он должен пролетать над доской. На последнем этапе тренирующийся должен пролетать сквозь деревянную рамку.

67.Когти богомола

Данный метод относится к жёсткому цигун, он направлен на укрепление внешнего ребра кисти. Из кирпичей выкладывается стопка до уровня живота, сверху кладётся бумага из коры тутовника в три цуня толщиной, по которой наносятся вертикальные удары сверху вниз внешним ребром ладони. Год спустя уже можно будет ударом ладони расколоть в стопке кирпич-другой. Когда сможешь одним ударом расколоть все кирпичи в стопке сразу, то стопку сооружают снова до той же высоты, но кладут на два кирпича меньше, заменяя их соответствующим слоем бумаги, и наработку продолжают. Так постепенно уменьшают число кирпичей и увеличивают слой бумаги, пока не сможешь расколоть ударом ладони кирпич сквозь бумагу толщиной в два чи; таким образом натренировывается янское усилие. Затем переходят к натренировыванию иньского усилия: берётся черепица, ставится вертикально (фиксируясь парой кирпичей, чтобы не падала), и её разбивают ударом ладони. Поначалу черепица будет просто падать от удара ладонью, но постепенно можно научиться отсекать от неё уголки. После этого подпирающие кирпичи убирают, и нужно научиться отсечь от свободно стоящей черепицы уголок так, чтобы она не шелохнулась. После этого учатся отсекать уголки от кирпичей так, чтобы они не сдвигались.

36 ступеней Шаолиня

Этот комплекс был разделен на 36 этапов и назывался 36 залов. После каждого этапа ученик должен был сдавать экзамен.

  • В первых залах изучались боевые стойки и передвижения.
  • Во вторых залах – удары руками.
  • В третьих – ногами.

На следующих этапах монах совершенствовался как боец со всеми видами холодного оружия.
Покинуть монастырь стало почти невозможным. Для этого нужно было пройти 13 застав – особых преград на пути, для тех, кто пожелает уйти из монастыря. Каждая застава охранялась опытными монахами – профессиональными бойцами Шаолинь.

Монахи пожелавшие покинуть монастырь должны были помериться силами со стражами и дойти до центральных ворот. Они назывались горные врата. Правила гласили – тем, кому не удастся дойти до них с первого раза – навсегда останутся в монастыре. Поэтому желающих покинуть монастырь убавилось во много раз. А кому удавалось это сделать, были настоящие монахи Шаолинь, за которых не было бы стыдно.

История

В этом месте ещё в начале V века появился даосский монастырь, где обитал Коу Цяньчжи, однако позднее после гонений на даосизм монастырь заняли буддисты.

В 620 году 13 шаолиньских монахов помогли Ли Шиминю (李世民, 599—649) удержаться на престоле, и монастырь получил высочайшее соизволение содержать монашеское войско. Таким образом Шаолинь оказался краеугольным камнем в восстановлении династии и прославился как центр боевых искусств.

В 1928 году военачальник Ши Юсань поджёг монастырь Шаолинь. Были уничтожены уникальные письменные источники, например, такие, как трактат Чжан Саньфэнa, считавшегося источником Тайцзицюань. В то время в храме уже не было мастеров.

Позднее, сыну мастера Цзи Циня У Шаньлиню будет предложено вернуться для возрождения самобытной культуры и традиционных знаний Шаолиня. В тот период он оставался в монастыре и обучал монахов в течение трёх лет. Таким образом, последние мастера Шаолиня получили свои знания от него.

В связи с тем, что монастырь пролежал в руинах почти полвека, возникли проблемы с возвращением монастырю его традиций (так, после Второй мировой войны на развалинах монастыря жило всего семь монахов, из которых лишь трое были знакомы с шаолиньскими боевыми искусствами). Поэтому власти Китая привлекли к возрождению монастыря многих народных мастеров ушу, хоть как-то знакомых с традицией Шаолиня.

После выхода в 1982 году на экраны художественного фильма «Храм Шаолиня» по Китаю прокатилась волна популярности Шаолиня, и в монастырь пришло много новых молодых послушников, искренне тренировавшихся и изучавших буддизм.

В 1986 году настоятелем монастыря был официально утверждён Синчжэн (мирские фамилия и имя — Ли Тайбао), который с 1951 года на общественных началах исполнял должность хранителя монастыря, однако в 1987 году он скончался. После его смерти всеобщим голосованием чань-буддистского сообщества Ши Юнсин был утверждён в должности настоятеля Суншаньского Шаолиньского монастыря.

Многие школы боевых искусств восходят к Шаолиню. Среди школ, заявляющих о своём духовном родстве с Шаолинем, известны китайская школа Шаолинь цюань и японская Сёриндзи-кэмпо.

Популярность Шаолиня в массовой культуре привела к тому, что монастырь сильно разросся, большие средства были вложены в благоустройство региона и индустрию туризма. В монастыре и вокруг него существует большое число коммерческих школ боевых искусств, рассчитанных на иностранных туристов.

В 1994 году шаолиньским монахом в 34-м поколении Ши Яньмином в США был основан шаолиньский храм. В этом храме широкому кругу людей преподаётся философия чань-буддизма посредством боевых искусств или медитативных техник, таких как: кунг–фу, тайцзицюань и цигун. Среди учеников присутствуют такие известные личности, как Уэсли Снайпс и RZA.

В 1999 году ученик Настоятеля Суншаньского Шаолиньского монастыря Ши Юнсина Рогов Вячеслав Михайлович (Буддийское имя Ши Янвэй 释 延 威) основал официальное представительство Шаолиньского монастыря в России. В 2017 году открылся комплекс Территория Дзэн в основу которого легли все чаньские принципы образа жизни. С благословения Настоятеля монастыря ведущие монахи проводят в нем обучающие семинары и ретриты.

В 2011 году шаолиньским усеном (воином-монахом) Ши Янбином в России была основана школа цигун и кунг фу Шаолиня. В этой школе широкому кругу людей преподаются боевые искусства и медитативные техники, таких как: кунгфу, тайцзицюань и цигун.

Это интересно: 10 детских фактов — рассмотрим суть

Приёмы

Тактически нет никакой сложности в работе двумя мечами. Технически это сложно только поначалу, причём не только для новичков: вы можете уметь прилично фехтовать, но первый раз взяв в руки два меча, скорее всего, столкнётесь с некоторым собственным ступором. Ничего страшного, он вполне преодолим.

Не старайтесь одновременно бить двумя мечами. Лучше по очереди, их так труднее отбить.

С защитной дагой на второй линии обороны всё просто.

Дага нужна для того, чтобы преимущественно кистевыми движениями выводить уколы из вашего силуэта. Если противник решает сделать выпад, игнорирующий ваш длинный меч (это может быть результатом успешной провокации), то вы можете отбить его выпад дагой и, с минимальным разрывом по времени, провести стремительную контратаку длинным мечом. В большинстве случаев противник будет пытаться сначала что-то сделать с вашей рапирой, и его атака, скорее всего, будет ослаблена взаимодействием с ней – её взять дагой достаточно просто.

Рекомендую для начала просто встать с партнёром, выдать ему шпагу, самому взять дагу в левую руку, правую без оружия выставить вперёд и пробовать отбивать его уколы именно дагой. Потом добавьте оружие и переходите к контратакам.

С атакующим коротким мечом всё несколько более разнообразно, но тоже достаточно просто.

Для начала рекомендую освоить ножницы: приём вражеского удара на два своих скрещенных клинка. Ножницы можно и нужно научиться ставить под любым углом. После фиксации вражеской атаки один меч, обычно короткий, продолжает контролировать оружие противника, а другим наносится контратака.

Пробуйте одним мечом парировать удар или сразу же захватывать выставленное оружие противника для увода его в сторону, а другим тут же атаковать. Интересно работают последовательные атаки с разных сторон и на разных уровнях, их сложно взять.

15.Наработка бумажного паруса

Это специальная тренировка кулаков, имеющая как жёсткую, так и мягкую составляющие.

Сначала делается специальный стол длиной в два чжана, шириной в три чи и высотой в три с половиной чи. Вдоль коротких сторон столешницы жёстко прибиваются две доски, пространство между ними выкладывается досками шириной в три чи, которые в перерывах между тренировками можно убирать. «Бумажный парус» — это пачка листов старой бумаги, перевязанная посередине верёвкой с длинным концом, за который верёвку можно держать; ширина пачки — порядка двух чи, длина — более двух чи.

Метод тренировки таков: встать возле короткой стороны стола, «бумажный парус» положить на стол сверху так, чтобы расстояние до солнечного сплетения было меньше одного кулака. Правая рука сжимается в кулак, левая рука держит верёвку за конец. Затем правая рука изо всех сил наносит удар по «бумажному парусу». Поначалу он почти не будет двигаться, затем он будет в результате ударов отскакивать назад. Когда «бумажный парус» от удара отскакивает назад — левая рука за верёвку возвращает его на исходное место. Так следует тренироваться утром и вечером; можно тренировать как одну руку, так и обе руки.

Начинающий использует «бумажный парус» весом в двадцать цзиней. Когда он для руки будет уже казаться лёгким, то в середине проделывают отверстие, и добавляют туда утяжеление, постепенно доводя вес «бумажного паруса» до ста цзиней.

Следующий этап тренировки заключается в том, что из покрытия стола убирают одну доску, в результате чего там образуется щель. При тренировке вышеописанным методом, когда «бумажный парус» долетит до щели — он остановится; нужно тренироваться так, чтобы он перелетал через щель на другой её край (дёргать за верёвку нужно так, чтобы он перелетал обратно). Когда это будет наработано — убирают следующую доску. В итоге щель будет равна всей поверхности стола, а «бумажный парус» от ударов и рывков будет летать от края до края.

Философия монастыря Шаолинь

В основе лежат учения Дамо, которые приветствуют мужество, доблесть. До появления учения Бодхидхарма, боевые навыки использовались, чтобы уничтожать, грабить. Только после появления Дамо, боевое искусство стало рассматриваться как один из видов духовного развития, самозащита, защита более слабых.

Монах, он же воин Шаолиня, обязан:

  • защищать себя, но не убивать врага;
  • использовать только во благо навыки и знания, полученные по анатомии и медицине (достаточно воздействовать на точку, чтобы вырубить врага).

Жители монастыря и сам Шаолинь часто подвергались нашествиям. Только в таком случае монах мог убивать незванного гостя. Поэтому разбойники часто обходили стороной Шаолинь из-за боязни быть уничтоженным без применения оружия. Истории известны случаи, когда бандиты боялись монахов больше, чем вооруженных солдат. Это объясняется тем, что однажды один монах смог противостоять отряду вооруженных солдат, после чего остался жив.

Но боевые способности никогда не были основой философии. Больше внимания уделяется духовному развитию и соблюдению некоторых заповедей:

  • монах никогда не нападает первым;
  • монах не может драться с другим монахом;
  • шаолинцы не являются воинами;
  • все знания и навыки используются только для самозащиты.

В подтверждение перед главным входом стоит памятник монаху во весь рост. Надпись на нем гласит, что монахи пришли с миром, никому не желают зла, но способны защитить себя.

Как живут монахи Шаолиня

По некоторым данным, на сегодняшний день в монастыре Шаолинь живут всего 100 настоящих монахов, которые довольно редко выходят пообщаться с туристами. Почти всё своё свободное время они медитируют, тренируются и молятся. Увидеть, как они это делают, не так-то просто — требуется особое разрешение. Примечательно, что монахов из России в Шаолине пока ещё нет.

Все работы по обеспечению жизни монастыря выполняются послушниками: они благоустраивают дворы и занимаются другими видами хозяйственной деятельности, присутствуют на службах. Им также не запрещено общаться с многочисленными туристами. Некоторые из них по вечерам, снимая монашеские одежды, выезжают в город, чтобы развлечься.

Каждый день шаолиньских монахов ждут изнуряющие физические тренировки, которые закаляют их дух и укрепляют силу воли. Вся жизнь обитателей монастыря тесно связана с постоянным совершенствованием тела, овладением боевыми искусствами и молитвами — эти традиции остаются неизменными вот уже несколько сотен лет.

Монахи Шаолиня просыпаются в 5 часов утра и вне зависимости от возраста и погоды собираются на площадке у храма, чтобы предаться двухчасовой коллективной медитации. Из старейшин всегда выбираются 10 смотрителей, которые пристально следят, чтобы новички случайно не заснули. В противном случае нарушитель «награждается» ударами палкой, при этом он должен обязательно поблагодарить смотрителя за оказанную помощь.

После духовного насыщения наступает время гимнастики для развития гибкости. Растяжка по-шаолиньски — это довольно сложный и тяжелый комплекс упражнений, который для неподготовленного человека может оказаться непосильным.

По окончании своей необычной зарядки все монахи приходят в храм, там они выслушивают проповеди о жизненном пути и предназначении, а затем опять переходят к тренировкам: выполняют гимнастические упражнения, которые способствуют развитию мышц и увеличению силы.

Далее начинаются занятия по овладению боевыми искусствами. Новички изучают 5 основных стилей: Дракон, Тигр, Змея, Леопард и Богомол. Каждый из них необходим для совершенствования определенных качеств. Обучение этим стилям длится 3 года, после чего ученику присваивается ранг воина и определенный пояс — своеобразный аналог поясов в карате или дзюдо. Став монахом-воином, адепт начинает усложненные и очень жесткие тренировки, осваивая весь комплекс, состоящий из 170 специальных техник.

Все физические занятия заканчиваются к 14 часам дня. Только тогда монах может приступить к приёму пищи, а затем ему даётся 1 час для личных нужд. После этого небольшого перерыва опять начинаются занятия, но уже в залах, где проводятся тренировки «в полную силу» со старейшинами монастыря. Помимо боевых искусств монахи изучают медицину и методы воздействия на болевые точки.

Ужин в монастыре начинается в 7 часов вечера, после него монахи и послушники могут заняться своими личными делами. Кто-то посвящает это время наукам или языкам, кто-то дополнительным тренировкам, а кто-то и вполне привычным нам развлечениям. Жители Шаолиня вовсе не изолированы от внешнего мира. В монастыре есть телевизор, и обитатели монастыря регулярно смотрят новости. На это специально выделяется время — 2-3 раза в неделю по одному часу. В монастыре также есть читальный зал, где всегда есть свежие газеты и книги.

Как медитируют тибетские монахи

Техническое оборудование XXI в. позволило профессору нью-йоркского университета Зорану Йосиповичу провести исследования работы мозга во время медитации. Эти эксперименты показали, что состояние гармонии было достигнуто в момент активизации внешней и внутренней сети. Внешняя отвечает за связь с миром, а внутренняя – с самим собой.

До исследования профессора считалось, что занимаясь повседневными делами, человек использует внешнюю сеть. Внутренняя – работает в состоянии покоя. И что мозг способен лишь к попеременной их работе.

Следующий шаг – погружение в медитацию

Важно принять правильную позу и освободить сознание от мыслей

Медитация – состояние при полном расслаблении, при котором энергия как бы стоит на месте и не стремится ни в будущее, ни в прошлое. Она окутывает и наполняет силой. Тело и ум как будто погружаются в тепло. И оно настолько переполняет человека, что переходит в состояние благодарности всему и всем, здесь и сейчас. Медитация бывает:

  1. Однонаправленная – концентрация на чём-то одном. К примеру, по первости монахи медитируют на маленькую жёлтую фигурку Будды и выделяют на это пару лет для полного освоения навыка. Будду визуализируют тяжёлым, для более стойкого удержания предметом;
  2. Аналитическая – повышение уровня осознанности и принятия момента здесь и сейчас.

Китайский монах Ву Кхак Минь

Нетленный китайский монах

В 1979 году в китайской провинции Сычуань, в труднодоступном месте, археологами были найдены руины древнего монастыря, предположительно 3 века нашей эры. Но самое удивительное, что к монастырю со всех сторон примыкают подземные катакомбы, которые гораздо старше монастыря. Они представляют собой сеть подземных коридоров, камер, которые замурованы стенами. Неудивительно, что археологи периодически открывают все новые и новые отсеки катакомб и находят в них человеческие останки и разнообразные ритуальные предметы.

То, что они увидели, было невероятно! В камере, в позе лотоса, сидели два монаха в истлевшей одежде, а неподалеку лежала собака. Люди были как живые, их тела совершенно не разложились, кожа была эластичная, все части тела на месте, не было даже запаха гниения, как будто монахи уснули или только что скончались!

Поднимать тела на поверхность исследователи не решились, боясь, что под воздействием воздуха они быстро начнут портиться. Было решено взять частички тел на анализ на месте. Как только скальпель прорезал кожу монахов, ученые застыли в ужасе — на поверхности появились капельки крови, как будто они резали живого человека!

Срочно было проведено обследование тел, которое показало, что у «трупов» температура тела составляет 17 градусов Цельсия (что гораздо выше, чем температура в подземелье), а сердце бьется! Правда, удары его редкие — один раз в несколько минут. Получается, что хоть медленно, но сердце гнало кровь по сосудам, а легкие дышали.

Выходит, что два монаха и собака несколько тысяч лет, находясь в состоянии летаргического сна, просидели в наглухо закупоренной камере, довольствуясь небольшим количеством находящегося внутри кислорода.

Ученые подумали, что есть возможность вывести их из состояния спячки. Эксперимент решили провести на собаке, ей через аппарат искусственного дыхания дали кислород. Реанимация удалась: у животного появились признаки возвращения к жизни, она задрожала, задергала лапами, открыла глаза, заскулила, но спустя несколько минут умерла. Вскоре, как и положено, появились признаки разложения.

С монахами подобное решили не проводить, камеру вновь замуровали до того момента, пока ученые до мелочей изучат ситуацию и найдут способ ее решения.

На сегодняшний момент известно, что один из монахов — настоятель храма того времени Ву Кхак Минь.

Сейчас больше всего ученых интересует жидкость, следы которой были обнаружены на сосуде, стоявшем неподалеку от тел. Ее частички обнаружены во рту монахов и на морде собаки. Это была жидкость коричневатого цвета. Ученые предполагают, что это был знаменитый древний эликсир бессмертия, который выпили монахи и собака, после чего уснули навечно.

Вечерние тренировки

По окончании свободного часа монахи Шаолинь вновь занимаются совершенствованием своего тела и разума. В это время они находятся в специальных залах, где их обучают старшие воины. Здесь происходят спарринги в полную силу, с использованием разного оружия. Старшие мастера обучают не только правилам ведения боя и владению орудиями, они показывают техники воздействия на болевые точки, а также знакомят с медицинскими приемами. Упражнения монахов Шаолинь включают отработку основных ударов, стоек и блоков. Новички должны не меньше трех лет тщательно их осваивать. Например, нужно совершенствовать «искусство пальца», которое дает возможность пробивать любую преграду одним лишь пальцем. Данное умение начинается с монотонных ударов в пшено, затем в песок и гравий. Нужно нанести 3800 тычков. После этого удары наносятся уже в железные опилки. Число тычков составляет 9 тысяч. Итог освоения навыка — образование мозоли и атрофирование нервных окончаний. Палец теперь носит название «железный». Еще одним из многочисленных упражнений является способность наносить удары энергией. Те монахи, которые освоили азы мастерства, объединяются в группы по четыре человека, во главе которых стоит наставник. Так воины совершенствуют свои навыки еще несколько лет.

После изнурительных тренировок в семь вечера послушников ожидает ужин, после которого можно немного отдохнуть или заняться своими делами. Чаще всего все воины совершенствуются до глубокой ночи.

Через 10-15 лет изучения искусства Шаолиня монахи сдают экзамен, который включает в себя теоретическую и практическую части. На первом этапе послушники демонстрируют свои знания по истории храма, каноническим книгам, воинскому искусству. Далее проводятся спарринги с использованием разных видов оружия. Предания рассказывают об испытании, которое заключается в прохождении темного коридора со ста восемью манекенами. Последние приводились в действие специальными механизмами. Манекены наносили удары, идущий должен был уклониться или ответить. Двигаться по коридорам нужно было очень быстро. У выхода стоял большой треножник с углями, который нужно было переставить. При успешном прохождении всех испытаний на предплечьях монаха выжигались изображения дракона и тигра. Они являлись доказательствами мастерства владельца.

Сколько живут монахи Шаолиня

Каждый человек мечтает прожить долгую, счастливую жизнь до глубокой старости. Но мирские проблемы, стрессы, неполноценное питание, вредные привычки значительно сокращают продолжительность жизни. Это никак не относится к мужчинам монашеского происхождения. Почти все они живут долго, сохраняя здравый ум, ясную память и возможность вести активную жизнь.

Этому есть вполне разумное объяснение, которое заключено в некоторых внутренних правилах монастыря:

  • ежедневные уборки в собственных кельях с проветриванием и увлажнением;
  • полное отсутствие пыли;
  • умиротворенная обстановка в жилище, отсутствие ненужных вещей;
  • полное исключение скандалов, стрессов;
  • благоприятная атмосфера в доме и в общении;
  • скромное, умеренное питание, минимальное потребление мяса, приготовленного на пару;
  • полное отсутствие алкоголя;
  • свободные одежды, не препятствующие движению;
  • соблюдение режима дня;
  • ежедневная дыхательная гимнастика;
  • регулярные, но умеренные физические нагрузки.

Для мирян могут показаться довольно строгими такие ограничения. Но монахи быстро становятся почитателями такого образа жизни. Однако они не лишены многих благ цивилизации. В монастыре есть телевизоры, практически каждый имеет мобильный телефон, многие ездят на автомобилях, проходят обучения в вузах. Находясь вне монастыря, каждый из них строго соблюдает тот образ жизни, который он вел ранее. Может быть в этом кроется феномен долголетия.

Особенности монастыря

Переместимся в Китай, в провинцию Хэнань. На полуторакилометровой высоте громоздится горный хребет Суньшань. С давних времен это место обладало особой, почти магической силой, поэтому сюда съезжались люди с просьбами о здоровье, урожае, удаче и с исповедями.

Сейчас на  западе хребта возвышается целый комплекс храмов. Это и есть известный шаолиньский монастырь, который славится многовековой традицией преподавания и практики боевого искусства.

Этимология названия предельно проста: «шао» восходит к горе под именем Шаоши, на которой находится храм, а «линь» в переводе – «лес». Вот и получается, что Шаолинь – «лесной монастырь горы Шаоши».

Удивительные способности монахов поражают воображение, слава об их силе и выносливости разлетается по всему миру. Они прекрасно умеют управлять своим телом и духом, иногда «ломая» все физические законы.

Им помогают беспрестанные тренировки, практики, самоконтроль и энергия Ци, в которой заключается секрет гармоничных отношений с природой и всем живым. Эта энергия помогает искусно освоить боевые техники и совершать невероятные трюки.

Особую известность на Западе центр боевых искусств получил благодаря развитию кинематографа, а конкретнее – благодаря популярному фильму «Храм Шаолинь», который вышел в мировой прокат в 1982 г. Позже он «засветился» в некоторых сериалах, документальных фильмах, передачах для путешественников.

Сейчас каждый год в китайскую провинцию стекаются тысячи туристов, чтобы прикоснуться к азам бойцовского мастерства.

Это интересно: 1250,Дунгане (народ)

Ресницы Дамо, или Места, неподвластные компартии

За разговорами незаметно наступает обеденное время. Девушка из администрации, назвавшаяся явно для гостя из России Лизой, приглашает нас с фотографом в столовую. «Вы дозвонились до настоятеля?» — «Нет». Мы проходим мимо кунгфуистов, которые все как один хлебают из пиал лапшу — увлеченно и самозабвенно, с характерными звуками всасывают ее, помогая себе палочками. Нас же ждут в отдельном кабинете, где стол ломится от еды. Традиционный китайский стол — с двумя поверхностями: на нижней, более широкой, едят, на верхнюю, крутящуюся, выставляют блюда — лягушачьи лапки, маринованных медуз, карпа под остро-сладким соусом, спаржу и многое другое. «Неужели это бизнес-ланч?» — интересуюсь я. «Нет, к директору администрации (он справа от вас), — поясняет Лиза, — приехали друзья. Этот обед в их честь». Каждому участнику обеда наливают в стаканы теплую желтую жидкость — чай. Я вспоминаю легенду о патриархе буддизма Бодхидхарме, известном в Китае под именем Дамо, который где-то в VI веке прибыл в Китай из Индии и осел в Шаолине, причем в прямом смысле слова. Обратившись лицом к стене, он провел в сидячей медитации девять лет и лишь однажды заснул. Оконфузившись, Дамо выдрал себе ресницы, а Будда подобрал их, посадил в землю и вырастил чай, который с тех пор пьют монахи во время медитаций. «Да, его собрали здесь в горах, — загадочно улыбается Лиза. — Он повышает тонус и очень полезен для зрения». Кстати, Дамо, по той же легенде, закончив сидеть, не смог встать, но с помощью особого комплекса упражнений привел себя в норму, а потом завещал монахам совмещать духовные практики с физическими упражнениями. Которыми я и поспешил заняться, вдохновленный обедом и чаем

«Тренировки обычно начинаются с позиции стоя, со сложенными перед грудью руками. — Мастер Гуанчэн приступает к демонстрации умений. — Это позволяет сконцентрировать внимание. А теперь попробуйте повторить за мной упражнение, которое называется «удар ногой в небо»

Мастер делает стойку на одной ноге, а другую подтягивает к голове и полностью выпрямляет, замерев в такой позиции. Разумеется, повторить у меня не получается. Далее кунгфуисты увлеченно рассказывают, в чем особенности шаолиньского стиля, как они тренируются с различными видами оружия. А я меж тем замечаю, что металлические пластины, которые разлетаются на осколки во время шоу, оказываются из какого-то хрупкого сплава, стекла, пробиваемые иглами, — из пластика, а мечи и алебарды — из жести.

Выступления и бои монахов Шаолиня

Воины монастыря не так часто демонстрируют обычным людям искусство владения телом, которое основано на старинных духовных практиках. В основном выступление монахов Шаолиня можно наблюдать на территории самого храма. Их проводят для привлечения внимания к искусству боя. Но иногда ученики Шаолиня выезжают в другие страны. Так, в 2015 году в Латвии проводилась демонстрация уникальных навыков буддистских воинов. В Москве также периодически выступают мастера легендарного храма, показывая умелое владение разным оружием и боевыми стилями.

Монахи Шаолинь на ринге тоже периодически появляются. Битвы проводятся между учениками разных боевых школ. Древние традиции не поощряют показные бои, но современный мир требует более плотного ознакомления с тайнами искусства. Так, одним из известных воинов является Лю Илун, который был участником ряда соревнований со спортсменами разных стилей. Но принадлежность мастера к настоящему искусству Шаолинь не доказана, скорее всего, он проходил обучение на территории монастыря в одной из множества школ. После боя выигранные деньги должны быть переданы монастырю.

20.Накидка золотого колокола

Жёсткий цигун, направленный на защиту всего тела полностью. Метод очень нелёгкий, для достижения мастерства требуется порядка десяти лет, занимались им немногие. Фактически это — соединение воедино четырёх других искусств: «наработка вскрывания сути», «наработка спины черепахи», «наработка железного быка» и «наработка железной рубашки».

Сначала из старой ткани сворачивается матерчатая колотушка, которой производится набивка всего тела от головы до пят, сила ударов постепенно увеличивается. Поначалу от такой наработки ощущается боль, со временем она проходит. Затем колотушку заменяют на деревянную, потом — на железную. Когда и от железной колотушки не будет ощущаться боли — можно переходить к тренировке «наработки вскрывания сути», «наработки спины черепахи» и «наработки железного быка»; эти три вида наработки можно практиковать параллельно. Год спустя к ним добавляется «наработка железной рубашки». Во время занятий «наработкой железной рубашки» нужно ещё заниматься «наработкой железной головы», чтобы тело не боялось принимать удары ни на одну часть. Вся эта наработка сочетается с использованием специальных медицинских препаратов.