Содержание
- «Дора»
- Faule Mette («Ленивая Метта»)
- Супер идея Адольфа Гитлера
- Little David («Маленький Давид»)
- Хортен Ho 229
- Идея-фикс
- Гнев фюрера и новые планы
- Сухопутный крейсер P. 1500 «Монстр»
- Вес снарядов пушки Дора
- Радиоуправляемая бомба Фритц-Х
- Летающие тарелки фюрера
- «Большая Берта» (Dicke Bertha)
- Воспоминания участников событий
- Почему лучники всегда выпускали стрелы залпом в сражении
- Сверхдальности или сверхвысоты?
- Железнодорожное орудие Дора
- Миномёт «Ока»
- Гаубица «Сен-Шамон»
- Проблемы, связанные с использованием орудия
«Дора»
Без сомнений, «Дора» — самая мощная пушка в мире. По утверждению Манштейна, в ходе осады Севастополя она одним лишь выстрелом уничтожила склад боеприпасов, укрытый в скалах на глубине 30 метров. Однако эта информация, скорее всего, недостоверная: немецким артиллеристам не удалось обеспечить даже минимальной точности, а большинство снарядов попросту упало в море.
Длина огромного ствола «Доры» – 32,5 метра, длина всей установки еще больше – 47,3 метра. Для перевозки этой громадины требовалось несколько железнодорожных составов, что не удивительно , ведь масса всей установки составляла 1350 тонн. Было построено два таких артиллерийских орудия, калибр каждого из которых составлял 807 мм.
Орудие планировалось использовать еще во французской кампании, однако, боевое крещение оно получило лишь в 1942 году при осаде Севастополя. Несмотря на фантастические характеристики, боевая эффективность «Доры» оставляла желать лучшего: для ее обслуживания требовалось 3-6 недель подготовки и 4000 человек. По сей день «Дора» — самая большая пушка в мире.
«Базилика» разрушилась из-за чрезмерно интенсивной стрельбы, но успела сыграть свою историческую роль
Faule Mette («Ленивая Метта»)
«Ленивая Метта» представляет собой орудие внушительного калибра, которое за один выстрел расходовало порядка 30 килограммов пороха. Эту пушку, предназначенную для стрельбы каменными ядрами, создали в начале XV века работники под руководством мастера Хеннинга Буссеншутте. В связи с тем, что ни одного орудия до наших дней не сохранилось, мы можем озвучить лишь примерные его характеристики: калибр – 67-80 см, вес – 9 тонн, масса выстрела – до 430 кг. Возможно, это не была самая большая пушка тех лет, но она выглядела очень серьезным козырем при осаде укрепленных позиций.
Немецкое орудие «Большая Берта» на мобильном лафете
Супер идея Адольфа Гитлера
Толстый Густав
В конце 30-х годов лидер нацистов Адольф Гитлер решил удивить весь мир. Он дал поручение дирекции одного из известных заводов фирмы Friedrich Krupp», разработать супер мощную артиллерийскую установку. С ее помощью фюрер планировал разрушить оборонительные укрепления на границе с Францией, так называемую «линию Мажино», а также пограничные форты на бельгийской границе.
Концерн «Friedrich Krupp» был лидером военно-промышленного комплекса Германии, его глава Густав Крупп был пособником нацистов и поэтому сразу приступил к выполнению заказа. Группу конструкторов-разработчиков возглавил Эрих Мюллер, который считался мастером своего дела в военной отрасли. Как только проектная часть была завершена, завод принялся за изготовления двух супер-гигантов.
Little David («Маленький Давид»)
Мортира Little David была спроектирована и построена в США во разгар Второй мировой войны и предназначалась для использования в войне с Японией. Калибр – рекордные 914 миллиметров. Даже такие большие пушки, как «Дора» или «Карл», уступают по этому параметру «маленькому Дэвиду» . Впрочем, о «Доре» мы будем говорить позже. Масса снаряда, выстреливаемого американской мортирой, составляла 1678 кг, а после разрыва такой снаряд образовывал воронку радиусом до 12 метров. Общая масса орудия достигала 83 тонн – для его перевозки в разобранном состоянии хватало двух грузовиков. Однако военных не устраивала низкая точность и малая дальность стрельбы (8,7 км), в результате чего в 1946 году все работы по данному изделию были прекращены, и на вооружение оно принято не было.
Царь-пушка
Хортен Ho 229
Сегодня о нем говорят как о первом в мире стелс-бомбардировщике, при этом Ho-229 был первым летающим устройством с реактивным двигателем.
Германия остро нуждалась в решении для авиации, которое формулировалось Герингом как «1000х1000х1000»: самолеты, которые могли бы переносить 1000-килограммовые бомбы на расстояние 1000 км со скоростью 1000 км/ч. Реактивный самолет был самым логичным ответом — при условии некоторых доделок. Уолтер и Реймар Хортены, два немецких изобретателя-авиатора, предложили свое решение — Хортен Ho 229.
Внешне это была гладкая бесхвостная машина, напоминающая планер, оснащенная двумя реактивными двигателями Jumo 004C. Братья Хортены утверждали, что смесь древесного угля и смолы, которую они используют, поглощает электромагнитные волны и делает самолет «невидимым» на радарах. Этому же способствовала малая видимая площадь «летающего крыла» и его гладкий, как капля, дизайн.
Пробные полеты с успехом состоялись в 1944 году, всего в производстве на различных стадиях изготовления было 6 самолётов, а также для нужд истребительной авиации люфтваффе были заказаны узлы для 20 машин. В воздух поднимались две машины. В конце войны союзники обнаружили единственный прототип на заводе, где производились Хортены.
Реймар Хортен уехал в Аргентину, где и продолжил свою конструкторскую деятельность вплоть до своей смерти в 1994 году. Уолтер Хортен стал генералом ВВС Западной Германии и умер в 1998 году.
Единственный Хортен Ho 229 был увезен в США, где изучался и использовался как модель для сегодняшних стелсов. А оригинал выставлен в Вашингтоне, Национальном музее авиации и космоса.
Идея-фикс
Однако мысль о сверхдальнобойной пушке упала в плодородную почву. Уже в 1918 году французы построили так называемую «ответную пушку» такого же калибра — 210 мм с длиной ствола 110 калибров. Ее снаряд массой 108 кг при начальной скорости 1 450 м/с должен был лететь на 115 км. Установку смонтировали на 24-осном железнодорожном транспортере с возможностью стрельбы прямо с колеи. Это было время расцвета железнодорожной артиллерии, единственной способной оперативно маневрировать орудиями большой и особой мощности (тогдашний автотранспорт и дороги, по которым он передвигался, и близко не могли конкурировать с железнодорожным сообщением)… Французы, правда, не учли того, что «ответную пушку» не выдержит ни один мост.
Тем временем итальянская фирма «Ансальдо» в конце 1918 года сконструировала 200-мм пушку с начальной скоростью снаряда около 1 500 м/с и дальностью стрельбы 140 км. Англичане, в свою очередь, надеялись поражать со своего острова цели на континенте. Для этого они разработали 203-мм пушку с начальной скоростью 109-кг снаряда в 1 500 м/с и дальностью до 110—120 км, но реализовывать проект не стали.
Уже в начале 1920-х годов французские и германские специалисты обосновывали необходимость иметь орудие калибра около 200 мм с дальностью стрельбы до 200 км. Стрелять такая пушка должна была по стратегически важным и желательно (из-за рассеивания попаданий) площадным целям. Это могли быть районы сосредоточения противника, административные и промышленные центры, порты, железнодорожные узлы. Противники суперпушек резонно замечали, что те же задачи вполне могла решить бомбардировочная авиация. На что сторонники сверхдальнобойной артиллерии отвечали, что пушки, в отличие от авиации, могут поражать цели круглосуточно и в любую погоду. К тому же с появлением военной авиации родились и системы ПВО, а сверхдальнобойной пушке ни истребители, ни зенитки помешать не могли. Появление дальних высотных самолетов-разведчиков и развитие методов баллистических расчетов давало надежду на повышение меткости сверхдальней стрельбы, за счет более точной информации о координатах цели и возможности корректировки стрельбы. Поскольку количество и скорострельность таких орудий были невелики, о «массированном» обстреле речи не шло. Самым важным в данном случае считался психологический фактор, возможность держать противника в напряжении угрозой внезапных обстрелов.
Способы увеличения дальности стрельбы хорошо известны — повышение начальной скорости снаряда, подбор угла возвышения, улучшение аэродинамической формы снаряда. Для повышения скорости увеличивают метательный пороховой заряд: при сверхдальней стрельбе он должен был в 1,5—2 раза превосходить снаряд по массе. Чтобы пороховые газы смогли произвести большую работу, удлиняют ствол. А для повышения среднего давления в канале ствола, определяющего скорость снаряда, применяли прогрессивно горящие пороха (в них по мере выгорания зерна увеличивается поверхность, охваченная пламенем, отчего возрастает скорость образования пороховых газов). Изменение формы снаряда — удлинение головной части, сужение хвостовой — имело целью улучшить его обтекаемость потоком воздуха. Но при этом уменьшались полезный объем и мощь снаряда. Кроме того, потери скорости из-за сопротивления воздуха можно сократить увеличением поперечной нагрузки, то есть отношения массы снаряда к площади его наибольшего поперечного сечения. Другими словами, снаряд в этом случае необходимо удлинить. При этом нужно было гарантировать его устойчивость в полете, обеспечив высокую скорость вращения. Были и другие специфические проблемы. В частности, в дальнобойных орудиях обычные медные ведущие пояски снарядов часто не выдерживали очень высокого давления и не могли правильно «вести» снаряд по нарезам ствола. Вспомнили полигональные (в форме закрученной винтом продолговатой призмы) снаряды, с которыми экспериментировал Витворт в 1860-е годы. После Первой мировой войны видный французский артиллерист Шарбонье трансформировал эту идею в снаряды с готовыми выступами («нарезные»), форма которых повторяла нарезы канала ствола. Опыты с полигональными и «нарезными» снарядами начали в ряде стран. Снаряд удавалось удлинить до 6—10 калибров, а поскольку затраты энергии на форсирование и трение были меньше, чем при ведущих поясках, удавалось получать большие дальности даже при более тяжелых снарядах. Во второй половине 1930-х считалось вполне вероятным, «что в ближайшем будущем появятся орудия калибром 500—600 мм, стреляющие на дистанцию в 120—150 км». При этом просто «дальнобойными» считали буксируемые орудия с дальностью стрельбы до 30 км и железнодорожные — с дальностью до 60 км.
Гнев фюрера и новые планы
Столь неутешительные результаты, показанные в ходе боевых действий орудием «Дора», вызвали гнев фюрера. Он возлагал на этот проект большие надежды. По его расчётам, орудие, несмотря на непомерно большие затраты, связанные с его изготовлением, должно было поступить в массовое производство и, таким образом, внести существенное изменение в баланс сил на фронтах. Кроме этого, серийный выпуск орудия такого масштаба должен был свидетельствовать о промышленном потенциале Германии.
После неудачи в Крыму конструкторы «Круппа» пытались усовершенствовать своё детище. Это должна была быть совершенно иная тяжёлая артиллерийская установка «Дора». Орудие предполагалось сделать сверхдальнобойным, а использоваться оно должно было на Западном фронте. В его конструкцию планировалось внести принципиальные изменения, позволяющие, по замыслу авторов, вести огонь трёхступенчатыми реактивными снарядами. Но подобным планам, к счастью, не суждено было осуществиться.
В годы войны, кроме пушки «Дора», немцы выпустили ещё одно сверхтяжёлое орудие калибром восемьдесят сантиметров. Оно получило название в честь главы Густава Круппа фон Боллена – «Толстый Густав». Эта пушка, обошедшаяся Германии в десять миллионов марок, оказалась также непригодна для использования, как и «Дора». Орудие имело практически все те же многочисленные недостатки и весьма ограниченные достоинства. В конце войны обе установки были взорваны немцами.
Сухопутный крейсер P. 1500 «Монстр»
После «Крысы» Немецкому Министерству по вооружению был предложен проект Landkreuzer P. 1500 Monster. Гитлер им очень заинтересовался и приказал проработать этот танк. Проектный вес P-1500 превысил все нормы. Одно только основное орудие весило почти 500 тонн. К тому же необходимость сильного бронирования и наличия большого количества вспомогательного оружия резко сказалась на массе машины. Из-за этого перед разработчиками стояла серьезная проблема: способность к передвижению как таковая стояла под угрозой.
Изначально предполагавшиеся в качестве силовой установки танка восемь Daimler-Benz оказались слишком слабыми, после чего разработчиками было принято решение о использовании для машины четырёх V-образных двигателей MAN по 6500 лошадиных сил. каждый, использовавшихся на подводных лодках. Но и они оказались слишком слабыми: танк не смог бы разогнаться более чем до 20 километров в час. А для его обслуживания потребовались бы усилия сотни человек экипажа. На фото — пушка «Дора». Две такие пушки планировалось ставить на «Монстра».
Даже если бы танк был закончен, он не нашел бы практического применения в военных действиях. И хотя его толстая броня и мощная артиллерия создавали бы проблемы для наземного противника, из-за сильно ограниченной маневренности танк был бы уязвим для атак авиации. Его просто-напросто невозможно было спрятать от атак с воздуха. При таких условиях единственное возможное применение машина могла бы найти только в глубоком тылу в качестве самоходного орудия дальнобойной артиллерии Проектная дальность артиллерийского огня в 50 километров как раз подходила для разрушения вражеских укреплений.
Вблизи линии фронта использование P.1500 не представлялось бы возможным из-за того, что ни по железной дороге, ни на низкорамном прицепе-тяжеловозе танк не мог бы транспортироваться. Его огромные размеры и масса не позволяла использовать мосты и тоннели. Кстати, о размерах. Планировалось, что в длину танк составит, по разным данным, от 38 до 42 метров, в ширину — от 12 до 18 метров, а в высоту от 7 до 8 метров. Расход топлива вполне сопоставим с его размерами.
Вес снарядов пушки Дора
Шверер Густав использовал два типа снарядов: бронебойные (AP) и взрывчатые (HE). Боеприпасы AP были длиной 3,6 м. и требовали 2100 кг. порохового заряда. Снаряд AP был изготовлен из хромоникелевой стали. Он весил 7 100 кг. и нес 250 кг. взрывчатых веществ. Начальная скорость — 720 м/с, максимальная дальность — 38 км. На максимальной дальности снаряд AP достигал высоты около 12 км. и находился в воздухе в течение двух минут. Боеприпасы HE имели длину около 4,2 м. и требовали 2240 кг. боевого заряда. Они весили 4 800 кг. и переносили 700 кг. взрывчатых веществ. Начальная скорость — 820 м/с, максимальная дальность — 47 км. При ударе снаряд HE создавал воронку шириной и глубиной 10 м. Начальная скорость снарядов AP и HE была более чем в два раза выше скорости звука, и оба были оснащены баллистической носовой частью из алюминиевого сплава. Для наведения выстрелов и оценки результатов использовались самолеты-корректировщики.
Такое мощное оружие как Шверер Густав требовало огромного количества ресурсов для создания и развертывания. Его размеры и сложность строго ограничивали время и условия использования, а также делали его уязвимым к воздушным атакам.
Строительство Шверер Густав началось весной 1937 года, но изготовление огромного и сложного ствола вызвало серьезные задержки. К 1939 году руководство компанией взял на себя Альфред Крупп из-за ухудшения здоровья отца. В конце 1939 года начались испытания образцов компонентов, и снаряд АР смог успешно пробить 7 м. бетона и 1 м. стали. Стало очевидно, что Шверер Густав в полной готовности не будет готов к марту 1940 года, как требовал Гитлер.
В мае 1940 года Германия вторглась в Бельгию и Францию. Поскольку линия Мажино заканчивалась в Бельгии, а не простиралась до Ла-Манша, Германия смогла просто обойти укрепления. 25 июня 1940 года Франция сдалась Германии.
|
После падения Франции Шверер Густав оказался больше не нужен, но последовали дискуссии относительно других укреплений, против которых можно было использовать оружие. Многие в вермахте понимали, что оружие не практично и не стоит затрачиваемых ресурсов, не говоря уже о необходимом персонале.
Однако Шверер Густав был одним из личных проектов Гитлера, поэтому его развитие продолжалось. Гитлер присутствовал на пробных стрельбах во время приемных испытаний оружия в начале 1941 года в Рюгенвальде, Германия (ныне Дарлово, Польша). Дальнейшие испытания и разработки продолжались до 1941 года. Некоторые источники указывают, что во время испытаний было произведено 250 выстрелов.
Радиоуправляемая бомба Фритц-Х
Управляемая радиобомба «Фритц-Х», как и ее предшественница Hs 293, была создана для уничтожения кораблей. Но, в отличие от Hs, «Фритц-Х» могла поражать сильно бронированные цели. «Фритц-Х» обладала превосходными аэродинамическими свойствами, 4 малыми крыльями и крестообразным хвостом.
В глазах союзников это оружие было воплощением зла. Родоначальник современной управляемой бомбы, «Фритц-Х» могла перенести на себе 320 кг взрывчатки и управлялась с помощью джойстика, что делало ее первым в мире высокоточным оружием.
Это оружие весьма эффективно использовалось вблизи Мальты и Сицилии в 1943 году. 9 сентября 1943 года немцы скинули несколько бомб на итальянский линкор «Рим», утверждая, что уничтожили всех на борту. Они также потопили британский крейсер «HMS Спартанец», эсминец «HMS Янус», крейсер «HMS Уганда» и госпитальное судно Ньюфаундленда.
Основной трудностью было то, что если они не могли резко менять направление полета. Как и в случае с Hs 293, бомбардировщики должны были пролетать прямо над объектом, что делало их легкой добычей союзников — авиация нацистов стала нести большие потери.
Летающие тарелки фюрера
Несмотря на то, что со времён, когда авиация прочно встала на крыло, обычной формой летательных аппаратов стали монопланы (однокрылые самолёты), а чуть позже вертолёты классической компоновки, поиски более удачных аэродинамических форм продолжаются до сих пор. Одними из самых активных исследователей в этой области стали немецкие конструкторы предвоенного периода и Второй мировой войны. Крылья обратной стреловидности, круговые монопланы, дискообразные крылья. Чего только не придумали в тихих и светлых мастерских гигантов авиапрома Германии — Фокке-Вульф и Мессершмит. Немногие из этих идей пошли в производство и появились хотя бы в единичном экземпляре — зато легенд породили множество. До сих пор в Сети можно найти сотни картинок и описаний фантастических летающих тарелок Гитлера. На самом деле таких «тарелок» было всего две.
Больше всего на классический НЛО был похож представленный в 1939 году аппарат главного конструктора Генриха Фокке. Он запатентовал самолёт с возможностью вертикального взлёта. Несущим элементом конструкции являлось большое дискообразное крыло. Передняя его кромка имела параболическую форму, а задняя — прямую, с обратной стреловидностью. При этом толщина крыла была такова, что оно практически сливается с фюзеляжем и кабиной, где размещается пилот. В центральной части крыла размещался канал, в котором были расположены два соосных винта, приводимых в движение мощным двигателем.
До конца войны было построено несколько моделей, но полноразмерный образец создать так и не удалось.
Другим интересным экземпляром стал экспериментальный самолёт Артура Сака AS-6. Он был больше похож на классические аппараты того времени за одним исключением — крыло «обтекало» весь фюзеляж самолёта по кругу. Это должно было создавать дополнительную подъёмную силу и вообще всячески улучшать маневренные характеристики самолёта. Доработки модели велись почти до конца войны при поддержке Люфтваффе, была проведена даже серия лётных испытаний, но довести конструкцию до ума не удалось.
«Большая Берта» (Dicke Bertha)
Известная германская пушка времен Второй мировой войны была спроектирована, а затем изготовлена в количестве 9 штук на заводах Круппа. Предназначение данного орудия — уничтожение особо защищенных объектов противника. Калибр в 420 мм и масса снаряда в 930 кг этому способствовали. Кроме того, стоит отметить, что пушка была еще и дальнобойной, поражая цели на дистанции до 14 километров. Скорострельность у «Берты» не самая высокая – 1 выстрел в 8 минут. Орудие производилось в двух вариантах: мобильном, массой в 42 тонны, и полустационарном, который весил около 140 тонн. Падая на землю, фугасный снаряд такой пушки создавал воронку диаметром более 10 метров.
Советские атомные минометы «Ока» движутся к Красной площади для участия в военном параде
Воспоминания участников событий
Остались свидетельства очевидцев памятного дня 5 июня 1942 года. Они рассказывают о том, как два мощных локомотива выкатили по рельсовой дуге этого монстра весом 1350 тонн. Его следовало установить с точностью до сантиметра, что и было проделано бригадой машинистов. Для первого выстрела в зарядную часть пушки поместили снаряд весом 7 тонн.
В воздух поднялся аэростат, в задачу экипажа которого входила корректировка огня. Когда приготовления были закончены, весь расчёт орудия был отведён в укрытия, находившиеся на расстоянии нескольких сот метров. От тех же очевидцев известно, что отдача при выстреле была столь сильна, что рельсы, на которых стояла платформа, ушли в землю на пять сантиметров.
Почему лучники всегда выпускали стрелы залпом в сражении
Обеспечить стрелков, численность которых составляла не одну сотню, двумя связками качественных стрел, как мы уже понимаем, было не так-то просто с материальной точки зрения / Фото: fishki.net
Практически каждый из совершаемых выстрелов был «золотым». Обеспечить стрелков, численность которых составляла не одну сотню, двумя связками качественных стрел, как мы уже понимаем, было не так-то просто с материальной точки зрения. В армии, как правило, было около 2 500 лучников. Это средний показатель того, что могли позволить себе правители.
Каждый из лучников мог выпустить за одну минуту около десяти стрел / Фото: ru.littlestprettythings.com
Каждый из них мог выпустить за одну минуту около десяти стрел. Получается, что в первую же минуту сражения в полете окажется 25 000 стрел, во вторую – на землю прилетит 50 000, а спустя пять минут их число превысит 100 000. Задача лучников в первые минуты боя парализовать противника градом своих стрел, устроив хаос и суматоху. Нередки случаи, когда армия просто отступала, не выдержав такого натиска.
Залповая стрельба обеспечивает очень высокую зону атаки, а противникам придется уйти в оборону / Фото: Pinterest
Залповая стрельба обеспечивает очень высокую зону атаки, а противникам придется уйти в оборону, а именно, закрыть свои головы щитами и сделать свое движение более медленным
Очень важно сломить противника психологически, в первые мгновения боя, проредив его ряды и сэкономив половину собственных боеприпасов, а главное, сохранив и собственных лучников в максимальном количестве для последующих военных атак
При произвольной стрельбе в среднем процент поражения пехоты врага был бы намного ниже, как и средние показатели урона / Фото: yaplakal.com
При произвольной стрельбе в среднем процент поражения пехоты врага был бы намного ниже, как и средние показатели урона. Если армия противника имеет арбалеты или воюет верхом на лошадях, то сократить расстояние, особо не пострадав, она сможет достаточно быстро. Следовательно, стрелять у лучников уже не будет возможности, так как велики риски поразить своих же товарищей. Таким образом, преимущество будет утрачено.
Сверхдальности или сверхвысоты?
Уже в середине 1930-х у сверхдальнобойных пушек наметился серьезный конкурент в виде ракет. Ряд специалистов признавали, что разговоры о ракетах, разрабатываемых для переброски почты или межпланетных сообщений, на самом деле лишь прикрытие для работ военного назначения, результаты которых смогут «в корне изменить методы боевых действий». Французский инженер Л. Дамблян, например, предложил проект баллистической ракеты с наклонным стартом из артиллерийского орудия и дальностью полета до 140 км. В Германии с 1936 года уже велась работа над баллистической ракетой с дальностью полета до 275 км. С 1937 года в испытательном центре Пенемюнде доводили до ума ракету А4, ставшую более известной миру под именем «Фау-2».
С другой стороны, энтузиасты межпланетных сообщений не оставляли «артиллерийских» идей Жюля Верна. В 1920-х годах германские ученые М. Валье и Г. Оберт предложили выстрелить в сторону Луны снарядом, соорудив для этого на вершине горы близ экватора гигантскую пушку с длиной ствола 900 м. Свой вариант «космической пушки» предложил в 1928 году другой пионер космонавтики Г. фон Пирке. Дальше эскизов и расчетов дело в обоих случаях, конечно, не пошло.
Было и другое заманчивое направление достижения сверхдальностей и сверхвысот — замена энергии пороховых газов электромагнитной. Но сложности реализации оказались значительно больше ожидаемых выгод. «Магнито-фугальное» орудие русских инженеров Подольского и Ямпольского с теоретической дальностью полета до 300 км (предложенное еще в 1915 году), соленоидные орудия французов Фашона и Вильоне, «электропушки» Малеваля не пошли дальше чертежей. Идея электромагнитных орудий жива и сегодня, но даже самые многообещающие схемы рельсотронов пока остаются лишь экспериментальными лабораторными установками. Судьба исследовательских приборов оказалась уготована и «сверхскоростным» легкогазовым пушкам (у них начальная скорость снаряда достигает 5 км/с вместо обычных 1,5 у «пороховых»).
Железнодорожное орудие Дора
Эта была самая большая пушка немецкой армии. Стреляла со скоростью всего два выстрела в час. Но каковы масштабы! Полная масса – 1350 тонн (это около трети веса современного грузового железнодорожного состава)! Калибр – 810 мм. Масса бетонобойного снаряда – семь тонн, а дальность ведения огня – от 25 до 50 километров. Поражающая способность – пробитие стального листа толщиной в метр или же семиметровой бетонной перегородки.
Дора участвовала в 1942 году в обстреле Севастополя и выпустила по осажденной крепости 53 снаряда. Специальное укрытие для пушки было сделано в скальной породе в районе Бахчисарая. В конце войны фашисты взорвали Дору.
Миномёт «Ока»
На пятой позиции в списке самых больших в мире пушек расположилась ещё одна отечественная разработка советских времён – миномёт «Ока». В середине прошлого столетия СССР уже имела ядерное вооружение, но испытывало некоторые проблемы с доставкой оного до места цели. Поэтому перед советскими конструкторами поставили задачу создать миномёт, который смог бы стрелять ядерными боеголовками.
В итоге у них получился эдакий монстр с калибром в 420 мм и весом почти в 60 тонн. Дальность стрельбы миномёта варьировалась в пределах 50 километров, чего, в принципе, было достаточно для мобильной танковой техники тех времён.
Несмотря на теоретический успех предприятия, от массового производства «Оки» отказались. Причиной тому стала чудовищная отдача орудия, которая сводила на нет всю мобильность: для нормального выстрела требовалось как следует окопать миномёт и возвести упоры, а на это требовалось слишком много времени.
Гаубица «Сен-Шамон»
Весьма внушительными характеристиками обладала и французская дальнобойная железнодорожная гаубица. Ее калибр в 400 мм и масса снаряда в 641 кг кажутся не столь огромными в сравнении с немецким «Карлом», однако, «Сен-Шамон» обладала неоспоримым преимуществом в дальности стрельбы. Этот параметр достигал 17 километров. Даже в наше время отнюдь не каждое артиллерийское орудие способно забросить снаряд на такое большое расстояние, тогда как для данной пушки, созданной еще в XIX веке (1884 год), эта задача была вполне посильна.
Старинный рисунок, запечатлевший «Ленивую Метту». Само орудие не сохранилось
Проблемы, связанные с использованием орудия
Однако эти, несомненно, высокие показатели теряли смысл, если учесть, что пушка при крайне низкой прицельности огня требовала поистине масштабного обслуживания и затрат на эксплуатацию. Известно, например, что позиция, которую занимало железнодорожное орудие «Дора», составляла не менее четырёх с половиной километров. Доставлялась вся установка в разобранном виде, и её монтаж занимал до полутора месяцев, для чего требовались два 110-тонных крана.
Боевой расчёт такого орудия состоял из пятисот человек, но, кроме этого, к ним прикомандировывался батальон охраны и транспортный батальон. Для подвоза боеприпасов задействовались два железнодорожных состава и ещё один энергопоезд. В целом персонал, необходимый для обслуживания одной такой пушки, составлял полторы тысячи человек. Чтобы накормить такое количество людей, имелся даже свой полевой хлебозавод. Из всего этого видно, что «Дора» – орудие, требующее для своей эксплуатации неимоверных затрат.