Известные советские писатели-фантасты и их произведения. аэлита а.н.толстого. иван ефремов, александр беляев, георгий мартынов, евгений гуляковский, ольга ларионова, владислав крапивин, александр шалимов

ОЧЕНЬ НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА

Иногда писатели использовали в детской научно-познавательной литературе. Во второй половине 1960-х Михаил Ляшенко и Александр Свирин создали популярный цикл книг о группе инопланетян-детей, которые попадают на Землю и с помощью ООН собирают на планете образцы флоры и фауны. «До Земли еще далеко», «На этой планете можно жить», «Операция «Океан», «Большая охота», «Экспедиция к предкам» — из этих книг дети в увлекательной форме получали знания по астрономии, биологии, зоологии, географии, истории.

Еще одна заметная вещь — повесть Александра Полещука «Великое Делание, или Удивительная история доктора Меканикуса и Альмы, которая была собакой» (1959), где острый приключенческий сюжет органично сочетался с занимательными фактами из истории науки. События повести начинаются в наши дни, но затем перед читателем оказываются «записки» талантливого ученого, доктора Меканикуса, последнего представителя древнего рода фламандских алхимиков. Полещуку удалось увлекательно рассказать о том, как из средневековой алхимии образовалась современная химия.

Владимир Левшин более 40 лет работал в ведущих московских вузах, читая лекции по сопротивлению материалов, высшей математике, теории упругости. А в 1964 году увидела свет его первая математическая сказка — «Три дня в Карликании». Она имела оглушительный успех, и вскоре к ней присоединились «Путешествие по Карликании и Аль-Джебре» (1967), «Фрегат капитана Единицы» (1968), «Магистр Рассеянных Наук» (1970) и другие увлекательные истории, где весело и легко рассказывается о, казалось бы, такой нудной науке — математике.

«Взрослая» детская фантастика

Эти книги сочинялись авторами для любителей фантастики всех возрастов. Однако так уж вышло, что постепенно они вошли в круг исключительно детского чтения. В детских библиотеках за этими книгами выстраивались очереди, а некоторые из них юное поколение читает до сих пор…

  • почти все книги Александра Беляева(«Человек-амфибия», «Голова профессора Доуэля», «Ариель», «Остров погибших кораблей» и другие)
  • Владимир Обручев «Земля Санникова», «Плутония» (приключения вперемешку с познавательностью)
  • Георгий Мартынов «Каллисто» (дилогия космических приключений)
  • Григорий Адамов «Тайна двух океанов» (шпионско-авантюрный роман)
  • Александр Казанцев «Пылающий остров» (приключенческий боевик)
  • Аркадий и Борис Стругацкие «Страна багровых туч», «Понедельник начинается в субботу», «Полдень, XXII век», «Трудно быть богом», «Обитаемый остров» (просто отличная фантастика)

Чаще всего поклонники фантастики «со стажем» знакомились с любимым жанром не только благодаря мсье Верну и мистеру Уэллсу, но и тем советским авторам, которые адресовали свои книги для армии октябрят и пионеров. Жаль, что ныне слишком многие имена незаслуженно забыты.

Источник 

Ольга Ларионова (1935 — н/в): «Соната моря», «Чакра кентавра»

Ольга Николаевна живет в Санкт-Петербурге. По образованию физик, некоторое время работала инженером в ЦНИИ металлургии и сварки. Но в 32 года окончательно посвятила себя литературе.

Ольга Ларионова

В 1965 году Ларионовой принес известность роман «Леопард с вершины Килиманджаро». Следующие несколько лет писательницу публиковали только в журналах, а ее рассказы нередко подвергались цензуре.

Позже Ларионова публикует повесть «Соната моря», и получает за нее престижную премию «Аэлита». Премия присуждается лучшей книге года в жанре научной фантастики. Эта фантастическая повесть повествует об экологических проблемах, об отношении людей будущего к ним, заботе о планете Земля и о том, что может сделать современный человек для облегчения жизни потомков.

Иллюстрация Дмитрия Литвинова к роману «Чакра кентавра» («Звездочка-Во-Лбу»)

Венцом творчества писательницы часто называют цикл романов «Венценосный крэг» и в особенности его первую часть «Чакра кентавра», которую можно читать как отдельное законченное произведение. Жанр определен автором как стилизованная космоопера. Роман описывает планету сказочных дворцов, пронизанную рыцарскими кодексами чести и населенную совершенно слепыми людьми, способными видеть лишь глазами своих вечных компаньонов — птиц-крэгов, каждая из которых навсегда связывает свою жизнь с хозяином. В этот и без того сложный мир, где при ближайшем рассмотрении далеко не все оказывается тем, чем кажется — и врывается неожиданно наш земной космонавт.

Авторская манера подачи текста и раскрытия сюжета не похожа совершенно ни на что — от рафинированной утонченности до комичного, от эпического размаха до трогательных переживаний отдельных персонажей. Парадокс, изящество, затем — насмешка, категоричность, наивность… Созданные кумиры низводятся до обычных людей, наделенных целым рядом недостатков, а затем — новый поворот сюжета вновь возводит их на пьедестал. И все это в совершенно невообразимом антураже — от поединков на крылатых конях до проблем порабощения одной разумной цивилизации другой и генетических экспериментов. Порой кажется, что разные главы тексты писали совершенно разные люди. Жанр, кажется, также меняется по ходу романа — то перед нами социально-философский роман, то боевая фантастика, то фэнтази, а то и роман любовный — но оторваться совершенно невозможно.

Иллюстрация Дмитрия Литвинова к роману «Чакра кентавра» («Звездочка-Во-Лбу»)

Владислав Крапивин: «В глубине Великого Кристалла» (1989–1991)

Владислав Петрович Крапивин (1938–2020) родился в Тюмени в семье педагогов. Вся его жизнь, так или иначе, связана с искусством слова — сначала Крапивин учился журналистике, затем — работал в журналах, а после — стал выпускать собственные книги. Увлекался фехтованием. Со студенческой скамьи активно участвовал в работе с молодежью: организовал детский клуб «Каравелла» из рядов которого впоследствии вышло немало талантов в сфере науки и искусства. Писатель награжден множественными премиями, среди которых Премия Президента России.

Владислав Крапивин

Все его творчество пронизано темой детства и взросления. Сам он часто говорил, что своего детства ему не хватило из-за войны, и что ему «всегда двенадцать». Поэтому, наверное, главные герои писателя — трогательные дети или взрослеющие подростки, опекающие младших товарищей. В своих книгах писатель создал узнаваемый образ мальчишки-подростка: мечтателя, воина, защитника, идеалиста, которого переполняют одновременно мятежный дух и стремление к справедливости. Его герои всегда отличаются нравственной чистотой и способностью совершить Поступок.

Первые свои романы он написал уже в 25 лет, после чего к нему уже пришло общественное признание. Долгое время автор работал в реалистичной манере в жанре приключений. Общий дух его раннего творчества можно описать словами «барабаны», «шпаги», «паруса», «зов дальних дорог», но в 80-е годы автор обратился к жанру фантастики, хотя героями по прежнему остались дети и подростки.

Один из самых популярных фантастических циклов писателя — «В глубине Великого Кристалла». Повести объединены общей идеей множественных вселенных, каждая из которых является одной из граней бесконечно многомерного Кристалла. Миры Кристалла связаны дорогой, проходящей через все его грани, кроме того перемещаться по этой вселенной умеет дети с особыми способностями — койво. Цикл воспевает настоящую дружбу, верность, смелость и готовность преодолевать преграды ради высоких нравственных идеалов.

1979 г. Экспедиция X

«Лунная радуга»: полет в открытом космосе.

Корабль: звездолет «Голиаф»

Цель: Сатурн

Фильм: «Дознание пилота Пиркса»

Стиль советско-польского фильма «Дознание пилота Пиркса» — это стиль киноцитатника. Начальные кадры в лаборатории — явно навеяны киноверсиями «Франкенштейна», затем следует космический детектив — эффектная беготня по темным коридорам замкнутого помещения звездолета в стиле «Чужого», а на десерт — красивый пролет через поток астероидов а-ля Star Wars (забавно, но буквально через год после выхода фильма астрономы выяснили, что так называемая «щель Кассини», через которую в кольце Сатурна проходит корабль, — на самом деле не щель, а область иной степени плотности, и пролететь сквозь нее нельзя).

В общем, в экранизации рассказа Станислава Лема бег мысли подменен бегом интриги. Режиссер Марек Пестрак признавался, что его интересует коммерческая, зрелищная сторона фантастики. Ученик знаменитого Романа Поланского, он впоследствии подтвердил свои вкусы — в псевдоспилберговском «Заклятии долины змей» и в дилогии ужасов «Волчица» и «Возвращение волчицы».

Список советских фантастических фильмов

1. Человек-амфибия
1961, режиссер Геннадий Казанский, Владимир Чеботарев, в ролях: Владимир Коренев, Анастасия Вертинская, Николай Симонов, Михаил Казаков, Анатолий Смиранин, Владлен Давыдов

2. Солярис
1972, режиссер Андрей Тарковский, в ролях: Донатас Банионис, Наталья Бондарчук, Николай Гринько, Анатолий Солоницын, Владислав Дворжецкий, Юри Ярвет, Юлиан Семенов

3. Молчание доктора Ивенса
1973, режиссер Будимир Метальников, в ролях: Сергей Бондарчук, Ирина Скобцева, Леонид Оболенский, Жанна Болотова, Борис Романов, Ольгерт Кродерс, Пранас Пяулокас

4. Земля Санникова
1973, режиссер Альберт Мкртчян, Леонид Попов, в ролях: Владислав Дворжецкий, Олег Даль, Георгий Вицин, Юрий Назаров, Игорь Старыгин, Махмуд Эсамбаев, Елена Чухрай, Николай Гриценко

5. Крах инженера Гарина
1973, режиссер Леонид Квинихидзе, в ролях: Олег Борисов, Нонна Терентьева, Василий Корзун, Геннадий Сайфулин, Александр Белявский, Ефим Копелян, Александр Кайдановский, Альгимантас Масюлис, Валентин Никулин, Эрнст Романов, Елена Драпеко, Александр Демьяненко

6. Москва – Кассиопея
1973, режиссер Ричард Викторов, в ролях: Миша Ершов, Саша Григорьев, Володя Савин, Ира Попова, Надя Овчарова, Оля Битюкова, Володя Басов, Иннокентий Смоктуновский, Лев Дуров, Василий Меркурьев, Юрий Медведев, Анатолий Адоскин

7. Отроки во Вселенной
1974, режиссер Ричард Викторов, в ролях: Саша Григорьев, Миша Ершов, Оля Битюкова, Володя Савин, Надя Овчарова, Ира Попова, Володя Басов, Лев Дуров, Раиса Рязанова, Иннокентий Смоктуновский, Дима Ледогоров, Игорь Ледогоров, Наталья Фатеева, Анатолий Адоскин, Ольга Сошникова, Александр Леньков

8. Отель «У погибшего альпиниста»
1979, режиссер Григорий Кроманов, в ролях: Улдис Пуцитис, Юри Ярвет, Лембит Петерсон, Нийоле Ожелите, Микк Микивер, Карлис Себрис, Сулев Луйк

9. Через тернии к звездам
1980, режиссер Ричард Викторов, в ролях: Игорь Ледогоров, Вадим Ледогоров, Елена Метелкина, Валерий Носик, Александр Лазарев, Борис Щербаков, Надежда Семенцова, Александр Михайлов, Улдис Лиелдидж, Вацлав Дворжецкий, Глеб Стриженов, Владимир Федоров, Игорь Ясулович, Людмила Нильская

10. Петля Ориона
1980, режиссер Василий Левин, в ролях: Леонид Бакштаев, Геннадий Шкуратов, Анатолий Матешко, Виталий Дорошенко, Людмила Смородина, Анатолий Азо, Гиви Тохадзе, Лия Элиава, Елена Кокалевская, Андрей Градов

11. Лунная радуга
1983, режиссер Андрей Ермаш, Владимир Кирпичев, в ролях: Владимир Гостюхин, Георгий Тараторкин, Наталья Сайко, Василий Ливанов, Александр Пороховщиков, Юрий Соломин, Игорь Старыгин, Владимир Кенигсон, Леонид Неведомский, Борис Иванов, Койсун Карасартова, Гражина Байкштите

12. Завещание профессора Доуэля
1984, режиссер Леонид Менакер, в ролях: Ольгерт Кродерс, Игорь Васильев, Наталья Сайко, Валентина Титова, Эрнст Романов, Николай Лавров, Александр Пороховщиков

13. Человек-невидимка
1984, режиссер Александр Захаров, в ролях: Андрей Харитонов, Леонид Куравлев, Наталья Данилова, Александр Пятков, Ромуальдас Раманаускас, Олег Голубицкий, Виктор Сергачев, Нина Агапова, Юрий Катин-Ярцев, Виктор Шульгин

14. Похищение чародея
1989, режиссер Виктор Кобзев, в ролях: Юлия Ауг, Ромуальдас Ранаускас, Владимир Гостюхин, Виктор Соловьев, Андрей Болтнев, Лев Борисов, Сергей Варчук, Андрейс Жагарс, Сулев Луйк

15. Подземелье ведьм
1990, режиссер Юрий Мороз, в ролях: Сергей Жигунов, Марина Левтова,
Николай Караченцов, Игорь Ясулович, Дмитрий Певцов, Андрей Леонов,
Жанна Прохоренко

1980 г. Экспедиция XI

Корабль: звездолет «Астра»

Цель: планета Десса

Фильм: «Через тернии к звездам»

«Я считаю, — утверждал режиссер Р. Викторов, — что фантастику абсолютно всерьез снимать нельзя». Конечно, это было сказано не от хорошей жизни. К тому времени Лукас уже создал четвертый эпизод «Звездных войн», и полнейшая неконкурентоспособность нашего кино стала ощутимой, как никогда.

Но Викторов к тому времени нашел свою стилистику. Во-первых, его сюжеты — это антология НФ-идей. В новой дилогии «Через тернии к звездам» есть и Совет по Контактам, и телекинез, и негуманоиды, и экология. Словом, полный набор, создающий атмосферу эпохи обжитого космоса. Во-вторых, его герои — это сошедшие со страниц юношеской фантастики космические волки, не лишенные, впрочем, интеллигентской ироничности.

Но пародийностью подчас приходилось затыкать дыры технической бедности. Деградацию спецэффектов после «Отроков во вселенной» нельзя вменять в вину режиссеру, до конца остававшемуся верным рыцарем кинофантастики. И недавние попытки его сына возродить фильм для новых поколений, обновив изображение и звук, достойны уважения, но, к сожалению, конкурентоспособности не прибавляют.

Георгий Мартынов: «Гость из бездны» (1962 г.), «Гианэя» (1963 г.)

У Георгия Сергеевича Мартынова (1906–1983) тернистая жизненная история. Его родители рано развелись, и мальчик, оставшийся с матерью и сестрой, был вынужден бросить учебу и работать с четырнадцати лет. Мартынов был обычным рабочим на железной дороге Екатеринодара, а позже — поступил в Ленинградскую школу военных сообщений. В 25 лет из-за несчастного случая почти полностью потерял слух. Это привело к окончанию военной карьеры.

После этого Георгий Сергеевич работал на заводе резиновых технических изделий, постепенно поднимаясь по карьерной лестнице. Был членом КПСС. В годы ВОВ принимал непосредственное участие в боевых действиях в составе Ленинградского и Прибалтийского фронтов. Имеет орден Красной звезды.

Георгий Мартынов

К литературному творчеству Мартынов обратился уже в зрелые годы после войны. Его первый роман «Гость из бездны» (задуман в 1951 г., но вышел лишь в 1962-м) в некотором смысле был отголоском его собственного военного опыта, переосмысленном с точки зрения общества отдаленного будущего. В нем героя — участника ВОВ, оживляют его далекие потомки, но он с трудом находит своем место в прекрасном, но чуждом ему мире.

С 1956 года состоит в Союзе Писателей СССР и считается профессиональным писателем.

Иллюстрация Л.Рубинштейна к роману «Гианэя»

Один из самых выдающихся романов писателя — «Гианэя». Действие романа разворачивается в 30-е года XXI века. События воспринимаются глазами земного инженера и инопланетной гостьи, между которыми возникают чувства, осложненные разными ценностными установками, воспитанием, и идеалами героев. Роман поднимает тему контакта с представителями других инопланетных рас, одиночества, долга, спасения и счастья от обретения настоящей любви. Фоном основной сюжетной линии служит благополучное и сплоченное общество Земли, готовое принять любой вызов. В определенном смысле сама его духовность и нравственность становятся лучшей защитой от космических угроз — узнавая и понимая землян, бывшие враги уже не хотят оставаться таковыми.

Александр Шалимов: «Охотники за динозаврами» (1968 г.)

Александр Иванович (1917–1991) был не только писателем-фантастом, но и геологом. Выпускник Ленинградского горного института, он ездил в экспедиции по Средней Азии, Северу, Карпатам, Крыму и по Кавказу. Со временем стал преподавать в Ленинградском горном институте. Участвовал в открытии нескольких месторождений.

Александр Шалимов

Прошел Великую Отечественную войну и получил две медали за боевые заслуги. После войны еще восемь лет провел в армии. За время службы получил звание подполковника-инженера. После демобилизации Шалимов защитил кандидатскую и стал преподавателем геологии и минералогии. Работал в том числе в университетах Варшавы и Кубы.

Первые книги Александра Ивановича выполнены в стиле реализма, хотя начинал писатель с фантастических рассказов. Его книги пронизаны увлечением геологией, часто они посвящены природным феноменам или загадкам Земли. Яркий пример — сборник научно-фантастических рассказов «Охотники за динозаврами». Рассказы в нем освещают проблемы геологии, планетологии, экологии, энергетики и кибернетики.

Камиль Муллашев. Утро.

Автор будто задает читателю загадки, ведя его по следам экспедиций главных героев. Сами герои Шалимова не делятся строго на «плохих» и «хороших». Писатель всегда оставляет место на обдумывание и анализ — именно поэтому так легко ассоциировать себя с персонажами. А обращение к интереснейшим темам из сферы непознанного вкупе с лихо закрученным сюжетом не оставят равнодушными никого, кто обладает пытливым умом и любит нераскрытые тайны. А кто же их не любит?

___________________________

Научная фантастика советских авторов — уникальное и самобытное явление в мировой литературе. Эти книги и рассказы о далеких мирах и межгалактических путешествиях, о будущем человечества и способах достижения гармоничного мироустройства, о вопросах экологии, кибернетики, генетики и этики, экстраполированных на десятки, а то и сотни, тысячи лет вперед, не теряют своей актуальности и сегодня. Но главное — эти книги чистые и светлые. Сколь бы ни были запутаны сюжеты и необычны миры, советские фантасты никогда не ставили своей целью напугать или шокировать читателя, равно как и не ограничивались желанием его просто развлечь. Поднимая важные вопросы, они предлагали пути их решения, а главное — задавали высокие нравственно-моральные ориентиры и неизменно вселяли в читателя непоколебимую веру в себя, в Дружбу, Любовь и Человечество, выступая таким образом в качестве некой «путеводной звезды», свет которой несомненно будет освещать дороги для будущих поколений землян.

1967 г. Экспедиция VII

Советские пионеры: из-за парты — в космос! («Москва — Кассиопея»)

Корабль: звездолет «Тантра»

Цель: Железная звезда

Фильм: «Туманность Андромеды»

Строго говоря, роман «Туманность Андромеды» так и не был экранизирован. Была снята только первая серия — «Пленники Железной Звезды», название которой исчерпывало содержание. Режиссер приключенческих лент Евгений Шерстобитов чувствовал себя на коне, снимая эффектные сцены на планете Тьмы, с чудовищами и инопланетным кораблем. Ну а киноутопия о коммунизме, естественно, не получилась по причине ложной идеи. Ведь и этапный роман Ивана Ефремова в социальном плане устарел, а в психологическом — и в свое время был однообразным.

Авторов фильма подвел излишний пиетет к первоисточнику. Герои Ефремова должны были сочетать физическую красоту античности с духовной красотой Возрождения. На экране было проще воплотить первое — и мы видим много действительно красивых мужчин и женщин. «Мускулам отдано явное предпочтение перед разумом», — писала критика. Эстетика фильма напоминала обложки тогдашних популярных журналов типа «Техника — молодежи», в частности, сцена обряда Подвигов Геркулеса сильно смахивала на пионерскую линейку.

Безвременная кончина исполнителя роли Дара Ветра — «профессионального русского богатыря» Сергея Столярова — остановила работу над продолжением картины. Но нетрудно представить, что мы бы увидели во второй серии: мультсеанс цветомузыки, хореографию праздника Пламенных Чаш, спецэффекты Тибетского опыта и тропическую мелодраму Мвена Маса и Чары Нанди. А идеи о будущем искусства, о конфликте с природой и о новой морали были бы продекламированы хорошо поставленными голосами…

Что ж, писатели Емцев и Парнов еще в 1965 году предупреждали, что возврат к «Туманности Андромеды» бесплоден и невозможен. Правда, есть мнение, что имя «звездновоиновского» Дарта Вейдера — всего лишь искаженное «Дар Ветер». Вот уж действительно: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется».

«Отроки во вселенной» надолго определили внешний вид начинки кинокорабля.

1958-1963 гг. Экспедиции III, IV, V, VI

Корабли: ракеты «Родина», «Метеор», «Тайфун», «Океан», «Сириус», «Вега», «Капелла»

Цели: планета Венера, спутник Фобос, астероид Икар, звезда Солнце

Фильмы: «Планета бурь», «Небо зовет» и др.

Всероссийское совещание по НФ и приключенческой литературе в 1958 году официально завершило так называемый период «ближнего прицела». Пока литераторы чурались запретной космической темы, ученые запустили первый спутник.

Бум фантастического кино подхлестнул в 1959 г. выход (в том числе и на советских экранах) фильма «Безмолвная звезда» (ГДР-Польша). В его основе лежал первый научно-фантастический роман С. Лема «Астронавты», повествующий об экспедиции на Венеру.

Цель экспедиции — за стеклом иллюминатора («Небо зовет»).

Отечественные кинематографисты не замедлили откликнуться целой обоймой скороспелых космических фильмов, причем ставились они преимущественно на научно-популярных студиях — инерция давала себя знать. Хотя объективно именно эти студии были наиболее подготовлены к космофильмам. Они нередко использовали фантастические элементы в утилитарных целях — показывая перспективы развития. Так, известный режиссер Павел Клушанцев после учебных фильмов «Вселенная» и «Дорога к звездам» совместно с писателем Александром Казанцевым снял «Планету бурь». Сценаристам фильма «Я был спутником Солнца», по их признанию, «волей-неволей пришлось воспользоваться средствами фантастики». А киевлянин Михаил Карюк вслед за Журавлевым и Клушанцевым эксплуатировал талант художника Юлия Швеца для создания космического антуража («Небо зовет», «Мечте навстречу»).

Все фильмы были схожи своими недостатками: научными ляпами (типа шампанского в невесомости), робостью выдумки (дальше Марса не залетать!) и шаблонностью героев (васнецовские богатыри в скафандрах). И везде веял агитационный дух — положительные космонавты борются против порочных астронавтов. Что, впрочем, не помешало Р. Кормену и Ф. Копполе перемонтировать эти фильмы для американского проката. Так «Небо зовет» превратился в «Битву за Солнцем», а «Планета бурь» — в… «Планету доисторических женщин»!

Такая дискредитация фантастики опять отпугнула большинство деятелей советского кино. Плановый сценарий Казанцева «Гости из космоса» остался на бумаге.

Посетитель музея (1989)

Арт-хаус / Авторское кино, Драма, Советский фильм, Фантастика

tagПостапокалипсис

Режиссер: Константин Лопушанский

В ролях: Виктор Михайлов, Вера Майорова, Вадим Лобанов

Произошла довольно серьезная экологическая катастрофа. И она стала своего рода последним актом вражды между Человеком и Природой. Первый проявлял жуткое потребительство в отношении к природным ресурсам и экологии, игнорируя проблемы планеты. И природа отомстила тому, кто пренебрегал ею. Человечество практически все погибло, как вид. Но уцелели отдельные представители биологического вида. И один из них все ещё сохранял ориентир на прежние качества человеческого облика и придерживался особого образа мышления. В свете произошедших событий ему придется выживать и возможно, менять свое мировоззрение.

Трудно быть Богом (1989) (Es ist nicht leicht ein Gott zu sein)

Драма, Зарубежный фильм, Приключения, Фантастика

tagАнтиутопия, tagЭкранизация

Экранизация по произведению: Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий

Режиссер: Питер Флайшманн

В ролях: Эдвард Жентара, Александр Филиппенко, Анн Готье

Земные ученые изучают общество одной далекой планеты. На этой планете царит средневековье, со всеми его зверствами и тиранией, но ученые не могут вмешиваться, они выступают лишь в роли наблюдателей. Одним из таких наблюдателей является историк, живущий на планете под именем Румата. Долгое время ему удавалось практически не вмешиваться в жизнь изучаемой планеты, но когда к власти приходит Дон Рэба – кровь начинает литься рекой. После смерти близкого для Руматы человека, он отвергает идею невмешательства и берет в руки меч.

1936 г. Экспедиция II

Первый ракетоплан назывался, естественно, «Иосиф Сталин» («Космический рейс»).

Корабль : Ракетоплан «Иосиф Сталин»

Цель: Луна

Фильм: «Космический рейс»

«Мы рождены, чтоб сказку сделать былью» — так пели в 30-е годы. «Мы в СССР должны создать научно-фантастический фильм о жизни в нашей стране через 6-10 пятилеток», — писал в 1934 году журнал «Советское кино». Эпоха индустриализации потребовала от фантастики выполнения чисто познавательных функций. Нужны были «свои Жюль Верны». Последовало соответствующее постановление ЦК ВЛКСМ— и конкурс сценариев на базе кинокружка Московского Дома ученых.

Но все осталось на уровне благих намерений. В конце концов, договориться ученому и кинематографисту удалось, независимо от указаний свыше. Молодой режиссер, ученик Эйзенштейна Василий Журавлев и великий Циолковский создали «Космический рейс», почти практическое руководство для будущих полетов. Основоположник космонавтики, по воспоминаниям, консультировал авторов с «почти детской увлеченностью», будто «действительно был на Луне и самолично пережил все то, о чем рассказывал».

Научная сторона фильма была почти безупречной. Кроме устаревших деталей (старт с эстакады, противоперегрузочные ванны), все остальное впечатляет и сегодня. Более того, как рассказывал Журавлев в 80-е годы автору этих строк, после телепоказа фильма коллеги говорили: «Сегодня нам такое не поднять».

Ну а художественный уровень был намеренно занижен («чтобы не вытеснять науку»). Штамп громоздился на штамп: конфликт новатора и консерватора, непременный космический пассажир-«заяц» и т.п. Но главное — дух эпохи, наивной веры в сказочный коммунизм был сохранен. Ракетоплан взлетал над Москвой будущего, смоделированной по тогдашним передовым эскизам — с Дворцом Советов на месте Храма Христа Спасителя и прочими небоскребами.

Однако опыт «Космического рейса» пропал даром. Не был реализован следующий НФ-замысел — «Голубая звезда» по сценарию Толстого в постановке сказочника Александра Птушко о полете на Венеру, планету динозавров. Фильм об этом — «Планета бурь» — появится только спустя четверть века.

Экранизация первого фантастического романа С. Лема («Безмолвная звезда»).

Солярис (1972)

Неудивительно, что Лем невзлюбил этот фильм. Его больше занимала научно-техническая сторона Соляриса, а Тарковский сотворил артхаусный психологический хоррор с неожиданным выводом: в космосе хорошо, а дома, на родной Земле, лучше. И не просто дома, а в России, среди родных березок. Тем не менее, «Солярис» стал классикой мирового кинематографа и заслуженно занимает верхние строчки в списках лучших фантастических фильмов всех времен (наряду со «Сталкером»).


Интересно, что в польском оригинале Солярис «она», то есть девочка. Может, стоило подарить ей цветы хотя бы и пригласить на чашечку кофе?

1924 г. Экспедиция I

Корабль: аппарат системы инженера Лося

Цель: Марс

Фильм: «Аэлита»

«Аэлиту» принято считать первенцем отечественной кинофантастики. К сожалению, именно в фильме классика дореволюционного кино Якова Протазанова были заложены порочные принципы отношения к научной фантастике в советском кино. И дело не только в том, что сюжет романа Алексея Толстого, изрядно перекроенный, занимал меньшую часть картины, вытесненный бытовой линией. В финале Лось, которому всего лишь приснился полет на Марс, ничтоже сумняшеся сжигал чертежи ракеты, мол, «есть у нас еще дома дела». И хотя чертежи, как и рукописи, не горят, принцип «синицы в руках», как проклятие, будет преследовать наш НФ-кинематограф еще долго.

Прекрасная принцесса Марса («Аэлита»).

КОМАНДОРЫ ФАНТАСТИКИ

Среди авторов фантастики для детей и подростков выделяются два колосса, на долгие годы ставшие ее символами. В 1965 году в альманахе «Мир приключений» появились первые рассказы Кира Булычева про девочку Алису. Кир Булычев — псевдоним ученого-востоковеда Игоря Можейко, автора многочисленных монографий, научно-популярных и приключенческих книг. Подборка рассказов «Девочка с Земли» стала первым вкладом писателя в фантастику.

Рассказы о приключениях девочки из 21 века Алисы Селезневой положили начало серии детской НФ, принесшей автору сумасшедшую популярность среди подростков. Ничего похожего в советской детской литературе тогда не было. Главная удача цикла — обаятельный образ главной героини, которая стала по-настоящему «своей» для нескольких поколений читателей. Алиса была самой обыкновенной — непоседливой, любопытной, находчивой, в общем, нормальной девчонкой, которую можно было найти в любом дворе. Поэтому дети воспринимали Алису как реального, живого персонажа, вместе с которым можно сразиться с космическими пиратами, сделать великое научное открытие или стать настоящей принцессой.

Сборники «Девочка с Земли» (1974), «Сто лет тому вперед» (1978), «Миллион приключений» (1982), «Девочка из будущего» (1984) — лучшие в серии. Потом цикл явно выдохся, из него ушла жизнь: мир устремился вперед, а Алиса Селезнева так и осталась топтаться на месте… Но все равно книгами о ней еще очень долго будут зачитываться поколения подростков. Весомый вклад в популярность Алисы внесли телефильм «Гостья из будущего» (1984) и мультфильм «Тайна Третьей Планеты» (1981).

Если Булычев был главным любимцем детей до двенадцати, то другой лидер отечественной фантастики — Владислав Крапивин — бесспорный Командор ребят постарше. Крапивин — яркий педагог, в 1961 году организовавший детский отряд «Каравелла». Его реалистические книги о подростках — «Всадники со станции Роса», «Мальчик со шпагой», «Трое с площади Карронад» — не просто читали, их переживали. Что до фантастики, то она была для Крапивина не самоцелью, а лишь приемом, с помощью которого ведется серьезный разговор об отношениях между взрослыми и детьми, о границе между добром и злом, о настоящей дружбе.

Герой самой популярной трилогии Крапивина «Голубятня на желтой поляне» (1983—1985), косморазведчик Ярослав Родин попадает в иной город своего детства, где в любой ситуации надо противостоять Злу во всех его обличьях. Успех трилогии вдохновил писателя на создание масштабного цикла фантастических романов и повестей под общим названием «В глубине Великого Кристалла».

Фантастика Владислава Крапивина ненаучна, она ближе к нетрадиционному фэнтези. Наряду с роботами и звездолетами в книгах присутствуют чисто сказочные элементы. Но даже самые невероятные события крапивинских историй сознательно подаются автором в подчеркнуто реалистичной манере, что помогает юному читателю всем сердцем ощутить их подкупающую достоверность.