Лучшие фантастические мультфильмы

«Полигон»

Стиль знаменитого мультипликатора Анатолия Алексеевича Петрова легко узнать. Он прорисовывает персонажей максимально приближенно к реальности. И к тому же, изображает их с разных ракурсов, как бы перемещая камеру. В результате его мультфильмы воспринимаются почти как игровое кино. Персонажи выглядят, двигаются и говорят словно живые люди.

Петров снимал детские мультфильмы, брал за основу сценариев много сказок и древних мифов. Но одна из самых известных и глубоких его работ — экранизация рассказа известного советского фантаста Севера Гансовского «Полигон».

Изобретатель создаёт практически совершенное оружие — танк, который «читает» мысли и намерения противника. В оборонительном режиме он может предугадывать действия и избегать попаданий, а при нападении заранее знает чего боится враг.

Демонстрация танка проходит на острове, который населяют туземцы. Изобретатель показывает комиссии из высших военных чинов способности своего детища. Но после он сообщает генералам, что его сын служил под их руководством и погиб в одной из колоний. И его изобретение — лишь способ отомстить. Учёный добивается своей цели, но потом осознаёт, что и сам боится танка, и ему уготована та же участь, что и остальным.

В «Полигоне» Гансовский, а следом за ним и Петров, поднимают сразу несколько важных тем: гибель солдат на войне, одержимость местью и то, как людей губит собственный страх.

Но помимо острой темы и музыки Поля Мориа мультфильм очень интересен визуально. Очень детально и натуралистично прорисованы персонажи. Причём нетрудно заметить, что все они очень напоминают реальных западных актёров, таких как Жан Габен или Юл Бриннер.

«Упущенная галактика»

Режиссёра Анатолия Ивановича Солина знают по множеству ярких детских мультфильмов. Среди них «Приключения Мюнхаузена», «Великолепный Гоша», «Приключения поросёнка Фунтика» и многие другие.

Но среди его работ есть пятиминутный и очень интересный мультфильм «Упущенная галактика» по рассказу сценариста Евгения Шатько о контакте человечества с инопланетянами. По традиции на землю попадает космический корабль. Но на этот раз пришельцы сталкиваются не с учёными или военными. Гостя встречает лесник Акимыч. Его озвучивает Лев Дуров, он же читает текст за кадром.

Пришелец сообщает Акимычу, что у него всего час времени, и он хочет передать человечеству собрание всей философии и науки их высокоразвитой цивилизации. Знания мира пришельцев заключены в небольшой пирамидке. Но до учёных добираться очень далеко, и пришелец оставляет её Акимычу.

Это простая и понятная сатира о столкновении продвинутого разума с буднями русской деревни. Акимыч не может представить космические расстояния и считает, что пришелец врёт. Не понимает как может существовать другая форма жизни и почему их не бьют током электромагнитные волны. Финал истории вполне предсказуем. Лесник в итоге просто закапывает пирамидку в огороде, думая: «Чего начальство-то беспокоить?»

«Урок»

Философский и очень ироничный мультфильм для взрослых от автора легендарных «Ух ты, говорящая рыба» и «Ишь ты, Масленица!» Роберта Саакянца.

Этот мультфильм «взрослый» во всех отношениях. В нём нет текста и ярких красок. При этом автор не стесняется анатомически подробно рисовать обнажённые тела В качестве саундтрека выбраны легендарные электронные композиции: в самом начале играет Rockit Херби Хэнкока, а дальше можно услышать Yello и даже Жан-Мишеля Жара.

Начинается всё традиционно: космический корабль прибывает на неизведанную планету. Когда команда сталкивается с местными животными, некоторые колонисты с испуга пытаются в них стрелять. Но убив животное, человек сам превращается в него. Мало того, если человек спиливает дерево — он становится деревом.

Вероятно, так природа нового мира поддерживает баланс. Принцип действует и для самих животных, населяющих этот мир. Главная героиня пытается предупредить своих коллег, но большинство из них уже превратились в животных. И тогда она решает сама стать птицей, но выясняет, что повторное убийство возвращает человека в исходный облик, но у него остаются повадки животного.

В итоге выжившие участники экспедиции улетают. А заканчивается «Урок» песней Джона Леннона Imagine, которая как бы озвучивает мораль всей истории и призывает жить в балансе и гармонии.

«Фантадром»

Тот самый мультфильм, где в начале каждой серии мило чихает котик . Изначально на студии «Телефильм-Рига» сняли три серии. Все они рассказывали о том, как кот-робот Индрикис XIII помогает спасать людей и инопланетных существ от всяких бед, которые они сами же и натворили.

Сюжеты всех серий почти одинаковые: какие-нибудь нелепые инопланетяне случайно устраивают катастрофу. В первой серии на свободу вырываются андроиды, во второй — инопланетянин не может найти соль для обеда, а в третьей — случается пожар. Каждый раз кот Индрикис меняет форму и мило улыбается. Но чтобы справиться с проблемой, ему на подмогу всегда приходят друзья. Причём обжора инопланетянин из второй серии потом уже помогает тушить пожар.

Описывать «Фантадром» довольно трудно — не зря эти мультфильмы регулярно попадают в подборки вроде «советская психоделическая мультипликация». Но при всём безумии и перемене форм всего и вся, авторы сумели сделать персонажей очень обаятельными. Кот и его фиолетовая подруга, толстый инопланетянин, мышь на космодроме — все они невероятно милы. А Индрикис в каждой серии ещё и чихает по-разному.

Уже после распада советского союза все три мультфильма были перемонтированы, заново раскрашены и переозвучены. И если более яркие цвета, возможно, пошли на пользу, то обилие лишних звуков, смешков и мычания выглядело попыткой превратить «Фантадром» в мультфильмы для малышей. Это же подтверждают и многочисленные продолжения. На студии Dauka позже досняли ещё десять серий, но все они не идут ни в какое сравнение с первыми тремя.

В четвёртом эпизоде герои пытаются достать на планете цветы и сталкиваются со свиньёй, в пятой рассказывается про корову и доильный аппарат, причём корова ещё и любит валяться в гамаке. Неудивительно, что продолжения не так любимы зрителями, как классические советские эпизоды.

«Контакт»

Этот короткий мультфильм без слов о первой встрече человека и инопланетянина снял Владимир Тарасов — автор анимационных вставок в «Иронии судьбы, или С лёгким паром!», кроссовера «Юбилей» к столетию мультипликации, а также ещё нескольких примечательных фантастических работ, которые ещё появятся в этом списке.

Сюжет «Контакта» очень прост. Художник, чем-то напоминающий внешне Джона Леннона, хочет нарисовать пейзаж. Он идёт в поле и по дороге как бы «фотографирует» глазами всё, что видит, а потом останавливается передохнуть у озера.

В это время на поляну прилетает космический корабль, из которого выходит инопланетянин. Он точно так же «фотографирует» глазами всё окружающее, но при этом ещё и превращается во встреченные предметы. Художник сначала пугается, но потом понимает, что у пришельца совершенно мирные намерения.

Текста в мультфильме нет, но зато герой напевает одну и ту же мелодию, а именно Speak Softly Love Нино Роты. И именно через музыку и через искусство даже представители разных цивилизаций могут понять друг друга. Герои понимают, что между ними не так и много различий. И даже не понимая язык, они находят общий язык.

Лёгкость и позитив переданы и в самой картинке. Краски в «Контакте» очень яркие, анимация чем-то напоминает всё тех же Beatles времён Yellow submarine. И даже вроде бы грустная мелодия разбавляется джазовыми мотивами аранжировки Oh, Lady Be Good Гершвина.

«Контракт»

И снова работа Владимира Тарасова. Этот сюжет основан на рассказе Роберта Силверберга «Честный контракт». Но по факту от оригинала осталось только вступление, а сам сюжет перевернули с ног на голову.

В исходнике космонавт прибывает колонизировать новую планету, но тут же сталкивается с настойчивым роботом-коммивояжёром. Тот предлагает купить у него товары, причём использует для убеждения не самые честные методы. Например, он специально перенёс опасных животных с соседнего континента, чтобы заставить колониста приобрести защитное поле.

Но даже отвязавшись от робота, космонавт сталкивается с другой проблемой. По контракту с компанией ему обязаны бесплатно предоставлять всё необходимое для жизни. Но в понятие «необходимое» не входят ни сигареты, ни даже лезвия для бритья. А пересылка всех предметов, которые ему могут понадобиться, стоит необоснованно дорого. При этом контракт запрещает ему покупать товары где-то на стороне, например, у робота-коммивояжёра.

Начинается мультфильм ровно так же, как и рассказ, но довольно быстро заметны различия. Робот здесь вежливый, и даже можно сказать более человечный, чем наниматели героя. Но его хозяева точно так же на него давят и требуют, чтобы он зарабатывал деньги.

В финале книги всё сводится к находчивости космонавта: робот угрожает ему оружием, и он заявляет своим нанимателям, что для выживания ему нужны деньги. А после их отказа разрывает контракт. В мультфильме же всё сводится просто к дружбе и взаимопомощи: робот и человек объединяют свои усилия, а в конце даже спасают друг друга. Это, конечно, сильно сбавляет градус иронии, который был в рассказе Силверберга. Но такая тема лучше подходила к советской идеологии.

Отдельно стоит отметить музыкальное сопровождение «Контракта». Всё действие происходит под пение Эллы Фицджеральд, что придаёт мультфильму драйва и даже некоторого безумия.

Общая картина:

Настали 90ые – непонятные советские мультфильмы исчезли, их вытеснил яркий и примитивный Дисней (Утиные истории, Чип и Дейл спешат на помощь, Черный плащ и всякие прочие Виражи на миражах с Алладином), надо признать, что западные мультфильмы, заполонившие наше информационное пространство, имели небольшую возрастную градацию. Так, например, от самых тупых и примитивных – утиных историй планка чуть поднималась на Черном плаще или Алладине (юмор был уже более черный, особенно у Яго с Джинни из-за этого и смотрелась эта жвачка). Самым ярким тогда был сериал про Черепашек ниндзя, но тут сказалась массовая истерия в России по поводу каратэ вообще и ниндзь в частности, затронувшая все мужское население вне зависимости от возраста. Для меня фильм TMNT однозначно задвинул мультсериал за край периферийного зрения – виной тому одновременное появление в России мультфильма и более взрослого фильма о черепахах, почему так получилось, я расскажу ниже.

….

Фэнтези –

этот жанр плавно отпочковался от фантастики и вырос в отдельное направление, в отдельную тематику. В 90ые в России появились книги жанра фэнтези издательства Северо-Запад. Именно этого издательства я впервые прочитал Властелина Колец Толкиена (до сих пор на книжной полке стоит в супер обложке огромная книга включающая в себя трехтомник и еще дополнительные материалы).  На самом деле, покупалось все подряд от Северо-Запада – целые серии книг таких авторов, как Желязны (в переводе местных надмозгов он был Зилазни), Урсула Ле Гуин, Майкл Муркок, Лион Спрэг де Камп в общем, зерна первых таких мультфильмов упали в благодатную почву.

Небольшое интро Конана-варвара, для ностальджи сеанса всех сопричастных 🙂

https://youtube.com/watch?v=OtinYoTUuvQ

Космические спасатели лейтенанта Марша, он же эхолеты капитана Марша.

Вот это уже чистая фантастика – восстание здоровенных неосапиентов (искусственно выведенных новых форм людей, созданных для покорения Марса и Венеры) превосходящих землян в физических аспектах быстро загнало нас в подполье на собственных планетах (Марс и Венера были уже колонизированы). Часть людей попала в рабство, но другая часть перешла в сопротивление, наращивая технологии и нанося диверсионные удары агрессору. Технической особенностью (фишкой) Космических спасателей стало использование экзоскелета, такого как в Чужом, но гораздо более навороченного. Его модернизация и боевая мощь, тогда просто завораживала. На этом сериале наверняка сидели все мальчишки того времени в обязательном порядке.

Была еще некая Война гоботов.

Во-первых, само название “гоботы” уже тогда вымораживало напрочь.

Во-вторых, это такая тупая пурга, что даже в 90-ые, при пресловутом информационном голоде, когда все западное, скажем мягко, кушалось, на-ура, гоботы перестали котироваться после пары тройки серий, да и их быстро вытеснили куда более серьезные мультсериалы.

Каена: Пророчество (2003)

Довольно детский, но не лишенный интересных задумок франко-канадский полнометражный анимационный фильм в 3d. Корабль-ковчег пришельцев (вексериан) терпит крушение на далекой планете. Выживает только разумный компьютер корабля, Веканой. Он заботливо выращивает мега-дерево и создает существ, похожих на погибших при крушении людей. К сожалению, и самому Веканою, и искусственным людям, угрожают исконные обитатели планеты – злые и жадные селениты, не готовые делить планету с «понаехавшими».

Когда в роли понаехавших мы сами, ситуация с миграцией на самом деле выглядит… как-то по-другому

И тут пошли валом японские фантастические мультсериалы:

Грендайзер:

Грендайзер к нам в Россию добрался вначале в виде фантиков от жвачек. Да, в начале 90-ых была дикая мода на коллекционирование и игру в фантики. Были в почете Турбы (у меня до сих пор лежит моя коллекция, никуда ее девать не собираюсь, внукам передам 🙂 ). Причем, по-началу, самих жвачек многие и в глаза не видели, ходили в обороте только фантики, большинство из которых выигрывали, остальные обменивали. Уже потом Грендайзер появился на ТВ в 1996 году, на телеканале 2х2, который в представлении не нуждается.

Ну, и конечно же… конечно же …

Роботех – это уже серьезно и по графике и по сюжету:

https://youtube.com/watch?v=F4Wl0p_TF0Q

Важное замечание – все эти мультсериалы созданные в разное время – например Грендайзер создан в 1975 году, Вольтрон спустя 10 лет – 1985, тогда же вышли и культовые Трансформеры. Сравнивая с Эхолетами капитана Марша – 1996 года – совсем свежак, вобравший все прелести предыдущих мультсериалов (и не только мульт-ов)

Все эти сериалы посыпались к нам практически одновременно, одним скопом, когда “свобода слова” захлестнула нас с головой в 1994 года. Все это валом обрушилось на нас вместе с неконтролируемой порнухой, западной пропагандой и приватизацией. Спасибо ЕБНу за наше счастливое детство.

Метрополис (2001)

Японский полнометражный мультфильм от знаменитой студии Madhouse (в том числе, они создали аниме-сериалы «Тетрадь смерти», «Паразит», «Агент паранойи» и многие другие). «Метрополис» – что-то среднее между «Метрополисом» Фрица Лейбера и «Тремя толстяками» Олеши в футуристическом антураже и с примесью кибер-панка.

Гениальный ученый создает девочку-киборга Тиму – точную копию умершей дочери деспотичного правителя Метрополиса, герцога Реда. Внезапно в лаборатории, где «выращивали» Тиму, гремит взрыв. Ученый погибает, а напуганная Тима сбегает и бесследно исчезает. Ред снаряжает за ней погоню, ведь Тима – не просто копия дочери, а еще и ключ к его полному владычеству над человечеством…

Метрополис — удивительно красивый, а еще очень добрый и трогательный мультфильм

«Перевал»

И ещё один мультфильм Владимира Тарасова. На этот раз экранизация первой части романа «Посёлок» Кира Булычёва. У мультфильма очень необычный визуальный ряд. Над графикой здесь работал математик Анатолий Фоменко. Сейчас его знают как автора очень спорной «Новой хронологии» — , разрушающей привычную хронологию важных исторических событий.

Сюжет рассказывает о группе людей, живущих в неизвестной местности. Здесь иная природа, жители называют «шакалами» или «козами» совсем других животных. Старый (его озвучивает Василий Ливанов) пытается рассказывать подросткам о культуре, учит их читать и прочим наукам. Но общество постепенно деградирует и скатывается почти к общинному строю.

Чтобы спастись, люди должны преодолеть перевал. Но пройти его очень трудно, предыдущие три экспедиции провалились. Но всё-таки группа подростков и их старший товарищ Томас отправляются в путешествие.

И книга и мультфильм построены так, что изначально непонятно, где живут герои. Окружающий мир воспринимается то ли как другая планета, то ли как постапокалиптичный мир. Что произошло на самом деле раскрывается только ближе к финалу. Но выглядит всё очень мрачно и даже обречённо.

Путешествие героев начинается под песню Александра Градского «Театр» на стихи Саши Чёрного. И по мере нарастания накала в композиции видеоряд превращается в почти абстрактный набор сцен.

Кстати, Кир Булычёв, который сам писал сценарий к «Перевалу», остался недоволен графикой. Он считал, что картинка не вяжется с сюжетом. Однако именно необычный видеоряд, вкупе с музыкой и закадровым голосом Кайдановского сделал мультфильм настоящей легендой.

В отличие от книги, финал «Перевала» остаётся открытым. Дети добираются до пункта назначения, но смогут ли они в дальнейшем спастись авторы точно не говорят — герои просто отправляются в обратный путь.

«Вампиры геоны» и «Хозяева Геоны»

Ещё один двухсерийный мультфильм о колонизаторах других планет. Снял его известный мультипликатор Геннадий Тищенко по своему же рассказу. Многим зрителям этот мультфильм запомнился из-за персонажей, похожих на Сильвестра Сталлоне и Арнольда Шварценеггера и музыки хард-рок группы «Джокер».

Инспектора Янина отправляют на планету под названием Геона, где уже развёрнута международная миссия — ей как раз руководят «Сталлоне» и «Шварценеггер». На планете пригодный для жизни климат, но она населена вампирами — летающими существами, похожими на птеродактилей. Они сосут кровь у людей и впрыскивают в их организм яд. В результате колонисты могут впасть в состояние, подобное летаргическому сну.

В сюжете мультфильма в очередной раз обыгрывается идея, что люди слишком грубо относятся к природе и пытаются ей противостоять, вместо того, чтобы находить общий язык и баланс. Учёные расстреливают вампиров, не замечая, что они разумны. И только Янин совершенно случайно узнаёт, что если укусов будет больше, то в кровь сразу же попадают и антитела к яду, а вместе и тем и телепатическая информация о жителях этого мира.

Но люди уже успели достаточно навредить местной природе, и потому им приходится улететь, так и не познакомившись с местной цивилизацией, которая строит города под водой.

Возможно, в детстве эти мультфильмы воспринимались сложно, а некоторые вообще казались непонятными. Но многие творения советской мультипликации признаны во всём мире. Их можно найти с субтитрами на английском и других языках. Авторы нередко затрагивали даже темы, которые в большом кино могли показаться слишком спорными, но так называемый «малый жанр» — рисованные истории на десять-пятнадцать минут — позволяли донести до зрителя идеи режиссёров и сценаристов. А мультипликация давала создателям свободу фантазии и творчества, недоступную кинематографу.

Выше приведена лишь небольшая часть советских мультфильмов, но возможно они помогут вспомнить и другие работы отечественных авторов.

«Космические пришельцы»

Философский двухсерийный мультфильм снят режиссёром Алексеем Соловьевым. Его многие знают по детскому многосерийному мультику «КОАПП (Комиссия особо активной помощи природе)». Но гораздо интереснее, что сценарий написал Аркадий Стругацкий. Конечно же, не обошлось без любимой братьями Стругацкими неоднозначности и неожиданных поворотов сюжета.

В мире будущего внезапно пропадает связь со всеми космическими станциями. А над землёй появляется странный шар, который на мгновение затягивает в себя все встреченные предметы. Разумеется, учёные решают захватить объект и изучить его. Но в лаборатории шар начинает поочерёдно затягивать в себя всю группу контакта. Последний учёный понимает, что это и было целью объекта — найти самых подготовленных людей. И для этого ему нужно было всего лишь попасть в их поле зрения.

Но потом учёные обнаруживают, что их переместили на другую планету. Все её жители погибли, а шар управляется роботами. Они должны найти тех, кто достоин унаследовать технологии развитой цивилизации. Но для этого люди должны пройти испытание.

Две серии длятся всего около пятнадцати минут. Но за это время сценарист и режиссёр успевают показать судьбу целого мира и заставить задуматься о самопожертвовании ради блага цивилизации.

«Возвращение»

Мультфильм того же режиссёра Тарасова. Однако снят он совсем в другой манере и с другим настроением. Да и тема отличается: здесь уже не история контакта с другой цивилизацией, а тема воспоминаний о детстве и родине.

Космонавт возвращается домой после долгого транспортного рейса. Перед посадкой он попадает в метеоритный поток, и у корабля отключается автопилот. Приземлиться он может только на ручном управлении. Медики с земли советуют космонавту хорошо отдохнуть и выспаться перед посадкой и обещают разбудить его на земной орбите.

Пилот крепко засыпает и во сне видит картины из детства. Но видимо долгий полёт и переживания слишком утомили его. Базе на земле не удаётся разбудить космонавта. Потом к ним присоединяется весь мир. Все радиоточки, корабельные станции и даже люди на стадионах скандируют: «Проснись».

Но в финале в центр управления приходит дед космонавта и просит изменить маршрут корабля так, чтобы он пролетел над его родным домом. Уж дедушка точно знает как разбудить внука.

Авторов мультфильма консультировал космонавт Алексей Леонов, поэтому вся техническая сторона выглядит и звучит очень реалистично. Общение с центром управления полётом, советы космонавту и сам стиль переговоров взят буквально из жизни. При этом затронута очень близкая и понятная каждому тема воспоминаний о детстве и родном доме. А накал эмоций достигается за счёт сочетания почти психоделического видеоряда с 5-й симфонией Малера, создающей ощущение надвигающейся катастрофы.

«Здесь могут водиться тигры»

Экранизация одноимённого рассказа Рэя Бредбери. Космическая экспедиция с земли прибывает на новую планету. Цель полёта — исследовать новый мир на предмет наличия в её недрах ценных ресурсов. Но космонавты обнаруживают, что планета живая, она исполняет любое желание человека. Каждый здесь может даже летать, стоит только этого захотеть. И тем более здесь всегда можно вдоволь поесть и напиться воды или даже вина.

Однако один из руководителей экспедиции по имени Чаттертон далёк от любых мечтаний, он хочет «содрать шкуру» с нового мира, и просто опустошить недра планеты. Для этого он устанавливает бурильную машину, но планета тут же поглощает аппарат. Тогда Чаттертон достаёт ядерную бомбу, желая уничтожить враждебный мир, и его тут же убивают тигры.

Финал мультфильма близок к книге, но есть некоторые расхождения в самом его смысле. Корабль улетает с планеты. В оригинале космонавты рассуждают о том, что иначе этот мир быстро заселят люди подобные Чаттертону. При этом характер планеты часто ассоциируют с женщиной: она очень долго ждала гостей и приняла их со всем гостеприимством. А после того, как корабль улетел, она уже не позволит им вернуться, просто от обиды.

В мультфильме же командир корабля забирает с собой бомбу, которую Чаттертон уже успел активировать, и космонавты жертвуют собой, чтобы спасти прекрасный мир. Но в обоих случаях на планете остаётся один из участников экспедиции.

«Планета 888»

Не очень известный режиссёр Владимир Маилян в 1985 году на студии «Арменфильм» выпустил короткий мультфильм «Планета 888». В истории без слов он снова затронул вечный вопрос взаимоотношений человека и природы.

Два космонавта прибывают на планету, непригодную для жизни. Постепенно выясняется, что всё было уничтожено в результате ядерной войны. Космонавты принимаются за уборку. С помощью фантастических технологий они убирают тучи и смог, а гигантские пылесосы вычищают от грязи поверхность.

Они снова выращивают на земле траву и деревья, а потом зарождается и жизнь. Но новая цивилизация практически сразу устраивает войну: маленькие человечки нападают друг на друга с оружием. Космонавты перед отлётом отбирают у них ружья. Возможно, их теперь будут считать богами — обитатели планеты долго смотрят им вслед.