Глава iii устройство современных дирижаблей и их данные

Характеристика

Интересным в истории дирижабля является то, что его большие размеры были из-за того, что вместо водорода, который применялся ранее, использовали гелий.Из-за катастрофы, которая произошла с этим английским “Графом”, проект переделали. Тогда в катастрофе из пятидесяти четырех человек, находящихся на борту, погибли сорок восемь. Фактом крушение стала утечка водорода, из-за которой началось воспламенение судна.

Дирижабль “Гинденбург” внутри был интересен и тем, что первоначально строительство планировалось водородным, из-за чего, гигант стал бы идентичен, уже популярному дирижаблю Графу Цеплин. На эксплуатацию гелия, который поставляли Штаты, действовал закон. Хуго-Эккенер считал, что гелий все равно удастся получить.

В 1929 году он встретился с президентом в Белом доме по этому вопросу.

К сожалению, планы не могли быть осуществленными. В период, когда Германия утвердила к власти Национальный совет, то Штаты отказались снять запрет на экспортирования гелия в другие страны. Поэтому дирижабль пришлось полностью переделывать под водородное использование. Многие, после расследований этой катастрофы, считали, что именно этот способ и повлиял на гибель дирижабля “Гинденбург”.

Первые Дирижабли — Кто придумал? | Изобретения и открытия

24 сентября 1852 г. француз Анри Жиффар поднялся в воздух на наполненном водородом управляемом дирижабле с механическим двигателем. Ему удалось достичь высо ты 1800 м и скорости около 10 км/ч. Пропеллер дирижабля вращала паровая машина.

Граф и его цеппелин

Полет прошел успешно, но паровая машина в качестве двигателя не давала серьезных преимуществ.

В дальнейшем предпринимались попытки с электрическими и дизельными моторами. Совершить прорыв в этой области удалось графу Фердинанду фон Цеппелину. Его дирижабль жесткой конструкции поднялся в воздух около г. Манцеля на Боденском озере 2 июля 1900 г. LZ-1, разработанный совместно с Теодором Кобером, имел 128 м в длину. Диаметр цилиодрической тканевой оболочки на алюминиевом каркасе составлял 11,7 м. Два бензиновых мотора мощностью по 14 лошадиных сил позволяли «летучей сигаре» развивать скорость до 28 км/ч.

Несмотря на несколько неудач со следующими моделями дирижаблей, в 1908 г. во Фридрихсхафене был построен завод Цеппелин. С 19Ю г. начались регулярные пассажирские перевозки на цеппелинах. Во время Первой мировой войны они использовались также для воздушных налетов на Англию. Первые попытки были успешными, но вскоре стала ясна непригодность дирижаблей в военных целях: горючий водород, наполнявший оболочку, делал их легкой добычей неприятеля.

Летающие отели-люкс Самым большим вызовом для пионеров воздухоплавания 1920-х гг. был перелет через Атлантику. В октябре 1924 г. Хуго Эккенеру впервые удалось пересечь на цеппелине Атлантический океан. LZ-126, заполненный 70 000 м3 водорода, за 70 часов достиг Нью-Йорка. С 1932 г. открылось пассажирское и грузовое сообщение на дирижаблях между Франкфуртом и Рио-де-Жанейро, а также Франкфуртом и местечком Лейкхерст под Нью-Йорком. У богачей такие путешествия вошли в моду, и новые модели все более впечатляющих размеров напоминали внутри отели высшего класса.

«Гинденбург»

В1934 г. началось сооружение цеппелина «Гинденбург», самого крупного из когда-либо строившихся воздушных кораблей. Он имел 245 м в длину и развивал с помощью дизельных моторов мощностьюв 1100 лошадиных сил скорость до 135 км/ч. При двадцатом трансатлантическом перелете 6 мая 1937 г. на подлете к Лейкхерсту произошел взрыв. 36 человек погибли в огне. Этой катаарофой закончилась эпоха гигантских дирижаблей.

  • 1784 г.: Жан-Батист Менье опубликовал проект воздушного корабля с винтом.
  • 1872 г.: Пауль Хенлейн использовал в своем дирижабле газовый двигатель.
  • 1898 г.: дирижабль нежесткой конструкции №1» Альберто Сантоса-Дюмона с бензиновым двигателем.
  • 1997 г.: цеппелин «NT» отправился в свой первый полет с исторической площадки во Фридрихсхафене.

Аэростаты заграждения

В таком виде аэростаты первыми начали применять ещё англичане в Первую мировую войну. Таким способом британцы защищали Лондон от немецких аэропланов. Этот опыт пригодился им в начале Второй мировой войны. Только теперь это были массовые заграждения. В отдельных случаях в воздухе их было до двух тысяч, а над отдельными объектами они висели постоянно. Эта методика нашла широкое применение и при организации противовоздушной обороны в Москве и Ленинграде. Наши бойцы ПВО вывешивали аэростаты в шахматном порядке, а для верности на каждый трос подвешивали ещё и мину. Самолёт сталкивался с тросом, мина съезжала к крылу, и – «Гитлер капут». Внешне аэростаты заграждения напоминали маленькие дирижабли и поднимались обычно ночью по одному или два на одном тросе (в тандеме). Утром дежурство заканчивалось, и их опускали вниз.

Дети водят хоровод на фоне аэростатов воздушного заграждения

Первые успехи аэростатчики показали в небе Москвы уже 23 июля 1941 года. 150 фашистских бомбардировщиков в составе 20 групп прорывались к столице, но преодолеть оборону смогли только единицы. Были уничтожены 15 самолётов. 10 были на счету лётчиков, три самолёта сбили зенитчики, а два запутались в паутине аэростатов и рухнули на землю. Количество аэростатных заграждений неуклонно росло. Рос и положительный итог их противостояния немецкой авиации. Над Москвой аэростатами заграждения было уничтожено не менее 150 самолётов врага. В 1943 году Москву защищали 440 заградительных постов, а всего на фронтах в воздух поднималось около трёх тысяч аэростатов.

Напоследок стоит упомянуть и о других вариантах использования дирижаблей. Очень показательна в этом плане работа дирижабля «Победа» в 1945 году. Его откомандировали в славный город Севастополь, где он помогал морякам обнаруживать в Чёрном море мины и затонувшие корабли.

Советские солдаты в гондоле аэростата воздушного наблюдения

Краткая история

Некоторые ошибочно приписывают создание первого дирижабля немецкому графу Фердинанду фон Цеппелину, ссылаясь на то, что именно он создал Luftschiffbau (дирижабль жесткой конструкции, название которого стало нарицательным, так как переводится как воздушный корабль). Цеппелин действительно сделал многое для воздухоплавания, он его популяризировал, одарил романтикой и авантюризмом, но началась история дирижабля во Франции эпохи XVIII века. Жили в то время братья, одного из которого звали Жак-Этьенн, а второго — Жозеф-Мишель. Оба они носили фамилию Монгольфье и именно они совершили первый полет на воздушном шаре. Жак Сезар Шарль, изобретатель и хороший малый, вскоре после полета расписал проект аэростата, который двигался за счет гелия и водорода. Потом еще один француз, Жан-Батист Мёнье, решил создать новый проект аэростата, который должны были использовать в военной разведке. К сожалению, Мёнье не смог увидеть результата своих трудов — он погиб, так и не увидев своего творения, который очередной француз, Анри Жиффар, сконструировал по его планам. Собственно, именно Анри Жиффар и совершил первый полет на дирижабле.

Первоначально, никто не проникся французской темой, разве что фантасты воодушевленно предсказывали, как будет развиваться воздухоплавание, как небо будет заполнено летающими кораблями, которые действительно, если посмотреть на рисунки, были похожи на каравеллы с огромным воздушным шаром, вместо паруса. До XX века полеты совершались неохотно, так как их риски превышали допустимые нормы. Были, конечно, безумцы, которые развивали эту сферу, но таких было единицы, вроде Альберто Сантос-Дюмона, который облетел на дирижабле в 1901 году Эйфелеву башню.

Главная проблема дирижаблей тех лет заключалась в несовершенстве двигателя — тогда он был паровой. В принципе, именно паровым двигателем и можно объяснить запоздалое начало «эры дирижаблей», которая началось с создания двигателя внутреннего сгорания и, уже упомянутого нами, изобретателя фон Цеппелина.

Насчет Цеппелина ходят разные разговоры, его личность до сих пор не поддается анализу. Одно можно сказать точно — он был малость сумасшедшим. Но не в том смысле, что он мнил себя гигантской черепахой, на которой держится весь мир, а в том, что он был феноменально предан делу воздухоплавания. Он горел полетами и был без ума от любого рода дирижаблей. Граф фон Цеппелин считал, что именно за дирижаблями будущее. Доказательством этого служит тот факт, что Цеппелин отдал в залог дом, землю и семейные драгоценности, чтобы запустить LZ-3 — дирижабль жесткой конструкции, который встанет на вооружение у германских военных. Запуск, как ты понимаешь, был удачным. Состоялся он в 1906 году. Первая мировая война послужила толчком для развития таких дирижаблей. Они превратились в довольно страшное оружие (представь себе реакцию обычных солдат на поле брани) всех крупных стран-участниц конфликта. Германия оставляла своих конкурентов далеко позади, главным образом благодаря гению графа фон Цеппелина. Дирижабли, конечно, использовали не только для нужд военных, но и для гражданских перевозок. Аппараты того времени легко могли доставлять по воздуху грузы в 8-12 тонн.

Пассажирские перевозки также были популярны, первая линия заработала уже в 1910 году (рейс из Фридрихсхафена в Дюссельдорф), чуть позже аналогичные рейсы появились во Франции и Англии. В России небо также подвергалось нападкам «воздушных кораблей», но этот промысел первоначально был на совести любительских сборищ, а не государства. Аэростаты проектировали такие известные и модные изобретатели, как Константин Циолковский и Игорь Сикорский. Имперское правительство не сразу оценило военный потенциал этих устройств, но к началу Первой мировой ему удалось поставить на вооружение российской армии 18 боевых дирижаблей. В целом, ясное дело, что без графа фон Цеппелина никакого будущего у дирижаблей не было бы, как без него не было бы и упадка. Объясним этот парадокс. Он тратил безумные деньги из своего кармана, чтобы конструировать этот вид транспорта, который сейчас кажется крайне экзотичным. А ведь, в начале ХХ века, он уже был достаточно массовым. Благодаря его упорству и, в некотором смысле, смелости, мы и наблюдаем сейчас новый виток развития дирижаблестроения. Судьба, конечно же, решила поиздеваться над знаменитым изобретателем. Его главное достижение — дирижабль «Гиндербург», который называли воздушным Титаником (245 метров против корабельных 269 метров), потерпел крушение. Другими словами, граф Цеппелин возродил и похоронил интерес к такому транспорту. Но сегодня этот интерес возрождается и, в частности, у России.

Что такое дирижабль

Немного о том, что такое дирижабль. Всем известно, что такое самолёты, вертолёты, сейчас летательного полку прибыло: в небо поднимаются и квадрокоптеры (дроны), и беспилотники, а вот слово «дирижабль» нынче совсем не на слуху. Так вот, дирижабль, или управляемый аэростат, – это воздушное судно, имеющее силовую установку и способное двигаться в необходимом направлении с приличной скоростью. Корпус у дирижабля был большой, объёмный, обтекаемой формы, объёмом от 2000 до 200000 кубических метров.

Аэростат ПВО над Пушкинской площадью в Москве

Советской России достался по наследству от Российской империи один военный дирижабль, который восстановили и назвали «Красной звездой». Другой был построен уже в 1923 году в Петрограде и получил название «VI Октябрь»; он даже полетал с полчасика. Первоначально дирижабли имели очень мирные профессии. К примеру, управляемые аэростаты советского производства оказали большую помощь в освоении Сибири.

Чуть позже в Осоавиахиме СССР была создана специальная секция воздухоплавания. А в 1931 году в стране появился и специальный комбинат «Дирижаблестрой». Именно в это время наряду с призывами: «Все на самолёт!», «Иди, товарищ, в автопром!» был и лозунг, призывавший экономить пятачки и тратить их на строительство дирижаблей. В 1932 году этот комбинат выпустил целую серию мягких дирижаблей, среди которых выделялся «СССР В-2 «Смольный», который однажды с корнем сорвался с якорей. Его просто не удержали, а происходило это на аэродроме в Сталино (Донецк). В гондоле было 11 экскурсантов–пионеров. Командир дирижабля Николай Гудков успел ухватиться за трос, добраться до кабины, запустить двигатели, переждать ураган и благополучно приземлить дирижабль. За этот подвиг Гудков получил орден Красной Звезды.

Аэростат ПВО Москвы на Площади Революции

Цеппелины придумали нацисты

Дирижабли такого типа были построены графом фон Цеппелин задолго до прихода к власти нацистов. Первый полет аппарата жесткого типа этого изобретателя состоялся еще в 1900 году. И не только немцы освоили такую конструкцию. В Соединенных Штатах и Великобритании были построены и летало независимо от немцев несколько крупных жестких дирижаблей. Британские R100 и R101 были наибольшими воздушными судами в мире на момент своего появления. Каждый такой дирижабль перевозил своих пассажиров в роскошных условиях. США построили два гигантских жестких дирижабля, Акрон и Мейкон, которые даже выступали в качестве летающих авианосцев. Знаменитый немецкий воздухоплаватель Хуго Экенер, работавший над постройкой Цеппелинов, являлся принципиальным противником нацистского режима. С приходом фашистов ко власти в Германии они смогли взять под свой контроль предприятие Цеппелина и использовать дирижабли в своих пропагандистских целях, воспевая мощь страны. Но в конце концов именно нацисты и уничтожили последние оставшиеся в стране дирижабли.

С атомным сердцем

На смену дизельпанку пришёл атомпанк. Возможно, как раз в силе атома и есть выход для дирижаблей?

Поставить ядерную силовую установку на воздушный корабль не так и сложно, грузоподъёмность позволяет. Это решает сразу много проблем. Время полёта, и без того немаленькое, ограничится только выдержкой экипажа и запасом продуктов.

Проект круизного атомного дирижабляАтомс фо Пис»

К идее атомного авианесущего дирижабля в США вернулись в 70-е годы. В то время ВВС активно искали возможность придать своим силам стратегическую мобильность. Например, на базеБоинга 747» шла разработка авианосца, способного оперативно доставить в любую точку Земли пару звеньев тактической авиации. Конечно же, вспомнили о дирижаблях.

Реконструкция возможного вида ангара атомного дирижабля-авианосца 70-х годов

Конструкция летающего авианосца предполагала размещение до 30 самолётов разного типа — куда больше, чем у схожих проектов тяжелее воздуха. Но из-за малой скорости с дирижабля можно было использовать только СВВП, остальные самолёты просто не смогли бы обратно к нему пристыковаться. Кроме того, воздушное судно было не особенно живучим.

Атмосферный спутник

Другой плюс дирижабля — его возможность штурмовать большие высоты.

Создать самолёт, который заберётся на высоту в 60-70 километров — непростая инженерная задачка. Для дирижабля же это не проблема. А на такой высоте, да ещё с возможностью зависать на месте, можно сделать очень много. Особенно если это будет беспилотный дирижабль с питанием от солнечных батарей. Выйдет практически настоящий спутник.

Ретрансляцию сигналов или фотосъёмку местности, а также многие другие задачи дирижабль выполнит не хуже космических аппаратов. При этом его можно вернуть для обслуживания или перевести в другое место.

Проект высотного многоцелевого дирижабля отЛокхид-Мартин»

Но такой аппарат сможет решать не только мирные задачи. Гигантский дирижабль, зависнув рядом со страной противника, станет базой для настоящей стаи беспилотников. От враждебного ПВО его защитят высота и собственные дроны ПРО. А по целям, обнаруженным маленькими разведчиками, можно запускать крылатые ракеты или управляемые бомбы с самого дирижабля.

Проект российского многоцелевого сверхвысотного дирижабля от ЦАГИ

Работы над сверхвысотными дирижаблями идут во всём мире — в России, США, Китае и даже в Британии.

Не отстают Великобритания и США

Сотрудничество с военной отраслью при создании дирижаблей — обычная история. Корни к военным уходят и у британской компании Hybrid Air Vehicles, которая представила свой аэростат Airlander 10.

Изначально он назывался HAV 304, а создавали его по заказу вооружённых сил США. Он должен был быть использован как «многофункциональное разведывательное транспортное средство».

В 2012 году состоялся первый полёт HAV 304, но уже через год американские военные решили отказаться от проекта. Тогда дирижабль за 301 тыс. долларов США и выкупила компания Hybrid Air Vehicles. Аэростат модифицировали под гражданские нужды и уже на этот год запланировано серийное производство. Каждый агрегат будет стоить по 50 млн долларов США.

Дирижабли Airlander 10 уже сертифицированы, а разрешения на полёты выдали контролирующие учреждения как в ЕС, так и в США. Хотя путь к разрешениям не был гладким. В 2016 году во время испытательного полёта трос для швартовки зацепился за линии электропередачи и аэростат носом врезался в землю. В тот раз никто не пострадал, но уже в 2017 году прототип оторвался от швартовочных тросов и уносимый ветром ранил на аэродроме двух человек.

Кроме этой компании дирижабли представила международная корпорация Lockheed Martin со штаб-квартирой в США. Это один из крупнейших мировых поставщиков военной техники. Первый прототип P-791 был представлен ещё десять лет назад, также сертифицирован, а производитель заявляет, что серийное производство готов начать в любое мгновение. Были бы покупатели.

Глава израильского Atlas LTA Г. Верба говорит, что поддерживает всех конкурентов, поскольку если массовое производство удастся хоть одному, то это «откроет возможности нам всем».

Как летит дирижабль[править]

По ощущениям дирижабль не похож ни на какой другой летательный аппарат — а похож на морское судно. Небольшой дирижабль — блимп — в полёте покачивает, как бы на волнах. Большой дирижабль движется очень плавно и тихо, как теплоход. Роднит дирижабли с морскими судами и характерная черта управления ими — задержанная реакция на движения органов управления. Капитан командует: «Стоп, машина», через несколько секунд дирижабль начинает медленно сбавлять скорость, и только после команды «Полный назад!» он начнет тормозить быстрее. Гибридный дирижабль в режиме «чуть тяжелее воздуха» реагирует на управление заметно бодрее и внимательнее, но всё равно не мгновенно.

Дирижабль, особенно гибридной конструкции, меняющий подъемную силу при помощи перекачивания части подъемного газа в баллоны высокого давления и назад в оболочку при помощи компрессора — самая что ни на есть летающая подводная лодка. Нет, ну правда. Она. Только в том смысле, что плавает она в воздушном океане.

Скорость дирижабля, конечно, ниже, чем у самолёта — примерно как у автомобиля на хорошей трассе. Поднявшись достаточно высоко, чтобы снизить сопротивление воздуха и влияние ветра, дирижабль может разогнаться и до более высокой скорости (но и грузоподъемность при этом будет ниже). Не ждите от дирижабля скорости «вжик, и ты на другом конце шарика», как от сверхзвуковых самолётов, но скорость «прилёг в каюте, полежал, отдохнул, никто не орёт, не бухает на соседнем кресле, не блюёт под носом, сходил в кино, поел в ресторане, почитал книжечку, заснул, а наутро уже там» — вполне реальна. То есть дирижабль, по сути, занимает экологическую нишу не самолёта, а поезда, причём ещё более просторного и комфортного.

Также, гондолу дирижабля, особенно жесткой конструкции, нет ни малейшей преграды полностью встроить в баллон, предусмотрев иллюминаторы для красивого вида из окна. Тем самым сильно снижается аэродинамическое сопротивление, а места внутри баллона с учетом ферменных конструкций, поддерживающих обшивку, гондола занимает пренебрежимо мало.

Атмосферный спутник

Другой плюс дирижабля — его возможность штурмовать большие высоты.

Создать самолёт, который заберётся на высоту в 60-70 километров — непростая инженерная задачка. Для дирижабля же это не проблема. А на такой высоте, да ещё с возможностью зависать на месте, можно сделать очень много. Особенно если это будет беспилотный дирижабль с питанием от солнечных батарей. Выйдет практически настоящий спутник.

Ретрансляцию сигналов или фотосъёмку местности, а также многие другие задачи дирижабль выполнит не хуже космических аппаратов. При этом его можно вернуть для обслуживания или перевести в другое место.

Проект высотного многоцелевого дирижабля отЛокхид-Мартин»

Проект российского многоцелевого сверхвысотного дирижабля от ЦАГИ

Работы над сверхвысотными дирижаблями идут во всём мире — в России, США, Китае и даже в Британии.

Все крупные дирижабли взрывоопасны

Этот миф появился, благодаря череде громких катастроф, случившихся с дирижаблями в 1930-е годы. Самым показательным оказался взрыв «Гинденбурга» в 1937 году, когда погибло 35 человек. Но в реальности уже тогда такие аппараты стали переходить с дешевого, но опасного водорода, на дорогой и малодоступный гелий. Этот инертный раз считается благородным за счет своей стабильности и безопасности. Он дает меньшую подъемную силу, чем водород, но все еще остается намного легче воздуха. Для дирижабля свойств гелия достаточно, чтобы летать. А «Гинденбург» просто не мог использовать новый газ из-за введенного Америкой эмбарго на его поставку в фашистскую Германию. Да и катастрофа «Гинденбурга» произошла по вине пилота. Стоит отметить, что непосредственно от огня погибло лишь 2 человека из 35 — остальные разбились при падении на землю.

Возвращение спустя полвека

Современный дирижабль можно назвать гибридным: он легко совмещает в себе функции дирижабля, самолета, вертолета и даже корабля. При этом удалось преодолеть многие недостатки классических дирижаблей прошлого. В первую очередь речь идет о безопасности. Сегодня дирижабль действует по тому же принципу – использует подъемную силу газа, который легче воздуха. Но если раньше это был небезопасный водород, то теперь безопасный гелий.

Кроме того, в отличие от самолета или вертолета, дирижабль в случае полного отказа в полете двигателей и систем управления не упадет, а будет «плыть» по небу, как воздушный шар. Даже при серьезном повреждении оболочки он будет терять плавучесть очень медленно, по сути, превратится в гигантский парашют и совершит относительно мягкую посадку.

К числу других преимуществ дирижаблей перед крылатой авиацией можно без преувеличения отнести экономичность в эксплуатации, в том числе и отсутствие необходимости в длинных взлетно-посадочных полосах, а также экологичность и практически неограниченную грузоподъемность. Любой сверхгрузоподъемный самолет или вертолет – очень сложный и дорогой проект, в отличие от создания дирижаблей-тяжеловесов. Сегодня в «Росэлектронике» уже ведутся работы над дирижаблем-контейнеровозом, использование которого позволит значительно удешевить грузовые контейнерные перевозки.

Среди других перспективных разработок Долгопрудненского конструкторского бюро автоматики особое место занимает многофункциональный дирижабль ДП-3 грузоподъемностью 3 тонны. Этот 70-метровый аппарат сможет развивать скорость до 90 км/ч, находиться в небе почти 45 часов и пролететь 3000 км. Проект создавался в рамках оборонного заказа, но ДП-3 может превратиться и в коммерческий дирижабль. Аппарат полностью многофункционален: он может не только выполнять специализированные задачи, но и использоваться для воздушного туризма. Как отмечают разработчики, на его основе могут быть созданы дирижабли-лоукостеры. Недорогие билеты на дирижабельные рейсы, несомненно, найдут своих пассажиров. Например, из Москвы во Владивосток перелет на дирижабле может занять менее трех суток, что вдвое быстрее по сравнению с шестью сутками на поезде.

Среди новейших разработок ДКБА есть и скоростные модели – дирижабли линзообразной формы, более известные как «тарелки» благодаря своему фантастическому облику. Именно такая форма позволяет кораблю развивать высокую скорость. Один из флагманских проектов линзообразной формы – «Аэросмена». Этот дирижабль сможет беспосадочно лететь на крейсерской скорости до 200 км/ч на 5 тыс. км и поднять до 200 тонн. Благодаря своим сменным модулям различного назначения «Аэросмена» также многофункциональна: это и медицинский блок, и комплекс пожаротушения, и пассажирский салон, и грузовая платформа, и даже авиа- или «дрононосец».

Так что скоро возродившиеся дирижабли могут стать привычным явлением практически во всех сферах. Когда-то вытесненные авиацией, с развитием современных технологий эти летательные аппараты возвращаются и могут стать универсальной платформой в небе.

Кто изобрел дирижабль?

Кто изобрел дирижабль? Дирижабль — летательный аппарат легче воздуха, оснащенный двигателем и системой управления, — прошел в своем развитии весьма долгий путь. Первый успешный дирижабль был построен французским инженером Анри Жифаром (1825—1882), который в сентябре 1852 года на своем летательном аппарате преодолел расстояние в 17 миль между Парижем и французским городком Траппе. Средняя скорость полета составила около восьми километров в час. Дирижабль имел форму сигары и был оснащен гондолой и двигателем в три лошадиных силы. Несмотря на то что этот аппарат был оборудован рулем, управлять полетом было достаточно сложно. Считается, что первый по-настоящему жесткий дирижабль был построен австрийцем Давидом Шварцем (1845—1897), однако состоявшийся в ноябре 1897 года полет этого летательного аппарата закончился аварией.

Изобретателем, имя которого чаще всего связывают со словом «дирижабль», является Фердинанд фон Цеппелин (1838—1917), который разработал и построил первый жесткий дирижабль, а в 1900 году совершил первый успешный полет на нем. «Цеппелин», как стали впоследствии называть такие летательные аппараты, передвигался с максимальной скоростью примерно 30 километров в час. В последующие годы немецкий воздухоплаватель последовательно совершенствовал конструкцию своего детища, а в 1906 году открыл завод по производству дирижаблей. В 1909 году фон Цеппелин открыл первую в истории человечества коммерческую авиалинию,перевозка пассажиров по которой осуществлялась исключительно дирижаблями. Во время Первой мировой войны воюющие стороны активно использовали дирижабли в военных целях, однако после падения в 1937 году дирижабля «Гинденбург» популярность этого летательного аппарата резко пошла на спад. Немаловажную роль в этом сыграло и усовершенствование конструкции самолетов.

ВОЗМОЖНОСТИ ДИРИЖАБЛЕЙ

Возможность комбинированных летательных аппаратов (дирижаблей) осуществлять полет на небольшой высоте с малой скоростью, зависать над поверхностью земли позволяет успешно использовать их в сельском хозяйстве при проведении полевых и других видов работ, не только в равнинной, но и гористой местности, где обработка земли традиционными методами невозможна. Применение дирижабля, или парящих аппаратов на равнине позволит существенно сократить или полностью отказаться от применения тракторов, комбайнов — этих 15-тонных гигантов, ползущих по полям и разрушающих своими колесами и весом структуру почвы, уступающих лишь доисторическим 50-тонным динозаврам. Комбайны сжигают в масштабе страны ежегодно миллионы тонн горючего, 75-80% которого расходуется на перемещение машины по полю и к месту работы, и только 20—25% —- на технологические операции.

Дирижабль «СССР В-3»

Был построен в 1931 году, вскоре отправлен в первый испытательный полет. Создавался как учебно-агитационное судно, принадлежал к типу мягких дирижаблей. В 1932 году принял участие в торжественном параде, пролетев высоко в небе над Красной Площадью.

Вслед за СССР В-3 была выпущена целая серия подобных конструкций: СССР В-1, В-2,В-4, В-5, В-6.

Эти воздушные судна совершали рейсы в Москву, Ленинград, Харьков, Горький.

На судне В-6 собирались совершать перелеты между Москвой и Свердловском. А дирижабль В-5 создавался исключительно для обучения всем тонкостям воздухоплавания пилотов и наземного персона.

29 сентября 1937 года дирижабль «СССР В-6» отправился в полет, целью которого было достижение нового мирового рекорда по продолжительности времени, проведенного в небе. Во время путешествия судно пролетало над Пензой, Воронежем, Калинином, Курском, Брянском и Новгородом. Дирижабль сталкивался с суровыми погодными условиями, такими как сильные порывы ветра, дождь и туман. Но, несмотря на это, мировой рекорд, поставленный когда-то дирижаблем «Цеппелин», был побит. «СССР В-6» провел в небе 130,5 часов.

В феврале 1938 года «СССР В-6» показал себя как единственный аппарат, способный максимально быстро добраться до полярников, которые терпели бедствие. Тогда дирижабль завис в небе над льдиной, и, сбросив веревки, успешно поднял всех людей на борт.

Дирижабли в СССР являлись перспективным видом воздушного транспорта. На их строение организовывали всенародный сбор. Конструированием и строением этих аппаратов занимались энтузиасты, патриоты, смелые и серьезные люди.

Очень помогли русскому народу дирижабли в годы Великой Отечественной войны. Благодаря этим «воздушным кораблям» наши аэронавты наносили высокоточные и эффективные удары по противнику с воздуха, а также перевозили разные военные установки, водород и продукты помощи.