Сплав на байдарке из москвы — 2021

Ссылки и литература

  • «Водный туризм» Е.Ромашков, Р.Пятышев, В.Филатов, А.Дубровский 1968 г.
  • «Спутник туриста» Лев Трипольский 1959 г. Путеводители «33 маршрута».
  • «Водные спортивные походы: как управлять уровнем их опасности» Веткин В.А. 2014 г.
  • «100 избранных маршрутов для путешествий на байдарке» Воронов Ю.Б.
  • «На байдарці — за снагою» Аронов Г., Гольдштейн М. 1980 г.
  • «Водные маршруты СССР. Азиатская часть» Григорьев В.Н., Митрофанов В.В. 1976 г.
  • «Спортивные походы на плотах» Калихман А.Д., Колчевников М.Ю. 1985 г.
  • Электронная библиотека по водному туризму (около 20 публикаций).
  • «Снаряжение туриста-водника» В.Григорьев 1986 г.

Каноэ, байдарка и водный туризм

Девятнадцатый век часто называют веком рождения водного туризма. Во многих городах Европы появились яхт-клубы и клубы любителей гребли. Повсеместно проводились регаты. Парусный и гребной спорт собирали тысячи поклонников.

Прогулки на яхтах стали популярными и вызывали восхищение. Газеты и журналы с восторгом раскрывали подробности таких путешествий.

Но, парусная яхта, при всей своей красоте, была доступна только аристократии. А специальная гоночная лодка являлась достоянием спортсменов. Академическая гребля развивалась исключительно, как вид спорта. Академическое судно для путешествий не подходит.

Шотландский искатель приключений Джон Мак-Грегор соединил лодку и туризм. Лодку для своих странствий энтузиаст построил сам. За основу взял индейскую каноэ и эскимосский каяк (современная байдарка). Назвал свое произведение в честь шотландского национального героя – «Роб-Рой».

Тысяча миль на каноэ

Иногда природа в одном человеке собирает все, что хотел бы увидеть Творец в своем Творении. Одаренный писатель, увлеченный изобретатель и заядлый путешественник – великобританец шотландского происхождения Джон Мак-Грегор, познакомил мир с философией плавания на каноэ.

В 1866 году Джон Мак-Грегор опубликовал книгу «Тысяча миль на каноэ «Роб-Рой». В книге шотландец рассказал о своих увлекательных путешествиях по рекам Европы.

«Пешим ходом, вы не увидите красоты морей и рек. При ходьбе под парусами вам будут недоступны мелководья. Когда вы сплавляетесь на каноэ – вы сможете пройти везде», – писал путешественник, – «Только с борта маленькой лодки ты видишь море таким, какое оно есть – настоящим».

В своей книге Мак-Грегор делился опытом байдарочного путешествия. Давал советы по устройству быта, приготовлению пищи и многое другое. Но главное он красиво описал превосходство своей лодки, которую с легкостью можно дотащить «до соседнего водоема».

Писательский талант автора обеспечил популярность его произведению. Кредо байдарочника: «Легкая ноша – легкие мысли», покорила сердца путешественников. Гребля на байдарках и каноэ увлекала романтиков в отважные путешествия по диким рекам Европы. Смельчаки не боялись выходить и в открытое море.

Развитие любительской гребли

Энтузиазм Мак-Грегора не знал границ. В 1867 году, Джон (юрист по образованию) организовал клуб любителей гребли на байдарках и каноэ. Гребля в Англии всегда пользовалась поддержкой августейшей семьи. Вскоре любительское общество Мак-Грегора получила амбициозное наименование – «Английский Королевский клуб гребли на байдарках и каноэ».

Королевский клуб способствовал развитию любительской гребли. Членами клуба становились дипломаты, врачи, юристы, студенты престижных университетов. Отправляясь в путешествия, они брали с собой личные байдарки и каноэ. Иногда экспериментаторы, в том числе Мак-Грегор, устанавливали на свои маленькие лодки парус и выходили в открытое море.

В 1874 году Английский королевский клуб сконструировал четырехместную байдарку типа «Роб-Рой». Она стала предшественницей современной байдарки-четверки. С 1875 году клуб начал издавать свой журнал – «Каноист». Журнал публиковал отчеты путешественников.

Мак-Грегор посвятил водным путешествиям всю свою жизнь. Свои лодки он неизменно конструировал сам. Джон спроектировал и построил по меньшей мере семь подобных лодок.

На своих «Роб Роях» путешественник обошел реки Норвегии, Швеции, Дании, Германии, Великобритании, Франции. Побывал на Балтийском и Красном море. Сплавлялся по реке Иордан.

В своих книгах и на страницах журнала «Каноист» Джон Мак-Грегор проповедовал путешествия любителей на байдарках и каноэ – то, что сейчас называют водным туризмом.

Байдарки «Щука», сводная таблица характеристик

Модель Мест Цена с камерами «Сэндвич» Цена легкой версии «ПАКРАФТ» Цена с камерами из ткани ПУ Вес с камерами «Сэндвич» Вес легкой версии «ПАКРАФТ» Вес с камерами из ткани ПУ Груз, кг Длина см
Щука-1 1 14000 16000 20000 7 5 8 200 320
Щука-2 2 18000 20500 26000 9 6,5 10,5 300 420
Щука-3 3 22000 25000 32000 11 8 13 400 520
Щука-4 4 26000 29500 38000 13 9,5 15,5 500 620

Ширина всех моделей 86 см, диаметр баллона 27 см

Рекомендации по выбору подходящей байдарки или катамарана, а также ответы на вопросы об эксплуатации купленных судов см. в разделе «Пользователям».

О том, как возникла байдарка «Щука», и что изменилось в ней за прошедшие годы, читайте в статье История.

Возраст

У участников простого похода он может колебаться от 3-4 до 60-70 и больше лет. Однако основу группы обычно составляют молодые люди

Вообще же важное значение имеет не столько возраст, сколько общность взглядов на жизнь, на природу, на те вещи, с которыми приходится сталкиваться в походе. А такая общность чаще всего свойственна людям одного поколения

Этот момент также необходимо учитывать при комплектовании группы.

Нередко молодым приходится слышать от родителей или старших товарищей: В наше время… или когда мы были молодыми… Да, во времена юности тех, кто сейчас уже в возрасте, многое было не так, как сейчас. Однако молодежь более всего — и это закономерно — интересует настоящее и ближайшее будущее. Между тем пожилые люди любят вспоминать былое, которое часто интересно только их сверстникам. Поэтому желательно, чтобы в группе всегда были и рассказчики, и внимательные слушатели. Это касается любых тем: музыки, литературы, политики, автомобилизма — всего того, что составляет предмет интересов, пристрастий.

Для начинающих туристов лучше всего, если в поход вместе с молодежью пойдут 2-3 человека старшего поколения, имеющих опыт туристских походов и хорошо знающих жизнь.

Туристу на заметку:
Множество полезных советов для дальних поездок и путешествий на электричке вы также найдете на сайте https://rozklad.spb.ru/sovety/elektrichka

На что советуют обратить внимание специалисты при выборе

Подбор судна трудно назвать простой процедурой, особенно если занимается этим начинающий пользователь

При рассмотрении доступных моделей очень важно учесть несколько важных факторов, а также убедиться в соответствии лодки конкретным требованиям эксплуатации

Какую тяжесть выдержит

Важная характеристика для любой модели. Связана непосредственно с количеством мест и наличием грузовых отсеков. Для перемещения большого количества вещей лучше сразу выбрать вместительную модель с возможностью перевозки большого груза.

Планируется только сплав или пешеводное путешествие

В зависимости от планов на путешествие выбирается конструкция соответствующего веса

Если надо не только сплавляться по реке, но и перемещаться по суше, важно использовать максимально легкую модель

Длина судна

Короткие лодки не отличаются значительной быстроходностью, однако оказываются гораздо легче более длинных и быстрых судов.


Длинные и короткие судна

Сложность сборки

Слишком долгая сборка лодки может испортить все впечатление от похода. Поэтому лучше подбирать конструкции, которые собираются достаточно просто и быстро. При необходимости можно заранее ознакомиться с соответствующими видеоуроками и инструкциями.

Комплектация

Некоторые байдарки продаются вместе с комплектующими, тогда как для других соответствующие компоненты потребуется приобрести отдельно. Нужно предусмотреть все возможные затраты, чтобы изначально выгодная сделка не превратилась в действительно ощутимые расходы. Для комфортного перемещения может потребоваться руль и парус, а для надувных моделей нужен насос. Также не стоит пренебрегать специальными ремонтными наборами, позволяющими осуществить починку байдарки для туризма.

Цена

Стоимость байдарок может находиться в широком диапазоне, поскольку современные модели изготавливаются из самых разных материалов. Продукция известных брендов всегда будет дороже, однако она же характеризуется высоким качеством и долговечностью. При подборе стоит учесть, где конкретно будет использоваться транспорт. Для прогулок слишком дорогая профессиональная байдарка будет не нужна, тогда как профессиональным спортсменам приходится приобретать все самое лучшее.

График похода

11 июня, заезд.

Начало похода на Ленинградском вокзале. Садитесь в Ласточку до Твери в 18.44. В Твери вас встречает водитель и на комфортабельном микроавтобусе привозит к месту старта. Знакомимся, ужинаем и ложимся спать.

12 июня. 21 км

9.00 завтрак. Одеваемся для сплава, собираем лагерь и гузим вещи в машину сопровождения. Проходим инструктаж по технике гребли и безопасности на воде и в путь. У нас впереди самая красивая и глухая часть пути — река Осуга. Кругом только сосновый лес, песчаные обрывы и тишина. С обеденным отдыхом в 14.00 сплавляемся до 17.00. В лагере, на месте впадения Осуги в Тверцу, возле порога Тверецкий, нас ждет ужин, костер под звездным небом и заслуженный отдых.

13 июня. 17 км

9.00 завтрак, сбор лагеря. Одеваемся для сплава, собираем лагерь и гузим вещи в машину сопровождения. Проходим инструктаж по технике гребли и безопасности на воде и в путь. Сегодня несложный маршрут по реке Тверце. Течение на реке приличное, так что без особых трудностей идем с обеденным перерывом до лагеря, где нас ждёт походная баня, лагман в казане, заслуженный отдых.

14 июня. 9км

9.00 завтрак, сбор лагеря. Одеваемся для сплава, собираем лагерь и гузим вещи в машину сопровождения. Сегодня финальная часть похода. Проходим весёлые перекаты и очень красивые места, где извилистое русло реки открывает великолепные виды.

Причаливаем около музея Деревянного Творчества, высаживаемся на берег и собираемся в обратный путь. Пока инструктора готовят обед, можно осматреть экспонаты музея. После экскурсии обед и нас уже ждет комфортабельный микроавтобус до Твери. В Твери садимся на ласточку до Москвы.

Поход окончен, до новых встреч на наших сплавах, друзья.

Внимание!

Инструктор имеет право изменить маршрут и(или) его направление в зависимости от погодных условий, состояния участников группы, других форс-мажорных обстоятельств.

Покупка байдарки б/у

Возможно, вам повезет и вы найдете судно в идеальном состоянии — «купили, думали, будем кататься, а как-то не получается, она уже три года лежит». Но такое бывает редко. «Бэушная» байдарка, как правило, имеет пробоины в оболочке и повреждения каркаса. У хорошего хозяина они будут заклеены, отрихтованы и пр. И все же, покупая такую лодку, стоит взять с собой понимающего в байдарках человека. И уж по крайней мере попросить при вас собрать судно. Некомплектность каркаса и его повреждения выявятся сразу. Некоторых запчастей порой днем с огнем не найдешь, и сделать их самостоятельно не всегда получается даже в условиях неплохой мастерской. Не пожалейте на проверку времени – особенно в случае наличия у лодки надувных элементов. Если в них есть даже маленькая течь, то за час-другой они потеряют упругость.

И еще о везении. У каких-нибудь пенсионеров может обнаружится старая байдарка в приличном состоянии. Скорее всего, это будет «Таймень» (вероятно, самая массовая байдарка советских времен), или «Салют» (предок «Тайменя»). Будьте готовы к тому, что каркас окажется вполне годным. Правда, у «Салюта» слабым местом является деревянный кильсон – сдвоенный «хребет», идущий вдоль нижней части лодки, он чаще всего ломался и подгнивал. А вот оболочку почти наверняка придется менять: в советских лодках она была из прорезиненной ткани (чаще всего – на хлопчатобумажной основе) с брезентовой декой. Резина от времени начинает отслаиваться и осыпаться, а хб-волокна после многочисленных намоканий, скорее всего, окажутся гнилыми. К счастью, для этих лодок можно купить оболочки из современных материалов (их делают, например, харьковская и киевская ).

Может оказаться, вам предложат что-то более экзотическое. Например, немецкие RZ-85 или «Колибри», польский «Нептун» или старый советский «Луч». Ходовые характеристики у этих судов очень хороши, но могут возникнуть проблемы с каркасом (у «немца» и «поляка» он целиком деревянный, у «Луча» — с многочисленными деревянными деталями) и почти наверняка возникнут с оболочкой. К счастью, в Украине можно найти фирмы, которые берутся за изготовление нестандартных «шкур» — это, в частности, харьковская «Романтика» или киевский «Нэрис».

Автор — Александр Данковский (страничка Александра в Facebook)

Байдарка для семейного отдыха

В водном туризме есть такое понятие, как «семейная байдарка» — судно, которое максимально удобное для сплавов всей семьей с детьми. Что стоит знать о подобном снаряжении:

  • байдарки для семейного отдыха предназначены для путешествий по спокойным водам;
  • они оборудуются несколькими местами для взрослых и откидными сиденьями для детей; 
  • отличаются комфортными условиями для туристов – мягкие сидения, подушки, ремни безопасности;
  • семейные байдарки считаются непотопляемыми, у них очень высокий уровень устойчивости на воде;
  • имеют большой отсек для «багажа», а также отдельный для перевозки продуктов питания и питьевой воды;
  • характеризуются достаточно большой шириной (около 90 см) и высокой грузоподъемностью (до 400 кг).

Двухместная байдарка

Семейные байдарки могут быть надувными, каркасными и разборными – последний вариант наиболее приемлем для путешествий с детьми. Разборные судна для сплавов по спокойным рекам могут перевозиться на легковом автомобиле, быстро собираться и храниться в небольшом отсеке кладовой или гаража. Все элементы таких байдарок выполнены из дюрали или других легких сплавов металла, обтягиваются они оболочкой из современного материала ПВХ.

Судна оборудованы веслами, перегородками для отсеков, страховочным торсом, может быть дополнительно предусмотрено рулевое управление с педальным приводом.

Активный отдых на байдарках может осуществляться и в летнее, и в зимнее время (в отдельных регионах). Он не требует специфической подготовки и больших финансовых затрат для сбора всех необходимых вещей, снаряжения – подобное предоставляется инструкторами/организаторами сплавов.

Но даже кратковременное путешествие по водоему может стать началом большого увлечения водных туров – всплеск эмоций, радость от полученных впечатлений, заряд бодрости на долгие недели гарантированы.

Сплав

Люди, которые не знают о разных видах каякинга, представляют себе в первую очередь именно сплав по порогам. Можно сплавляться в близлежащей Карелии, но гораздо интереснее выезжать в места, где есть горные реки — Алтай, Кавказ, Швеция, Норвегия, Корсика.

Сплав делится на сплав по большой воде, где препятствия непосредственно образованы водой, «Big Volume». Каяки для этого вида сплава острые и плоскодонные, достаточно длинные, что делает их более скоростными и облегчает, например, прохождение бочек.

Также существует крикинг («Creeking») — сплав по мелким каменистым речкам, но от этого не менее захватывающий — слайдинги, каменные горки, едва покрытые тонким слоем воды, узкие каньоны в скалистых стенках. Каяки для крикинга — закругленные, укороченные, днище часто тоже выгнутое: именно такие лодки легко соскальзывают с камней, меньше застревают в узких местах и более маневренны.

Каякинг на горных реках — это также прыжки со сливов и водопадов:

Прыжок с учебного водопада в Швеции.Прохождение первого водопада секции нижней Раумы (Норвегия).

А еще есть игровой сплав на каяках, когда каждый встреченный на реке валик используется для серфа или для какого-либо специального трюка, как во фристайле на бурной воде. Каяки для игрового сплава представляют из себя гибрид сплавной лодки и каяка для фристайла.

Популярные базы отдыха для сплавов на байдарках

Можно совместить отдых на базе у реки со сплавом на байдарках, в таком случае даже семья или большая компания друзей может разделиться «по интересам» и удовлетворить все свои желания по поводу активного отдыха. Такое времяпрепровождение организовывается в самых разных уголках России, но самыми популярными базами отдыха с возможностью тура на байдарках считаются:

  • «Мера» – Центральная Россия, недалеко от города Заволжск. Отдыхающие на базе могут воспользоваться организованным сплавом на байдарках по реке Мера, которые длится 1-4 дня в зависимости от пожелания гостей. Путешествие рассчитано на новичков, каких-либо противопоказаний к участию в нем нет, но нужно учитывать высокую вероятность плохой погоды, потому что ночевать придется в палатках и с минимумом удобств. 
  • «Поляна» — карельская база отдыха, на которой разработаны несколько маршрутов на байдарках разного уровня сложности. Обычно сплавы проходят в несколько дней, можно отправиться в лес и собрать ягоды, грибы или воспользоваться предложениями по рыбалке. Если группа отправляется неопытная и с минимальным уровнем физической подготовки, то по берегу ее будет постоянно сопровождать группа спасателей с буксировочным судном. 
  • «Донские Зори» — расположена возле Волгограда, сплавы проводятся по Дону и реке Хопер, которые могут быть спокойными и величавыми или бурными и опасными. Маршрутов разработано несколько, поэтому будут подобраны туры и для абсолютных новичков, и для опытных байдарочников. 
  • «Хуторок» — находится в Адыгее, организовывает сплав на байдарках по горной реке Белая. Этот маршрут считается достаточно сложным и вряд ли подойдет новичкам, только если в осенний период, когда река становится более спокойной и маловодной. Отдых на байдарках здесь может сочетаться с посещением плато Лаго-Наки, пещер и местных исторических, природных достопримечательностей.

Снаряжение и экипировка

В зависимости от плавстредства, снаряжение и экипировка туриста-водника имеет свои особенности. Есть несколько особенно важных деталей личного снаряжения, необходимых во время пребывания на воде, о которых стоит упомянуть в рамках общих правил:

  • Спасательный жилет. Даже если вы мастер спорта по плаванию, речным водоворотам нет до этого дела. Если непредвиденная ситуация на белой воде привет к потере сознания — спасет только жилет.
  • Защита головы обязательна во время коммерческих туристических сплавов. Не стоит пренебрегать ею и в «диких» походах. Особенно актуальны легкие и прочные шлемы при прохождении бурных порожистых рек на рафтах и катамаранах. 
  • Гидрокостюм и штормовой непромокаемый костюм незаменимы в длительных путешествиях. До того, как гидрокостюмы стали общедоступны, были популярны плотные полиэстеровые треники, так как вода с них стекает мгновенно, они быстро сохнут. В общем, тоже вариант, но правильный гидрокостюм — лучше.
  • Закрытая легкая обувь, специальные водные тапочки. Босиком категорически запрещено находиться на судне, спрыгивать с него. Не очевидно, но на роль обуви для водного похода подходят разношенные кеды с дырочками-вентиляцией. Главное, чтобы в ней не стояла вода и ступня была закрыта. 
  • Свитер и носки из натуральной шерсти. На воде бывает очень холодно, а ночи у воды — отдельная тема. Не пренебрегайте теплой одеждой.
  • Перчатки для гребли. Защита от кровавых мозолей, особенно во влажной среде.
  • Герметичные пакеты зип-лок, в которых отдельно упакованы смены белья, документы, спички, фонарик, репеллент, полотенца.
  • Аптечка: антибиотик на случай «расстройств», парацетамол, перевязочные и кровоостанавливающие средства, антисептик, средство от ожегов.
  • Водонепроницаемый рюкзак и спальник.

Более подробно рекомендую почитать Список снаряжения туриста-водника Валентина Евстафьева. Написано в стиле путевых заметок — остроумно и полезно.

Сплавы по рекам Подмосковья

Подробно о маршруте

Сплав на байдарках по реке Медведица18 км, 2 дня/1 ночь (комфорт+)Медведица-живописная и спокойная река тверской области давно стала классической туристской рекой. Любят ее за красивые берега, спокойный нрав, за густой сосновый лес, пляжики и за полное отсутствие людей. Приехав на реку, вы погрузитесь в асболютное спокойствие, в запахи травы, в шелест ветерка и журчание воды. Неглубокая и живописная, река отлично подходит для умировторенного отдыха…6 400 руб. Машина сопровождения, баня

Подробно о маршруте

Сплав на байдарках по реке Тверца27 км, 2 дня/1 ночь (комфорт+)Тверца с древних времён была частью водного пути из Волги в озеро Ильмень и Великий Новгород. Здесь много курганов с древними захоронениями, церкви, монастыри, памятники деревянного зодчества. Наш маршрут проходит по самой живописной и почти не населенной части. Вечером в субботу нас ждет походная баня. Маршрут не сложный, специально чтобы вы смогли комфортно отдохнуть…6 400 руб. Машина сопровождения, баня

Подробно о маршруте

Сплав на байдарках по Москва-реке34 км, 2 дня/1 ночьЧудесная красивая река в обрамлении природы среднерусской полосы. Чистая вода, луга и смешанные леса по берегам, трава по пояс и жаворонки в горячем небе. Наш маршрут проходит по самой живописной и малонаселенной части, в заказнике «Тёсовский лес». Мы будем наслаждаться тишиной, красивыми берегами, купаться и загорать. Вечером в субботу нас ждет походная баня5 900 руб. Машина сопровождения, баня…

Подробно о маршруте

Сплав на байдарках из Дубны в Волгу25 км, 2 дня /1 ночь (комфорт+)Те, кто видит Волгу впервые, испытывают невероятные чувства. Широкая, полноводная, спокойная и одновременно могучая река, с русской душой. Она не пугает, не настораживает своим течением, не рвет паруса ветром и не разбивает лодки порогами. Она принимает вас, как родных, в свои добрые, мягкие объятия. Она дарит свой песок вашим ногам и согревает его теплом. Она радует глаз…5 700 руб. Машина сопровождения, баня

Подробно о маршруте

Сплав на байдарках из Дубны в Волгу3 дня/2 ночи(комфорт+)Те, кто видит Волгу впервые, испытывают невероятные чувства. Широкая, полноводная, спокойная и одновременно могучая река, с русской душой. Она не пугает, не настораживает своим течением, не рвет паруса ветром и не разбивает лодки порогами. Она принимает вас, как родных, в свои добрые, мягкие объятия. Она дарит свой…7 200 руб. Машина сопровождения, баня

Подробно о маршруте

Сплав на байдарках по рекам Осуга и Тверца47 км, 4 дня/3 ночиВ самый разгар июльской жары мы окунемся в прохладный и живописный мир двух замечательных рек тверской области. Осуга и Тверца весьма похожи друг на друга своим спокойным нравом, прекрасным сосновым лесом, песчаными обрывами и пляжиками, небольшими перекатами на поворотах. Но есть и различия…6 800 руб.

Какую байдарку лучше купить

Начинающим спортсменам и туристам, которые предпочитают недолгие прогулки по воде, можно использовать надувные байдарки. Они достаточно универсальны, подойдут для рыбалки и для сплавов по рекам.

Надувные конструкции оснащаются прочным каркасом, состоящим из пары баллонов. Прочность обеспечивается особым покрытием основных элементов. Прогрессивные модели также могут иметь защиту от агрессивных сред и плесени.

Для перемещения по бурлящим рекам лучше выбрать надувную модель. Они несколько медленнее, однако отличаются повышенной надежностью. Двухместные модели требуют слаженной работы сразу двух гребцов, так как иначе высока вероятность переворота или смыва течением. Одноместные считаются самыми быстрыми и управляемыми. Подобные модели обычно имеют небольшую длину, что значительно уменьшает нагрузку на борта.

Безопасность в водном походе

Прочитал кодекс American Whitewater Organization, и он оказался максимально емким и точным руководством по безопасности на белой воде. Предлагаю ознакомиться с в оригинале, и приведу несколько наиболее понравившихся тезисов.

Личная ответственность:

  1. Быть грамотным плавцом, способным управлять собой под водой.
  2. Всегда находиться в спасательном жилете и шлеме.
  3. Держать себя в руках в критической ситуации.
  4. Помнить о том, что река: холодная, быстрая, скрывает опасность под поверхностью.
  5. Никогда не ходить в-одиночку. Минимальная группа — 3 человека.
  6. Оценивать риски.
  7. Практиковаться в самопомощи и первой помощи, включая спасение с опрокинутого судна (например, Эскимосский переворот). Четко понимать, что такое гипотермия.
  8. Быть в хорошем физическом и психическом состоянии перед стартом.
  9. Не пренебрегать экипировкой.
  10. Нести ответственность за принятые решения, не подвергать опасности себя и членов группы.
  11. Хорошо изучить плавсредство и маршрут до похода.
  12. Спасать себя и группу, а не снаряжение.
  13. Не допускать обезвоживания.

Экспедитор проводит инструктаж по безопасности перед сплавом на рафтах.

Различия между байдаркой и каноэ

Одинаковая длина (одноместных и двухместных лодок), заостренные нос и корма – на этом сходство заканчиваются. Гребля на байдарках и каноэ имеет различий больше, чем кажется на первый взгляд.

Устройство байдарки

Байдарка (каяк) – лодка приморских народов тихоокеанского севера. Эскимосы, чукчи и другие сибирские народы использовали каяк для передвижения по холодным водам и охоты на морского зверя.

Высокая волна может затопить маленькую лодку, а ледяные брызги обжигают холодом. Поэтому палуба каяка всегда была закрытой, чтобы защитить гребца от морской воды. Некоторые современные байдарки оснащены съемным фартуком.

Второе важное отличие – форма весла. Байдарку приводит в движение двухлопастным веслом

Другими словами – весло байдарки имеет широкую лопасть с двух сторон.

Третье отличие – в спортивной байдарке предусмотрен руль. Он установлен под кормой лодки. Поворот руля спортсмен осуществляет ступнями. Ноги гребца упираются в рулевую планку Т-образной формы.

Самое главное отличие байдарки от каноэ и академической лодки – это способ посадки. Байдарочник гребет сидя лицом вперед. В классической гребле спортсмен сидит и гребет спиной вперед. В каноэ сиденье вовсе отсутствует (об этом чуть ниже).

Прежде чем перейти к описанию каноэ, закрепим информацию о байдарках.

Современная байдарка

Байдарочник гребет сидя.

У байдарки двухлопастное весло и закрытая палуба.

В байдарке предусмотрен руль.

Особенности каноэ

Название лодки связывают с индейцами Латинской Америки. Индейцы выдалбливали лодки из единого ствола дерева. Передвигались на своих долбленках по теплым рекам. Поэтому каноэ делали открытыми (без палубы).

Индейцы, в отличие от эскимосов, были народом воинственным. Очень любили лук, стрелы и томагавк. Стрелять из лука, метать томагавк из положения сидя можно, но не очень эффективно. Стрелять, стоя на одном колене, удобней и безопасней. В случае обстрела можно быстро нырнуть в воду и спрятаться за лодкой.

Теперь вы понимаете, как появился традиционный способ гребли на каноэ – стоя на одном колене. В спортивных моделях каноист упирается коленом в специальную опору (подушку).

Техника гребли на каноэ принципиально отличается от гребли на байдарке. Каноист владеет однолопастным веслом и гребет им с одной стороны лодки. Кроме того, конструкция каноэ не предусматривает наличие специального руля. Спортсмен управляет лодкой только веслом. Направляя каноэ, гребец выполняет специальное движение в конце гребка – подкручивает весло.

Спортивное каноэ (для «гладкой воды»)

Гребец управляет лодкой стоя на одном колене.

Весло однолопастное.

Палуба открытая, специального руля нет.

Категории сложности рек и маршруты

Существует три международных классификации сложности рек: International Scale of River Difficulty (American Whitewater), версия International Canoe Federation и Deutscher Kanu-Verband. В России разработана своя классификация. Ознакомиться с таблицей оценки трудности водных препятствий можно в Нормативном акте по спортивно-оздоровительному туризму стр. 102.

Выбор водоема для водного похода может закончиться настоящим исследованием тематической литературы и документации. К счастью, энтузиасты уже собрали несколько подобных архивов, один из которых опубликован в веб-журнале «Водный туризм Украины». В архиве собрана литература о маршрутах от Алтая до Якутии. Ранее мы рассказывали о лучших реках для сплава в России.

Лучше всего искать интересные маршруты в старых советских книгах, которые в изобилии оцифрованы и доступны в электронном виде. Чем хороши советские книги по спортивному туризму: в них масса лайфхаков и хорошо рецензированных сведений по теме. Несколько таких изданий приведены в последнем разделе.

Гребной слалом

Гребной слалом — олимпийский вид спорта. Основной целью является прохождение трассы за минимальное время. Но это не просто скоростной спуск на каяке, а активное маневрирование: возвраты по суводям, траверсы, тактика и стратегия. Лодки для гребного слалома — как крылья: длинные, 3.5 метра, но без киля, с плоским дном — скоростные, легкие, маневренные:

По назначению слаломные каяки используют на специально оборудованных слаломных каналах, где можно повесить трассу, обозначив ее вешками.

Слаломный канал «Троя» в Праге

И во фристайле на бурной воде, и в слаломе существуют каноисты, которые тоже в некотором роде каякеры — они сидят в каяках, но на коленях. И гребут веслом с одной лопастью:

Существует шутливое противостояние каякеров и каноистов, как, например, горнолыжников и сноубордистов: вроде бы занимаются одним делом, но по-разному. Каноисты говорят про каякеров: «В два раза больше весел, в два раза меньше мозгов». А каякеры отвечают каноистам: «Лучше всю жизнь с мокрой жопой, чем всю жизнь на коленях»:)

Сноукаякинг

Не является какой-либо отдельной дисциплиной, но все более набирает популярность катание на каяках по снегу, с гор или же на прицепе за снегоходом. Что делать каякеру зимой, когда вода замерзла? Вместо санок и ватрушек — любимые лодочки. Это развлечение и называется сноукаякингом:

Существуют также виды каякинга, которые мне не удалось попробовать, например, серф на каяках на морских волнах — тоже отдельный вид каякинга, и специальные лодки с загнутыми вверх носами, как у восточных туфель; сквирт-каякинг («Squirt Kayaking») — дедушка фристайла, каякинг, в котором выполняются определенные акробатические фигуры как на поверхности воды, так и под водой, когда малообъемная лодка на сбойке притапливается вниз вместе с гребцом:

Freestyle Squirt Kayaking, Clare O’Hara

Видеоролик о видах каякинга:

Как выбрать байдарку по положению гребца

Казалось бы, какая разница, как сидеть, если все равно выполняешь одни и те же движения? Но байдарки – особый вид плавсредства, поэтому помимо всех вышеупомянутых характеристик, есть еще две:

  • Положение sit-on-top;
  • Положение sit inside.

Первый тип расположения гребца – как-бы сверху каяка. В таком положении гребца ничего не сковывает, можно легко соскользить в воду. Но такой тип байдарок лучше использовать летом, так как от воды вас ничего не защитит.

Расположение sit inside говорит само за себя – человек сидит в углублении каяка – в кокпите. Такая посадка защищает гребцов от попадания воды и дает возможность лучше «чувствовать» лодку.