6 великих художников современного стрит-арта

Содержание

История развития

Если говорить о граффити в его современном понимании, то направление начало формироваться в 1960-х годах

Корнбрэд и Кул Эр покрыли надписями всю Филадельфию, чем привлекли внимание жителей и прессы

Затем граффити дошло и до Нью-Йорка. В 1971 г. в Нью-Йорк Таймс печатают статью о Диметриусе – курьере, который везде оставляет надпись своего псевдонима «Taki 183».

Taki183

С 1972 г. в Бруклине стали распространены граффити в подземных переходах. Так люди из разных районов буквально соревновались друг с другом, стараясь оставить как можно больше своих надписей. Чтобы выделиться на фоне остальных, художники начинают использовать различные стили, которые известны по сей день.

Затем возник Теггинг и Бомбинг. Ведь оставлять свой псевдоним на движущемся поезде безопаснее, так меньше шансов быть пойманным. С 1974 г. к надписям начинают добавлять рисунки, очень быстро они покрывают целые вагоны.

DjerbaSpace Invader

Уже с 1980-х годов возникают официальные выставки, где уличные творцы находят признание. В 1981 г. открывают выставка PSI New York/New Wave, где принимают участие такие известные личности как Жан-Мишель Баскиа, Уильям Берроуз, Энди Уорхол.

Однако вместе с громким признанием, вводят жесткие ограничения на роспись улиц и метро. Многие в этот момент заканчивают свою карьеру. Другие начинают развиваться дальше. Так в 1990-е года популярным стрит-артером стал Space Invander.

MiamiSpace Invader

Начиная с 2000-х годов отношение к граффити, стало более осознанным и серьезным. Художники стрит-арта вырабатывают собственный стиль, создавая все новые и новые ответвления.

Стрит-арт захватил мир в начале XXI века. Появлялись целые арт-кварталы, а городские районы стали галереями под открытым небом.

Робкие бунтари

Стрит–арт, в отличие от паблик–арта, может быть деликатным и едва заметным. Особенно если это стикер–арт: пожалуй, самый щадящий (и городские здания, и нервы художников) вид уличного искусства.

«Стикеры, наклейки — это тактичные городские высказывания. Именно стикер–артисты — ярые защитники исторического наследия города. Эдакие робкие бунтари, они никогда не облепят здание XIX века. Это локальная история: например, в Неаполе прекрасные палаццо могут быть и заграффичены, и заклеены. Тогда понимаешь, что Петербург еще и про то, чтобы не водружать свой стикер на условный Зимний дворец», — говорит Маргарита Кулева, руководитель отделения дизайна и современного искусства НИУ ВШЭ в Петербурге.

«Есть мнение, что стрит–культура переживает спад и находится на грани исчезновения. Но это легко опровергнуть, ведь каждый день на улицах появляются новые стикеры и рисунки, художники общаются, проводят встречи, лекции, мастер–классы, выставки и фестивали», — говорит стикер–художник Миша Samek.

Памятник мобильному интернету на Петровском бульваре

Фото: @ru_mtsМобильный интернет прочно вошел в нашу жизнь: сегодня житель современного мегаполиса находится на связи 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Компания МТС решила увековечить собирательный образ «диджитального» человека в скульптуре. В честь Дня мобильного интернета (в России праздник отмечается 30 ноября) в 2017 году оператор связи организовал конкурс среди студентов Британской высшей школы дизайна: им предлагалось придумать арт-объект, символизирующий мобильный интернет. По итогам, жюри выбрало эскиз Егора Шабанова: художник изобразил, как шагающего человека постепенно засасывает экран смартфона. Специалисты МТС признавались, что идея покорила их яркостью, смелостью и ироничностью: скульптура изображает человека, который, с одной стороны, знает все обо всем и все всегда контролирует, но с другой – полностью зависит от своего гаджета. Разместили паблик-арт на Петровском бульваре.  

Стас Багс

Россия, Санкт-Петербург

Вся моя работа о памяти: памяти самого места (война, сход ледника Колка), моей памяти, о моих ощущениях от пребывания здесь. В первую очередь от людей, от этих пейзажей и природы.

Моя работа состоит из трех частей. На первой изображен конь, их мы часто встречали в Осетии. На второй – полароидный снимок нашего палаточного лагеря. На третьей – стул. Почему стул? У всех нас разные корни, разный бэкграунд. Но когда мы все встречаемся, садимся у костра и общаемся, мы понимаем, что не такие уж мы и разные. Стул – некий символ равенства, единства. 

В моей работе также присутствует небольшой оммаж к граффити с королевой Гвиневрой, которое сделали ребята из HoodGraff год назад на этом же самом месте, на перевале Кахтисар. Это стрелы вокруг лошади, которые как бы летят от первой работы к моей. Это своеобразная метафора преемственности и того, что такие мероприятия будут продолжаться.

Художник Стас Багс и его работа

valentin_blokh

Миша Мак

Россия, Новосибирск

В Алании я оставил золотистую роспись – «ЗВЕRIНЫЙ ZНАК». Работа вдохновлена древним наследием – скифо-сибирским звериным стилем и орнаментами из нартского эпоса. Мой сюжет остался указывать путь на одном из самых крутых подъемов в Кахтисаре. Я несколько лет искал гуманные подходы к скалам, и в Алании это свершилось! Получил мощный опыт, соприкоснувшись с природой через творчество. Тема острая, успел узнать много интересного по поводу нашего перформанса из СМИ и вообще от зрителя. Здесь мы будто сами пишем свой героический эпос, и он, похоже, только начинается.

mishamack

Как развивалось уличное искусство в России? Что с ним сейчас?

Как явление стрит-арт появился в России только в начале 2000-х годов. На тот момент наши художники занимались в основном написанием своих псевдонимов. Разнообразия не наблюдалось, пока они не узнали о европейских техниках и стилях. Кирилл Кто – один из российских художников стрит-арта, который оказался в этой “волне” освоения нового опыта.

В середине 2000-х произошло образование круга московских уличных художников. Тогда стрит-арт носил субкультурный характер, считался вандализмом чистой воды, в связи с чем – преследовался служителями порядка.

Кто бы мог подумать, что уже в 2007 году в Москве стрит-арт художники получат свободу (относительную), а именно – шанс реализовать свой замысел на торцевых стенах некоторых жилых домов. Так появился фестиваль уличного искусства, который с 2010 года стал проходить и в других городах России.

Сейчас сложно выделить столицу стрит-арта. На ряду с Москвой можно выделить Екатеринбург, Нижний Новгород, Санкт-Петербург.

В столице строго следят за чистотой, поэтому можно сказать, что Москва – город паблик-арта. Все чаще мелькают рекламные работы, но не авторские.

Сегодня почти все уличные художники не только творят на улице, но и участвуют в галерейных проектах, сотрудничают с брендами и занимаются монументальными росписями, что противоречит политике стрит-арт художников.

Один из первых музеев стрит-арта появился в России, а именно в Санкт-Петербурге в 2012 году.
Цель музея – повышение осведомленности в сфере уличного искусства и граффити. Музей не забывает помогать новым проектам, поддерживает молодых художников.

Таким оказался стрит-арт. Яркий, провокационный, масштабный, оригинальный, завораживающий. К нему нельзя оставаться равнодушным. Хотим мы этого или нет, но он пробуждает в нас определённые эмоции. И если вас он покорил или хоть немного заинтересовал, то советуем ознакомиться с дополнительным материалом в конце статьи.

А мы переходим к вкусной части – яркие работы уличных художников, украшающие столицу.

Граффити — для своих пацанов, а стрит-арт для всех остальных

— Реклама —

Прежде чем приступить к изучению граффити и стрит-арт туризма, необходимо изначально ознакомиться с такими понятиями, как граффити и стрит-арт. Да-да, настало время, когда нужно разделить их для себя раз и навсегда, если до этого момента ты ещё этого не сделал.

Итак, начнем с понятия “граффити”. Граффити зародилось в США в 60-х годах прошлого века. В современном понимании ­граффити — глобальная молодежная субкультура, все творчество и вся деятельность которой направлена на членов этой субкультуры, но никак не на простого обывателя. Для них граффити — это способ коммуникации внутри сообщества. Тиражируя свое имя (так называемые tagging, namewriting) или имя своей команды, художник указывает на своё присутствие на данной территории и принадлежность к ней.

Работа граффити-команды Осколки в Петербурге. Фото: Официальная группа Института исследования стрит-арта во ВКонтакте

В свою очередь стрит-арт, также как и граффити, представляет собой нелегальное искусство, однако имеет яркий социально-критический посыл, направленный на широкую аудиторию с целью вызвать определенную эмоцию у проходящего мимо человека. Стоит отметить, что стрит-арт непосредственно взаимодействует с окружающей средой и тем самым спонтанно внедряется в привычные городские маршруты, что даёт возможность “взломать/хакнуть” город.

Работа Паши 183 “Алёнка” . Фото: 183art.ru

Отсюда вытекает такое понятие как стрит-арт хантинг (street art hunting), когда люди одержимые любовью к уличному искусству в прямом смысле охотятся за работами уличных художников, дабы запечатлеть их вживую. Также в процессе поиска работ хантеры знакомятся с городом (city exploring), прокладывают нетривиальные городские маршруты и открывают для себя совершенно уникальные локации.

Фото: supercoolpics.com

К слову, именно для таких людей нидерландские энтузиасты запустили сайт Street art Cities, где любой желающий может зарегистрировать себя как охотника за стрит-артом или как создателя стрит-арта, и заполнять виртуальную карту мирового стрит-арта своими фотографиями и адресами спотов (мест концентрации уличных работ), где они были сделаны.

Такого рода ресурс даёт возможность любому ценителю уличного искусства без каких-либо экскурсоводов самому составить для себя маршрут и отправиться в трип по следам уличного искусства. Также стоит отметить, что сейчас в соцсетях существует великое множество тематических пабликов и аккаунтов, где люди делятся своими граффити и стрит-арт находками.

Чтобы суммировать все вышесказанное, вот вам шпаргалка от уличного художника Максима Ima, на тот случай, когда вас будут обуревать сомнения, что перед вами граффити или стрит-арт.

Фото: группа Института исследования стрит-арта во ВКонтакте

Ну вот теперь, когда вы подкованы в понятиях, мы можем перейти к тому самому граффити-туризму.

#Slonik в парке «Кузьминки»

Фото: Юрий Климов

Фото: Юрий Климов

Фото: Юрий Климов

Фото: Юрий Климов

Фото: Юрий Климов

Фото: Денис Воронин (АГН «Москва»)

В конце весны в парке «Кузьминки» появился оригинальный арт-объект, не заметить который было невозможно: 23-метровый надувной слон неонового желто-зеленого цвета. Проект художника Михаила Цатуряна – #Slonik – разместился на центральной площади и целое лето радовал гостей парка. После этого скульптура отправилась в американский штат Невада – на ежегодный популярный фестиваль инсталляций Burning Man, проходящий в пустыне Блэк-Рок. Слоник высотой с 8-этажный дом претендует на звание самого большого арт-объекта, когда-либо созданного в России. Внушительный размер не случаен, а полон остро социального посыла

По задумке Цатуряна, и яркий цвет, и большие габариты должны привлечь внимание общественности к проблеме вымирания слонов и жестокого обращения с животными в Азии и Африке.  

Инсталляция «Умки» в Ростокино

Фото: Кирилл Зыков (АГН «Москва»)За пару недель до наступления Нового 2019-го года в районе Ростокино у местной достопримечательности – акведука – появилось семейство полярных медведей. Фигуры были огромными: высота мишек достигала 8 метров, елки доходили до 12 метров, и потому светящаяся в ранних сумерках инсталляция особенно впечатляла. «Умки» оказались частью программы по подготовке СВАО к любимому зимнему празднику. Идея была проста (медведица с медвежатами и освещенный полярным сиянием лес), но эффект превзошел ожидания. В первый же уик-энд локация побила рекорд по посещаемости жителями Ростокина и ближайших районов (Останкинский, Свиблово, Ярославский). Декоративная конструкция на какое-то время стала, без преувеличения, главной фотозоной столичного севера: благодаря хэштегам в Instagram тысячи москвичей и гостей города узнали о такой московской достопримечательности, как ростокинский акведук.

Перформанс

Перформанс – это разновидность искусства действия, оно обрело популярность во второй половине XX века. Термин восходит к английскому глаголу Perform – выполнять, совершать, представлять что-либо перед аудиторией. Перформанс очень близок к акции, но предполагает конкретное действие автора, в котором он участвует либо своим телом, либо своей биографией, либо своими воспоминаниями. 

Изначально перформанс подразумевал, что вместо привычных инструментов художник использует собственное тело. Это так называемый классический перформанс. В таком случае имеет значение именно взаимодействие автора со зрителями и документация такого взаимодействия. Своего рода «художественный спектакль» – часто одного актера и довольно провокационного содержания. По крайней мере, так было в советские годы, когда искусство перформанса только набирало обороты. Но очень скоро «перформанс тела» перестал быть единственным и классическим вариантом. Так перформанс стал по сути искусством действия и только – а в каких формах и форматах, решает сам художник.

Уличные художники в горах Северной Осетии – Алании во время перформанса Back to the Roots

valentin_blokh

«Большой Енот», Лиссабон

Описание и история: Лиссабон можно по праву считать одной из европейских столиц уличного искусства — здесь даже есть правительственный департамент, занимающийся стрит-артом. Так что уличных художников здесь любят и уважают, а не считают за вандалов.

Bordalo II — португальский художник и активист, известный серией работ Trash Animals. Это не просто рисунки на стенах, а объёмные инсталляции, сделанные из мусора

Bordalo II привлекает внимание общественности к проблеме экологии и её влияния на животных. Каждая работа занимает у художника от трёх до семи дней. 

Фото: Bosc d’Anjou / flickr.com

Фото: Han van Hoof / flickr.com

Как добраться: енота можно найти на улице Bartolomeu Dias (в двух минутах ходьбы от Музея современного искусства). 

История появления

Если копнуть поглубже, то можно провести прямую аналогию между современными граффити и петроглифами. Подобные рисунки всегда были и будут способом самовыражения.

В привычном для нас виде граффити появились относительно недавно. Их очень часто можно увидеть в боевиках 80-х годов. Они мелькают во время динамичных погонь и при уличных разборках. Однако ошибочно будет утверждать, что граффити — это элемент подворотен и низших классов.

Речь идет не о вульгарных надписях и пошлых рисунках, а о целых сюжетах, выполненных многочисленными красками. Их форма и палитра порой удивительно сложные, а профессиональные уличные художники могут воссоздавать даже трехмерные орнаменты с поразительной точностью.

Рисуем своими руками: методика работы

Создание граффити — процесс творческий и сложный. Он требует тщательного планирования и грамотной разработки эскиза, но есть несколько хитростей, которые помогут разукрасить стены в квартире, даже если вы не обладаете навыками профессионального художника. Для этого понадобятся следующие подручные инструменты:

  • акриловые краски в банке или аэрозольном баллончике,
  • малярный скотч,
  • валик и кисти.

Нанесение рисунка на стену: реализация идеи и технологические нюансы

Для начала определитесь с тем, что именно вы хотите получить в итоге. Это могут быть как тематические рисунки, так и надписи. Придя к верному решению, попробуйте найти подходящий эскиз в интернете.

На просторах сети есть огромное количество рисунков, шаблонов и заготовок, из которых вы можете сделать трафареты. Просто распечатайте их на листах формата А4 и А3, в зависимости от размера (можно и больше), а затем вырежьте внутреннюю область канцелярским ножом.

Трафарет готов! Накладывайте его на стену и аккуратно закрашивайте краской. Чтобы рисунок не вышел за пределы, приклейте края малярным скотчем. Им же вы можете ограничить какие-либо области, чтобы сделать дополнительные штрихи или различные геометрические формы.

Трафареты хороши тем, что подходят даже новичкам. Накладывая один на другой, вы сможете создать многослойный и удивительно красивый рисунок, нисколько не отличающийся от тех, которые опубликованы в интернете. Главное — дождитесь полного высыхания одного слоя, прежде чем приступать к закрашиванию следующего. Такая простая, но удивительно эффективная техника поможет создать потрясающее граффити в квартире своими силами.

Спутать все стрит–арты

«Граффити — это субкультурное явление, которое предполагает теги, нейминг. Хотя в соседней Финляндии все уличные росписи называют граффити. И к ним, и к нам стрит–арт попал поздно: мы проходим путь, который Америка и Великобритания преодолели 30 лет назад», — объясняет Альбина Мотор, один из основателей и директор петербургского Института исследования стрит–арта. Платформа работает уже несколько лет: занимается просветительскими проектами, помогает реализоваться художникам, сотрудничает с коммерческими заказчиками, разрабатывает концепции программ «новейшего из искусств».

Кому, как не исследователям уличного искусства, знать: не только по воле райтеров (то есть граффити–художников) живет мировой и петербургский стрит–арт. Граффити — его часть: заметная, но уж точно не единственная.

«По моему мнению, стрит–арт в России — любые виды художественного самовыражения, которые присутствуют в уличном открытом пространстве. На Западе этот термин, как правило, означает объекты или росписи в городской среде, в основном легализованные. Но все же в русскоязычной среде предлагаю смотреть на явление шире и использовать термин «уличное искусство». Им могут считаться и театральные сцены, и музыкальные истории. Но нужно четко отличать уличный цирк от независимого искусства», — считает Альбина Мотор.

На самом деле логика проста. Чтобы считаться стрит–артом, работа или действие должны оказаться в городском открытом пространстве на время, а не навсегда, а также являться осознанным высказыванием и быть самостоятельной инициативой художника. К тому же уличное искусство в своем первозданном виде — роспись на плоскости или перформанс — как правило, несанкционированно.

Парк «Чермянка»

Фото: polissky.ru

Фото: polissky.ru

Фото: polissky.ru

Фото: polissky.ru

Парк «Чермянка», где любят проводить время жители района Отрадное, расположен на правом берегу реки Чермянка вдоль Юрловского проезда до проезда Дежнева – в этом месте она впадает в Яузу. Отличительная особенность парка – огромные натуралистичного вида инсталляции, представляющие собой замысловатые переплетения каких-то фантастических растений. Их сходство с декорациями известного арт-парка «Никола-Ленивец» в Калужской области не случайно: когда в 2011 году появилась идея реорганизовать «Чермянку», к разработке ландшафтного дизайна локации подключили автора и создателя «Николы» художника Николая Полисского. «Чермянка» чем-то напоминает верши – рыболовные снасти из ивовых прутьев на каркасе, которыми пользовались на Руси. «Тотемные башни», расположенные вдоль реки, являются ориентирами для посетителей, а эстрада с эфемерным «органом» предназначена для исполнения «ритуальной» музыки», – расшифровывает он свой замысел. Интересно, что все части арт-объекта создавались в собственной мастерской художника в «Никола-Ленивце», доставлялись в Москву и на месте собирались. И, разумеется, инсталляция выполнена полностью из экологически чистых материалов.

Преимущества граффити в интерьере

Что же касается основных плюсов такой росписи, то здесь стоит отметить:

  • зрелищное и очень необычное оформление,
  • создание модного цветового акцента, который позволяет дополнить и подчеркнуть стилистическое решение,
  • возможность оторваться от стереотипных и скучных концепций, создавая нечто новое и яркое,
  • экономию на картинах, постерах и прочих элементах декора, поскольку вся ваша стена — это одно сплошное произведение искусства,
  • отвлечение внимания от скромной и невыразительной обстановки и меблировки в помещении.

Граффити помогает эффектно скрыть недостатки поверхности, не затрачивая при этом много времени и средств. Например, если в стенах есть многочисленные выбоины, то вы можете просто закрасить их, и не потребуется выравнивать поверхность, накладывая несколько слоев шпатлевки.

Наиболее известные представители российского стрит-арта

Слава ПТРК

Художник родом из Екатеринбурга. Частый гость выставок как в России, так и в Европе. В своих работах он часто соединяет диснеевских персонажей с фигурами российских киноперсонажей, например, изображение Черного Плаща в теле Данилы Багрова (серия работ «Детство перед телевизором»).

Паша 183

Известный российский художник. Символ российского стрит-арта. Он создавал граффити на острые социальные темы. Например, знаменитая шоколадка «Аленка» в его работах, вместо светлого образа из детства стала просто товаром (расположена на заброшенной стройке Национального парка «Лосиный остров» возле Москвы). После его смерти в 2013 г. Бэнкси посвятил ему работу «P183. R.I.P.».

Кирилл Кто

Художник оставляет различные надписи на фасадах городов. Тексты всегда несут позитивный посыл. Например, надпись: «Будет всегда лучше, чем было», вселяет надежду.

Алексей LUKA

Московский творец создает работы в абстрактном стиле. Они отлично вписываются в образ города, к тому же Алексей для каждого места подбирает уникальное сочетание цветов.

Никита NOMERZ

Художник рисует лица старым заброшкам, реанимирует заброшенные здания новыми росписями и просто украшает город. Например, проект «Живые стены» заставляет поверить, что дома могут жить своей жизнью.

Команда «ТОЙ»

В нижегородское объединение «ТОЙ» входят два стрит-арт-художника, которые работают в жанре постграффити. Их сюжетам присущи абсурд и ирония, которые так хорошо ложатся на российскую действительность. Арт парней сделан с намеренной небрежностью, которая и стала их фирменным стилем. На наши вопросы отвечал один из участников команды – Ерор. 

View on Instagram

Насколько, по твоему мнению, Россия пригодна для стрит-арта?

На мой взгляд, у нас все хорошо с рисованием на улицах. Работы достаточно долго остаются, если не учитывать ситуацию в Москве, когда ты порисовал, и через час работа уже закрашена. Органы власти достаточно лояльно относятся к рисункам, главное, чтобы они не носили политический характер. Сталкиваясь с полицией во время рисования, мы хорошо общаемся и приходим к нормальному решению, главное, не испортить чью-то частную собственность. Да и местные жители иной раз идут навстречу.

View on Instagram

Какую эмоцию ты хочешь вызвать у людей, которые видят твои работы?

В уличном рисовании для меня самым главным является удовольствие от процесса и результата. А вообще, приятно наблюдать отклики людей, которых при виде наших работ цепляет ностальгия и чувство смеха.

View on Instagram

Каким ты видишь идеальное городское пространство?

Сложно представить какое-то идеальное городское пространство. Я думаю, что все так, как должно быть. Человек подстраивается и всегда находит место для работы.

Константин Ужве

Скандинавия

Это история про путешествия и ожидания, про гостей и хозяев, про гостеприимство и радушие. В корабле плывет путник к новым неизведанным землям. На берегу ладью ожидает Харальд Счастливый, древний король северных земель со своей собачкой Оладушкой. Обе стороны волнительно ждут встречи. С миром ли едут гости? С хлебом и солью ли встретят хозяева? 

Подобные вопросы мы часто задаем сами себе, отправляясь в путешествия. Осетия встретила нас распростертыми объятиями прекрасных людей и восхитительной природой. Интересно, если предположить чисто гипотетически, что спустя миллионы лет мою наскальную живопись откопают археологи, поймут ли они мое послание? Но это вряд ли – стрит-арт, как известно, не вечен. Желаю всем не бояться открывать новое и неизведанное и почаще выходить из зоны комфорта.

Художник Константин Ужве и его работа

valentin_blokh

Виды и техники

Большая часть стрит-арта – это граффити на стене. Однако стрит-арт — это не только граффити, к этому искусству также относят постеры, скульптуру, стикеры и т.д.

Рисунки на стенах

Создают отдельные рисунки, либо формируют композицию вместе с текстом. Используют разные материалы, техники. Размеры варьируются от небольшого рисунка на заброшке, до полноценной росписи 9-этажного панельного дома.

Большой Енот в ЛиссабонеBordalo II

Трафареты

С помощью трафаретов создают большие графичные изображения с четким контуром. Трафареты вырезают самостоятельно, под каждую отдельную работу.

Напрасное ожиданиеБэнкси

Существуют более универсальные приспособления, которые используют в любом рисунке, например, для создания четких геометрических форм, контуров. Иногда с помощью трафарета создают несколько идентичных изображений в разных частях города, обычно небольшого размера.

Знаменитый Бэнкси создавал свои работы с помощью трафаретов.

Муралы

Это большие красивые изображения на фасадах зданий, как правило, очень красочные. Создать их без специальных приспособлений и разрешения невозможно. Мурал также можно отнести к паблик-арту.

Стикеры, или стикер-арт

Их расклеивают по всему городу, чтобы распространить идею или слоган, придать огласку своему имени. Теряют свою популярность из-за схожести с рекламными буклетами и стикерами. Основоположником считается Шепард Фейри.

Постеры, или постер-арт

Сейчас этот прием почти не используют. Лишь несколько художников расклеивали плакаты в творческих проектах как самостоятельную единицу.

Например, дизайнер Агон-Нога расклеивал по Санкт-Петербургу увеличенные постеры.

Инсталляции

Иногда объект создается как объемная надпись, или скульптура, встроенная в городскую среду. Известные представители этого направления – Space Invader и Марк Дженкинс.

Основные виды граффити

Граффити – это различные надписи, реже рисунки, которые наносят краской, выцарапывают на стенах и других поверхностях.

  1. Спрей-арт – более узкая разновидность граффити, когда надписи и рисунки наносят с помощью аэрозольной краски.
  2. Бомбинг – быстрая прорисовка изображения в экстремальных условиях. Именно с него началось развитие граффити. Сюда относят надписи в метро, на транспорте, часто надпись создают во время движения транспорта. Используют яркие цвета, простые техники. Главная цель – заявить о себе, оставив яркое изображение.
  3. Тегинг – классическая надпись имени или никнейма автора. Своеобразный уличный автограф, который оставляют в самых разных местах – на домах, скамейках, автобусах.
  4. Writing – более продуманное направление тегинга. Изображают имя художника, либо название команды. Композиция более сложная, иногда объемная, для создания используют до 3 цветов. Команда заранее продумывает стиль изображения, место, габариты надписи. На создание такой работы может уйти несколько часов.
  5. Скретчинг – рисунок или надпись выцарапывают острым предметом. Объект стрит-арта стеклянные или зеркальные поверхности. Подобные попытки можно увидеть на окнах в общественном транспорте.

ТокиоSpace Invader

Стили граффити

Направления постоянно развиваются, меняются, возникает новая школа, однако можно выделить основные стили граффити:

Old School – классический стиль, работы приближены к модерну;

Flat – плоские изображения и надписи, используют не более 2 цветов, характерная черта – минимализм и простота;

Bubble style – несложные рисунки, при создании используют 2-3 цвета, сюда часто относят тэги, которые всюду оставляют стрит-артеры;

Blockbusters и Throw-up – очень крупные изображения, чаще их наносят с помощью трафаретов;

Wild style – надпись выглядит очень сложной, композицию создают с помощью сплетения букв, штрихов и символов;

FX-style – это объемные рисунки, где большое внимание уделяют проработке теней, бликов, чтобы создать 3D-эффект.

Виды и техники стрит-арта

Разделение на стили можно наблюдать, в основном, среди граффити. Выделяются следующие техники:

  • Writing – процесс нанесения граффити без привязки к стилю. Включает в себя абсолютно все разновидности;
  • Bombing – быстрое нанесение рисунка при экстремальных условиях;
  • Tagging – подпись художника, его никнейм.

Помимо техники нанесения, различают и виды граффити, которые отличаются по стилю:

  • Bubble-letter – графика с использованием больших букв и объемных форм, похожих на пузыри;
  • Throw-up – Нью-Йоркский стиль, подразумевающий использование двух цветов и простых форм;
  • Character – изображение персонажей в стиле автора-граффитиста;
  • Wild style – один из самых распространённых видов, подразумевающих нанесение сложных рисунков. Требует высокого уровня мастерства;
  • 3D-style – изображение в стиле 3D, а также оптические иллюзии.

Существует огромное множество техник нанесения рисунков и исполнения инсталляций. Регулярно появляются новые направления, художники стараются найти свой собственный стиль и выделиться из толпы других райтеров.

Некоторые из художников стрит-арта

Среди современных представителей стрит-арта можно смело назвать имя Бэнкси (Banksy), который стал широко известен в 90-х годах. Его любят за честность, за жесткий ответ происходящему в мире. Парадокс: его работы охраняются государством, которое он, порой, и осуждает. Интересен тот момент, что он и по сей день является загадочной личностью. Сохранение анонимности в XXI веке – задача не из простых.

Следующий – бельгийский художник Роа (Roa), который привлекает внимание к проблеме издевательства над животными. Его работы имеют мрачный оттенок, при виде их невольно всё сжимается внутри

Взгляните сами.

Александр Фарту (Vhils) интересен тем, что создает свои работы с помощью электрической дрели. А также он сотрудничал с U2 – рок-группой из Дублина, «одной из самых популярных, успешных и влиятельных групп в мире за всю историю».

Хотим выделить нашего соотечественника, художника из Екатеринбурга – Славу PTRK. Его творчество, это нечто уникальное. Все дело в том, что он не боится пробовать, поэтому выбирает для своих работ непривычные места – от гаражей до лестниц

Но дело не только в оригинальности исполнения работы, он также наделяет её социальным смыслом, обращая внимание на проблемы современных людей. Подробнее об этом мы поговорим с вами в дальнейшем

Стела «Я люблю Москву»

Фото: Shutterstock

Фото: Shutterstock

Фото: Shutterstock

Первое подобное признание в любви столице появилась в парке Горького в 2013 году: двухметровая стела «Я люблю Москву» стала символом возрождения московских парков. Ее «открывали» помпезно – с презентацией и селебрити. Первыми, кто сделал знаковые фото, стали Светлана Бондарчук, Тина Канделаки, Андрей Малахов, Яна Рудковская. Сначала стелу расположили у выхода из Нескучного сада, затем перенесли на набережную, потом поставили у главного входа в парк. Спустя какое-то время такие же стелы появились в парках «Музеон», «Сокольники» и «Красная Пресня», в Измайловском, Перовском и Бабушкинском, в усадьбе «Коломенское», в саду «Эрмитаж» и других точках притяжения разных районов столицы. Быстро паблик-арт перекочевал и в другие города, охватив всю географию России. Идея признания в любви любимой Москве хорошая, но не уникальная: считается, что соавтором всех подобных концепций стоит считать американских дизайнеров Милтона Гласера и Бобби Зарема, разработавших культовый логотип I LOVE NY («Я люблю Нью-Йорк») в 1970-х годах.