«формула-1»: 9 легенд современности

Содержание

Дженсон Баттон, «Быть пилотом Формулы-1»

Дженсон Баттон — чемпион «Формулы-1» 2009 года, пилот Williams, Renault и McLaren, один из лучших гонщиков XXI века, которого одинаково сильно любят как в Великобритании, так и в России. Дженсон известен своим юмором, хорошим настроением и почти что фантастической способностью побеждать в самых трудных гонках, особенно дождевых.

Книга издана «АСТ», и отличается фирменным британским юмором и многими неизвестными подробностями из частной жизни Дженсона. Также Баттон рассказывает о своем становлении в автоспорте. На памяти автора статьи — одна из самых забавных книг об автоспорте, где британский чемпион рассказывает и о своих победах, и о конфузах, как нелегко общаться со спонсорами, как он возвращался на одну гонку F1, Гран-при Монако 2017 года. И многое, многое другое. От себя лично автор статьи эту книгу рекомендует, потому что серьезные, информативные издания — это здорово, но когда столь известный человек позволяет себе посмеяться над собой и окружающими — это просто бесценно

И да, только из этой книги вы узнаете, почему так важно затыкать большим пальцем бутылку шампанского на подиуме

Адам Парр, «Искусство войны»

Адам Парр — известный британский бизнесмен, инвестор, работал в Японии в сфере торговли, получил известность в области промышленных продаж, специализировался на металлах. А еще Адам — директор команды «Формулы-1» Williams с 2006 по начало 2012 года. Парр вполне неплохо управлялся с командой сэра Фрэнка Уильямса, при этом у него было несколько конфликтов с Берни Экклстоуном — бывшим владельцем всей «Формулы-1». Знаковая личность — Адам Парр участвовал в возрождении команды Williams, и тем более обидно видеть ее плачевное состояние в настоящее время.

«Искусство войны» — книга, которую Парр выпустил в начале 2013 года, фактически она была написана сразу после его ухода из «Формулы-1». Книга стала настоящим хитом в Великобритании, хотя многие посчитали, что Адам не раскрыл всех секретов, опасаясь судебных преследований со стороны руководства «Формулы-1». И особая связь у этой книги с Россией — наша страна стала первой, где вышел переводной вариант издания! Уникальный прецедент, учитывая, что книга была написана британцем для британской аудитории. Сам Парр говорил, что у него теплые отношения с Россией, в 2008 и 2009 годах Williams выступали на шоу Moscow City Racing около Кремля, где Адам познакомился со Светланой Коршуновой из компании Independent и Рустамом Тарико, владельцем «Русского Стандарта». В своем интервью Адам сообщил, что книга была посвящена им «русским друзьям». Кстати говоря, самый первый экземпляр на русском языке был доставлен именно господину Парру во Францию!

Мы же и сейчас имеем возможность почитать одну из самых интересных книг о «Формуле-1», дающих возможность взглянуть на мир Королевского автоспорта с закулисной стороны, окунуться в интриги и проблемы больших боссов, и заодно узнать все финансовые нюансы главного автоспорта на планете.

Дэвид Култхард, «Думай как чемпион»

Кто не знает DC? Дэвида знают все, как минимум по известной рекламе с лозунгом «Впервые на Формуле-1?» Обладатель самой широкой челюсти на Западном побережье, весельчак, балагур, гонщик с огромным чувством юмора. Пилот, которого в 1998 году едва не избил Михаэль Шумахер, и который помог Мике Хаккинену стать чемпионом в составе McLaren, пилот, который помогал ставить на ноги команду Red Bull и принес подиум в Монако. Култхард — одна из самых известных фигур в автоспорте.

И вот, выпущена книга — между прочим, Дэвид является совладельцем отельного бизнеса и кинопродюсерской компании. В этом издании шотландец делится секретами, как оттачивал свои навыки как гонщика, так и менеджера и бизнесмена, выступая в одном из самых требовательных видов спорта в мире. Как и творение Адама Парра, произведение DC — это скорее бизнес-гид на фоне «Формулы-1». Но безумно увлекательный и полезный! Ведь как говорил бывший босс Дэвида, экс-глава McLaren Рон Деннис, «Формула-1» — это спорт на два часа в воскресенье, остальное время — это бизнес».

Ален Прост (Франция)


Великолепный гоночный «Профессор» француз Ален Прост появился на свет 24 февраля 1955года. Принял участие в 13 сезонах самых быстрых гонок мира. Является четырех кратным триумфатором Формулы 1 и четырежды заканчивал чемпионат на втором месте. До появления в Формульных соревнованиях Михаэля Шумахера ему принадлежали практически все рекорды, которые потом были побиты немцем. Перечислим несколько достижений француза: 4 чемпионских титула, 51 победа в Гран-при, 106 гонок завершенных в призах, 798,5 очков заработанных за карьеру. Последний раз сел за штурвал формульного болида в 1993 году на гонке в Австралии. Всего на счету Проста 202 старта. После окончание карьеры не смог оставаться в стороне от гонок, создав команду Формулы 1, до сих пор принимает участие в мелких гоночных соревнованиях.

Том Прайс

Этот пилот вошел в историю Ф-1 как первый и единственный на сегодняшний момент гонщик из Уэльса, которому удалось выиграть чемпионат. Но его блестящая карьера оборвалась по нелепому стечению обстоятельств в 1977 году.

Во время Гран-при Южной Африки из-за повреждения загорелся болид одного из гонщиков. Два пожарных с огнетушителями поспешили ему на помощь. Однако они забыли предупредить, что собираются перейти трассу. И спасатели оказались на дороге как раз в тот момент, когда по этому участку неслись машины, ведь гонку никто не остановил. Прайсу не повезло, именно его болид сбил одного из пожарных. Спасатель погиб на месте. От удара огнетушитель по роковому стечению обстоятельств отлетел в голову валлийцу. Смерть была мгновенной. А болид Прайса все еще ехал по трассе, пока не врезался в ограждение.

Росс Браун, «Гонка за лидерство»

Росс Браун — одна из самых знаковых личностей как «Формулы-1», так и всего автоспорта. Талантливый конструктор и один из главных соперников Эдриана Ньюи на протяжении нескольких десятилетий, Браун также — один из лучших менеджеров в истории автоспорта. Это он пришел с Михаэлем Шумахером из Benetton в Ferrari, чтобы выиграть шесть титулов подряд с командой и поставить все мыслимые и немыслимые рекорды, до которых только сейчас дотянулись Льюис Хэмилтон и Mercedes. Это он выкупил за один доллар команду Honda, переименовал ее в Brawn GP и сенсационно победил в чемпионате F1 2009 года, чтобы затем подготовить фундамент для побед команды Mercedes и передать ее в руки Тото Вольффу.

Наконец, Росс Браун стал спортивным директором всей «Формулы-1» с приходом Liberty Media. И с 2020 года стала доступна русская версия книги Росса Брауна в соавторстве с уже знакомым нам Адамом Парром «Гонка за лидерство: секрет побед великого конструктора»

В ней Браун делится тайнами своих организационных навыков, показывает изнутри работу инженерного состава, дает советы начинающим менеджерам, а также рассказывает, почему важно избегать конфликтов и изучать собственный кадровый состав, сравнивая с соперником.
Книга — настоящий учебник для тех, кто хочет связать жизнь с автоспортом, и интересный читательский опыт для всех остальных

Михаэль Шумахер

Состояние – $ 600 млн

Имя Шумахера давно стало нарицательным, что вполне заслуженно. Этот немецкий гонщик является одним из немногих величайших спортсменов, которые покоряли трассы «Формулы-«1. Он выиграл 7 чемпионатов F-1, что является самым выдающимся результатом в истории гонок, при этом пять побед были одержаны подряд. К сожалению, семь лет назад произошла трагедия: на горнолыжном курорте Шумахер получил серьезную травму, в результате которой до сих находится в тяжелом состоянии.

Пилот дважды становился победителем Гран-При. Он начал участвовать в гонках в очень юном возрасте и выиграл свой первый чемпионат в возрасте шести лет.

По приблизительным подсчетам, его состояние на 2020 год составляет 600 миллионов долларов, из-за чего Михаэль является самым богатым гонщиком «Формулы-1» в истории.

Наибольшее количество побед за сезон

Ключ
Пилот выступал в сезоне года.
Жирный Выиграл чемпионат мира в том же году
Наибольшее количество побед Гран-при за сезон
Год Драйвер (ы) Конструктор (ы) Побед Скачки Процент
Хуан Мануэль Фанхио Альфа-Ромео 3 7 42,86%
Нино Фарина
1951 г. Хуан Мануэль Фанхио Альфа-Ромео 3 8 37,50%
1952 г. Альберто Аскари Феррари 6 8 75,00%
1953 г. Альберто Аскари Феррари 5 9 55,56%
1954 г. Хуан Мануэль Фанхио Мазерати , Мерседес 6 9 66,67%
1955 г. Хуан Мануэль Фанхио Мерседес 4 7 57,14%
1956 г. Хуан Мануэль Фанхио Феррари 3 8 37,50%
1957 г. Хуан Мануэль Фанхио Maserati 4 8 50,00%
1958 г. Стирлинг Мосс Vanwall 4 11 36,36%
1959 г. Джек Брэбэм Купер — кульминация 2 9 22,22%
Тони Брукс Феррари , Ванвалл
Стирлинг Мосс Купер — Кульминация , Купер — BRM
1960 г. Джек Брэбэм Купер — кульминация 5 10 50,00%
1961 г. Фил Хилл Феррари 2 8 25,00%
Вольфганг фон Трипс
Стирлинг Мосс Лотос — кульминация , Фергюсон — кульминация
1962 г. Грэм Хилл BRM 4 9 44,44%
1963 г. Джим Кларк Лотос — кульминация 7 10 70,00%
1964 г. Джим Кларк Лотос — кульминация 3 10 30,00%
1965 г. Джим Кларк Лотос — кульминация 6 10 60,00%
1966 г. Джек Брэбэм Brabham — Repco 4 9 44,44%
Джим Кларк Лотос — Форд 4 11 36,36%
1968 г. Джеки Стюарт Матра — Форд 3 12 25,00%
Грэм Хилл Лотос — Форд
1969 г. Джеки Стюарт Матра — Форд 6 11 54,55%
1970 г. Йохен Риндт Лотос — Форд 5 13 38,46%
1971 г. Джеки Стюарт Тиррелл — Форд 6 11 54,55%
1972 г. Эмерсон Фиттипальди Лотос — Форд 5 12 41,67%
Джеки Стюарт Тиррелл — Форд 5 15 33,33%
1974 г. Ронни Петерсон Лотос — Форд 3 15 20,00%
Эмерсон Фиттипальди Макларен — Форд
Карлос Ройтеманн Брэбэм — Форд
1975 г. Ники Лауда Феррари 5 14 35,71%
1976 г. Джеймс Хант Макларен — Форд 6 16 37,50%
1977 г. Марио Андретти Лотос — Форд 4 17 23,53%
1978 г. Марио Андретти Лотос — Форд 6 16 37,50%
1979 г. Алан Джонс Уильямс — Форд 4 15 26,67%
1980 г. Алан Джонс Уильямс — Форд 5 14 35,71%
1981 г. Нельсон Пике Брэбэм — Форд 3 15 20,00%
Ален Прост Renault
1982 г. Дидье Пирони Феррари 2 16 12,50%
Ален Прост Renault
Рене Арну
Ники Лауда Макларен — Форд
Джон Ватсон
1983 г. Ален Прост Renault 4 15 26,67%
Ален Прост McLaren — ТЕГ 7 16 43,75%
1985 г. Ален Прост McLaren — ТЕГ 5 16 31,25%
1986 г. Найджел Мэнселл Уильямс — Хонда 5 16 31,25%
1987 г. Найджел Мэнселл Уильямс — Хонда 6 16 37,50%
1988 г. Айртон Сенна Макларен — Хонда 8 16 50,00%
1989 г. Айртон Сенна Макларен — Хонда 6 16 37,50%
1990 г. Айртон Сенна Макларен — Хонда 6 16 37,50%
1991 г. Айртон Сенна Макларен — Хонда 7 16 43,75%
1992 г. Найджел Мэнселл Уильямс — Рено 9 16 56,25%
1993 г. Ален Прост Уильямс — Рено 7 16 43,75%
1994 г. Михаэль Шумахер Бенеттон — Форд 8 16 50,00%
1995 г. Михаэль Шумахер Бенеттон — Рено 9 17 52,94%
1996 г. Дэймон Хилл Уильямс — Рено 8 16 50,00%
1997 г. Жак Вильнёв Уильямс — Рено 7 17 41,18%
1998 г. Мика Хаккинен Макларен — Мерседес 8 16 50,00%
1999 г. Мика Хаккинен Макларен — Мерседес 5 16 31,25%
2000 г. Михаэль Шумахер Феррари 9 17 52,94%
2001 г. Михаэль Шумахер Феррари 9 17 52,94%
2002 г. Михаэль Шумахер Феррари 11 17 64,71%
2003 г. Михаэль Шумахер Феррари 6 16 37,50%
2004 г. Михаэль Шумахер Феррари 13 18 72,22%
2005 г. Кими Райкконен Макларен — Мерседес 7 19 36,84%
Фернандо Алонсо Renault
2006 г. Михаэль Шумахер Феррари 7 18 38,89%
Фернандо Алонсо Renault
2007 г. Кими Райкконен Феррари 6 17 35,29%
2008 г. Фелипе Масса Феррари 6 18 33,33%
2009 г. Дженсон Баттон Браун — Мерседес 6 17 35,29%
2010 г. Фернандо Алонсо Феррари 5 19 26,32%
Себастьян Феттель Red Bull — Renault
2011 г. Себастьян Феттель Red Bull — Renault 11 19 57,89%
2012 г. Себастьян Феттель Red Bull — Renault 5 20 25,00%
Себастьян Феттель Red Bull — Renault 13 19 68,42%
2014 г. Льюис Хэмилтон Мерседес 11 19 57,89%
2015 г. Льюис Хэмилтон Мерседес 10 19 52,63%
2016 г. Льюис Хэмилтон Мерседес 10 21 год 47,62%
2017 г. Льюис Хэмилтон Мерседес 9 20 45,00%
2018 г. Льюис Хэмилтон Мерседес 11 21 год 52,38%
2019 г. Льюис Хэмилтон Мерседес 11 21 год 52,38%
2020 г. Льюис Хэмилтон Мерседес 11 17 64,71%
2021 г. Макс Ферстаппен Ред Булл — Хонда 7 * 14 * 50,00%

* Сезон еще продолжается.

Брок Йейтс, «Энцо Феррари. Биография»

Автор книги Брок Йейтс — американский журналист, сценарист и писатель. Он был исполнительным редактором американского журнала Car and Driver, освещал NASCAR и Daytona 500, работал на Fox Sports. Кроме «Энцо Феррари», Брок написал несколько известных книг непосредственно об американском автоспорте. В 2017 году был введен в Зал славы автоспорта Америки.

Первое издание книги об основателе команды Ferrari вышло в 1990 году, но Йейтс успел внести правки, которые бережно принял и развил автор переиздания Стейси Бредли уже во втором десятилетии XXI века. Почему успел? К сожалению, Брок скончался в 2016 году от осложнений, вызванных болезнью Альцгеймера. Однако новое издание книги увидело свет, а российские читатели с 2018 могут прочитать его на русском языке.

В любом случае это одна из лучших книг об автоспорте, возможно, лучшая об Энцо Феррари, написанная одним из самых талантливых и авторитетных журналистов автоспорта в истории. Однозначно — рекомендация к прочтению. Кстати говоря, оригинальный перевод: «Энцо Феррари. Человек, автомобили, гонки. Машина» («the Man, the Cars, the Races. The Machine»).

Джеймс Аллен «Михаэль Шумахер — номер один»

А это любимая книга автора статьи. Просто великая книга великого автоспортивного журналиста (между прочим, с 2018 года Джеймс является Президентом Motorsport Nerwork, самой крупной сети автоспортивных медиа в мире, которым принадлежат Motorsport, Autosport, GP Racing со всеми филиалами) о самом великом гонщике в истории автоспорта.

Написано оригинальное издание в 2007 году, сразу после завершения карьеры Михаэля в Ferrari. С 2010 года все российские болельщики могут почитать книгу на русском языке. Книга будет интересной как для поклонников «Формулы-1» и Михаэля Шумахера, так и для остальных читателей, потому что рассказывает историю человека, который сделал сам себя в самом сложном виде спорта.

Цицерон говорил: «Дом, в котором нет книг, подобен телу, лишенному души». Многие люди вкладывают душу в авто, особенно когда речь идет о гонках. Надеемся, любая из перечисленных книг поможет открыть что-то новое — как в автоспорте, так и в своей душе. Приятного чтения!

01.10.2018

28.04.2019

05.07.2018

14.08.2017

01.10.2020

20.07.2020

05.11.2015

21.09.2016

10.09.2019

27.07.2016

07.09.2020

25.12.2019

22.11.2017

20.03.2019

21.07.2021

13.03.2018

23.05.2017

20.08.2018

Автоновости

Макsим: «Всегда знаю, где газ, но плохо знаю, где тормоз»

Даниил Квят

Уфимец попал в эту подборку не потому, что он самый успешный россиянин, а потому, что его карьера больше напоминает американские горки. Судите сами: в 2014 году он в возрасте 19 лет становится одним из самых молодых гонщиков «Формулы-1» в истории и выступает за команду Toro Rosso. Всего через год, когда Себастьян Феттель решает уйти из Red Bull, Квята переводят на место Феттеля, и он показывает превосходный сезон, опередив своего партнера по команде Даниэля Риккардо, который, в свою очередь, смог победить Феттеля.

Казалось бы, все хорошо, и в 2016 году он даже впервые в своей карьере поднимается на подиум. Но после пары неудачных гонок, буквально через месяц после подиума, его в экстренном порядке «понижают» обратно в Toro Rosso, где он «ломается» и едет из рук вон плохо. Все ждут, что уж в следующем сезоне он точно поедет, но в 2017-м его результаты еще хуже. И поэтому прямо во время сезона его отстраняют от гонок. Потом на один этап возвращают. Потом увольняют окончательно.

И после всех этих неудач он вдруг становится пилотом развития Ferrari. Проездив весь год на симуляторе и тестовом полигоне легендарной итальянской команды, он в конце 2018-го абсолютно внезапно подписывает новый контракт с Red Bull (откуда его уволили) и с 2019 года вновь становится боевым гонщиком. И, судя по амплитуде подъемов и падений, сейчас его ждет белая полоса. Во всяком случае, хочется в это верить.

Вероятно, вам также будет интересно:

«Формула-1»: гид по самому дорогому виду спорта

Когда Льюис Хэмилтон завершит карьеру?

Почему гонщики «Формулы-1» такие богатые?

35 архивных фотографий с «Формулы-1»

Пилот «Формулы-1» Даниэль Риккардо о том, почему его раздражают электрокары

Фото: Getty Images

Гран-при Эмилии-Романьи в Имоле 2020: Ace of spades

Последний сезон Даниила Квята в «Формуле-1» к настоящему времени. В 2020 наш гонщик остался в команде Toro Rosso, переименованной в AlphaTauri по маркетинговым соображениям (Red Bull решили запустить рекламу коллекций своей одежды, бренд AlphaTauri был основан в 2016 году для расширения присутствия Red Bull в сфере моды). И опять хорошо проехал сезон!

Хотя в первой половине 2020 года нашему пилоту порой не хватало скорости из-за не лучших настроек, на осеннем отрезке сезона «Формулы-1», скомканного из-за пандемии COVID-19, Даниил смог найти оптимальный баланс, и начал регулярно опережать напарника по команде Пьера Гасли.
Безусловно, лучшей гонкой нашего пилота в прошлом сезоне (а может быть, и вовсе лучшей за последние несколько лет) стал Гран-при Эмилии-Романьи на трассе Имола.

Наш гонщик провел всю гонку в борьбе, и на рестарте ближе к финишу смог отыграть ряд позиций, обойдя в том числе Серхио Переса и пилота Ferrari Шарля Леклера. В итоге Даниилу не хватило лишь одного обгона, чтобы принести России пятый подиум, но какая это была чудесная гонка! И последние круги прошли в упорной борьбе с бывшим напарником по Red Bull Даниэлем Риккардо.

После гонки уже весь паддок знал, что Квят не останется на сезон 2021, а сам Даниил праздновал четвертое место, сняв майку и громко включив композицию Motorhead – Ace of Spades.

Рок жив! Как и российский автоспорт.

Ален Прост

Родился 24 февраля 1955 года в Сен-Шамоне. Этот французский автогонщик участвовал в 30 чемпионатов Формулы-1. Он является 4-кратным чемпионом мира. Второе место занимал 4 раза.

После окончания карьеры он создал свою команду Prost Grand Prix, которая просуществовала с 1997-2001 г.г., так и не допившись результатов. Ален также считается одним из лучших пилотов Ф-1 за всю её историю. За счет стиля пилотажа и расчетливости его называют «Профессором».

В свое время он установил множество рекордов, включая по лучшим кругам, числу побед. Но в 2000-м году практически все его рекорды побил Шумахер. При этом Прост – второй гонщик по многим абсолютным показателям.

Наиболее ярким периодом его карьеры считается соперничество с партнером по команде Айртоном Сенной. На текущий момент Прост участвует в гонках Andros Trophy, а с 2004 года руководит командой Формулы Е – e.dams.

Гонщик по прозвищу «Ха-Ха»

С 1994 года в немецкой команде Формулы один появился незаурядный пилот Хайнц-Харальд Френтцен, которому дали прозвище «Ха-Ха», сократив таким оригинальным образом его имя. Несмотря на не надёжность машин, Френтцель начал свои гонки достаточно успешно. Уже в 1995 году ему удаётся выиграть Гран-при Италии. Эта победа стала толчком в его карьере в Формуле-1. В 1996 году гонщик переходит в команду Уильямс и становиться партнёром лидера чемпионата Жака Вильнёва. В следующем году «Ха-Ха» выигрывает 6 гонок из 16, но, ни как не дотягивается по очкам до Шумахера и Вильнёва. Тем не менее, удача улыбнулась гонщику. На последнем Гран-при Шумахера дисквалифицировали и Хайнц-Харальд занимает второе место в Чемпионате мира.В конце девяностых годов Френтцель уже рассматривался как главный претендент на чемпионский титул. 1999 год складывался для него очень удачно. Но в итоге всего лишь третье место в чемпионате. Это неплохо. Хотя «Ха-Ха» рассчитывал на большее. В итоге таких побед в карьере немца уже больше не было. И через два года с автогонками он завязал.

Разочарование 90-х

Когда я вспоминаю гонки Формулы-1 конца прошлого столетия, то всегда вспоминаю Майкла Андерсона. Нет, не за его блистательные победы, которых не было, а за урок, который он нам всем преподал.Майклу в формуле-1 пророчили большое будущее. И критики и он сам восторженно говорили о таланте гонщика. Даже чересчур. В 1992 году, подписав контракт с МакЛарен, Андерсон был полон радужных надежд покорить Формулу-1. В результате из 13 гонок, в которых он участвовал, в 6 он просто вылетел с трассы. Причём в половине из них, на первом круге. Как это ни странно, но этот хвастунишка мне запомнился так же хорошо, как великие Шумахер и Прост. А как вы относитесь к гонкам Формула-1? Что они оставили в вашей памяти?

«Судзука», префектура Миэ

Гран-при Японии

Многие гонщики признаются, что это их любимая гоночная трасса. И если вы хоть раз пробовали на ней проехать хотя бы в гоночном симуляторе, вы можете понять и разделить их симпатии. На «Судзуке» машина «перетекает» из поворота в поворот, и пилотаж на ней больше напоминает танец, чем вождение машины на пределе. Соответственно, и обгоны здесь – явление очень даже частое.

Причем это очень быстрый автодром. И ошибки на нем очень часто оканчиваются вылетами в гравийные ловушки, из которых невозможно выехать. Либо жесткими ударами в бетонные отбойники. Либо и тем, и другим. В общем, если гонщики в целом не очень любят вылетать с трассы, то здесь особенно. Шансов вернуться в гонку мало.

Найджел Менселл

Найджел Менселл

Найджел Менселл по праву считается чуть ли не лучшим британским пилотом за все время (опять же, помним о Грэме Хилле). Те же, кто не согласен с этим мнением, считают его одним из лучших. Британский лев, такое прозвище дали этому пилоту болельщики и журналисты, получил звание «Спортивная личность года» от канала BBC. Уже это стоит уважения, ибо такое звание получали лишь два спортсмена. Также в его актив можно отнести и вхождение в международный зал славы автоспорта. Что касается чемпионских титулов, то здесь у Менселла всего одна победа в чемпионате. В его оправдание стоит сказать, что на тот момент в пелотоне была отчаянная конкуренция и выиграть чемпионат было очень трудно.

  • Чемпионские титулы: 1;
  • Подиум: 59;
  • Победы: 31;
  • Поул: 32;
  • Быстрый круг: 30.

Вердикт: сравнение недопустимо

Соперники

При оценке карьер Шумахера и Хэмилтона всегда приходилось оспаривать аргумент, что они побеждали только потому, что у них была лучшая машина. Оставив в стороне контраргумент о том, что они находятся в лучшей машине (или помогли разработать лучшую машину) по какой-то причине, справедливо также сказать, что вы можете победить только команды и гонщиков, против которых выступаете. В результате их величие частично определяется соперничеством, которое у них было.

Шумахер выигрывал титулы на доминирующих болидах при меньшем уровне оппозиции, ведь карьера его величайшего соперника трагически оборвалась в 1994 году. Если бы Сенна не погиб на Гран-при Сан-Марино 1994 года, вероятно, он бы превзошел Шумахера в том году, а так Михаэль в борьбе за титул на одно очко опередил напарника Сенны Дэймона Хилла.

Завоевав свой первый титул в 1994 году, Шумахер посвятил победу Сенне: «Для меня всегда было ясно, что не я, а Сенна станет чемпионом, и я хотел бы взять этот чемпионат и передать его ему. Он гонщик, который должен был заслужить его, потому что у него была лучшая машина и он был лучшим пилотом. Это то, что я чувствую к нему».

Ни в коей мере не пытаясь преуменьшить достижения Шумахера против его более поздних оппонентов, таких как Дэймон Хилл, Жак Вильнев, Мика Хаккинен и Фернандо Алонсо, но степень, с которой Сенна доминировал бы в 1990-х, если бы он выжил в Имоле-1994, остается одним из самых трагичных и «что, если…» в истории Формулы-1.

Эра успеха Хэмилтона частично пересекалась с эрой Шумахера с точки зрения соперников, таких как Алонсо, но у Льюиса, вероятно, была более серьезная оппозиция в лице Кими Райкконена (вспоминаем титул финна в 2007 году), Себастьяна Феттеля, Нико Росберга и Макса Ферстаппена. Более того, Хэмилтон выигрывал как минимум одну гонку в каждом сезоне на протяжении своей карьеры, и это несмотря на то, что в 2009 и 2013 годах у него были слабые болиды.

Прямое сравнение с напарниками по команде дает Хэмилтону преимущество над Шумахером. У Шумахера в напарниках был только один чемпион мира, когда в 1991 году Михаэль провел шесть гонок в Бенеттоне с Нельсоном Пике. Хэмилтон же выступал в одной команде с Алонсо, Дженсоном Баттоном и Нико Росбергом.

Правда, в 2007 году Хэмилтон не смог превзойти Алонсо (но и не проиграл испанцу), однако Льюис был новичком, в то время как Фернандо являлся действующим чемпионом мира. Баттон опередил Хэмилтона в чемпионате 2011 года, но в сезонах 2010 и 2012 Льюис был впереди своего соотечественника. Росберг в борьбе за титул был сильнее Хэмилтона в 2016 году, но опять же, Хэмилтон становился чемпионом мира в двух сезонах с немцем в качестве напарника.

Решающим фактором в этом сравнении является то, что Михаэль Шумахер держал статус № 1 в Феррари, а Эдди Ирвайн, Рубенс Баррикелло и Фелипе Масса всегда при немце были пилотами № 2. За время своего пребывания в Формуле-1 Хэмилтон ни разу не просил статус № 1 и получал его только тогда, когда на кону стоял титул, а его товарищ по команде уже был вне конкуренции.

Роман Русинов — WEC

Отдельно стоит отметить успехи наших пилотов в гонках на выносливость — WEC, где Роман Русинов и российская команда G-Drive покоряют все вершины автоспортивного Олимпа.

Роман является чемпионом мира по автогонкам на выносливость WEC 2015 года, победителем Европейской серии Ле-Ман, победителем Азиатской серии Ле-Ман (в том числе уже в этом 2021 году). По несчастливому стечению обстоятельств экипаж Русинова не смог добыть победу в гонке «24 часа Ле-Мана», хотя неоднократно лидировал в главном автоспортивном соревновании на выносливость в мире.

Наш гонщик в отличной форме, G-Drive не собирается останавливаться, и мы можем рассчитывать на дальнейшие успехи Романа и остальных пилотов в чемпионате WEC, хотя, конечно, мы все мечтаем о победе в гонке «24 часа Ле-Мана».

Разумеется, отдельно стоит упомянуть об успехах российских гонщиков в мировом дрифте — например, наш пилот Георгий «Гоча» Чивчян является двукратным победителем FIA Intercontinental Drifting Cup.

Дрифт — очень молодое направление автоспорта, изначально он возник в Японии как нелегальное развлечение на дорогах общего пользования, и лишь с 2015 года комиссия FIA признала его официальным видом автоспортивных соревнований. Наши пилоты традиционно показывают отличные результаты в дрифте, в том числе в японских чемпионатах, соревнуясь с представителями родины этого вида автоспорта. Нет никаких сомнений, что в будущем мы можем рассчитывать на «громкие» достижения российских гонщиков в том числе на FIA Intercontinental Drifting Cup.

И, конечно, наша отдельная гордость — Ралли Дакар, если быть совсем точным — класс грузовиков. Уже несколько десятилетий команда «КАМАЗ-мастер» не отдает главный титул бездорожья — с 1996 года мы отдали соперникам лишь 7 чемпионатов!

И, конечно, помним о главных легендах КАМАЗА — Владимире Чагине, которого в международном автоспорте называют «Царь Дакара», Эдуарде Николаеве, Фирдаусе Кабирове, Андрее Каргинове. И здесь мы тоже вправе рассчитывать на светлое будущее — последние пять чемпионатов остались за нами, и нет оснований полагать, что КАМАЗ сбавит обороты.

Российский автоспорт живее всех живых, и в данный момент почти в каждом ведущем чемпионате есть российский гонщик, и даже гонщица. Успехи наших пилотов в дрифте и на бездорожье поражают воображение, и хотя пока еще рано мечтать о чемпионском титуле в «Формуле-1», мы верим, что однажды наступит день, когда на одну ступень величия с Михаэлем Шумахером и Айртоном Сенной взойдет гонщик из России.

19.06.2018

28.09.2018

03.04.2017

13.08.2020

23.11.2018

28.07.2021

16.07.2020

28.01.2021

27.06.2019

14.11.2017

04.12.2018

15.06.2016

13.06.2019

23.05.2017

11.07.2019

20.03.2019

13.03.2018

14.05.2019


Автомобили

Никита Нагорный: «Мне нравится вести машину боком»

Жиль Вильнев

Канадский пилот, несмотря на свой талант, так и не сумел стать победителем чемпионата. Его лучший результат – второе место в 1979 году. А в 1982 году Вильнев погиб во время отборочного заезда на Гран-при Бельгии.

Во время движения его машина передним левым крылом зацепила заднее правое колесо болида Йохена Масса. Из-за удара автомобиль канадца взлетел вверх, несколько раз перевернулся в воздухе и упал. Вильнева вместе с его креслом выбросило, а болид буквально развалился на части. От удара канадец погиб. Как известно, его сын – Жак – тоже стал пилотом Ф-1. И ему удалось осуществить мечту отца. Жак Вильнев стал первым канадским гонщиком, победившим в чемпионате. Произошло это в 1997 году.

Альберто Аскари

Альберто Аскари

Альберто Аскари окрестили легендой 50-х не с проста. Его соперники никак не желали, чтобы он выходил вперёд, ибо тогда, обогнать его становилось практически невозможным. Это был настолько расчётливый гонщик, что мог высчитывать траекторию поворота до миллиметра и проходить его практически без потери времени. Несмотря на то, что перед нами легенда 50-х, некоторые его рекорды до сих пор остаются непокоренными. Несмотря на то, что Аскари был лишь два раза чемпионом, его именем назван автомобиль и участки трассы в Аргентине и Италии, что еще раз доказывает его значение для мира автомобильных гонок.

  • Чемпионские титулы: 2;
  • Подиум: 17;
  • Победы: 13;
  • Поул: 14.

Стив Макквин

Актер, который обнаружил сходство мотоциклов и спортивных автомобилей, пережил свои первые незабываемые моменты бешенной скорости как на экране, так и в жизни. Он выполнил много своих собственных трюков в таких фильмах как «Большой побег» и «Буллит». В 1961году он сидел за рулем BMC Мини, участвуя в British Touring Car Championship и приехал третим. Он гонял на своем Porsche 908/02 в 12-ти часовой гонке Себринга и фактически выиграл их. Он также любил гонки на мотоциклах по бездорожью, и смог пережить их снимаясь в фильме «Каждое воскресенье». Стив Маккуин также владел несколькими Porsche и Ferrari, включая Ferrari 250 и Porsche 256 Speedster.

Олег Карпов, «Даниил Квят. Путь в Формулу-1»

Возможно, самая популярная книга об автоспорте в России на данный момент. Кстати говоря, совсем недавно официальный магазин Sochi Autodrom проводил розыгрыш книги с автографом Даниила.

История простая: главный редактор российского подразделения Motorsport Олег Карпов предложил Даниилу Квяту сотрудничество по выпуску книги о российском пилоте, и тот согласился. Издание посвящено пути Даниила в автоспорте, его борьбе в Академии Red Bull Junior, тому, как парень из Уфы смог преодолеть путь от картинга до подиума «Формулы-1», став самым успешным российским пилотом в истории. Книга проиллюстрирована фотографиями Грегори Хермана, который работал с Даниилом с 2009 года.

Сам Олег говорит о своей книге так:

Кими Райкконен: Valhalla

Разумеется, мы не можем не сказать и о шлеме Кими. С ним связана целая легенда. С 2001 года на шлеме Райкконена изображен загадочный символ. И почти всю карьеру журналисты пытаются разгадать тайну этого странного изображения.

Существует три рабочих версии. Версия первая: птица, которая летит. Почти все корреспонденты F1 в 2006 году писали о том, что это галочка V, символизирующая летящую птицу. Многие финские журналисты в тот период утверждали, что знак означает победу — Victory, а сама птица летит как бы над пилотом (на шлеме). Сам Кими никогда не подтверждал данную гипотезу.

Версия вторая и самая популярная: руна. В скандинавской рунной мифологии существует полная копия этого изображения, руна «альгиз». Ее расшифровка дает интересное значение, данная руна служит защитой обладателю «от рисков и фатальных неудач». И, вспоминая легендарную фразу Кими «шлем очень важен для меня, потому что защищает мою голову», начинаешь думать, что Райкконен тогда не просто отшутился. Ведь получается, шлем защищает голову как в прямом физическом смысле, так и в переносном.

Мы никогда не узнаем правду, потому что сам Кими всегда или отшучивался, или уходил от ответа на вопрос о дизайне шлема. В 2013 году он сказал, что «дизайн хороший, зачем его менять».

Финский друг гонщика утверждает, что все гораздо проще — Райкконен в молодости пришел к дизайнеру, и попросил что-нибудь «накидать». Тот сделал такой рисунок, он понравился Кими, и с тех пор он в нем и выступает.

Гран-при Абу-Даби 2010: ты не пройдешь

Как говорил один известный блогер, «классическая классика». Фантастическая гонка, в которой решалась судьба чемпионского титула. Четыре претендента: лидер чемпионата и пилот Red Bull Марк Уэббер, пилот Ferrari Фернандо Алонсо, пилот Red Bull Себастьян Феттель и Льюис Хэмилтон на McLaren.

Для российских болельщиков гонка стала краеугольным камнем всего российского автоспорта на тот момент. Кроме того, многие болельщики как Ferrari, так и Алонсо испытали смешанные эмоции от финального заезда. Почему?

Потому что после своего единственного пит-стопа Фернандо оказался за спиной Виталия Петрова.

Чтобы выиграть титул, Алонсо было необходимо проходить нашего пилота, и, казалось, у Renault нет шансов против Ferrari. Да и какая мотивация сдерживать претендента на титул? А мотивация самая простая: оставаться гонщиком всегда и везде, бороться за каждый поворот и за каждое очко вне зависимости от политических и закулисных интриг. В конце концов, выполнять свою работу.

И Виталий ее выполнил: на протяжении более 40 кругов наш парень сдерживал одного из лучших пилотов в истории «Формулы-1». После финиша испанец плакал и грозил кулаком Петрову, и эмоции чемпиона 2005 и 2006 годов понять можно — он только что упустил возможность выиграл титул с Ferrari. Но мы понимаем и другое: Виталий Петров на тот момент в пятый раз принес России очки в «Формуле-1». И если вам кажется это не слишком значимым достижением, то просто вспомните о венгерском гонщике Жолте Баумгартнере, чье единственное очко в F1 до сих пор вспоминает вся Венгрия.

Международный автодром Шанхая

Гран-при Китая

Архитектор Герман Тильке спроектировал эту трассу таким образом, чтобы она напоминала иероглиф 上 – «Шан», первый символ в названии города. И трасса получилась замечательной! Связка первого-второго-третьего поворотов представляет собой «вкручивающуюся улитку», в которой пилотам нужно суметь удержаться и в которой есть масса возможностей для обгона. Кроме того, на трассе есть очень длинная прямая в 1,2 км, на которой гонщики могут развить до 350 км/ч. После этого и нужно резко оттормаживаться, вписываться в поворот, чтобы вырулить на следующую прямую.

Еще один фактор – это погода. В этой части Китая во время гонки может быть как жара, так и жуткие ливни. И никогда не знаешь, в каких условиях пройдет гонка. И даже если она началась в хорошую погоду, не факт, что дождь не разрушит все тактики команд и не перетасует полностью всех гонщиков. В общем, Гран-при Китая – это всегда интересно.

Городская трасса «Марина-Бэй»

Первая в истории «Формулы-1» ночная гонка прошла именно здесь в 2008 году, и трасса сразу полюбилась фанатам за свою непредсказуемость и бескомпромиссность. Как и полагается городским трассам, «Марина-Бэй» закована в бетонные отбойники, которые не прощают ошибок. Но в отличие от Монако широкие улицы Сингапура позволяют развивать относительно высокую скорость и обгонять во многих местах.

Но главный вызов в Сингапуре – это сам Сингапур. Несмотря на ночь, в Сингапуре, как и положено островному государству на экваторе, невероятно душно. А поскольку гонка там длится два часа, для гонщиков она становится настоящим испытанием на выносливость. И чем ближе финиш, тем хуже концентрация пилотов, тем больше ошибок они допускают и тем более непредсказуемыми становятся результаты.